<< Пред. стр.

стр. 36
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

законодательную базу системы налогообложения операций с ценными бумагами. Прежде всего это
коснулось определения категории плательщиков налога; теперь ими являются только юридические лица
— эмитенты ценных бумаг. Изменения коснулись также и объекта налогообложения.
Объект налогообложения. Объектом налогообложения в соответствии с рассматриваемым Законом
является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Следовательно, можно
предположить, что действие данного Закона распространяется на те ценные бумаги, выпуск которых не
только предусматривает регистрацию проспекта эмиссии, но и не требует данных действий. К ценным
бумагам, на которые распространяется сила нового Закона, относятся акции и облигации, эмитируемые
акционерными обществами открытого и закрытого типа, производные ценные бумаги, а также жилищ-
ные сертификаты, определяемые как любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в
единицах общей площади жилья и имеющие индексируемую номинальную стоимость в денежном выра-
жении. Этот круг ценных бумаг может быть расширен, если при выпуске других ценных бумаг
предусмотрена процедура государственной регистрации проспекта эмиссии.
Исключения из системы налогообложения
Налог не взимается с акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг
при учреждении данного акционерного общества.
В соответствии с новым Законом не подлежит налогообложению и номинальная сумма выпуска
ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину
переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ. Данная ситуация описана
в Законе достаточно четко, однако в практике его применения возникают вопросы, связанные с
увеличением уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости
акций. В этом случае предусмотрено, что налогообложению подлежит только разница между заявленной
эмитентом суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения.
Список исключений пополнил Федеральный закон РФ «О внесении дополнений в ст. 2 Закона
Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами» от 23 марта 1998 г. В нем
отмечается, что налогом на операции с ценными бумагами не облагается:
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате
реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции
акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера
уставного капитала присоединяемого акционерного общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или
дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного
общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных
ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала
акционерного общества;
• номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения им своего
уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.
Изменения в размере ставки налогового платежа
Особенностью новой редакции Закона является налоговая ставка. Если раньше при продаже
государственных ценных бумаг первым владельцам необходимо было заплатить 0,1% от суммы
договора купли-продажи, 0,3% — покупателю акций и облигаций и 0,3% — покупателю и продавцу
278
сберегательных сертификатов и переводных векселей, то на вторичном рынке покупатель
государственных ценных бумаг платил также 0,1% и по 0,3% платили и покупатель и продавец
корпоративных ценных бумаг. Сейчас налог на операции с ценными бумагами взимается с эмитента в
размере 0,8% номинальной суммы выпуска. При этом плательщик самостоятельно рассчитывает сумму
налога, перечисляет его в федеральный бюджет одновременно с представлением документов на
регистрацию эмиссии, и если ему в этом будет отказано, то налог не возвращается.
Ответственность при исчислении налога. Согласно требованиям Закона плательщик несет
ответственность за правильность исчисления налога и за своевременность его уплаты; контроль за этим
осуществляют налоговые органы. Правилами установлено, что в налоговую инспекцию в трехдневный
срок после уплаты налога следует представить расчет налога на операции с ценными бумагами в произ-
вольной форме вместе с документами, подтверждающими его перечисление в бюджет.
Напомним, что источником платы налога на операции с ценными бумагами для всех юридических
лиц является чистая прибыль и только инвестиционные фонды имеют право относить их на затраты. В
этом состоят особенности состава затрат и формирования финансовых результатов инвестиционных
фондов.
8.3. Налогообложение операций с государственными ценными бумагами
В современной системе налогообложения налог на прибыль предприятий и организаций занимает
одно из ведущих мест. Федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» вступил
в силу с 1 января 1992 г. и действует по настоящее время с внесенными изменениями и дополнениями.
Плательщиками налога являются юридические лица, а объектом налогообложения — валовая
прибыль, уменьшенная или увеличенная в зависимости от сложившейся ситуации, регулируемой
нормами законодательства.
Валовая прибыль — объект налогообложения
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ,
услуг), основных фондов, иного имущества организации и доходов от внереализационных операций,
уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Законом установлена и ставка налогового платежа,
в частности ставка в размере 10% применяется для прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет
Российской Федерации, а в бюджеты субъектов Федерации юридические лица перечисляют налог на
прибыль в размере 19%.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от
долевого участия в деятельности Других организаций, от предоставления имущества в аренду, доходы
(дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию,
а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанные с производством продук-
ции и ее реализацией.
Виды доходов
Юридическое лицо от операций с ценными бумагами может получить доходы в виде:
• суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении облигаций в
стоимостном выражении в безналичной форме или имущественном эквиваленте (например, в виде
слитков золота);
• купонного дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого к
номинальной стоимости облигации;
• дивиденда по акциям;
• дисконта по долговым ценным бумагам в соответствии с условиями выпуска, не
предусматривающими его процентных выплат;
• положительной разницы от перепродажи ценных бумаг;
• комиссионных вознаграждений за оказание услуг на рынке ценных бумаг.
Налогообложение доходов по государственным ценным бумагам наряду с Федеральным законом «О
налоге на прибыль предприятий и организаций» с изменениями от 31 июля 1998 г. регулируется поряд-
ком применения ст. 2 и 9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при
совершении операций с государственными ценными бумагами от 4 февраля 1997 г., который разработан
Центральным банком России, Министерством финансов РФ и Государственной налоговой службой
Российской Федерации.
279
К государственным ценным бумагам, на которые распространяется действие данного документа,
относятся: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального
займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации Российского акционерного общества
«Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), облигации государственного сберегательного займа Рос-
сийской Федерации (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа
(ОВВЗ), государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и ценные бумаги органов
местного самоуправления.
В целях налогообложения по новому правилу совершения операций с государственными ценными
бумагами установлен порядок исключения из валовой прибыли дохода, который подлежит обложению
налогом по ставке 15%. При получении юридическим лицом доходов по государственным ценным
бумагам уменьшению подлежит валовая прибыль, поэтому во внимание принимаются доходы,
полученные только в определенном виде.
Доход по государственным ценным бумагам
Налоговой базой по государственным ценным бумагам может быть:
1. Разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки. По государственным
краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) в качестве дохода признается разница между ценой
реализации (погашения) и ценой покупки облигации с учетом оплаты услуг по их приобретению и
реализации. Те владельцы ГКО (а к ним в первую очередь относятся коммерческие банки), которые
проводят переоценку вложений в ценные бумаги, при налогообложении должны исключать из валовой
прибыли доходы в виде положительной разницы, полученной от переоценки стоимости облигаций. Если
в течение года при расчете дохода, подлежащего обложению налогом по ставке 15%, образовалась
отрицательная разница при переоценке отдельных выпусков ГКО, то она учитывается при уменьшении
дохода в размере, не превышающем положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с
переоценкой за весь период с начала года. Особо следует обратить внимание на то, что непокрытый
убыток на конец отчетного года не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы
по ГКО. Это существенно повышает долю риска при выполнении операций с государственными
ценными бумагами, в то время как практика в таких странах, как США, Япония, в этом отношении дает
положительные результаты. С июня 1998 г. установлено, что убытки от их реализации (выбытия) по
цене установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на
уменьшение доходов от реализации данных ценных бумаг.
2. Часть накопленного купонного дохода. Доход, получаемый от операций с ценными бумагами,
может быть и в виде части суммы накопленного купонного дохода или процента к номинальной стои-
мости облигаций, рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным
при их продаже или в случае погашения купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным при
покупке облигаций. Это правило относится к облигациям Федерального займа с переменным купонным
доходом (ОФЗ-ПК), облигациям Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали»
(РАО ВСМ), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ),
облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственным
ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного
самоуправления, если в условиях выпуска при их обращении предусмотрено, что выплата части
накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. При этом сумма накопленного
купонного дохода или процента к номинальной стоимости облигаций, подлежащего вычету из валовой
прибыли, должна соответствовать размеру дохода, рассчитываемого исходя из заявленного эмитентом
дохода в виде процента или купона по данному виду облигаций, и времени фактического нахождения ее
на балансе владельца.
3. Проценты, если в условиях выпуска не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода
покупателем продавцу. Доход может быть также и в виде процентов по государственным ценным
бумагам Российской Федерации, а также государственным ценным бумагам субъектов Российской
Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не
предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.
Таким образом, порядком применения ст. 2 и 9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и
организаций» при совершении операций с государственными ценными бумагами установлены правила
налогообложения полученных доходов, облагаемых по ставке 15%. Этим же документом определена
ответственность лиц за исчисление налога и уплату его в бюджет.
280
Порядок уплаты налога в бюджет
Владелец ценной бумаги, являясь ее продавцом, самостоятельно осуществляет расчет и уплату в
бюджет налога на доход по государственным ценным бумагам, доход по которым определяется в виде
дисконта как разница между ценой реализации и ценой приобретения или в виде накопленного
купонного дохода. Удержание налога с дохода в виде процентов, полученных владельцами по
государственным ценным бумагам, осуществляется в момент выплаты дохода у источника выплаты. При
этом удержание налога и его перечисление в государственный бюджет производит осуществляющее
выплату дохода лицо, которое является платежным агентом эмитента.
Существенно влияет на систему налогообложения то, что доходы, полученные по иным ценным
бумагам, подлежат включению в валовую прибыль и облагаются налогом на прибыль в
общеустановленном порядке по ставке 35%. К ним относятся все остальные виды государственных
ценных бумаг, ценные бумаги, выпускаемые в обращение банками, акционерными обществами,
инвестиционными фондами.
Следовательно, взимание налога по государственным ценным бумагам Российской Федерации,
ценным бумагам субъектов Федераций и органов местного самоуправления осуществляется двумя
способами.
Во-первых, налог с доходов, возникающих при выплате дохода, продаже, переоценке, погашении
ГКО, ОФЗ-ПК, ОГСЗ, ОВВЗ и облигаций РАО-ВСМ, уплачивается владельцем ценных бумаг. Расчет
налога с доходов следует представлять в налоговую инспекцию ежемесячно, не позднее 10-го числа
месяца, следующего за отчетным. Налог уплачивается в течение пяти дней после представления
расчета.
Во-вторых, налог на доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации и
субъектов Федерации, а также ценным бумагам субъектов местного самоуправления, по которым не
предусмотрена выплата купонного дохода покупателем продавцу, удерживается источником выплаты
дохода — платежным агентом, заключившим договор с эмитентом на обслуживание соответствующих
ценных бумаг. Представление расчета и перечисление сумм налога в бюджет производится платежным
агентом в те же сроки.
Налогообложение доходов и прибыли от ценных бумаг
Налогообложение доходов и прибыли по государственным краткосрочным бескупонным облигациям
(ГКО)
Доходом по государственным краткосрочным бескупонным облигациям является дисконт. Согласно
разъяснениям Министерства финансов РФ от 23 февраля 1993 г. № 05-01-04 и Госналогслужбы РФ от 9
марта 1993 г. № ВГ-4-01/28ан дисконтом по государственным краткосрочным бескупонным облигациям
является разница между ценой продажи или погашения и ценой покупки. Рассчитанный таким образом
доход в виде дисконта, полученный владельцем ГКО, облагается налогом по ставке 15%. В связи с этим
доход, полученный при погашении облигаций, а также прибыль при совершении сделок купли-продажи
ГКО через торговую систему, облагаются налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
Правила обслуживания и обращения выпусков государственных краткосрочных бескупонных
облигаций регулируют порядок их размещения, обращения и погашения. При этом предусматривается,
что облигации, купленные дилерами и инвесторами, подлежат периодической переоценке. Дилеры
проводят переоценку облигаций в день проведения торгов на вторичном рынке облигаций или в день
проведения аукциона вне зависимости от того, проводил ли дилер операции с облигациями в этот день
или нет. Инвестором же переоценка осуществляется только в день проведения операций по покупке или
продаже облигаций. Причем в этот день производится переоценка облигаций всех выпусков,
находящихся в портфеле инвестора, даже если он производил операции только с некоторыми
выпусками. Естественно, по этой причине как дилеры, так и инвесторы могут получать прибыль или
убытки, поскольку может происходить изменение балансовой стоимости облигаций.
Таким образом, сумма в виде положительной курсовой разницы включается во внереализационный
доход и облагается налогом по общепринятой схеме налогообложения, а убытки в виде отрицательной
курсовой разницы уменьшают налогооблагаемую базу.
Налогообложение доходов и прибыли от облигаций федерального займа с переменным купонным
доходом (ОФЗ-ПК)

281
Налогообложение ОФЗ-ПК строится на так называемой раздельной системе налогообложения, суть
которой состоит в том, что доход по этим облигациям складывается из процентного дохода, начисляе-
мого к номинальной стоимости, и дисконтного дохода, полученного при их купле-продаже.
По условиям выпуска ОФЗ-ПК облигации, обращаясь, приобретают накопленный купонный доход.
Накопленный купонный доход — часть купонного дохода облигации в виде процента к номинальной ее
стоимости, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска
облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода, и включаемого в цену сделки.
Расчет суммы накопленного купонного дохода. Сумма накопленного купонного дохода
рассчитывается по формуле
А = С/Т (Т- t),
где А — накопленный купонный доход, руб.;
С — купон (руб.), рассчитываемый по формуле
С-(R/100) (T/365) N
где R — купонная ставка, % годовой;
N — номинал ценной бумаги, руб.;
Т — купонный период;
t — срок до выплаты купона.
При обращении облигаций налогом облагается часть суммы купонного дохода, рассчитываемая как
разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций либо погашении
купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным при ее приобретении, в течение купонного
периода по каждому купону.
Прибыль, полученная в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки
облигации, без учета сумм накопленного купонного дохода, подлежит налогообложению в общеустанов-
ленном порядке по ставке 30%.
Таким образом, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом полученный
доход подлежит налогообложению по ставке 15%, а дисконтный доход включается во
внереализационные доходы предприятия и подлежит обложению по общей ставке налога на прибыль.
При реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате
реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их
оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией. Под оплаченной стоимостью
государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стои-
мость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате
выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации
(новации). Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате
реструктуризации, определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных
бумаг, деленная на их количество. При исчислении первичными владельцами и дохода по
государственным ценным бумагам, полученным в результате реинвестирования, при их погашении, в
том числе при направлении облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)
на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет,
дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключаются
часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой
приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг,
полученных в результате реструктуризации, приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в
результате реструктуризации.
Первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации)
ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате ре-
структуризации (новации), вправе направлять на погашение этого Убытка доходы от реализации ценных
бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
По новым правилам налогообложения прибыли предприятий и организаций не включаются в
налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе
новации, владельцам ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его
затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
Налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную
без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Налогообложение доходов и прибыли от облигаций внутреннего государственного валютного займа
282
Облигации внутреннего государственного валютного займа введены в обращение в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222 «Об утверждении условий выпуска
внутреннего государственного валютного облигационного займа». Согласно российскому
законодательству они являются валютными ценностями и обращаются с учетом требований валютного
законодательства, однако без специального разрешения Центрального банка России. Доход по этим
облигациям установлен в размере 3% годовых, выплачиваемых ежегодно. Обращение облигаций
внутреннего государственного валютного займа, т.е. совершение операций купли-продажи, сопро-
вождается образованием накопленного купонного дохода, величина которого пропорциональна
количеству дней, прошедших с начала купонного периода.
Таким образом, доход по облигациям внутреннего государственного валютного займа складывается
из купонного дохода и дохода, полученного от разницы цен при покупке и продаже.
Для целей налогообложения следует иметь в виду, что согласно подпункту «а» пункта 1 ст. 9 Закона
РФ от 27.12.91. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» купонный доход в виде
процента от номинальной стоимости облигации внутреннего государственного валютного займа не
облагается налогом на прибыль. Это правило, установленное письмом Госналогслужбы РФ от 9 декабря
1995 г. № НП-4-01/78н «О некоторых вопросах, связанных с налогообложением доходов по облигациям
внутреннего государственного займа у коммерческих банков», действует и по настоящее время, не-
смотря на то, что любой вид дохода по государственным ценным бумагам подлежит налогообложению в
соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон
РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Суть дела состоит в том, что валютные
облигации выпущены в обращение до вступления в силу указанного закона.
Порядком применения соответствующих статей данного закона установлено, что доходы в виде
процентов, разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки с учетом оплаты услуг по
их приобретению и реализации по государственным ценным бумагам Российской Федерации,
государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов
местного самоуправления, эмитированным до его официального признания, не подлежат обложению
налогом.
При продаже облигаций не подлежит налогообложению часть суммы накопленного купонного
дохода, рассчитываемая как разница между накопленным купонным доходом, полученным от
покупателя облигаций либо при погашении купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным
при приобретении облигаций у предыдущего владельца.
В то же время накопленный купонный доход, уплаченный при приобретении облигаций
предыдущему владельцу, уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль только после
реализации облигаций или погашения купона. В итоге прибыль в виде положительной разницы между
ценой продажи и ценой покупки облигаций без учета сумм накопленного купонного дохода подлежит
налогообложению в общеустановленном порядке.
Условия налогообложения облигаций внутреннего государственного валютного займа. В условиях
выпуска облигаций внутреннего государственного валютного займа отмечается, что сумма основного
долга по облигациям при их погашении, равно как и причитающиеся к выплате проценты, не подлежит
обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами, за исключением
случаев, когда взимание подобных платежей установлено законодательством Российской Федерации. В
этих случаях заемщик выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их
погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной
компенсации держателю сумм удержанных с него обязательных платежей. Указанная компенсация не
производится в случаях, когда они:
1) взимаются способом, отличным от удержания из причитающейся к выплате номинальной суммы
долга и (или) процентов по купону;
2) взимаются в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, вступающими в силу
позднее чем через 30 дней после даты соответствующей выплаты номинальной суммы долга и (или)
процентов по купону;
3) вычитаются платежным агентом из платежа, если платеж другим платежным агентом мог бы быть
сделан без подобного вычета.
При определении налогооблагаемой базы для исчисления налога предприятиями и организациями,
являющимися первичными владельцами облигаций внутреннего государственного валютного обли-
гационного займа (далее — ОВВЗ), валовая прибыль уменьшается на всю сумму положительных
283
курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым
Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, возникших с момента поступления
иностранной валюты на счет предприятия или организации и до момента принятия ОВВЗ на баланс
предприятия или организации при их реализации (погашении или прочем выбытии), а также на сумму
убытков, образовавшихся при списании ОВВЗ с баланса предприятия или организации по цене ниже
балансовой, но в пределах рыночной цены.
Налогообложение доходов и прибыли от облигаций государственного сберегательного займа
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 г. «О генеральных условиях выпуска и
обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» вводит в
обращение облигации с целью активного привлечения средств населения для обеспечения гарантий их
сохранности и финансовой стабилизации российской экономики. С момента их выхода в свет все виды
доходов налогом не облагались.
Облигации государственного сберегательного займа предоставляют право их владельцам на
получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода, начисляемого ежеквартально к
номинальной стоимости облигаций, превышающего уровень доходности по другим видам
государственных ценных бумаг, а также получение номинальной стоимости облигаций при их
погашении. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и
равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с
переменным купонным доходом.
В настоящее время налогообложение по облигациям государственного сберегательного займа
осуществляется аналогично налогообложению ОФЗ-ПК.
Виды доходов по сберегательным облигациям и налогообложение. Купонный доход в виде процента к
номинальной стоимости по облигациям сберегательного займа облагается налогом на прибыль у пред-
приятий и организаций. Накопленный купонный доход, появляющийся в процессе обращения
облигаций, как часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости и рассчитываемый
пропорционально количеству дней, прошедших с даты начала купонного периода, включается в цену
сделки купли-продажи облигаций. Таким образом, доход по облигациям государственного
сберегательного займа складывается из процентного и дисконтного доходов.
При обращении облигаций налогом по ставке 15% облагается часть суммы накопленного купонного
дохода, рассчитываемая как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже
облигаций либо погашении купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным при их
приобретении.
Второй вид дохода от облигаций государственного сберегательного займа — прибыль (дисконт) в
виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки облигаций без учета сумм
накопленного купонного дохода, включается во внереализационный доход предприятия и подлежит
налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 30%.
Налогообложение доходов и прибыли от государственных ценных бумаг субъектов Российской
Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления
Современная система налогообложения доходов, полученных от. государственных ценных бумаг,
включает и налогообложение доходов от ценных бумаг субъектов Федерации и органов местного
самоуправления. Характерная особенность этого вида ценных бумаг состоит в том, что эмитентом
является не Министерство финансов РФ, выступающее от имени Правительства Российской Федерации,
как это имеет место для государственных ценных бумаг, а согласно действующему законодательству
республики, края, области, автономные округа и автономные области, города Москва и Санкт-
Петербург, муниципальные образования. Например, к ценным бумагам субъектов Федерации и органов
местного самоуправления относятся муниципальные краткосрочные облигации (г. Санкт-Петербург),
облигации московского муниципального займа (г. Москва), городские краткосрочные облигации (г.
Екатеринбург, г. Челябинск), краткосрочные областные долговые обязательства (г. Новосибирск).
Практика выпуска и обращения этих видов ценных бумаг не столь обширна и многообразна, как ГКО,
ОФЗ-ПК. Отчасти сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что российское законодательство,
регулирующее государственный внутренний долг Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном
внутреннем долге Российской Федерации», дает определение долговых обязательств Правительства РФ.
Они могут быть выражены в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска
284
ценных бумаг от имени Правительства РФ или других долговых обязательств, гарантируемых
Правительством РФ. Следовательно, по определению ценные бумаги субъектов Федерации и
муниципальных образований не являются государственными ценными бумагами, если Правительство
РФ не предоставляет гарантии по их оплате.
Особенности налогообложения ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований.
Вместе с тем для целей налогообложения ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных
образований Гражданским кодексом РФ (ст. 817) и Законом РФ от 10 января 1997 г. «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и
организаций» приравниваются к государственным ценным бумагам. Это обстоятельство дает основание
считать, что установленные правила налогообложения государственных ценных бумаг
распространяются и на рассматриваемые ценные бумаги.
Владельцы ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований в соответствии с
условиями выпуска могут получить доход в виде процентных выплат от номинальной стоимости
облигаций, сумму основного долга при их погашении, доход от размещения по цене ниже номинала и
прибыль в процессе обращения.
Налог на ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных образований распространяется на
доход от размещения по цене ниже номинала, прибыль, полученную в процессе обращения от разницы
цены продажи и цены покупки, а также на доход в виде процентов от номинальной стоимости по
купонному доходу.
В июле 1998 г. Указом Президента РФ № 696 «О порядке выпуска органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов» в целях обеспечения рационального
использования финансовых средств, получаемых субъектами Федерации, разрешено размещение
облигационных займов на международных финансовых рынках. Хотя рабочий механизм но
функционированию данного Указа еще не разработан и меры налогового воздействие не существуют,
тем не менее можно сказать, что они будут соответствовать общим правилам налогообложения в России.
Эмитенты внешних облигационных займов должны соблюдать требования к объему заимствований и
объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств, а также условия
выполнения обязательств по погашению внешних облигационные займов. Кроме того, размещать
внешние облигационные займы разрешается тем субъектам Федерации, которые представили
одновременно с проспектами эмиссий сведения о доходах и расходах своих бюджетов, о размере
дефицита и источниках его финансирования и обеспечили исполнение своих бюджетов в соответствии с
бюджетным и налоговым законодательством России и получили в соответствии с международными
стандартами кредитный рейтинг.
Налогообложение дисконтного дохода. Выпуск таких ценных бумаг, как облигации московского
муниципального займа и муниципальные краткосрочные облигации г. Санкт-Петербурга, регламенти-
ровался условиями выпуска, в которых данные бумаги характеризовались как дисконтные. На этом
основании предусматривается следующее налогообложение дохода и порядок исключения из валовой
прибыли дохода по облигациям московского муниципального займа и муниципальным краткосрочным

<< Пред. стр.

стр. 36
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>