<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




7





8





9





10





1 1





12





13





14





15





16





17





18





19





20





21





22





23





24





25





26





27





28





29





30





31





32





33





34





35





36





34

распределение этих конструктов по значимости. Наиболее значимые конструкты будут иметь наибольший балл".
Однако такая обработка может наскучить участникам, поэтому возможны два варианта:
1. Участники вводят данные напрямую через компьютерные тер
миналы, а помощник тренера проводит весь необходимый
математический анализ и выдает тренеру результат.
2. Помощники тренера вводят данные с бланков в компьютер и
обрабатывают их во время перерыва, например на обед или
кофе-брейк.
Терапия фиксированных ролей Дж. Келли
В нашей Программе использована теория личностных конструктов Дж. Келли, и потому методологически правильнее и логичнее нам представляется строить работу на методе терапии фиксированных ролей этого же автора. Детальная процедура использования этого метода в Программе описана в ее содержании. Мы же немного представим здесь процедуру самой терапии, как ее видел Дж. Келли.
Терапия Дж. Келли интересна тем, что не только позволяет использовать в работе чисто психологические методы развития, но и дает возможность апробировать в реальной жизни под руководством психолога новые стратегии и способы деятельности, которые в случае их успешности могут быть трансформированы в ценности. Это свойство метода чрезвычайно важно, поскольку открывает возможности его использования в тренингах.
Метод фиксированных ролей представляет собой процедуру, состоящую из нескольких этапов (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002):
1. Создание очерка самохарактеристики. Клиента просят написать на себя характеристику в третьем лице. На основе анализа очерка можно обнаружить большое количество конструктов, стратегий деятельности и ценностей исследуемого. Это дает возможность обнаружить непродуктивные стратегии и ценности.
2. Разработка очерка фиксированной роли. На основе анализа самохарактеристики психологом разрабатывается описание несуществующей личности, которая наделена более продуктивными стратегиями деятельности, ценностями и конструктами. Однако это не попытка изменить исследуемого, а побудить его к самостоятельному поиску, расширению видения своих возможностей, пересмотра своего жизненного опыта с критических позиций.
3. Проверка усвоения. После того как очерк фиксированной роли создан, его обсуждают вместе с клиентом, чтобы тот имел возмож-
35

ность глубже понять цель работы и внести определенные коррективы.
4. Реальная деятельность. По завершении проверки усвоения очерка, согласования проблемных моментов и подтверждения готовности клиента продолжать работу ему предлагается сыграть, воплотить в жизни роль из очерка (обычно на протяжении двух недель). Исследуемый должен по крайней мерс трижды в день прочитывать очерк, стараясь вести себя, думать и говорить как человек, описанный в нем. В этот промежуток времени психолог и клиент часто встречаются, обсуждают возможные проблемы. Допустимо ролевое проигрывание сложных ситуаций.
В результате такой работы у клиента спустя некоторое время происходят изменения в стратегиях деятельности и системе ценностей. Исследователи Д. Фейдимен и Р. Фрейджер приводят ряд правил, которые желательно выполнять при написании очерка фиксированной роли:
1) развивать основную тему очерка, а не исправлять мелкие недо
статки;
2) использовать резкий контраст (человеку проще сыграть роли,
кардинально отличные от привычных);
3) побуждать к постепенному движению, а не созданию какого-
либо нового состояния (целью метода является не изменение
личности, а побуждение к активному пересмотру собственной
системы ценностей);
4) учитывать актуальность роли (роль не должна противоречить
реальным событиям, которые могут произойти в жизни клиен
та, ома не должна быть оторвана от действительности);
5) принимать во внимание социальное окружение клиента (роль
должна углублять и облегчать межличностные отношения кли
ента);
6) использовать защитные маски (клиенту, несмотря на то что он
должен играть роль, не следует полностью идентифицировать
ся с ней, важно осознавать, что он все-таки исполняет нечто
извне заданное).
Последний пункт довольно важен, поскольку делает акцент на решающем значении в достижении изменений сознания, а не подсознательных механизмов и самовнушения.
Многомерный анализ оценочных решеток
Как мы уже указывали, использование многомерного анализа оценочных решеток (факторного, кластерного) не является обязатель-

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>