стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Павел Глоба
Когда наступит день
Сакральный календарь древних ариев
Минск
АРБА
1997
Содержание
Календарная система древних ариев
30 дней зороастрийского календаря
Солнечный календарь
Вы и ваш партнер
Типы взаимодействий
Взаимодействие по солнечным дням между родителями и детьми
Взаимоотношения Николая Степановича Гумилёва и Анны Андреевны Ахматовой
Гороскоп А.А Ахматовой
Гороскоп Н.С Гумилева
Месяцы зороастрийского календаря
Ежегодный зороастрийский календарь
Тотемы месяцев зороастрийского календаря
Приложение
М.Бойс. Календарь и зороастризм.

Календарная система древних ариев
Солнечный зороастрийский календарь - уникальная система счета времени, уходящая своими корнями ко временам формирования индоиранской общности. Но несмотря на свою глубокую древность, календарь этот не потерял своей актуальности, ведь базовые космические циклы, лежащие в его основе, за последние несколько тысяч лет не претерпели существенных изменений.
Этот календарь универсален для всех народов индоевропейской группы, ибо идея создания теофорной хронологии, то есть счета времени по годам, месяцам и дням, посвященным божествам арийского пантеона, возникла еще до разделения семьи арийских народов на иранцев, индусов, славян и др. Общность наших народов и, можно сказать, кровное их родство доказано многочисленными археологическими, этимологическими, ономастическими и культурологическими исследованиями. Поэтому сам вопрос: "Зачем же нам нужен древнеиранский календарь?" - может возникнуть только у человека, не получившего достаточного образования.
"Иран" - среднеперсидская форма слова "Ариана", то есть "страна ариев". Но иранцы - это лишь ветвь могучего арийского древа, корнями своими растущего из русской земли. Подавляющее большинство современных этнологов сходится во мнении относительно "северного" происхождения индоевропейских народов. Древнейшая цивилизация ариев, что существовала некогда на территории материка Арктида, находящегося ныне под толщей вод Северного Ледовитого океана, хранила бесценные знания о природе Земли и космоса. В результате разрушительнейшего, планетарного масштаба катаклизма Арктида ушла под воду, и жители этой прекрасной страны, воспетой в индийской "Махабхарате" под именем Арьяварты, в иранской "Авесте" под именем Арьяна Ваэджа и в греческой гимнической поэзии под именем Гипербореи, вынуждены были покинуть блаженную обитель, в которой даже время текло по-иному и день длился полгода.
Свое длительное путешествие к новой родине, растянувшееся на несколько тысячелетий, протоарии начали с предгорий северного Урала. В своем неутомимом поиске лучших земель племена индоевропейцев постепенно заняли территорию всей европейской части материка Евразия. И повсюду, куда бы ни приходили, они несли с собой крупицу древнейшего знания - почитание божественного Огня.
Огонь вырвал человека из мрака животного существования. Огонь обогрел, накормил и защитил от нападения хищников. Огонь - самый высший и самый дорогой дар богов беспомощному человечеству. Вся история эволюции и прогресса нашей цивилизации - это история приручения человеком огня.
Все арийские народы сохранили в своих религиозных обрядах обычаи поклонения Огню Небесному и Солнцу как источнику жизни и всякого земного огня. Протоарии, населявшие некогда Арктиду, имели возможность в полной мере насладиться лицезрением великого светила в течение долгого полярного дня. В этой северной стране и возник в незапамятные времена культ Солнца, распространившийся впоследствии по всей Европе, Средней Азии и Индии, где почитали Солнце под именами Аполлона Гиперборейского, Даждьбога, Митры, Хваршата и Индры.
Годичное движение Солнца, определявшее смену времен года, а стало быть и жизнь всей окружающей человека природы, не могло не вызвать попыток пытливого человеческого ума постичь суть циклических изменений, происходящих с устойчивым постоянством. Календарь возник как необходимое средство ориентации во времени, без него немыслимо было бы существование человеческого общества, поскольку наша жизнедеятельность неотделима от объективных факторов течения природных процессов, независящих от воли человека. Одним словом, календарь помог человеку выжить, стал нужен ему, как огонь, освещающий путь во тьме - от осязаемого настоящего к неопределенному будущему.
Мы изучаем древнеиранский календарь потому, что именно он сохранил в своей структуре неразрывную связь между течением времени и различными проявлениями божественного Огня. Именно этот календарь содержит в себе семя древнейшего знания, бережно хранимого в течение тысячелетий потомками древних ариев.
Так уж случилось, что именно иранской ветви арийского древа выпала великая честь слышать проповедь пророка Заратуштры, пришедшего на Землю задолго до Христа, реформировавшего древнюю религию ариев и возвестившего людям о едином Творце неба и земли. Зороастризм, или маздаяснизм, как его называют сами последователи пророка Заратуштры, является материнской религией для таких мировых религий как христианство, ислам и иудаизм. Он оказал настолько огромное влияние на развитие человеческой культуры, что современному человеку, считающему себя образованным, просто непозволительно не иметь хотя бы общего представления об этой древней религии.
Зороастрийский религиозный календарь, которому и посвящена эта книга, представляет собой удивительно стройную систему счета лет, месяцев и дней. Здесь необходимо отметить, что понятие времени для зороастрийцев было святым. Сокровенной частью учения пророка Заратуштры было учение о Зерване - вечном, бесконечном начале, чьей эманацией в физическом мире является время. Поэтому календарь как система летоисчисления был для верующих зороастрийцев той нитью, ведущей к Зервану, которая позволяла им не сбиться с истинного пути. Жить синхронно со временем - значит жить в гармонии с окружающим миром, а ведь гармония - это и есть то изначальное утраченное человечеством райское состояние, к восстановлению которого всем нам необходимо стремиться.
Именно в следовании предписаниям религиозного календаря зороастрийцы видели единственно возможный путь к пониманию первоначального замысла Великого Творца. Согласно зороастрийской космогонии, в идеальный мир, созданный Хормаздом, вторгся злой дух Ахриман, который разрушил изначальную целостность сотворенной Вселенной и привел все мироздание в состояние хаоса. В противовес благим созданиям Хормазда - Солнцу, Луне и двенадцати зодиакальным созвездиям - злокозненный Ахриман породил семь планет, которые своим путанным петлеобразным движением призваны вносить беспорядок в течение космической и земной жизни. Об этом говорится во многих священных зороастрийских текстах, таких, например, как "Бундахишн", "Денкарт" и "Меног-и-Храд". "Беседы духа мудрости" ("Меног-и-Храд") повествуют: "...Ахриман произвел эти семь планет, тех, что названы семью вождями Ахримана, для того, чтобы похищать и растрачивать счастье - Хварну (Хварна - абстрактная божественная сущность. Сила вдохновения, даруемая небожителями, связанная с огнем и олицетворяющая божественное начало) созданий Хормазда, в противоположность Солнцу, Луне и двенадцати созвездиям. И это касается всякого счастья, которое эти созвездия даруют созданиям Хормазда. Эти семь планет отбирают его у созвездий, Солнца и Луны столько, сколько могут отнять, и отдают его демонам и злодеям, чем увеличивают их могущество
Солнце и Луна, чье движение по двенадцати благим созвездиям и составляет основу календаря, почитались самыми святыми созданиями Господа Хормазда. Солнце - источник жизни и Луна - ночной светоч наряду с двенадцатью созвездиями были названы в откровении вождями, и от них зависело распределение Хварны, счастья, благополучия и здоровья между смертными. Подчеркнем: календарь считался хранилищем Хварны - Божественного дара харизмы (Харизма от греч. charizma - "милость, божий дар" - гениальность, исключительная одаренность), отмеченности и благодати. Лишь наличие Хварны, верили зороастрийцы, может позволить человеку преодолеть условности предопределения, вырваться из под власти рока и фатума, диктующего человеку свою волю посредством влияния порожденных Ахриманом планет.
Последователи пророка Заратуштры были абсолютно убеждены в том, что Хварну дарует Солнце, ведь они даже называли его Хваршат, то есть "блестящее", "светящееся", - именем, однокоренным слову "Хварна". Фарн, или иначе - Хварна, изображался как сияющий нимб над головой осененного Божественной благодатью человека. Впоследствии этот образ проник в буддийскую и христианскую иконографию, став непременным атрибутом пророков и святых. По мнению зороастрийцев, Хварну, а вместе с ней и сверхспособности может получить и простой человек, но вот удержать ее в состоянии только истинный праведник.
В авестийской книге "Яшт", в "Ривайятах" и "Шахнаме" описывается легендарный царь Йима, трижды лишавшийся Хварны, которая отлетала от него в образе мифической птицы Варагн. В первый раз Хварна покинула Йиму, когда он по наущению дьявола накормил голодных людей мясом; второй раз - когда он позволил своей сестре вступить в порочную связь с демоном, отчего на земле появились обезьяны, медведи и снежный человек; в третий и последний раз Хварна покинула Йиму, когда он, обольстившись собственными многочисленными благодеяниями, назвал себя Богом. После такого страшного кощунства небеса окончательно отвернулись от него, и он стал добычей кровожадного Аждахака (Аждахак, Ажи-Дахака - "Змей-Дахака". В Авестийской традиции - трехглавый змей, созданный Ангра-Манью на погибель мира. Его тысячелетнее правление было прервано героем Траэтаоной /у Фирдоуси - Феридун/, который приковал змея к скале до скончанья времен), который распилил его тело надвое. Этот мифологический образ прекрасно демонстрирует нам результат неправильного использования божественного дара.
Но само понятие Хварны было для зороастрийцев многогранным. Ведь дар Божий может проявиться либо как талант и гениальность, либо как здоровье и долголетие, либо как слава и благосостояние. Кстати, к материальным ценностям зороастрийцы, в отличие от христиан, относились вполне почтительно, и бедность для них ассоциировалась с нежеланием и неумением работать. Подобное отношение к земным благам было и у наших предков, достаточно лишь вдуматься в смысл таких слов как "благосостояние", "богатство", "богатырь", чтобы убедиться в этом.
Зороастрийцы, жившие в строгом соответствии с календарными ритмами, разделяли Хварну на три вида, которые соотносились с тремя основными понятиями их религиозного календаря.
Высшая отмеченность, так называемая Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям как дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны. Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год - по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков. Хварна Жрецов - это династийная отмеченность.
Но есть и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это так называемая Хварна Воина, или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Эта отмеченность дается по заслуге добрых дел, исполнения долга. Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно - одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.
Каждый год 32-летнего календаря, каждый месяц года и каждый день месяца были посвящены тому или иному изеду - созданному Хормаздом благому духу, которому соответствовало то или иное растение, тотемическое животное, металл, минерал и т.д. Согласно дуалистической концепции зороастризма, в противоположность Хормазду злой дух Ахриман породил вредные растения, сорняки, вирусы и множество омерзительной храфстры: насекомых, скорпионов, змей, ядовитых пауков, пресмыкающихся - так называемых антитотемов, через которых в физическом мире проявляются дайвы-бесы. Каждому изеду противостоит тот или иной дайв, каждому тотему - антитотем, каждому благому делу противопоставляется определенный грех. Вся эта система противостояний отражена в удивительно стройной системе зороастрийского календаря, где каждый год, месяц или день представляет собой мистерию борьбы света и тьмы.
Каждый человек является невольным участником вселенской битвы добра и зла, и в каждом из нас, в зависимости от того, какую сторону мы выберем, проявляются черты либо тотема, соответствующего календарному дню, месяцу или году рождения, либо антитотема. Качества этих благих или же дурных животных проявляются в человеке не только на психологическом уровне, но даже и на физическом, отражаясь во внешности, делая человека похожим на то или иное животное.
Зороастрийский календарь сохранил в себе древнейшие тотемические представления, согласно которым человек теснейшим образом связан с животным и растительным миром: у каждого из нас есть свое, индивидуальное тотемическое животное, выполняющее роль связующего звена с многообразнейшим миром животного царства. Но, как уже говорилось, животное царство, как все в мироздании, разделено на две части, к одной из которых относятся благие создания Хормазда, а к другой - порождения нечестивого Ахримана. Поэтому, в лучшем случае, в человеке через черты тотемического животного проявляются качества изеда - покровителя дня его рождения, а в худшем - сквозь личину антитотема будет проступать отвратительная физиономия беса.
Понятия тотема и антитотема неразрывно связаны с понятиями Хварны и антихварны. На физическом уровне Хварна, данная человеку, проявляется во внешности, делая людей красивыми и привлекательными, наделяя их благородными чертами лица и хорошей осанкой. Знаками Хварны на теле считаются родинки в виде каких-либо фигур или созвездий, но расположенные только в строгом соответствии с указаниями солнечного календаря, согласно которому Хварне определенного дня соответствует определенный знак на теле.
Антихварна как печать Ахримана также проявляется во внешности и является свидетельством подверженности человека нападкам темных сил. Всевозможные виды физических недостатков и уродств, особенно врожденных, считаются отметинами дьявола. К ним относятся большие родимые пятна, особенно поросшие волосами, раннее облысение, хромота, сухорукость, дефекты речи, излишняя полнота, страшная худоба, непропорциональное телосложение, кривые зубы, всевозможные невралгии и многое другое. Если у человека присутствует семь видов различных антихварн, как это, например, имело место у вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, то такой человек считается воплощенным бесом.
Для того, чтобы заслужить Хварну того или иного солнечного дня, а вместе с ней получить защиту предков и помощь ангела-хранителя, человек должен следовать предписаниям календаря, базовые ритмы которого хранят в себе воспоминание о первоначальной гармонии мироздания, существовавшей до вторжения в него духа-разрушителя. Для снискания внимания высших сил и обретения благодати верующий зороастриец обязан был исполнять так называемые дела долга, составлявшие часть ежедневного религиозного ритуала.
Великий персидский первосвященник Адурбад, сын Мараспента, непререкаемый авторитет для каждого, исповедующего веру Заратуштры, оставил в назидание потомкам множество различных поучений, так называемых андарзов, среди которых есть и краткое наставление относительно того, какие дела долга следует выполнять в различные дни месяца. Сам Адурбад прославился тем, что при нем была кодифицирована Авеста, собраны и частично реконструированы сохранившиеся фрагменты этого древнейшего религиозного памятника индоевропейцев. Во времена царствования Шапура II (309-379 гг. н.э.), в атмосфере пошатнувшихся под натиском несторианского христианства, манихейства, маздакизма и буддизма идеалов древней зороастрийской религии Адурбад с триумфом доказал правильность своего толкования веры путем прохождения через испытание - огненную ордалию. На грудь ему был вылит расплавленный металл, но он остался цел и невредим, тем самым доказав правоту последователей Заратуштры в споре с еретиками и сектантами. К советам Адурбада зороастрийцы во все времена относились с огромным уважением, и имя его достаточно часто упоминалось в пехлевийской литературе. Мы, рассматривая календарную систему зороастризма, также не можем обойти своим вниманием личность великого первосвященника, оставившего нам в наследство один из ключей к толкованию солнечных дней зороастрийского религиозного календаря.
Адурбад
Дела долга, которые следует выполнять в разные дни месяца

1-й солнечный лень
В день Хормазда пей вино и женись.
2-й солнечный лень
В день Воху-Мана одевай новую одежду.
3-й солнечный лень
В день Аша-Вахишты иди в храм огня.
4-й солнечный день
В день Шахревара веселись.
5-й солнечный день
В день Спента-Армайти паши землю.
6-й солнечный день
В день Хаурвата рой каналы для орошения.
7-й солнечный день
В день Амертата сажай кусты и деревья.
8-й солнечный день
В день Хварны мой голову и стриги волосы и ногти.
9-й солнечный день
В день Атара отправляйся на прогулку и не пеки хлеб, ибо это прискорбный грех.
10-й солнечный день
В день Апам-Напата воздерживайся от воды и не тревожь вод.
11-й солнечный день
В день Хваршата отведи своих детей в школу для обучения грамоте, чтобы они стали образованными и мудрыми.
12-й солнечный день
В день Мах пей вино, и собери для беседы своих друзей и проси блага у Царя Луны.
13-й солнечный лень
В день Тиштрии посылай детей учиться стрельбе из лука, единоборствам и верховой езде.
14-й солнечный день
В день Гэуш-Урвана осматривай хлева и конюшни и приучай своих быков к плугу.
15-й солнечный день
В день Ардвисуры-Анахиты стриги волосы и ногти, и собирай виноград для вина и кидай его под пресс, чтобы вино было доброе.
16-й солнечный день
В день Михра, если ты несправедливо обвинен кем-то, встань перед Митрой и проси у него справедливости и взывай к нему.
17-й солнечный день
В день Сраоши проси благодеяния благословенного Сраоши ради спасения души.
18-й солнечный день
В день Рашну жизнь весела - делай в святости все, что хочешь.
19-й солнечный день
В день Фравардина не давай никаких клятв; в этот день благословенны жертвы Фравашам, они наиболее приятны им.
20-й солнечный день
В день Вертрагны закладывай фундамент своего дома, чтобы он был быстро построен, и иди на войну и на битву, чтобы ты мог вернуться с победой.
21-й солнечный день
В день Рама призови свою жену и делай с ней, что положено, и наслаждайся; отдавай также, если есть, прошение судьям, чтобы ты мог достичь желаемого.
22-й солнечный день
В день Вата ограничь себя в словах и не предпринимай ничего нового.
23-й солнечный день
В день Вайю делай все, что тебе нравится. Приведи к себе свою жену. Стриги волосы и ногти и одевайся.
24-й солнечный день
В день Даэны убивай вредных зверей и гадов.
25-й солнечный день
В день Арты купи новую вещь и принеси ее в дом.
26-й солнечный лень
В день Аштата допусти своих кобыл, коров и самок вьючных животных к их самцам, чтоб это пошло им во здравие.
27-й солнечный лень
В день Асмана отправляйся в долгий путь, чтоб вернуться целым и невредимым.
28-й солнечный день
В день Зема не принимай лекарств.
29-й солнечный лень
В день Мараспента чини свою одежду, шей ее и одевай ее; и возьми в постель свою жену, чтобы дитя острого ума и доброго нрава родилось от вас.
30-й солнечный лень
В день Анграоши стриги волосы и ногти и прими в постель свою жену, если хочешь породить исключительного ребенка.
Советы Адурбада относительно исполнения дел долга исключительно полезны для понимания структуры зороастрийского календаря. Сами по себе календарные циклы понимались поклонниками Мазды как воспоминание о неоскверненном райском состоянии мира, и зороастрийцы верили, что исполнение дел долга способствует обретению при жизни райской благодати, то есть Хварны. Но заслужить такой дар можно было лишь путем следования главной заповеди пророка Заратуштры, которая выражалась в короткой молитвенной формуле: "Хукст, Хумат, Хуварст", что означает: "Благие помыслы, благие слова, благие поступки". Зороастрийская дуалистическая концепция предполагала наличие морально-этической триады, которой противостояла триада злых мыслей, злых слов и злых дел. В зависимости от того, какой путь изберет человек и кому он будет служить своими ежечасными мыслями, словами и делами, определялась как посмертная его участь, так и прижизненное состояние, исполненное благодати - Хварны или же лишенное ее. Путь злодеяний ведет к приобретению демонических качеств, которые, пустив корни в психологии человека в теперешнем существовании, не замедлят проявиться во внешности в следующем воплощении в виде так называемых антихварн, то есть физических уродств.
Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к обретению Хварны либо антихварны соответственно. Эти добродетели и грехи подробно описаны в пехлевийском религиозном тексте "Дадестани-Меног-и-Храд" ("Дадестан-и-Меног-и-Храд" - позднее пехлевийское религиозно-этическое сочинение, построенное в форме диалога. Чтобы понять смысл происходящего, мудрец задает Духу высшей небесной мудрости 62 вопроса, касающихся различных положений веры), то есть "Беседы с Духом мудрости", и мы позволим себе привести цитату из этого в высшей степени интересного сочинения, в котором мудрец вопрошает Духа мудрости по самым разным аспектам религиозной и повседневной жизни.
Меног-и-Храд Глава XXXVI
Мудрец спросил Духа мудрости: "Какой из грехов на свете самый гнусный?"
Дух мудрости отвечал так:
"Из грехов, совершаемых людьми, грех противоестественной половой связи наиболее отвратителен.
Вторым наихудшим грешником является тот, кто потворствовал противоестественному половому акту с мужчинами.
Третьим - кто убил праведного человека.
Четвертым - кто разрушил праведный брак.
Пятым - кто расстроил устроение усыновленного сына.
Шестым - кто потушил огонь Варахрама.
Седьмым - кто убил водяного бобра.
Восьмым - кто поклоняется идолу.
Девятым - кто верует и стремится поклоняться всякой религии.
Десятым - кто потребляет то, что поручено его охране, и становится расхитителем.
Одиннадцатым - тот, через греховность которого поддерживается нечестие.
Двенадцатым - кто не делает никакой работы, но ест незаконно и неблагородно.
Тринадцатым - кто распространяет ересь.
Четырнадцатым - кто совершает колдовство.
Пятнадцатым - кто совершает измену.
Шестнадцатым - кто совершает поклонение демонам.
Семнадцатым - кто совершает воровство и подстрекает к воровству других.
Восемнадцатым - кто нарушает обещание.
Девятнадцатым - кто действует по злобе.
Двадцатым - кто оказывает давление, чтобы веши других перешли в его собственность.
Двадцать первым - кто расстраивает праведного человека.
Двадцать вторым - кто распространяет клевету.
Двадцать третьим - кто проявляет высокомерие.
Двадцать четвертым - кто идет к проститутке.
Двадцать пятым - кто проявляет неблагодарность.
Двадцать шестым - кто говорит ложь.
Двадцать седьмым - тот, кто оскверняет прах умерших.
Двадцать восьмым - кто испытывает удовольствие, удовлетворяя порок и изводя добрых.
Двадцать девятым - кто считает грех безотлагательным делом, а исполнение добрых дел ежедневно откладывает.
И тридцатым - тот, кто скорбит о счастье, которое он доставил другому.
Глава XXXVII
Мудрец спросил Духа мудрости:
"Каковы главные пути и побуждения добрых дел, которыми люди достигают небес?"
Дух мудрости отвечал так:
"Первое доброе дело - это щедрость и великодушие.
Второе - правда.
Третье - благодарность.
Четвертое - довольство.
Пятое - желание произвести благодеяние для добрых и стать другом каждому.
Шестое - пребывание без сомнений относительно того, что небо и земля и все блага земного и духовного существования происходят от Создателя Хормазда.
Седьмое - признание бесспорности того, что вся нищета и горе происходят от Ахримана, нечестивого, который проклят.
Восьмое - свобода от сомнений в том, что касается воскрешения и будущего существования.
Девятое доброе дело - это если кто ради любви души вступает в брак, в котором жена будет, как сестра, а муж -как брат.
Десятое - кто усыновляет сирот.
Одиннадцатое - кто обрел привычку усердно трудиться.
Двенадцатое - кто без сомнения в чистой, светлой религии поклонников Мазды.
Тринадцатое - кто добросердечно заботится о способностях и средствах каждого.
Четырнадцатое - кто обретает уважение добрых и сам становится почитателем добродетели, которую он находит среди добрых.
Пятнадцатое - кто ищет привязанности добрых.
Шестнадцатое - кто изгоняет злобу и немилосердие из своего ума.
Семнадцатое - кто не вынашивает недостойной зависти.
Восемнадцатое - кто не вынашивает похотливых желаний.
Девятнадцатое - кто всегда и со всеми умеет поладить.
Двадцатое - кто не вносит расстройства в дела умерших и беспомощных.
Двадцать первое - кто не допускает ни малейшего проявления гнева.
Двадцать второе - кто не совершает никакого греха от бесчестия.
Двадцать третье - кто не проявляет апатии вследствие лености.
Двадцать четвертое - кто не таит в себе сомнений относительно святых существ.
Двадцать пятое - кто не сомневается в существовании рая и ада, являющихся воздаянием душе, слава которой в небесах и страдание - в аду.
Двадцать шестое - кто воздерживается от клеветы и завистливых взглядов.
Двадцать седьмое - кто создает свое счастье и распространяет его на других.
Двадцать восьмое - кто становится помощником добрых и проклинает злых.
Двадцать девятое - кто воздерживается от обмана и зла.
Тридцатое - кто дает приют больным, одиноким и купцам."
Эти тридцать благих дел и тридцать грехов соответствуют тридцати дням солнечного месяца зороастрийского календаря, но не по нумерации, а по их характеристике.
Как уже говорилось, каждый месяц зороастрийского года насчитывал 30 дней. Двенадцать месяцев составляли 360 дней, и зороастрийцы верили, что до вторжения в мироздание духа-разрушителя Земля обращалась вокруг Солнца за 360 дней. К этим представлениям восходит сама идея деления круга на 360 градусов. Теперешнее положение вещей, при котором продолжительность года составляет 365,24 дня является, с точки зрения зороастрийской космогонии, свидетельством оскверненного состояния мира. Последние, "лишние" 5 дней года последователи Заратуштры называют "проклятыми днями" или "днями скорби по утраченной гармонии мира".
Двенадцать месяцев были посвящены божествам арийского пантеона. (Если приглядеться, за их чисто персидскими именами можно легко обнаружить и образы русского языческого фольклора ). Отправной точкой ежегодного календарного цикла все арийские народы считали весеннее равноденствие - момент, когда длина светового дня начинала превышать длину ночи. Зороастрийцы не были и не могли быть исключением, не случайно же их называли солнцепоклонниками. Они молились Солнцу и всякий раз с благоговением ожидали восхода, который знаменовал для них начало нового дня. В их системе счета времени сутки начинались не с полуночи - времени разгула бесов, а с реального явления - восхода дневного светила, почитаемого как "Око Хормазда".
Стало быть, чтобы понять сам принцип древнейшей и правильнейшей системы счета времени, каковой являлся сакральный зороастрийский календарь, необходимо уяснить два основополагающих момента: во-первых, календарный год начинается не с какой-то надуманной даты посреди зимы, как это имеет место в григорианском календаре, а с момента весеннего равноденствия - космического явления, символизирующего для зороастрийцев победу света над силами тьмы и совпадающего с реальным пробуждением производительных сил природы после зимней спячки, а во-вторых, началом дня следует считать не глубокую полночь - время сна праведников и активности ночных хищников и лиходеев, а восход Солнца.
Как уже говорилось, природа зороастрийского календаря теофорна, то есть дни месяца посвящены божествам пантеона Авесты, причем день того или иного Изеда повторяется 12 раз в течение года. Меняются месяцы, которые также посвящены различным Изедам, но последовательность дней внутри месяца всегда остается неизменной. А когда название месяца и дня совпадают, такой день называется днем месяца и отмечается особым богослужением в честь изеда, которому посвящен день.
Последовательность дней в солнечном зороастрийском календаре следующая:
1-й солнечный день
Посвящен Ахура-Мазде - Творцу и Создателю всего сущего. Им сотворены мир идей (Менок) и проявленный мир вещей (Гетик). Все блага мира происходят от Ахура-Мазды, а все беды - от его противника духа-разрушителя Ангра-Манью.
2-й солнечный день
Посвящен архангелу Воху-Мана, изеду Благой Мысли и подателю добрых помыслов.
3-й солнечный день
Посвящен Аша-Вахиште - "Наилучшей Истине", изеду - хранителю космического огня.
4-й солнечный день
Посвящен Хшатра-Вайрью - "Желанной Власти", изеду - покровителю государственного устройства.
5-й солнечный день
Посвящен Спента-Армайти, ангелу земли, чье имя переводится как "Благодетельный Мир".
6-й солнечный день
Посвящен архангелу Хаурвату, дарителю целостности и здоровья, покровителю водной стихии.
7-й солнечный день
Посвящен Амертату, изеду, имя которого переводится как "Бессмертие". Он - даритель жизненных сил и покровитель растительного царства.
8-й солнечный день
Посвящен Хварне - божественной благодати, даруемой людям изедами по "заслуге добрых дел".
9-й солнечный день
Посвящен Атару - изеду Божественного Огня - святого для каждого зороастрийца понятия.
10-й солнечный день
День Апам-Напата, "Владыки вод", хранителя огромных стихийных энергий.
11-й солнечный день
Посвящен Солнцу, которое зороастрийцы называли именем Хваршат, то есть "Исполненное сияния".
12-й солнечный день
Посвящен Луне, антиподу Солнца. Огнепоклонники называли ее Владычица Мах.
13-й солнечный день
Посвящен звездам - небесному воинству и его водителю - звезде Сириус, с которой в зороастрийской космологии был связан изед Тиштрия.
14-й солнечный день
Посвящен Гэуш-Урвану - космическому покровителю домашнего скота.
15-й солнечный день
День Ардвисуры-Анахиты, дарительницы любви и счастья, охранительницы рожениц и кормящих матерей.
16-й солнечный день
Посвящен великому Ахуре - высочайшему Митре, защитнику святости договора и судье каждого человека на посмертном судебном процессе.
17-й солнечный день
День изеда по имени Сраоша, защитника людей при жизни и после смерти.
18-й солнечный день
Посвящен божеству справедливости по имени Рашну. Он выполняет роль прокурора на посмертном судебном процессе, в котором также принимают участие Сраоша и Митра.
19-й солнечный день
Посвящен Фравашам - душам умерших предков, к которым зороастрийцы относились с благоговением.
20-й солнечный день
Посвящен Вертрагне - покровителю воинского искусства. Он дарует мужчинам отвагу, крепость мыши и мужскую силу.
21-й солнечный день
День Раммана - хранителя широких пастбищ. Рамман дарует людям богатство и материальное благополучие.
22-й солнечный день
Посвящен изеду по имени Вата - божеству ветра. Вата приносит перемены и вносит разнообразие в жизнь людей.
23-й солнечный день
Посвящен Вайю - изеду великой пустоты. Он, как и Вата, связан с ветром, но воплощает в себе другую его ипостась: Вайю - спокойный ветер.
24-й солнечный день
Посвящен Даэне - религии зороастрийцев. Даэна - это вера, совесть и чистота в каждом из нас.
25-й солнечный день
День Арты небесной, божества счастья и воздаяния за благие дела. Ее можно уподобить римской Фортуне.
26-й солнечный день
Посвящен изеду, покровительствующему честным и правдивым людям. Его зовут Арштат; он награждает тех, кто держит слово и не теряет собственного достоинства.
27-й солнечный день
Посвящен Асману - божеству неба.
28-й солнечный день
День Зема - хранителя подземных сокровищ и многочисленных кладов.
29-й солнечный день
Посвящен Мараспенту - изеду благого слова и молитвы. Он является посредником между людьми и небожителями.
30-й солнечный день
Как и 1-й, посвящен Ахура-Мазде, но в данном случае - в его творческой ипостаси. Это день Спента-Манью - Святого Духа.
Более полный список изедов - достойных поклонения сущностей пантеона Авесты, почитаемых в тот или иной солнечный день, содержит древнезороастрийский текст эпохи Сасанидов "Зи Рочак" или "Широзах". Этот своеобразный календарный молитвенник дает современному читателю представление о сложности и многогранности сакрального календаря древних Ариев. Мы предлагаем читателю один из дошедших до нас вариантов этого сочинения, комментарии к которому находятся в основном разделе книги.
Зи Рочак
1-й солнечный день. День великолепнейшего величественного Ахура-Мазды.
2-й солнечный день. День Воху-Мана, всепобеждающего покоя, который не зрит других существ; Природной, сотворенной Маздой мудрости, воспринимаемой разумом, сотворенной Маздой мудрости.
3-й солнечный день. День прекраснейшего Аша-Вахишты, могущественной, сотворенной Маздой молитвы Арьяман-Ишйе; Доброй истинно святой Маздой сотворенной Шаоки с глазами любви.
4-й солнечный день. День Кшатра-Варьи, огненного потока металла, растворяющего зло. Божественного милосердия, которое заботится о бедных.
5-й солнечный день. День благой Спента-Армайти, благой широковзорой Маздой сотворенной истинно святой Раты.
6-й солнечный день. День судьи Хаурватат, Йаирья Хушитай, 32-х изедов - повелителей годов, судей Аши.
7-й солнечный день. День судьи Амертат; двух великих благ Господа: тучных стад и приносящего благо поля пшеницы; могущественной Маздой сотворенной Гаукэрены; Митры, обладающего обширными угодьями, и Раммана, предлагающего широкие пастбища; Аша-Вахишты и Атара, сына Ахура-Мазды; великого бога Апам Напата и Маздой сотворенной воды; Фравашей Верующих в Ашу и множества жен, имеющих сынов-героев. И Яирья Хушитай и прекрасно сложенного и прекрасным взращенного Амы и сотворенного Ахурой Вертрагны и победоносной Упаратат; истинно благочестивого, вознаграждениями одаривающего, победоносного, способствующего процветанию всего имущества Сраоши; справедливого Рашнава и Арштат, способствующей процветанию и умножению всего имущества.
8-й солнечный день. День великолепного полного величия Творца Ахура-Мазды и всех Амеша-Спента.
9-й солнечный день. День Атара, сына Ахура-Мазды, сияния и сотворенного Маздой вместилища света, великолепия созданных Маздой Ариев и сотворенного Маздой великолепия Кавиев; Атара, сына Ахура-Мазды, Кави Хосрова, озера Хосрова, сотворенной Маздой горы Ансвант, сотворенного Маздой озера Кэйчас и созданного Маздой великолепия Кавиев; Атара, сына Ахура-Мазды, созданной Маздой горы Райвант и созданного Маздой великолепия Кавиев; Атара, сына Ахура-Мазды, - о Атар, священный герой битв, о величественный Йазата, богатый целительными средствами Йазата; Атара, сына Ахура-Мазды, со всеми видами огня, внука царства, Йазата Найриосангха.
10-й солнечный день. День благой сотворенной Маздой Воды, неоскверненной истинно святой Воды Аредви, всех сотворенной Маздой вод и всех сотворенных Маздой растений.
11-й солнечный день. День бессмертного, щедрого, обладающими быстрыми скакунами Солнца.
12-й солнечный день. День Луны, дающей зачатие скоту, и единожды сотворенного первобыка и разнообразных животных.
13-й солнечный день. День великолепной блистательной звезды Тиштрии, могучего, сотворенного Маздой Шатаваэша, сотворенных Маздой звезд, которые содержат семя Вод, семя Земли, Семя растений; созданной Маздой звезды Ванант; тех звезд, которые имеют семь признаков, сотворенных Маздой, блистательных, благотворящих.
14-й солнечный день. День Гэуш Ташана, Гэуш Урвана, могучего Маздой сотворенного истинно святого Герваспа.
15-й солнечный день День великолепнейшего величественного Ахура Мазды и всех Амеша Спента.
16-й солнечный день День обладающего обширными угодьями, тысячеухого, десятитысячеглазого Митры, Йазата, вызываемого по его имени, и Раммана, предлагающего хорошие пастбища.
17-й солнечный день. День истинно благочестивого героического Сраоши, который принял в себя Святое Слово, заставляющее колебаться даже толстые деревья.
18-й солнечный день. День справедливого Рашну и Арштат, содействующей процветанию и умножению всего имущества, и Святого Слова, содействующего процветанию всего имущества.
19-й солнечный лень. Лень сильных, всюду победоносных Фравашей Верующих в Ашу.
20-й солнечный день. День прекрасносложенного прекрасноликого Амы, созданного Ахурой Вертрагны и победоносной Упэрэтат.
21-й солнечный лень. День Раммана, предоставляющего хорошие пастбища и мудро действующего, не зрящего прочих существ Вайю - то в тебе, о Вайю, что есть в тебе от Святого духа чтим мы; нескончаемой Тхваши, бесконечного Зервана, вечного Зервана.
22-й солнечный день. День благомыслящего Ваты - Ветра, дующего с низины, дующего с высоких гор, западного, восточного, южного, северного, и неустрашимой смелости великого изеда Вертрагны.
23-й солнечный день. День великолепнейшего величественного Творца Ахура-Мазды и Амеша Спента.
24-й солнечный день. День сотворенной Маздой Аша святой самой правильной Чисты и благой маздаяснийской Даэны (религии).
25-й солнечный день. День благой Аши, благой Чисты, благой Эртай, благой Расанстат, Хварны и Маздой созданного Блага; едущей на быстрой колеснице Парэндай; великолепия (Хварны) созданных Маздой Ариев и сотворенного Маздой великолепия Кавиев (Хварны Царей) и сотворенного Маздой недоступного великолепия (высшей Хварны) и созданного Маздой великолепия Заратуштры.
26-й солнечный день. День Арштат, содействующей процветанию всего имущества; созданной Маздой, дающей истинное наслаждение горы Ушидарна.
27-й солнечный день. День великого могучего неба - самого лучшего бытия Верующих в Ашу, светлейшего, дающего все наслаждения.
28-й солнечный день. День Зема, Йазаты, облагодетельствовавшего эти города и селения; Маздой сотворенной, дающей истинное наслаждение горы Ушидарна, и всех, созданных Маздой гор, дающих наслаждение Ашей (истиной), много наслаждений Ашей, и сотворенного Маздой великолепия Кавиев (Хварны Царей) и сотворенного Маздой недоступной Хварны - высшего великолепия.
29-й солнечный день. День святой, истинно святой, энергично действующей Мантры, закона, направленного против Дайвов, закона, исходящего от Заратуштры; закона длительной традиции; благой, созданной Маздой религии; веры в Святое Слово; восприятия разумом маздаяснийской религии, познания Святого Слова; природной, созданной Маздой мудрости, воспринимаемой разумом созданной Маздой мудрости.
30-й солнечный день. День вечного безначального Света, светлой обители восхваления, вечной обители смешанных, созданного Маздой моста Чинват; великого бога Апам Напата и сотворенной Маздой Воды; Хаомы, способствующей обретению Аши (истины); Афритай - покровительнице Дахмы; могучего Дамойш Упамана; всех истинно святых духовных и материальных Йазат; могучих, всюду победоносных Фравашей Верующих в Ашу; Фравашей первого вероучителя; Фравашей ближайших родственников и Йазата, вызываемого по имени.
Более подробную информацию о каждом солнечном дне читатель сможет получить из этой книги.
Зороастрийцы всегда считали, что мир целостен и его теперешнее расколотое состояние лишь временно. Для того, чтобы не усугублять его, а напротив, способствовать скорейшему восстановлению гармонии, они старались жить по календарю, хранящему в себе воспоминание о первотворении. Целостность проявленного мира, неразрывная взаимосвязь его отдельных частей были для зороастрийцев абсолютно очевидны. По их мнению, каждому изеду сопутствует та или иная звезда, соответствуют те или иные металлы и минералы, представители животного и растительного царства. Они придавали огромное значение символике чисел, снов и примет. Во всем окружающем мире они пытались увидеть знаки свыше, и наблюдение за небом было для них не более важным, чем наблюдение за процессами, происходящими на земле.
Именно в этом ракурсе и нужно рассматривать сакральный зороастрийский календарь. Это в первую очередь путеводитель, использование которого позволит читателю избежать подводных рифов в бурном течении повседневной жизни, а также по-иному взглянуть на себя и на окружающих, ответить на многие вопросы и избежать некоторых ошибок.
Авестийская традиция видит в человеке участника великой космической битвы. В зависимости от индивидуального выбора каждый из нас оказывается в рядах либо светлого воинства, либо воинства мрака, хаоса и разрушения. Для тех, кто сделал свой выбор в пользу света, и предназначена эта книга. В ней даны указания и рекомендации относительно того, как поступать наилучшим образом в определенные моменты времени, дабы не оказаться игрушкой в руках сил зла.
Придерживаясь рекомендаций зороастрийского календаря, можно в значительной степени оградить себя от посягательств со стороны темных сил. Например, рекомендуемые цвета являются защитными, выполняют роль оберега, щита, делающего человека менее уязвимым; предметы силы в какой-то степени являются магическим оружием того или иного дня. Правильное толкование снов позволяет получить желанные ответы на волнующие вопросы, а также услышать предупреждение ангела-хранителя о грозящей опасности. Приметы следует расценивать как дорожные знаки, помогающие ориентироваться в сложной обстановке каждодневного бытия.
Прежде чем приступить к изложению характеристик 30 дней календарного зороастрийского месяца, необходимо сделать последнюю оговорку: приведенный ниже вариант календаря не являлся классическим и общеиранским даже в древние времена, это - лишь версия его в зерванитской традиции, предположительно датируемая III - V вв. н.э.
1 солнечный день
День посвящен Создателю мира - Ахура-Мазде.
Ахура-Мазда - верховное божество зороастризма, даритель радости и благополучия. Все блага мира происходят от Ахура-Мазды, все беды и страдания - от его противника Ангра-Манью. Между Ахура-Маздой и Ангра-Манью идет непримиримая борьба, которая закончится торжеством сил света - Ахура-Мазды и его помощников - Амеша-Спента, вызванных к жизни Создателем мира. Именно Ахура-Мазде и его архангелам - Амеша-Спента - посвящена первая неделя зороастрийского календарного месяца.
Текст Зирочака
"Великому огню Ахура-Мазды, который Он зажег в мире для спасения творения от сатанинской гордыни, поклоняемся мы. Всем святым и всем Изедам, всем Фравашам всеблагим, появившимся от начала века, поклоняемся мы. Великому Изеду, спутнику Ахура-Мазды - Сенмурву многотысячекрылому, чьи глаза, как небосвод, поклоняемся мы."
В 1-й солнечный день поминается сам Хормазд как творец мира, давший миру жизнь, а также все Амеша-Спента, помогавшие ему в творении.
Сенмурв - это проявленная в мире сила Хормазда, стихия, наказующая грешников, но одновременно и дающая возможность понять величие Творца. Птица Сенмурв изображалась многотысячекрылой и многотысячеглазой: каждый взмах ее крыла - это различные проявления стихий, а рассыпанные по небу звезды - тысячи глаз Сенмурва.
Рекомендации
Все начинания перспективными будут только тогда, если вы всерьез и надолго беретесь за дело. Когда вы в чем-то сомневаетесь, то лучше и не начинайте - все может провалиться. Можно отправляться в путь, но только очень дальний. Утро и день человек должен посвятить активной работе, а вечер - веселью и отдыху. Запрещается поддаваться унынию и депрессии. Нельзя быть в одиночестве, обосабливаться от других. Проявляйте творчество и инициативу в этот день, будьте щедрыми. Никаких авантюр! Благоприятное время для свадеб, однако жениться нужно только на любимых. Хорошо стричь волосы и ногти. В светлое время суток старайтесь меньше соприкасаться с водой. После заката солнца полезна баня.
Еда. Пеките лепешки, хлеб, пирожки. Вино обязательно красное, подогретое, с пряностями.
Одежда. Хорошо одеваться в новые одежды, но не покупать их. Подбирайте светлые и яркие тона, больше блеска! Избегайте тусклых и темных цветов.
Приметы. Найти блестящие предметы в этот день - к удаче, гвоздь - знак обретения стержня. Если над вами сверкнет молния - к большой радости. Вас в течение дня сопровождает пение птиц - знак помощи предков, однако и их следует помянуть. Когда со стола падает еда - остерегайтесь воровства, грабежа, насилия. Разлить что-либо - знак бедности, расторжения брака, ссоры с близкими. Рвутся нитки, одежда разъезжается по швам - болезни или смерть близких. Случайно потухший свет или огонь - все задуманное вами не исполнится или обернется против вас. Если у женщины ломается ноготь - к незапланированной беременности; заусеницы - опасность изнасилования.
Сны. Хорошо видеть яркие сны. Праздники и пиры - знак богатства и помощи. Видеть воду - к погружению в сплетни и слухи. Огонь - выжигание всех врагов. Молния - перемена жизни к лучшему. Быть голодным, видеть кошмары - знак нищеты, бедности и страданий.
Тотем
Птица Сенмурв - большой орел или грифон (лев с орлиной головой и крыльями).
Если у человека выражен тотем, то характер и внешность его будут схожи с проявлениями священного животного.
Внешность
Внешность такого человека орлиная, впечатляющая: высокий рост, нос с горбинкой, выраженные ноздри, брови вразлет. У женщин крепко сбитая фигура, большая грудь, но тонкая талия. Сосредоточенный острый взгляд, быстрая реакция, резкие обороты речи, немногословность. Таким людям свойственны гордость, стойкость, выносливость, стремление .достигнуть вершины. Они не умеют подчиняться. Прекрасные организаторы, но могут долго ничего не делать, пока не осознают цель. Ум острый и резкий, веселый нрав, дар предвидения и ощущение приближения опасности. Они щедры и честны, но многие их честность воспринимают как хитрость. Умеет пробуждать в других веру в собственные силы. Это учителя, которые учат других собственным примером. Когда Сенмурв еще не раскачался, его легко сбить и подрезать крылья. Но если он раскачался, как маховик, то его невозможно остановить и удержать. Он любит большой простор, путешествия, смену обстановки. В себе он не так уверен, как это кажется другим. Не может долго находиться в одном месте, но обожает свое гнездо
Знаки Хварны
Симметричные золотистые плоские родинки на голове, над обоими ушами
Благое дело
Укрепление в вере и познание добра, обязательный выбор в пользу света. Человека, рожденного в 1-й солнечный день, будут всегда искушать в вере, религии. Через это искушение ему надо пройти и познать, "что такое хорошо и что такое плохо". В этот день нужно быть щедрыми и великодушными.
Антитотем
Спрут, многоглавая гидра, Змей Горыныч, которому отрубают одну голову, а на ее месте вырастает много других.
Внешность
Такой человек имеет маленькую голову, неприятный колючий взгляд, змеиные глаза, завораживающие и ничего не выражающие. Небольшой рост, скрипучий или шипящий голос, расплющенный нос. Внешне неприметный, приспосабливается ко всему, как вирус, меняет оболочки. Ставит себе цель и ради нее готов пойти на все. Его ни на чем не поймаешь, у него алиби на все случаи жизни. Страшно тщеславен, его переполняет жуткая гордыня, скрытая зависть, он будет примазываться к более сильным людям и их осквернять. Получает огромное удовольствие оттого, что растоптал и унизил других. Одержим пороками, которые прививает другим, жаден и страшно мстителен.
Грех
Противоестественная половая связь. Рожденному в 1-й солнечный день ни в коем случае нельзя не только вступать в такие связи, но даже и думать об этом, вступать в какие-либо взаимоотношения с людьми, осквернившими себя этим страшным грехом.
Числа. 21 и 72.
Планета. Юпитер
Звезда. Акрукс (альфа Южного Креста). Имеет 1-ю величину, белого цвета. Связана с Солнцем, Юпитером и Нептуном. Это звезда необычайной духовности, высокого духовного полета, самопожертвования, в результате которого человек обретает высшую мудрость.
Предмет силы. Светильник, огонь
Камень. Гранат, связанный с сохранением веры и огня - первичного творческого начала Вселенной. Этот камень приносит счастье только активным, страстным людям, полностью отдающим себя другим. Гранат является источником скрытой энергии
Металл. Олово
Знаменитые люди, рожденные в 1-й солнечный день
Мольер (Жан-Батист Поклен) 15.01.1622 французский комедиограф, актер, театральный деятель
Паскаль Блез 19.06.1623 французский математик, физик, религиозный философ и писатель
Тейлор Брук 18.08.1685 английский математик
Д`Аламбер Жан Лерон 16.11.1717 французский математик, механик, философ
Сальери Антонио 18.08.1750 итальянский композитор, с 1766 г. жил в Вене
Бальзак Оноре де 20.05.1799 французский писатель
Гончаров Илья Александрович 18.08.1812 русский писатель
Даргомыжский Александр Сергеевич 14.02.1813 русский композитор
Кольт Сэмюэл 19.07.1814 американский оружейник, конструктор и промышленник
Боткин Сергей Петрович 17.09.1832 русский врач-терапевт
Ковалевская Софья Васильевна 15.01.1850 русский математик
Деникин Антон Иванович 16.12.1872 генерал русской армии
Колчак Александр Васильевич 16.11.1874 русский адмирал, мореплаватель, участник гражданской войны в России
Линдер Макс (Габриель Левьель) 16.12.1883 французский киноактер
Вертинский Александр Николаевич 21.03.1889 русский поэт, композитор
Гитлер Адольф 20.04.1889 фюрер фашистской Германии
Мандельштам Осип Эмильевич 15.01.1891 русский поэт
Маяковский Владимир Владимирович 19.07.1893 русский советский поэт
Теллер Эдвард 15.01.1908 американский физик
Карне Марсель 18.08.1909 французский кинорежиссер
Свиридов Георгий Васильевич 16.12.1915 советский композитор
Маресьев Алексей Петрович 20.05.1916 советский летчик, герой Советского Союза
Мэй Брайан 19.07.1947 выдающийся рок-гитарист, лидер-гитара группы "Куин"
2 солнечный день
День посвящен изеду Воху-Мана - проводнику Божественного Слова
Воху-Мана принадлежит к числу семи Амеша-Спента - "бессмертных святых". Его имя переводится как "Благая мысль". Благая мысль наряду с благим словом и благим делом относится к составляющим морально-этической триады зороастризма. Философия зороастризма делила бытие на три части: верхний мир Менок - мир образов и идей, средний мир Ретак - мир слов и звуковых вибраций, и нижний, воплощенный мир Гетик - мир физических форм и материальных вещей. С этими тремя мирами соотносятся благая мысль, благое слово и благое дело, которым противостоят в мире Менок - злая мысль, в мире Ретак - злое слово, а в мире Гетик - злое деяние. Воху-Мана, наряду с Ахура-Маздой и Аша-Вахиштой, входит в верховную божественную триаду. Он дух-покровитель животного царства, относящегося к семи благим творениям Создателя мира Ахура-Мазды. Архангелу Воху-Мана противостоит демон злой мысли - Аки-Мана.
Текст "Зирочака"
"Второй день - день Воху-Мана, всепобеждающего покоя ".
Именно с покоем, гармонией был связан Воху-Мана, дарующий успокоение сердцам, сообщающий истину смятенным людям, а также оказывающий помощь и покровительство странствующим.
Чем более человек спокоен, тем более он уверен в Божественном слове, проявленном внутри него, тем больше у него возможности сокрушить бесовскую силу. Воху-Мана имеет аналогию с Николой Угодником, который в христианской православной традиции является покровителем морских путешествий. Воху-Мана - даритель разума, знаний и мудрости. Он помогает только разумным существам, способным к размышлению, осознанию чего-либо, и только им он дарует покой, внутреннюю гармонию и помощь свыше. Неразумные же, руководствующиеся эмоциями, инстинктами, ум кого поражен безумием, никогда не увидят Воху-Мана, пройдут мимо него. Воху-Мана часто испытывает людей, появляясь в виде странника, нищего, просящего подаяния, таким образом проверяя на умение различать истинную ценность вещей. Сумейте быть разумными - и тогда вы получите защиту и действительно обретете силу слова.
День посвящен "природной, присущей человеку Мудрости, воспринимаемой разумом".
Рекомендации
Хорошо делать покупки в этот день, заниматься торговлей, денежными операциями. Благоприятны контакты, накопление информации. Полезно овладевать какими-либо навыками. Нельзя молчать, лгать и хамить. Будьте милостивыми. День хорош для путешествий. Прекрасное время для гаданий, мантики, бросания жребия. Не соприкасайтесь с огнем. Старайтесь не приглашать гостей, не заниматься уборкой дома, стиркой.
Еда. Самая легкая: бутерброды, закуски, салаты. Вино пить не рекомендуется: "В день Воху-Мана, чтобы голова твоя была ясная, не оскверняй ее спиртным". Не нужно готовить сложные блюда.
Одежда. Хорошо одеваться в новое. Рекомендуются желтые, голубые и сине-зеленые цвета. Избегайте всех красных, оранжевых и лиловых тонов.
Приметы. Когда при вашем выходе из дому ветер дует сбоку, а также если случайно на голову падает лист с дерева - значит вы находитесь под защитой Небесных сил. Вас несколько раз окликают по имени - к улучшению вашего положения и исполнению желаний; в этом случае сразу же загадайте желание. Но если вас окликнули и обознались - к потерям, травле, вы расплатитесь за чужие грехи. Найти деньги или металлические предметы в этот день - дурной знак (их лучше не подбирать), предупреждение о порче, неудачах, потере. Самовозгорание чего-либо, взрыв лампочки, искры от зажженного предмета - знаки сглаза, порчи. Очень дурным знаком является сломанный ключ, а также случайно защелкнутая на замок дверь. Плохо, когда у вас ломаются трость, зонтик, кнопки, молнии, кольцо, или из него выпадает камень, - с вас снимается зашита, возможен обман со стороны кого-то из вашего окружения. Будьте осторожны в контактах. Когда рвется что-то в доме: занавески, портьеры, скатерть, - это значит, что на ваш дом навалятся всевозможные напасти, вам грозят ограбление, бедность и нищета. Если купленная в этот день вещь рвется, разбивается, теряется, - вам нельзя делать покупки в течение целого солнечного месяца. Черная кошка перебегает дорогу - дороги не будет, особенно, если кошка перебегает: дорогу мужчинам - слева направо, женщинам - справа налево. Надо ставить крест на деле, которое вы задумали. Если же кошка перебегает дорогу наоборот - вы сами кому-то перейдете дорогу. Откажитесь от задуманного!
Сны. Вещие. Видеть дорогу, путешествия, деревья означает благополучие, перемены к лучшему, исполнение желаний. Сон, имеющий продолжение, непременно вещий. Стричь волосы, ногти, терять зубы, видеть свою изменившуюся внешность в зеркале - знак обмана. Снятся стеклянные предметы, посуда, особенно если они разбиваются, - к болезни и обману. Увидеть во сне умершего родственника - хороший знак того, что они вступают с вами в контакт.
Тотем
Собака-поводырь, пастушья собака с золотистой шерстью, длинными острыми стоячими ушами, длинным хвостом, белой мордой и белыми лапами - помесь колли и борзой.
Внешность
Средний рост, сильно выраженная мускулатура, тонкие черты лица, большие уши, лопоухость (знак чувствительности и отсутствия зацикленности на себе). Широко расставленные глаза, удлиненный тонкий нос, тонкие длинные пальцы, стройные ноги, покатый лоб, светлые волосы, выдающаяся грудная клетка. Внешность напоминает собачью (в лучшем смысле этого слова). Собака - самое святое животное для каждого зороастрийца.
Характер
Отличительные черты характера таких людей: чувствительность, верность, преданность. Они мало говорят, но все сказанное выполняют; недоверчивы к новшествам и новым людям. Осторожны, осмотрительны, однако занудливы и педантичны. Заботливы, стараются доводить до конца начатые дела. Инициативы не проявляют, умеют служить. Выполняют все, что им поручают, но не более того. Служат под чьим-то началом и стараются найти своего господина. Им свойственно повышенное чувство долга и ответственности. У этих людей, как правило, не бывает семьи, это холостяки или старые девы. Иногда у них может быть поздний брак или один поздний ребенок. Среди таких людей много путешественников, следователей. Нюх на обманы, хорошая логика сочетаются у них с высочайший профессионализмом. Борясь со злом, они забывают о семье, беспощадны к врагам и самоотверженны в бою. Любят они заниматься и ручным трудом. Веселые и счастливые, когда находят свою службу и свой дом. Однолюбы, привязаны к одному человеку. К старости у них слабеет зрение.
Знаки Хварны
Родинка на мизинце положительной руки (для мужчин - правая, для женщин - левая) на тыльной стороне, лучше всего на среднем или нижнем суставе.
Благое дело
"Говорить правду и только правду". "Блажен тот, кто воздерживается от обмана, зла, трусости и приспособленчества, кто ведет других людей". Терпимость к чужим недостаткам, к чужой вере. Награда за это - у человека, терпимого к другим, всегда сохраняется ясность мысли. Он всегда получает истинную информацию о других, срывает с них маски. В дороге при необходимости ему помогают совершенно незнакомые люди.
Антитотем
Аки-Мана (злая мысль) - черный кот, вернее, крысо-кото-обезьяна.
Внешность
У человека в выраженными чертами антитотема: круглое лицо, большие глаза - зеленые, раскосые и завораживающие, неприятное и хитрое выражение глаз и хитрая улыбка. Носик кукишем, проваленный, курносый. Жесткие темные волосы. Здоровое и рыхлое тело, мягкие ручки и ножки, много жировых отложений.
Характер
Их отличают коварство, лживость, лесть, они везде втираются "без мыла", желают всем зла, прикидываются бедненькими, любят, чтобы о них заботились. Шантажисты, сплетники, соблазнители, пользуются успехом у противоположного пола, живут за чужой счет. Обманщики, маклеры, профессиональные предатели, женщины - проститутки. Любят вести задушевные разговоры, умеют расслабить, усыпить бдительность людей, обаятельны, любят рассуждать о честности, долге и законах, много обещают, но не выполняют, все говорят непрямо, а вокруг да около. Сексуально озабоченны, размножаются, как кошки, легко разрывают отношения с партнерами, гуляют сами по себе. Любят выпивку и компании.
Грех
Потворство гомосексуализму, а в принципе - любое потворство чужому греху в любой форме. Если извращенец убийца или вор попросит взаймы денег, никогда не следует ему их давать, т. к. неизвестно, на что он их потратит.
Искушение
Осуждение чужих, издевательство над иностранцами, проявление национализма, расовой нетерпимости.
Числа. 17, 31, 48. Хорошо, если вы встречаете их в виде номеров телефонов, машин, домов и т.д.
Планета. Меркурий
Звезда. Альгениб (гамма Пегаса), белая звезда 2-й величины. Связана с Юпитером, Солнцем, Марсом. Дает педагогические способности, духовную власть, помогает в преодолении искушений. У людей, находящихся под влиянием этой звезды, долго сохраняются творческие способности.
Предмет силы. Посох - опора, духовный стержень, придающий силы уверенность. При помощи посоха человек преодолевает любые испытания во время жизненных странствий.
Камень. Кошачий глаз, глазковый кварц - оберег против Аки-Мана. Этот камень укрепляет дух человека, а также охраняет семью, дом, имущество. Его задача - максимально стабилизировать человека.
Знаменитые люди, рожденные во 2-й солнечный день
Петрарка Франческо 20.07.1340 итальянский поэт
Дюрер Альбрехт 21.05.1471 немецкий живописец
Галилей Галилео 15.02.1564 итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, астроном
Ролль Мишель 21.04.1652 французский математик
Ван Дейк Антонис 22.03.1599 фламандский живописец
Кулибин Иван Петрович 21.04.1736 русский механик, изобретатель
Лежандр Андриен Мари 18.09.1752 французский математик
Бетховен Дюдвиг ван 17.12.1770 немецкий композитор
Щепкин Михаил Семенович 17.11.1788 русский актер
Оффенбах Жак (Якоб Эбершт) 20.06.1819 основоположников классической оперетты
Сытин Иван Дмитриевич 15.02.1851 русский книгоиздатель-просветитель
Беранже Пьер Жан 19.08.1870 французский поэт
Муссолини Бенито 20.07.1883 фашистский диктатор в Италии
Гарбо Грэта 18.09.1905 американская актриса
Каманин Николай Петрович 18.10.1908 советский военачальник, летчик, участвовал в спасении экипажа парохода "Челюскин"
Жженов Георгий Степанович 22.03.1915 русский советский актер
Верейский Орест Георгиевич 20.07.1915 русский художник
Сахаров Андрей Дмитриевич 21.05.1921 советский физик
Шеридан Тони 21.05.1940 английский популярный певец и гитарист
Клинтон Билл 19.08.1946 42-й президент США
3 солнечный день
День посвящен одному из Амеша-Спента - Аша-Вахиште - хранителю Огня.
Аша-Вахишта переводится с авестийского языка как "праведность" или "лучший распорядок". Это божество воплощает в себе абстрактную сущность идеального, порядка в обществе. Это правда, благодаря лишь которой возможны цивилизованные отношения между людьми, строящиеся на взаимопонимании. Аша-Вахиште противостоит коварный демон лжи по имени Друг (Друдж). Он оскверняет человеческое достоинство, лишает чести и праведности - лучших моральных качеств, которыми наделяет людей Аша-Вахишта. Аша-Вахишта стоит ближе других архангелов к самому Создателю мира, поскольку стихия огня, которую воплощает собой Аша-Вахишта, была создана первой, а уже потом из огня возникло все многообразие космоса.
Текст "Зирочака"
День посвящен "Благотворному Амешаспенту, многожеланному Арьеману, водителю арийских народов, спасителю от Великого потопа".
"Доброй Шаоке с глазами любви, созданной Маздой и Амешаспентами". Шаока, или Саока - это Ангел женского рода, связанный с земной любовью. С ней же связывают и "добрый глаз", то есть благие пожелания.

стр. 1
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>