<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Теория
Ознакомление с основами тео-
Мини-лекция, беседы, дискус-
1 занятие
рии внутренней мотивации
сии, ролевое проигрывание си-
[6 часов)
и ценностной регуляции деятельности
туации
3. Рефлексия
Выявление систем конструктов и
Модифицированная шузомет-
1 занятие
ценностей участников тренинга
рия, репертуарные решетки,
(6 часов)

создание "очерка самохарак-

теристики"
4. Целеобра-
Создание очерка фиксирован-
Разработка для участников ин-
2 занятия
зование
ной роли с преобладанием в по-
дивидуальных систем внутрен-
(2 дня по
ведении внутренней мотивации
не-мотивационных конструк-
6 часов)

тов, написание очерков фикси-

рованных ролей, ролевое про-

игрывание
5. Формиро-
Переосмысление личностью
Проигрывание в жизни очерка
1 неделя
вание
своей системы конструктов; при-
фиксированной роли

нятие конструктов внутренней

мотивации

6. Обратная
Контроль и коррекция процесса
Обсуждение, проигрывание си-
1 занятие
связь
переосмысления
туаций, дискуссия
[6 часов)
7. Формиро-
Переосмысление личностью
Проигрывание в жизни очерка
1 неделя
вание (про-
своей системы конструктов; при-
фиксированной роли
должение)
нятие конструктов внутренней

мотивации

3. Обратная
Анализ изменений в системах
Каузометрия, заполнение ре-
1 занятие
связь и диаг-
конструктов и ценностей участ-
пертуарных и ранговых реше-
(6 часов)
ностика
ников программы
ток
Теперь давайте рассмотрим каждый этап более детально. Первый этап - вступительное занятие. Его цель - знакомство участников группы, создание атмосферы доверия и самораскрытия,
Ч

формулирование целей. Основные методы - ролевые игры, психогимнастические упражнения, беседы, дискуссии. На вступительном занятии участники Программы знакомятся с правилами поведения в группе (конфиденциальность, принцип "здесь и теперь", правило добровольности и прочие), высказывают ожидания по поводу участия в программе. Потом происходит переход к основной части вступительного занятия - анализу собственной жизни, выявлению силы мотивации профессиональной деятельности, а также скрытых желаний и ожиданий. Завершается работа релаксационным упражнением.
Второй этап - теоретический. Цель занятия - ознакомление с основами теории внутренней мотивации и ценностной регуляции деятельности. Достигается она с помощью мини-лекций, решения проблемных задач, бесед, дискуссий и ролевого проигрывания проблемных ситуаций. На занятии участники программы анализируют события собственной жизни с точки зрения "ощущения потока" и сравнивают свои ощущения с результатами исследований М. Чик-зентмихали. После этого организовывается дискуссия о влиянии вознаграждений и наказаний на мотивацию деятельности. Когда точки зрения участников станут ясны, группа делится на три подгруппы, каждая из которых получает описание экспериментального исследования влияния вознаграждений и наказаний на внутреннюю мотивацию, однако без результатов. Задача - спрогнозировать результат проведенного исследования. Предложенные задания анализируются в подгруппах, затем обсуждаются в общем круге, после чего тренер сообщает реальные результаты, которые опровергают значимость вознаграждений и наказаний для мотивации деятельности. Участникам читается мини-лекция о теории внутренней мотивации Э. Диси и Р. Раяна и роли ценностей в развитии внутренней мотивации деятельности. После мини-лекции организуется обсуждение, по окончании которого проводится релаксационное упражнение.
Третий этап имеет своей целью анализ личностных конструктов и ценностей участников Программ в контексте внутренней мотивации. Для этого используется процедура, предложенная О. Л. Музыкой (интеграция каузометрии с репертуарными и ранговыми решетками) и написание очерков самохарактеристик. В начале занятия руководитель делает акцент на роли ценностей в развитии внутренней мотивации, после чего участники переходят к изучению собственной ценностной сферы. Когда исследование завершено, участники на основе его результатов пишут очерк самохарактеристики.
Четвертый этап - целеобразование. Цель данного этапа - создание участниками Программы очерков фиксированных ролей (описаний себя как лиц, которые наделены системой ценностей и конст-
25

руктов внутренней мотивации). Для достижения этой цели разраба-гываются откорректированные системы конструктов, на основе которых пишутся очерки фиксированных ролей, происходит ролевое проигрывание в группе. На этом этапе участники программы обмениваются результатами исследований своих конструктов и очерками самохарактеристик. Далее они объединяются в подгруппы и анализируют полученный материал с точки зрения наличия в нем конструктов и ценностей внутренней мотивации (самодетерминации, компетентности и значимых межличностных отношений). Когда анализ завершен, участники разрабатывают друг для друга новые системы конструктов, изменяя, прибавляя или исключая конструкты в соответствии с теорией внутренней мотивации. На основе трансформированных систем конструктов участники пишут очерки фиксированных ролей (детальные описания способов поведения лиц с трансформированными ценностными сферами). После этого происходит общее обсуждение результатов работы, достигается согласие с предложенными очерками и начинается формирующий этап программы.
Пятый этап - формирующий. Его цель - обретение опыта внутренне мотивированного поведения. Для этого участникам группы предлагается проигрывать в жизни роль личности, созданной в очерке фиксированной роли. Этот этап является самым необычным во всем тренинге, и именно благодаря ему достигается эффект возрастания внутренней мотивации.
Шестой этап - контролирующий. Группа встречается для контроля проигрывания роли и анализа проблем, которые возникали. Для этого проводятся обсуждения ситуаций, ролевые игры, дискуссии.
Седьмой этап - формирующий - продолжение работы над изменениями в мотивационной сфере. Участники группы по-прежнему проигрывают очерк фиксированной роли.
Восьмой этап - диагностический. Его цель - выявление изменений в системах индивидуальных ценностей и конструктов исследуемых, а также в реальном поведении. Для этого участники программы снова выявляют свои ценности и конструкты с помощью метода, используемого на третьем этапе, и сравнивают их с результатами предыдущего исследования.
26

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ
Каузометрия (модифицированный вариант)
Первая методика, которую мы предлагаем участникам тренинга, - каузометрия. Она разработана известными учеными-психологами А. А. Кроником и Е. И. Головахой (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984) и несколько модифицирована нами для удобства использования в тренинге и работы с группой. Первоначальная цель методики - исследование жизненного пути личности. Мы же в своей работе будем ее применять для выявления людей, значимых для участников тренинга в контексте их профессиональной деятельности - эта идея принадлежит А. Л. Музыке (Музика А. Л... 1995).
Участникам группы последовательно предлагается несколько инструкций.
Первый шаг - создание списка событий. "Теперь мы перейдем к изучению вашего жизненного пути. В своих альбомах вы видите 15 строчек. В каждой строчке напишите по одному событию из вашей жизни, которое связано с профессиональной деятельностью.
Событием мы будем называть любое изменение в вашей жизни. Это может быть изменение непосредственно у вас или в обществе, природе. Причем это всегда какое-то определенное конкретное изменение, которое произошло в течение определенного промежутка времени. Вы можете называть как события прошлого и настоящего, так и те, наступление которых вы ожидаете в будущем. Записывать события следует в том порядке, в котором они приходят вам на ум".


Событие
Дата
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

27

Второй шаг -датирование. "Напротив каждого события проставьте его приблизительную дату. При этом не должно быть двух одинако-вых дат.
Теперь перепишите еще раз названия событий вашей жизни, но уже в хронологическом порядке. На первое место поставьте самое раннее событие, на последнее - самое позднее".


Дата
Событие
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Третий шаг- причинно-следственный анализ. "Мы переходим к
важному этапу нашего исследования. Попробуем выяснить, почему случились те или иные события, что было их причиной? Для этого используем каузоматрицу" (см. табл. на с. 27).
"Работаем пока что в верхнем треугольном поле "Причины-Следствия", которое находится над диагональю. Отметьте событие № 15. Теперь посмотрите на событие № 14 и ответьте на вопрос: "Могло бы оно быть одной из причин события № 15?" Если да, то в клеточке на пересечении следствия № 15 и причины № 14 поставьте цифру "Г" Если нет - "О".
Проанализируйте по отношению к событию №15 событие № 13, и так далее.
После того как анализ причин события № 15 закончен, переходите к анализу события № 14. Аналогично проанализируйте события № 13, 12, 11, ... 2. Каждый новый цикл анализа требует все меньше усилий, поскольку количество событий уменьшается".
Четвертый шаг- целевой анализ. "После заполнения части матрицы над диагональю можно переходить к целевому анализу. Работаем дальше в поле "Средства-Цели".
28


СЛЕДСТВИЯ


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 1
12
13
14
15


ЦЕЛИ
1







1
ПРИЧИНЫ
2







2

3







3

4







4

5







5

6







6

7







7

8







8

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>