<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

100
16

88-99
15

79-87
14
79-89
78
13
68-78
77
12

67-76
11
63-67
57-66
10

50-56
9
52-62
42-49
8
50-51
37-41
7

30-36
6
42-49
21-29
5

20
4
37-41
15-19
3
33-36
7-14
2


1
24-32

0
10-23
0-6

Интегральный показатель кратковременной образной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Смысл перевода первичных оценок в шкальные заключается в том, чтобы получить возможность сопоставления индивидуальных данных с нормативной шкалой и определить уровень развития функции памяти в целом, определив соотношение вербальной и образной памяти.

Внимание

Внимание определяет направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство. Но для целей экспериментального изучения прибегают к их раздельному рассмотрению.
Наиболее распространенную группу лабораторных методов изучения внимания составляют бланковые методы, объединенные общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, текстов. Задача испытуемого заключается в обнаружении среди других стимулов заданного и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Изучение избирательности и устойчивости внимания

Для изучения избирательности и устойчивости внимания предлагается вариант корректурной пробы с кольцами Ландольта.
Оснащение. Бланк с кольцами Ландольта (рис. 26), который выдается каждому испытуемому индивидуально. Секундомер.


Рис. 26. Бланк для изучения внимания

Инструкция испытуемому. На бланке изображены кольца с разным направлением разрыва. Если сопоставить кольца с циферблатом часов, то можно видеть, что разрывы имеют направление 1, 3, 5, 7, 9 час и т. п. Ваша задача внимательно просматривать бланк по строчкам слева направо и вычеркивать вертикальной чертой только кольца, имеющие направление разрыва на 3 и на 5 час. Общее время работы 5 мин. В конце каждой мин по команде исследователя нужно ставить вертикальную черту в том месте, где Вы в данный момент работаете. Испытуемым необходимо показать образцы колец, которые подлежат вычеркиванию. Работать могут одновременно 8—10 человек под наблюдением одного исследователя.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка производится путем наложения трафарета правильных ответов на бланк испытуемого. Подсчитывается количество просмотренных колец (по мин), количество ошибок (по мин). Ошибкой считается как пропуск кольца, подлежащего зачеркиванию, так и зачеркивание кольца, не подлежащего зачеркиванию.
На основании полученных результатов строятся графики динамики устойчивости внимания, при этом на вертикальной оси откладываются количество просмотренных знаков и количество ошибок. На горизонтальной оси — время, мин. Снижение скорости и увеличение количества ошибок к концу работы свидетельствуют о низкой устойчивости внимания. Необходимо сказать, что устойчивость внимания многими исследователями трактуется как показатель умственной работоспособности в целом.
Кроме того, вычисляются два показателя внимания: точность (А) и продуктивность (Е). Для вычисления точности вычисляют результаты за 5 минут работы: c — правильно зачеркнутые знаки; m — неправильно зачеркнутые; n — пропущенные знаки, и подставляют значения в формулу:

Для вычисления продуктивности суммируют количество просмотренных за 5 минут знаков (F), а затем продуктивность (Е) вычисляют по формуле:
Е = А · F
Полученные результаты переводят в систему шкальных оценок.
Головей Л. А. Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. — СПб, 1994 (табл. 18), в которой низким шкальным оценкам соответствуют низкая точность и низкая продуктивность. Соотнесение этих двух показателей позволяет говорить о стратегии испытуемого: точностной (при высоких оценках точности и низкой скорости); либо скоростной (при высокой скорости и низкой точности).

Таблица 18. Шкальные оценки показателей внимания
Балл
Внимание
Точность
Продуктивность
0
0-0,21
100-121
1
0,22-0,26
122-137
2
0,27-0,31
138-153
3
0,32-0,36
154-169
4
0,37-0,41
170-185
5
0,42-0,46
186-201
6
0,47-0,51
202-217
7
0,52-0,56
218-233
8
0,57-0,61
234-249
9
0,62-0,66
250-265
10
0,67-0,71
266-281
11
0,72-0,74
282-297
12
0,35-0.44
298-313
13
0,78-0,80
314-329
14
0,81-0.83
330-345
15
0,84-0,86
346-361
16
0,87-0,89
362-377
17
0,90-0,92
378-393
18
0,93-0,95
394-409
19
0,96 и более
410-425

Эмоциональная сфера личности

Эмоции — одна из важнейших сторон психической жизни личности. В них выражается отношение человека к окружающему миру и к самому себе в форме переживания. В изучении эмоциональной сферы личности различают эмоциональные состояния, они носят временный характер и эмоциональные свойства — устойчивые характеристики человека.
Анализ эмоциональных состояний и свойств можно провести на примере тревожности.

Измерение ситуативной и личностной тревожности

Тревожность — как состояние — возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время угрозы не поддаются предсказанию. Она проявляется как неясное непонятное человеку чувство растущей опасности. Носит ситуативный характер.
Тревожность — как свойство личности, обусловливает готовность человека к тревожным реакциям, проявляющихся в постоянном беспокойстве и неуверенности в будущем.
Для исследования тревожности как состояния (ситуативной тревожности) и тревожности как свойства (личностной тревожности) используется опросник Спилбергера, адаптированный Ханиным.
Оснащение. Бланк шкал опросника самооценки Спилбергера, включающий в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздаются бланки и предлагается ответить на вопросы шкал, согласно инструкциям, помещенным в опроснике. На каждый вопрос возможно 4 варианта ответа.

Текст опросника Спилбергера

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция испытуемому. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 19). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Таблица 19. Ситуативная тревожность
№ п/п


Суждение


Ответы
Нет, это не так
Пожалуй, так
Верно
Совершенно верно
1
Я спокоен
1
2
3
4
2
Мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3
Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4
4
Я внутренне скован
1
2
3
4
5
Я чувствую себя свободно
1
2
3
4
6
Я расстроен
1
2
3
4
7
Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4
8
Я ощущаю душевный покой
1
2
3
4
9
Я встревожен
1
2
3
4
10
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11
Я уверен в себе
1
2
3
4
12
Я нервничаю
1
2
3
4
13
Я не нахожу себе места
1
2
3
4
14
Я взвинчен
1
2
3
4
15
Я не чувствую скованности, напряжения
1
2
3
4
16
Я доволен
1
2
3
4
17
Я озабочен
1
2
3
4
18
Я слишком возбужден, и мне не по себе
1
2
3
4
19
Мне радостно
1
2
3
4
20
Мне приятно
1
2
3
4

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция испытуемому. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 20). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет. Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать сумму баллов по всем ответам в соответствии с табл. 21. При интерпретации показателей можно применять следующие шкалы:
— до 30 баллов — низкая тревожность или отсутствие таковой;
— 31-44 балла — умеренная тревожность;
— 45 и более — высокая тревожность.

Таблица 20. Личностная тревожность
№ n/п
Суждение
Ответы
Никогда
Почти никогда
Часто
Почти всегда
1
У меня бывает приподнятое настроение
1
2
3
4
2
Я бываю раздражительным
1
2
3
4
3
Я легко могу расстроиться
1
2
3
4
4
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
1
2
3
4
5
Я сильно переживаю неприятности и не могу о них забыть
1
2
3
4
6
Я чувствую прилив сил, желание работать
1
2
3
4
7
Я спокоен, хладнокровен и собран
1
2
3
4
8
Меня тревожат возможные трудности
1
2
3
4
9
Я слишком переживаю из-за пустяков
1
2
3
4
10
Я бываю вполне счастлив
1
2
3
4
11
Я все принимаю близко к сердцу
1
2
3
4
12
Мне не хватает уверенности в себе
1
2
3
4
13
Я чувствую себя беззащитным
1
2
3
4
14
Я стараюсь избегать критических ситуаций
1
2
3
4
15
У меня бывает хандра
1
2
3
4
16
Я бываю доволен
1
2
3
4
17

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>