<< Пред. стр.

стр. 37
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

облигациям г. Санкт-Петербурга, подлежащего обложению налогом на доход по ставке 15%.
Валовая прибыль юридического лица — владельца данных облигаций уменьшается на доходы,
полученные в виде разницы между ценой реализации (погашения) и ценой их покупки, которые
признаются доходом в соответствии с условиями выпуска облигаций московского муниципального
займа и муниципальных краткосрочных облигаций города Санкт-Петербурга.
Налогообложение купонного дохода. Доход по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и
ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена
выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу, может быть в виде процентов. Данный
вид купонного дохода облагается также по ставке 15%. Для облигаций, у которых предусмотрено
образование дохода в виде накопленного купонного дохода, налогообложение построено аналогично
схеме налогообложения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом.
Прибыль, полученная владельцами при совершении операций купли-продажи с ценными бумагами
субъектов Российской Федерации и ценными бумагами органов местного самоуправления, облагается
по установленной ставке по общим правилам.
Налогообложение доходов и прибыли от облигаций внешних облигационных займов


285
Постановлением Правительства РФ № 71 от 23 января 1997 г. «О привлечении финансовых ресурсов
с международных рынков капитала в 1997 году» Министерство финансов РФ выпустило в обращение
облигации внешних облигационных займов. Для целей налогообложения устанавливается, что факт
приобретения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в 1997 г. сам по себе
не является основанием для того, чтобы рассматривать иностранное юридическое лицо как имеющее
постоянное представительство на территории Российской Федерации.
Вместе с тем оказание иностранным юридическим лицом услуг, связанных с размещением,
обращением и обслуживанием облигаций за пределами Российской Федерации, само по себе не является
основанием для того, чтобы рассматривать данное лицо, имеющее постоянное представительство на
территории Российской Федерации, объектом налогообложения. Такие условности имеют под собой
основание в связи с тем, что наличие или отсутствие постоянного представительства иностранного лица
на территории Российской Федерации влияет на налогообложение доходов от облигаций внешних
облигационных займов 1997 г.
Правовая защита операций с облигациями внешних займов. Операции, связанные с приобретением
облигаций, в том числе получение дохода по облигациям, на территории Российской Федерации
пользуются полной и безусловной правовой защитой со стороны законодательной базы России, причем
правовой режим данных операций не является менее благоприятным, чем режим для имущества,
имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Российской
Федерации. Правовую основу операций с облигациями внешних займов выполняет Закон РФ от 4 июля
1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
Доходы в виде процентов, полученные юридическими лицами -владельцами облигаций в
соответствии с условиями выпуска, не облагаются налогом на прибыль в том случае, если получателями
процентов являются нерезиденты Российской Федерации (кроме физических лиц), в какой бы форме ни
происходило получение таких процентов (например, полного или частичного, прямого или
опосредованного права собственности на доходы в виде процентов по облигациям).
Ограничения в продаже облигаций. В законодательной практике существуют ограничения в случае
продажи облигаций иностранным юридическими лицами. Независимо от места заключения договор.!
купли-продажи прибыль от этой операции не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Исключение составляет ситуация, когда такая продажа осуществляется через постоянное представитель-
ство иностранного юридического лица в Российской Федерации и когда в результате такой продажи
происходит перечисление дохода иностранным юридическим лицам из источников в Российской
Федерации.
Особенности налогообложения облигаций внешних облигационных займов. При обращении
облигаций внешних облигационных займов 1997 г. существуют особенности и при налогообложении
другими видами налогов, кроме налога на прибыль.
Выплаты иностранным юридическим лицам по договорам об оказании услуг, заключенным
Министерством финансов РФ в связи с выпусками внешних облигационных займов 1997 г., налогом на
добавленную стоимость не облагаются, если эти услуги оказаны за пределами территории Российской
Федерации. Они также не являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог, если
продажа или размещение облигаций производится иностранными юридическими лицами за пределами
Российской Федерации.
Ситуация меняется, если продажа или размещение облигаций осуществляются иностранными
юридическими лицами через постоянные представительства на территории Российской Федерации. В
этом случае облигации не являются объектом налогообложения налогом на имущество, поскольку
сложившийся в России порядок исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических
лиц и представления уведомлений в налоговые органы Российской Федерации в отношении имущества,
находящегося на территории Российской Федерации, не распространяется на облигации внешних
облигационных займов.
Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц
Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц основано на том, что
полученные ими доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат
обложению налогом на доходы у источника выплаты. К доходам из источников в Российской
Федерации, в частности, относятся следующие доходы:

286
• дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу
иностранного участника прибыли созданного в Российской Федерации предприятия с иностранными
инвестициями;
• дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме;
• прибыль, распределяемая чековыми инвестиционными фондами (специализированными
инвестиционными фондами приватизации);
• процентный доход:
• от долговых обязательств любого вида;
• от облигаций с правом на участие в прибылях компании и конвертируемых облигаций;
• по векселям и другим ценным бумагам;
• премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом;
• штрафы и пени за нарушение договорных и долговых обязательств.
Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации
удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой
производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в
бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом не имеет
значения, в каком виде будет произведена выплата дивидендов:
• в денежном, натуральном или в каком-либо другом виде;
• в виде наличного или безналичного платежа иностранному участнику;
• путем зачета требований или в любой другой форме.
Под выплатой подразумевается также реинвестирование распределенного в пользу иностранного
участника дохода на увеличение его доли в уставном капитале предприятия-резидента. Для целей
налогообложения не имеет значения направление выплаты: распоряжение иностранного участника
своими доходами в пользу третьих лиц или своих представительств в других странах.
Если доходы от долевого участия, в том числе дивиденды, выплачиваются иностранным участникам
предприятий с иностранными инвестициями и партнерам товариществ акциями, облигациями, товарами
либо иным способом, зачислению в бюджет подлежит сумма налога в иностранной валюте или в рублях
по курсу Центрального банка РФ на дату совершения этой операции. Эта сумма должна быть рассчита-
на исходя из величины распределенной в пользу этого иностранного участника части чистой прибыли
предприятия-резидента.
Следует иметь в виду, что при налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц
существует проблема двойного налогообложения. С этой целью, например, между Правительством
СССР и Правительством Кипра в свое время была достигнута договоренность в форме соглашения об
избежании двойного налогообложения доходов и имущества. И если постоянное представительство
иностранного юридического лица в России получает доход от продажи, скажем, акций российских
эмитентов и эти операции носят устойчивый и регулярный характер с проведением большого числа
разнообразных коммерческих операций, привлечением широкого круга лиц, то они подпадают под
налогообложение в соответствии с правилами налогообложения доходов постоянного представитель-
ства.
Предположим, что банк или иная кредитная организация как иностранное юридическое лицо
осуществляет операции с принадлежащими ему государственными ценными бумагами с российскими
банками. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ от 16 марта 1997 г. № 34 «О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», во-первых, краткосрочными
признаются операции, срок исполнения обязательств по которым не превышает одного года. Во-вторых,
в целях упрощения процедуры освобождения доходов банка от полного или частичного
налогообложения предполагается подтверждение факта постоянного местопребывания иностранного
банка в стране, с которой имеется соглашение об избежании двойного налогообложения. Эта работа
проводится на основе банка данных международного каталога «International bank identifier code».
Контроль за исполнением требований налогового законодательства
Органы налоговой инспекции осуществляют контроль за своевременностью и полнотой
перечисления налоговых платежей в федеральный бюджет. В частности, Государственная налоговая
служба РФ письмом от 30 апреля 1997 № ВЕ-6-36/337 установила порядок представления расчетов по
налогам на доходы по государственным ценным бумагам.
287
Продавцы (владельцы) государственных ценных бумаг должны произвести расчет налога на доходы
по государственным ценным бумагам, фактически полученным за отчетный период, и представить его в
налоговые органы, заполнив специальную форму. Наряду с этим следует передать в налоговые органы
расчеты налога на доход, удерживаемого у источника выплаты дохода, по определенной форме.
В свою очередь, лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, ежеквартально, в
сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности российскими пред-
приятиями, представляют информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по
согласованной форме в тот налоговый орган, в котором это российское лицо состоит на налоговом
учете.
8.4. Налогообложение доходов от операций с корпоративными ценными бумагами
Налогообложение доходов и прибыли, полученных юридическими лицами от операций с
корпоративными ценными бумагами, в первую очередь обращено на акции, облигации, жилищные
сертификаты, векселя и другие ценные бумаги, выпускаемые банками, кредитными учреждениями, а
также коммерческими организациями. Отметим, что причисление данных ценных бумаг к
корпоративным весьма условно, поскольку и облигации, и жилищные сертификаты, и векселя эмити-
руются наравне с предприятиями и государством. Критерием в данном случае выступает характеристика
эмитента по его принадлежности государству или коллективу собственников.
Налогообложение доходов и прибыли, полученных от акций и облигаций
Доходами по корпоративным ценным бумагам могут быть дивиденды, проценты по долговым
ценным бумагам, при совершении операций купли-продажи ценных бумаг или при их размещении по
цене ниже номинала; образовавшийся в этом случае дисконт также приравнивается к доходу. В правила
налогообложения доходов от операций с корпоративными ценными бумагами внесены коррективы на
основе требований, изложенных в ст. 2 и 9 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль
предприятий и организаций». Поэтому доходы по ценным бумагам, выпущенным предприятиями и
организациями, в том числе и банками, включаются у получателя дохода в валовую прибыль в полном
объеме и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
В существующих правилах налогообложения доходы в виде дивидендов, полученные по акциям,
принадлежащим предприятию-акционеру, и таким образом удостоверяющие право владельца на участие
в распределении прибыли предприятия-эмитента, облагаются для всех юридических лиц без
исключения по ставке 15%. Практикой налогообложения установлено, что данный вид налога взимается
всегда у источника доходов и ответственность за его удержание и последующее перечисление в бюджет
несет предприятие, выплачивающее доход. Следует сказать, что это правило применялось и при
налогообложении доходов в виде процентов по облигациям и иным ценным бумагам. В современной
системе налогообложения льготная ставка налога в размере 15% применима только к акциям,
эмитируемым предприятиями, юридическими лицами.
При совершении операций с корпоративными ценными бумагами владельцы могут получать доходы
и в виде суммы основного долга, который выплачивается .по процентным долговым ценным бумагам
при приобретении их по номиналу, как это имеет место, например, при выполнении операций с
облигациями, сертификатами. Доход, полученный владельцем в этом случае, классифицируется уже не
как дисконтный доход, и, как было сказано ранее, налогом облагается доход в виде процентов, поэтому
сумма основного долга не является объектом налогообложения.
Проценты всегда выплачиваются эмитентом ценных бумаг или по его поручению агентом, с которым
был подписан договор на выполнение агентских функций. В условиях выпуска ценных бумаг оговорено,
что эмитент всегда ставит в известность инвесторов о размере дохода, как годового, так и
промежуточного, если предусмотрены купонные выплаты. Словом, по процентным ценным бумагам,
характерным примером которых являются облигации, размер дохода заранее известен. Это говорит о
том, что система налогообложения должна дифференцированно подходить к взиманию налогов с
процентного и дисконтного доходов от процентных ценных бумаг.
При налогообложении доходов, полученных от операций с депозитными сертификатами, следует
учитывать, что по природе возникновения доход от этих ценных бумаг приравнивается к дисконтному
доходу и поэтому подлежит налогообложению по общеустановленной ставке.
Налогообложение доходов, полученных от операций с векселями

288
Вексель как ценная бумага является самым «демократичным» финансовым инструментом, поскольку
может быть использован и в качестве средства расчетов, и в качестве сбора денежных средств. Вексель
равнодоступен и физическим, и юридическим лицам, его можно выписывать (эмитировать) без
выполнения процедуры подготовки проспекта эмиссии, раскрытия информации и государственной реги-
страции. В этом отношении вексель незаменим в построении финансовых схем взаимодействия, в
которых могут участвовать физические и юридические лица.
Система налогообложения такой ценной бумаги, как вексель, весьма своеобразна. Прежде всего
обращает на себя внимание то обстоятельство, что векселедатель по векселю со сроком платежа «по
предъявлении», «во столько-то времени от предъявления» может обусловь начисление процента на
вексельную сумму, а по таким векселям, как «во столько-то времени от составления», «на определенный
день» такое условие считается ненаписанным. Однако независимо от срока платежа и указаний о
выплате процентов доход, полученный от операций с векселями, облагается налогом по
общеустановленной ставке налога на прибыль, в то время как раньше процентный доход по векселям со
сроком платежа «по предъявлении», «во столько-то времени от предъявления» подлежал
налогробложению по ставке 15%, а дисконтная часть дохода — по ставке 30%.
Вместе с тем налог на добавленную стоимость при обращении векселей не взимается, облагаются
налогом только услуги по изготовлению бланков векселей и их хранению, а также посреднические услу-
ги в виде комиссионного вознаграждения, например, брокерской конторе. Поскольку выпуск векселей не
сопровождается государственной регистрацией, то и в этом случае нет основания для налогообложения.
В настоящее время вексель стал активно использоваться для привлечения денежных средств
юридическими лицами, в том числе и банками. При этом расходы эмитента по выплате доходов по
такого рода векселям как в форме процента, так и дисконта осуществляются у предприятия-эмитента за
счет средств, остающихся после налогообложения прибыли. Банки наравне с предприятиями имеют
право относить выплату дохода по векселям также в состав прибыли и применять установленные в
связи с этим правила налогообложения.
Следовательно, налогообложение доходов, полученных от выполнения операций с векселями по
поставленным товарно-материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам,
операциям с привлечением денежных средств, строится на единой методологии налогообложения
дисконтного дохода.
При осуществлении операций с векселями согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991
г. «О государственной пошлине» за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте, недатиро-
вании акцепта и за удостоверение неоплаты чека взимается пошлина в размере 1% от неоплаченной
суммы.
Порядок уплаты налога на доход по корпоративным ценным бумагам
Система налогообложения доходов и прибыли от операций с корпоративными ценными бумагами
предполагает и устанавливает следующий порядок уплаты налога на доход по ценным бумагам, выпу-
щенным предприятиями и организациями.
Во-первых, дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год. Во-вторых,
расчеты по налоговым платежам в бюджет представляются в налоговые органы предприятием, выплачи-
вающим доход, по месту своего нахождения в пятидневный срок со дня начисления доходов
акционерам, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Причем законодательно
установлено, что дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или решением
общего собрания акционеров о выплате годовых дивидендов. Дата выплаты промежуточных
(ежеквартальных, полугодовых) дивидендов определяется решением совета директоров (наблю-
дательного совета) общества о выплате такого вида дивидендов, но не может быть ранее 30 дней со дня
принятия данного решения.
Перечисление налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня расчета, установленного для
предприятия. При этом вначале предприятие в соответствии с законодательными актами производит
выплату поимущественных платежей и пошлин, а затем налогообла-гаемый доход (прибыль)
уменьшается на сумму поимущественных налогов, пошлин и других платежей, после чего
уплачиваются местные налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты деятельности
предприятия-налогоплательщика.
Логическим продолжением является уменьшение налогооблагаемого дохода (прибыли) предприятия
на сумму уплаченных местных налогов с последующей выплатой в установленном порядке тех налогов,
289
которые осуществляются за счет прибыли. Подоходный налог или налог на прибыль предприятия
вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты отмеченных ранее налогов, если
законодательно не установлены дополнительные условия налогообложения.
Порядок расчета налога на прибыль предприятия
Налог на прибыль предприятия рассчитывается с учетом требований постановления Правительства
РФ от 5 августа 1992 г. № 552 в редакции от 11 марта 1997 г. «Об утверждении положения о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли».
Порядок расчета налога на прибыль предприятия схематично представлен на рис. 8.2.




Рис. 8.2. Схема расчета иалогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль организации

Прежде всего суммируется выручка предприятия от реализации продукции, выполненных работ и
оказанных услуг без входящих в ее состав налога на добавленную стоимость и акцизов, потом
прибавляется сумма внереализационных доходов предприятия, не связанная с реализацией товаров,
выбытием имущества и прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг. После этого проводится
своеобразная корректировка полученной величины на положительные или отрицательные разницы по
операциям в иностранной валюте и по валютным счетам и вычитаются затраты, которые для
конкретного предприятия относятся на издержки (себестоимость) производства.
Следует отметить, что для банков и кредитных организаций, страховых компаний и инвестиционных
фондов существует своя законодательная база, которая регулирует процедуру отнесения затрат на
издержки с целью определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
Для промышленных предприятий продолжение расчета налога на прибыль сопровождается
исключением доходов, которые облагаются налогом у источника выплат (например, дивидендов по
акциям), с последующим вычитанием доходов, облагаемых налогом по иной ставке налогообложения
или в обособленном порядке. Примером может служить налогообложение доходов от операций с
государственными ценными бумагами, для которых составляется расчет налога на прибыль в
зависимости от вида бумаг по ставке 15% или 30%.
В результате расчетов определяется налогооблагаемая база, которую необходимо скорректировать на
предоставляемые законодательством льготы и только после этого можно исчислять налог на прибыль по
установленной для каждой категории налогоплательщиков ставке платежа в бюджет того или иного
уровня.
Налог на имущество предприятий
Российские предприятия согласно действующему законодательству кроме того, что вносят в
государственный бюджет налоги на доходы и прибыль от операций с ценными бумагами, являются
плательщиками налога на имущество. Данный вид налога определен Законом РФ от 13 декабря 1991 г.
«О налоге на имущество предприятий». Ценные бумаги наряду с другими видами имущества в
290
стоимостном выражении, находясь на балансе предприятия, являлись объектом налогообложения.
Однако с 1994 г. это правило претерпело изменения. Налогом на имущество предприятия стали
облагаться основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе
плательщика (сюда не включаются ценные бумаги). Эта норма закреплена в Законе РФ от 25 апреля
1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на имущество предприятий».
Таким образом, ценные бумаги, находясь на балансе предприятия в стоимостном выражении, не
включаются в налогооблагаемую базу и налогом на имущество предприятий не облагаются.
8.5. Налогообложение доходов и прибыли профессиональных участников рынка ценных бумаг
Производственно-хозяйственная деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг
связана с осуществлением операций с этими бумагами. К видам профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг относятся брокерская и дилерская деятельность, деятельность по управлению
ценными бумагами и по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность,
деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных
бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг за выполненные работы и оказанные клиентам
услуги получают доходы в виде комиссионных вознаграждений, в доход дилера включается также
маржа. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ценных бумаг могут выступать в роли
инвесторов, получая доход от операций с ценными бумагами, не причиняя ущерба в связи с этим своим
клиентам. Система налогообложения доходов и прибыли профессиональных участников рынка ценных
бумаг основана на общепринятых нормах построения государственной фискальной политики.
Специфические особенности организации их деятельности обусловлены требованиями,
предъявляемыми со стороны органов управления Российской Федерации. Эти требования прежде всего
касаются статуса профессионального участника рынка ценных бумаг, величины собственных средств и
уставного капитала, наличия в штате организации квалифицированных специалистов. В соответствии с
этим существуют и характерные признаки в системе налогообложения доходов и прибыли
профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг могут заниматься юридические и
физические лица различного профиля: банки, кредитные организации, биржи, индивидуальные
предприниматели и другие юридические лица. Все они с точки зрения построения и функционирования
системы налогообложения должны подчиняться установленным правилам.
Особенности налогообложения для профессиональных участников рынка ценных бумаг
Налогообложение доходов брокера обусловлено применением ставки налога на прибыль в размере
27%. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, оказывая брокерские услуги иностранным
юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, не
связанную с постоянным представительством, руководствуются российскими законодательными актами,
регулирующими налогообложение. В частности, ст. 10 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и
организаций» установлено, что налог с доходов иностранных юридических лиц от источников в Рос-
сийской Федерации удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим
эти доходы. Источником выплаты дохода является лицо, от имени которого осуществляется пере-
числение дохода иностранному юридическому лицу. Учитывая, что в данном случае таким лицом
является само российское юридическое лицо, оно и несет обязанность по удержанию и уплате налогов в
бюджет Российской Федерации.
Вместе с тем при оказании профессиональными участниками рынка ценных бумаг брокерских услуг
иностранным лицам необходимо учитывать международный опыт избежания двойного
налогообложения. В Российской Федерации деятельность организации, иной, чем агент с независимым
статусом, действующей на постоянной и регулярной основе в интересах иностранного лица, может
привести к образованию постоянного представительства этого лица.
Налогообложение при оказании услуг нерезидентам Российской Федерации
Другой случай, когда российское юридическое лицо, являясь профессиональным участником рынка
ценных бумаг, оказывает брокерские услуги нерезидентам Российской Федерации. Если данная дея-
тельность осуществляется на основании договора комиссии или агентского договора, в соответствии с
которыми устанавливается, что российское лицо действует от своего имени и за счет представляемого

291
третьего лица или от имени и за счет этого лица на основании поручений иностранного лица и имеет
право заключать договоры с третьими лицами, то такая деятельность может быть отнесена к обычной
деятельности агента с независимым статусом.
Поручения иностранного лица в рамках заключаемых договоров должны содержать подробные
инструкции относительно сделок, заключаемых российским лицом в его пользу, с указанием вида,
названия, цены, количества ценных бумаг, сроков совершения покупок или продаж. При этом
устанавливается обязанность представления подробных отчетов об исполнении или прекращении
исполнения операций с ценными бумагами. При таких обстоятельствах российское лицо не может
считаться в налоговых органах агентом с независимым статусом, поскольку его деятельность может
привести к образованию постоянного представительства иностранного лица во избежание двойного
налогообложения. В этом случае у иностранного лица, представляемого российским юридическим
лицом, возникают обязательства по налогу на прибыль, определяемую как доход в виде комиссионных
от оказания брокерских услуг при совершении операций с ценными бумагами с учетом затрат.
Налог с доходов постоянного представительства иностранного лица
Уплата налога с доходов постоянного представительства производится один раз в год после подачи
декларации о доходах. При этом Российская организация от имени иностранного лица должна встать на
налоговый учет в соответствии с требованиями Госналогслужбы РФ «Об особенностях учета в
налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных госу-
дарств, и международных организаций» от 20 сентября 1996 г.
Если иностранное юридическое лицо намерено совершать на российском рынке ценных бумаг
операции через представленное юридическое лицо, предварительно заключив с ним генеральное
соглашение купли-продажи ценных бумаг, то необходимо выполнять требования положений о
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. Согласно этим правилам во
избежание двойного налогообложения доходы, имеющие регулярный и однотипный характер, при
заключении такого рода договора не подлежат налогообложению в России. К доходам, имеющим
постоянный и однотипный характер, относятся процентные выплаты по депозитным вкладам,
дивиденды. Эти доходы имеют пассивный характер, и их получение может быть не связано с
деятельностью, осуществляемой иностранным юридическим лицом на территории Российской
Федерации независимо, самостоятельно или через третьих лиц.
Если иностранное юридическое лицо намерено осуществлять, например, через брокера свою
деятельность, которая будет носить характер активно проводимых разнообразных коммерческих
операций с ценными бумагами, то результаты такой деятельности правомерно рассматривать как
налогооблагаемые доходы. В этом случае брокер может стать его постоянным представителем, так как
он выполняет функции иного, чем агент с независимым статусом, действующего на постоянной и
регулярной основе в интересах иностранного лица. По этой причине иностранное юридическое лицо,
представляемое российским брокером, обязано выплачивать налог на прибыль (доход) от операций с
ценными бумагами с учетом понесенных затрат.
Если банк или кредитная организация — иностранные юридические лица выступают в роли
комиссионеров и проводят операции, например, с государственными ценными бумагами с российскими
банками в пользу третьих лиц, то налогообложение доходов клиентов осуществляется в соответствии с
установленным порядком, а доход иностранного посредника рассматривается как прибыль и подлежит
налогообложению за вычетом затрат.
Налогообложение комиссионных вознаграждений организатора торговли, дилера, доверительного
управляющего депозитария
Налогообложение комиссионных вознаграждений организатора торговли на рынке ценных бумаг,
если в этой роли выступает фондовая биржа, организовано по общим правилам функционирования
налоговой системы. Доходы, получаемые от данного вида деятельности, облагаются налогом по ставке
27%. Любая другая юридическая организация, являясь организатором торговли на внебиржевом рынке,
вынуждена облагать налогом полученные доходы уже по ставке 30%.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг, фондовая биржа или другое юридическое лицо,
занимающееся организацией торговли на внебиржевом рынке, являются налогоплательщиками всех
видов налогов, составляющих систему налогообложения в России. Несмотря на то что, например,
фондовая биржа относится к некоммерческому партнерству, она вынуждена выплачивать налоги с
292
дохода, полученного от своей «производственно-хозяйственной» деятельности, по ставке 27% без каких
бы то ни было льгот и послаблений.
В российском законодательстве существуют довольно строгие требования, которым должны
соответствовать претенденты на выполнение функций дилера на рынке ценных бумаг. Как известно,
этим видом деятельности могут заниматься такие юридические лица, как банки, кредитные учреждения,
а также небанковские организации. Доходную часть дилерского вознаграждения, включающую доход в
виде маржи, банки и кредитные учреждения облагают налогом по ставке 27%, небанковские
организации — по ставке 30%.
По роду своей деятельности дилеры имеют право приобретать ценные бумаги и получать доход от
перепродажи государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг, эмитированных органами местного
самоуправления. В данном случае их доход пополняется суммой в виде дисконта, образовавшейся от
продажи или погашения ГКО и процентных выплат по всем остальным государственным ценным бу-
магам. Правила налогообложения данных видов доходов предусматривают ежемесячную отчетность по
полученным доходам и льготную ставку в размере 15%.
Вознаграждение доверительного управляющего по экономической сущности представляет собой
доход организации, который в соответствии с требованиями налоговой системы России подлежит нало-
гообложению. Многие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются
исключительными видами деятельности. Функции доверительного управляющего могут исполнять
банки и кредитные организации, которые полученное вознаграждение облагают налогом по базовой
ставке 27%, а все остальные организации, занимаясь такого рода деятельностью, доход включают в
налогооблагаемую базу по ставке 30%.
Депозитарная деятельность, деятельность специализированного регистратора и клиринговой
организации являются исключительными видами деятельности, и совмещение их с какой-либо другой
не допускается. Организация системы налогообложения в этом случае не имеет отличительных

<< Пред. стр.

стр. 37
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>