<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

целях определения суммы налога, предъявляемой к вычету (абз. 2 п. 12 Правила). Данная сумма
отражается по строке "Сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ
для собственного потребления и уплаченная в бюджет, подлежащая вычету" Декларации по
налогу на добавленную стоимость в следующем налоговом периоде.
Начисление НДС по работам, выполненным для собственного потребления, и принятие сумм
начисленного налога к вычету осуществляются в разных налоговых периодах (см. Письмо
Минфина России от 03.07.2006 N 03-04-10/09).
При осуществлении строительно-монтажных работ подрядным способом отсутствует
налоговая база по начислению НДС со стоимости работ, как это происходит при хозяйственном
способе. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в
соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ (п. 1 ст. 171
НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные
налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС в соответствии с гл.
21 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные
налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении
ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы НДС,
предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для
выполнения строительно-монтажных работ, и суммы НДС, предъявленные налогоплательщику
при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Следовательно, суммы налога, предъявленные концессионеру, являющемуся застройщиком,
по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных
работ, подлежат вычетам (п. 6 ст. 171 НК РФ) при выполнении следующих условий:
- наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком
товаров (работ, услуг);
- принятие на учет указанных товаров (работ, услуг);
- наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих выполнение работ.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления смешанным
способом, т.е. хозяйственным и подрядным способом одновременно, налоговая база
определяется исходя из полной стоимости произведенных строительно-монтажных работ, включая
работы, выполненные собственными силами застройщика, и работы, выполненные
привлеченными подрядными организациями (Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-
15/01).
В процессе осуществления деятельности по концессионному соглашению доходы от этой
деятельности подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке исходя из норм,
установленных гл. 21 НК РФ.

Налог на прибыль

Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или)
реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, с последующей государственной регистрацией прав
владения и пользования объектом концессионного соглашения и государственной регистрацией
права собственности концедента на этот объект (п. п. 14, 15 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).


27
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по
приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в
случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения
объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 1.1 ст. 259 НК РФ (п. 5 ст.
270 НК РФ).
Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях,
подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного
соглашения в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Концессионер осуществляет учет объекта концессионного соглашения на отдельном
балансе и производит начисление амортизации этого объекта (п. 16 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2006 г. при формировании налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль организаций концессионер имеет право относить на расходы сумму начисленной
амортизации в отношении амортизируемого имущества, полученного по концессионному
соглашению, не являясь собственником данного имущества, в течение срока действия
концессионного соглашения.
При этом, как следует из положений ст. 259 НК РФ, с 1 января 2006 г. концессионер имеет
право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные
вложения в объект концессионного соглашения в размере не более 10% первоначальной
стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования,
модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы
которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
На стадии использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения существенные
условия концессионного соглашения, соответствующие данному этапу, могут быть идентичны
условиям, обычно предусматриваемым в договоре аренды, определяемом гражданским
законодательством.
Статьей 256 НК РФ установлено также, что амортизируемым имуществом признаются
капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме
неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
В том случае, если элементы концессионного соглашения на стадии использования
(эксплуатации) объекта концессионного соглашения соответствуют существенным условиям
договора аренды, при применении отдельных положений гл. 25 НК РФ с учетом изменений,
внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, следует учитывать следующее.
Согласно положениям ст. 258 НК РФ с 1 января 2006 г. капитальные вложения в
арендованные объекты основных средств, признаваемые в соответствии с положениями п. 1 ст.
256 НК РФ амортизируемым имуществом, амортизируются в следующем порядке:
- капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем,
амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;
- капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость
которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия
договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного
использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с
Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Изменения, внесенные в гл. 25 НК РФ, касающиеся капитальных вложений в форме
неотделимых улучшений в арендованное имущество, также применяются и в отношении
капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в имущество, полученное
концессионером по концессионному соглашению, если, как указывалось выше, элементы такового
на стадии использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения соответствуют
существенным условиям договора аренды.
Таким образом, капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в имущество,
полученное концессионером по концессионному соглашению, стоимость которых не возмещается
концессионеру, амортизируются концессионером в течение срока действия концессионного
соглашения исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования
объектов основных средств. Данная позиция Минфина России изложена в Письме от 24.10.2005 N
03-03-04/1/287.
Сравним расчет амортизационных отчислений по реконструируемому объекту для целей
налогообложения и для целей бухгалтерского учета.
Объект концессионного соглашения стоимостью 10 млн руб. и сроком полезного
использования 25 лет после 10 лет эксплуатации передан концессионеру и подвергся
реконструкции, затраты на проведение которой у концессионера составили 8 млн руб.
Рассчитываем амортизационную премию в размере 10% от суммы произведенных расходов
на реконструкцию:
8 000 000 руб. x 10% = 800 000 руб.

28
Увеличиваем первоначальную стоимость на сумму расходов на реконструкцию за минусом
амортизационной премии:
10 000 000 + 8 000 000 - 800 000 = 17 200 000 руб.
Определяем годовую норму амортизации для целей налогообложения:
(17 200 000 - 10 000 000 x 10 : 25) : 25 = 528 000 руб.
Сравним величину амортизации, принимаемую в налоговом и бухгалтерском учете, если
срок концессионного соглашения составляет 10 лет:

Показатель По данным По данным Разница
бухгалтерского налогового (гр. 3 - гр. 4)
учета учета
1 2 3 4
Амортизационная премия 0 800 000 800 000
Сумма амортизации 4 666 667 5 280 000 613 333
за 10 лет действия
концессионного
соглашения
Итого 4 666 667 6 080 000 1 413 333

В период использования объекта концессионного соглашения, как это предусмотрено ст. 7
Закона N 115-ФЗ, концессионер вносит концеденту концессионную плату, размер, форма, порядок
и сроки внесения которой устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с
решением о его заключении. При формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль
концессионер имеет право относить на расходы концессионную плату за право владения и
пользования объектом концессионного соглашения.
Доходы и расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в
период использования объекта концессионного соглашения в соответствии с нормами гл. 25 НК
РФ.

Документооборот

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании
которых ведется бухгалтерский учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). При этом согласно пп.
"е" и "ж" п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы должны
приниматься к учету, только если они содержат обязательные реквизиты, в том числе и личные
подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность
их оформления.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а
если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона
о бухгалтерском учете).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Документы, форма которых законодательно не утверждена, организации разрабатывают
самостоятельно. Но согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете эти документы должны
содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и
правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Как уже отмечалось ранее, концессионное соглашение представляет собой несколько
сделок, которые осуществляются поэтапно.
На первом этапе концендент передает концессионеру объект концессионного соглашения.
Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, которое относится
к основным средствам (ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания),
все операции по движению основных средств, включая внутреннее перемещение, оформляются


29
первичными учетными документами, в качестве которых могут применяться унифицированные
первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата
России от 21.01.2003 N 7. В вышеназванном Постановлении определено, что для оформления и
учета операций приема объектов основных средств в организации в целях включения объектов в
состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа,
- в момент приобретения; для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и
сдачи в эксплуатацию), при приобретении за плату, изготовлении для собственных нужд и вводе в
эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных
помещений) в установленном порядке применяются следующие первичные документы:
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N
ОС-1);
- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а);
- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
(форма N ОС-1б).
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании
утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств,
который составляется на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний).
Кроме этого необходимо учитывать тот факт, что сделки с объектами недвижимости
подлежат государственной регистрации.
В то же время согласно п. 52 Методических указаний по объектам недвижимости, по которым
закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы
по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически
эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем введения объекта в эксплуатацию.
Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения,
оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы
переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к
бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету
учета основных средств.
Данная позиция подтверждена и в Письме Минфина России от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28
"Как платить налог на имущество по основным средствам, права на которые не
зарегистрированы", в котором указано, что бухгалтер должен обеспечить приоритет содержания
перед формой, т.е. отразить в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя
не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий
хозяйствования. Необходимо учитывать факт эксплуатации объекта основных средств, а не
государственной регистрации прав на него.
Как указано в вышеупомянутом Письме, несмотря на то что государственная регистрация
прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, она носит заявительный
характер (другими словами, при правильно составленных документах отказать заявителю в
регистрации нельзя). В этой связи, если основное средство числится на счете 08 из-за
длительного отсутствия регистрации, но полностью используется в производстве, оно должно
быть переведено в состав основных средств и подлежит обложению налогом на имущество. В
противном случае учет актива на счете 08 должен рассматриваться как уклонение от
налогообложения.
В Письме имеется также ссылка на Письмо ФНС России от 25.08.2004 N ШС-14-21-121 ДСП,
согласно которому налоговые органы при установлении фактов уклонения от государственной
регистрации объектов недвижимости должны привлекать таких налогоплательщиков к
ответственности через обращение в суд об уплате налога на имущество организаций.
На первом этапе концессионер осуществляет строительно-монтажные работы по
возведению нового объекта либо по реконструкции или модернизации переданного объекта по
концессионному соглашению.
Документальное оформление работ осуществляется в соответствии со ст. 753 ГК РФ, в
которой определено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком
оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При этом в соответствии с Указаниями по
применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-
строительных работ, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100,
для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ применяется Акт о приемке
выполненных работ (форма N КС-2). Акт составляется на основании данных Журнала учета
выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается
уполномоченными представителями сторон, имеющими право подписи (производителя работ и
заказчика (генподрядчика)).
На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости
выполненных работ и затрат (форма N КС-3), которая применяется для расчетов с заказчиком за

30
выполненные работы. Справка составляется в двух экземплярах: один - для подрядчика, второй -
для заказчика (застройщика, генподрядчика).
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 в составе альбома
унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном
строительстве утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатацию: Акт приемки
законченного строительством объекта (форма N КС-11) и Акт приемки законченного
строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
Порядок применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию
законченных строительством объектов приведен в Письме Госстроя России от 05.11.2001 N ЛБ-
6062/9.
На втором этапе в период эксплуатации объекта в состав расходов включается амортизация.
Законом от 21.11.1996 129-ФЗ о бухгалтерском учете (п. 2 ст. 9) предусмотрено, что
первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а
документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные
реквизиты.
Пунктом 5 Приказа Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" установлено, что учетной
политикой организации утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для
оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы
первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности.
Начисление амортизации производится, как правило, на основании ведомости начисления
амортизации, форма которой утверждается приказом об учетной политике в соответствии с п. 5
ПБУ 1/98 и должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о
бухгалтерском учете.
Важность правильности оформления первичных документов обусловлена требованиями
налогового законодательства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в
иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и
(или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной
декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе
в соответствии с договором). При определении налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст.
270 НК РФ).

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ

Правовую основу посреднических сделок составляют три главы Гражданского кодекса: 49, 51
и 52, которые называются соответственно "Поручение", "Комиссия" и "Агентирование". По своей
природе все эти сделки схожи между собой, но в то же время между ними существует достаточное
количество различий.
Каждый из договоров, устанавливающих правила этих сделок, предусматривает участие
двух сторон, одна из которых выступает посредником и действует в интересах другой стороны.
При заключении договора поручения эти стороны называются поверенный и доверитель. В
договоре комиссии участвуют комиссионер и комитент, а в агентском договоре - агент и
принципал.
Сравним предметы договоров.
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет
другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст. 971 ГК РФ).
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны
(комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет
комитента (ст. 990 ГК РФ).
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по
поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет
принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).
Посредник может совершать любые юридические действия по договору поручения,
например заключать сделки или представлять интересы доверителя в других отношениях с
третьими лицами. По договору комиссии совершаются только сделки. По агентскому договору
могут совершаться как юридические, так и фактические действия. Например, агент может не

31
только заключить договор, но и организовать выставку продукции принципала, провести
рекламную кампанию, провести переговоры с потенциальными продавцами или покупателями и
т.д.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление,
изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или
многосторонними (договоры) и односторонними (ст. ст. 153 и 154 ГК РФ).
По договору поручения поверенный действует только от имени доверителя. Агент может
действовать как от имени принципала, так и от своего имени. Комиссионер действует только от
своего имени. При этом агентский договор нельзя в полной мере назвать симбиозом двух сделок -
поручения и комиссии, потому что по агентскому договору посредник может действовать от своего
имени, как и комиссионер по договору комиссии, но при этом комиссионер совершает сделки, а
агент совершает определенные договором юридические действия.
Для совершения действий от имени другого лица необходима доверенность. Поэтому для
возникновения полномочий поверенного на осуществление действий одного договора поручения
недостаточно. Нужно еще обязательно составить доверенность. Доверенностью признается
письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед
третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).
В доверенности указывается срок ее действия, который не может превышать трех лет. Если
же срок не указан, то доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186
ГК РФ).
Доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических
действий, предусмотренных договором поручения (ст. 975 ГК РФ).
Комиссионеру доверенность не требуется. Ведь он заключает сделки с третьими лицами от
своего имени, а не от имени комитента. Соответственно агенту доверенность нужна, если он
действует от имени принципала, и не нужна, если он действует от своего имени.
Сравним сроки, на которые заключаются посреднические договоры.
Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный
вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания (п. 2 ст. 971 ГК РФ).
Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его
действия (п. 2 ст. 990 ГК РФ).
Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его
действия (п. 3 ст. 1005 ГК РФ).
Таким образом, посреднические договоры могут заключаться с указанием срока, на который
заключен договор, а также быть и бессрочными.
Тем не менее необходимо отметить, что агентский договор предусматривает длящиеся
отношения между участниками, в отличие от договоров комиссии и поручения, направленных на
совершение конкретных сделок. Это следует из самих определений договоров, приведенных в
Гражданском кодексе. Сравните: по агентскому договору посредник обязуется "совершать"
определенные действия, а по другим посредническим договорам - "совершить", т.е. выполнить
разовое задание.
Длящийся характер агентского договора косвенно подтверждается и правом сторон
предусмотреть условие о том, что принципал не будет заключать аналогичных договоров с
другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, а также не будет
осуществлять на этой территории самостоятельную деятельность, являющуюся предметом
договора (ст. 1007 ГК РФ).
Отсюда следует, что деятельность агента, как правило, осуществляется в течение
длительного периода времени.
Посреднические сделки очень схожи с договором возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по
заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить
определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, под услугой в Гражданском кодексе понимается совершение определенных
действий или деятельности. Как отмечалось выше, и по договору поручения, и по агентскому
договору посредник также должен осуществить определенные действия.
Однако одно из отличий договора возмездного оказания услуг от посреднического договора -
это срок оказания услуги. Если срок посреднического договора - это несущественное условие, то
согласно ст. ст. 783 и 708 ГК РФ в договоре возмездного оказания услуг должны быть указаны
начальный и конечный сроки оказания услуги. В противном случае такие договоры будут считаться
незаключенными.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем
существенным условиям договора. При этом к существенным относятся в том числе условия,
необходимость указания которых в договоре установлена законодательством (п. 1 ст. 432 ГК РФ).


32
Гражданский кодекс предусматривает, что в договоре подряда должны быть указаны начальный и
конечный сроки выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ).
В посреднических договорах срок, конечно, тоже может быть указан, но это не является
обязательным.
Достаточно часто встречается ошибка при заключении договора, когда стороны договора
названы заказчиком и исполнителем, а по сути заключен договор посреднический.
Такая путаница может привести к тому, что этот договор трудно будет правильно
квалифицировать. Ведь исполнитель и заказчик - это стороны договора возмездного оказания
услуг. Как уже отмечено выше, договор возмездного оказания услуг во многом схож с
посредническими договорами. И эта схожесть может привести к тому, что при проведении
проверок налоговые органы будут квалифицировать этот договор именно как договор возмездного
оказания услуг, что, в свою очередь, может повлечь за собой неблагоприятные налоговые
последствия.
Например, если агентский по существу договор будет признан договором возмездного
оказания услуг, то деньги, полученные от принципала для приобретения товаров, можно будет
рассматривать как аванс, с суммы которого агенту придется заплатить НДС. А если агент
применяет "упрощенку", то все суммы, полученные от принципала, будут увеличивать его
налогооблагаемые доходы, поскольку при УСН применяется кассовый метод. При этом кроме
доначисленных сумм налогов организации придется заплатить также штраф и пени. Возможно, что
в дальнейшем организация сможет доказать свою правоту в суде. Но мы же знаем, что и любой
налоговый спор тоже стоит денег. Ведь нужно нанять адвокатов, заплатить госпошлину, оплатить
расходы на проезд и проживание, если суд находится в другом городе. Все эти дополнительные
расходы могут превысить сумму экономии на налогах, которой организация хотела достичь,
используя посреднические сделки.
Не менее важно не путать стороны договора по посредническим сделкам. Так, например,
встречаются ситуации, когда стороны договора названы: комитент и агент, доверитель и
комиссионер и т.п. Однако это стороны разных сделок, у них разные документооборот и условия.
Общее во всех трех сделках в предмете договора в том, что посредник всегда действует за
счет контрагента, т.е. поверенный действует за счет доверителя, комиссионер за счет комитента, а
агент за счет принципала.
Предмет посреднических договоров - совершение посредником сделок или других действий
в интересах второй стороны договора от ее или своего имени. При этом общим для всех
посреднических договоров является то, что посредник всегда действует за счет контрагента. При
проведении аудиторских проверок выявляются ситуации, когда по условиям договора агент
должен взять кредит в банке, на полученные средства закупить товары, передать их принципалу и
получить от последнего вознаграждение за свои действия. Однако деньги, полученные в кредит, -

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>