<< Пред. стр.

стр. 37
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

13. Определю эту ссору как соперничество двух мужчин ради благосклонности одной женщины.
14. Объясню агрессивное поведение одного из них как защиту собственных чувств пассивности и зависимости.
15. Попрошу члена группы, который выступил с угрозами, поговорить о себе. Может быть, его поведение является выражением трудностей, имеющихся в его жизни вне группы.
16. Поощрю его связать это с прошлым жизненным опытом (в частности, с семейными отношениями).
17. Поощрю всех обдумать эту ситуацию относительно поведения, которое они хотели бы изменить.
18. Использую невербальный метод (например, подталкивание рукой).
19. Попрошу других членов группы разыграть это событие.

Ситуация 21: отношения с оттенком флирта

На десятом занятии в центре происходящих событий находится девушка, которая на протяжении нескольких занятий флиртует с одним мужчиной. Так продолжалось до тех пор, пока мужчина не начал интересоваться ею. На сегодняшнем занятии она прекратила флирт с этим мужчиной и начала флиртовать с другим. Впечатление такое, что все поддерживают такое поведение, если не в качестве непосредственных участников, то в качестве заинтересованных наблюдателей.
Что Вы сделаете?
1. Я ничего не сделаю.
2. Спрошу, довольны ли они тем, что происходит в группе.
3. Отмечу интерес, с которым они следят за происходящими событиями.
4. Поскольку взаимодействие зашло в тупик, направлю группу в другом направлении.
5. Скажу, что полезнее поговорить о происходящем, чем продолжать в том же духе.
6. Обвиню девушку в том, что она кокетка, которая, в сущности, боится мужчин.
7. Спрошу о чувствах (например, спрошу этих троих, как они относятся друг к другу; спрошу группу, как она относится к происходящему).
8. Расскажу о своих чувствах (например, о влиянии ее обаяния).
9. Расскажу об опыте из своей жизни.
10. Спрошу ее, почему она флиртует таким способом.
11. Попрошу остальных высказать мнение о том, что произойдет далее.
12. Опишу атмосферу флирта в группе.
13. Объясню, что вся группа вовлечена в наблюдение за событием, центром которого являются эти трое.
14. Скажу, что она флиртует о разными мужчинами, потому что боится установить отношения с одним из них.
15. Спрошу ее, является ли это ее способом установления отношений с мужчинами и вне группы.
16. Поощрю ее и остальных связать это событие со своим прошлым жизненным опытом (в частности, с семейными отношениями).
17. Поощрю ее обдумать это событие относительно поведения, которое она хотела бы изменить.
18. Попрошу этих троих невербально выразить то, как они относятся друг к другу.
19. Предложу, чтобы эти трое обменялись ролями и повторили происшедшее событие в психодраматической сцене.

На основании сделанных выборов выявить стратегии поведения психотерапевта и частоту их использования. Методика позволяет выявить следующие стратегии поведения психотерапевта.
1. Молчание. Руководитель ничего не делает, молчит.
2. Сосредоточение на группе. Руководитель обращается к группе как к решающему фактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, является делом группы. Этот способ включает два вида реакций: незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, что ответственность несет группа.
3. Поддержка и одобрение. Руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение, согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
4. Непрямое руководство. Руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
5. Структурирование. Руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила и показывает группе наилучший путь.
6. Критика. Руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
7. Чувства членов группы. Руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакции на происходящие события.
8. Чувства руководителя. Руководитель выражает свои собственные чувства.
9. Личный опыт руководителя. Руководитель рассказывает группе о своем личном опыте, имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
10. Кларификационные и конфронтационные вопросы. Руководитель спрашивает членов группы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое поведение больше объясняют или защищают.
11. Вопросы по групповой динамике. Руководитель поощряет участников группы к тому, чтобы они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
12. Атмосфера группы. Руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем. (Следующие две категории представляют собой ясные и четкие интерпретации).
13. Интерпретация групповой ситуации. Руководитель интерпретирует взаимодействия группы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этого участника относительно того, какое это имеет значение в контексте группового взаимодействия.
14. Интерпретация поведения отдельного участника группы. Руководитель интерпретирует события и поведение отдельных членов группы. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как выражение страха, вины или злости, или как реакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, эту категорию нельзя точно отличить от 13-й категории.
15. Личная жизнь вне группы. Руководитель поощряет членов группы поговорить о себе как об индивидуумах. Если участники говорят о себе и своей жизни вне группы, то руководитель поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы они говорили о себе как об индивидуумах.
16. Прошлое и семья. Руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о значимых событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, братьям и сестрам.
17. Изменение поведения. Руководитель поощряет членов группы поговорить о тех аспектах своего поведения, которые они хотели бы изменить.
18. Невербальные методы. Руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
19. Разыгрывание ролевой ситуации. Руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации (психодраматический метод).
В бланк заносится частота выборов того или иного способа поведения психотерапевта, как предпочтительных, так и оптимальных выборов (колонки 3 и 4), а затем строится график. График может быть построен либо на основании только оптимальных выборов, либо и оптимальных, и предпочтительных.
Методика также позволяет выделить характерные для психотерапевта ориентации по ряду параметров:
1. Директивность — недирективность.
2. Вопросы — разъяснения.
3. Конфронтация — поддержка.
4. Ориентация на группу — ориентация на индивида.
Директивность: 1, 2
Недирективность: 4, 5, 6
Вопросы: 7, 10, 11
Разъяснения: 8, 9,13, 14
Конфронтация: 5, 6, 10
Поддержка: 3
Ориентация на группу: 2, 11, 12, 13
Ориентация на индивида: 15, 16, 17
Например, если 1-я стратегия выбирается 4 раза, а 2-я — 3, то суммарный балл по показателю «директивность» равен 7. 4-я стратегия выбирается 1 раз, 5-я — 1 раз, 6-я — 2 раза, суммарный балл по показателю «недирективность» равен 4. Таким образом, соотношение стратегий по параметру «директивность — недирективность» составляет 7 к 4, это означает, что психотерапевт ориентирован скорее на директивное поведение.

Таблица 51. Бланк регистрации результатов
Стратегия


Выбор
Предпочти-тельный
Оптимальный
График


1
Молчание








2
Сосредоточение на группе








3
Поддержка и одобрение








4
Непрямое руководство








5
Структурирование








6
Критика








7
Чувства членов группы








8
Чувства руководителя








9
Собственный опыт руководителя








10
Кларификационные и конфронтационные вопросы








11
Вопросы по групповой динамике








12
Атмосфера группы








13
Интерпретация групповой ситуации








14
Интерпретация поведения отдельного участника








15
Личная жизнь вне группы








16
Прошлое и семья








17
Изменения поведения








18
Невербальные методы








19
Разыгрывание ролевой ситуации










Практикум по психологическому сопровождению диагностического и терапевтического процесса

Коммуникативная компетентность (умение общаться) — профессионально значимое качество врача, которое обеспечивается наличием таких психологических характеристик, как уверенность в себе, выраженность эмпатической тенденции, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Важным для формирования коммуникативной компетентности является также интернальный локус контроля. Напротив, к качествам, снижающим способность к установлению и развитию межличностных отношений с больным, относится высокий уровень депрессивных и тревожных переживаний врача. Ниже приводятся психодиагностические методики, с помощью которых можно оценить наличие психологических характеристик, формирующих коммуникативную компетентность.

Уверенность в себе

Бихевиоральные терапевты полагают, что степень уверенности в себе представляет некоторую шкалу. На одном конце этой шкалы — человек неуверенный, который сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота — он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя, ориентирован на собственные ценности и цели. Между этими двумя крайностями — уверенный (наученный общению) человек. Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства окружающих. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник позволит определить, насколько уверенно Вы ведете себя в различных ситуациях. Следующие 10 пунктов помогут оценить степень уверенности в себе.
Инструкция. Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит к Вам.
0 — нет или никогда.
1 — отчасти или иногда.
2 — нечто среднее.
3 — обычно или много.
4 — практически всегда или всецело.

1. Когда человек очень нечестен, Вы обращаете его внимание на это?
0 1 2 3 4
2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает Ваше место?
0 1 2 3 4
3. Вы часто избегаете людей или ситуаций из-за страха почувствовать себя в замешательстве?
0 1 2 3 4
4. Когда продавец старается угодить Вам, то Вам трудно сказать «нет», даже если товар не совсем такой, как Вам хотелось бы?
0 1 2 3 4
5. Если кто-то взял у Вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую вещь) и не спешит возвращать, Вы напомните ему об этом?
0 1 2 3 4
6. Если кто-то бьет ногой по Вашему стулу в кино или на лекции, Вы попросите его не делать этого?
0 1 2 3 4
7. Когда Вы обнаруживаете, что купили плохой товар, Вы возвращаете его?
0 1 2 3 4
8. Если Вы не согласны с человеком, которого уважаете, Вы можете высказывать свою точку зрения?
0 1 2 3 4
9. Если Вас беспокоит, что кто-то курит рядом с Вами, Вы можете сказать об этом?
0 1 2 3 4
10. Когда Вы встречаете незнакомого человека, Вы первым представляетесь и начинаете разговор?
0 1 2 3 4

Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения при помощи таких методик, как репетиция поведения и самоконтроль. В методе репетиции поведения пациент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр.
Бекер и соавт. рекомендуют составлять каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями.
1. Пациенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить.
2. Следует показать пациенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации.
3. Пациент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить действие).
4. Следует обеспечить правильную обратную связь с пациентом относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.
5. Одобрить попытку пациента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые игры (цит. по: Хьелл, Зиглер).
При методе самоконтроля пациент делает записи о каких-то разрозненных событиях по мере того, как они происходят. Такая запись позволяет ему точно определить случаи социального избегания, бестактности, тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля — ежедневное заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использовать и как руководство для новых поведенческих целей, и как инструмент для оценки успехов пациента в тренировке уверенности.

Личностный опросник для измерения эмоционального отношения к общению

Шкала 1. Измерение эмпатической тенденции

1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко.
2. Люди обычно преувеличивают способность животных переживать, преувеличивают их чувствительность.
3. Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции.
4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют.
5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей.
8. Иногда слова песен о любви глубоко трогают меня.
9. Мне трудно сохранять самообладание, когда я приношу людям плохие новости.
10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей.
11. Большинство иностранцев кажутся мне людьми холодными и неэмоциональными.
12. Работу, которая дала бы мне возможность помогать людям решать их личные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей.
13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен.
14. Я люблю наблюдать, как люди разворачивают подарки.
15. Одинокие люди обычно недружелюбны.
16. Меня очень огорчает, когда люди плачут.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.
18. Когда я читаю книгу, я сам переживаю все чувства героев.
19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются.
20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены.
21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Я не заражаюсь чужим смехом.
23. Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг меня плачут или всхлипывают.
24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей.
25. Я не могу прекрасно чувствовать себя, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей.
27. Мне очень больно видеть страдающих животных.
28. Глупо переживать из-за событий, произошедших в фильме или книге.
29. Мне жаль беспомощных людей.
30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
31. Когда я смотрю кино, я ярко переживаю все, что вижу на экране.
32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены.
33. Маленькие дети иногда плачут безо всяких причин.

Шкала 2. Измерение тенденции к аффилиации

1. Когда меня представляют кому-то, я не особенно стараюсь понравиться.
2. Я предпочитаю руководителя дружелюбного и легкого в общении руководителю более уважаемому, но более холодному в общении.
3. Когда я себя плохо чувствую, я предпочитаю быть на людях, а не один.
4. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы репутацию человека умного скорее, чем приятного в общении.
5. Для меня очень важно иметь друзей.
6. Когда я испытываю восхищение кем-либо, я предпочитаю сразу же выразить это, а не оставлять свои эмоции для специального случая.
7. Хороший фильм я предпочту вечеринке.
8. Мне нравится иметь много друзей.
9. Путешествовать я предпочитаю в одиночку, а не в компании друзей.
10. Если я не сошелся с первой встречи с каким-то человеком, я много думаю о том, как же нам все-таки найти общий язык.
11. Для меня слава более привлекательна, чем дружба.
12. Я предпочитаю работать независимо, а не совместно с другими.
13. Я думаю, что любой опыт более глубок, если получил его вместе с друзьями.
14. Когда я встречаю знакомого на улице, я обычно здороваюсь первым.
15. Я предпочитаю свободу., пусть даже сопряженную с одиночеством, хорошим и теплым чувствам на основе тесных уз, связывающих тебя с другими людьми.
16. Я участвую в работе кружков и общественных организаций, так как это хороший путь для завязывания дружеских связей.
17. В выборе работы я очень полагаюсь на рекомендации моих друзей.
18. Я не считаю, что в отношениях друзей возможно притворство.
19. Ночью я предпочитаю сразу ложиться спать, а не болтать допоздна о впечатлениях дня.
20. У меня очень мало близких друзей.
21. Когда я общаюсь с людьми, мне не особенно важно, нравлюсь я им или нет.
22. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы глубокую привязанность друзей репутации человека толкового и остроумного.
23. Я предпочитаю индивидуальные развлечения типа разгадывания кроссвордов групповым типа игры в карты.
24. Мне намного больше нравятся теплые, открытые люди, чем отчужденные и официальные в общении.
25. Я лучше почитаю интересную книгу или схожу в кино, чем проведу вечер в компании друзей.
26. Когда я путешествую, мне интереснее встречаться с людьми, чем в одиночку осматривать достопримечательности.

Шкала 3. Измерение чувствительности к отвержению

1. Иногда я предпочитаю общение с незнакомыми людьми общению с хорошо известными мне.
2. Если мне скучно в компании, я не стесняюсь уйти первым.
3. Меня очень задевает, когда близкий друг противоречит мне на людях.
4. Когда группа обсуждает важный вопрос, я не прочь высказать свое мнение.
5. Я стараюсь избегать общения с критически настроенными людьми.
6. Я часто захожу к людям без приглашения.
7. Я могу спокойно пойти куда-либо, даже если знаю, что некоторые люди в этом месте не любят меня.
8. Прежде чем высказать определенную точку зрения или возразить кому-либо, я стараюсь сначала выяснить взгляды группы.
9. Если два моих друга спорят, я без колебаний могу принять одну из сторон, мнение которой я разделяю.
10. Если я попросил какого-то человека пойти со мной куда-либо, и он отказался, то я буду долго сомневаться, звать ли мне его снова.
11. Я стараюсь не высказывать определенно своих взглядов, пока я не знаю людей достаточно хорошо.
12. Если я не понял того, что сказал кто-либо из участников спора, мне неловко будет прерывать его и просить повторить эту мысль еще раз.
13. Я люблю обсуждать дискуссионные темы, такие как, например, политика или религия.
14. Мне неудобно просить людей вернуть мне долг.
15. Я открыто критикую людей и ожидаю того же в отношении меня самого.
16. Я могу прекрасно провести время в компании, даже если я одет не совсем подходяще к случаю.
17. Я иногда болезненно переношу критику.
18. Если кто-то меня недолюбливает, то я стараюсь его избегать.
19. Мне не трудно попросить человека об услуге.
20. Я стараюсь не противоречить людям, так как боюсь обидеть их.
21. Я очень чувствителен к проявлениям нежелания разговаривать со мной со стороны собеседника.
22. Если я иду куда-либо, где я никого не знаю, я предпочитаю пойти с другом.
23. Я никогда не боюсь высказывать свою точку зрения, даже если она явно не совпадает с мнением моего собеседника.
24. Я люблю ходить в незнакомые компании.

Обработка результатов по шкалам личностного опросника для измерения эмоционального отношения к общению

<< Пред. стр.

стр. 37
(общее количество: 38)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>