<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 49)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

собственное сознание зрителя, не существует абсолютно – он
всего лишь эффект, возникающий в результате коллективных
усилий монтажеров, операторов и режиссера. С другой
стороны, для человека, смотрящего телевизор, ничего
реальнее этого виртуального субъекта нет. <...>
Подведем первый итог. Объекту номер два, то есть
включенному телевизору, соответствует субъект номер два,
то есть виртуальный зритель, который управлял бы своим
вниманием так же, как это делает монтажно-режиссерская
группа. Чувства и мысли, выделение адреналина и других
гормонов в организме зрителя диктуются внешним
оператором и обусловлены чужим расчетом. И конечно,
субъект номер один не замечает момента, когда он
вытесняется субъектом номер два, так как после вытеснения
это уже некому заметить – субъект номер два нереален.
Но он не просто нереален (это слово, в сущности, приложимо
ко всему в человеческом мире). Нет слов, чтобы описать
степень его нереальности. Это нагромождение одного
несуществования на другое, воздушный замок, фундаментом
которого служит пропасть. Может возникнуть вопрос – зачем
барахтаться в этих несуществованиях, измеряя степень их
нереальности? Но эта разница между субъектами первого и
второго рода очень важна.
Субъект номер один верит, что реальность – это
материальный мир. А субъект номер два верит, что
реальность – это материальный мир, который показывают по
телевизору.
Будучи продуктом ложного субъектно-объектного деления,
субъект номер один иллюзорен. Но у хаотического движения
его мыслей, и настроений, во всяком случае, есть зритель –
метафорически можно сказать, что субъект номер один
постоянно смотрит телепередачу про самого себя, постепенно
забывая, что он зритель, и отождествляясь с передачей.
С этой точки зрения субъект номер два – нечто совершенно
невероятное и неописуемое. Это телепередача, которая
смотрит другую телепередачу. В этом процессе участвуют
эмоции и мысли, но начисто отсутствует тот, в чьем сознании
они возникают.
Быстрое переключение телевизора с одной программы на
другую, к которому прибегают, чтобы не смотреть рекламу,
называется zapping. Буржуазная мысль довольно подробно
исследовала психическое состояние человека, предающегося
заппингу, и соответствующий тип мышления который
постепенно становится базисным в современном мире. Но тот
тип заппинга, который рассматривался исследователями
этого феномена, соответствует переключению программ
самим телезрителем.
Переключение телезрителя, которым управляют режиссер и
оператор (то есть принудительное индуцирование субъекта
номер два в результате техномодификаций), – это другой тип
заппинга, насильственный, работы по изучению которого
практически закрыты во всех странах, кроме Бутана, где
телевидение запрещено. Но принудительный заппинг, при
котором телевизор превращается в пульт дистанционного
управления телезрителем, является не просто одним из
методов организации видеоряда, а основой телевещания,
главным способом воздействия рекламно-информационного
поля на сознание. Поэтому субъект второго рода будет в
дальнейшем обозначаться как Homo Zapiens, или ХЗ.
Повторим этот чрезвычайно важный вывод: подобно тому как
телезритель, не желая смотреть рекламный блок,
переключает телевизор, мгновенные и непредсказуемые
техномодификации изображения переключают самого
телезрителя. Переходя в состояние Homo Zapiens, он сам
становится телепередачей, которой управляют дистанционно.
И в этом состоянии он проводит значительную часть своей
жизни.
<...> Положение современного человека не просто плачевно
– оно, можно сказать, отсутствует, потому что человека почти
нет. Не существует ничего, на что можно было бы указать,
сказав: "Вот, это и есть Homo Zapiens". ХЗ – это просто
остаточное свечение люминофора уснувшей души: это фильм
про съемки другого фильма, показанный по телевизору в
пустом доме".
В конце своей книги Пелевин подводит читателя к забавному
выводу, что современная политическая жизнь реально не
существует вообще, а создается на голубом экране благодаря
волшебному влиянию тележурналистов, имиджмейкеров и
аналитиков. Однако эта телекартинка оказывает огромное
влияние на человеческое сознание – от характера выборов
до психического здоровья граждан. Психиатрические
больницы России переполнены пациентами,
идентифицирующими себя не только с Гитлером и
Наполеоном, но и с современными политиками.




ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ
ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
В последние два десятилетия на планете происходит
постоянный информационный взрыв. Сознание современного
человека в значительно большей степени, нежели раньше,
испытывает информационно-психологические перегрузки.
При этом можно выделить две основные особенности
информационного взрыва:
наплыв хаотической и разнородной информации,
забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной,
не нужной человеку для того, чтобы жить полноценной
счастливой жизнью;
целенаправленное воздействие средств массовой
информации, умело манипулирующих восприятием и
поведением большинства людей и стремящихся сделать
коллективную психику человечества предельно послушной и
управляемой.
Средства массовой информации, с одной стороны,
многократно усиливают информационный взрыв и порождают
хаос, а с другой стороны, канализируют разнородные
элементы информации, объединяя их в направленный
организованный поток, вылепливающий из обывателей
послушное, легко поддающееся внушению стадо. Диктуя
вкусы, идеи, стереотипы поведения, современные средства
массовой информации чаще всего выполняют
целенаправленный политический заказ тех сил, в руках
которых они находятся. Вместе с тем они обладают некоей
самостоятельностью и потому заслужили известное
определение – "четвертая власть".
С эзотерической точки зрения появление электронных
средств массовой информации означает вступление
человечества в новую фазу эволюции, которая может быть
названа информационной стадией (что вполне согласуется с
термином "информационное общество", распространенным в
западной социологии и означающим фазу развития,
следующую за постиндустриальной стадией). Роль
электронных средств массовой информации состоит в более
тесном объединении сознаний миллионов и миллиардов
людей и убыстрении всевозможных процессов и влияний,
начиная с поветрий моды и кончая духовными идеалами. При
этом радио и в особенности телевизор выступают не только в
роли полезного информатора, приятного собеседника и
компаньона для общения, но и в роли гигантского вампира,
питающегося энергией человеческого внимания, эмоций,
интеллекта и заинтересованности. Вся проходящая через
электронные СМИ информация тщательно фильтруется и
сепарируется с целью исключения из нее всего того, что
может пробудить в человеке импульс самостоятельности
мышления, устремление к подлинной духовности, понимание
несправедливости и ложности тех ценностей, на которых
покоится правящая система или режим.
Работа значительной части современных СМИ – это не просто
выкачивание умственной и душевной энергии людей, но еще
и навязывание более низкой энергии, нежели та, которую
дает, например, такой способ получения информации, как
чтение, поскольку он требует самостоятельного усилия. Для
этого применяется целый арсенал изощренных и
разнообразных средств, соединяющих древние магические
техники внушения с современной психологической
технологией, где известный "эффект двадцать пятого кадра"
будет всего лишь начальным уровнем воздействия.
Английские психологи исследовали психическое состояние
трех групп людей, которым дали возможность увидеть
репортажи негативного, нейтрального и положительного
характера. Все без исключения ученики "негативной" группы
во время просмотра проявляли повышенное беспокойство,
испытывали депрессию и страх. Когда ученые попросили
перечислить волнующие проблемы, выяснилось, что
негативных проблем у этой группы значительно больше, чем
у остальных, несмотря на то, что для эксперимента
подбирался однородный состав испытуемых. Такой эффект
дал разовый эксперимент, а что можно сказать о постоянном
информационном "облучении", которому подвергается все
население земного шара?
Хорошо воспитанный взрослый человек, сохранивший разум
и волю и не принявший установку на развлечение в качестве
девиза жизни, не позволит телевизору манипулировать
собственной психикой. Но что делать с детьми, целыми
часами и сутками готовыми просиживать, вперившись в это
чудовищное по своему разрушительному потенциалу
создание? Достаточно одного сериала "Покемоны", чтобы
ужаснуться, какую черную реальность готовит телевидение
детям. Вот что пишут "Известия" об этом японском сериале
известного режиссера Сатоши, обошедшем полмира и
показанном у нас по ОРТ:
"Сатоши смотрел далеко и наращивал свою мощь. Его
атомной бомбой стал мультик "Покемон: фильм первый". ...В
далекой-далекой лаборатории открыли секрет клонирования
покемонов. Из чудика Мяу вышел чудик Мяуту (Мяу Второй) –
очень злобный. Он решил покорить мир и наклонировал себе
войско монстров. От человекообразных в картине – только
мальчик Ашу, который хочет стать тренером. Его заманивают
на остров, и там начинается бойня. Фильм поверг Японию в
руины и был продан в Америку. Братья Уорнеры вложились в
создание англоязычной версии и не просчитались: в первый
же уик-энд заработали 31 миллион, за неделю – полсотни.
"Покемоны" стали феноменом. Но не искусства, а истерии.
Увидевшие фильм "с мороза", без картишек в кармане,
изумятся: анимационная дешевка. Юмором не пахнет,
фантазией тоже. Сюжета нет – есть возня пауков в банке,
надоедает на третьей минуте. Но дети смотрят. Возможно,
авторы открыли секрет гипнотического воздействия
серебряной ложки на ворону: пулеметная смена ярчайших
кадров более отвечает сверхплотному детскому чувству
времени. Но есть побочные эффекты: 700 японских детей
были отправлены в больницу в припадке эпилепсии.
Стробоскопическое мелькание исторгает у нестойких рвоту и
прочее – приготовьте загодя горшки и тазики, чтобы не
отмывать после искусства паркет. У детишек краснеют глаза
и ощутимо портится характер.
В мире протесты. Говорят о компьютерном синдроме, когда
"вторая реальность" в сознании замешает первую. С
агрессией покемонов связали рост детского насилия:
привыкнув, что монстры косят друг друга бескровно, детвора
отстреливает однокашников в полной уверенности, что в
запасе несколько жизней. "Папа, я хочу убивать!" –
признался семилетний покеманьяк отцу. В фонограмме, где
искажены темпы и тембры, исследователи внутренних
голосов отыскали тайные послания, воздействующие на
подкорку. Пишут о тотальном истреблении культуры,
разрушении моральных ценностей, мощной инъекции
насилия, видят в фильме предтечу апокалипсиса. Другие
возражают: и в шахматах ладья бьет пешку. Любая игра –
драка.
У любой игры есть смысл. Волк в поединке с зайцем
становится жертвой своих интриг: "не рой другому яму..."
Рыцарь джедай разносит агрессора, спасая мирную родину.
"Покемоны" – первый пример сказки с отключенным мозгом.
Поэтому в их приходе многие авторы видят начало конца".
А вот что пишет о фильме мировая пресса:
"Мы видели, чувствовали, что в детское подсознание
закрадывается что-то разрушительное. И ничего не сделали,
чтобы предотвратить беду".
"Фильм знает свою аудиторию: анимация плоска и
примитивна, фабула бессвязна, действие динамично и
лишено объяснений, вопросы задавать бессмысленно, потому
что нет ответов".
"Главный принцип "покеократии" – жадность. Ее лозунг: "Я
хочу все!"".
"Маленькие монстры переписывают всю сложившуюся
систему культуры во имя разрушительных рыночных
интересов. Скоро можно будет сдать в утиль даже комиксы и
видеоигры – грядет новый игровой рынок, предельно
циничный и прагматичный, и в нем не останется места ни
поэзии, ни воображению".
Я привел столь подробные цитаты не для того, чтобы
сосредоточить внимание читателя на том, сколь опасен
именно этот фильм, – об этом людей предупредят газеты, что,
впрочем, несопоставимо по силе влияния с голубым экраном.
Я хотел предупредить, что постепенно подавляющее
большинство программ самых различных каналов
пропитывается идеологией и вкусами, напоминающими
"Покемоны". На экране царит бездушие, пошлость, люди
особенно на клипах, все чаще выглядят как некие
полувиртуальные маски и пустые оболочки, тени.
Исследования показывают, что одним из самых вредных
влияний, оказываемых телевидением на хрупкий организм и
психику ребенка, является не только электромагнитное
излучение, идущее от экрана, но и сам характер видеоряда,
непрерывное мелькание яркостных и цветовых пятен на
экране, а также частая смена изображений (эффект
"клиповости"). Исследователь воздействия телевизора на
детский организм и психику А. В. Храмов пишет:
"Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм,
имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при
неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает
негативное воздействие на иммунную систему, систему
кроветворения. Мелькание яркостных и цветовых пятен
оказывает вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в
целом (не только на глаза), на функционирование сердца и
мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать
некоторые составляющие пространственно-временного
спектра этих колебаний) могут совпадать с частотами
энергетических колебаний сердца и частотами электрических
колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга
человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих
колебаний.
Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать
время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не
разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями
световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи
типа видеомузыкальных клипов и реклама".
Излишне частый просмотр этих изображений формирует у
детей "клиповость" и фрагментарность мышления,
неспособность воспринимать мир как единое целое. Ученые
утверждают, что детям до 12 лет вредно подолгу смотреть
современные фильмы ужасов, боевики, триллеры, фильмы,
новости натуралистического включения в мир, а также
подробности аварий, катастроф, чрезвычайных
происшествий. Данные психологии напоминают, что дети,
регулярно смотревшие по телевизору сцены насилия,
жестокости и ужасы, совершают преступления значительно
чаще остальных детей.
Что можно противопоставить этому мощнейшему
телевизионному давлению на человеческое, особенно
детское подсознание? На мой взгляд, чем позднее ребенок
начнет смотреть телевидение, тем лучше будет для него.
Переключайте его на другие цели, действия и занятия. Если
же он немного повзрослел, его уже стало невозможно
оторвать от длительного сидения перед голубым экраном с
помощью банальных запретов, попробуйте увлечь его чем-то
очень серьезным и если это удастся, чуть позднее объясните
ему, что телеящик помешает добиться успехов в избранном
занятии. Помните, что этот лозунг срабатывает только в тех
случаях, когда такое занятие действительно у них возникло и
заинтересовало их. Если Вы не найдете способ хотя бы до
какой-то степени оторвать детей от телевизионного монстра,
то что произойдет с их сознаниями в дальнейшем будущем, я
просто не берусь предсказывать.
Все это не означает, что телевизор есть сплошное исчадие
ада, который, как советуют некоторые радикально
настроенные священники, следует всегда держать
выключенным. Человек, отключивший себя от информации и
не разбирающийся в современной политике, моде, вообще в
глобальных процессах жизни, становится управляемым еще
больше. Нужно суметь принять тот вызов, который СМИ
бросают каждому человеку, считающему себя действительно
духовным и самостоятельным. Для этого необходимо овладеть
психотехникой правильного взаимодействия со средствами
массовой информации.




КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ГАЗЕТЫ


Великий русский писатель Александр Солженицын еще до
высылки из СССР высоко ценил значение слова в борьбе с
неправдой жизни и в подтверждение своего отношения к
проблеме привел русскую пословицу: "Одно слово весь мир
перетянет". О важности слова, прежде всего печатного,
говорит он и сейчас, связывая его с грядущим возрождением
России. Полностью согласен с ним и я, уже в течение
последних 20 лет ежедневно перечитывающий не менее 6-8
газет. Это дает мне достаточно высокую осведомленность обо
всех происходящих процессах в России и в мире. Наверное, я
мог бы составить подробную летопись, например, о том, "как
распадалась великая империя". И вместе с тем это создает
проблемы газетных завалов в квартире, так как не всегда
есть время сразу делать вырезки из газет и сразу
выбрасывать ненужное. В результате накапливаются стопки
газет, которые раз в два-три месяца приходится
просматривать уже второй раз, выбирать нужные статьи и
выбрасывать. Да и отобранные материалы скапливаются в
папки и загромождают углы. С подобными проблемами
сталкиваются и другие любители чтения газет – ученые,
политологи, профессиональные критики и т. д., словом все
те, кто привык делать вырезки и периодически их
перечитывать. Один человек из этой "газетночитательной"
партии признался мне как-то, что чувствует, как
многочисленные вырезки и стопки газет "выпивают его
энергию почти физически". Я также ощущаю сходные
чувства, хотя иду на эти жертвы по нескольким причинам: 1)
профессиональные интересы, 2) нежелание отставать от
времени, 3) природная любознательность, 4) желание
сохранить интеллектуальную форму, 5) привычка упражнять
ум. Однако тем, кто зависит от текущей информации слишком
сильно, сколько бы он ни читал, слушал или смотрел,
советую помнить, что избыток информации также вреден, как
и ее недостаток.
Помимо самого простого метода, позволяющего избежать
неприятных моментов воздействия газетного слова и
состоящего в том, чтобы не покупать газет и вовсе не читать,
существует еще несколько эффективных способов защиты:
читайте материал выборочно, пропуская целые
полосы, посвященные бессмысленным
развлечениям, чернухе, смакованию жестокостей;
в большинстве читайте только заголовки,
пробегая материал глазами по диагонали и учась
понимать, о чем написано в данной статье;
читайте газеты прямо противоположных
политических направлений – и левых, и правых, и
центристских, чтобы видеть один и тот же предмет
с разных сторон и благодаря этому избежать
перекоса сознания, который неизбежно
возникает, если в течение длительного времени
человек слушает только одну сторону;
после чтения мысленно стирайте всю ненужную
информацию, оставляя только самое важное
(проверьте себя, помните ли вы хоть какие-то
статьи или даже идеи, прочитанные несколько лет
назад, и вы увидите, насколько мало существует
информации в сфере, например, политики,
которая действительно важна для вас). Можете
делать небольшие конспективные записи.
УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ РАДИО


Слушание радиопрограмм также оказывает некоторое
влияние на сознание и подсознание, однако оно совершенно
несопоставимо с огромным влиянием телевизора, компьютера
и интернета, что, впрочем, вполне понятно: известно, что 90
процентов от общего объема воспринимаемой информации
человек получает через зрительный канал, и все остальное
через слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой.
Радио – это только слуховой канал, потому оно, конечно,
может серьезно влиять на умы и интересы, но не стоит
переоценивать степень этого влияния в наши дни
(безусловно, сводки Информбюро и голос Левитана играли
огромную роль в победе СССР над фашизмом, но тогда не
было телевидения). Чем более беспардонно громко бьют по
барабанным перепонкам звуки радиопередачи и
радиомузыки, тем сильнее воздействие этого средства
массовой информации. Как правило, через радиоканалы
редко происходят сильные смысловые и тонкие удары,
предполагающие влияние идей на человеческое сознание.
Для успешного отражения информационных радиоударов
полезно применять некоторые приемы и методы:
старайтесь как можно реже, а по возможности
никогда не включать радио на полную громкость;
слушайте разные радиоканалы, чтобы ваше
сознание, и главное, подсознание не
деформировалось под однообразным давлением в
одну сторону;
чем меньше вы слушаете современную
деструктивную музыку, тем здоровее и сохраннее
будет ваша психика.




<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 49)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>