стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Божья АПТЕКА. Лечение заболеваний позвоночника.
М. 2004.


Серия брошюр, объединенная общим названием
«Божья аптека», уникальна своей компактностью и
практической полезностью: в ней кратко и ясно даны
описания болезней и их симптоматика, способы приго-
товления лекарств из натуральных продуктов, предло-
жен полный перечень простых и доступных рецептов
традиционной народной медицины, указаны противо-
показания в применении трав, плодов и кореньев.
Дорогие читатели! Просим присылать простые про-
веренные рецепты народной медицины на адрес редак-
ции:
109028, Москва, Покровский бульвар, д. 18/15, стр. 4,
Издательство Православного братства св. ап. Иоанна Бого-
слова.



I5ВN 5-89424-037-9
© Киянова И. В. Составление. 2004
© Издательство Православного братства
святого апостола Иоанна Богослова
Макет, оформление, 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ

Химия или жизнь?
Страшно сказать, но давно уже стало выгод-
ной врачебной практикой не лечить больных про-
сто и эффективно, а продлевать болезнь, выкачи-
вая из пациентов деньги, и медленно, но верно
лишать их здоровья и сводить в могилу.
Недавно один врач, заведующий отделением
больницы, признался доверительно: «Вот, пугают
всех разными болезнями, пугают, а зачем? А затем,
чтобы таким образом внушить недуги, а потом
их лечить задорого. На самом же деле большин-
ство болезней, если они не запущены, лечится про-
стыми народными средствами и без особых за-
трат...»
Как ответим на вопрос: что естественней —
медицина природы или медицина химии? Что бли-
же человеческому организму — витамины нату-
ральные или искусственные? Что приятнее душе
человеческой — живой вид березовой рощи на
берегу реки или фотообои? Ответ прост: природ-
ное, натуральное, живое.
Но издатели этой книги принципиально не
хотят доводить вопрос до абсурда — например, до-
казывать, что химиотерапия вообще не нужна. Мы
просто хотим напомнить, что есть народные сред-
ства лечения — простые, доступные, дешевые и эф-
фективные. О них часто говорят, много пишут, ред-
ко помнят и продолжают глотать таблетки, кото-
рые иногда помогают, иногда не вредят, а иногда
и просто губят.
Когда перед православным христианином сто-
ит вопрос о выборе между лечением травами и
таблетками, то принять правильное решение часто
мешает подозрительное отношение верующего че-
ловека к так называемой народной медицине, в
которой естественное (например, лечение травами)
бывает перемешано с противоестественным (напри-
мер, заговорами и прочим колдовством). Злове-
щий образ «бабушки», которая, окружив себя икон-
ками и зажженными свечами, бормочет под нос
что-то вроде молитв, обращенных невесть к кому,
пугает и отталкивает. И тут-то важно понять, что
природа как творение Божие дана нам даром и
помимо всяких «бабушек». Травы, плоды и ко-
ренья — благословенный дар Божий, отвергать ко-
торый, делая выбор в пользу химии, просто нера-
зумно.

Данная брошюра предлагает в качестве ле-
карств проверенные простейшие средства, большин-
ство из которых чаще всего под рукой или где-то
в пределах досягаемости. Описываемые процеду-
ры, как правило, тоже просты, что подходит для
того, кто не любит смаковать процесс лечения, делая
его образом жизни, но вместе с тем понимает, что
лечиться иногда необходимо.

Кроме натуральных средств растительного про-
исхождения в предлагаемых рецептах изредка
встречаются знакомые всем химические соедине-
ния: йод, сода, борный спирт, нашатырь, перекись
водорода, азотнокислое серебро и т. д. Это не про-
тиворечит концепции цикла «Божья аптека»,
поскольку действие этих веществ проверено мно-
голетней практикой.

Болезнь с точки зрения
православного христианина
Болезнь — не всегда наказание за грехи.
Иногда болезнь посылается для смирения, иног-
да — чтобы удержать человека от неправильных
поступков. Бывает, болезнь мешает планам, каза-
лось бы, самым хорошим — и эти планы не осу-
ществляются. Но кто знает, не во благо ли это?
Сказанное вовсе не означает, что лечиться не
нужно. Лечиться можно и нужно, и лучше делать
это испытанными способами, чтобы, лечась, не на-
носить сугубого вреда здоровью. Отношение чело-
века к болезни должно быть мудрым: нельзя от-
носиться к ней беспечно; бояться тоже не нужно.
Подлинно верующего человека хранит благодать
Божия. Заболев, верующий спросит себя: может
быть, с душой что-то неладно? Может, есть какой-
нибудь грех неисповеданный? Но никогда имею-
щий веру не скажет: «За что мне это?» — потому
что всякий, имеющий совесть и не обманывающий
себя, знает: всегда есть за что. И никогда право-
славный христианин не подумает: «Это мне кто-
то сделал. Надо к бабке сходить, говорили, тут
есть одна, очень сильная...»
Не прибегая к темным силам и никого не
обвиняя в наших болезнях, начнем лечиться, и
давайте делать это правильно, не слишком сильно
доверяя дорогостоящим нововведениям в медици-
не. Лучше, последовав традиции, прибегнуть к про-
веренным временем методам лечения. А сначала,
как и перед всяким добрым делом, хорошо бы
помолиться.
«Нет ничего равного молитве: она и невоз-
можное делает возможным, трудное — легким, не-
удобное — удобным». Это слова святителя Иоан-
на Златоуста. А вот что пишет архиепископ Ин-
нокентий Херсонский:
«...Не только каждое отделение грехов, но и
каждый грех имеет собственную, ему принадлежа-
щую болезнь. Страсти и пороки внедряют недуги
на целые века в целые фамилии... В целых наро-
дах народные пороки и болезни нравственные об-
разуют недуги, им соответствующие».
Подобно тому, как врачи бывают разные (спе-
циалисты в определенной области медицины), так
и святые, молитвенники за нас перед Богом, как
было замечено, помогают каждый по-своему. На-
пример, святителю Алексию, митрополиту Москов-
скому, исцелившему от слепоты жену ордынского
хана, молятся при болезнях глаз. Впрочем, к деле-
нию святых Божиих «по специальностям» не все
относятся положительно и молятся Господу, Пре-
святой Богородице и святым врачам: великомуче-
нику и целителю Пантелеймону, преподобному
Агапиту Печерскому и другим.
Молиться нужно о себе и о ближних, а ближ-
ний у христианина — тот, кто нуждается в его
помощи.

Господи, благослови!
молитвы,
читаемые в болезнях и о болящих
Молитвы
ко Господу Иисусу Христу
Тропарь
Скорый в заступлении един сый, Христе, ско-
рое свыше покажи посещение страждущему рабу
Твоему (имя), и избави от недуг и горьких болез-
ней, и воздвигни во еже пети Тя и славити не-
престанно, молитвами Богородицы, Едине Человеко-
любие.
Кондак
На одре болезни лежащего и смертною ра-
ною уязвленнаго, якоже иногда воздвиг ЕС, Спасе,
Петрову тёщу и разслабленнаго, на одре носима-
го; сице и ныне, Милосерде, страждущаго (имя)
посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болез-
ни рода нашего понесый и вся могий, яко Много-
милостив.

Молитвы
ко Пресвятой Богородице
Молитва
Пресвятая Богородице, всесильным заступле-
нием Твоим помоги мне умолить Сына Твоего,
Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
веренным временем методам лечения. А сначала,
как и перед всяким добрым делом, хорошо бы
помолиться.
«Нет ничего равного молитве: она и невоз-
можное делает возможным, трудное — легким, не-
удобное — удобным». Это слова святителя Иоан-
на Златоуста. А вот что пишет архиепископ Ин-
нокентий Херсонский:
«...Не только каждое отделение грехов, но и
каждый грех имеет собственную, ему принадлежа-
щую болезнь. Страсти и пороки внедряют недуги
на целые века в целые фамилии... В целых наро-
дах народные пороки и болезни нравственные об-
разуют недуги, им соответствующие».
Подобно тому, как врачи бывают разные (спе-
циалисты в определенной области медицины), так
и святые, молитвенники за нас перед Богом, как
было замечено, помогают каждый по-своему. На-
пример, святителю Алексию, митрополиту Москов-
скому, исцелившему от слепоты жену ордынского
хана, молятся при болезнях глаз. Впрочем, к деле-
нию святых Божиих «по специальностям» не все
относятся положительно и молятся Господу, Пре-
святой Богородице и святым врачам: великомуче-
нику и целителю Пантелеимону, преподобному
Агапиту Печерскому и другим.
Молиться нужно о себе и о ближних, а ближ-
ний у христианина — тот, кто нуждается в его
помощи.

Господи, благослови!
молитвы,
читаемые в болезнях и о болящих
Молитвы
ко Господу Иисусу Христу
Тропарь
Скорый в заступлении един сый, Христе, ско-
рое свыше покажи посещение страждущему рабу
Твоему (имя), и избави от недуг и горьких болез-
ней, и воздвигни во еже пети Тя и славити не-
престанно, молитвами Богородицы, едйне Человеко-
любче.
Кондак
На одре болезни лежащего и смертною ра-
ною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе,
Петрову тёщу и разслабленнаго, на одре носима-
го; сице и ныне, Милосерде, страждущаго (имя)
посети и исцели: Ты бо един есй недуги и болез-
ни рода нашего понесый и вся могий, яко Много-
милостив.

Молитвы
ко Пресвятой Богородице
Молитва
Пресвятая Богородице, всесильным заступле-
нием Твоим помоги мне умолить Сына Твоего,
Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
Молитва
Царице моя преблагая, надеждо моя Богоро-
дице, приятелище сирых и странных предстатель-
нице, скорбящих радосте, обидимых покровитель-
нице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помо-
зи ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду
мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам
иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстатель-
ницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о
Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во
веки веков. Аминь.
Кондак
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя
надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты нам по-
мози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твой бо
есмы раби, да не постыдимся.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная
Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже то-
чиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитвы ко святым Божиим
Святому великомученику
и целителю Пантелеимону
О великий угодниче Христов, страстотерпче и
врачу многомилостивый Пантелеимоне! Умилосер-
дися надо мною, грешным рабом, услыши стена-
ние и вопль мой, умилостиви Небеснаго Верховна-
го Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего,
да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго.
Приими недостойное моление грешнейшаго паче
всех человек. Посети мя благодатным посещени-
ем. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи
их елеем милости твоея и исцели мя; да здрав
сый душею и телом, остаток дней моих, благода-
тию Божиею, возмогу провести в покаянии и
угождении Богу и сподоблюся восприяти благий
конец жития моего. Ей, угодниче Божий! Умоли
Христа Бога, да предстательством твоим дарует
здравие телу моему и спасение души моей. Аминь.
Тропарь
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеи-
моне, моли Милостиваго Бога, да прегрешений
оставление подаст душам нашим.

Святому преподобному Сампсону
странноприимцу
О теплый молитвенниче, благостный отче, пре-
подобне Сампсоне! Моли Бога о мне грешнем, и
низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и
избавление, привременна бо есть жизнь моя и
исполнена труда, скорбей и болезней.
Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу
мою, и не попусти, да превозмогут искушения мно-
гая моя малыя силы, но споспешествуй мне за-
ступлением твоим и посреде обстояний и бед упра-
ви путь мой в Царство Небесное, да славлю про-
славльшагося в тебе Господа во веки. Аминь.

Святой великомученице Варваре
Тропарь
Агнице всеблаженная Варваро, Божественне
озарившися светом Святыя Троицы Трисолнечным

9
2 - 5243
и в купели утвердившися в побеждение ле'сти оте-
ческия, веру исповедала есй Христову. Тем, всечест-
ная, свыше благодать тебе дарова Бог, исцеляти недуги
и болезни вся. Егоже моли, великомученице, да спасет
души наша.

Святому преподобному Агапиту Печерскому,
врачу безмездному
Тропарь
Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,
аки некиим врачевством, зелием снедным исцелял
еси болящия, преподобие Агапите, тем и врача не-
верна уверив, наставил еси на путь спасения. Ув-
рачуй и наша болезни и молися Господеви о воспева-
ющих тя.
ОБЩИЕ СПОСОБЫ
ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВ
ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

Настои и отвары
Настои и отвары представляют собой водные
вытяжки из лекарственного сырья. Настои обыч-
но готовят из листьев, цветков, стеблей, отвары —
из корней, коры, корневищ, древесины.
Существует несколько способов приготовле-
ния настоев и отваров. Традиционным является
следующий. Необходимое количество измельчен-
ного сырья помещают в эмалированный или
фарфоровый сосуд, заливают водой комнатной
температуры, закрывают крышкой и ставят на ки-
пящую баню. Настой нагревают в течение 15 ми-
нут, отвар — 30 минут, часто помешивая. После
этого сосуд охлаждается при комнатной темпе-
ратуре, причем настой в течение 45 минут, а от-
вар — 10 минут, затем жидкость процеживают
или фильтруют (через салфетку, марлю или х/б
ткань), а оставшуюся массу отжимают. После
отжатия добавляют воду до первоначального
объема.
Для приготовления настоя или отвара берут,
как правило, 1 столовую ложку растительного
сырья на 1 стакан воды. Масса одной столовой
ложки сушеных трав, листьев и цветков составля-
11
ет в среднем 3-5 г, корней, древесины и коры —
около 6-8 г.
Настои и отвары быстро портятся, особенно в
летнее время. В связи с этим лучше всего их
готовить ежедневно. Если это невозможно, их хра-
нят в темном прохладном месте или в холодиль-
нике, но не более 2 суток.
Настои также удобно готовить с помощью тер-
моса. Для этого назначенную дозу сырья (обычно
2 столовые ложки) высыпают в термос и заливают
двумя стаканами кипятка. Лучше это делать вече-
ром. За ночь вода настаивается. Настой нельзя
хранить в термосе больше суток.
В домашних условиях (но только для косме-
тического использования) настои готовят без ки-
пячения. Для этого лекарственное сырье помеща-
ют в тщательно прогретую емкость, заливают кру-
тым кипятком, плотно закрывают посуду крышкой,
накрывают плотной тканью и настаивают в тече-
ние 4-6 часов, после чего процеживают, остаток
отжимают и фильтруют.

Настойки
Настойки — жидкие лекарственные формы, в
которых в качестве экстрагирующего фактора при-
меняют 40-70-процентный спирт или водку. Чаще
всего на 1 часть измельченного сырья берут 5 ча-
стей спирта или водки, тщательно перемешивают
и ставят в сухое, прохладное и темное место (луч-
ше в посуде из темного стекла) на срок от 7 до 40
дней в зависимости от назначения настойки. По
истечении необходимого времени выдержки настой-

12
ку процеживают, отжимают оставшуюся в посуде
часть и также процеживают.
Хранят настойки в плотно закупоренных бу-
тылках. Они могут храниться несколько лет. Упо-
требляют их, как правило, небольшими дозами —
от 10 до 40 капель на прием.
Принимают настойки обычно в холодное вре-
мя года, так как они вызывают прилив крови к
голове и сердцу, особенно в теплое время. Детям
настойки противопоказаны.
Припарки
Припарки — это старинная форма местного
применения растений. Для приготовления припа-
рок измельченное сырье размешивают с горячей
водой и полученную кашицу распределяют равно-
мерно на куске ткани. Затем накладывают на
больное место и для сохранения тепла покрывают
компрессом.

Мази
Из водных вытяжек лекарственных растений
можно приготовить мази. Для них чаще использу-
ют подземные части растения. Мазь можно приго-
товить следующим образом.
50 г измельченных корней растений отварива-
ют в течение 15-20 минут в 100 мл воды, охлаж-
дают, процеживают и добавляют 50 г мазевой ос-

стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>