<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

о стоимости активов и пассивов фонда создает надежную основу для правомерного осуществления ос-
новных функций инвестиционного фонда, связанных с привлечением и преумножением денежных
средств населения.
Выводы
Паевые инвестиционные фонды — активные участники российского рынка ценных бумаг, основное
предназначение которых сводится к аккумуляции средств инвесторов. Паевые инвестиционные фонды
функционируют на основе доверительного управления и имеют право привлекать сбережения населения
и средства организаций на принципе коллективного инвестирования.
Паевые инвестиционные фонды признаются имущественным комплексом без создания юридического
лица, доверительное управление имуществом которых в целях его прироста осуществляют управляю-
щие компании.
По правилам организации и взаимодействия с клиентами, составу и структуре инвестиционных
активов и обязательств управляющей компании по выкупу инвестиционных паев фонды могут быть
открытыми или интервальными. Открытые паевые фонды обязаны выкупать инвестиционные паи по
первому требованию их владельцев. Интервальные паевые фонды обязаны выкупать инвестиционные
паи как минимум один раз в год.
Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, по которой не выплачиваются ни
дивиденды, ни вознаграждение в виде процентов. Доход инвестора от вложений средств в
инвестиционные паи определяется стоимостью имущества паевого инвестиционного фонда на дату
выкупа. С этой целью управляющая компания ежедневно производит расчет чистых активов фонда.
Управляющая компания, специализированный депозитарий и регистратор, независимый оценщик,
аудитор и агент на договорной основе осуществляют обслуживание паевых инвестиционных фондов.
Основная роль в этом принадлежит управляющей компании, которая выполняет функции руководства
фондом.
Суть процесса страхования сводится к отношениям страхователя и страховщика по средствам защиты
имущественных интересов физических и юридических лиц. Характеристика страхования представлена
в форме классификации. Она группирует классификационные признаки по форме страхования, по
объектам и субъектам, по виду страховой суммы, по видам страхования, по организационному
принципу, по форме взаимодействия страхователя и страховщика.
Страхователи и страховщики являются основными действующими лицами процесса страхования.
Страхователями могут быть юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со стра-
ховщиками договоры страхования.
Страховщики обязаны создавать из полученных взносов резервы по личному и имущественному
страхованию, страхованию ответственности. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный
бюджет. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на принципах
диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Аналогичные принципы применяются
при размещении активов негосударственных пенсионных фондов.
Негосударственные пенсионные фонды — это новая форма некоммерческих образований, основная
цель функционирования которых сводится к организации социальной защиты населения путем создания
системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды имеют
собственное имущество, которое подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения
деятельности фонда, и пенсионные резервы.
Источниками образования имущества фонда являются вклады учредителей, целевые взносы
вкладчиков, благотворительные взносы, доходы от размещения пенсионных резервов.
Учредительные документы фонда представлены уставом и учредительным договором.

270
Правилами лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по
управлению активами этих фондов установлена определенная процедура, которая предусматривает
наличие уставного капитала, составляющего не менее 15000-кратного установленного законом
минимального размера оплаты труда.
Управляющие компании, размещая пенсионные резервы фондов, руководствуются исключительно
целями их сохранения и прироста в Интересах участников. Принципы размещения пенсионных
резервов следующие: надежность, сохранность, ликвидность, доходность на основе диверсификации
вложений. Надежность и платежеспособность негосударственных пенсионных фондов и компаний по
управлению их активами зависит от выбора направлений размещения активов фондов. Правила
инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов предусматривают их размещение в
государственные ценные бумаги, ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, банковские вклады (депозиты), корпоративные ценные
бумаги, недвижимое имущество, валютные ценности и денежные средства.
Инвестиционный фонд может функционировать только в форме открытого акционерного общества.
Организация инвестиционных фондов предусматривает их государственную регистрацию. Устав ин-
вестиционного фонда является его основным документом. К другим обязательным документам
относятся разрешение — лицензия на выполнение функций инвестиционного фонда, договоры с
независимым оценщиком, аудиторской фирмой, специализированным депозитарием, регистратором и
управляющим.
Предметом деятельности инвестиционного фонда является инвестирование в ценные бумаги,
недвижимое имущество или приобретение прав на это имущество. Инвестиционная декларация
содержит основные направления вложения средств фонда. В ней указываются цели и устанавливаются
ограничения инвестиционной деятельности, максимальные и минимальные доли имущества фонда,
которые могут быть вложены в ценные бумаги и недвижимость.
Деятельность инвестиционных фондов имеет ряд ограничений: существует запрет на создание каких-
либо специальных фондов, выкуп собственных акций, выпуск иных эмиссионных ценных бумаг, кроме
обыкновенных именных акций, осуществление иного, чем инвестиционный, вида деятельности.
Инвестиционному фонду запрещается гарантировать инвесторам получение дохода в любой форме, в
том числе и путем рекламы.
Инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании лицензии.
Условиями получения лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда являются
наличие договоров со специализированным депозитарием и регистратором, независимым оценщиком и
аудиторской фирмой, а также управляющим фондом. Стоимость активов фонда должна быть не менее
10000-кратного минимального размера оплаты труда.
Инвестиционный фонд подотчетен акционерам фонда и государству. Порядок и требования к
отчетности инвестиционного фонда, управляющего и специализированного депозитария
инвестиционного фонда определяются нормативными правовыми актами и предусматривают
соблюдение принципов достоверности, полноты и своевременности.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте цель создания паевых инвестиционных фондов.
2. Что представляет собой инвестиционный пай?
3. Каковы роль и функции управляющей компании паевого инвестиционного фонда?
4. Охарактеризуйте специализированного депозитария паевого инвестиционного фонда.
5. Дайте характеристику специализированному регистратору паевого инвестиционного фонда.
6. Дайте характеристику независимому оценщику паевого инвестиционного фонда.
7. Какие функции выполняет агент паевого инвестиционного фонда?
8. Дайте определение понятия «страхование».
9. Назовите классификационные признаки страховой деятельности.
10. Охарактеризуйте формы и виды страхования.
11. Какова цель формирования страховых резервов?
12. Назовите принципы размещения страховых резервов.
13. Приведите формулу норматива соответствия инвестиционной деятельности страховой компании в части
размещения страховых резервов принципам возвратности, прибыльности и ликвидности.
14. Охарактеризуйте основы пенсионной системы в России.
15. Дайте определение понятия «негосударственный пенсионный фонд».
16. Дайте определение понятия «собственное имущество пенсионного фонда».
271
17. Перечислите принципы размещения пенсионных резервов.
18. Охарактеризуйте систему управления пенсионными резервами.
19. Перечислите правила лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по
управлению активами негосударственных пенсионных фондов.
20. Перечислите правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов.
21. Дайте определение понятия «инвестиционные фонды».
22. Охарактеризуйте условия функционирования инвестиционного фонда.
23. В какие инвестиционные объекты имеет право вкладывать средства инвестиционный фонд?
24. Какие ограничения накладываются па деятельность инвестиционного фонда?
25. Изложите порядок расчета стоимости активов инвестиционного фонда.
Глава 8. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
Налогообложение операций с ценными бумагами является составной частью системы
налогообложения Российской Федерации. Основы государственной налоговой системы регулируют
налогообложение прибыли и доходов, получаемых юридическими и физическими лицами, в частности,
и от операций с ценными бумагами.
В России законодательно установлены правила организации системы налогообложения и сборов,
определены категории плательщиков, а также налоговые ставки. Плательщиками налогов и сборов яв-
ляются юридические лица, которые последовательно предстают то в роли эмитентов ценных бумаг, то в
роли инвесторов, выполняя свойственные им действия с ценными бумагами. Физические лица -
участники рынка ценных бумаг, получая доход, также становятся плательщиками налогов.
На основе правил организации системы налогообложения и сборов осуществляется не только ее
построение, но и функционирование. Классификация налогов с разделением их на федеральные,
региональные и местные служит инструментом для целенаправленного их применения, систематизации
и совершенствования.
Действия организации — эмитента по выпуску ценных бумаг подчиняются Закону РФ «О налоге на
операции с ценными бумагами».
Порядок налогообложения прибыли и доходов от операций с ценными бумагами функционирует
начиная с формирования основ законодательной базы в 1991 г. и по настоящее время с учетом современ-
ных изменений и дополнений в виде законов, указов, распоряжений и положений.
В законодательной базе налогообложения прибыли и доходов по государственным ценным бумагам в
последнее время произошли существенные изменения. Налогообложению подлежат доходы и прибыль
от операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО), облигациями
Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациями Российского акци-
онерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), облигациями государственного
сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациями внутреннего государственного
валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственными ценными бумагами субъектов Российской
Федерации и ценными бумагами органов местного самоуправления.
Корпоративные ценные бумаги — акции и облигации организаций, жилищные сертификаты и
векселя приносят владельцам определенный доход. В основе системы налогообложения прибыли и
доходов, полученных от операций с корпоративными ценными бумагами, лежит расчет налога на
прибыль предприятия. Схема расчета налога на прибыль предприятия предусматривает изъятие в доход
государства только той части дохода, которая законодательно предопределена с учетом предоставляемых
льгот.
Одним из сложных, интересных и жизненно важных вопросов является налогообложение доходов
физических лиц вообще и, в частности, от операций с ценными бумагами. Объектом налогообложения в
этом случае объявляется совокупный годовой доход граждан, в состав которого входят и доходы от
операций с ценными бумагами. При этом следует помнить о льготах, которые предоставляет
государство физическим лицам по налогообложению доходов от операций с ценными бумагами и от
ценных бумаг как имущества, переходящего в результате дарения и по наследству.
8.1. Общая характеристика системы налогообложения в России
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность законодательных мер,
обеспечивающих поступление в бюджеты различных уровней налогов, сборов, пошлин, акцизов и дру-
гих видов обязательных платежей, уплачиваемых налогоплательщиками — юридическими и
физическими лицами.
272
Построение налоговой системы в России определяет Федеральный закон «О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть первая). Они устанавливают систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет,
бюджеты субъектов Федерации, а также общие принципы налогообложения и сборов на территории
Российской Федерации. Часть первая Кодекса определяет:
• перечень и виды поступающих в бюджетную систему государства налогов и сборов;
• категории плательщиков, их права и обязанности;
• пределы компетентности налоговых органов.
Законодательно установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуальный
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
Сбором называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий).
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
• организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;
• организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
• Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в
РФ;
• Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные
подразделения;
• государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного
самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в
установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или)
сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками;
• Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления
(департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономных областей, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы при
решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов. Схема построения налоговой
системы Российской Федерации приведена на рис. 8.1.
Классификация налогов
Все многообразие налоговых платежей, действующих в настоящее время, можно классифицировать:
• по способу исчисления — прямые и косвенные;
• по видам — федеральные, региональные и местные;
• по ставкам платежа — стабильные и дифференцированные;
• по объектам налогообложения — доход от операций с ценными бумагами;
• по субъектам налогообложения — юридические и физические лица, резиденты, нерезиденты;
• по предоставляемым льготам — необлагаемый минимум, снижение ставки налогообложения,
изъятие из налогообложения, освобождение от уплаты налога;
• по периодичности налогообложения — непрерывного и дискретного действия;
• по функциональному назначению — регулирующие и стимулирующие.




273
Рис. 8.1. Схема построения налоговой системы в Российской Федерации

Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы
налогообложения, например, такие, как:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Способы исчисления налогов
По способу исчисления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К так называемым прямым
налогам относятся налоги, по которым сами налогоплательщики производят расчеты налогооблагаемой
базы, суммы налога и самостоятельно перечисляют его в бюджет. Характерными примерами являются
налог на прибыль предприятии и организаций, налог на операции с ценными бумагами.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, включаются в стоимость товаров, работ и услуг и
оплачиваются потребителями, однако тем не менее исчисляются и в бюджет перечисляются
налогоплательщиком — юридическим лицом. В этом случае примером может служить налог на
добавленную стоимость (НДС). Отметим, что данным видом налога не облагается доход, полученный от
операций с ценными бумагами. Согласно подпункту «ж» пункта 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на
добавленную стоимость» от НДС освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг
(акций, облигаций, сертификатов, векселей и других ценных бумаг), за исключением брокерских и иных
посреднических услуг.
Под обращением ценных бумаг понимаются действия, которые приводят к смене их владельца и в
соответствии с нормами российского законодательства сопровождаются регистрацией перехода прав
собственности. В частности, этот факт закреплен в ст. 2 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», где под
274
обращением понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собствен-
ности на ценные бумаги.
Сделками, при исполнении которых переходит право собственности, являются купля-продажа, мена,
дарение. Следовательно, от уплаты налога на добавленную стоимость также освобождаются обороты по
операциям купли-продажи, мены и дарения ценных бумаг.
Исходя из этого доход, полученный от оказания посреднических услуг, является результатом
производственно-хозяйственной деятельности организаций-посредников и не связан с процедурой обра-
щения ценных бумаг. Поэтому данные организации обязаны вносить в бюджет налог на добавленную
стоимость и в этом отношении не имеют никаких льгот.
Операции по изготовлению, хранению, ввозу бланков и полуфабрикатов для производства ценных
бумаг также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, поскольку не связаны с их обра-
щением. Это объясняется еще и тем, что ввозимые на территорию России бланки ценных бумаг на этот
момент не удостоверяют чьих-либо имущественных прав и поэтому ценными бумагами как таковыми не
являются.
Ставки налогообложения
Налоговая база и налоговая ставка являются основой для классификации налогов. Налоговая база
представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. На-
логовая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой
базы.
По ставкам платежа различают налоги, рассчитываемые по стабильным и дифференцированным
ставкам. К твердым ставкам можно отнести ставку налога на операции с ценными бумагами, взимаемую
в размере 0,8% от номинальной суммы выпуска. Дифференцированные ставки всегда устанавливаются в
виде процентов от налогооблагаемой базы, например подоходный налог с физических лиц, налог на
имущество, поступающее во владение граждан в результате дарения или вступления в наследование.
Объекты налогообложения
Каждый вид налога имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами налогообложения
могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ,
оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или
физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и
сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Доходом по ценным бумагам признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме,
учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой ее можно оценить в соответствии
с понятиями «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог
на доходы от капитала».
Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации
или к доходам от источников за ее пределами.
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении
прибыли, остающейся после налогообложения, в том числе в виде процентов по привилегированным ак-
циям, по принадлежащим акционеру акциям.
Процентами признается любой заранее заявленный объявленный доход, в том числе в виде дисконта,
полученный по долговому обязательству любого вида.
Субъекты налогообложения
По субъектам налогообложения классификация предусматривает наличие плательщиков налогов.
Субъектами налогообложения являются юридические лица независимо от организационно-правовой
формы и физические лица, работающие как предприниматели без образования юридического лица или
как обыкновенные граждане, а также нерезиденты — юридические и физические лица. Например,
плательщиками подоходного налога являются физические лица, налога на прибыль — предприятия и
организации, а налога на операции с ценными бумагами — только юридические лица — эмитенты
ценных бумаг.
Льготы по налогообложению
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах
275
преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая
возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
По предоставляемым льготам российское налоговое законодательство не столь гибко и разнообразно,
как зарубежное, но тем не менее оно дает налогоплательщикам возможность при определенных усло-
виях несколько уменьшить бремя налогов.
Так, предусматриваются определенные льготы по налогообложению ценных бумаг. Примером может
служить необлагаемый минимум в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда, которым следует
воспользоваться физическим лицам при расчете налога с величины совокупного годового дохода.
Существует также необлагаемый минимум по налогу на имущество, переходящее в порядке
наследования. Его величина составляет 850 минимальных размеров оплаты труда. Кроме этого,
снижаются ставки налогообложения в зависимости от категории объекта налогообложения (скажем,
доход, полученный от ГКО, облагается налогом по пониженной ставке).
По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена
которых определяется в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», убыток от их
реализации (выбытия) по цене установленной предельной границы колебаний рыночной цены может
быть отнесен на уменьшение доходов от реализации данных ценных бумаг.
По операциям с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, заключаемыми в целях
уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли
этими контрактами, доходы от купли-продажи фьючерсного или опционного контракта либо
осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по
операциям с базисным активом.
Периодичность налогообложения
Под налоговым периодом понимается период, по окончании которого определяется налоговая база и
исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
По периодичности налогообложения различают налоги постоянного и дискретного действия. Налоги
постоянного действия подлежат строгому перечислению в бюджет в определенное время. К такого рода
налогам относятся налог на прибыль предприятий и организаций налог на добавленную стоимость,
подоходный налог с физических лиц.
Налоги дискретного действия возникают, например, при эмиссии ценных бумаг, когда эмитентом
принимается решение о выпуске ценных бумаг; к налогам такого типа относятся государственная и
таможенная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате с нарушением
срока налогоплательщик или плательщик сбора уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмот-
ренных Налоговым кодексом.
Функциональное назначение налогов
Налоги могут оказывать регулирующее и стимулирующее воздействие на субъект налогового
платежа. Налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц являются
регулирующими доходными источниками.
Стимулирующее воздействие может оказывать, например, налог на добавленную стоимость.
Система налогообложения устанавливает порядок уплаты налогов как юридическими, так и
физическими лицами на основе налоговой декларации.
Уплата налогов и сборов производится путем разовой оплаты всей суммы налога или сбора в
установленные сроки. Налогоплательщик или обязанное по закону лицо перечисляет сумму оплаты в
наличной или безналичной форме.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому виду налога.
Например, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом, а региональных
и местных налогов — соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
8.2. Налог на операции с ценными бумагами
Федеральный закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» имеет достаточно узкий спектр
действия и направлен на урегулирование отношений эмитентов ценных бумаг с государством. Он


276
относится к тем немногим законам, которые на протяжении довольно длительного времени не
подвергались изменениям и дополнениям, а его нормы просты и действенны.
С 8 февраля 1991 г. общие правила налогообложения по операциям с ценными бумагами при
заключении сделок любого характера определяло постановление Совета Министров РСФСР «О ставках
гербового сбора по операциям с ценными бумагами». С 1 января 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР
«О налоге на операции с ценными бумагами», который заменил указанное постановление и с неболь-
шими изменениями и дополнениями действует по настоящее время.
Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» определял плательщиков налога, объекты
налогообложения, налоговые ставки и льготы, устанавливал порядок исчисления суммы налога и сроки
его уплаты, ответственность за уплату налога. В Законе было дано определение понятия «операции с
ценными бумагами». Так, Закон устанавливает, что операцией с ценными бумагами признаются
действия или намерения плательщика налога, направленные на возникновение имущественных прав в
отношении акций, сберегательных сертификатов и облигаций, переводных векселей посредством заклю-
чения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Аналогичные требования относятся к
переводным векселям в части заключения договора. Таким образом, в зоне недосягаемости силы дан-
ного Закона остались многие ценные бумаги, которые выпускались, например, банками и
предприятиями. К их числу относятся депозитные сертификаты, простые векселя, казначейские
обязательства. Исключением из правил явились операции по акциям трудового коллектива, облигациям
Государственного внутреннего займа СССР 1982 г., Государственным казначейским обязательствам
бывшего СССР и сертификатам бывшего Сберегательного банка СССР.
Закон устанавливал два объекта налогообложения: цена договора и регистрация проспекта эмиссии
ценных бумаг. С точки зрения основ организации налоговой системы не было четко определено, что же
подпадает под налогообложение: сам факт регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг или
номинальная сумма эмиссии; к тому же при выпуске некоторых ценных бумаг проспект эмиссии не
регистрировался и уплата налога не производилась. К таким ценным бумагам относятся операции со
сберегательными и депозитными сертификатами, простыми и переводными векселями. В то время
законодательно проспект эмиссии был предусмотрен только при выпуске акций и облигаций, если эмис-
сия осуществлялась в форме открытого (публичного) размещения.
Налоговые ставки. Ставка налога составляла 0,5% номинальной суммы эмиссии, причем эмитент,
осуществляющий первичную эмиссию ценных бумаг, уплачивал налог в виде платы за регистрацию
проспекта эмиссии. Налогообложению подлежали операции при покупке государственных ценных
бумаг, а при заключении договора купли-продажи ценных бумаг (например, акций, облигаций) с каждо-
го участника сделки взимался налог в размере 3 руб. с каждой 1000 руб. суммы договора.
Налоговые льготы. В соответствии с Законом освобождались от уплаты налога на операции с
ценными бумагами:
• юридические и физические лица, приобретавшие акции, впервые эмитируемые акционерным
обществом с момента его государственной регистрации;
• эмитент, осуществивший первичную эмиссию ценных бумаг;
• юридические лица, осуществлявшие в установленном порядке посреднические операции с ценными
бумагами за счет и по поручению клиента.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога на операции с ценными бумагами предполагал строгое исполнение
требований закона, поскольку в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращался и при
повторном представлении документов уплата производилась вновь.
При заключении договора купли-продажи ценных бумаг налог уплачивала каждая из сторон при
совершении сделки на вторичном рынке с корпоративными ценными бумагами, а при покупке государ-
ственных ценных бумаг — только покупатель. В этом случае перечислять сумму налога в бюджет
обязаны фондовые биржи — по сделкам, которые были совершены с их помощью, и регистраторы
внебиржевых сделок, в том числе эмитенты, инвестиционные компании и фонды, брокеры и банки.
Особо следует отметить, что перечисленные организации не являлись плательщиками налога;
обязанность собирать и перечислять налоги в бюджет была вменена им как полномочным
представителям государства, которые выполняли роль фискальных агентов. С этой целью сделки
регистрировались в специальном журнале, где отмечался сам факт совершения сделки с указанием ее
суммы и налога на операции с ценными бумагами, формы платежа и даты уплаты налога. Сумма налога
277
вносилась плательщиком при регистрации сделки и в течение трех дней перечислялась в федеральный
бюджет; при этом организации-регистраторы несли ответственность за своевременность их
поступления в бюджет.
Анализируя нормы, установленные Законом «О налоге на операции с ценными бумагами» в редакции
1991 г., несложно заметить, что они носили ограниченный характер и не охватывали весь спектр как
действий, совершаемых с ценными бумагами — объектом налогообложения, так и обязанных лиц,
принимающих участие в сделках.
Изменения в системе налогообложения. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон
РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами», вступивший в действие со дня его официального
опубликования в «Российской газете» 24 октября 1995 г., внес существенные изменения в

<< Пред. стр.

стр. 35
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>