<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

После победы на выборах 1932 года выяснилось, что, кро-
ме обаяния личности Рузвельта, администрация не располага-
129
Великая депрессия

ет практически никаким значимым ресурсом. В этих условиях
Рузвельт, обновив персональный состав вашингтонских ве-
домств, сохранил идейную составляющую политики, расши-
рив набор применяемых средств.
Мы видели, что в норме кризис и спад означают выявление
ошибок, сделанных на стадии бума. В фазе депрессии эти ошиб-
ки исправляются. Капитал и труд в ходе весьма болезненного
процесса нащупывают новые сферы приложения, покидая те
виды деятельности, проекты и регионы, которые оказались не-
состоятельными, как только спала эйфория. Депрессия перехо-
дит в оживление, подчиняясь спонтанным силам рынка. Нечто
подобное начало происходить и к началу 1933 года. Прибыли,
зарплата, объемы производства и занятость, неравномерно (по
отраслям и регионам) падая с докризисных уровней, достигли
таких значений, при которых стало рентабельным расширять
производство и нанимать дополнительных работников. К на-
чалу II квартала 1933 года депрессия сменилось совершенно
явным оживлением. Уровень зарплаты работающих, достигнув
минимума, начал расти (выплаты зарплаты в промышленности
выросли на 35%). В то же время, поскольку цены за время, про-
шедшее с начала кризиса, упали, началось оживление в торгов-
ле. Зарплата «отправилась за покупками» – цены тоже стали
расти, а запасы непроданных товаров – таять. Падение цен на
основные потребительские товары в предшествующий период
привело к оживлению спроса – с марта по июль 1933 года роз-
ничные продажи в магазинах, хотя и не достигли докризисного
уровня, выросли на 23%. Предприниматели получили заказы и
начали расширять производство – объем промышленного про-
изводства с марта по июль 1933 года вырос на 69%.
NRA - National Recovery Administration
В середине июня 1933 года президент Рузвельт подписал
принятый конгрессом Закон о восстановлении национальной
промышленности, или NIRA (National Industrial Recovery Act).
В соответствии с этим законом Администрации общественных
работ поручалось истратить по профилю своей деятельности
3,3 млрд. долларов. Напомним, что с января 1932 года работала
гуверовская RFC – суммарный объем кредитов банкам достиг
6 млрд. долларов.
Инициаторами разработки NIRA выступили отраслевые ор-
ганизации бизнесменов, в которых доминировали представите-
ли крупных компаний. Их целью было ограничение конкурен-
ции со стороны малого и среднего бизнеса, а также закрытие
«своих» рынков от чужаков. Высокие тарифы защищали их от
иностранных конкурентов, и идея состояла в том, чтобы изо-
брести нечто подобное для защиты от конкурентов своих, аме-
риканских. Предлагая этот закон, они стремились обеспечить
себе административное установление цен и условий ведения
бизнеса (число рабочих мест, часов работы, производственных
площадей и т.п.) на таких уровнях, которые могли бы «потя-
нуть» только крупные компании. Идеологи Нового курса-2 с
восторгом восприняли эту идею. Она отвечала их идеологиче-
ской установке – привнесению в стихию рынка «планово-ин-
женерного начала». Новый закон, как мы увидим ниже, предо-
ставлял широчайшие возможности не только статистикам, но и
массе администраторов.
Механизмом для достижения целей NIRA в этой части были
выбраны так называемые отраслевые кодексы. Все компании не
сельскохозяйственного и нефинансового сектора (т.е. промыш-
ленные, строительные, транспортные компании, а также тор-
говля и услуги) были разбиты на крупные группы («отрасли»),
131
Великая депрессия

которые, в свою очередь делились на подотрасли. Для каждой
подотрасли административно устанавливались все парамет-
ры деловой активности – объемы производства, уровень рен-
табельности, минимально допустимые цены. Рузвельтовские
эксперты вдохновлялись образцами планирования в СССР
и корпоративистском государстве Муссолини. К разработке
NIRA были привлечены профсоюзы, вписавшие в отраслевые
кодексы максимальную продолжительность рабочей недели,
максимальную продолжительность рабочего дня и минималь-
ные ставки заработной платы. Всего было подписано около
500 таких кодексов – по числу охваченных подотраслей – в
совокупности накрывающих практически весь частный бизнес
Америки.
Для проведения закона в жизнь и контроля за его испол-
нением был создан новый государственный специализиро-
ванный орган с широкими полномочиями – Администрация
национального восстановления, NRA (National Recovery
Administration) Фактически NRA соединяла в своей деятель-
ности законодательную (в части принятия кодексов), судебную
(законом о NRA вынесение решений по фактам нарушений
и отступлений от условий кодексов было изъято из ведения
обычных судов) и исполнительную власть. Полномочия NRA
в этой последней части простирались от вынесения предуп-
реждений до блокирования банковских счетов, приостановки
деятельности и принудительной внесудебной ликвидации ком-
паний. Существенная часть государственного финансирования
направлялась на содержание аппарата NRA на местах – ведь
органы этого необычайного учреждения создавались не толь-
ко в каждом штате, но и на местном уровне. Для успеха дела
законодатели решили избежать правовой коллизии и в том же
законе приостановили многие статьи антитрестовского законо-
132 Инфляция и её последствия

дательства, запрещавшего компаниям ограничивать конкурен-
цию, согласуя цены и уровни производства.
Приведем характерный эпизод, иллюстрирующий пафос
и методы работы NRA. Портной из Нью-Джерси, некто Джек
Мэгид был арестован, оштрафован и отправлен в тюрьму по
обвинению в том, что он, осуществляя глажку костюмов, брал
по 35 центов за костюм, в то время как отраслевой кодекс пор-
тных запрещает брать менее 40 центов. Дело получило из-
вестность благодаря журналистам. Местный судья прочитал
газеты, пришел в ярость, приказал освободить несчастного и
распорядился отдать ему для глажки свои брюки.
По всей стране NRA столкнулась с тем, что суды, невзирая
на закон NIRA, принимают к рассмотрению иски предприни-
мателей и выносят по ним оправдательные решения. При поч-
ти повсеместной поддержке органов местного самоуправле-
ния начал бурно развиваться черный рынок. Для реализации
кодексов NRA завела собственную военизированную служ-
бу. Бизнес, особенно малый, подвергся настоящему террору.
Сотрудники NRA проводили ночные рейды, взламывая двери
цехов и мастерских, – они проверяли, не ведутся ли ночные ра-
боты, запрещенные кодексами. Обыски и изъятие бухгалтерии
стали обычным явлением.
Между тем аппарат NRA увеличивался на 100 человек в
день. Только в центральном аппарате трудилось 6 тыс. чело-
век. Деньги текли рекой. Выпускники университета, начиная
работать в NRA с зарплатой в 125 долларов в месяц, через
полгода получали уже 375 доларов, не имея внятных обязан-
ностей (средняя зарплата по стране была 117 долларов в ме-
сяц, учителя старших классов средней школы получали 97
долларов). Деятельность эмиссаров NRA парализовала бизнес.
Начавшееся было оживление прекратилось. Промышленное
133
Великая депрессия

производство с июля по декабрь 1933 года упало на 25%, рост
продаж в магазинах прекратился (снижение на 1%), вновь ста-
ла расти безработица.
Сенаторы (что интересно, от демократической партии),
реагируя на протесты своих избирателей, подняли вопрос о
расследовании деятельности NRA. Руководство NRA доби-
лось, чтобы членов комиссии утверждал президент, а кан-
дидатура руководителя согласовывалась с NRA. Сенаторы
согласились, и в мае 1934 года вышел отчет комиссии и на-
чались слушания. Итог был сокрушительным – комиссия,
назначенная президентом, обнаружила огромное количество
злоупотреблений, а отчет был составлен в необычайно резких
выражениях. 27 мая 1935 года Верховный суд США едино-
гласно признал NRA неконституционной. В решении говори-
лось, что Конгресс под давлением президента, передав ему и
NRA полномочия принимать законы, нарушил конституцию.
Это решение вызвало всеобщий вздох облегчения. Началось
второе оживление, которое и на этот раз не перешло в подъем.
Рост производства возобновился, безработица начала снижать-
ся. Пик объема промышленного производства, достигнутый в
июле 1933 года, был превзойден осенью 1935 года. Рост про-
должался до 1937 года, когда очередные начинания админи-
страции опять отложили окончание Великой депрессии.

Налоговая политика Рузвельта
Мы видели, что Гувер начал поднимать налоги (он не был
последовательным в этом, так как в 1930 году налоги с получа-
ющих менее 40 тыс. долларов в год были снижены), увеличив
предельную ставку подоходного налога в верхней доходной
группе с 25 до 63%. Рузвельт и в этой сфере следовал по тропе,
проложенной Гувером, увеличив налоговый пресс не только
134 Инфляция и её последствия

для граждан, но и для компаний.
Прибыль компаний стала впервые облагаться налогом во
время первой мировой войны. Соответствующий закон трак-
товал этот вид налогообложения как чрезвычайную меру, свя-
занную с особыми условиями военного времени. После войны,
однако, налог не был отменен, хотя его ставка была значитель-
но снижена. Прибыль, представляя собой разницу между об-
щим объемом выручки и затратами, принадлежит владельцам
соответствующего бизнеса, которые принимают решение о ее
распределении. Часть прибыли, оставшаяся после уплаты об-
щего налога на прибыль, направляется на выплаты владельцам
(дивиденды). Другая часть представляет собой финансовый
ресурс для расширения дела – она инвестируется в увеличение
или модернизацию производственных мощностей (оборудова-
ния, складов, подъездных путей, энергетического хозяйства,
зданий и т.п.). Эта последняя называется нераспределенной
прибылью. Имеется в виду, что инвестиции, в отличие от ди-
видендов, не распределяются между владельцами пропорцио-
нально их доле участия в бизнесе, а тратятся от имени компа-
нии в целом.
Одной из первых новаций Рузвельта в налоговой сфере
было введение налога на дивиденды. Эта мера обосновывалась
тем, что предприниматели, получая дивиденды, «обкрадыва-
ют» общество – вместо того, чтобы инвестировать в произ-
водство, они «выписывают» себе незаслуженное вознаграж-
дение. Администрация Рузвельта на этом не остановилась – в
1936 году президент внес в Конгресс билль о налоге на не-
распределенную прибыль. По мысли советников и экспертов
администрации, предприниматели стали «уклоняться» от вы-
шеупомянутого налога на дивиденды, отказываясь начислять
и получать их. Были введены и другие новые налоги – налог
135
Великая депрессия

на наследование, федеральные акцизы на бензин и др. Кроме
того, налоговое ведомство перешло к удержанию подоходного
налога по месту выплаты заработной платы, превратив пред-
принимателей в налоговых агентов государства. Рузвельт про-
должил и «традиционную» линию Гувера -- предельная ставка
подоходного налога в течение 1930-х годов была повышена с
63% до 77%.
Все эти меры стали холодным душем для начавшего ожи-
вать бизнеса. Безработица, снижавшаяся с 1935 года, опять воз-
обновила свой рост, достигнув к 1938 году 11 млн. человек, или
19% рабочей силы.

Итоги политики регулирования занятости
и помощи безработным
В начале XX века, до начала эпохи масштабного вмеша-
тельства государства в экономику, безработица в самом тяже-
лом 1908 году (после кризиса 1907 года) колебалась между
1,6 и 6,3% рабочей силы. Послевоенный спад 1920-1921 гг.
выразился в 11,2% безработных. До начала широкомасштаб-
ных мероприятий по предотвращению безработицы, она ко-
лебалась на уровне 0,9 – 3,9%, что можно считать ситуацией,
близкой к полной занятости.
Затянувшийся с помощью денежно-кредитной накачки, осу-
ществлявшейся ФРС, бум 1920-х вызвал сильнейший кризис.
Начиная с 1930 года обе администрации осуществляли Новый
курс. Старый Новый курс республиканца Гувера не привел к
улучшению ситуации – процент безработных вырос с 8% в
1930 году до более чем 25% в 1933 году.
Кризис 1920-1921 гг., суть которого сводилась к коррекции
экономических итогов военного времени, выразился в 11,2%
безработицы – на тот момент самая высокая величина за всю
историю США. Как мы видели выше, уже к 1923 году количес-
тво безработных снизилось с 4,7 млн. человек до 750 тысяч.
136 Инфляция и её последствия




Безработные в очереди в благотворительную столовую.
Столовую на фотографии открыл известный чикагский ганг-
стер Аль Капоне


За 1933-1939 гг. было три года, когда безработных было мень-
ше десяти миллионов человек. В течение пяти лет из этих
семи лет безработица превышала 9 млн. человек. Лишь два
года нового Нового курса она была ниже 8 млн. человек. В
лучшем году Нового курса без работы оставались 6,4 млн. че-
ловек, или более 12% рабочей силы. И в относительном, и в
абсолютном выражении это было больше, чем в худшем году
предыдущего периода (1921), когда не существовало никаких
программ борьбы с безработицей.
Федеральные корпорации
За годы президентства Рузвельта его администрацией и за-
интересованными группами было создано огромное количес-
тво федеральных министерств, агентств, бюро и корпораций.
Их штаб-квартиры заполнили Вашингтон, затем – окрестности
столицы, а под конец они стали открываться в городах других
штатов. Множество из этих контор никогда не утверждались
решениями Конгресса. Генеральный контролер денежного об-
ращения США (эта должность эквивалентна первому замес-
тители министра финансов), в обязанности которого входило
проведение аудита государственных учреждений, позже ут-
верждал, что он никогда не слышал даже названий некоторых
из них.
Рузвельт изобрел собственный метод создания государ-
ственных контор. Он не вносил в Конгресс биллей, и Конгресс
не утверждал ни их уставов, ни смет на их деятельность.
Президент выбирал группу лиц, которым своим указом по-
ручал зарегистрировать корпорацию в соответствии с законо-
дательством одного из штатов. Таким образом, вместо прави-
тельственного учреждения на свет появлялась государственная
корпорация, а вместо чиновников и начальников государствен-
ного ведомства – члены совета директоров этой корпорации.
Рузвельт продлил жизнь созданной Гербертом Гувером
RFC. Более того, при Рузвельте это странное ведомство-ком-
пания получило новый импульс. При Рузвельте RFC получила
карт-бланш и неограниченные полномочия по осуществлению
заимствований. Общий объем средств, привлеченных (т.е.
фактически эмитированных и «отмытых» через заимствования
RFC) превысил 20 млрд. долларов. Используя эти средства,
RFC выкупало акции созданных государственных корпораций
и ссужало им деньги – кому 10, кому 50, а кому 100 млн. дол-
138 Инфляция и её последствия

ларов (доходило до миллиарда в одни руки). Таким образом,
действуя в обход Конгресса, президент тратил средства, изъ-
ятые посредством налогов у производительной части обще-
ства, на создание бесчисленных кормушек для федеральной
бюрократии.

Девальвация доллара и конфискация золота
Закон о золотом резерве, принятый 30 января 1934 года,
предоставил президенту США полномочия по переоценке дол-
лара в пределах 50-60% золотого содержания, установленно-
го законом 1900 года и подтвержденного законом 1911 года.
Чрезвычайные полномочия президента по изменению золотого
содержания доллара истекали 1 июля 1943 года, хотя его пол-
номочия по изменению содержания серебряных и других мо-
нет (в той же пропорции, что и золотого доллара) сохраняли
свою силу.
На следующий день Рузвельт воспользовался этим правом,
подписав 31 января 1934 года указ, которым золотое содержа-
ние доллара было уменьшено с 25 8/10 грана до 15 5/21 грана
золота 900-й пробы. Это означало установление официальной
цены золота на 59% выше паритета, зафиксированного зако-
ном о золотом стандарте 1900 года. В результате переоценки
золотых запасов была получена «золотая прибыль» – долла-
ровый эквивалент золотых запасов увеличился примерно на
2 млрд. 806 млн. долларов США.
Эти средства, появившиеся в результате росчерка пера, об-
разовали специальный «валютный стабилизационный фонд»,
созданный тем же законом от 30 января 1934 года. Фонд был
поставлен под исключительный контроль министра финансов
США, который был наделен полномочиями использовать сред-
ства фонда для проведения любых операций, которые он сочтет
139
Великая депрессия

необходимыми для стабилизации валютного курса доллара. В
течение конца 1930-х и начала 1940-х гг. средства из этого фонда
использовались без контроля со стороны Конгресса и без всякой
отчетности, а в 1945 году именно из него была осуществлена
оплата американского участия в МВФ и Всемирном банке.
В соответствии с законом о золотом резерве была прекра-
щена чеканка золотых монет. Было установлено, что граждане
обязаны продать все золотые монеты министерству финансов
по указанной цене, после чего все эти монеты (т.н. монетарное
золото, т.е. золото в монетах и слитках, не являющееся акти-
вами ювелиров, зубных врачей и т.д.) должны быть переплав-
лены и храниться в Минфине в виде слитков. Право владения
запасами монетарного золота страны, включая золото на сумму
3,5 млрд. долларов, хранящееся в федеральных резервных бан-
ках, было передано министерству финансов США.
Таким образом, была закрыта важнейшая глава истории
банковского бизнеса не только США, но и всего мира. Она на-
чалась, когда частные лица, желая сохранить свои деньги, сда-
ли их на хранение частным банкирам, получив взамен расписки
и открыв счета для безналичных платежей. Затем последовал
длительный период, наполненный не столько конкурентной
борьбой за лучшее обслуживание потребителей банковских
услуг (хотя и она тоже имела место), сколько поисками воз-
можностей по получению от государства монопольных прав
в области банковского дела в обмен на разнообразные услуги.
Этот период завершился формированием двухуровневой систе-
мы, состоящей из центрального банка и банков с частичным
резервированием, осуществлявших кредитную экспансию.
Деньги вкладчиков, хранившиеся в банках, послужили основа-
нием перевернутой пирамиды – банки эмитировали банкноты,
учитывали векселя и открывали счета, отправляя в обращение
140 Инфляция и её последствия

необеспеченные платежные средства. Наличие центрального
банка позволило затягивать период бума, поскольку устанав-
ливаемая им учетная ставка использовалась при принятии ре-
шений как сигнал для инвесторов. Однако кризис обнажает тот
факт, что публика считает «настоящими» деньгами только зо-
лото. Первые добежавшие до окошка банковской кассы могли
получить свои деньги во время панических набегов на банки.
Указанное свойство банковской системы было призна-
но «неизбежным пороком капитализма» в его «стихийной»
ипостаси. В США институт центрального банка был создан
позже, чем в других странах, и в откровенной форме картеля
с государственным участием. От классических картелей, пред-
ставляющих собой форму добровольного сотрудничества, он
отличался наличием силовых полномочий по отношению к
участникам и отсутствием свободы выхода. Этот картель смог
организовать самое длительное искусственное расширение
кредита, вызвавшее необычайно длинный период экономичес-
кого подъема.

Конец нового Нового курса
Последним законом, принятым в рамках нового Нового
курса, был закон от 25 июня 1938 года. Он показывает полную
неспособность экономической команды президента осознать
происходящее. В год, когда кризис увеличил количество без-
работных почти на 60% (с 6,73 до 10,1 млн. человек), доведя
долю безработных почти до 19%, закон о заработной плате и
количестве рабочих часов (The Wages and Hours Act) продол-
жил экспансию государства в направлении регулирования
трудовых отношений. Установление законодательного макси-
мума рабочей недели (44 часа в первый год, 42 – во второй и
40 – начиная с третьего года после принятия закона) произош-
141
Великая депрессия

ло в расчете на то, что эта «хорошая» (т.е. административная)
мера изменит последствия «плохого» (т.е. стихийного) рынка.
Эта мера, однако, лишь отсекает от рынка труда тех, кто согла-
сен трудиться больше, т.е. самых бедных. Как бы в насмешку,
этим же законом лишались всяких шансов на получение рабо-
ты и те, кто был готов трудиться за низкую зарплату. Закон ус-
тановил минимум часовой зарплаты (25 центов в первый год,
30 – в течение следующих шести и 40 – по истечении 7 лет).
Когда Рузвельт натолкнулся на противодействие Конгресса
при прохождении этого закона, он попытался возобновить тот
порядок осуществления экономической политики, который су-
ществовал в 1933 году. На сей раз команда Рузвельта решила
сделать временный статус чрезвычайных полномочий постоян-
ным. В Конгресс был внесен законопроект о реформе исполни-
тельной власти. Конгрессмены без труда разглядели попытку
сместить политический баланс и при голосовании отвергли ее.
Печать прямо называла проект «диктаторским».
Выборы в Конгресс 1938 года отразили разочарование изби-
рателей в экономической политике Рузвельта. Красноречивой
деталью может служить результат его личных усилий. В пред-
выборный период Рузвельт предпринял поездку по стране, в
ходе которой он агитировал избирателей голосовать за своих

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>