<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 49)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

КОГДА ВАС ПЫТАЮТСЯ ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ


Существует два наиболее типичных типа дискредитации: 1)
когда действительно есть какой-то, пусть и незначительный,
повод для серьезных обвинений ("без дыма нет огня"), и 2)
когда никакого повода нет, человек кристально чист и, тем
не менее, его выбирают объектом морального,
профессионального или социального уничтожения в глазах
других людей (по принципу "чем чудовищнее ложь, тем легче
в нее поверят"). Особенность нападения, совершаемого при
дискредитации, состоит в том, что запущенная клевета
далеко не всегда имеет явный источник: многие клеветники
предпочитают быть за спинами других людей, в тени. Кроме
того, обороняться надо не только и не столько от них,
сколько от возбужденных страстей толпы, поверившей
клевете или колеблющейся в своей оценке
дискредитируемого человека. Нужно суметь отбиться от этого
вполне материального агрессивного поля клеветы, которое
вплотную приближается к ауре дискредитируемого человека
и может ее пробить. В этом случае даже невинный человек
внутренне ломается.
Один весьма продвинутый в духовном отношении и
незаслуженно дискредитируемый, несмотря на некоторые
ошибки, человек, сказал мне следующее: "Я физически
чувствую этот липкий ком грязи. Иногда она достигает такой
концентрации вокруг тебя, что невольно задумываешься,
может быть, ты действительно такой, как о тебе говорят. Но
потом собираешься с силами и отбрасываешь этот ком как
можно дальше". Постепенно ему удалось отбить атаку, но,
несмотря на это, репутация его все же была несколько
повреждена.
Если это в ваших силах, старайтесь защищаться от
дискредитации тем, чтобы не допускать ее. В крайнем
случае, будьте готовы нанести упреждающий удар по
позициям клеветника первым. Только при этом помните, что
ваше единственное спасение в том, чтобы быть убедительным
и справедливым и вскрыть нарыв лжи и зла, а не просто
мстить потенциальному врагу из личных шкурных
соображений.
Если же профилактические меры не помогают, и вы, как в
анекдоте, чувствуете: "Началось!", тогда старайтесь
держаться достойно! Ни в коем случае не пускайтесь в
многократные многословные объяснения. Когда видите, что
ситуация сама не рассасывается, а наоборот, подогретая
энергия коллективного недовольства вашим поведением
нарастает, – в кратких, четких, жестких словах объясните
свою позицию и ситуацию и больше к ней не возвращайтесь.
Продолжайте действовать как ни в чем не бывало, внутренне
удерживая свою ауру и самоощущение в стабильном
устойчивом состоянии. Будьте ровны, спокойны и
уважительны в общении с коллективом, даже если часть его в
каком-то смысле поддалась на провокацию. Если вы сумеете
сохранить терпение и устойчивость, через какое-то время
страсти улягутся, и волна коллективного отношения к вам
переменится в положительную сторону.




ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА ВОЛЕВОЕ
ДАВЛЕНИЕ


Любое действие человека имеет свою логику. Это касается и
давления, которое на вас оказывают. Давящий человек
обычно проводит свою стратегию по нескольким фронтам: он
может давить на вас логикой, волей, интригами и
энергетикой. Если вы хотите отстоять себя, вы должны, по
крайней мере, понять характер давления, оказываемого на
вас. В первую очередь хорошо разобраться, а кто давит на
вас и зачем он это делает? Не понимая сущность и мотивы
давящего агрессора и рассматривая его агрессивную
бесцеремонную природу, как черный ящик, вы не можете
выбрать грамотную и надежную линию противостояния
давлению. Рассмотрите несколько классификаций
конфликтных и трудных людей, которые описаны в
предыдущих главах и выберете тот тип, что более всего
похож на данного агрессора. Одно это поможет вам лучше
понять логику его поведения и, возможно, заставит
пересмотреть свое поведение.
Обычно одни люди подвергают психологическому давлению
других людей по нескольким причинам:
• они стремятся заставить их действовать в
определенном направлении из соображений
выгоды;
• они испытывают потребность психологически
поставить на место другого человека и
одновременно утверждают самих себя (убирают или
отодвигают сильного противника, конкурента);
• они получают удовольствие от самого процесса
психологического унижения другого человека;
• они давят на других до конца, не осознавая это и
подчиняясь своим импульсам внутренней
агрессивно-волевой и грубовато-авторитарной
природы.
На энергетическом уровне давление проявляется в
соприкосновении двух аур, одна из которых начинает
подавлять другую, заставляя ее отступать, сжиматься и
подчиняться командам первой. Давление может быть
направлено из сферы ума и в свою очередь направлено на
интеллектуальную область другого человека, сферу его
логики (в таких случаях говорят, что кто-то подавляет
оппонента своим интеллектом), а может непосредственно
пробивать, продавливать волю более слабого противника или
жертвы. Бывает и другая, более тонкая разновидность
давления, когда человека путем различных манипуляций
ставят в такие условия, в которых он, вопреки своим
желаниям, вынужден вести себя так, как нужно
манипулятору. Это. конечно, деформирует его волю.
Защита от психологического давления должна начинаться с
быстрого, но сосредоточенного размышления на тему: есть ли
у того, кто давит, хоть какое-то моральное право на подобное
отношение к вам? Может быть, вы действительно
заслуживаете того, чтобы к вам был применен такой жесткий
подход? Вдруг вы действительно зарвались, несправедливо
обошлись с этим человеком, без спросу вторглись в сферу
чужих интересов? Если это так, то ваше сопротивление и
нежелание пойти ни на один компромисс оценено как
неслыханная наглость, с которой надо бороться всеми
доступными средствами. Может быть, агрессивное давление
вашего оппонента основано на неправильном понимании вас
и вашего поведения. Такие вещи бывают сплошь и рядом,
потому постарайтесь в коротких, ясных и точных фразах
объяснить ему суть дела. Человек, хотя бы в какой-то
степени обладающий совестью и пониманием, способен
остановиться, если убедился в своей неправоте. Ну, а тот, кто
лишен этих свойств, конечно, продолжит свое давление, и
ваше сопротивление его только раззадорит.
Предположим, что справедливость действительно на вашей
стороне, но давление продолжается. Вы можете попытаться
разрядить обстановку и перевести все в шутку или даже
частично отступить, только внутри себя четко определите, до
какой черты возможен компромисс. Однако если ваш
смягчающий импульс не будет воспринят, старайтесь держать
удар. Начните сопротивляться всерьез. Какие у вас ресурсы
для того, чтобы успешно отбить атаку?
Прежде всего хотя бы на мгновение, насколько позволяет
ситуация, обратитесь за поддержкой к Высшим Силам с
короткой интенсивной молитвой. Несколько раз повторите
про себя с максимальной верой и концентрацией какую-то
формулу, может быть, два слова: "Господи, помоги!"
Настройтесь на восприятие Высшей помощи и попробуйте
вобрать в себя энергию помощи. После этого отвечайте на
давление уверенно и твердо, говоря жесткие или ироничные
фразы, занимая определенное место и позу, не отступая ни
психологически, ни физически. Кстати, умение охранять свою
позицию даже чисто пространственно, не отступая перед
напором агрессора, который нередко давит на вас,
приближаясь к вам и заставляя вас отступать на несколько
шагов, входит в искусство правильной защиты от волевого
давления. Оно предполагает либо хорошую физическую
тренированность (сильный человек обычно отступает только
перед еще большей силой), либо умение управлять своим
телом, не допуская мышечных зажимов. В психологическом
единоборстве двух людей при прочих равных условиях
решает дело чье-то психоэнергетическое превосходство, а
оно включает в себя жизненную силу человека, а значит, в
какой-то степени и телесную крепость. Человек со слабым
нетренированным телом, полным мышечных зажимов и
проблем, как правило, не может противостоять грубому
напору психологического "качка", тем более, если тот лучше
развит на физическом уровне.
Даосская традиция и боевые искусства Востока считают, что
даже не в очень крепком теле есть определенные зоны и
точки, концентрируясь на которых человек высвобождает
скрытые ресурсы организма и психики, глубинные энергии,
которые позволяют более устойчиво и энергично парировать
любой натиск. Это прежде всего нижний дань-тянь-центр,
находящийся в области пупка, центры ног, обеспечивающие
человеку ощущение устойчивости как физической, так и
психологической, и наконец, весь позвоночный столб,
который представляет собой энергетический стержень и ось,
от состояния которой зависит общее напряжение
человеческой воли и духовная крепость подвергающегося
давлению человека. Чем больше вы будете сознательно
работать над тренировкой этих центров и зон тела, тем
увереннее вы будете держать удар во всех жизненных
передрягах и отстаивать свою правоту.
Игорь, клиент, посещающий мои консультации и страдающий
большим чувством неуверенности перед любыми формами
психологического давления, по моему совету стал ходить на
занятия гимнастикой цигун и развивать жизненную силу в
области нижнего дань-тяня. Во время наших с ним бесед я
отчетливо понял, насколько слаб у него этот центр и как
плохо он контролирует нижние конечности в минуту
опасности. Там, где у других людей концентрируется так
называемая нутряная сила, у него зияла пустота, ощущался
провал, который сообщал всем его словам и движениям
какую-то неубедительность. По его признанию, когда на него
давили, он всегда чувствовал некую неловкость и слабость в
области живота и потому старался уступить. Начав
заниматься развитием запущенных зон в теле и оживлением
тонких центров, представляющих собой энергетическую
основу человека, он неожиданно успокоился и начал впервые
в жизни ощущать свою жизненную правоту, которую надо
отстаивать от незаконных посягательств.
Еще одним ресурсом, помогающим противостоять давлению,
является целостность человеческих желаний и решений. Вы
можете какое-то время колебаться и думать, какое решение в
ответ на давление имеет смысл принять, но, остановившись
на чем-то одном, надо продолжать стоять и дальше. Отсеките
все сомнения, колебания, проявления лени, займите четкую и
ясную позицию и не допускайте оттока энергии на
посторонние душевные движения. Раз вы подвергаетесь
нападениям, значит, вы должны быть монолитным во всем
вашем поведении. Иначе через щели сомнений в вас
проникнет чужая негативная воля и поработит вас.
Можете также прибегнуть к ресурсам образов, например,
представить, что вас окружает нерушимая стена, невидимая
сфера, энергетический щит, кокон, скафандр. Подробно
технология построения щитов описана в "Невидимой броне".
Я обучаю конкретной практике работы со щитами на
индивидуальных консультациях и семинарах. Особенно
эффективно действует метод построения трех колец силы –
кольца, защищающего личность, затем, кольца вокруг ауры
и, наконец, кольца, обороняющего дух. Важно только, чтобы
эти кольца опирались на внутреннюю уверенность человека в
своей правоте. Иначе вы будете представлять "колосса" на
глиняных ногах, и кольца будут выполнять исключительно
виртуальное значение.
И наконец, еще один из самых важных ресурсов защиты от
давления – умение искусно чередовать тактики защиты и
менять центры, которые участвуют в отражении удара. Речь
идет прежде всего о чередовании логики и воли, на которое
вы идете. Конечно, такое чередование во многом зависит от
характера угрозы и от того, насколько часто чередует эти две
стратегии ваш противник или оппонент. Если вы сильны в
интеллектуальных беседах и в умении быстро привести
нужный довод, а оппонент предпочитает не утруждать себя
поиском нужных аргументов и склонен идти напролом,
используйте то оружие, которым вы владеете лучше всего.
Если это ум, выведете конфликт на территорию ума. Если же
вы не владеете искусством мгновенно находить наилучшие
интеллектуальные решения и подбирать самые остроумные
слова в разгар острого конфликта, но обладаете хорошим
волевым напором и находитесь в прекрасной физической
форме, включите канал мощного ответного волевого
давления. Например, рявкните на него. Пусть давит не только
он, но и вы. Можете также быстро менять тактику, переходя
от волевого сопротивления к умело организованным доводам
и наоборот. Тогда, кто бы перед вами ни был, ему будет не
так-то просто пробить вашу оборону.




ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА УГРОЖАЮТ?


И опять прежний вопрос – кто конкретно угрожает? Или он
угрожает вам "чисто конкретно", но это совершенно
отдельный вопрос, подробно рассмотренный в главе,
посвященной теме защиты от агрессивно-криминальной
среды? Или он преследует прагматические цели и с помощью
угрозы надеется быстрее развернуть вас в русло своих
интересов? Или он хочет вывести вас из себя, потому что
самому ему плохо? А может быть, он просто тренируется в
самоутверждении? Определив, кто угрожает, гораздо легче
понять, как вести себя дальше.
Отражая любые удары, важно помнить, что угроза – это еще
не само событие, а лишь знак оповещения, что таковое может
произойти. В принципе, гораздо важнее защищаться от
реальных событий, а не от словесных угроз,
предупреждающих, что событие может произойти. Однако
нередко бывает, что угроза – это все-таки часть самого
события. Тогда нужно отнестись к ней более серьезно.
В принципе, существуют четыре комбинации угроз и тех
последствий, которые бывают вслед за угрозами:
пустяковые угрозы, но серьезные последствия;
пустяковые угрозы, пустяковые последствия;
серьезные угрозы, пустяковые последствия;
серьезные угрозы, серьезные последствия.
Для любого нормального человека важны прежде всего
первый и четвертый пункт, однако найдется немало людей,
которые реагируют куда более серьезно именно на
угрожающие слова. Как научиться распознавать, стоит ли за
словесной угрозой реальная перспектива осуществления или
нет?
Для начала необходимо оценить конкретную ситуацию
адекватно. Что вы знаете об угрожающем вам человеке? Если
он ранее был вам известен, вспомните, часто ли он угрожал
другим людям и всегда ли доводил до конца сказанное? Если
да, то тогда есть повод задуматься о серьезности сказанного.
Если нет, то имеет смысл попытаться еще точнее оценить,
сильно ли его задела эта ситуация и ваши действия. Может
быть, ранее его угрозы были не очень серьезны, потому что
лично его "не припекло". А сейчас ситуация достигла
критической точки, и он действительно может попытаться
осуществить задуманные акции.
Следующая проблема заключается в том, чтобы правильно
понять, насколько реальна угроза, исходящая от этого
человека, и вообще, каков размер вреда, который он вам
может причинить. Помимо знания о прошлом и настоящем
этого человека, которое может отсутствовать или быть
минимальным, в вашем распоряжении лишь данные ваших
чувств о том содержании его личности, которое вам удалось
уловить за словами. Сравните вербальную угрозу и
невербальную основу, стоящую за словами – выражение
глаз, интонацию, позу. Если вы заметите большое
рассогласование, то скорее всего угроза ничем не
обеспечена, и ваш оппонент нарушил знаменитый принцип,
выраженный Доном Корлеоне из "Крестного отца": "Никогда
не произносите те слова угрозы, которые вы в дальнейшем не
сможете исполнить на деле". Кстати, свой метод диагностики
человеческой сути, помогающей понять, насколько он
искренен, предлагает восточная мудрость, призывающая не
верить словам, а вслушиваться в то, что стоит за ними и
присматриваться к делам человека. Учение Агни Йоги
предлагает диагностировать человека одновременно по
"глазам, походке и голосу" и утверждает, что эта триада
выдает любое человеческое существо совершенно
безошибочно.
Вы можете проверить подлинность угрозы в ваш адрес,
поочередно подав угрожающему человеку несколько
сигналов и посмотрев, как он будет на них реагировать.
Среди них:
полное игнорирование, молчание;
смягчающий импульс через мягкий юмор;
ирония;
объяснение своих позиций без оправдания;
равносильная ответная угроза;
ответная угроза большей величины.
Если оппонент остается совершенно спокойным, внешне
никак не выражающим своих эмоций, но как бы при своих
позициях, значит он скорее всего все же попробует
осуществить угрозу потом. То же самое может означать и
прямо противоположная реакция – мощная вспышка
неконтролируемой ярости. Все это будет означать, что
слишком сильно задеты его эгоистические интересы и
эмоции. Но если он легко переходит на крик, часто меняет
тактику и быстро отступает, когда ему демонстрируют силу,
или предлагает компромисс, значит, к его угрозам не стоит
относиться серьезно.
Существует несколько правил, которые могут помочь
успешной защите от угроз. В первую очередь, никогда ни при
каких обстоятельствах не показывайте, что угроза вас
напугала и вы боитесь. Если действительно чувствуете, что
угроза серьезна и от нее не отмахнешься, попробуйте
спокойно признать перед оппонентом важность этой
проблемы, покажите свою готовность говорить и
договариваться по данному вопросу. Во-вторых, постарайтесь
искоренить страх перед любыми угрозами на всех уровнях
своего существа – от нижнего физического, до высшего,
относящегося к сознанию и духу. В-третьих, научитесь
немедленно парировать угрозу хлестким словом,
демонстративным безразличием, убийственной иронией,
призванной приуменьшить значение угрозы для вас и вашего
будущего. В четвертых, попробуйте реагировать
парадоксально, вопреки ожиданиям агрессора.
Например, один мой знакомый поэт, по своему складу
человек весьма игровой и богемный, в ответ на угрозу одного
критика организовать серию разгромных публикаций в ряде
столичных журналов противоположного направления,
отреагировал именно в этом духе. Поскольку угроза
произносилась не в тиши редакционного кабинета, а в одном
из скверов, в присутствии нескольких человек, после
небольшого алкогольного возлияния в баре, то поэт, видимо,
для того, чтобы продемонстрировать важному надутому
критику всю глубину своего презрения к нему, в костюме и
галстуке прошел насквозь фонтан, вышел, стряхнул с себя
воду, слегка обрызгав совершенно опешившего критика, и
молчаливо удалился. Насколько мне известно, ни одной
разгромной статьи так и не появилось.
Как бы вы ни отвечали на любые угрозы, старайтесь
окрашивать свои слова силой и уверенностью. Если вы
будете делать это как можно чаще, даже не испытывая
состояния уверенности, то сами попытки постепенно помогут
обрести желанную силу.
Можно применить самый радикальный метод защиты от угроз
и помолиться о человеке, который угрожает вам. Это
воздействует на тонкую сферу ситуации, на его ауру и даже
если не заставит его отказаться от планов осуществить
угрозу, все-таки в данный момент сделает его поведение
более сдержанным.




ЗАЩИТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОВОКАЦИЙ


Когда-нибудь провоцировали каждого. Разве вам не знакомо
смешанное чувство ярости, досады и бессилия, когда вы
внезапно оказывались в дурацком положении подставки,
потери лица, конфуза? Провокации в области психологии
взаимоотношений случаются в жизни на каждом шагу. Иногда
человека провоцируют на обычное раздражение, а иногда на
совершение несвойственных ему глупых поступков.
Провоцирование можно условно разделить на откровенное,
бытовое, когда, прямо глядя ему в глаза, кто-то вынуждает
кого-то к ссоре, скандалу, потере лица; и скрытое, тонкое,
предполагающее интриганство, когда истинные заказчики
интриги находятся за спинами исполнителей, либо выступают
в одном лице, но ведут себя так хитро и даже коварно, что
это становится понятно далеко не сразу.
Провокация по отношению к жертве решает сразу несколько
задач. В первую очередь человек выводится из привычного
для себя состояния равновесия. Во-вторых, ему сознательно
готовят ловушку: его подводят к совершению вполне
конкретного действия, которое вроде бы вытекает из логики
развития ситуации, но на самом деле работает на его
дискредитацию, личностное и профессиональное
уничтожение. Как он пожалеет вскоре, когда все же
совершит это действие, которое буквально выдавливается из
него! В-третьих, он запутывается в широко расставленных
вокруг него сетях и теряет понимание, какое единственно
правильное решение и действие поможет ему выбраться из
тупика.

<< Пред. стр.

стр. 45
(общее количество: 49)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>