<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

предматерия и т.д.);
- Вселенная содержит целый ряд миров или один мир,
существующий одновременно и параллельно с нашим миром и
населенный другими разумными существами. Они могут быть выше
и ниже нас по уровню развития и не воспринимаемы органами чувств
человека;
- окружающий нас мир беспрерывно движется и изменяется. Это
движение выражается в периодическом характере смены форм
10
бесконечной жизни во Вселенной и форм самой Вселенной, что всегда
сопровождается глобальными катаклизмами как на Земле, так и в
Космосе.
В результате сравнительного анализа учений о мироздании
основных религий современного мира также стало ясно, что в сфере
представлений о мире существует лишь одно принципиальное
разногласие, разделяющее их на два "лагеря". Это противоречие
относится к толкованию процесса сотворения мира. Более древние
религиозные учения утверждают постепенное творение мира через
ряд промежуточных стадий, относящихся к различным состояниям
материи, а "молодые" религии считают, что мир сотворен сразу в том
вещественном виде, в котором мы его знаем. В зависимости от этого
различается и общая картина мира. В первом случае она представляет
собой сложную систему разнообразных миров, большинство из
которых находится за порогом восприятия человека и населены
самыми разнообразными формами жизни. Во втором случае наш мир
состоит только из видимого и ощущаемого человеком его состояния,
а невидимый, духовный мир находится за его пределами, за
ограничениями времени и пространства.
Во втором параграфе первой главы "Физика и космология о мире
и его начале" рассмотрены главные открытия и возникшие на их
основе теории в современной физике и астрофизике. Автором было
показано, как изменились в течение XX века наши представления об
однородности пространства и времени (общая и специальная теории
относительности А. Эйнштейна), о твердости материи и наличии ее
элементарной частицы (физика элементарных частиц), о
взаимоотношениях вещества и энергии. Были приведены результаты
экспериментов в квантовой физике, подтвердившие теоретическое
доказательство А. Эйнштейна о прямой зависимости вещества от
энергии и возникновении из нее элементарных частиц. Мы уделили
специальное внимание открытию нового вида материи в физике -
поля и изучению его различных видов, в частности, торсионного поля,
которое стало результатом изучения пустого пространства или
физического вакуума (Г. И. Шипов, А. Е. Акимов). Эти открытия
расширили наше представление о материи и разрушили ранее
привычное представление о пустоте космического пространства.

11
В этом параграфе автором также были описаны достижения в
астрономии и астрофизике XX века, в частности, открытие момента
начала существования Вселенной (теория "Большого Взрыва") и
различные варианты интерпретации этого события. Был рассмотрен
креационный подход к началу истории Вселенной, предлагающий
считать теорию "Большого Взрыва" научным подтверждением
библейского представления о сотворении мира из "ничего".
Противоположная точка зрения представлена теориями вакуумного
рождения Вселенной, а также теориями "пульсирующей" Вселенной,
рассматривающими Большой Взрыв как очередное "проявление"
вещественной Вселенной из других, невидимых ее материальных
слоев, которые мы называем вакуумом. Нами были выделены
основные положения дискуссии между этими подходами, которые
могут быть сведены к двум принципиальным позициям: а) Вселенная
конечна, замкнута, возникает сразу в том вещественном виде, который
нам известен, и с течением времени неизбежно умрет; б) Вселенная
бесконечна, обладает более "широким" пространством, чем то, что
доступно восприятию человека. Вещественная Вселенная - только
часть Вселенной, состоящей из других форм материи. Она возникает
из них периодически, "умирает" и снова "рождается", подчиняясь
закону циклического круговорота.
В завершении данного параграфа были приведены примеры
исследований ярких, но пока необъяснимых математических
закономерностей в природе Космоса и Земли (работы креационистов
по "антропному принципу", исследования Сухоноса, Васютинского),
результатом которых стало убеждение многих ученых в участии
некоего Разумного принципа в создании Вселенной.
Третий параграф "Естественные науки о возникновении и
развитии жизни на Земле" посвящен наукам о жизни на Земле, о ее
возникновении и развитии. Развитие естественных наук в XX веке
привело к возникновению нового понимания развития живых систем,
заложившего основу новой науки — синергетики. Используя данные
из различных естественных наук, автором показано, что основные
положения синергетики сегодня получают многочисленные
подтверждения: присутствие самоорганизации в системах как
органической, так и неорганической природы, что позволяет по
признаку самоуправления все их считать живыми; неравномерное,
12
скачкообразное развитие самоорганизующихся систем в условиях
отсутствия равновесия в окружающей среде; наличие самых
разнообразных носителей информации при передаче ее от поколения
к поколению в процессе воспроизводства.
Автором уделено специальное внимание взглядам на проблему
биологической эволюции. Появление в XX веке подтверждений
прерывистого характера изменения биологических видов привело к
острой дискуссии между приверженцами теории постепенной
эволюции, основанной на теории естественного отбора Ч. Дарвина,
и сторонниками креационного подхода, рассматривающих внезапное
возникновение видов как доказательство "работы" Создателя. Нами
было отмечено, что обнаруженная прерывистость в биологической
эволюции может быть объяснена и с точки зрения законов
самоорганизации систем в условиях отсутствия равновесия в
окружающей среде.
Результатом сравнительного изучения религиозных и
современных научных представлений о мире стало выделение
понятий и положений, которые признаны сегодня и религией, и
наукой. К ним относятся следующие мировоззренческие
представления:
- мир, в котором мы живем, имеет начало своего существования.
Начало Вселенной имеет причину, пока недоступную для
человеческого познания;
- процесс возникновения мира не случаен, он подчинен четким
закономерностям и целесообразен. Главной целью этого процесса
является рождение различных форм жизни, в том числе разумных, и
их развитие;
- Вселенная состоит из разных видов материи, только часть из
которых имеет форму вещества. Невещественные виды материи
существуют одновременно и параллельно с веществом, но не могут
быть воспринимаемы органами чувств человека в их обычном
состоянии. Однако они активно влияют на наш мир и в ряде случаев
могут выступать причиной возникновения вещества;
- все мироздание от микро- до макромира беспрерывно движется
и изменяется. Процесс этого изменения носит циклический характер,
суть которого заключается в том, что все формы жизни имеют
длительный период стабильного существования, когда их форма
13
сохраняется в неизменном виде, и краткий период смены формы.
Последний период обусловлен кардинальными изменениями в
Космосе и в биосфере Земли, поэтому он сопровождается мировыми
катастрофами. Существуют серьезные основания полагать, что Земля
вступает в один из таких переходных периодов.
Вторая глава "Феномен человека в религиозных учениях и в
современной психологии" посвящена представлениям о человеке в
религии и науке. Сравнительный анализ различных религиозных
учений по этому вопросу в первом параграфе "Религии мира о
человеке и его эволюции" показал, что они имеют очень много общего.
В частности, едиными для всех религий являются представления о
том, что
- истинная сущность человека не тождественна его физическому
телу. Она бессмертна и совершенна в отличие от смертного и
греховного тела, являясь божественным принципом в человеке;
- помимо физической, вещественной природы человек обладает
невидимой природой, которая достаточно сложна. Она содержит в
себе ряд посредников между высшим принципом (духом) и низшим
(телом), которые называются душой, различными тонкими телами и
пр. Соответственно, человек является целостным существом,
содержащим одновременно и самое высшее, божественное, и самое
низшее, животное, начала. Развитие высших принципов требует
специальных и сознательных усилий самого человека;
- смысл жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе
свое божественное совершенство, вернуться от животной жизни к
божественному блаженству.
По вопросу понимания природы человека распространенные в
современном мире религии разделяет также лишь одно противоречие,
касающееся длительности процесса человеческого совершенствования.
Более древние религиозные учения утверждают бесконечный ряд
воплощений человеческого духа в физическом теле (перевоплощение),
более "молодые"- единственность и уникальность жизни человека. Это
влияет и на общее понимание стратегии жизни человека. В первом
случае жизнь - это длительный по времени период обучения человека,
подчиняющийся двум основным законам - свободной воли и закону
причин и следствий (кармы). Во втором случае жизнь - это один

14
короткий шанс, от которого зависит вся последующая жизнь души
человека после смерти тела.
Во втором параграфе "Психология XX века - обращение к древней
мудрости" были рассмотрены исследования в области психологии в
XX веке, изучавшие внутреннюю, душевную, природу человека и
пытавшиеся решить проблему феномена его психики и сознания.
Автором было показано, что в рамках этой науки сформировалось
два подхода к ее решению: 1) с позиции "телесного"
функционирования человека, когда феномен психики и сознания
рассматривается как следствие деятельности мозга, нервной системы
или социальной деятельности во внешнем мире; 2) с позиции
"глубинного" представления о психике и сознании человека,
предполагающего существование "слоев" сознания, только малая
часть которых нами осознается. Нами были описаны наиболее
крупные теории, развивавшие данный подход в психологии XX века
(А. Маслоу и гуманистическая психология, К.- Г. Юнг, Р. Ассаджиоли,
С. Гроф). Это позволило увидеть, как в этих теориях постепенно
расширялось содержание слоев бессознательного в человеке за
пределы его личного опыта: от "внутреннего Я" в гуманистической
психологии через коллективное бессознательное К. Юнга и Р. Ассад-
жиоли к трансперсональному сознанию С. Грофа, способному
выходить за пределы человеческой формы жизни и расширяться до
отождествления со всей Вселенной. Также было уделено внимание
современным исследованиям психологов и психиатров клинической
смерти и феномена памяти прошлых воплощений (Р. Нойес, Д. Роузен,
К. Ринг, М. - Б. Сабом, Я. Стивенсон, X. Уембах).
В этом же параграфе мы попытались указать суть полемики между
сторонниками "телесного" и "глубинного" подходов к проблеме
человека. Невыясненный вопрос о носителе глубинных слоев
сознания человека является поводом для критики как представлений
о человеке в "глубинной психологии", так и исследований,
утверждающих жизнь человека после смерти или наличие памяти
прошлых воплощений. Что является носителем того содержания или
информации, которая независима от телесного и социального опыта
данной личности? Что существует после смерти тела или между
воплощениями? Отсутствие ответов на эти вопросы мешает
конструктивно разрешиться данной дискуссии. В связи с этим, на
15
наш взгляд, полезную роль могла бы сыграть гипотеза о "поле
сознания", которая все активнее высказывается в последнее время
психологами и физиками. В этом случае носителем идеального в
человеке стал бы новый уровень материи, который ранее был не
известен человечеству. Полевой вид материальной субстанции
сознания мог бы стать тем синтетическим понятием, которое
преодолело бы противоречия между существующим материальным
(телом, мозгом, социальной деятельностью) и "несуществующим"
идеальным (эмоциями, мышлением, интуицией, бессознательным).
Итогом второй главы стало выделение позиций, в отношении
которых религия и наука сегодня пришли к единому мнению. Это
- представление о том, что сущность человека не тождественна
его физическому телу и принципиально отлична от него. Религиозные
представления о божественном, универсальном и совершенном
характере этой сущности более всего совпадают с выводами
трансперсональной психологии о глубинных слоях сознания человека,
преодолевающих границы индивидуального опыта, пространства и
времени нашего мира. Все это позволяет охарактеризовать сущность
человека как микрокосм, что полностью совпадает с религиозной
традицией;
- представление о сложном составе внутреннего мира человека
или его души. Его невидимая природа содержит несколько "слоев"
или "уровней", большая часть из которых не осознаваема в обычном
состоянии человека. Каждый из них имеет четкую функцию в психике
человека и может быть им использован сознательно.
В заключение диссертации подведены общие итоги работы.

Основные положения, выносимые на защиту.
1. Во всех распространенных в современном мире национальных
и мировых религиях есть комплекс родственных (во многом
совпадающих по смыслу) представлений о мире и человеке, что
позволяет делать вывод о существовании единого общечеловеческого
компонента во всяком религиозном мировоззрении и сравнивать его
с научным мировоззрением.
2. Новейшие открытия и исследования в науке XX века привели к
формированию целого ряда новых научных представлений о мире и
человеке, аналогичных по своему содержанию древним религиозным
16
представлениям о них. Это дает сегодня основание говорить, во-
первых, об ослаблении условий для конфликта между религией и
наукой, и, во-вторых, о начавшемся процессе сближения этих двух
мировоззрений.
3. Наиболее важным принципиальным противоречием,
разделяющим религиозные учения, остается утверждение о
бесконечности или конечности пространства Вселенной и времени
ее существования, а также о бесконечности или конечности жизни
человека. Данное противоречие оказывает самое существенное
влияние на процесс сближения религиозного и научного
мировоззрений. Одни и те же открытия в науке рассматриваются и
оцениваются не только религиозными деятелями, но и самими
учеными либо с одной, либо с другой точки зрения в зависимости от
их общей мировоззренческой позиции. Вследствие отсутствия
достаточных фактов, которые могли бы разрешить вопрос о
конечности или бесконечности Вселенной, представители науки
вынуждены просто выбирать ту или иную позицию, нередко
руководствуясь при этом и собственной религиозной верой. Однако,
на наш взгляд, дискуссия по этим позициям будет продолжаться до
тех пор, пока человечество не перейдет от гипотез и предположений
о бесконечности или конечности пространства и времени Вселенной
к действительно научным утверждениям об этом.
4. Процесс взаимоотношений религии и науки носит
диалектически противоречивый характер. Начавшийся в современном
мире процесс сближения этих двух типов мировоззрения не означает,
что религия и наука исчезнут как самостоятельные сферы жизни
общества. Выполняя разные функции и пользуясь разными формами
познания, они сохранят свою самостоятельность. Более того, даже в
сфере общих представлений о мире и человеке они снова могут
разойтись и вступить в противоречие друг с другом, если наука будет
не в состоянии экспериментально изучать тот уровень реальности, о
котором говорится в религиозных учениях. При этом отмеченную
тенденцию к мировоззренческому сближению религии и европейской
науки, на наш взгляд, надо оценивать позитивно, т.к. она означает,
что длительный этап их противостояния в известном смысле
завершается и в познании определенного уровня реальности
человечество приходит к определенному согласию.
17
Основные результаты диссертационного исследования изложены
автором в следующих публикациях:
1 .Высшее гуманитарное образование XXI века: приоритеты синтеза
и духовности.//Ценности и социальные технологии демократического
общества XXI века как цель высшего гуманитарного образования.
Тезисы докладов научно-практической конференции (22—23 мая 2000 г.).
— Екатеринбург, 2000 г. С. 63—67.
2.Современный космизм: решение проблемы феномена
человека.// Человек на рубеже тысячелетий (проблемы философского
и научного познания). Материалы научной конференции 18 мая
2000 г. — Смоленск, 2000 г. С. 41—44.
3.Наука на пороге XXI века: обращение к древней мудрости. //
Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий. Труды
международной научной конференции. Т..2. — Волгоград, 2000 г.
С. 162—164.
4.Диалог науки и религии: путь к мировоззрению нового
тысячелетия. // Онтология и мировоззрение. Тематический сборник.
— Уфа, 2000 г. С.119—126.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ