<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бумаг представлена на рис. 2.7.
Таким образом, каждая эмиссия ценных бумаг, осуществляемая в Российской Федерации, подлежит
государственной регистрации с присвоением выпуску государственного регистрационного номера.
Регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от статуса эмитента, будь то
государственные органы управления, субъекты Федерации или органы местного самоуправления,
акционерные общества, банки и иные кредитные организации.

54
Государственными регистрирующими органами в настоящее время являются Министерство
финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Центральный банк Российской
Федерации.
Государственный регистрационный номер входит в состав реквизитов ценной бумаги; отсутствие
этого номера делает ее ничтожной.
2.4. Государственные ценные бумаги
Важным элементом российского рынка ценных бумаг является его финансовое наполнение, т.е.
совокупность финансовых инструментов, допущенных к обращению. Всю совокупность российских
ценных бумаг можно разделить на две большие группы: государственные и корпоративные ценные
бумаги. Государственные ценные бумаги являются финансовым инструментом, обслуживающим
государственный внутренний долг, и представляют собой облигации и векселя Министерства финансов
РФ. Корпоративные ценные бумаги на российском рынке представлены в основном акциями.




Рис. 2.7. Структура номера ценных бумаг, государственная регистрация которых осуществляется
Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг является исключительно важным элементом экономической
структуры страны с рыночной экономикой. Для государства он представляет собой механизм при-
влечения инвестиционных ресурсов, а для инвесторов является выгодным и надежным направлением
вложения денежных средств. Поэтому объем операций со всеми видами государственных ценных бумаг
на российском фондовом рынке составлял более 95% от общего объема операций, совершаемых на
фондовом рынке в настоящий момент.
Однако привлекавшиеся таким образом инвестиционные ресурсы направлялись на ликвидацию
бюджетного дефицита. В результате в ходе следующего выпуска государственных ценных бумаг
приходилось привлекать денежные средства для покрытия бюджетного дефицита и для выплаты
процентов по предыдущему выпуску. Возводимая таким образом финансовая пирамида должна была
рухнуть, что и произошло в августе 1998 г. После кризиса объем российского фондового рынка
уменьшился более чем на три порядка.
Федеральные государственные ценные бумаги
Федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от
имени Российской Федерации. Денежные средства, привлекаемые в результате размещения федераль-
ных государственных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
55
Эмитент. Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством
РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной
власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого отнесены составление и исполнение
федерального бюджета.
Министерство финансов РФ от лица Российской Федерации выступает заемщиком, а генеральным
агентом по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг является Центральный банк Рос-
сийской Федерации (Банк России). Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в
соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» в пределах
лимита государственного внутреннего долга, установленного федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый год. Все выпуски облигационных займов заносятся в
Долговую книгу Российской Федерации.
Заемщик берет на себя ответственность своевременно и в полном объеме переводить сумму,
необходимую для выполнения платежных обязательств. Исполнение обязательств эмитента по
федеральным государственным ценным бумагам осуществляется согласно условиям выпуска этих
ценных бумаг за счет средств Российской Федерации.
Таким образом, эмитентом на рынке государственных ценных бумаг выступает государство в лице
Министерства финансов РФ.
Первичное размещение облигаций, впрочем, так же как и погашение, осуществляется Центральным
банком РФ по поручению Министерства финансов РФ.
Инвестор. Инвестором на рынке государственных ценных бумаг может быть любое юридическое или
физическое лицо, приобретающее облигации и имеющее право на владение ими, резиденты и
нерезиденты РФ.
Контролирующий орган. Контролирующим органом на рынке государственных ценных бумаг
выступает Банк России. Общая структура российского рынка государственных ценных бумаг
представлена на рис. 2.8.




Рис. 2.8. Структура российского рынка государственных ценных бумаг

Особенность рынка государственных ценных бумаг состоит в том, что он является только биржевым
фондовым рынком. Участники этого рынка называются дилерами. Основным дилером на рынке госу-
дарственных ценных бумаг является Банк России, который действует на фондовом рынке по поручению
Министерства финансов РФ и отражает интересы государства. Остальные дилеры являются професси-
ональными участниками рынка ценных бумаг, удовлетворяющими определенным требованиям.
Общие требования к дилерам формулируются следующим образом:
• дилер должен иметь:
— лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской,
брокерской и депозитарной деятельности;
— собственные средства не менее суммы, эквивалентной 1 млн ЭКЮ;
• дилер не должен иметь:
— нарушений налогового законодательства;
— задолженности по платежам в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.
Кроме того, для кредитных организаций дилер:
• должен:
56
— выполнять обязательные резервные требования;
— являться членом Национальной фондовой ассоциации (НФА);
— принадлежать к категории финансово стабильных банков;
• не должен иметь:
— просроченных обязательств перед Банком России;
— неоплаченных расчетных документов его клиентов непрерывно свыше 5 дней;
— предписания об ограничении проведения банковских операций или отзыва лицензии на
осуществление банковских операций;
— временной администрации по управлению.
Функции, которые Банк России, дилеры и инвесторы могут выполнять на рынке государственных
ценных бумаг, отражены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Функции участников рынка государственных ценных бумаг

Функции ЦБ РФ Дилер Инвестор
Заключать с организациями договоры на выполнение
функций дилеров X - -
Осуществлять контроль за размещением и обращением
облигаций Х - -
Проводить аукцион по продаже облигаций на
первичном рынке Х - -
Осуществлять торговлю облигациями на вторичном рынке
X X -
Исполнять заявки инвесторов на покупку или пролажу на
первичном или вторичном рынке X X -
Приобретать облигации на праве собственности или полного
хозяйственного ведения X X X

Инфраструктура рынка может быть представлена депозитарной, расчетной и торговой системами.
Функции депозитарной системы заключаются в:
• обеспечении учета прав владельцев на облигации (ведение реестра);
• переводе облигаций по счетам депо по сделкам купли-продажи.
Расчетная система обеспечивает расчеты по денежным средствам по заключенным сделкам с
облигациями.
Торговая система реализует процедуру заключения сделок купли-продажи облигаций.
Виды федеральных государственных ценных бумаг
Российские государственные ценные бумаги включают следующие виды ценных бумаг:
• векселя Министерства финансов РФ;
• облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г. («Апрель», «Октябрь»);
• облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
• государственные жилищные сертификаты;
• валютные облигации Министерства финансов РФ;
• государственные краткосрочные бескупонные облигации;
• облигации федерального займа с переменным купонным доходом;
• облигации федерального займа с постоянным купонным доходом;
• облигации государственного сберегательного займа РФ;
• облигации Золотого займа ОФЗ-9999;
• облигации государственного нерыночного займа;
• облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД);
• восстанавливаемые ценные бумаги;
• золотые сертификаты.

Векселя Министерства финансов РФ
57
В 1995 г. Правительством РФ было принято решение о выпуске векселей Министерства финансов РФ
для восстановления коммерческими банками собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими
централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку РФ без уплаты средств
заемщиками. Таким образом было осуществлено переоформление задолженности по централизованным
кредитам и начисленным но ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также
организаций, осуществляющих завоз, хранение и реализацию продукции в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности. С этой целью были выпущены ценные бумаги в виде свободно
обращающихся простых векселей Министерства финансов РФ в пределах задолженности по
централизованным кредитам и процентов по ним.
Срок обращения векселей составляет 10 лет, начиная с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2005 г.
включительно, а срок погашения определен равными долями от сумм задолженности ссудозаемщиков
по централизованным кредитам и процентов по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г. в течение восьми
лет, начиная с 1 сентября 1998 г. по 31 августа 2005 г. Процентная ставка в размере 10% годовых
включается в номинальную сумму векселя за целое число лет его обращения от момента выпуска до
срока погашения.
Номинальная сумма векселя равна одной восьмой сумм задолженности ссудозаемщиков
коммерческому банку по централизованным кредитам и процентам но состоянию на 1 апреля 1995 г.
Форма выпуска векселей Министерства финансов РФ — документарная (бумажная) на бланке простого
векселя.

Облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г.

Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г. выпускается сроком на 30 лет с 1
июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. облигациями достоинством 10 руб. Заем выпускается 16 отдельными
разрядами по 5 млрд руб., состоящими из 10 серий по 500 тыс. руб. в каждой.
Облигации реализовывались среди юридических лиц, и Центральный банк РСФСР был вправе
определять круг лиц, среди которых осуществлялось первичное размещение облигаций. Заем выпущен
как свободно обращающийся. Центральный банк РСФСР определял условия обращения облигаций
каждого разряда. Банки имеют право на предоставление ссуд под залог облигаций займа.
Владельцам облигаций выплачивается годовой доход по плавающей процентной ставке. По первым
двум разрядам выплачивается годовой доход в размере 15% нарицательной стоимости облигации.
Доходы по облигациям займа выплачиваются учреждениями банков в безналичном порядке один раз в
год.
Центральный банк РСФСР давал право реализовывать облигации по ценам, отличным от
нарицательной (номинальной) стоимости облигаций. При этом в рыночную стоимость облигаций
включается курсовая разница, размер которой зависит от времени совершения сделки в течение года.
Курсовая разница определяется как величина годового дохода по облигации, начисленного за число
дней, прошедших с наступления предыдущего срока выплаты доходов (с 1 июля) по дату реализации
(продажи) облигаций включительно.

Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.

В связи с ликвидацией СССР Правительство РФ подтвердило правопреемство Российской Федерации
по обязательствам бывшего СССР перед гражданами Российской Федерации по облигациям госу-
дарственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. и приняло решение «О государственном
внутреннем выигрышном займе 1982 года и выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992
года».
С 20 февраля 1992 г. была приостановлена покупка и продажа облигаций займа 1982 г. и был
выпущен российский внутренний выигрышный заем 1992 г. При этом облигации государственного
внутреннего выигрышного займа 1982 г. подлежали обмену на облигации российского внутреннего
выигрышного займа 1992 г. по номиналу.
Владельцам облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. был выплачен
доход из расчета 9% годовых за период с 1 января 1992 г. по 1 октября 1992 г.

58
Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. были выпущены в обращение 1
октября 1992 г. на срок 10 лет. Номинал облигаций равен 0,5 руб., 1 руб. и 10 руб. Характерной
особенностью этого займа является то, что он выпускался отдельными разрядами по 5 млрд руб. каждый
и общий объем займа при выпуске не устанавливался. Доход по облигациям выплачивается в форме
выигрышей из расчета 30% в год. В течение 10 лет обращения облигаций предусмотрен выигрыш 32%
всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу.

Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа

Государственные облигации в иностранной валюте эмитированы Министерством финансов РФ в 1993
г. в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внут-
реннего валютного долга бывшего Союза ССР» и постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г.
№ 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного
займа». Для обеспечения необходимых мер для урегулирования внутреннего валютного долга было
предусмотрено погашение задолженности Внешэкономбанка физическим и юридическим лицам в пре-
делах средств, имеющихся на их счетах.
Для выявления общей суммы задолженности банком была проведена конвертация средств клиентов в
клиринговых и замкнутых валютах, валютах бывших социалистических стран в свободно конверти-
руемую валюту (в доллары США) в следующих соотношениях:
• для клиринговых и замкнутых валют — 2:1;
• для валют бывших социалистических стран — 5:1.
Одновременно с конвертацией погашается внутренний валютный долг бывшего Союза ССР перед
российскими клиентами по их валютным счетам во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г.
путем переоформления платежных обязательств через выпуск государственных облигаций в
иностранной валюте на таких условиях:
• эмитент — Министерство финансов РФ;
• валюта облигационного займа — доллары США;
• срок погашения облигаций — от одного года до пяти Лет;
• доход по облигациям — проценты по купонам в размере 3% годовых.
Выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа осуществлен на сумму 7885
млн долл. США 14 мая 1993 г. Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, коли-
чество которых определяется сроком погашения облигаций. На облигациях и купонах имеются подписи
двух уполномоченных лиц от имени заемщика и гербовая печать.
Сумма основного долга по облигациям и проценты по купонам, имеющим единый статус при
погашении, выплачиваются их предъявителю. Предъявление купонов к оплате начинает производиться
за 30 календарных дней и заканчивается за 7 календарных дней до даты соответствующего платежа.
Погашение облигаций производится по сериям спустя один год после даты выпуска и заканчивается
через 15 лет от даты выпуска.
Однако постановлением Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229 «О выпуске облигаций
внутреннего государственного валютного облигационного займа» решено было произвести выпуск
облигаций внутреннего государственного облигационного займа на сумму 350 млн долл. США для
погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального
объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях,
утвержденных постановлением от 15 марта 1993 г. № 222.
В 1996 г. для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР перед российскими
предприятиями и организациями — владельцами балансовых валютных счетов, на которых числятся
средства в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по межправительственным договорам и
платежным соглашениям, срок действия которых уже истек, был осуществлен выпуск облигаций
внутреннего государственного облигационного займа IV и V траншей на общую сумму 1200 млн долл.
США. При этом была произведена конвертация средств в клиринговых, замкнутых и специальных
валютах в свободно конвертируемую валюту (доллары США) в следующих соотношениях:
• по расчетам с развивающимися странами, а также бывшей СФРЮ - 5:1;
• по расчетам с бывшими социалистическими странами — 10:1.


59
Пересчет базовых валют клирингов в доллары США производился по курсу Центрального банка РФ
на 25 декабря 1991 г.
Вместе с тем для погашения валютной коммерческой задолженности Российской Федерации был
произведен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа, номинированного
в долларах США на общую сумму 3500 млн долл. США двумя сериями со сроками погашения в 2006 и
2011 гг. Облигации выпущены в бумажной форме номиналом 1000, 10 000 и 100 000 долл. в виде семи
серий (траншей) со сроками погашения соответственно 14 мая 1994,1996,1999, 2003, 2008, 2006 и 2011
гг. По облигациям начисляется 3 % годовых начиная с 14 мая 1993 г. Проценты уплачиваются
держателям облигаций один раз в год 14 мая после предъявления ими соответствующего купона.
Законодательно установлен определенный порядок проведения операций с облигациями внутреннего
государственного валютного облигационного займа на территории Российской Федерации. Характерной
его особенностью является то, что облигации представляют собой валютные ценности и могут
обращаться с учетом требований валютного законодательства без специального разрешения Банка Рос-
сии. Причем денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций, могут быть
выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте. Допускается
передача облигаций владельцами на хранение уполномоченным российским банкам, которые на основе
соглашений выполняют и контролируют операции с облигациями с учетом требований законодательства
Российской Федерации, а также депозитарных договоров, ведут учет движения облигаций,
обеспечивают их сохранность и возврат. Следует отметить, что эти операции могут выполняться только
российским банком-резидентом. Нерезиденты не могут выполнять функции депозитариев облигаций.
Такую операцию можно выполнять и с облигациями внутреннего государственного валютного
облигационного займа. Правилами совершения операций предусмотрено внесение и прием облигаций в
уставные капиталы резидентов — предприятий, организаций, банков и кредитных организаций без
специального разрешения Банка России. Оценка этих взносов осуществляется на договорной основе. А
вот оплата своей доли резидентами — владельцами облигаций в уставном капитале нерезидентов
возможна только с разрешения Банка России. При получении уполномоченными банками облигаций во
Внешэкономбанке их прием на баланс осуществляется по номинальной стоимости, а во всех остальных
случаях — по цене приобретения. Характерно, что облигации переоцениваются как валютные средства
в соответствии с порядком переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса в иностранной
валюте и вывозить их за пределы Российской Федерации в виде обособленных документов (бланков
облигаций) запрещено.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Государственные краткосрочные бескупонные облигации выпускаются в обращение как именные
государственные ценные бумаги. Эмитентом является Министерство финансов РФ, а Банк России га-
рантирует своевременность погашения выпущенных государственных краткосрочных облигаций.
Первый аукцион по ГКО состоялся 18 мая 1993 г., объем эмиссии тогда составил 1 млрд руб.
Решение о выпуске ГКО принимается Министерством финансов РФ по согласованию с Банком
России, который выполняет функции генерального агента по обслуживанию выпусков облигаций. При
принятии решения о выпуске определяется его предельный объем, период его размещения и
ограничения на потенциальных владельцев.
Владельцами государственных краткосрочных облигаций могут быть юридические и физические
лица. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.
Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах депо у дилеров
номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3; 6 и 12 месяцев. Размещение ГКО происходит с
дисконтом, а погашение осуществляется в безналичной форме по номинальной стоимости.
Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Право
собственности возникает с момента регистрации их владельца в книгах Банка России или дилера.
Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества
предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных облигаций.
Банк России по согласованию с Министерством финансов РФ Может осуществлять дополнительную
продажу государственных краткосрочных облигаций этого выпуска, не проданных в период его
размещения. Доходом по государственным краткосрочным облигациям считается разница между ценой

60
реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Поэтому ГКО являются дисконтными цен-
ными бумагами.
12 декабря 1998 г. распоряжением Правительства РФ от № 1787-р проведена новация по
государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с
постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.,
выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г., путем их замены на новые обязательства по вновь
выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и
частичной выплатой денежных средств.
В результате новации владельцам предоставлены следующие государственные обязательства:
• облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по номиналу, равному 70%
суммы новых обязательств;
• облигации федерального займа с постоянным купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы
новых обязательств;
• денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.
Для случаев, когда владельцам государственных ценных бумаг федеральными органами
исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а
также другим владельцам — резидентам Российской Федерации, за исключением кредитных
организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и
органов местного самоуправления, при осуществлении новации предоставлено право получить 30% от
суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли
облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом.
Владельцам государственных ценных бумаг — физическим лицам — резидентам Российской
Федерации и созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации образованиям, не
являющимся юридическими лицами (фондам обязательного медицинского страхования, страховым
компаниям, фондам по защите прав вкладчиков и акционеров, жилищным кооперативам, гаражно-
строительным кооперативам, садово-огородническим и дачным объединениям граждан, кредитным
союзам и иным некоммерческим организациям) при осуществлении новации предоставляется право
получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске
принадлежащих им облигаций.

Облигации государственного федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

Эти облигации являются процентными именными государственными ценными бумагами и
выпускаются в бездокументарной форме. Параметры отдельных выпусков облигаций определяет
эмитент в глобальном сертификате и объявляет их за семь дней до начала размещения. Владелец
облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой
при погашении выпуска, и на процентный (купонный) доход, начисляемый к номинальной стоимости
облигации. Поэтому рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и
накопленным купонным доходом.
Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов России. Эмиссия
осуществляется в форме отдельных выпусков. Владельцами облигаций могут быть и физическое, и юри-
дическое лицо, как резидент, так и нерезидент, если иное не предусмотрено условиями выпусков. Право
собственности на облигации устанавливается с момента осуществления приходной записи по счету
депо, который служит для учета и хранения облигаций в депозитарии и субдепозитарии. Поскольку
облигации федеральных займов выпускаются в бездокументарной форме, то владельцы не имеют права
требовать их выдачи на руки. Вместе с тем владелец облигации имеет право на получение суммы
основного долга, номинальной стоимости облигации в размере 1 тыс. руб., выплачиваемой при
погашении выпуска, или имущественного эквивалента, если это предусмотрено условиями выпуска, а
также на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации
федеральных займов.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является
Центральный банк РФ, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок
заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление
депозитарной, брокерской или дилерской функции. Основным документом, удостоверяющим права, за-

61
крепляемые облигациями, является глобальный сертификат, оформляемый на каждый выпуск в двух
экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Установлен следующий порядок расчета купонной ставки: процентная ставка купонного дохода
определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной на
вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет
произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определя-
ется как средневзвешенная за последние четыре торговые сессии до даты объявления доходности.
Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты
по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного
дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).
В свою очередь, величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты
купонного дохода. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его
выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты
предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты
погашения). Рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и
накопленным купонным процентом.
12 декабря 1998 г. распоряжением Правительства РФ от № 1787-р проведена новация по облигациям
федеральных займов с переменным купонным доходом на условиях, изложенных выше (о государствен-
ных краткосрочных бескупонных облигациях).

Облигации государственного федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют
их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на полу-
чение купонного дохода в виде процента к ее номинальной стоимости.
Эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые
эмитентом, с обязательной государственной регистрацией. Каждый выпуск облигаций имеет
государственный регистрационный номер. При этом облигации с одинаковым объемом прав и датой
погашения имеют одинаковый государственный регистрационный номер. Номинальная стоимость
облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет 1000 руб.
Эмитент по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска
облигаций его объем; размер купонного дохода; дату размещения; дату погашения; даты выплаты
купонного дохода; ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Указанные
условия в числе прочих фиксируются в глобальном сертификате.
Величина купонного дохода является постоянной. Проценты по первому купону исчисляются с даты
выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисля-
ются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего
купонного дохода.
12 декабря 1998 г. распоряжением Правительства РФ от № 1787-р проведена новация по облигациям
федеральных займов с постоянным купонным доходом на условиях, изложенных выше (о государствен-
ных краткосрочных бескупонных облигациях).

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>