<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 49)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

собственной энергией, и оно постепенно начинает слабеть. В
том случае, если вы склонны поддаваться депрессии и
отождествляться с ней, вы, напротив, усиливаете ее. Можете
пронаблюдать, что особенно интенсивно процесс подобной
подпитки, которую можно назвать самоедством, происходит
тогда, когда в дело включается ваш ум, с помощью
рассуждений и образов оправдывающий или усиливающий
депрессию. Отодвиньтесь от темного депрессивного облака
на вашем мысленном небосклоне как можно дальше. Поищите
внутреннее пространство свободы и радости в своем
сознании и переместитесь туда, чтобы депрессия не
коснулась вас. Посмотрите, а есть ли внутри вас внутреннее
солнце. Посмотрите на него, улыбнитесь ему и попробуйте
наполнить весь ваш мысленный экран светом, а сердце –
радостью или спокойной уверенностью.
Будьте бдительны по отношению к перепадам собственного
настроения. Старайтесь замечать любую темную тучу –
отрицательную эмоцию или воспоминание, или навязчивую
мысль, которая может издалека приближаться к вам. Не
подпускайте ее к себе на пушечный выстрел. Посмотрите на
нее внутренним взглядом, дайте ей уйти из вашего
мысленного пространства, проводите ее плавный уход за
горизонт. Если депрессивные мысли и чувства стали сильны,
если они выросли и готовы войти в ваш ум, – сделайте
волевое усилие, мысленно скажите депрессии: "не тронь
меня!", "не подходи ко мне".
Очень полезным будет особый психологический метод,
защищающий от депрессии, предполагающий использование
всех положительных переживаний прошлого. Мысленно
вспомните самые яркие переживания, которые когда-либо
были у вас и которые были окрашены в тона прямо
противоположные мрачным, серым краскам депрессии.
Соберите их воедино и попробуйте пережить их заново,
вызвав к жизни все положительные воспоминания и образы.
Представьте, что вы вдыхаете в себя солнечную живительную
энергию радости, и весь негатив проходит. Как правило,
депрессии в таких случаях либо полностью проходят, либо
существенно ослабляют свою хватку. Настраивайтесь на
преодоление всех жизненных трудностей с бодрой
оптимистической установкой, помня формулу из Учения
Живой Этики: "Благословенны препятствия – ими растем".
И наконец, учитесь думать о будущем с радостью, даже если
настоящее не располагает к восторгам. Подобное позитивное
мышление поможет преодолеть уже имеющуюся депрессию
или, возможно, отвести приближающуюся.




КАК ВЫЙТИ ИЗ ДЕПРЕССИИ?


Для скорейшего выхода из депрессии или для ее
профилактики можно воспользоваться следующими советами:
Учитесь помнить о скоропреходящем характере всех
депрессивных состояний. Как бы остро вы ни переживали в
данный момент, каким бы сильным для вас ни было
сегодняшнее горе, через какое-то время оно пройдет, причем
даже само собой, без ваших усилий. Если же вы слегка
оттолкнете облако отрицательной энергии, в которое
перетекла ваша депрессия, тогда процесс преодоления
отрицательной эмоции резко убыстрится.
Для того чтобы лучше отделиться от депрессии, представьте
ее в виде образа, с которым невозможно объединиться в
принципе. Затем начните воздвигать перед ним барьер,
стену, мысленную, невидимую преграду.
Отделите мысленно себя от депрессии. Затем представьте
состояние депрессии в виде стены темного тумана, через
который вам надо пройти как бы насквозь, сохранив в себе
состояние внутреннего света и не позволив тьме омрачить
ваше светлое настроение. Сделайте так несколько раз до тех
пор, пока вам не удастся избавиться от неприятного
состояния и почувствовать в себе устойчивую силу.
В Индии, где прошел курс обучения в очень серьезном
духовном ашраме, с нами отрабатывались практические
методы йоги, пранаямы, медитации, молитвы и других
направлений работы с сознанием. Помимо уникальной
практики, включающей в себя целый ряд методов,
неизвестных мне, уже 23 года пристально изучающему все,
что существует в этой сфере как в нашей стране, так и во
всем мире, ашрамное обучение имело очень интересную
идеологию, которая также говорила о ненужности такой
защиты, которая отгораживает человека от реальных
страданий жизни. На семинаре была подвержена критике вся
западная система воспитания человека с ее культом
невыражения эмоций прежде всего для мужчин. Стандарты
цивилизованного общества требуют почти постоянного
сдерживания своих эмоций. В лучшем случае мужчине,
попавшему в экстремальную ситуацию, сопровождаемую
сильными переживаниями, разрешается пустить скупую
мужскую слезу. Благодаря подобной идеологии и атмосфере
современного мира, люди постепенно превращаются в сухих,
рациональных, безжизненных существ, напоминающих
автоматы.
Потому учение, переданное нам в ашраме, исходит из того,
что для избавления от негативных переживаний и состояний
нужно как можно яснее увидеть причину их появления в
вашем сознании. Но если состояние депрессии все же
проникло в ваше сердце и тем более нанесло вам сильную
психическую травму, то лучший способ устранить ее – не
прятаться, не отгораживаться от неприятного переживания,
но наоборот повернуться к нему, как бы погрузиться в его
глубину, попытаться пережить его еще не один раз до тех
пор, пока не исчерпаете его до конца, не отстрадаете до
полного исчезновения. Я попробовал на себе этот метод и
должен признаться, что он гениально работает. Если в своем
сознании суметь глубоко прожить эту эмоцию заново, то она
исчезает или полностью трансформируется.
Однако, задумавшись над опытом, полученным в ашраме и
после него, я увидел, что между той открытостью, которую
проповедуют там, и открытостью, предлагаемой российскими
так называемыми духовными искателями, – есть весьма
большая разница. У нас почему-то предлагают начать с
открытости. В той же Индии любой ученик продолжительное
время живет в полном уединении и тишине ашрама, стараясь
не пересекаться с занижающими его дух мирскими
энергиями. Так был выстроен семинар и в нашем ашраме. Что
это такое, как не форма защиты, применяемой не только на
энергетическом, но и на физическом уровне? И только потом,
когда ученик укрепится на духовном пути и сформирует
вокруг себя невидимую броню защищенной ауры, ему
предлагают открыться миру. В этом случае его любовь не
растворится в негативных или холодных энергиях
окружающего мира. Понаблюдав, как порой жалко и смешно
выглядят так называемые духовные искатели, настаивающие
на полной открытости, я сделал окончательный вывод:
открытость должна быть защищенной. Открываться и
утончаться нужно только после того, как вы выбрали
правильное направление духовной защиты, прошли
определенный путь, развили на нем силу духа, но ни в коем
случае не до накопления духовной силы. Если вы начинаете
свой путь с полной открытости всем ветрам жизни, включая и
тонкие влияния, то вы рискуете стать психологическим
флюгером, подверженным влияниям других людей или, хуже
того, хаотичным или слабоуправляемым медиумом.
Один знакомый поэт в свое время написал замечательные
строки: "Я с каждым годом все ранимей, / И чем ранимей, тем
сильней!" Духовные учения говорят: "Истинно просветленный
человек настолько открывается миру, что его сердце
становится подобным открытой ране, чутко воспринимающим
и ощущающим все боли мира и страдания человечества".
Если такой человек хочет, чтобы его помощь была
эффективной и долговременной, то он, воспитавший в себе
открытость, не имеет никакого права быть слабым – иначе он
просто погибнет, станет жертвой разнообразных влияний.
Потому он обязан стать намного сильнее, нежели был раньше
и чем любой другой обычный человек, который не ощущает
никаких тонких влияний и тем более нападений.
Применительно к депрессии все сказанное означает, что
иногда для избавления от нее требуется войти внутрь нее,
погрузить свое сознание в темное облако этого переживания,
найти в нем светлую точку и постепенно растворить
негативное чувство.
Помните, что депрессия – весьма заразительное чувство, и вы
встречали немало людей одним своим видом без видимых
причин наводящих тоску на окружающих, погружающих их в
состояние депрессии. Если вы научитесь защищать самого
себя от приступов депрессии, вы сумеете защитить и других,
поддерживая в них своим примером приподнятое или хотя бы
спокойное состояние.


Глава 13. ГНЕВ КАК ВРАГ ЗАЩИЩЕННОСТИ

"Для гнева суть не так важна: он ищет причину."
(латинская поговорка)


"Лучшее лекарство против гнева – отсрочка."
Сенека


"Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до
десяти: если сильно разгневан – до ста."
Томас Джефферсон


"Удерживая раздражение, создаете новую оболочку духу."
Живая Этика


"Впадать в гнев, значит, вымещать на себе ошибки других"
(французская пословица)



МНОГООБРАЗНЫЕ ФУНКЦИИ ГНЕВА
Вы спокойно идете по улице в хорошем настроении. Правда,
вы немного опаздываете на важную встречу и потому слегка
ускоряете шаг. Но вдруг кто-то с большой силой толкает вас
в спину, и от неожиданности вы роняете только что
купленные газеты на землю, как оказывается, в лужу. Вы
останавливаетесь в испорченном настроении. В этот момент
проходящая на большой скорости машина обрызгивает ваш
костюм снизу доверху. Чувство глубоко раздражения
охватывает вас. Вы учащенно дышите, кровь прилила к лицу,
и если кто-нибудь в этот момент увидел бы вас, то обратил
бы внимание на ваше изрядно покрасневшее лицо с
ходящими желваками. Вы ощущаете знакомое чувство гнева,
и вам требуется немалое время, чтобы привести себя в
порядок.
Не правда ли знакомое чувство? Психологи говорят, что
примерно одна десятая времени человеческой жизни
приходится на эмоции раздражения, агрессии и гнева. Роль
гнева в нашем повседневном поведении весьма велика. О
разрушительном влиянии гнева на сознание, душу и поступки
говорили самые разные умы древности. Вред гнева для
духовного существа в человеке отмечали мировые религии и
эзотерические учения Востока и Запада – буддизм,
христианство, индуизм, зороастризм, теософия. Учение Агни
Йоги говорит о биохимическом вреде для организма, который
вызывается гневом. Оказывается, эмоции гнева приводит к
образованию в организме вещества – империла, забивающего
нервные каналы и загрязняющего энергетическое тело
человека. Мнение эзотерических учений совпадает с точкой
зрения современного психосоматического направления
медицины, убежденного в том, что огромное число
заболеваний имеет психогенное происхождение и
порождается отрицательными эмоциями.
Правда не все виды гнева подвергаются обструкции в
мировой духовной культуре. Иногда говорят о благородном
гневе. Вспомним Гомера с его знаменитой фразой, начавшей
"Илиаду": "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына..."
В отечественной духовной традиции есть понятие "широты
русского праведного гнева", означающее особое
психологическое состояние, в которое должен входить воин,
побеждающий врага. Та же Агни Йога, отрицающая гнев как
проявление злобы, признает правоту и даже необходимость
такого чувства, как возмущение духа, без которого мягкими
средствами не победить зло.
Однако нас интересуют не эти проявления воинственной
природы духа, которые по своей сути в гораздо большей
степени предполагают участие сознания. Для любого
человека куда более интересно понять, что такое гнев в
своей низменной, агрессивно-эгоистической основе и
попытаться избавиться от него. Эмоция человеческого гнева
по происхождению восходит к животному миру,
представители которого, сталкиваясь с опасностями,
становятся перед выбором – бежать или контратаковать. Для
эффективной контратаки необходим импульс подкрепления в
виде мощной отрицательной эмоции гнева, которая у многих
животных, особенно у хищников, генетически закрепилась
как рефлекторная реакция. Гнев выполняет защитную
функцию, оберегая вид от угрозы уничтожения.
В человеческом обществе гнев выполняет не только
защитную роль, но и функцию экспансии энергии,
устремлений и достижений, иногда светлых и созидательных,
иногда темных и разрушительных. "Жизнь есть экспансия", –
справедливо заметил один известный российский бизнесмен,
защищающийся с помощью интриг и гнева от любых попыток
уличить его в причастности к вывозу капитала за рубеж.
Осуществление новых жизненных программ сопровождается
препятствиями и угрозами со стороны других людей, потому
нуждается в защите. Однако лучшая защита – нападение,
средство, которое изнутри подогревается эмоцией гнева.
Нападение, лишенное гнева, обладает слабым импульсом.
Кроме того, гнев выполняет задачу сброса напряжения.
Человек, стремящийся к цели, сталкивается с препятствием,
которое невозможно преодолеть легко и без потерь. Если
такие препятствия встречаются часто, то у человека
возникает напряжение, которое разряжается через вспышки
гнева.
Древние учения утверждали, что склонность к гневу – это не
просто черта характера, но и принадлежность к
определенному человеческому типу. Индусы считали, что все
люди изначально принадлежат к разным качествам (гунам)
космической материи. Одни из них относятся к гуне
инертности (тамас), другие к гуне активности (раджас),
третьи к гуне уравновешенности и духовной мудрости
(саттва).
Люди, склонные к гневу, – это раджасичные, страстные люди.
Глубинная причина гнева состоит в их привычке бурно
реагировать на любые рассогласования, которые возникают у
них в момент, когда что-то в жизни внезапно происходит не
так, как они ожидали. Людей, привыкших к подобной бурной
реакции, можно было встретить в любую эпоху среди любого
народа и на любой ступеньке социальной лестницы.
Когда гневались правители, они рубили головы, а когда
волны гнева овладевали рабами, они восставали.
Свойство гнева было присуще многим людям России,
достаточно вспомнить русскую историю и слова Пушкина "о
русском бунте, бессмысленном и беспощадном". Правда,
русский гнев, несмотря на свои бурные проявления, чаще
всего бывает коротким, отходчивым. Совершивший в гневе
глупый проступок или страшное преступление, наш
соотечественник, кем бы он ни был, обычно глубоко
раскаивался. Вспомним знаменитый случай с убийством сына,
который произошел с Иоанном Грозным.
Вообще, великие люди, причем не только в России, но и во
всем мире были подвержены вспышкам гнева. Вспомним
Наполеона, Бенвенутто Челлини, Пабло Пикассо, Сальвадора
Дали.
Гневливость довольно часто бывает природным чувством
человека, порождением наследственности. В таком случае это
чувство связано с особенностями астрального тела,
обладающего склонностью к мгновенной бурной реакции,
когда человек заводится с пол-оборота.
Согласно эзотерическим учениям астральное тело передает
человеку мать. Потому, чтобы понять, что представляет собой
человек, и каковы причины его гнева, иногда бывает полезно
посмотреть на его мать. Пословица "яблоко от яблони
недалеко падает" блестяще работает применительно к
наследственной теории гнева. В гневливых семьях люди
часто ссорятся, потому что легко индуцируют друг друга
вспышками гнева.
Хотя вроде бы большинству людей ясна вредная,
разрушительная природа гнева, и это подтверждает наука,
выводящая из данной эмоции целый ряд заболеваний, тем не
менее, однозначно говорить о необходимости полного его
изгнания из жизни едва ли имеет смысл. Конечно, избыток
гнева очень вреден, но и полное его отсутствие для человека,
живущего в миру, не будет полезно. Это признавал даже
такой миролюбивейший мудрец Индии, как Рамакришна.
Именно он поведал миру о пользе гнева (естественно, в
разумных дозах) для самозащиты в своей знаменитой притче
о мудреце, мальчишках и змее. Бедная змея, неправильно
понявшая совет мудреца проявлять миролюбие и побеждать в
себе гнев, была наказана мальчишками, которые
воспользовались ее слабостью и избили ее.
С точки зрения эзотерических учений Индии, домохозяин,
живущий в миру и вынужденный защищать свою семью,
должен хотя бы в небольшой степени обладать
раджасической энергией, естественным образом содержащей
гнев. Особенно это важно для людей, чья деятельность
близка к военной сфере, – без раджаса и здорового гнева
они просто не смогли бы выполнять свои обязанности.
Не зря в некоторых восточных странах в древности был
обычай перед битвой кормить воинов печенью только что
убитого петуха, которого предварительно доводили до
ярости. Вспомним и фронтовые 100 граммов, имеющие ту же
функцию повышения силы справедливого гнева, дающего
бесстрашие, и слова любимой тогда общенародной песни:
"Пусть ярость благородная вскипает, как волна", – все это
подтверждает, что Россию не случайно называли страной
воинов.




"ГНЕВНАЯ" БИОЭНЕРГЕТИКА


Чувство гнева имеет свою тонкую энергетику, которая
приводит в состояние волнения и кипения человеческую
ауру. Тот, кто обладает способностью к астральному
видению, наверное, согласится со мной, что гнев иногда
напоминает черное облачко или темную дымку, которая как
бы испаряется с поверхности аурической оболочки или
тонкого тела человека.
Гневливый человек очень легко управляется внешними
стимулами: достаточно, чтобы на горизонте его внимания
возник раздражающий образ, и тогда его тонкие структуры
начинают приходить в волнение и генерировать энергию
раздражения, затемняющую его ауру.
Из всех чакр, в наибольшей степени подвластных импульсу
раздражения, следует выделить манипуру (центр солнечного
сплетения), анахату (сердечный центр) и вишуддху (горловой
центр). Вместе они образуют особую астрально-
энергетическую аномальную зону над которой у
раздражительных людей довольно часто образуются
своеобразные тучи гнева.
Гнев – эмоция неприятная, и попытка сосуществования с
этим сгустком темной энергии, временно ослепляющей даже
самых умных людей, как правило, плохо кончается. Энергия
гнева должна или излиться наружу, воплотившись в какие-то
раздраженные слова, жесты, поступки или уйти глубоко
внутрь (тактика подавления гнева).
Разные народы по-разному относятся к этому чувству.
Южане, как правило, выбрасывают гнев наружу, превращая
его в шумные раздраженные слова или угрожающие жесты, а
северяне предпочитают сдерживать себя, загоняя
неприятную эмоцию в подвалы подсознания.




СТРАТЕГИЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
Кстати, психологические методы борьбы с гневом,
предлагаемые различными специалистами, опираются именно
на эти две тактики – "северную" и "южную". Одни
специалисты говорят о том, что отрицательные эмоции, и
гнев в том числе, лучше сдерживать, не давая им воли, и
тогда постепенно можно взять себя в руки. Другие
специалисты советуют выпускать гнев на поверхность, как
только он появляется в человеческой душе даже в небольших
количествах.
Если нет возможности выплеснуть раздражение на обидчика,
тогда, как рекомендуют западные психологи, можно сбросить
напряжение, поколотив подушку или собственный диван.
Пусть этот способ курьезен, но и он иногда эффективен.
Один мой клиент, наслушавшийся подобных советов какого-
то специалиста по телесно ориентированной психотерапии,
действовал слишком рьяно, с типичным русским перебором, и
потом жаловался мне, что в процессе подобного занятия
серьезно вывихнул руку. "Теперь готов представлять, как
вместо подушки я этого психолога..." – поделился со мной он
своими новыми чувствами.
Если серьезно, то ни путь тотального сдерживания гнева, ни
путь тотального выброса этой эмоции вовне лично мне не
кажется убедительными и помогающими решить проблему.
Как ни подавляй негативное чувство, оно все равно будет
рваться на поверхность и рано или поздно вырвется подобно
джину из бутылки, проявляясь в виде новой вспышки ярости.
Но и сброс эмоционального негатива в виде ударов по
подушке или другие подобные психологические трюки также
не решат проблему избавления от гнева: выгнанный в дверь,
он возвращается в окно. Человек, привыкший разряжаться
через крик, будет оглушать ближних своим громким голосом
очень часто.
Буддийская традиция предлагает подойти к проблеме

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 49)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>