<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, введенные в обращение в порядке
новации согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р «О новации по
государственным ценным бумагам», имеют срок обращения 3 года и нулевой купонный доход. Они
могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в
федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также
в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

В целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской
экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения в 1995 г. выпущены в
обращение облигации государственного сберегательного займа, которые являются государственными
ценными бумагами на предъявителя. Они предоставляют право их владельцам на получение
процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости. Срок обращения
62
облигаций — один год. Номинальная стоимость ОГСЗ установлена 100 и 500 руб., при этом каждая
облигация имеет четыре купона.
С января 1997 г. утверждены новые генеральные условия выпуска и обращения облигаций
государственного сберегательного займа Российской Федерации. Эмиссия ОГСЗ производится по
решению Правительства РФ в форме отдельных выпусков в пределах лимита государственного
внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год.
На основании генеральных условий Министерство финансов РФ утверждает условия отдельных
выпусков ОГСЗ, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска,
тип облигаций, порядок и форму выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска
состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер,
периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям. Облигации займа в рамках одного
выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав.
Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству
России являются резидентами и нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного
займа можно совершать сделки купли-продажи в течение срока их обращения. Купонный период
составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый
купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям
федеральных займов с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов
РФ премия. Таким образом, процентный доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень
доходности но другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется
уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. При этом владельцу
выплачиваются номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону.
Банки и финансовые организации, участвующие в размещении ОГСЗ, в течение 60 дней с начала
выпуска обязаны продать по рыночным ценам не менее 90% купленных ими у эмитента облигаций.
Последние выпуски ОГСЗ имеют одну номинальную стоимость, равную 500 тыс. руб., срок
обращения — два года и купонный период, равный шести месяцам.
В настоящее время владельцам облигаций российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.
предоставлено право обменивать их на облигации государственного сберегательного займа Российской
Федерации.

Облигации Золотого займа ОФЗ-9999

В 1995 г. Правительство РФ сформировало законодательную базу по выпуску государственных
ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота. Предусмотрен и
срок их обращения, составляющий три года. Облигации данного выпуска получили название
«облигации Золотого федерального займа».
Номинальная стоимость облигаций Золотого федерального займа выражается в рублях и
определяется исходя из стоимости 100 г золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках
(второй фиксинг) в долларах США, переведенной по официальному курсу Центрального банка РФ на
дату начала эмиссии облигаций. Объем выпуска облигаций Золотого федерального займа установлен в
количестве 300 тыс. шт.
Генеральным агентом Министерства финансов РФ по распространению и обслуживанию облигаций
Золотого федерального займа является Центральный банк РФ.
Размер процентного дохода по облигациям Золотого федерального займа равен годовой ставке Либор
по долларам США, действующей на предшествующий рабочий день перед датой его объявления, плюс
один процент. Процентный доход выплачивается один раз в год в российских рублях по официальному
курсу Центрального банка РФ на дату его выплаты.
Владельцами облигаций Золотого федерального займа могут быть юридические и физические лица,
которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами.
Погашение облигаций Золотого федерального займа, владельцами которых являются юридические
лица, может производиться по выбору владельца в валюте Российской Федерации (рублях) в безналич-
ной форме или в натуральной форме в виде слитков золота чистотой 99,99%.
Условия погашения облигаций Золотого федерального займа, владельцами которых являются
физические лица, несколько иные. Погашение производится в соответствии с действующим
63
законодательством в валюте Российской Федерации (рублях) в порядке, определяемом Министерством
финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Порядок совершения гражданами сделок со
слитками золота определяется Министерством финансов РФ и Комитетом Российской Федерации по
драгоценным металлам и драгоценным камням.
Обращение слитков золота, полученных при погашении облигаций Золотого федерального займа,
осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и ва-
лютном контроле».

Облигации государственного нерыночного займа

Выпуск в обращение облигаций государственных нерыночных займов осуществлен с целью
оформления задолженности федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О государственном
внутреннем долге Российской Федерации».
Генеральные условия определяют порядок выпуска и обращения долговых обязательств Российской
Федерации в форме государственных именных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Феде-
рации и размещаемых на строго добровольной основе.
Эмитентом облигаций государственных нерыночных займов от имени Российской Федерации
выступает Министерство финансов РФ.
Владельцами облигаций государственных нерыночных займов могут быть юридические лица,
являющиеся по законодательству Российской Федерации резидентами и нерезидентами. Они имеют
право на получение по ним основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемого при погашении
облигаций, или с согласия владельцев — имущественного эквивалента, а также на получение в
соответствии с условиями выпуска дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости
облигации.
Доход по облигациям государственных нерыночных займов устанавливается Министерством
финансов РФ при выпуске и выплачивается не реже одного раза в год.
Периодичность, сроки и объем выпусков, порядок размещения, выплаты доходов и погашения
облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения в отношении определенных
категорий потенциальных владельцев определяются Министерством финансов РФ.
Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав и
выпускаются в бездокументарной форме. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облига-
циями каждого выпуска, является глобальный сертификат. У облигаций государственных нерыночных
займов есть характерная особенность: они не обращаются на вторичном рынке.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

Эмитентом облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом является
Министерство финансов Российской Федерации. Облигации являются именными купонными
государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение
номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента
к номинальной стоимости облигаций. Эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков
в сроки, устанавливаемые эмитентом.
Облигации, выпущенные в порядке новации, имеют сроки обращения 4 и 5 лет. Они выпускаются 12
равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонный доход по
данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода — 30% годовых
в первый год после 19 августа 1998 г., 25% — во второй, 20% — в третий, 15% — в четвертый, далее —
10% годовых. Начиная со второго купона выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
Номинальная стоимость облигаций составляет 10 и 1000 руб.

Восстанавливаемые ценные бумаги

12 июля 1999 г. Федеральным законом № 162-ФЗ был установлен порядок перевода государственных
ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства
Российской Федерации. В качестве восстанавливаемых ценных бумаг определены:

64
• облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. Они переводятся в целевые
облигации Российской Федерации. Датой перевода считается 1 января 1996 г. независимо от
фактической даты перевода;
• государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 г.,
которые переводятся в целевые казначейские обязательства Российской Федерации. При этом
неотделенные купоны государственных казначейских обязательств СССР признаются купонами
целевых казначейских обязательств Российской Федерации;
• сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 г. Указанные
сертификаты переводятся в целевые сертификаты Российской Федерации. Датой перевода считается
дата, приходящаяся на 1996 г. и отстоящая от даты приобретения данного сертификата на целое
число лет.
Введенные целевые долговые обязательства Российской Федерации являются государственными
ценными бумагами на предъявителя, на требования по которым не распространяется исковая давность.
Величины номиналов целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переводятся
восстанавливаемые ценные бумаги (за исключением облигаций государственного внутреннего
выигрышного займа 1982 г.), приобретенные в период с 1 марта по 31 декабря 1991 г., определяются с
учетом изменения покупательной способности денежных средств после 1 марта 1991 г. Перевод
восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации про-
изводится путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые Ценные бумаги специальных
отметок, удостоверяющих факт их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

Золотые сертификаты

Условия эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом (золотых
сертификатов), были утверждены приказом Минфина РФ от 28 октября 1998 г. № 48н.
Эмитентом золотых сертификатов является Министерство финансов РФ. Золотые сертификаты
являются именными, беспроцентными государственными ценными бумагами и предоставляют их вла-
дельцам право на получение в срок погашения золота в слитках в количестве, эквивалентном 1
килограмму химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат.
Номинальная стоимость золотых сертификатов выражается в валюте Российской Федерации и
равняется действующей на дату выпуска золотых сертификатов цене покупки Банком России 1
килограмма химически чистого золота.
Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным
хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого
выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого
устанавливаются Министерством финансов РФ. Учет отдельных золотых сертификатов каждого
выпуска осуществляется в виде записей по счетам депо уполномоченной организацией.
Золотые сертификаты передаются Гохраном России предприятиям, осуществляющим добычу и
производство драгоценных металлов, на основании заключенных договоров в обмен на эквивалентное
количество драгоценных металлов, направляемых на пополнение государственных запасов и резервов.
Средства от продажи золотых сертификатов Центральному банку РФ направляются на погашение
обязательств Гохрана России по оплате золотых сертификатов перед предприятиями, осуществляющими
добычу и производство драгоценных металлов.
Ценные бумаги Центрального банка Российской Федерации
Деятельность Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации», который не наделяет этот банк правом выпуска собственных облигаций.
Однако Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный
закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О рынке
ценных бумаг» и Положением ЦБР от 28 августа 1998 г. № 52-П «О порядке эмиссии облигаций
Центрального банка Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября 1998 г.) в обращение
введены ценные бумаги, эмитированные Банком России. Положением определяется порядок эмиссии
облигаций Центрального банка РФ.
Облигации относятся к разряду краткосрочных именных ценных бумаг, предоставляющих их
владельцу право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при
65
погашении выпуска. Доходом по облигации является разница между ценой реализации (ценой
погашения) и ценой покупки облигации.
Эмитентом облигаций является Центральный банк РФ (Банк России). Эмиссия облигаций
осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный номер. Облигации
одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковую дату
погашения и регистрационный номер. Порядок присвоения регистрационных номеров определяет
Центральный банк РФ. Он же самостоятельно ведет реестр выпусков облигаций.
Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам
государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством РФ на составление или исполнение федерального бюджета.
Владельцами облигаций могут быть только кредитные организации.
Параметры выпуска, в том числе дата погашения, объем выпуска, срок обращения, порядок и форма
выплаты доходов и погашения номинальной стоимости облигации, а также порядок признания выпуска
состоявшимся, определяются Кредитным комитетом Центрального банка РФ.
Номинальная стоимость облигации составляет 1000 руб. Облигации выпускаются в документарной
форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закреп-
ляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который подлежит передаче на
хранение и учет в депозитарий. Учет отдельных облигаций каждого выпуска осуществляется на счетах
депо владельцев облигаций в депозитарии и имя их владельца определяется на основании записей на
счете депо.
Функции депозитария выполняет Центральный банк РФ или иная организация, уполномоченная им
на осуществление этих функций. Центральный банк РФ осуществляет раскрытие информации о
выпусках облигаций, а также о реестре выпусков облигаций путем опубликования ее в «Вестнике Банка
России» и размещения указанной информации на сервере Банка России в сети Интернет. Обслуживание
и погашение выпусков облигаций осуществляет Центральный банк РФ.
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации
Государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги,
выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.
Эмитентами ценных бумаг субъектов Российской Федерации выступают органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется согласно
условиям выпуска этих ценных бумаг за счет средств казны субъектов Российской Федерации.
К 1998 г. более 60% субъектов Российской Федерации выпустили на своих территориях
облигационные займы. При этом около половины объема рынка занимали муниципальные
краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО), которые приравнены к ценным бумагам,
выпущенным субъектами Федерации. Их суммарный объем эмиссии в 1996 г. составил 7,7 трлн руб.
Так, в конце 1996 г. недельный биржевой оборот МКО превышал 376 млрд руб. Кроме петербургского
муниципального займа наиболее крупными были займы Татарстана (1 трлн руб.) и администрации
Свердловской области (500 млрд руб.). Займы перечисленных субъектов Федерации (Санкт-Петербург,
Татарстан, Свердловская область) вместе составили 40% общего номинала зарегистрированных в 1996 г.
эмиссий займов, осуществленных субъектами Федерации. Причем в этих регионах регистрировались
повторные эмиссии; например, вторые выпуски были совершены в Санкт-Петербурге и Свердловской
области, а третий выпуск — в Республике Татарстан. Далее следуют займы администрации Оренбург-
ской области на 1 трлн руб., Минфина Татарстана и администрации Иркутской области, выпустивших
облигаций на сумму 800 млрд руб. каждый, Республики Саха (Якутия) — на 400 млрд руб. и
администрации Новосибирской области (300 млрд руб.). Среди менее крупных следует отметить заем
администрации Омской области на сумму 150 млрд руб.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для реформирования бюджетной
сферы использовали финансовые средства, полученные за счет размещения облигационных займов на
международных финансовых рынках.
Российским законодательством закреплено право выпуска внешних облигационных займов органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем размещения на международных фи-
нансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования
дефицита бюджетов этим правом могут воспользоваться только те субъекты Федерации, которые
66
соблюдают требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех
видов долговых обязательств. Они должны подготовить и представить проспект эмиссии внешних
облигационных займов, сведения о доходах и расходах бюджетов, о размере дефицита и источниках его
финансирования. Кроме того, каждый субъект Федерации должен получить в соответствии с
международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими
международными рейтинговыми агентствами.
При подготовке к размещению и государственной регистрации внешних облигационных займов
органами исполнительной власти субъектов Федерации необходимо выпуск облигаций осуществлять с
учетом приоритета заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках и
получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Муниципальные ценные бумаги
Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени
муниципального образования.
Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и
порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных
органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам
осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной
казны.
Эмитенты муниципальных ценных бумаг. Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг
Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг
выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава
муниципального образования.
С 1992 г. в России были зарегистрированы первые муниципальные займы. Их объем составил всего
5,6 млрд руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество зарегистриро-
ванных выпусков, так и их объем. Динамика изменения объемов и количества зарегистрированных
муниципальных займов с 1992 по 1997 г. приведена на рис. 2.9.
Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов, были
следующие:
• концентрация финансовых ресурсов страны в нескольких финансовых центрах (Москва, Санкт-
Петербург);
• укрупнение займов;
• увеличение сроков, на которые выпускаются займы. Средний срок займа в 1992 г. составлял 1,5 года,
в 1995 г. — 2,5 года.




Рис. 2.9. Динамика изменения объемов (1) и количества зарегистрированных муниципальных займов (2)

В 1997 г. по объему муниципальных займов начинает лидировать Москва. К июню 1997 г. в
Министерстве финансов РФ было зарегистрировано 30 проспектов эмиссии субфедеральных займов на
общую сумму 5,1 трлн руб. и два проспекта эмиссии на 800 млн долл. США. Четыре займа
правительства Москвы по объему составили 1,2 трлн руб., на сумму 100 млрд руб. был выпущен
сберегательный заем и на 500 млн долл. США — еврооблигации. Это самые крупные займы, за-
регистрированные в 1 квартале 1997 г. В 1997 г. три займа зарегистрировала администрация Волгограда
67
(два по 30 и один на 100 млрд руб.). Первые облигационные займы зарегистрировала администрация
Петрозаводска — четыре займа на общую сумму 16 млрд руб. (два займа 6 млрд руб. каждый со сроком
обращения 3 и 6 месяцев и два займа 2 млрд руб. каждый со сроком обращения 9 и 12 месяцев).
Особенность муниципальных займов, зарегистрированных Министерством финансов РФ, состоит в
том, что очередные эмиссии многих органов местной власти сделаны повторно. Например, это ха-
рактерно для Республики Татарстан, администраций Волгограда и Иркутска.
Основными интегральными параметрами, характеризующими состояние вторичного фондового
рынка по данным ценным бумагам, являются их средневзвешенная доходность к погашению и
мощность (объем торгов) вторичного рынка. Доходность операций с ценными бумагами определяет их
привлекательность для потенциальных инвесторов, а объем торгов вторичного фондового рынка
определяет ликвидность данного сегмента фондового рынка.
2.5. Порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются
на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют
процедуру выпуска.
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или
иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам. Они должны удостоверять право их
владельца на получение от эмитента ценных бумаг денежных средств или (в зависимости от условий их
эмиссии), иного имущества, установленного дохода в виде процентов от номинальной стоимости либо
имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.

Формы государственных и муниципальных ценных бумаг

В случае выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной
форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не
является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в нем указывается
наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с
указанием против его наименования реквизита «депозитарий». Указание в глобальном сертификате
наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги, выпуск
которых оформлен данным глобальным сертификатом. По именным ценным бумагам Российской
Федерации реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.
Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными
выпусками. Причем в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут
устанавливаться серии, разряды и номера. Решением о выпуске государственных или муниципальных
ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на несколько траншей.
Транш — часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объема данного
выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого размещения.
Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании регламентирующих документов.
Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из
существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), призна-
ется частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается государственный
регистрационный номер существующего выпуска, и он объявляется как дополнительный выпуск.
Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов,
регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг, в
которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является
дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем
прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному
выпуску.
Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с генеральными условиями эмиссии и
обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения
государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных
ценных бумаг.
68
Валюта обязательств, возникших в результате эмиссии государственных
и муниципальных ценных бумаг

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального
образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг
субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг,
должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные
единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в генеральных условиях эмиссии и обращения
государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве
соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным
государственным и муниципальным ценным бумагам.
Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального
образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг
субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и
удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме,
подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве
дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при пога-
шении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются
частью внутреннего долга и должны быть выражены также в валюте Российской Федерации.
Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате
эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской
Федерации и внешний долг субъекта Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной
валюте.
Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в генеральных условиях
эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве
соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным
бумагам.

Условия, дающие право осуществлять эмиссию

Субъекты Российской Федерации могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг,
приводящую к образованию внешнего долга, при условии:
• представления при государственной регистрации проспекта эмиссии государственных ценных бумаг
сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три
последних года, предшествовавших указанной эмиссии;
• обеспечения исполнения своих бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации;
• получения разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга, определяемого не
менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами;
• соблюдения требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание
всех видов долговых обязательств.
Выпуск внешних облигационных займов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом
приоритета государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Порядок возникновения обязательств
Порядок возникновения обязательств по ценным бумагам обусловлен ограничениями по
государственным и муниципальным ценным бумагам. Эмиссия государственных и муниципальных
ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта
Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего
уровня на текущий финансовый год следующих значений:
• предельного размера соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;
69
• предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на
финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта
Российской Федерации или муниципального образования.
При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации и
муниципальным образованием в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен пре-
вышать:
• для субъекта Российской Федерации — 30% объема собственных доходов бюджета субъекта
Российской Федерации на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального
бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
• для муниципального образования — 15% объема доходов местного бюджета на текущий
финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Рос-
сийской Федерации, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
• расходов на обслуживание (за исключением расходов на погашение) соответствующего
государственного долга и муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный
объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или
муниципального образования в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема
расходов бюджета соответствующего уровня.
В составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 53)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>