<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

По нашим экспериментальным данным, протяженность латентного периода составляет от двух до шести месяцев.
На рисунке показана общая динамика внутренней мотивации у работников во время и после тренинга.

66

1 - время участия в Программе развития внутренней мотивации,
2 - латентный период (2-6 месяцев);
3 - развитие внутренней мотивации после завершения латентно
го периода.
Таким образом, при проведении Программы быстрых результатов ожидать не стоит. Однако, как свидетельствуют исследования, представленные в первом разделе, участие в подобном тренинге обязательно приносит свои плоды.
Еще один очень важный аспект. Скорость протекания латентного периода зависит от социального контекста, в котором пребывает участник Программы. Если на предприятии устоялась система жест-кого внешнего мотивирования и контроля и лишь один ее работник прошел Программу, то очевидно, что произошедшие изменения очень быстро нивелируются и пропадут. Ведь наработанные в Программе новые внутренне мотивированные стратегии поведения не будут поддерживаться окружением. В таком случае лишь длительная комплексная работа с предприятием в целом может помочь что-либо существенно изменить. Но это уже тема совсем другой книги...

.

ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб
ное пособие. М.: Издательство "Ось-89", 1999. 176 с.
2. Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Роль мотивации "потока" в развитии ком
петентности хакера // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35-43.
3. Головаха Е. И., Хроник А. А. Психологическое время личности. К.: Научная
мысль, 1984. 207 с.
4. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подрост
ков // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132-135.
5. 3анюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. 352 с. 6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с. 7. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1.С. 15-25.
8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения:
Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //
Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129-139.

10. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Ин
ститут тренинга, 2000. 256 с.
11. Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред.
Н. Шихи, Э. Дж. Чепмен, У. А. Конрой. СПб.: Евразия, 1999. 832 с.
12. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 234 с.
13. Уэйнберг Р. С, Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры.
К.: Олимпийская литература, 1998. 325 с.
14. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:
практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000. 256 с.
15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руко
водство по репертуарным личностным методикам / Общ. ред. и предисл.
Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.
16. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.
17. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл,
2003. 860 с.
68

18. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения чело
века // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116-132.
19. Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и само
регуляция // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 102-111.
20. Чирков В. И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненны
ми стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психо
логии. 1999. № 3. С. 48-57.
21. Климчук В. О., Шимченко О. А. Вплив внутрішньоі мотиваціі на розвиток
творчих здібностей дітей дошкільного вiкy // Обдарована дитина. 2004.
№ 10. С. 60-63.
22. Музика О. Л. Суб'эктно-ціннісний аналіз становления творчо обдарованой
особистості (на материалі технтчноі творчості). Дис. ... канд. психол. наук
за спеціальністю 19.00.07. К., 1997. 203 с.
23. Reis Н. Т., Sheldon К. М., Gable S. L, Roscoe J., Ryan R. M. (2000). Daily well-
being: The role of autonomy, competence, and relatedness // Personality and
Social Psychology Bulletin. 26. 419-435.
24. Deci E. L., Cascio W. F., KrusellJ. (1975). Cognitive evaluation theory and some
comments on the Calder and Staw critique // Journal of Personality and Social
Psychology. 31.81-85.
25. Ryan R. M., Chirkov V. I., Little T. D.t Sheldon K. M., Timoshina, E., Deci, E. L.
(1999). The American Dream in Russia: Extrinsic aspirations and well-being in
two cultures. Personality and Social Psychology Bulletin, 25, 1509-1524.
26. Wild T. C, Enile M. E., Nix G., Deci E. L. (1997). Perceiving others as intrinsi
cally or extrinsically motivated: Effects on expectancy formation and task engage
ment // Personality and Social Psychology Bulletin. 23. 837-848.
27. Ryan R. M., Deci E. L. (2001). On Happiness and Human Potentials: A review of
research on hedonic and eudaimonic well-being. In S. Fiske (Ed.), Annual Review
of Psychology (Vol. 52; pp. 141 - 166). Palo Alto, CA: Annual Reviews, Inc.
28. Deci E. L., Ryan R. M. The "What" and "Why" of Goal Pursuits: Human Needs
and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11.
No. 4. 227-268.
18.
Приложение
ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА
В ПРОГРАММЕ STATISTICA
Создание файла данных
Запустите STATISTICA 5.5, модуль Data Management. С помощью этого модуля легко задаются параметры файла данных (имя, размещение, количество строк и столбцов).
Переименование столбцов и строк
Для упрощения анализа следует сразу (до начала запуска программы) правильно назвать переменные и случаи. Поскольку программа англоязычная, то названия переменных лучше записывать латинскими буквами, длиной не больше 8 символов. При необходимости используйте сокращения.
После того как все названия будут введены, сохраните изменения

Проведение кластерного анализа
Прежде всего следует перейти к модулю Кластерный анализ (Cluster analysis). Это можно сделать, избрав пункт Analysis, подпункт Other Statistics (рис. 1, слева). Появится окно модулей, в котором можно избрать нужный раздел (рис. 1, справа).
После запуска модуля Кластерный анализ автоматически появляется диалоговое окно (рис. 2). В этом окне следует выбрать один из методов кластерного анализа. Нас в первую очередь интересует Древовидная кластеризация, а потому необходимо избрать пункт Joining (tree clustering) и нажать ОК.
Сразу появится следующее окно, в котором вам предлагается задать следующие параметры кластерного анализа (рис. 3):
• переменные для анализа (кнопка);
• способ кластеризации (по столбикам - Variables, по лентам -
Cases);
• стратегию кластеризации;
• способ измерения расстояний между объектами.
70


Слева вверху в этом окне размещена кнопка Переменные ().
Ее следует нажать, чтобы избрать те переменные, по которым вы будете проводить кластерный анализ. После нажатия на эту кнопку возникнет новое диалоговое окно, представленное на рис. 4.
Поскольку нам для анализа потребуются все переменные, то выберите опцию Выбрать Все (Select All), после чего Нажмите кнопку
71


Для начала кластерного анализа нажмите кнопку ОК. Перед вами (рис. 5) появится окно Результаты Объединения (Joining Results). Это и есть результаты кластерного анализа. Теперь, нажимая соответствующие кнопки, вы получите необходимые для анализа таблицы и графики.
Для описания результатов кластерного анализа нам будут важны следующие результаты:
• таблица расстояний ();
• таблица объединений ();
• горизонтальное или вертикальное кластерное дерево (
или).
72



Таблица расстояний имеет следующий вид (рис. 6).
Из этой таблицы можно получить информацию о расстояниях между отдельными объектами - чем больше числовое значение в определенной графе таблицы, тем больше расстояние между соответствующими ей объектами.
Однако на основе анализа только одной таблицы расстояний тяжело делать определенные обобщения и выводы. Более информативной является таблица объединений (рис. 7):
Как видим, в этой таблице содержание кластеров представлено иначе - слева указаны расстояния (linkage distance), а вверху - количество объектов в кластере. В самой же таблице размещены непосредственно объекты. Тем самым уже более явно показано, что в дан-
73


ном примере в первый кластер входят 2 объекта, во второй - 3, а третий образован 5 переменными и т. д.
Еще нагляднее результаты кластерного анализа можно представить в виде кластерного дерева (рис. 8).

Сохранение результатов кластерного анализа
Одним из элементов экспериментальной работы является грамотное представление ее результатов. В связи с этим после завершения
74

процедуры кластерного анализа необходимо адекватно изложить по-лученные данные с целью:
1) облегчить интерпретацию кластерных структур;
2) иметь возможность перенести числовые результаты в текст на-
учной работы;
3) убедить читателей работы в достоверности полученных данных.
Именно поэтому все полученные в результате анализа данные должны быть представлены как в тексте {кластерное дерево), так и в приложениях {таблицы расстояний и объединений).
Для удобства работы все вышеназванные параметры нужно сохранить в виде файла Кластерный анализ.xls (формат Excel).
































Виталий Александрович Климчук
ТРЕНИНГ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
Главный редактор И. Авидон
Технический редактор О. Колесниченко
Художественный редактор П. Борозенец
Корректор А. Борисенкова
Директор Л. Янковский
Подписано в печать 11.04.2005 г. Формат 60x88 1/16. Усл. печ. л. 4,75.
Тираж 2000 экз. Заказ № 99
Интернет-магазин: www.internatura.ru
ООО Издательство "Речь"
199178, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 3 (лит. "М"), пом. 1,
тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, info@rech.spb.ru, www.rech.spb.ru
Представительство в Москве: тел.: (095) 502-67-07, rech@online.ru
Отпечатано в ООО "Литография"
191119, СПб, ул. Днепропетровская д. 8



<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ