<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Именно по этой причине сотни мудрецов так и не заговорили.
Когда Киосан говорит: "Все", он имеет в виду не только Сутру Нирвана. Он имеет в виду слова вообще. Слова не в состоянии передать истину, необходимо найти другой способ. Этим способом и становится медитация.
Нужно заставить замолчать ум, чтобы он ничего не начал интерпретировать. Необходимо погрузиться в источник самой жизни, подобно розе, устремляющейся к самим корням, откуда она черпает живительный сок, питающий буйную зелень и цветки. Познав источник жизни, ты познаешь и свое бессмертие.

Мастер подытожил: "Теперь никто не сможет сделать с тобой то, что ему вздумается".

Раз все слова бесполезны и все они от лукавого, то не существует возможности к диалогу, общению.
Мартин Бубер, один из величайших еврейских философов, всю свою жизнь посвятил одной теме: диалогу. Я написал ему письмо - тогда я был еще очень молод, - в котором сказал следующее: "В вашем диалоге продолжают оставаться две стороны, но ничего не стоит тот диалог, который не приводит к единению. Тел может быть два, а сознание должно быть одним".
Позднее мне сообщили, что он умер. Я сказал: "Ему повезло. Если бы он был жив, я замучил бы его. Пусть отдохнет в гробу".
Всю жизнь Бубер был обеспокоен лишь одним: как привести к диалогу священников, политиков, идеологов, людей. Его стремление похвально, его направление правильно, но он так и не дошел до той точки, когда диалог становится нирваной. В конечном счете, два должны стать одним, ибо мы едины по самой своей природе.

Тогда спросил Киосан: "Как же мне теперь поступать?"

"Что мне теперь делать? Если ты утверждаешь, что слова самого Будды от лукавого, то как же быть мне? Я ведь учу людей". Конечно, нельзя учить людей без общения с ними.

Мастер ответил: "Восхищаюсь твоим стремлением к истине, но меня не интересует практическая сторона вопроса".

Сильный, целостный, независимый человек не интересуется практической стороной вопроса. Если твое сознание будет чистым, то все образуется само собой.
Сознание, гармонирующее с жизнью, попадает под опеку самой жизни. Ты говоришь жизни:
"Решай сама. Хочешь, чтобы я дышал, я буду дышать. Если не хочешь этого, я не буду дышать. До сегодняшнего дня я был отделен от тебя, но сейчас я покончил с этой разделенностью".
Это и имеет в виду Исан:
"Восхищаюсь твоим стремлением к истине, но меня не интересует практическая сторона вопроса".

Почему его не интересует практическая сторона вопроса? Она никого не должна интересовать. В своем просветлении ты стал един с Вселенной. Тебя больше нет.
Жизнь проявляет заботу о деревьях, птицах, животных; разве жизнь не позаботится и о тебе? Ты ведь самый прекрасный ее цветок.
Став просветленным, ты выполнил предназначение судьбы. Теперь обо всем позаботится сама жизнь; тебе ни о чем не нужно беспокоиться.

Однажды монах спросил Киосана:
- Можешь ли ты рассказать о Теле Закона?
- Не могу, - ответил Киосан, - но есть тот, кто может.
- Где же найти того, кто может? - спросил монах.
Вместо ответа Киосан пнул подушку.
Услышав об этом диалоге, учитель Киосана сказал: "Киосан использует лезвие меча".

Что здесь имеется в виду? Заданный вопрос важен, ведь Будда говорит, что у нас много тел, а высшее, бессмертное тело он называет Телом Закона. "Законность" придает слову иное значение. Будда называет его Телом Дхаммы, телом природы. Ты наслоил много тел вокруг него, но все они отпадут. Только то тело, что перемещалось от вечности к вечности, Будда называет истинным.
Человек, задавший этот вопрос Киосану, спросил не о каком-то пустяке:

- Можешь ли ты рассказать о Теле Закона?
- Не могу, - ответил Киосан...

Этот ответ говорит о смиренности мастера; этот ответ говорит о его простоте. Не зная ответа, он не пытается говорить наобум. Он просто говорит: "Не могу, но есть тот, кто может".

- Где же найти того, кто может? - спросил монах.
Вместо ответа Киосан пнул подушку.

В любой другой ситуации, в любом ином контексте его поступок выглядел бы абсурдно. Человек задает вопрос, а вместо ответа ему указывают на подушку!
И это тот, кто знает ответ.
Подушка олицетворяет полный покой, полную релаксацию, такой глубокий уход в себя, что внешний мир становится похож на сон, который иногда тебе снится. Когда внешний мир начинает казаться иллюзорным, человек достигает самого центра своего бытия. Вот где ответ на вопрос. Ответ - в твоем ощущении абсолютного покоя.

Услышав об этом диалоге, учитель Киосана сказал: "Киосан использует лезвие меча".

Непосвященный человек ничего не поймет. Лишь тот, у кого сообразительность остра как меч, сможет разобраться.
Был дан прекрасный ответ, но он озадачил тебя. Ты бы посмотрел на подушку. Но как подушке ответить на вопрос о Теле Закона? Она определенно передает некий смысл.
Дзэн очень приземлен, очень прагматичен. Показывая на подушку, Киосан говорит: "То, что можно выразить словами, можно просто испытать. Тебе нужно расслабиться - и расслабиться полностью".
Этим мы и занимаемся здесь ежедневно. Медитация станет для тебя наивысшим расслаблением.
Но Исан дал такой комментарий: "Киосан использует лезвие меча".
Возможно, обычный человек ничего не поймет; скорее всего, он подумает, что дзэн - это нонсенс; он может подумать, что подушка - это и есть буквальный ответ: "Постоянно держи при себе подушку, и ты познаешь Тело Будды". С подобными мыслями человек может стать опасным.
Но мастера всегда внимательно следят за учениками и говорят или подсказывают лишь то, что тем по плечу. Ни один мастер не будет так жесток, чтобы дать меч ребенку.
Басё писал:

Капли росы -
как лучше
смыть мирскую грязь?

Капли росы могут быть крохотными, но они в состоянии очистить твое внутреннее видение, твое зеркало, покрытое многими слоями пыли. Эту пыль нужно стереть. Лишь в таком случае можно увидеть объемность, живость окружающего мира - мира, полного любви, мира, полного блаженства, мира, который мог бы стать танцевальной площадкой, но который глупые политики превратили в поле битвы.
Когда большее количество людей станет буддами - по существу, они уже будды, - когда больше людей будут помнить, что они будды, у Вселенной будет совсем другая аура, совсем другая энергетика, совсем другое, восторженное состояние.
Во что мы превратили наш мир? Мы превратили его в сплошную трагедию. С каждым шагом мы все ближе к трагедии; в конце тоннеля нас поджидает смерть.

Маниша задала вопрос:

"Наш любимый Учитель,
Мне кажется, что официальные религии использовали таинства в корыстных целях, чтобы ввести людей, в заблуждение, сбить их с толку. С другой стороны, и наука, если не будет нести на себе печать таинственности, она всегда будет деструктивной. Так ли это?"

Маниша, твой вопрос состоит из двух частей.
С первым суждением я полностью согласен. Религии превратили мир в кошмар, в нем стало невозможно жить; все их учение сводится к отрицанию мира.
Тот, кто отрицает мир, не в состоянии написать картину или стихотворение, он не сможет создать скульптуру. Творчество чуждо такому человеку. Куда же ему девать всю свою разрушительную энергию?
Энергия нейтральна. Если не направить свою энергию в творческое русло, то она станет проклятьем и для тебя, и для всего мира. Религии сделали мир бедным, потому что все они отрицали мир и мирские отношения. Для этого у них есть причины, они заинтересованы в бедности мира.
Религии поделили мир на отдельные фрагменты; семьдесят процентов энергии человека уходит на войны. Война кажется единственным богом. Человек стал жертвой либо во имя нации, либо во имя религии. Во имя чего бы это ни было - человека нужно уничтожить.
Да, верно, с горы спускаться легко. Разрушительная энергия превращает гуманную природу человека в звериную силу. Вот почему это легко. Здесь можно найти любую причину, любая причина сгодится.
Вторая часть твоего вопроса звучит так:

"С другой стороны, и наука, если не будет всегда нести на себе печать таинственности, она всегда будет деструктивной. Так ли это?"

Нет, Маниша. С каждым днем наука все ближе подходит к разгадкам тайн мироздания. Науке не более трехсот лет, но за эти триста лет она достигла большого прогресса и значительно обогнала разрушительный и негативный религиозный ум.
Я уже говорил тебе, что энергия нейтральна. Наука создает энергию, открывает новые виды энергии, но научные открытия попадают в руки политиков, а те используют их в своих корыстных целях. Единственная цель политиков - война. Наука стала такой сложной, что тебе придется идти на поклон к правительству или какой-нибудь корпорации. Сегодня на науку нужны огромные средства, и ты не сможешь быть ученым-одиночкой.
Канули в лету те дни, когда Галилео занимался научными открытиями с помощью обычных, легко доступных инструментов. Ему не нужны были триллионы долларов. Сегодня ситуация совсем иная.
Братьям Райт удалось сконструировать первый аэроплан с помощью выброшенных на свалку запасных частей для велосипеда. Сегодня так просто ты аэроплан не создашь.
Но одно не вызывает сомнений: если можно создать Всемирную Академию наук, свободную от влияния какого-нибудь правительства или идеологии, то, по моему мнению, уже хотя бы для этого должны существовать организации типа ООН.
Необходимо создать Всемирную Академию. Вклад в ее развитие будет вносить каждая страна в отдельности, но энергия будет находиться в руках Всемирной Организации. Эта Всемирная Организация будет иметь полномочия так использовать эту энергию, как сочтет нужным.
Сама по себе наука не является деструктивной. Разрушения исходят от политиков, потому что у них есть деньги...
Перед смертью Альберт Эйнштейн сказал... а он, должно быть, очень сильно страдал. Это был человек большого ума; он понял, что передал в руки политиков грозное оружие. Он нашел способ извлечения атомной энергии, и в спешке...
Вначале он работал в Германии, но, будучи евреем, был вынужден покинуть страну. Эйнштейн осознавал, что все основные разработки находятся в руках фашистов. "Возможно, через год или два Германия и без меня научилась бы получать атомную энергию. Но кто-то обязан успеть сделать это еще до немцев. В противном случае, мир попадет в руки фашистов".
Но он был наивен; он написал письмо Рузвельту. Рузвельт обрадовался и приказал обеспечить ученого всем необходимым для создания ядерного оружия, способного в считанные секунды уничтожить миллионы людей. Эйнштейн никогда не подозревал, что атомную бомбу могут на самом деле сбросить на людей. Он полагал, что одно ее существование в стане противника приведет Германию и Японию к капитуляции.
Германия капитулировала, а Япония должна была сложить оружие максимум неделю спустя. Без Германии Япония не смогла бы противостоять в одиночку всему миру. Это маленькая страна, но японцы - мужественный народ.
К тому времени Рузвельта не стало. Президентом избрали Трумэна. Генералы предупреждали его: "Нельзя использовать оружие, которое будет оказывать влияние на поколения людей; да и не только на людей: на деревья, на рыбу, на животных. Нет времени на создание защитных средств. Да в этом и нет крайней необходимости. Германия капитулирует в любую минуту. Наши войска уже вошли в Берлин".
В это трудно поверить... Адольф Гитлер прятался в подземном бункере, и, поскольку он не желал признавать свое поражение, ему дали радиоприемник, настроенный на маленькую радиостанцию, передававшую оптимистические новости: "Наши войска продвигаются вперед" или "Победа будет за нами". Такой обман никогда раньше не применялся. Вражеские передовые части входили в Берлин, а радио радостно передавало: "Наши войска на подступах к Лондону..."
И так продолжалось до самой последней минуты его жизни... Во время бомбардировок Берлина он спрашивал: "Почему здесь в бункере я слышу грохот бомб, падающих на Лондон?" Он позвал генерала и спросил: "Что происходит?"
Генерал ответил: "Виноват. Чтобы не нервировать вас, была разработана целая программа передач хороших новостей".
Гитлера держали в неведении почти целый год.
Американские генералы пытались убедить Трумэна не спешить: "В течение одной недели мы заставим капитулировать Японию с помощью обычного оружия". Однако Трумэн торопился. Если Япония проиграет войну и капитулирует, то когда же провести испытания атомной бомбы?
Не слушая генералов, он приказал уничтожить два японских города, Хиросиму и Нагасаки; погибло сразу более двухсот тысяч человек.
Радиация и поныне убивает людей, и никто не может сказать, как долго будут еще люди испытывать на себе последствия этих взрывов. Начали умирать и те, кто находился вне зоны поражения: радиоактивное заражение распространилось с ветром, оно проникло в другие районы с водой, с течением рек, с фруктами, овощами. Никто не подозревал, что "ест свою собственную смерть".
Наука может оказать огромное влияние на развитие творчества, Маниша, и сегодня ученые все ближе подходят к разгадке тайн. Можно надеяться, что однажды религия и наука сольются в одно целое. Религия станет внутренней наукой, а наука станет внешней религией. А их встреча произойдет в точке соприкосновения с чудом.

А сейчас пришло время Сардара Гурудаяла Сингха. Порой я думаю, что было бы лучше начинать с анекдотов, но это могло бы повредить серьезному подходу. Поэтому я сделал этот этап последним. Это также признак моего большого уважения.

Сэлли и Джоан болтают за чаем. Джоан говорит:
- Выходя замуж за Джорджа, я мечтала о сексе и юморе. Теперь у меня есть и то, и другое.
- Правда? - спросила Сэлли.
- Да, - ответила Джоан, - всякий раз, когда мы занимаемся сексом, это просто умора!

Разодетый негр в долгополом норковом пальто заходит в автосалон "роллс-ройс", подходит к самой дорогой модели и начинает бить ногами по колесам и крыльям автомобиля. Обычно сдержанный продавец подбегает к нему со словами: "Простите, сэр, вы думаете покупать "роллс-ройс""?
Пижон хмуро посмотрел на него и сказал: "Я не думать покупать "роллс-ройс". Я покупать "роллс-ройс". Я думать о красивой попке!"

Иисус висит на кресте. Неподалеку сидит Мария, его мать. Неожиданно Иисус начинает безудержно рыдать. Увидев это, Мария побледнела.
- Не хочу расстраивать вас, мама, - всхлипывает Иисус. - Но одна мысль не дает мне покоя: до чего же противно проводить Пасху вот так!

Ниведано...


Ниведано...

Погрузись в тишину. Закрой глаза. Почувствуй, как замерло твое тело.
А теперь обрати свой взгляд внутрь себя с полным осознанием, немедля, будто это последний миг твоей жизни, проникни в самый центр своего естества.
В этот момент ты становишься буддой, свободным от влияния тысяч прошлых жизней. Чем глубже ты погружаешься в свою жизнь, тем прекраснее, тем удивительнее она становится. Аудитория Будды превращается в тихое безмятежное озеро.
Еще немного... Будда - это твоя вечность, будда - это твоя бесконечность; ты можешь погружаться, но ты никогда не достигнешь дна. Вот почему ты обретаешь высшую свободу.

А теперь, чтобы было понятнее,

Ниведано...

Расслабься и осознай, что тело существует отдельно от тебя, ум существует отдельно от тебя. Ты наблюдаешь, ты весь - осознанное наблюдение.
Расцвели тысячи лотосов.
Этот вечер был прекрасен сам по себе, но, наблюдая его с осознанием, ты превратил его в волшебство, в чудо.
Такое блаженство.
Такое благословение.
Такой экстаз.
Собери побольше цветов и живительных соков из своего центра, вынеси их на поверхность.
Не забывай в своей повседневной жизни: что бы ты ни делал, ты - будда.
Это небольшое напоминание, в конечном счете, станет трансформацией жизни.

Ниведано...

Возвращайся.
Но возвращайся буддой - безмолвным, красивым, расслабленным.
Посиди немного и вспомни, где ты был, какое чудо ты видел. И та золотая тропа, по которой ты ежедневно ходишь туда и обратно, будет становиться короче... и короче, ибо из глубины в твою обычную жизнь поднялся будда.
Медитация - единственный способ познать себя, познать смысл жизни. Его словами не выразить, его можно лишь передать.
Когда вы находитесь здесь в состоянии глубокой медитации, в состоянии полного восприятия, ваши сердца открыты. Теперь так просто стать песней, так просто стать чудесной мелодией.
Словно в удивительном похмелье, ты будешь ощущать это чувство еще некоторое время после медитации. Ты ведь пил из божественного источника.

Все в порядке, Маниша?
Да, любимый Учитель.
Совершенно новый вид общения
Наш любимый Учитель,

Монах Риюсен, ученик Киосана, отвечал в монастыре за съестные припасы. Однажды в монастырь зашел странствующий монах и попросил поесть. Риюсен отдал ему часть своего обеда.
Киосан знал об этом, но пригласил Риюсена к себе и спросил:
- Этот просветленный монах, что приходил сейчас... дал ли он тебе какую-нибудь пищу?
Риюсен ответил:
- Он разделил со мной свой дар.
Киосан подытожил:
- Ты многое приобрел, Риюсен.

Маниша, понимать дзэн не так-то просто, потому что дзэн равнодушен к языку, дзэн равнодушен к обычным средствам общения. Он развивался своим собственным, уникальным путем. Поэтому те, кто просто смотрит со стороны и боится войти в реку, почувствуют лишь дуновение прохладного ветерка, но не поймут сердце дзэн. Одним словом, дзэн способствовал появлению в мире совершенно нового языка, совершенно нового вида общения.

Когда утром раскрывается лотос,
Рождается новый день дзэн.
Встает солнце, расцветает лотос,
И капли росы на его лепестках
Горят ярче драгоценного жемчуга.

Это очень тонкий вопрос, и не нужно пытаться втиснуть дзэн в рамки какой-нибудь категории... Религия слишком требовательна, слишком сурова, и в этой суровости гибнет сердце. Философия расплывчата, она строит воздушные замки, прекрасные замки, но она не наполняет мир новым ароматом, не предлагает миру новый путь к трансформации.
Дзэн каким-то образом аккумулирует все, что было создано человеком, но подход дзэн более эстетичен. Все религии твердят об истине, о красоте.
Действительно, истину, красоту и Бога - сатьям, шивам и сундарам - искали с древних времен. Они символизируют собой три двери.
Сатьям, истину, найти довольно трудно, поиск ее требует от человека немало усилий; поэтому многие даже не задаются вопросом, что это такое.
Бог кажется нам слишком далеким, нас разделяют заоблачные дали; расстояние настолько велико, что это удручает путника.
Красота же очень близко, она повсюду: в цветах, в пении птиц; слышишь любовную песнь одинокой кукушки в далеком лесу?
Задача дзэн - поиск истины, но методы дзэн не такие жесткие, как у философов, а более мягкие, более утонченные. Вот почему за всю историю человечества ни один философ не поднялся до уровня будды. Философ говорит о заумных вещах, но если посмотришь, как он ведет себя в повседневной жизни, то увидишь, что он ничем от тебя не отличается. Полет мысли, грезы философа - словно надписи на воде. Единственная разница заключается в том, что на воде ничего не напишешь, в то время как книги, святые писания остаются надолго.
Метод дзэн очень мелодичен, очень поэтичен; это метод танца, метод любви.
Нужно обнимать действительность любящими руками.
Ты вышел из нее, и однажды растворишься в ней.
Это твоя жизнь, это твоя смерть.
Не важно, в жизни или в смерти, но ты останешься частью Космоса.
Дзэн не говорит о Боге по той простой причине, что нет такого человека, как Бог. А что же есть? Удивительная бесконечная жизнь. Ничто не умирает; на смену старой волне приходит новая. Исчезнувшая волна лишь уходит просто поспать, отдохнуть, чтобы вскоре вернуться назад.
Вот почему я ничего не говорю о Боге. Дзэн не говорит о Нем, но, безусловно, подразумевает божественную природу всего, что нас окружает.
Тогда Бог становится растаявшим льдом.
Тогда сущность Бога проникает во все живое.
Тогда Бог уже не человек, а сама действительность.
Религии всегда говорили о Боге и добродетели - и создали окаменевшие догмы. Они не допускают ни малейших изменений, хотя их абсурдность очевидна. Эта глупость не имеет отношения к Богу. Бедняга страдает по нашей вине.
Кто-то сделал бога из слона. Кто-то превратил в бога обезьяну, даже не спросив у нее разрешения. Есть люди, обожествляющие деревья. Деревья, должно быть, хихикают: "Зачем эти идиоты зря тратят свое время на подношения цветов и кокосовых орехов?"
Наш собственный кокос отбыл в миссионерскую поездку. Хорошо, что его не было, когда здесь появился наш мастер Стоунхэд Нискрия, первый немецкий Мастер дзэн. Один удар по бедному кокосу, который часто ездит в Гоа и обратно...
Знаешь ли ты, почему люди предлагают кокосы? Было время - пять тысяч лет назад, - когда в дар Богу предлагались головы реальных людей - людей живых, молодых, здоровых; такова была традиция. Это был священный ритуал, и каждый, кто предлагал свою голову, удостаивался огромной любви соплеменников. Ведь счастливчики удостоятся лицезреть Бога...
Но постепенно люди поняли, что все это очень глупо: никто из них не вернулся, никто не прислал даже почтовой открытки со словами: "Мы добрались хорошо" или с какими-нибудь другими новостями. Приносить в жертву людские головы кажется таким бесчеловечным. Кокос - это удачная замена, у него есть борода, два глаза, волосы.
Если попытаться разобраться в религиозных ритуалах, то можно обнаружить в них немало странностей. Можно найти статуи Ганеши, бога-слона. Можно любой камень превратить в статую, просто выкрасив его в красный цвет, и вскоре люди начнут поклоняться ему.

Когда британские колонисты впервые начали прокладывать железнодорожные пути, они столкнулись с большими проблемами: они не могли использовать камни для отсчета количества миль. Установив камень, они раскрашивали его в ярко-красный цвет, ведь среди других цветов ярко-красный лучше всех виден издалека. В этом-то и заключалась проблема. К камням приходили местные крестьяне и заваливали их сладостями и цветами: к ним в селение явился бог.
Британские офицеры недоумевали: "Что вы делаете? Это же всего лишь камень!"
Но крестьяне только смеялись в ответ. Они говорили: "Вы ничего не понимаете. Это не камень, это символ бога Ганеша".

Почему красный цвет стал таким важным? Он символизировал кровь. На бога вылить кровь нельзя, а выкрасить можно. Никто не вспоминает о том, что вначале проливалась настоящая кровь, и лишь позднее... На протяжении тысяч лет людям рубили головы и подносили эти кровоточащие человеческие головы в дар богам. Немного поумнев, люди стали заменять головы кокосовыми орехами, а кровь - красной краской.
Но если ты скажешь им об этом, то накличешь на себя беду: ты оскорбишь их религиозные чувства. Я слышу фразу "религиозные чувства" только тогда, когда их оскорбляют; при других обстоятельствах никто и не знает, что представляют собой эти религиозные чувства.
Дзэн - это самая последовательная религия, без всяких перегибов. Перед тем как обратиться к сутрам, приведу небольшую биографическую справку:

Риюсен был учеником Киосана. Он стал монахом в семилетнем возрасте, изучал дзэн у Дайджи, ученика Хьякуджо, и затем пришел к Киосану, под руководством которого обрел просветление.
Накануне своей смерти, в полночь, Риюсен сказал своим монахам: "Если вы используете разум Трех Миров, то войдете в нирвану". Сказав это, он принял нужную позу и покинул их.

Тот, кому удается глубоко погрузиться в медитацию, многократно проходит через двери смерти. Когда бы он ни погружался в медитацию, он всегда проходит через них, когда бы он ни возвращался обратно...
Легко понять, что смерть никакого отношения к жизни не имеет. Смерть - это дверь. Войдя в дверь, ты попадаешь в Космос. Выйдя из нее, ты входишь в смертную жизнь. А поскольку мы живем всю жизнь снаружи, отсюда и появляется страх смерти.
Из страха - а это одна цепочка - появляются другие фобии: из страха ты начинаешь верить в Бога, из страха ты начинаешь верить священнику, из страха ты начинаешь ходить в храм, мечеть или церковь. Из страха ты начинаешь поститься, из страха начинаешь поклоняться Богу, из страха ты будешь заниматься чем угодно.
Но действие, порожденное страхом, не будет религиозным. В этом я абсолютно убежден. То, что ты совершаешь из страха, никогда не приведет тебя к истине.
Чтобы познать истину, нужно обладать смелостью, бесстрашием. Истину может найти лишь тот, кто ищет с любовью. Искатель - это любящий, он пытается найти высшую любовь. Даже любовные романы служат бродом через речку.
Я не против любовных связей хотя бы потому, что это способ научиться чему-то, хотя бы частично. Каждое любовное приключение сделает тебя более зрелым, более целостным.
Но любовь стала неволей. Общество наложило на нее свою печать. Все, что становится законом, становится безжизненным. Когда любящие связывают себя брачными узами, они совершают самоубийство. Если сохранить любовь свободной, то шаг за шагом можно прийти к постижению своей истинной сущности. Ты рассмеешься, обнаружив, что искал самого себя; любящий и объект его любви едины. Все предыдущие любовные связи распадались, потому что вы зависели друг от друга. И так будет продолжаться до тех пор, пока ты не найдешь внутри себя и любящего, и любимого...
У нас в Индии есть одна очень ценная статуя. Ей много веков - подобные статуи были обнаружены при раскопках Харрапы и Мохенджо-Даро. Это статуя Ардханаришвар, одна половина которой - мужчина, а другая половина - женщина. Какое глубокое понимание!
Лишь Карл Густав Юнг в этом веке вновь попытался раскрыть тайну статуи. Как психолог, он догадывался о ее скрытом значении, но его догадки оказались очень поверхностными. Юнг полагал, что статуя символизирует присутствие в каждом человеке мужского и женского начала. Это верно, ведь каждый из нас рожден от отца и матери, от мужчины и женщины. Как можно быть только мужчиной? Или как можно быть только женщиной? Но Юнг на этом и остановился, а статуя требует более глубокого изучения.
Говорят, что, когда глубоко погружаешься в медитацию, наступает определенный момент, когда любящий находит свою любовь, и не отдельно от себя, а в единстве с самим собой. Ты и то, и другое; ты и любящий, и любимый. Это единство, это единение приводит тебя к высшей точке сознания, когда все кругом начинает расцветать.

Риюсен переходил от одного мастера к другому с открытым сердцем, с открытым умом и, в конце концов, остановил свой выбор на Киосане. Когда находишь своего мастера, испытываешь неповторимые ощущения: твое сердце отзывается стозвучным звоном колокольчиков, оно танцует, танцует каждая клеточка твоего естества... Жизнь превращается в празднование: ты нашел своего мастера.
Найдя Киосана, Риюсен дошел до конца пути. Он остался у Киосана и стал просветленным. Позже он построил в горах свой собственный монастырь. В ту ночь, когда смерть должна была прийти за ним, он попросил своих учеников остаться: "В полночь я покину свое тело".

Согласно традиции дзэн, в последний момент жизни мастера, ученики задают ему самый важный вопрос, ибо это последняя возможность спросить учителя.

Риюсен сказал: "Если вы используете разум Трех Миров, то войдёте в нирвану". Сказав это, он принял нужную позу - позу лотоса - и покинул этот мир.

Что значат его слова?
Гаутама Будда говорил - и это было подтверждено всеми просветленными, - что человек состоит из трех частей: тела, ума и души. И у каждой части есть свой разум.
Даже у тела есть свой разум. Если бы у тела не было своего разума, то человек не смог бы прожить и секунды: внутри нас кипит работа. Циркулирует кровь, пища расщепляется на основные элементы, ведь различные части тела нуждаются в разных питательных веществах. Например, кровь постоянно движется, распределяет... если мозг лишится кислорода на шесть минут, то он погибнет, а вместе с ним погибнешь и ты.
Тело функционирует независимо от тебя, ведь во время сна ты забываешь обо всем. Во сне ты не помнишь о том, что нужно дышать. В сущности, даже бодрствуя, ты не задумываешься о своем дыхании. Но если ты можешь наблюдать за своим вдохом-выдохом хотя бы одну минуту, тогда ты на верном пути.
Попробуй, и ты удивишься тому, что сосредоточиться на дыхании даже на одну минуту очень непросто: слишком много отвлекающих моментов.
Положи перед собой наручные часы. Начни наблюдать за стрелками, и вскоре ты обнаружишь, что уже отвлекся. Ты вдруг вспоминаешь, что Каменная Голова отправляется куда-то с посохом, и забываешь о своем занятии. Но затем ты вспоминаешь о нем и начинаешь злиться на себя. Далее начинается все сначала: ты снова впустую тратишь время, отвлекаешься и опять вспоминаешь.
Умение концентрировать свое внимание, не отвлекаясь хотя бы на одну минуту, требует длительных тренировок. Тебя будут постоянно отвлекать какие-то мысли: вдруг захочется съесть банан... ты не сможешь не думать.
У ума тоже есть свой разум. Вот почему он не нужен телу. Во время операции твой мозг могут просто вынуть и поместить вне тела, создав все условия для его жизнедеятельности, обеспечив его необходимым питанием. Удивительно, но ты даже не догадаешься, что твой мозг изъяли, ты не почувствуешь никакой разницы. Ты будешь по-прежнему думать о своей лотерее: "Может, на этот раз мне повезет. Завтра объявят выигрышные номера". В мозгу будут происходить все те же процессы.
Я слышал историю об одном политике.

Врачи должны были вынуть его мозг, чтобы очистить от огромного количества пыли и всякого хлама. Вынув мозг, они унесли его в другую комнату, а политик остался в операционной.
Вдруг в палату врывается какой-то человек и будит политика: "Что ты здесь делаешь? Тебя выбрали президентом страны!"
Ситуация изменилась. Естественно, когда человека избирают президентом, все выглядит иначе. Врачи столкнулись с ним в двери, когда он выходил с другом из операционной.
- Куда же вы? Ваш мозг все еще находится в лаборатории!
- По крайней мере, на ближайшие пять лет он мне не понадобится.

Вышесказанное будет вполне осуществимо в будущем - мы потратили столько умственной энергии впустую - по крайней мере, мозг Эйнштейна или Бертрана Рассела мы могли бы сохранить. Если они захотели покинуть этот мир, пусть уходят. Но их мозг можно поддерживать искусственно, обеспечивая должное питание и используя столько, сколько нужно для работы. Мы потеряли очень много умов, но недалек тот день, когда великие умы будут сохраняться для прогресса науки, для прогресса сознания.

Умирающий мастер сказал: "Если вы используете разум Трех Миров, то войдете в нирвану...

Добившись синхронности ума, тела и души, человек обретает просветление. Больше ничего нет. Я покину тело в полночь, ибо утром, когда известие о кончине облетит всю округу, сюда нахлынут толпы, чтобы выразить свою любовь и уважение, и это помешает мне. Поэтому мне придется покинуть тело как вору. Запомните мои слова как последние слова того, кто знает".

А сейчас сутра:

Монах Риюсен, ученик Киосана, отвечал в монастыре за съестные припасы. Однажды в монастырь зашел странствующий монах и попросил поесть. Риюсен отдал ему часть своего обеда.
Киосан знал об этом, но пригласил Риюсена к себе и спросил:
- Этот просветленный монах, что приходил сейчас... дал ли он тебе какую-нибудь пищу?
Риюсен ответил:
- Он разделил со мной свой дар.
Киосан подытожил:
- Ты многое приобрел, Риюсен.

Есть нечто видимое глазу, но существует и нечто высшее, более ценное - то, что увидеть нельзя.
Странствующий монах попросил у Риюсена поесть; Риюсен отвечал за съестные запасы в монастыре, но поскольку запасы еды были очень скудны, он разделил с незнакомцем свой обед. Это видимая часть; кто угодно может увидеть это. Киосан, учитель, видит, что происходит. Но он также видит и то, что скрыто от обычного глаза. Он позвал Риюсена и спросил: "Этот просветленный монах, что приходил сейчас... дал ли он тебе какую-нибудь пищу?" Другими словами, он хочет спросить: "Дал ли монах тебе что-либо взамен?"

Риюсен ответил: "Он разделил со мной свой дар".
Киосан подытожил: "Ты многое приобрел, Риюсен".

Риюсен отдал незнакомцу лишь часть своего обеда, а монах одарил его всей своей радостью и блаженством, всем своим светом и любовью, - тем, что не видно обычному человеку, но что может увидеть лишь тот, кто находится на таком же уровне развития сознания. Киосан видел все, но ему хотелось узнать, понял ли это Риюсен и принял ли он с благодарностью дар странствующего монаха.
Киосан не называет монаха "странствующим", как об этом говорится в начале рассказа. Киосан называет его просветленным. Мастер просто наблюдал за происходящим, за обменом дарами.
Дар Риюсена материален, его можно увидеть. Взамен же он получил от монаха нечто нематериальное, духовное. Это можно увидеть лишь при условии, если у тебя развито внутреннее видение. Слушая ответ Риюсена, Киосан прокомментировал его так: "Ты совершил отличную сделку. Ты дал монаху простую еду, а он одарил тебя духовной пищей, о чем ты и не просил. Ты многое приобрел, Риюсен".
Будда создал учение, которое во всем отличалось от положений индуизма, даже в мелочах. Например, индийского санньясина веками называли свами, учитель. На это есть свои причины. Это служит ему напоминанием, что он мастер, что он не должен подчиняться ни своему уму, ни кому бы то ни было.
Но здесь также кроется и опасность. Опасность заключается в том, что если кого-то называть "свами", то он может подумать, что он и есть свами. Это может лишь усилить его эго, дать ему подпитку; стрела не попала в цель.
Будда внес здесь изменения. Он не называл своих санньясинов свами, наоборот, он называл их бхикшу, нищими. Зачем он это сделал? На то были свои причины.
Нужно быть смиренным, как нищий. Нужно быть смиренным, чтобы увидеть, как много возможностей дарит тебе жизнь для духовного развития. Нужно быть смиренным, чтобы найти своего мастера. Свами и бхикшу представляют собой полную противоположность.
Но Будда придавал бхикшу огромное значение. Он сделал его золотым. Есть пальцы, превращающие в золото все, к чему прикасаются. Есть люди, чьи слова передают миру то, что невозможно выразить словами.
Исса писал:

Кукушка кукует -
ни о чем не думая,
так же как и сорняк-репейник.

Согласно дзэн, все в мире занимает свою нишу. Нужно просто расслабиться. Не нужно заботиться об улучшении мира, наоборот, своими усилиями ты лишь ухудшаешь его день ото дня. У ленивых людей есть одно бесспорно достойное качество: они никогда не мешают другим.
Ленивый не смог бы быть Чингисханом, уничтожившим тридцать миллионов человек.
Он не смог бы быть Тамерланом, уничтожившим сорок миллионов человек.
Он не смог бы быть Надир-шахом, Александром Македонским, Наполеоном; не смог бы быть Иваном Грозным, Сталиным, Муссолини, Адольфом Гитлером.
У ленивых есть одно достоинство: им ни до чего нет дела, поэтому у них нет проблем.
Возможно, ты никогда не видел настоящего лентяя, но он сидит перед тобой. Я - человек, который никогда ничего не делал, и вопрос о том, хорошо это или плохо, у меня не возникает.

Маниша спросила:

Наш любимый Учитель,
Может ли стремление к пониманию стать помехой на пути к разгадке тайны жизни?

Маниша, ничто не может помешать разгадке тайны жизни просто потому, что разгадать ее нельзя. Ты можешь сколь угодно заниматься тем, что люди называют гимнастикой для ума, но тайна останется такой же недоступной.

А сейчас пришло время Сардара Гурудаяла Сингха.

Джордж смотрел телешоу, когда передача была прервана срочным сообщением.
"Добрый вечер, - сказал диктор. - Министр здравоохранения сообщает, что с сегодняшнего дня лабораторные эксперименты над крысами прекращаются. Вместо них будут использоваться юристы. Это будет сделано по трем причинам:
Первая - юристов развелось больше, чем крыс.
Вторая - сотрудники лаборатории испытывают больше симпатии к крысам, чем к адвокатам.
И третья - они делают такие вещи, на какие крысы просто неспособны!"

Мэри вернулась домой в Америку после свадьбы с поляком. На улице она повстречала свою подругу Сьюзи.
- Слышала, ты вышла замуж за поляка! - воскликнула Сьюзи.
- Вышла, - отвечает Мэри, - и знаешь, я еще не встречала такого длинного и крутого...
- Чего? - взвизгнула Сьюзи. - Чего же?!
- Имени!

Фрэд и Билл, два историка, проводят сравнительный анализ древнего и современного мира.
- Помнишь военный девиз Юлия Цезаря? - спрашивает Билл.
- Да, - отвечает Фрэд. - На латыни это звучит так: "Veni, Vidi, Vici", что означает "Пришел, увидел, победил".
- Верно, - отвечает Билл. - А сегодня юные "цезари" используют другой девиз: "Увидел, победил, кончил!"

Ниведано...


Ниведано...

Погрузись в тишину. Закрой глаза. Почувствуй, как замерло твое тело.
А теперь обрати свой взгляд вовнутрь с полным осознанием, немедля, будто это последний миг твоей жизни.
Тебе нужно проникнуть в самый центр своей души.
Именно через этот центр ты связан с Вселенной.
Достигшие этого центра называются буддами, пробужденными, ведь они знают, что в действительности они не такие, какими кажутся, а то, что спрятано внутри, известно только им. Их внешняя оболочка начинает таять, как лед.
В этот момент вы все становитесь буддами. Аудитория Гаутамы Будды превратилась в озеро лотосов, озеро, наполненное тишиной.
Просто наблюдай все это, ведь в наблюдении проявляется твоя истинная сущность. Все остальное привнесено извне; в наблюдении - твоя вечность.

Чтобы было более понятно,

Ниведано...

Расслабься и оставайся наблюдателем.
Есть тело, есть ум, но ты - ни то, ни другое.
Ты просто наблюдатель.
Чистое наблюдение и никаких помех - вот цель всех будд.
Растай, как тает лед. Познай впервые свою природу.
Вечер был хорош сам по себе, но никогда еще на протяжении столетий он не был свидетелем десяти тысяч будд. Это - праздник...
Небо осыпает тебя цветами.
Собери побольше цветов и убеди будду выйти из глубины на поверхность.
В течение дня постоянно помни о том, что ты всегда остаешься буддой.

Ниведано...

Возвращайся назад, но возвращайся буддой. В этом твое достоинство и твое право.
Посиди несколько минут спокойно, в тишине и осознай ту глубину, которой ты достиг, ведь каждый день тебе предстоит погружаться все глубже.
Чем глубже ты погружаешься, тем ближе становится будда.
Сделай один шаг навстречу будде, и он сделает тысячу шагов навстречу тебе.
Пусть блаженство, спокойствие, безмятежность наполнят твои действия, поступки, жесты, слова, безмолвие.
Пусть твоя жизнь расцветет розами.

Хорошо, Маниша?
Да, любимый Учитель.
Камень, сбивающий бамбук
Наш любимый Учитель,

Киосан был не совсем уверен, обрел ли Киоген просветление. Чтобы проверить это, мастер сказал Киогену:
- Я слышал, ты сочинил стихотворение о своем просветлении. Позволь мне услышать его, и я его выучу.
Закончив читать стихотворение, Киоген сказал:
- Оставим его на другой раз. - И он начал читать другое стихотворение:
"В прошлом году я не был по-настоящему беден;
в этом году моя бедность стала реальной.
В прошлом году мне некуда было воткнуть шило;
в этом году у меня нет даже шила".

Выслушав это стихотворение, Киосан произнес: "Я услышал только Ниорай-дзэн, это не патриархальный дзэн".
Тогда Киоген прочел еще одно стихотворение:
"У меня была возможность,
которую я показал ему.
Если он не понял,
Пусть позовет на помощь слугу!"

Киосан заметил:
"А вот это, к счастью, патриархальный дзэн".

Маниша, мне тяжело нарушать твою тишину словами, но я надеюсь, что наступит день, когда мы будем сидеть рядом, и тишина станет еще глубже, ибо все, что выражается словами, всегда остается на поверхности, не выходит за границы ума. Еще ни одно слово не достигло глубины души.

Эта мысль очень четко отражена в дзэн. Ни одна религия не уделяла этому вопросу столько внимания. Со словами можно покончить с помощью тех же слов, подобно тому, как один яд можно уничтожить более мощным ядом.
Сутры дзэн полны скрытого смысла. Ты не только слышишь мои слова, ты также слышишь меня, мое сердцебиение, а это и есть истинное слушание. Когда все присутствующие будды дышат в унисон, в едином ритме, то даже невозможное становится возможным.
Я назвал эту серию бесед "Киосан: Истинный мастер дзэн". Я не наделяю мастера какими-нибудь особенными чертами по той простой причине, что он сам не хотел выделяться среди других, не хотел быть уникальным, не хотел быть выдающимся. Киосан перебрался в глубокий лес, чтобы его не донимали почитатели. Но если ты нашел истину, если твой внутренний лотос расцвел, то, куда бы ты ни спрятался, к тебе потянутся искатели истины. Вероятно, их приведет к тебе некий внутренний компас.
Искатель может даже не знать, куда держит путь. Он может не догадываться о своей жажде, может не догадываться о существовании истины, но он начинает сближаться с мастером.
В большинстве случаев мастер ничем особенным не занимается. Он просто по-своему учит тебя гармонии. Он так отражает твою красоту, что с ним не сравнится ни одно зеркало. Мастер пробуждает в тебе чувство собственного достоинства. Он пробуждает в тебе внутреннего будду; и, пока это не случится, ты даже не догадаешься, что на самом деле ты и есть будда. Учитель использует различные методы, но его цель остается всегда одной и той же.
Дзэн - это и религия, и не религия. Его можно назвать религией в том смысле, что он обнаруживает в каждом из нас божественное происхождение, а это чуждо всем другим религиям. Остальные религии живут с образом Бога, царствующим высоко за облаками. Дзэн же заявляет, что Бог - это твоя внутренняя сущность, и в тот момент, когда ты проникаешь в самую глубину своей сущности, твоя личность исчезает, как исчезает сон после пробуждения.
Задумывался ли ты когда-нибудь, что происходит со сном, который ты видел всю ночь? Странно, что так много времени уходит на сновидения. Из восьми часов, шесть ты видишь сны, и только два часа сон длится без сновидений. Проснувшись утром, ты вдруг осознаешь, что просто спал, что это был всего лишь сон. Пробуждение возвращает тебя из мира, в котором ты пребывал шесть часов.
Дзэн можно назвать религией в том смысле, что он помогает человеку покончить с лицемерием, со сновидениями, с фальшью, которые до сегодняшнего дня он ошибочно принимал за свою личность.

Однажды великий король Прасенджита пришел к Будде. Он принес с собой прекрасный цветок лотоса. В эту пору лотосы не цвели; этот случай имел целую предысторию.
Позади дома одного сапожника находился пруд. И вдруг самым неожиданным образом на нем появился прекрасный синий лотос. Такого раньше никогда не случалось. Выйдя из дома и увидев лотос, сапожник подумал:
"Мимо моего дома часто идут люди, чтобы послушать Будду, выразить ему благодарность. Может, кто-нибудь захочет купить этот цветок. Может, кто-то даст мне за него одну рупию?" Бедняк не мог предположить, что кто-то может дать больше.
В это время мимо дома сапожника проходил богач, направляясь на встречу с Буддой. Он приказал остановить карету и обратился к Судасу - так звали сапожника:
"Сколько ты хочешь за цветок?"
Судас смутился:
"Я никогда не продавал и не покупал цветы. Лучше сами предложите мне цену. В это время года лотосы не цветут".
Богач, показывая свою широкую натуру, предложил:
"Я дам тебе за него сто рупий".
О такой сумме Судас не мог даже и мечтать.
Но тут остановилась еще одна карета. Это была карета короля, направлявшегося к Будде. Король сказал Судасу:
"Этот цветок мой. Я дам тебе в десять раз больше, чем предлагает этот богач".
В это было невозможно поверить: тысячу рупий за цветок! Судас был просто потрясен. Он подумал:
"Я очень беден и не могу позволить себе отказаться от денег, но все мое нутро протестует, оно говорит: "Откажись от предложения. Лучше пойди к Будде, и сам вручи ему этот цветок". Но я так беден... я не могу отказаться от денег".
Король подумал:
"Наверное, его не устраивает цена".
Он сказал Судасу:
"Не думай долго. Я дам тебе любую цену. Я предложил тебе тысячу рупий. Может, ты хочешь десять тысяч рупий? Сто тысяч рупий?"
Судас уже просто сходил с ума. Он не смог бы даже пересчитать сто тысяч рупий!
Прасенджита приказал своим людям принести бедняку сто тысяч рупий.
Конечно, богач не стал соревноваться с королем, это было бессмысленно. Король ни за что не стерпел бы своего поражения. Ради своей победы он пошел бы даже на кровопролитие.
Когда Прасенджита протянул цветок Будде, тот сказал ему:
"Брось это".
Король уронил цветок. А что ему оставалось делать, если об этом просил сам Будда?
У короля в руках больше ничего не было, но Будда снова сказал:
"Брось и это тоже!"
Тут король уж совсем ничего не понял.
Шарипутра растолковал Прасенджите:
"Будда говорит не о цветке; он имеет в виду эго. Ты полон эгоизма. Ни твой подарок, ни прикосновение к стопам Будды не уменьшили твое эго ни на йоту. Чтобы быть с Буддой, необходимо отбросить свое эго, свою личность".

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>