<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

признаются на дату подписания акта об оказании услуг (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Основания признания расходов в налоговом учете
при аутсорсинге

Вид расходов Основание для признания -
НК РФ
Охранные услуги Подпункт 6 п. 1 ст. 264
Логистика Подпункт 6 ст. 254
Транспортные услуги Подпункт 6 ст. 254
Уборка помещений Подпункт 7 п. 1 ст. 264
Услуги по подбору кадров и ведению Подпункт 8 п. 1 ст. 264

146
кадрового делопроизводства
Юридические услуги Подпункт 14 п. 1 ст. 264
Аренда программных продуктов, Подпункт 14 п. 1 ст. 264
обслуживание сложных прикладных систем
Управляющая компания Подпункт 18 п. 1 ст. 264
Предоставление персонала Подпункт 19 п. 1 ст. 264
Обслуживание сетевых устройств Подпункт 25 п. 1 ст. 264
и автоматизированных рабочих мест
Услуги по продвижению продукции на Подпункт 27 п. 1 ст. 264
рынки (маркетинговые услуги)
Рекламные услуги Подпункт 28 п. 1 ст. 264
Услуги по ведению бухгалтерского учета Подпункт 36 п. 1 ст. 264

Следует учитывать, что все взаимоотношения с работниками возникают непосредственно у
организации-аутсорсера. Именно она заключает трудовые договоры, выплачивает зарплату,
производит начисления с зарплаты. К организации, пользующейся услугами аутсорсера, эти
вопросы отношения не имеют.
При использовании договоров аутсорсинга следует учитывать высокий налоговый риск
данных сделок.
Особое внимание необходимо обратить на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N
53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой
выгоды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 53). Согласно этому Постановлению
налоговая выгода является необоснованной в случаях, если:
- для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным
экономическим смыслом;
- учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами
(целями делового характера);
- налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной
предпринимательской или иной экономической деятельности.
Перечень признаков необоснованности получения налоговой выгоды налогоплательщиком
дан в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 53:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с
учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически
необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей
экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала,
основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые
непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида
деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в
объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 перечислен также ряд признаков, которые не
могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- осуществление расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных
операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Следует учитывать также решения судов. В пользу налоговиков при применении аутсорсинга
приняты, например, Постановления Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2006 N А66-
1863/2006, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2005 N Ф04-3725/2005(12156-А46-26).
Положительные решения судов в пользу налогоплательщиков по проблеме аутсорсинга
даны в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2004 N А56-22408/03, от
18.07.2005 N Ф04-4616/2005(13098-А27-40), Волго-Вятского округа от 08.08.2005 N А82-11632/2004-
37.


147
ФРАНЧАЙЗИНГ

Правовое регулирование франчайзинга

В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор
коммерческой концессии, правила которой регламентируются гл. 54 ГК РФ.
Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и
индивидуальные предприниматели. Физические лица, не зарегистрированные в качестве
предпринимателей, не могут принимать участия в таких договорах (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).
Предмет договора франчайзинга - это возмездное предоставление в пользование комплекса
исключительных прав, к которым относятся фирменное наименование, товарный знак, знак
обслуживания, охраняемая коммерческая информация и т.д. То есть в пользование передается
комплекс исключительных прав, позволяющих идентифицировать товары или услуги как
созданные определенным производителем.
Исходя из этого стороны договора называются правообладателем и пользователем.
Правообладатель исключительные права предоставляет, пользователь эти права использует.
Встречаются также и другие обозначения сторон договора: "франчайзер" и "франчайзи". А
для обозначения самого права пользования используется понятие "франшиза".
Смысл франчайзинга для правообладателя - это распространение торговой марки, а для
пользователя - возможность войти в бизнес под узнаваемым покупателями обозначением. Кроме
того, франчайзинг позволяет каждому из участников увеличить его доходы.
Так, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока
право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное
наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую
информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав -
товарный знак, знак обслуживания и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Комментарий. Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности
(товарные знаки, фирменные обозначения, ноу-хау и другие охраняемые результаты
интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) позволяет правообладателю
использовать эти объекты любым не противоречащим закону способом, одновременно запрещая
их использование третьим лицам.
Неисключительные права позволяют их обладателю совершать в отношении объектов
интеллектуальной собственности только те не запрещенные законом действия, которые
разрешены ему обладателем исключительных прав.
С 1 января 2008 г. вступает в действие часть четвертая Гражданского кодекса РФ,
посвященная правовому режиму и использованию в гражданских отношениях объектов
интеллектуальной собственности, в том числе и тех, которые могут быть переданы в пользование
по договору коммерческой концессии (ст. 1 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О
введении в действие части четвертой Гражданского кодекса..."; далее - Вводный закон). В
частности, она предусматривает, что товарный знак - это обозначение, служащее для
индивидуализации товаров, производимых организациями или предпринимателями, а знак
обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых ими работ или
оказываемых услуг.
Аналогичное определение можно найти и в действующем законодательстве (ст. 1 Закона РФ
от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров").
Под фирменным наименованием часть 4 ГК РФ (ст. 1473) подразумевает название
организации, определенное в ее учредительных документах и включенное в Единый
государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Предоставлять право использования
фирменного наименования другим лицам запрещается, в связи с чем упоминание об этом объекте
с 1 января 2008 г. исключается и из ст. 1027 ГК РФ (п. 4 ст. 25 Вводного закона).
Коммерческое обозначение - средство индивидуализации торговых и промышленных
предприятий, которое в учредительных документах не указывается. И с 1 января 2008 г. его можно
будет передать в пользование только по договору коммерческой концессии. Например, ООО
"Главпищеторг" владеет сетью ресторанов "Охотники на привале". ООО "Главпищеторг" - это
фирменное наименование, зарегистрированное в ЕГРЮЛ, "Охотники на привале" - его
коммерческое обозначение. Первое нельзя передать в пользование другим организациям, второе -
можно.



148
При этом наименование юридического лица и принадлежащего ему коммерческого
обозначения могут совпадать. В этом случае фирменное наименование будет отличаться от
коммерческого обозначения указанием организационно-правовой формы правообладателя.
Упоминаемая в действующей редакции ст. 1027 ГК РФ охраняемая коммерческая
информация соответствует предусмотренному частью четвертой ГК РФ секрету производства
(ноу-хау), к которому относятся любые производственные, технические, экономические,
организационные или другие сведения, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности их
третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в
отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Договором франчайзинга может быть предусмотрено право франчайзи, т.е. право
пользователя разрешать другим лицам использовать полученные им исключительные права (п. 1
ст. 1029 ГК РФ). В этом случае между франчайзи и третьим лицом заключается договор
субконцессии, условия которой должны быть согласованы с правообладателем.

Обратите внимание! При субконцессии дальнейшая передача исключительных прав не
происходит, поскольку правом такой передачи обладает только правообладатель.

Таким образом, франчайзи передает третьему лицу, так называемому вторичному
пользователю, уже неисключительные права на наименование или товарный знак.
Договоры франчайзинга подлежат обязательной государственной регистрации в налоговых
органах. При этом регистрирует договор та налоговая инспекция, которая осуществила
регистрацию правообладателя.
Кроме того, если по договору передается право использования объекта, охраняемого
патентным законодательством, то договор необходимо зарегистрировать еще и в Роспатенте. К
таким охраняемым объектам относятся, в частности, товарные знаки.
А поскольку в большинстве случаев франчайзинг подразумевает использование чужих
товарных знаков, то можно сказать, что практически все договоры коммерческой концессии
должны быть зарегистрированы и в налоговых органах, и в Роспатенте.
Напомним, что и сам товарный знак также должен быть зарегистрирован в этом ведомстве.
То есть для передачи в пользование товарного знака франчайзеру сначала нужно
зарегистрировать в Роспатенте исключительные права на товарный знак, а затем - договор
франчайзинга, по которому эти права передаются. Порядок регистрации договоров утвержден
приказами Минфина и Роспатента.
Регистрация договоров коммерческой концессии прямо предусмотрена п. 2 ст. 1028 ГК РФ, а
также ст. 14 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1.
Для регистрации договора коммерческой концессии согласно п. п. 6, 35 Правил регистрации
договоров о передаче исключительного права..., утвержденных Приказом Роспатента от
29.04.2003 N 64, в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам (Роспатент) нужно представить:
- заявление о регистрации договора с указанием адреса для переписки;
- договор или заверенную выписку из договора, содержащую его существенные условия, в
трех экземплярах;
- документ, подтверждающий уплату госпошлины;
- свидетельство на товарный знак.
По общему правилу документы должен представить правообладатель (п. 2 ст. 1031 ГК РФ).
Но сделать это может и пользователь. Госпошлина за регистрацию одного договора установлена в
размере 1000 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В Роспатенте документы могут проверять до двух месяцев.
Если никаких нарушений не будет найдено, то организации согласно п. п. 15, 18
вышеназванных Правил направят:
- уведомление о регистрации договора;
- экземпляр соответствующего договора с отметкой о его регистрации;
- свидетельство на товарный знак (или на другой объект интеллектуальной собственности) с
внесенной записью о передаче исключительного права на него пользователю.
После этого договор можно зарегистрировать в налоговой инспекции. Для этого в
соответствии с п. п. 1.2, 1.4, 2.1 Порядка регистрации договоров коммерческой концессии
(субконцессии), утвержденного Приказом Минфина России от 12.08.2005 N 105н, необходимо
представить:
- сопроводительное письмо, в котором должны содержаться сведения о сторонах договора,
контактный телефон, а также указание на то, что регистрируется именно договор, а не изменения в
него или его прекращение;
- выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП - Единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей), подтверждающую регистрацию сторон договора в качестве юридических лиц;

149
- договор в трех экземплярах;
- документ об уплате государственной пошлины.
Зарегистрировать договор в налоговой инспекции может как правообладатель, так и
пользователь. Регистрация осуществляется в срок не более пяти дней с момента представления
всех необходимых документов.
Отметим также, что с 1 января 2008 г. все договоры коммерческой концессии подлежат
регистрации только в Роспатенте (п. 5 ст. 25 Вводного закона).
Предположим, договор франчайзинга заключен и зарегистрирован. Какие обязанности
возникают у его сторон? Заключая договор, франчайзи рассчитывает на приобретение доверия
покупателей на новом для него рынке.
Но одного только "раскрученного" бренда для этого может оказаться недостаточно. Ведь
покупатели будут оценивать качество товаров или обслуживания, надеясь на то, что они будут
соответствовать привычному уровню. Для того чтобы франчайзи мог работать не хуже, чем
владелец товарного знака или другие его пользователи, ему необходим опыт и практические
рекомендации правообладателя.
Поэтому в обязанности правообладателя входит предоставление пользователю
технической, коммерческой и иной документации, необходимой для осуществления переданных по
договору прав. Это может быть информация, связанная с совершенно различными аспектами
деятельности организации, - от методик управления и ведения учета до рецептов приготовления
фирменных блюд.
Кроме того, правообладатель должен в течение всего срока действия договора
франчайзинга консультировать пользователя и оказывать ему техническое содействие, помогать в
обучении работников и контролировать качество продукции или услуг. Данные обязанности
правообладателя изложены в ст. 1031 ГК РФ.
Вместе с тем правообладатель сам заинтересован в качестве производимых пользователем
товаров и предоставляемых им услуг. Ведь если товары или услуги пользователя не оправдают
надежд покупателей, то может ухудшиться их отношение к бренду в целом. А значит, уменьшатся
продажи не только конкретного пользователя, но и остальных пользователей, и самого
правообладателя.
Кроме того, правообладатель стремится к тому, чтобы все организации, работающие под его
"вывеской", строили отношения с покупателями на одних и тех же условиях, поскольку это
способствует увеличению степени их доверия.
Из этого следуют и обязанности франчайзи. Качество производимых им товаров или
оказываемых услуг должно соответствовать тому уровню, который может предложить покупателям
правообладатель. Пользователь должен обязательно применять коммерческое обозначение
правообладателя, соблюдать его инструкции и указания, в том числе касающиеся оформления
коммерческих помещений пользователя, например магазинов или кафе, а также оказывать
покупателям дополнительные услуги, которые обычно предоставляет им правообладатель. Кроме
того, в обязанности пользователя входит сохранение в тайне конфиденциальной информации,
полученной от правообладателя, в том числе секретов его производства.
Обязанности пользователя отражены в ст. 1032 ГК РФ, согласно которой пользователь
обязан:
- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное
наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре
образом;
- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров,
выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг,
производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение
соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому,
как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и
внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при
осуществлении предоставленных ему по договору прав;
- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы
рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у
правообладателя;
- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него
конфиденциальную коммерческую информацию.
За право пользования исключительными правами франчайзи уплачивает франчайзеру
вознаграждение. Это вознаграждение может быть как разовым, так и периодическим, а его размер
может определяться как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки (ст. 1030 ГК РФ).
На практике чаще всего при заключении договора франчайзи уплачивает фиксированную
сумму вознаграждения - так называемый паушальный платеж. А затем в течение всего срока

150
договора уплачивает роялти - периодические платежи. Периодичность этих платежей
устанавливается договором, но, как правило, они производятся ежемесячно.
Практика показывает, что в начале деятельности по договору франчайзинга величина
роялти может быть невелика - примерно 0,01% выручки, а затем, по мере роста продаж
пользователя, она существенно увеличивается. Тем самым правообладатель дает пользователю
возможность "раскрутиться", потому что начало нового бизнеса даже под известной маркой всегда
сопряжено со значительными расходами.

Налоговый и бухгалтерский учет
договоров франчайзинга

Объект обложения НДС - это операции по реализации товаров, работ, услуг и
имущественных прав (ст. 146 НК РФ). По договору франчайзинга исключительные права не
реализуются, а предоставляются в пользование. В то же время предоставление этих прав для
целей налогообложения признается услугой. То есть в данном случае речь идет о реализации
услуг по предоставлению исключительных прав.
Поэтому франчайзер должен начислить НДС на сумму вознаграждения и выставить
франчайзи счет-фактуру. Счет-фактура на сумму паушального платежа выставляется на дату
вступления в силу договора франчайзинга. Счета-фактуры на сумму роялти - на дату
осуществления расчетов в соответствии с условиями договора.
Возможна также ситуация, когда франчайзи не производит товары самостоятельно, а
приобретает их у правообладателя. В этом случае счета-фактуры на стоимость товаров
составляются в общем порядке на дату их отгрузки. Кроме того, договором может быть
предусмотрено, что обучение персонала франчайзи осуществляется за отдельную плату. При
таких условиях оказание услуг по обучению у франчайзера также будет облагаться НДС. Счета-
фактуры на стоимость таких услуг составляются на дату подписания акта об оказании услуг.
Договоры франчайзинга получили широкое распространение не только благодаря тому, что
позволили многим компаниям занять свое место на рынке, пользуясь известными торговыми
марками.
Франчайзинг применяется также и для оптимизации налогообложения, в частности для
снижения нагрузки по налогу на прибыль. Правда, в этих схемах обязательно используются
офшорные компании. Оптимизация сводится к тому, что роялти заменяют собой дивиденды,
выплачиваемые зарегистрированной в офшорной зоне организации-учредителю. Дивиденды
выплачиваются за счет чистой прибыли, т.е. в составе расходов не учитываются, тогда как роялти
налогооблагаемую прибыль уменьшают.
Удерживать налог на прибыль из доходов нерезидента при перечислении роялти тоже не
придется, если такое правило предусмотрено соглашением об избежании двойного
налогообложения. Такое условие содержится, например, в Соглашении между Россией и Кипром.
Поэтому многие офшорные компании, участвующие в таких схемах, регистрируются именно в этой
стране. Конечно, при этом нельзя забывать о том, что и на Кипре с доходов, полученных в виде
роялти, заплатить налог все-таки придется. Но ставка налога на прибыль там гораздо ниже.
Поэтому подобные схемы достаточно широко распространены.
Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал (далее - Соглашение) заключено 05.12.1998 и ратифицировано Федеральным законом от
17.07.1999 N 167-ФЗ.
Соглашение предусматривает, что дивиденды, выплачиваемые российскими организациями
резидентам Кипра, могут облагаться налогом на прибыль как в России, так и на Кипре. При этом
сумма налога, взимаемого в России, не может превышать 5 или 10% общей суммы дивидендов в
зависимости от величины средств, вложенных нерезидентом в российскую компанию (п. п. 1, 2 ст.
10 Соглашения). В то же время роялти, выплаченные российской компанией резиденту Кипра,
облагаются налогом только на Кипре (п. 1 ст. 12 Соглашения). Ставка корпоративного налога на
Кипре - 10%. Ставка налога на доходы иностранных организаций в России - 20% (п. 2 ст. 284 НК
РФ).
Бухгалтерский и налоговый учет операций по договорам франчайзинга очень схожи. И
паушальный платеж, и роялти признаются доходами правообладателя и расходами пользователя.
При этом если правообладатель сам производит продукцию или оказывает услуги, то доходы от
предоставления в пользование товарного знака он будет учитывать в составе прочих расходов в
бухгалтерском учете и в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль.
Если же основная часть его доходов поступает именно от предоставления в пользование
исключительных прав, то это будут доходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском
учете и доходы от реализации в налоговом учете.


151
В бухгалтерском учете франчайзи вознаграждение включается в состав расходов по
обычным видам деятельности. Оно может учитываться на счетах 20 "Основное производство", 26
"Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу". Учесть вознаграждение
правообладателя в расходах при исчислении налога на прибыль позволяет специальная норма,
предусмотренная ст. 264 НК РФ.
Поскольку роялти - это периодические платежи, в бухгалтерском учете они признаются
доходами или расходами по мере начисления. В целях налогообложения роялти могут
учитываться на дату осуществления расчетов, предусмотренную договором, либо на дату
предъявления документов, служащих основанием для расчетов, либо в последний день отчетного
или налогового периода в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее.
На практике условия договора чаще всего предусматривают, что роялти выплачиваются в
последний день каждого месяца. В этот же день они и учитываются в целях налогообложения.
Иногда стороны указывают в договоре, что расчеты по роялти осуществляются на дату
подписания расчетных документов. Но такие формулировки лучше не использовать, потому что
это может вызвать претензию к пользователю со стороны налоговых органов.
Например, последний день месяца приходится на выходной. А в договоре указано, что
выплата вознаграждения производится при подписании расчетных документов. Тем не менее
бухгалтер по привычке, не задумываясь, учитывает роялти в составе расходов в последний день
месяца. А затем при проверке его спрашивают: "А кто же подписывал расчетные документы в
выходной день?". У проверяющих возникают сомнения в подлинности этих документов, а значит, и
в оправданности расходов. Такие случаи уже имели место.
Чтобы избежать таких проблем, в договоре лучше всего указать, что датой осуществления
расчетов признается последний день месяца. И тогда независимо от того, будет этот день
рабочим, выходным или праздничным, у франчайзи будут все основания, чтобы признать роялти в
составе расходов.
С паушальным платежом ситуация немного сложнее.
Для правообладателя это доход, полученный единовременно, но связанный с
предоставлением исключительных прав в течение всего срока действия договора франчайзинга,
т.е. доход, относящийся не только к текущему, но и к будущим периодам. Поэтому при
предоставлении пользователю исключительных прав он учитывается на счете 98 "Доходы
будущих периодов" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами". Затем в течение всего срока действия договора этот платеж равномерно
признается в составе текущих доходов (Дебет 98 - Кредит 91 "Прочие доходы и расходы").
При этом в случае если срок действия договора не определен, то организация
самостоятельно может определить период, в течение которого паушальный платеж будет
полностью учтен в ее доходах.
В налоговом учете доходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, также
распределяются организацией самостоятельно (п. 2 ст. 271 НК РФ). Поэтому никакие расхождения
между бухгалтерским и налоговым учетом в данном случае не возникают.
Аналогично в бухгалтерском учете франчайзи паушальный платеж изначально учитывается
по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов", а затем равномерно списывается на текущие
расходы. В налоговом учете эти расходы тоже признаются равномерно в течение срока действия
договора или (если договор бессрочный) другого периода, установленного организацией
самостоятельно. Порядок учета таких расходов необходимо закрепить в учетной политике для
целей налогообложения (п. 1 ст. 272 НК РФ).
В составе расходов будущих периодов также учитываются затраты на регистрацию договора
франчайзинга, которые могут возникнуть у обоих участников договора. Но если эти затраты
незначительны, их можно учесть и единовременно.
Товарные знаки, коммерческие обозначения и другие объекты, которые могут быть
предметом договора франчайзинга, в учете правообладателя учитываются в качестве
нематериальных активов.
При передаче в пользование исключительных прав на эти активы они остаются в
собственности правообладателя и используются им для извлечения прибыли. Поэтому
правообладатель продолжает начислять по ним амортизацию как в бухгалтерском, так и в
налоговом учете (п. 25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ
14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).
Приведем такой пример. Правообладатель предоставляет пользователю право на
использование своего знака обслуживания, технологию приготовления блюд и стандарты
обслуживания покупателей. Вознаграждение правообладателя складывается из двух частей:
паушальный платеж - 1 000 000 руб. (без НДС) и роялти, размер которых составляет 5% (без НДС)
выручки пользователя от оказания услуг под предоставленным ему знаком обслуживания. Роялти
уплачиваются в последний день каждого месяца. Срок действия договора франчайзинга - пять
лет. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по знаку обслуживания - 50 000 руб.

152
Регистрацией договора занимался правообладатель, в связи с чем ему пришлось потратить 2000
руб. на уплату госпошлины.
Предположим, что договор был заключен в апреле 2007 г. В мае пользователь начал
работать под знаком обслуживания, полученным от правообладателя, и получил выручку в сумме
2 000 000 руб.
Следовательно, 31 мая у него возникает обязанность по уплате роялти в сумме 10 000 руб. В
тот же день роялти уплачены правообладателю.
В учете правообладателя эти операции отражаются следующим образом:

<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>