<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Во главе балета «Лауренсия» стоят три женщины. А чтобы это было вполне очевидно, в центральном адажио второго акта все три поставлены в одну линию и танцуют в унисон это адажио, каждая со своим кавалером. Образ Лауренсии разбит на три части. Большая доля ее героизма отхвачена в пользу Хасинты; Паскуаля слеплена из задора и веселости первых сцен Лауренсии у Лопе де Вега. Та, которая продолжает носить имя Лауренсии, — одна из трех. Интерес к ней соответственно ослаблен.
Во второй картине первого акта командор пытается силой овладеть Лауренсией, встретив ее в лесу, — адажио, типа уже несколько примелькавшихся действенных адажио. Начало им положил Л. М. Лавровский в «Фадетте» (весна 1934 года), на них строит все свои балеты Р. В. Захаров, прибегает к ним и В. И. Вайнонен («Раймонда») — словом, и жанр и формы широко известные и часто виденные. В конце картины аналогичная сцена — издевательства солдат командора над Хасинтой. В этом танце участвуют четыре кавалера. Он и новее по форме, да и попросту лучше удался В. М. Чабукиани. Но эта балетмейстерская удача, так сказать, «местного» порядка. В общей балетмейстерской концепции спектакля она очень мешает. Этот танец Хасинты заслоняет действенный интерес адажио основной героини Лауренсии, отвлекает от нее интерес зрителя. Когда картина заканчивается долгожданным признанием Лауренсии в любви к Фрондосо, зритель думает не об Лауренсии, а об появляющейся убитой- горем Хасинте, которая только что силой взяла все внимание своим «не к месту» сильным и удачным танцем, как приходится в данном случае сказать.
Опытный балетмейстер «припрятал» бы свои лучшие находки, всю остроту творческого напряжения к моменту монолога Лауренсии. В. М. Чабукиани щедро разбросал целые лавины танца в двух первых актах, отдал свой лучший действенный танец Хасинте. Монолог Лауренсии вышел беднее по формам, очень неудачно распланирован, часто на втором плане полутемной сцены. Вместо кульминации всей драмы, вместо сцены, для которой и «огород городили», получился рядовой эпизод в ровном течении пьесы, даже со снижением противу предыдущих танцевальных актов. .
Вот основная неудача спектакля. Неудача неопытности молодого балетмейстера, т. е. вопрос отнюдь не «роковой» для него. Опыт приобретается, и «Лауренсия», наверно, уже многому научила В. М. Чабукиани. Основное для балетмейстера свойство у В. М. Чабукиани с несомненностью налицо — танцы родятся в его воображении с расточительной щедростью в изобилии.
Но и относительно танцев «Лауренсии» приходится несколько предостеречь молодого балетмейстера. Он не последовал своему собственному примеру — балету «Сердце гор». Там в танцах — ядро балета, в них возникают и разрешаются конфликты, они необходимость, без них не скажется, что надо было сказать.
В «Лауренсии» танцы очень произвольны. Они лежат зачастую совершенно вне действия. Хорошо или плохо протанцуют свои виртуозные вариации Лауренсия и Фрондосо — это ни на вершок не подвигает нас к ощущению нарастания надвигающегося восстания в Фуэнте овехуна и ничего не дает для характеристики самих действующих лиц. Даже наоборот: дикие, распластанные в воздухе прыжки Лауренсии и безудержные ее верчения несколько выбивают нас из ощущения, которое должно возникать при виде гордой и сдержанной Лауренсии. А танцы Фрондосо не должны бы вызывать воспоминания о Базиле «Дон Кихота», ибо это родственник чересчур уж отдаленный.


А. Шелест в балете «Лауренсия»

Массовые танцы темпераментны, обильны. Чтобы создать их в таком количестве, нужна сила, нужен большой запас творческих возможностей — это само собой очевидно. Но и против них хочется несколько протестовать. Они никогда не перестают быть малооформленным общим пляшущим фоном. Когда выводятся на передний план двое-трое, их движениям так и не удается выкристаллизоваться, уточниться до ясности определенной танцевальной фразы. Эти выброшенные вперед двое-трое продолжают танцевать «массовый танец». Некоторая сумбурность, недодуманность танцевальной мысли замечалась у Чабукиани и в его постановках для концертной эстрады.
Вторая ошибка спектакля, снижавшая его впечатление, сбивавшая, мешавшая зрителю держать мысль в одном ожидании — назревает, нарастает народная гроза в этом горном, выжженном, измученном угнетателями селении, — художественное оформление спектакля. Какая-то странная небрежность задания не удержала талантливого Вирсаладзе в нужных для- этого рамках. Чтобы вызвать у зрителя впечатление атмосферы, накалившейся до пределов трагического конфликта, так и напрашивалась сама собой реальность испанского пейзажа — выжженные солнцем желто-оранжевые скалы, пыльные оливы, скудная растительность горных виноградников, сдержанные тона испанских художников XVI—XVII веков.
Декоратор свободен в своем творчестве, конечно. Но способствовал ли С. Б. Вирсаладзе доходчивости действия, окружив нарядную белую свою деревеньку пышной свежей темной зеленью, населив ее пестрой, франтовски одетой толпой «крестьян и крестьянок»? Неаполь — говорили в один голос все, кому не чужды и интересны хотя бы поверхностные географические сведения. Неаполь — страна лени и беспечного существования, пригретого убаюкивающим солнечным теплом.
Если палитра С. Б. Вирсаладзе казалась неуместной в данном случае, уводящей от трагедии, развлекательной, это отнюдь не значит, что костюмы его не имеют достоинств. Напротив, указанные нами недостатки красочной гаммы, небрежность историческая и географическая тем более досадны, что в творчестве Вирсаладзе коренится драгоценное свойство для оформления балета. Он чувствует танец. Он знает, что в его костюмах будут танцевать, что эти костюмы будут взлетать и виться. Он умеет одеть танец. И зачастую кажется, что это его костюмы танцуют _ не будь их, отлетела бы какая-то существеннейшая часть данного танца. Вот редкое и драгоценное свойство дарования молодого художника. А потому не трудно предсказать, что, когда сюжет балета потребует от художника лишь свободного и безудержного применения фантазии, свободного творчества, Вирсаладзе почувствует себя в такой постановке как в родной стихии, как рыба в воде или птица в воздухе.


Н. Дудинская и В. Чабукиани в балете «Лауренсия»

Все вышесказанное отразилось и на исполнителях. И неудачная драматургия и не вполне продуманная костюмировка ложились тяжелым бременем на артистов, если рассматривать их танцы и игру как средства выразительности. Если задание было — танцем воплотить содержание трагедии Лопе де Вега «Фуэнте овехуна».
Если же отбросить это задание, все превосходно. Н. М. Дудинская и О. Г. Иордан, Т. М. Вечеслова и Ф. И. Балабина, В. М. Чабукиани и К. М. Сергеев дали свой танцевальный максимум. Распластанные в воздухе па-де-ша Н. М. Дудинской бесподобны и совершенно индивидуальны, блестящ задорный бег на пальцах в вариации Т. М. Вечесло-вой и Ф. И. Балабиной. Невероятно осложненные повороты в воздухе и остановки в трудных позах темпераментны у В. М. Чабукиани, классичны по линии у К. М. Сергеева, вариация двух кавалеров, интересно, построенная, если не очень уверенно звучит у Гофмана, то прекрасно протанцована Пушкиным. Характерные танцы обильны, а танцевать их в труппе Кировского театра умеют в совершенстве. Не говоря о солистах и корифейках, и в кордебалете мелькают очень продуманные и разработанные образы, как, например, Кузнецова в белом костюме первого акта. Словом, казалось бы, все обстоит хорошо, поздравлять и раскланиваться.
Но указание афиши — «по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» — портит все. Ждешь трагедии, ее подготовки, роста, кульминации и разрешения, ждешь Испании времен Лопе де Вега или современной изображаемым событиям (XV—XVII вв.). Тут разочарования одно за другим, мы уже указали выше их сущность. И надо сказать, что общую сумбурность исторической и трагической концепции образов персонажей еще более подчеркивают две крупные артистические удачи. Если бы так же серьезно отнеслись к подготовительной, работе все участники спектакля — как остро, как реалистично и правдиво зазвучал бы весь спектакль. .
Конечно, только внимательно вглядевшись в обширный исторический материал возможного «типажа» для характеристики командора, мог Б. В. Шавров создать свой изумительный грим, манеры, весь парадный фасад, за которым он с таким тонким мастерством все же показывает тайное брожение низменных страстишек. Но корректная маска бледного красивого лица неподвижна и внешне приветлива и спокойна. Такое лицо у коварного герцога Алансонского на эрмитажном портрете Клуэ; такое именно лицо могло быть у Жиля де Ретца, блестящего кавалера и мецената, сожженного по постановлению суда за неисчислимые садистические злодеяния и убийства. Веришь, что таким и должен был быть гнусный командор Гомец.
Другой облик, от которого веет правдой, которому веришь, — это Хасинта в исполнении совсем юной еще артистки А. Я. Шелест. Трудно предположить, чтобы А. Я. Шелест не вглядывалась в испанскую живопись. В ней есть сдержанность, строгость, свойственные рисунку испанских художников. И в то же время интенсивная экспрессия, преувеличенно открытый взгляд неизбежно заставляют вспомнить и выразительность лиц у Греко и преувеличенную патетичность полихромной испанской скульптуры и испанских художников-натуралистов.
Этими двумя прекрасными примерами серьезной работы над реалистической правдой исторических образов, правдой их стиля, их точной характеристикой во времени и пространстве нам и хотелось бы закончить статью. Уловить внешний облик эпохи — это ли не важно в историческом спектакле чисто зрительном, каким является балет! Эти два примера иллюстрируют нашу мысль, объясняют, почему мы не могли бы безоговорочно хвалить балет «Лауренсия». Много в нем таланта и блеска, но воплощению трагического смысла спектакля этот блеск порой только мешает.



О «Кавказском пленнике»

Эта новая постановка Малегота встретила горячий и сочувственный прием у публики и у критики. Ее хвалят со всех сторон. Но работа талантливого балетмейстера Лавровского и далеко продвинувшегося вперед под его руководством молодого балетного коллектива театра заслуживает большего, чем похвалы. О них стоит и должно поговорить серьезно. А говорить серьезно о живом деле — это прежде всего сказать полезные ему вещи, вещи, которые могли бы сейчас помочь усовершенствовать уже сделанное, а в дальнейшем удержали бы от повторения ошибок, толкнули бы в правильном направлении. Мы и постараемся говорить так.
Балет обращается к глазу, и через глаз должно родиться то ощущение избранной темы, которого желает достичь балетмейстер. Определенные зрительские взаимоотношения вызывают вполне отчетливые представления, передаются сознанию зрителя с неизбежной предрешенностью. Сколько ни говорите, ни пишите в либретто, что изображается то-то и это, зритель видит то, что он видит. Слишком часто балетмейстеры полагаются на надежду, что их намерение воспри-мется, дойдет до зрителя помимо глаза одной «доброй волей» как с той, так и с другой стороны. Да, «добрая воля» помогает на многое «закрывать глаза», многое видеть в розовом свете, но... есть предел, после которого уже любая «добрая воля» бессильна.
Эти размышления вызваны постановкой «Кавказского • пленника» потому, что постановка эта, во многом удачная, перешла местами допустимую поправку на «добрую волю» зрителя и задает порой жестокие испытания доброжелательности глаза.
Пушкин... Надо увидеть с детства знакомую поэму, Кавказ романтиков, байронического пленника, печальную черкешенку, ее чадру, ее повадку горной серны, покорные слезы и смерть в «кипучем вале» потока. Эти «Кавказа дикие цветы» и хочется видеть сквозь «магический кристалл» романтической отдаленности — так молода эта поэма, так вся окутана дымкой недоговоренностей, так дышит туманами кавказских предгорий, где возникла.
Сцена имеет свои условности, конечно. Романтические недосказания молодой поэмы пришлось досказать. Пришлось дать психологическую предпосылку бегству пленника, его разочарованности и холодности — возник петербургский акт. И мы не будем присоединяться к слишком суровым пуристам, осуждающим непушкинские эпизоды в пушкинском балете. Сцена имеет свои условности, повторяем. Весь вопрос в том, чтобы эти присочиненные сцены звучали в пушкинских тонах, говорили знакомыми пушкинскими образами. Пусть будет тут светский бал, которого нет в «Кавказском пленнике», но пусть это будет бал Пушкина, т. е: должен он быть отблеском того «хорошего тона», о котором не раз говорит Пушкин. «Она казалась верный снимок du comme il faut...». Он так едко, так уничтожающе противопоставляет его всему, что «vulgar» — дешево, безвкусно. Более столетия отделяет нас от жизни пушкинской поры, но разве и стих его, и обширная иконография его современников и современниц, и бытовые зарисовки художников, и литографии модных журналов и модных танцев — разве это все не говорящий археологический материал? Если только чувствовать реализм исторический, любить выразительную мелочь быта, так много несущего в себе откровений и о душе, ее создавшей, можно освоить весь этот материал, можно вникнуть в него и воскресить бытовое окружение Пушкина и его героев. И вот первый укор Лавровскому в игнорировании глаза зрителя. Его петербургский бал поставлен без учета исторической реальности. Он даже будто и не взглянул на имеющийся под рукой, опубликованный в выпущенной по поводу премьеры брошюре материал — воспроизведение танцев начала XIX века. Пренебрежение к мелочи быта — бальной вечерней одежде той эпохи, — казалось бы, пустяк, о котором смешно говорить по поводу ответственного пушкинского спектакля. Но глаз? Чем вы скажете глазу, что видит он не вечеринку в приказчичьем клубе, не «Помолвку в Галерной гавани», а великосветский бал пушкинской поры? Линией танца, стоящей в полной зависимости от линии одежды. Короткие поблескивающие атласные штаны, шелковые чулки и черные открытые туфли с пряжками как для штатских, так и для офицеров — это одно. Это светский блеск, бальная легкость, законченность танцевальных поз. Или совсем другое: длинные панталоны, грубая обувь — небрежность и одежды, и позы, и танцевального движения. Лавровский всех так и одел, чем и себя лишил основного средства выразительности — правильной танцевальной линии — и исполнителей своих поставил в невыгодные и трудные условия для создания созвучных эпохе образов. Кроме того, Лавровский, как это свойственно вообще молодому режиссеру, не постигшему еще тайн театра, любит сгонять на сцену ровно вдвое больше народу, чем его можно разумно и выразительно разместить. Это, помнится, мы заметили еще в «Катерине». В сценах мифологического балета группы его были очень хороши по композиции, но от всей картины веяло недоделанностью. И только потому, что на сцене было, да, вдвое больше танцовщиц, чем надо; они налезали друг на друга и душили одну группу другой. Так и тут. Одень он правильно своих танцовщиков, возьми их ровно половину, бал его мог бы быть очень убедительным, так как труппа Малегота изобилует талантливой молодежью, а танцы Лавровского, как всегда, новы и музыкальны. Например, мазурка приоткрывает тайну той громадной популярности, которой когда-то она пользовалась и на балах и на сцене. И мы не знали ни этого ураганного темпа, ни этого гипнотизирующего лета пары за парой, ни этих влюбленных падений на колени, ни этих ответных кружений дам, подобных кружению мотыльков вокруг огня.
А среди образов, мелькавших перед нами, радовали и удивляли верным стилем пушкинской поры то Фюрт в ее лиловом токе, то «черноокая» Ивкова, то элегантный адъютант — Филипповский. Танцы Леонидовой в эпизодической вариации в разыгрывании фантов очень зрелы, смелы и законченны. Маленькое усилие, и можно было весь фон бала довести до правильной ноты: помочь костюмом, помочь стройностью и незагруженностью мизансцен. Но это усилие не было сделано, и «первозданный хаос» захлестывает порою островок трех основных исполнителей пролога. Уже начинается центральное pas d'action, а балетмейстеру еще не удалось увести с авансцены лишний миманс, и какая-то нелепая, громоздкая фигура в красной робе ломится напролом через уже создавшийся танцевальный треугольник — княжна, Бахметьев, князь. Все трое притягивают внимание зрителя и как нельзя более подошли «типажем» к изображаемому лицу. Да, каждый из них говорит «глазу» и не требует доброжелательных справок в либретто.
Пленнику, скромному армейцу Бахметьеву, Лавровский противопоставил «соперника» в лице блестящего князя, жениха Нины, любимой Бахметьевым княжны. Только напрасно Лавровский пишет в либретто, что княжна Бахметьева не любит. «Глаз» видит совсем другое в поставленных им сценах и танцах^ Княжна в этих танцах почти так же мучительно отрывается от любви Бахметьева, как и он сам, и только другой склад ее натуры, покорная обреченность своей доле заставляют ее принять уготованную ей' отцом и средой судьбу. Вот что мы видим. Кириллова легкими и тонкими штрихами нарисовала свою княжну. Невесомая походка, еле касающаяся земли, по-старинному открытые певучие плечи, золотой локон на гибкой и стройной шее, маленькая головка с томной бледностью лица, худые девичьи руки. Это все — природные данные, да, но их надо в себе осознать, вылепить из них образ старинной девушки и слить их с музыкой пушкинского стиха и с музыкой своих танцев. Нет, «светская беспечность» вовсе не вышла у Лавровского. Словно он сам смотрел на свою княжну глазами Бахметьева. Танцы княжны полны романтической старинной лиричности; тающих линий, «душой исполненных полетов» русской Терпсихоры. А это неотъемлемая и неоспоримая основная черта Кирилловой-танцовщицы — уметь летать выразительно и непринужденно, так как ее элевация и баллон редкого качества и силы, давно уже не виданной среди наших танцовщиц. Лавровский очень ярко пользуется этим даром своей балерины. В прекрасном адажио второго акта им поставлена такая последовательность движений:
Кириллова делает по диагонали в глубину большое жете, и сейчас же за этим следует высокая поддержка, уносящая ее дальше в том же направлении в летящей позе. Эффект получается грандиозный. Словно сама балерина улетела ввысь и пронеслась по воздуху. Какая уж это «светская беспечность»! Вот и не забывайте же, дорогой балетмейстер, что мы смотрим на танцы, а не читаем' либретто и верим глазу прежде всего. А глаз говорит, что княжна ваша вся в руках Бахметьева, уносится ввысь его волей и парит над ним, ласково-нежно склоняясь, как в последней позе певучего адажио.
А вариация пролога? Это очень сложный и технически труднейший танец. Пусть Кириллова с блеском преодоле вает все трудности и делает их неощутимыми для «не посвященного» в тайны классического танца. Все же вариация эта остается в плане не только «душой», но и умом «исполненного» танца, так как вся построена на тех же летящих арабесках. Особенно привлекают внимание с большим искусством поставленные и выполненные туры на аттитюд: от быстрого кружения Кириллова как бы освобождается легкими плие и снова застывает в летящей позе — эффект, трудно передаваемый словом, но приковывающий внимание новизной и выразительностью. «Светскую беспечность» надо было бы передавать не этими волевыми и зрительно насыщенными движениями.


Е. Чикваидзе и С. Дубинин в балете «Кавказский пленник»

Бахметьев не танцует. Но роль получилась чрезвычайно трудная, ибо он почти не сходит со сцены и в каждом акте у него несколько танцев со сложными поддержками. Дубинин проводит свою партию, может быть, не совсем ровно. Но если к концу спектакля порою хочется укорить его в однообразии игровых приемов, то вина, пожалуй; и не его. Вина в затянувшемся и не находящем разрешения взаимоотношении с черкешенкой, повторяющем все одну тему на протяжении двух с половиной актов. Однако образ его героя вышел у Дубинина и ярким и колоритно-романтичным. И опять помогли тут счастливые внешние данные — голова молодого Байрона и красивый рост. Что Дубинин умеет играть сильные и бурные сцены, мы знаем уже по его роли Андрэ в «Фадетте». В Бахметьеве открылись новые стороны его сценического дара — сцены расставания с княжной полны искренней, глубокой душевной боли.
Образ соперника Бахметьева — петербургского молодого, но сановного князя — удачно воплощен Николаевым. Он нашел сдержанность и элегантность манер и, что очень нелегко, умеет не выходить из этого светского образа при всех поддержках классического танца.
Если мы перейдем к основным актам балета, кавказским, то тут-то и попадем в область, где «глаз» будет очень протестовать и настаивать на своих правах.
И прежде всего — как просто и прямо подошел постановщик к своей картине! Вся сцена как на ладони. Где романтическая отдаленность эпохи, где игра света, столь известная всякому побывавшему на Кавказе: длинные лунные тени, костры, ползущие туманы, палящее солнце? Ровный театральный свет, от него не спасают лучи прожекторов, задача которых освещать исполнителей, а не создавать световую картину. В этом ровном свете не оживают колоритные народные танцы, несмотря на то, что поставлены оригинально и темпераментно. Совсем по-новому для театральной сцены трактованы танцы и облик джигита, нашедшего прекрасного воплотителя в лице Соколова, глядя на которого трудно поверить, что перед нами не подлинный дикий обитатель гор. Но не хватает какой-то постановочной черты, которая отодвинула бы и эти образы и танцы на век назад. Слишком просто они поставлены перед нами лицом к лицу. Может быть, грешат тут и костюмы. Но к кому предъявлять за них претензию? К художнику или постановщику? Думаем, что в конечном счете к последнему, так как от него исходит и задание и окончательная санкция. К нему и следует обратиться с главными претензиями возмущенного «глаза», до которых мы дошли. Это— облик черкешенки. Как. можно было додуматься до ее разрезной коротенькой тунички, обнажающей и ноги, и руки, и спину, — непостижимо! Чем может передать артистка, так наряженная, облик «девы гор»? Дева гор — вся в легких тканях, в чадре, в шальварах, в веящих рукавах. Как можно было не прельститься этим романтичным, заманчивым, таким танцевальным и выгодным для игры костюмом? Непостижимо! Так или иначе, Чикваидзе, играющая черкешенку, в своей туничке, в театральном трико, с непокрытой головой, поставлена в жестокие условия. Она героично борется с ними, но «глаз», «глаз» — что видит? Видит полуобнаженную «классичку» и никогда не согласится поверить, что перед ним с детства знакомый романтический образ пушкинской черкешенки. Искренне жаль тщетных усилий талан-, тливой артистки в борьбе с непреодолимым препятствием. Нам кажется неизбежным выход: костюм Чикваидзе должен быть в корне изменен. Дайте ей возможность играть и танцевать правдоподобно, и она сумеет вступить в дружный ансамбль своих новых и талантливых молодых товарищей.
Вот вкратце наши пожелания и советы, может быть, непрошенные, но подсказанные долгим театральным опытом, горячим сочувствием к росту столь интересного молодого балетного коллектива Малегота. .

Шарль Дидло

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН [38 В указатели имен и балетов помещены имена и названия балетов только из текстов автора книги — Л. Д. Блок и из вступительной статьи к сборнику В. М. Гаев-ского. За пределами указателей остался справочный аппарат: комментарии, библиография, материалы для словаря французской терминологии классического танца.
В указателе имен учтены и косвенные упоминания лиц — поэт, композитор и т.п.
Составитель указателей — К. И. Кириленко.]


А. П-ч — см. Ушаков Александр Павлович
Аванци Гаспаро ди — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века
Авдотья — см. Тимофеева
Адис Леопольд — французский артист балета, педагог, теоретик классического танца
Адриан (Адриен или Андриен) де ля Невилль Мартин Жозеф (1767—1822) — бельгийский певец (бас), композитор
Айамонте д', маркиз
Аксинья—см. Сергеева
Алансонский герцог — см. Франсуа де Валуа
Алар — французский артист ярмарочных театров. В конце XVII века возглавлял труппу канатных плясунов
Александра Павловна (1783— 1801) — великая княжна, дочь Павла I 268
Аллар Мари (1742—1802) — французская артистка балета комического жанра
Алмасзаде Гамэр Гаджи Ага кы-зы (род. 1915) — артистка балета, балетмейстер, педагог
Альбер Луиза — французская артистка балета, жена Ф. Альбера
Альбер (наст. имя и фам. Ферди-нанаДекомбе),(1789—1865)— французский артист балета, хореограф, педагог
Альбрехт V Великодушный (ум. 1579) — герцог Баварский в 1550—1579 гг.
Альджизи Луиза — итальянская артистка балета конца XIX века
Андреянова Елена Ивановна (1819—1857) — артистка балета
Андрианов Самуил Константинович (Дементьевич) (1884— 1917) — артист балета, балетмейстер, педагог
Анненков Юрий Павлович (1889—1974) — график и живописец
Антонин (Антонен) — французский артист балета, служил на петербургской сцене в 1817— 1827 гг.
Аппиано Чезаре — итальянский танцовщик и учитель танцев конца XVI века
Апулей (род. ок. 124 н. э.) — древнеримский писатель
Арапов Пимен Николаевич (1796—1861) — историк театра, драматург, критик. Автор «Летописи русского театра» (1861), охватывающей пе-. риод 1673—1825
Арбо Туано (наст. имя и фам. Жеан Табуро)(1519—1596)— французский теоретик танца, автор первого руководства по бытовым и жанровым танцам «Орхезография» (1588)
Арена Антонио (Антониус) (ум. 1544) — французский теоретик танца
Арженсон Рене Луи д' маркиз (1694—1757) — государственный деятель, писатель, автор мемуаров
Ариосто Лудовико (1474— 1533) — итальянский поэт
Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф
Асенкова Александра Егоровна (1796—1858) — драматическая актриса, мемуаристка, мать В. Н. Асенковой
Асенкова Варвара Николаевна (1817—1841) — драматическая актриса
Ассо Мартино да — итальянский танцовщик и учитель танцев второй половины XVI века Афиней (Атеней) — греческий ритор и грамматик (конец II — начало III века н. э.), автор многотомного труда «Пир мудрых»
Баварский герцог — см. Аль-брехт V Великодушный
Баженов Александр Николаевич (1835—1867) — писатель, переводчик, театральный критик
Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788—1824) — английский поэт-романтик
Бакст (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866—1924) — живописец, театральный художник, один из ведущих декораторов Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева
Балабина Фея (Феона) Ивановна (1910—1982) — артистка балета, педагог
Балашов Василий Михайлову." (1762—1835) — артист балета, балетмейстер, педагог, выдающийся исполнитель русских плясок
Баллон Жан (1676—1739) — французский артист балета, балетмейстер Бальзак Оноре де (1799—1850) — французский писатель
Бапст Жермен Констан (1853— 1921) — французский историк театра и археолог
Барберина — см. Кампанини Барберина
Барбетта Алессандро — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки, учитель танцев середины XVI века
Барелла Джиовани, прозванный Виконтом — итальянский учитель танцев середины XVI века
Барон Опост (1794—1862) — французский историк танца
Бартолоцци Франческо (1728— 1813) — итальянский художник, гравер
Баттиононе Аннибале — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века
Бах Иоганн Себастьян (1685— 1750)— немецкий композитор и органист Беккариа Карло — итальянский учитель танца и вольтижировки конца XVI века
Беккер Герасим Ефимович (ум. 1817) — танцовщик придворного российского театра, преподаватель танца в Петербургской театральной школе
Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист
Белла — артистка балета конца XIX века
Белый Андрей (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934»—писатель
Бельджойзо Бальдассарино (во французском варианте Бо-жуайё Бальтазар де) — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века
Бён Макс фон (род. 1889) — автор книг о модах, книги «Der Tanz» и др.
Бенуа Александр Николаевич (1870—1960) — живописец. график, театральный художник, историк искусства. Работал для балетного театра как художник и сценарист
Берг Ольга Максимилиановна (род. 1907) — артистка балета, дирижер, педагог
Беретта Катарина (1839—1911) — итальянская артистка балета, педагог
Берилова Настасья Парфентьев-на (1776—1804) — танцовщица, исполнительница главных партий в балетных спектаклях
Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — нейро- и психофизиолог. Его исследование по физиологии движения — теоретическая основа биомеханики
Бершу Жозеф (1765—1839) — французский писатель 204, 205, 226,232
Бессоне Эмма — итальянская артистка балета, гастролировала в России в 1887, 1890— 1891 гг.
Бетховен Людвиг ван (1770— 1827) — немецкий композитор, пианист и дирижер
Би Оскар (1864—1938) — немецкий критик и историк танца, музыки, изобразительных искусств
Бианколелли Луи, прозванный Доминик (ум. 1729) — военный инженер, автор нескольких комедий для итальянского театра, по национальности итальянец, сын Доминика, крестник Людовика XIV
Бианколелли Пьер Франсуа (1680—1734) — французский артист, драматург, играл в Италии, затем — во Франции, автор комедий, по национальности итальянец, сын Доминика
Биас Фанни (1789—1825) — французская артистка балета
Бибиена (наст. имя и фам. Бер-нардо Довици) (1470— 1520) — итальянский драматург
Биготтинй Эмилия (1784— 1858) — французская артистка балета
Блазис Карло (Шарль) (1795, по др. данным 1803—1878) — итальянский артист балета, балетмейстер, педагог, хореограф, автор книг по теории и практике танца, служил в Москве в 1861—1864 гг.
Блаш Алексис Сипьон (1792— 1852, по др. данным 1791—1850) — французский балетмейстер, педагог. В 1832— 1836 гг. работал в Большом театре в Петербурге, преподавал в Петербургской театральной школе
Блок Александр Александрович (1880—1921) — поэт
Блонден Жан Франсуа (1824— 1897) — французский акробат
Богданова Надежда Константиновна (1836—1897) — артистка балета
Богданович Ипполит Федорович (1743—1S03) — поэт. Автор повести в стихах «Душенька», написанной на античный сюжет
Бокан (наст. имя и фам. Жак Кордье) (1583—1653) — французский учитель танцев, балетмейстер, скрипач
Болье — французский артист балета
Бомарше (наст. имя и фам. Пьер Огюстен Карон) (1732— 1799) — французский драматург
Бомонт Сирил Уильям (1891— 1976) — английский историк балета, один из основоположников современной английской балетной критики, автор книг по теории и практике классического танца
Босе дю—аббат
Боттичелли Сандро (наст. имя и фам. Алессандро Филипепи) (1445—1510) — итальянский живописец
Бочаров Михаил Ильич (1831— 1895) — художник, театральный декоратор
Бошан Луи (1597—1666) — французский скрипач, входил в состав «скрипачей короля», отец П. Бошана, сын П. Бошана-старшего
Бошан Пьер-старший (1564— 1627) — французский скрипач, член цеха скрипачей и мастеров танца, отец Л. Бошана, дел П. Вешана
Бошан Пьер (1636—1719) — фршщучский артист балета, балетмейстер, педагог, изобретатель приема записи танца, способствовал утверждению и развитию классического танца как утастник создания Королевской академии танца, ее директор с 1661 г.
Брантом (Пьер де Бурдсльс. сеньор де Брантом) (1540— 1614) — французский придворный, автор мемуаров
Браческо Вирджилио — итальянский танцовщик, хореограф, учитель танцев середины XVI века
Брианца Карлотта (1867— 1930) — итальянская артистка балета, в 1887 г. впервые выступила в Петербурге, в 1889—1891 гг. танцевала в Мариинском театре
Бриссак Шарль I де Косее (1505— 1563) — вице-король Пьемонта
Бросс Шарль де (1709—1777) — французский историк, президент бургундского парламента
Брюллов Карл Павлович (1799— 1852)—художник
Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)—поэт
Буало Никола (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма
Буанье Шарль де (род. 1808) — французский мемуарист
Буасси Луи де (1694—1758) — французский драматург
Бурнонвиль Август (Огюст) (1805—1879) — датский артист балета, балетмейстер, педагог
Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, родоначальник английского материализма
Ваганова Агриппина Яковлевна (1879—1951) — артистка балета, педагог, балетмейстер
Вазем Екатерина Оттовна (1848— 1937) — артистка балета, педагог
Вайнонен Василий Иванович (1901—1964) — артист балета, балетмейстер
Вальберх Иван Иванович (1766— 1819) — артист балета, балетмейстер, педагог
Валькьера Джиовани Амбро-зио — итальянский учитель танцев и фехтования середины XVI века
Вандербек Морис — глава труппы танцоров конца XVII — начала XVIII века
Ван Эйк Ян (ок. 1390—1441) — нидерландский живописец
Вараде Джиовани Баттиста — итальянский учитель танцев и фехтования середины XVI века
Вараде Микель Анджело — итальянский танцовщик и музыкант конца XVI века
Васильева Александра Николаевна (род. 1843) — артистка балета
Васильева Зинаида Анатольевна (род. 1913) — артистка балета. педагог
Вега Карпьо Лопе Феликс де (1562—1635) — испанский драматург
Вееге Фриц (род. 1880) — немецкий археолог, автор трудов по античным росписям, вазовой живописи, древнему танцу
Венгеров Семен Афанасьевич (1855—1920) — историк литературы, библиограф
Веригина Валентина Петровна (1882—1974)— драматическая актриса
Верон Луи Дезирэ (1798—1867) — французский публицист, директор Парижской оперы, автор мемуаров
Вестрис Гаэтано Аполлонио Бальтазаре (1729—1808) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, по национальности итальянец
Вестрис Огюст (наст. имя Мари Жан Огюстен) (1760—1842, по др. данным 1840, 1843) — французский артист балета, педагог; внебрачный сын и ученик Г. Вестриса и М. Аллар, имел прозвище «Вестр'Аллар»
Вестрисы — французская династия артистов балета (по происхождению итальянцы)
Вечеслова Татьяна Михайловна (р. 1910) — артистка балета, педагог
Вигано Сальваторе (1769— 1821) — итальянский артист балета, балетмейстер, педагог
Вигель Филипп Филиппович (1786—1856) — крупный чиновник, мемуарист
Виконт — см. Барелла Джиовани Вилль Эльза (Елизавета) Ивановна (1882—1941) — артистка балета
Вилье Гастон (1846—1915) — французский историк балета
Вильтзак Анатолий Иосифович (роц. 1896) — артист балета, педагог
Винчи — см. Леонардо да Винчи
Вирсаладзе Симон Багратович (род. 1908) — театральный художник
Владимиров Петр Николаевич (1893—1970) — артист балета, педагог Водрю — танцовщица начала XVI века
Вокансон Жак де (1709—1782) — французский механик, сконст-- руировавший автомат — фигуру флейтиста
Волков Николай Дмитриевич (1894—1965) — театральный критик, искусствовед, драматург, автор балетных либретто
Волкова Варвара Петровна (1816—1907) — артистка балета, преподаватель танцев
Волынский (наст. фам. Флексер) Аким Львович (1865—1926) — искусствовед, балетный критик, автор статей и книг о балете
Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — французский писатель и философ-просветитель
Врубель Михаил Александрович (1856—1910) — художник
Всеволожский Иван Александрович (1835—1909)— директор императорских театров, с 1881 по 1886 г. — петербургских и московских, с 1886 по 1899 г. — петербургских
Гаварни Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Шевалье) (1804—1866) — французский график
Гамильтон Эмма леди (1763, по др. данным 1761—1815) — авантюристка, горничная, затем жена английского посла в Неаполе, любовница адмирала Г. Нельсона, исполнительница античных «аттитюдов», танца с шалью
Гамош — французский артист XVIII века
Ганасса Дзан (наст. имя и фам. Альберто Назелли) (ок. 1540— ок. 1588) — итальянский актер, играл в Париже, Лионе, в 1574 г. выступал со своей труппой в Испании
Гардель Максимильен Леопольд Филипп Жозеф (1741— 17S7) — французский артист балета, балетмейстер, в 1781—1787 гг. — главный балетмейстер Парижской оперы, брат П. Гарделя
Гардель Мари Элизабет Анн Бу-берт(1770—1833)—французская артистка балета
Гардель Пьер Габриель (1758— 1840) — французский артист балета, балетмейстер, реформатор искусства танца; в 1788—1827гг. — главный балетмейстер Королевской академии музыки; брат и ученик М. Гарделя
Гейнце Николай Эдуардович (1852—1913) — писатель, драматург
Генрих II (1519—1559) — король
Франции с 1547 г. 119,120 Генрих III (1551—1589) — герцог Анжуйский, впоследствии — король польский, король Франции с 1574 г.
Генрих IV (1553—1610) — король Франции с 1589 г. (фактически с 1594 г.) 139, 187 Генрих Гиз, герцог. Лотарингс-кий (1550—1588) — один из организаторов Варфоломе-евской ночи 124 Гердт Павел (Павел-Фридрих) Андреевич (1844—1917) — артист балета, педагог
Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.) — древнегреческий историк
Герцман Эрик — немецкий исследователь танца
Гете Иоганн Вольфганг (1749— 1832) — немецкий писатель
Гизольфе Джиеронимо — итальянский танцовщик конца XVI века
Гимар Мари Мадлен (1743—1816) — французская артистка балета
Глазунов Александр Константинович (1865—1936) — композитор, дирижер, педагог
Глушковский Адам Павлович (1793— ок. 1870) — артист балета, балетмейстер, первый теоретик и историк русской хореографии, автор «Воспоминаний балетмейстера»
Гойон — французский танцовщик конца XVIII века
Головин Александр Яковлевич (1863—1930) — театральный художник
Гольц Николай Осипович (1800— 1880) — артист балета, педагог, балетмейстер
Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт
Гонкур Эдмон (1822—1896) — французский писатель
Горский Александр Алексеевич (1871—1924) — артист балета, балетмейстер, педагог
Горшенкова Мария Николаевна (1857—-1938) — артистка балета
Госселен Женевьева (1791—1818) — французская артистка балета
Гофман Эрнест Теодор Амадей (1776—1822) — немецкий писатель, композитор, живописец
Гофман Юрий Федорович (род. 1915) — артист балета
Граведо Джиакомо Филиппе— итальянский танцовщик, мастер вольтижировки конца XVI — начала XVII века
Гран Люсиль (1819—1907) — датская артистка балета, балетмейстер, в 1843 г. гастролировала в Петербурге
Грановская Елена Маврикиевна (1877—1968) — драматическая актриса
Гранцова (Гранцева) Адель (1845—1877) — немецкая артистка балета. В 1865—1870 гг. выступала в Москве и Петербурге 300,305,306
Греко — см. Эль Греко
Греков Александр (1759—1826)— артист балета 429
Гретри Андре Эрнест Модест (1741—1813) — французский композитор
Гризи Карлотта (1819—1899) — итальянская артистка балета и певица, гастролировала в России в 1850—1853 гг.
Гримм Фридрих Мельхиор, барон (1723—1807) — французский писатель
Гроссман Леонид Петрович (1888—1965)—литературовед, писатель
Гуасконе Пьетро Антонио — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века
Гульельмо из Пезаро — итальянский танцовщик XV века, учитель танцев, автор учебника бального танца
Гусев Петр Андреевич (1904— 1987) — артист балета, балетмейстер, педагог, один из организаторов группы «Молодой балет»
Гюге Эжен (1821—1875) — французский артист балета, педагог, в 1848—1869 гг. служил в Петербурге
Гюго Виктор Мари (1802—1885) — французский писатель 250
Даванцати де Бостичи Бернардо (1529—1606) — итальянский писатель, переводчик
Давид — царь Израильско-Иудей-ского государства с '1055 по 1015 г. до н. э.
Давид Жак Луи (1748—1825) — французский художник
Давилье Жан Шарль, барон (1823—1883) — французский историк искусства, коллекционер
Далейрак Никола (1753—1809) — французский композитор
Данилова (наст. фам. — Перфильева) Мария Ивановна (1793— 1810) — артистка балета
Делиб Лео (1836—1891) — французский композитор
Делиль — французская танцовщица начала XVIII века
Делиньи — французская артистка балета конца XVIII века
Дель-ЭраАнтониетта(род. 1861)— итальянская артистка балета, в 1886 г. впервые выступила в России, в 1892 г. была первой исполнительницей партии феи Драже в «Щелкунчике» П. И. Чайковского на сцене Мариинского театра
Депре — см. Жоскен Депре
Депрео Жан Этьен (1748—1820)—-французский артист балета
Дера — французский преподаватель танцев XIX века, автор «Словаря танца»
Державин Гаврила Романович (1743—1816) — поэт
Джером Джером Клапка (1859— 1927) — английский писатель
Джиера Джиовани Франческо — итальянский учитель танцев конца XVI века
Джильрей Джеймс (1757—1815)— английский художник-карика-турист 213,214,219,220,278, - 416
Джироламо Кремонец — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века 124
Джиусти Бернардино, де — итальянский учитель танцев середины XVI века 120
Джонс Иниго (1573—1652) — английский художник, работавший в нач. XVII века над созданием своеобразных балетов, так называемых «масок» 131, 134
Джури Мария (ум. 1912) — итальянская артистка балета конца XIX века 320
Дидло Карл Карлович (1801— 1855) — артист балета, впоследствии — переводчик, губернский секретарь, учитель танцев, сын Р. и Ш. Дидло 273, 275
Дидло Роза (ум. 1803) — французская артистка балета, первая жена Ш. Дидло, мать К. Дидло 213, 215, 219, 220, 273—276
Дидло Шарль (Карл) Луи (1767— 1837) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, с 1801 до 1829 г. (с перерывом 1811—1816) служил в России 5, 7, 13, 18, 36, 215—217, 219, 220, 227, 228, 231, 271, 273— 279, 282, 283, 286, 293, 294, 301, 312, 315, 323, 341, 342, 401—^29
Диобоно Помпео — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века 119, 120, 122,123
Ди Терранова, герцог — губернатор Милана 122
Доберваль (наст. фам. Берше) Жан (1742—1806) — французский танцовщик, балетмейстер 198, 199, 201, 202, 404, 410, 420, 422
Доминик (наст. имя и фам. Доме-нико Бианколелли) (ок. 1640— 1688) — итальянский артист, друг Ж.-Б. Мольера, создатель образа нового блестяще остроумного Арлекина 159,162,188
Донателло (наст. имя и фам. До-нато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок. 1386—1466) — итальянский скульптор 309
Дор Генриетта (1844—1886) — австрийская артистка балета, в 1868—1870 гг. танцевала в России 305,306
Дора КлодЖозеф (1734—1780) — французский поэт 191, 196, 198,205
Д'0рневаль (Дорневаль) Жак Филипп (ум. 1766) — французский драматург 217
Дризен Отто — немецкий ученый 130,159
Дубинин Сергей Павлович (1912— 1943) — артист балета 501
Дудинская Наталья Михайловна (род. 1912) — артистка балета 466,479,480,488, 494
Дудко Михаил Андреевич (род,-1902)—артист балета 466
Дункан (Данкан) Айседора (Иза-дора) (1877—1927) — американская танцовщица, одна из основоположниц свободного танца, с 1904 по 1913 и в 1920-х гг. неоднократно выступала в России 330
Дюгазон (урожд. Лефевр) Луиз Розали (1755—1821) — французская певица (сопрано), начала выступать как балерина 213
Дюмануар Гильом (1615— 1690) — французский танцов-
щик, учитель танцев, скрипач, композитор 140,155
Дюмериль Еделсстан (1801— 1871) — французский историк театра 30,114,125
Дюмулен — французский танцовщик первой половины XVIII века )94
Дюпор Луи Антуан (1781, по др. данным 1783—1853) — французский артист балета, Оалет-мейстер. В 1808—1812 гг. выступал в Петербурге и Москве 205. 226—233, 279, 409, 453, 458
Дюпре Луи (ок. 1697—1774) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, один из основоположников мужского сценического танца 163, 183, 190—192, 194,267
Дюрер Альбрехт (1471—1528) — немецкий художник 33
Дютак Жан (ок. 1785—1873) — французский артист балета, с 1803 г. служил в Петербурге 429
Дюфор Жан Батист — французский учитель танцев первой половины XVIII века 153,167
Дягилев Сергей Павлович (1872— 1929) — театральный деятель, пропагандист русского искусства за рубежом, создатель постоянной труппы «Русский балет Дягилева» (1913—1929) 439
Евкраций 73 * Егорова Любовь Николаевна (Александровна) (1880—1972)
— артистка балета 323 Елена Павловна, великая княжна (1784—1803) — дочь Павла I
268 Елизавета Петровна (1709—1761)
— императрица с 1741 г.
268 Елизавета Французская (1545—
1568) — королева Испании с
1559 г. 120 Еромолаев Алексей Николаевич
(1910—1975) — артист балета,
балетмейстер, педагог 454,
Жавилье — французский танцовщик XVIII века 197
Жаль Огюстен (1795—1873) — французский ученый 175
Желсзнова Нина Алексеевна (1913—1965) — артистка балета, педагог
Жироде-Триозон Анн Луи (1767— 1824) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий, писатель 256
Жихарев Степан Петрович (1788— 1860) — писатель, драматург, переводчик, председатель театрально-литературного комитета при Дирекции, императорских театров, автор мемуаров «Записки современника» 279
Жоскен Депре (ок. 1440, по др. данным — ок. 1450—1521) — франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы 33
Закс Курт (1881—1959) — немецкий музыковед, историк балета, автор труда «Всемирная история танцев» 80, 84, 87, 100, 118,124
Захаров Ростислав Владимирович (1907—1984) — артист балета, балетмейстер, режиссер, педагог 480,490
Зонтаг Генриетта (наст. имя и фам. Гертруда Вальбурга Зон-нтаг) (1806, по др. данным 1805—1854) — немецкая певица (колоратурное сопрано). С 1830 по 1837 г. давала концерты в Петербурге и Москве 252
Зотов Рафаил Михайлович (1795, по др. данным 1796—1871) — драматург, писатель, театральный критик, мемуарист 278, 282,294,411,424
Зоцо — итальянская артистка балета конца XIX века 320
Зубковский Николай Александрович (1911—1971) — артист балета, педагог 10, 453—458. 460,481
Ибсен Генрик (1828—1906) — норвежский драматург, театральный деятель 476
Иванов Лев Иванович (1834— 1901) — артист балета, балетмейстер, с 1882 г. — режиссер петербургской балетной труппы, с 1885 г. — второй балетмейстер театра. В 1894 и 1895 гг. поставил 2-й и 4-й акты балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в Мари-инском театре 147, 436, 437, 471,472,478
Иванова Валентина Константиновна (род. 1898) — артистка балета
Иванова Лидия Александровна (ум. 1924) — артистка балета 453
Ивкова Евгения Николаевна (1910—1981) — артистка балета, педагог 498
Идзиковский Станислав (1894— 1977) — польский артист балета, педагог
Иконина Мария Николаевна (Ни-коновна) (1787—1866) — артистка балета 280, 429
Иогансон Христиан Петрович (1817—1903) — артист балета, педагог, с 1841 г. работал в Петербурге, по национальности швед 31, 286, 287, 299, 307—
Иордан Ольга Генриховна (1907—1971) — артистка балета, педагог
Истомина Авдотья Ильинична (1799—1848) — артистка балета 277, 278,
Каверон Роберт — глава цеха менестрелей Франции XIV века 94
Казанова Джованни Джакомо (1725—1798) — итальянский писатель, мемуарист 191, 192,194
Казартелли — итальянский художник XIX века 221
Калло Жак (1592, по др. данным 1593—1635) — французский
художник-график 130, 131 134,135,153, 182
Кальмейер Хаде — руководитель школы танца в Берлине 28
Камарго (наст. фам. Кюпис де Ка-марго) Мари Анн (1710 — 1770) — французская артистка балета, по национальности испанка 13,180,183,192—197,
Каминская Вера Ивановна (Григорьевна) (1907—1981) — артистка балета, педагог 478
Кампанини Барберина (1721— 1799) — итальянская танцовщица 35, 196,
Каннингэм Петер (1816—1869) — английский писатель 131
Канова Антонио (1757—1822) — итальянский скульптор 224, 227,417
Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ 239, 254
Каплан Семен Соломонович (Шлемович) (род. 1911) — артист балета, педагог 455
Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — писатель, историк 204
Каратыгин Петр Андреевич (1805—1879) — драматург, актер, педагог, мемуарист
Каркано Себастиани — итальянский танцовщик конца XVI века 125
Каркин (в переводе—рак)—древнегреческий трагический поэт. Из четырех его сыновей один (Ксенокл) был поэтом, остальные — танцовщиками 60
Карл Великий (742—814) — франкский король с 768 г., с 800 по 814 г. — римский император 74
Карл V (1500—1558) — император «Священной Римской империи» в 1519—1556 гг., ко- . роль Испании Карлос 1 в 1516—1556гг. 119
Карл VI Безумный (1368—1422)— король Франции с 1380 г. 112
Карл IX (1550—1574) — король Франции с 1560 г. 120
Карл-Эммануил I или Великий герцог Савойский (1580— 1630) — сын Эммануила Филиберта, герцога Савойского, муж Екатерины, дочери Филиппа II
Кармонтель Луи Каррожис(1717— 1806) — французский художник и поэт 201,202 Карозо Марко Фабрицио да Сер-монета (ок. 1527—ок. 1605) — итальянский танцовщик, хореограф, теоретик балета и композитор 121, 150, 152, 154,167,173, 182 Карсавина Тамара Платоновна (1885—1978) — артистка балета 328,332,335 Кастиль-Блаз (наст. имя и фам. Франсуа Анри Жозеф Блаз) (1784—1857) — французский театровед 233, 243, 244, ,255,256,258 Кастильоне Бальтазар (Бальдас-сарре)(1478—1529)—итальянский писатель 115, 116, 156 Катарина — герцогиня Савой-ская, жена Эммануила Фили-берта 123
Катон Старший (243—149 до н. э.) — римский писатель, консул, цензор, поборник староримских нравов 119 Каюзак Луи де (1700—1759) — французский писатель 186, 188
Кеммерер Александра Николаевна (1842—1931) — артистка балета 301 Киприан святой (ум. 258) —епископ Карфагенский 73 Кириллова Галина Николаевна (р. 1916) — артистка балета, педагог 456, 457, 482, 499,500 Клементе Неаполитанец — итальянский танцовщик конца XVI века 125 Клерон (наст. имя и фам. Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд) (1723—1803) — французская драматическая актриса 213 Клотильд (Клотильд Огюстин Мальфлерой) (1776—1826) — французская артистка балета 233, 409
Клуэ Франсуа (ок. 1520—1572) — французский художник 494
Козьма Прутков — коллективный псевдоним писателей А. К. Толстого и братьев А. М. и В. М. Жемчужниковых 147
Колинет Роза (1784—1843) — французская артистка балета, служила в Петербурге с 1799 г., вторая жена Ш. Дидло 275,276,429'
Колосова (урожд. Неелова) Евгения Ивановна (1780—1869)— артистка балета 275, 276. 278—280,404,405,419,423,429
Комаров Борис Николаевич (род. 1906) — артист балета 45 5
Компан Шарль (род. 1740) — французский теоретик танца, автор «Словаря танца» 133, 135,174
Компассо Лючио — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века 120
Компиано Орпандо Ботта да — итальянский учитель танцев конца XVI века 123
Констанс — см. Плетень Констанс
Коралл ьеро—см.МариаДжиовани
Корень Сергей Гаврилович (1907—1969) — артист балета, балетмейстер
Корнальба Элена — итальянская артистка балета конца XIX века 32,320
Корнель Пьер (1606—1684) —
французский поэт, драматург 137,404
Коростинская Екатерина Александровна (Коростинская 2-я) (1825—1864) — артистка балета 283
Костина Евдокия Степановна (род. 1824) — артистка балета 283
Кошева (наст. фам. Кошелева) Анна Дмитриевна (род. 1840) — артистка балета 303
Коэн Гюстав (1879—1958) — французский историк театра 114,115
Крейслер Фриц (1875—1962) — австрийский скрипач, композитор 479
Кремонец — см. Джироламо Кремонец
Кресло Франческо Бернардино —итальянский учитель танцев конца XVI века 123
Круазет Луиза — французская артистка балета, в 1830— 1840-х гг. служила в Петербурге 253
Крэг- Генри Эдуард Гордон (1872—1966) — английский режиссер, художник и теоретик театра 418
Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э.) — древнегреческий писатель, историк 57. 66, 67,72
Кузнецова Галина Кузьминична (род. 1913) — артистка балета 494
Кукки Клодина (1834, по др. данным 1838—1913) — итальянская артистка балета, в 1865 г. гастролировала в Петербурге 305, 324
Кулон Анн Жаклин — французская артистка балета конца XVII века 213, 215
Кулон Жан Франсуа (1764— 1836) — французский артист балета, преподаватель классического танца 234,290,324
Кусков Иван — учитель танцев в Академии художеств и Шляхет-ном кадетском корпусе, автор учебника бального танца «Танцевальный учитель» 271
Кшесинская Матильда (Мария) Феликсовна (1872—1971) — артистка балета 323, 330
Кшесинский Иосиф Феликсович (1868—1942) — артист балета, педагог 478
Кэнингзм П. —см. Каннингэм
Кюпи (род. ок. 1690) — скрипач, придворный музыкант, отец М.А.Камарго 180
Кякшт Георгий Георгиевич (1873—1936) — артист балета, педагог 326
Лабори — французский артист балета -конца XVIII века 215
Лавровский (наст. фам. Иванов) Леонид Михайлович (1905— 1967) — артист балета, балетмейстер, педагог 456, 457, 481—483, 490, 496—499, 501
Ламбранци Грегорио — итальянский хореограф и теоретик балета, автор книги «Школа феатрального танцования» 159, 160, 162, 164, 165, 167, 181,271
Лампуньяно Джулио Чезаре — итальянский учитель танцев и вольтижировки конца XVI века 122,123
Ланде Жан Батист (ум. 1748) — французский артист балета, педагог, балетмейстер. С начала 1730-х гг. —учитель танцев при дворе имп. Анны Иоан-новны и в Шляхетном кадет-
v ском корпусе, основоположник первой русской балетной школы, впоследствии ставшей Петербургским театральным училищем 265—268, 270, 341
Ландер (Ланнер) Харальд (наст. имя и фам. Альфред Бернхардт Стевнсборг) (1905—1971) — датский артист балета, балетмейстер, педагог 20
Лани Жан Бартелеми (1718— 1786) — французский артист балета, балетмейстер, педагог 200
Лани Луиз Мадлен (1733—1777) — французская артистка балета 187
Ланкло Нинон де (1609—1701, по др. данным 1616—1706) — французская куртизанка, хозяйка литературного салона 168
Ланкре Никола (1690—1743) — французский художник 13
Ларив (наст. имя и фам. Жан Модюи) (1747—1827) — французский драматический актер, реформатор театрального костюма 213
Ларош Герман Августович (1845— 1904) — музыкальный критик, педагог 436
Лассо Орландо (ок. 1532—1594)— франко-фламандский композитор 33
Лаулер Лилиан Беатрис (род. 1898) — американская исследовательница истории древнегреческого и классического танца 45, 53
Лебедева Прасковья Прохоровна (1838—1917) — артистка балета 299
Лебрен Тома — французский танцовщик первой половины XVIII века 270
Лебрен Шарль (1619—1690) — французский художник, создатель официального придворного стиля Людовика XIV 154
Леваше де Шарнуа Жан Шарль — французский историк театрального костюма 212
Левинсон Андрей Яковлевич (1887—1933) — критик и историк балета, научно анализировал хореографию, позднее возглавлял школу критиков во Франции 11, 12, 141, 158, 167, 174, 175, 185, 233, 239, 241,242
Легат Густав Иванович (1837— 1895) — артист балета, по национальности швед, отец Н. Г. и С. Г. Легатов 341
Легат Николай Густавович (1869— 1937) — артист балета, балетмейстер, педагог с 1910 по 1914 г. — главный балетмейстер Мариинского театра. В 1922 г. уехал за границу, преподавал в труппе «Русский балет Дягилева», открыл школу в Лондоне 31, 307, 322. 326, 335. 336. 338, 339, 341,450
Легат Сергей Густавович (1875— 1905)—артист балета, педагог, брат Н. Г. Легата, совместно с ним создал альбом «Русский балет в карикатурах» 326
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик, языковед 38
Лекен (наст. фам. Кен) Анри Луи (1729—1778) — французский драматический актер 213
Леньяни Пьерина (1863—1923) — итальянская артистка балета. В 1893—1901 гг. танцевала в Мариинском театре 32,321
Леньяно Франческо — итальянский танцовщик середины XVI века 119
Леонардо да Винчи (1452—1519)
— итальянский живописец. скульптор, архитектор, ученый. инженер
Леонидова Капитолина Вячеславовна (род. 1910) — артистка балета 498
Лепик (Ле-Пик) Гертруда — французская артистка балета конца XVIII — начала XIX века, выступала в России 275
Ле-Пик Шарль (1749—1806) — французский артист балета, балетмейстер. В 1786—1798 гг. работал в Петербурге 274,275
Лепри Джованни — итальянский артист балета, педагог середины XIX века 226, 325
Ле-Руссо Ф. — балетмейстер середины XVIII века 162, 163
Лесаж Ален Ренэ (1668—1747) — французский писатель 217
Лесерф Жан Лорен (1674—1707)
— французский музыковед 176
Лефевр — французская актриса XVIII века 187
Либлинг Эмиль (1851—1914) — пианист, композитор 98
Ливе Шарль Луи (1828—1896) — французский ученый, автор исторических трудов, составитель словаря языка Ж.-Б. Мольера 148,149
Лимидо Джиованина (1851— 1890) —• итальянская артистка балета 32, 320,322
Лист Ференц (1811—1886) — венгерский композитор, пианист, дирижер 297. 440, 478
Лихутина (по мужу — Люстих) Анастасия Андреевна (1802— 1875)—артистка балета 405
Лодиджиано Руффино — см. Фабианино Джиовани Пьетро
Лоз Ф. де —- автор труда о балете 150

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>