<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

лишь до тех пор пока у него не развилось тревожное расстройство, ко¬
торое сделало его почти полностью нетрудоспособным. Майк ударился ,
в панику и стремился пройти курс психотерапии, чтобы решить эту про- iji
блему. А
Майк подходил к психотерапии так же, как подходил в своей жизни , Л ко всему остальному — как к заданию научиться чему-то такому, что | требует выполнения. Оценка показала, что его потенциал реактивности , •' намного превосходил средний по шкале психотерапевтической реактив¬ности, в чем, вероятно, находили отражение его доминантность и авто¬номность. Он был сравнительно нелюдим и не имел друзей, с которыми мог бы общаться вместе с женой, за исключением нескольких товарищей по работе. Он усиленно старался преодолеть свою тревогу, но чем боль¬ше усердствовал, тем терпел большую неудачу. Предупреждения психо¬терапевта, отговаривающего его от чрезмерных стараний, наталкивались на пустой и непонимающий взгляд. Все, что знал Майк, — это напряжен¬но стараться, а если ничего не выходит, то стараться еще больше.
В соответствии с этим психотерапевт обсудил с Майком гипноз как средство содействовать релаксации и снижению уровня возбуждения. Хотя Майк отличался рецептивностью, он видел в гипнозе еще одну за¬дачу на освоение и постоянно оценивал, насколько хорошо он справил¬ся с делом. После каждой гипнотической индукции он осведомлялся: “Док, у меня хорошо получилось? Я был в достаточно глубоком трансе? Получилось ли у меня лучше, чем в прошлый раз?” Стало ясно, что сами попытки Майка успешно “делать гипноз” являлись формой скрытого сопротивления. Поэтому психотерапевт разработал следующую гипно¬тическую процедуру.
Майк, мы попробовали многое, не так ли? [Трюизм.] И все это пока что ока¬зывалось не тем, чего тебе хотелось, правда? [Трюизм, из которого вытека¬ет, что в будущем дела могут пойти иначе.] Поэтому давай попробуем кое-что другое. Я хотел бы попросить тебя прибегнуть к знаниям, которые ты уже приобрел [подразумевается, что нечто было приобретено], чтобы су¬меть приступить к дальнейшему переживанию транса. На самом деле тебе ничего не нужно делать [незнание, неделание]; ты должен всего лишь пре¬доставить событиям развиваться своим чередом. Ты можешь испытать транс по-своему, с собственной скоростью [незнание, неделание]. У тебя столь многое получилось в жизни, что ты уже научился большему, чем знаешь сам. И ты можешь пользоваться этим, чтобы по-новому добиваться нового [соединение прошлого успеха с будущим]. Новое по-новому... это действи¬тельно интересно, когда ты об этом думаешь, не правда ли? [Трюизм; боль¬шинство вещей кажется интересным, когда о них думаешь.] И тебе не нуж-

Глава 12. Когнитивная гипнотерапия в преодолении сопротивления 201
но делать ничего особенного, чтобы думать об этом [незнание, неделание]... все, что тебе нужно, это позволить мыслям приходить тебе в голову... ты уже знаешь, что делать. Это нужно просто осознать [суггестия новых путей мышления]. Новое по-новому... возможно, что ты думал о новом по-старо¬му... или, может быть, по-новому о старом... но что это такое: думать о но¬вом по-новому? [Открытие новых возможностей мышления.] Прямо сей¬час и не скажешь, правда?.. Но тебе и не нужно говорить прямо сейчас [незнание, неделание], да? [“Побуждение к "да"”.] Возможно, ты сможешь начать узнавать, что это означает на самом деле — новое по-новому — когда твой бессознательный разум начнет использовать знания, которыми уже обладает, для осознавания нового, о котором он уже знает [суггестия раз¬личия между эксплицитным и имплицитным знанием]... (пауза)... В про¬цессе этого ты можешь начать разрабатывать новые пути научения, мыш¬ления, действия. Но все эти вещи могут появляться постепенно, сами собой, когда ты позволишь событиям идти своим чередом. Мы не можем сказать, куда приведет этот процесс... что поначалу может быть немного неуютным, но может быть и захватывающим [рефрейминг]. С новым такое бывает ча¬сто, не так ли... оно одновременно пугает и захватывает, особенно новое по-новому, двойной испуг и двойное волнение. Оно пугает, потому что оно ново... а новое может нас огорчить. Оно и захватывает, потому что оно ново... и новое может быть для нас испытанием. А в прошлом тебе не раз приходи¬лось сталкиваться с захватывающими испытаниями, разве не так? Поэто¬му научение новому по-новому есть просто еще одно захватывающее испы¬тание, не правда ли? [Использование былых ассоциаций.] Единственное различие в том, как это сделать. Вместо того чтобы заставить это произой¬ти, наилучшей стратегией могло бы быть разрешение самому этому про¬изойти. Ты уже знаешь, как надо заставлять события происходить, не правда ли? Но как тебе разрешить событиям произойти? Ты учился совер¬шенно обратному. Когда ты учишься заставлять события происходить, ты предпринимаешь шаги. Но когда ты разрешаешь событиям произойти, ты отступаешь [использование прошлых ассоциаций для построения нового научения]. Итак, ты видишь, что в обоих случаях ты делаешь шаг... но, вме¬сто того чтобы шагнуть вперед, ты делаешь шаг назад... ты шагаешь назад, разрешаешь своему сознанию раскрепоститься, разрешаешь событиям про¬исходить. Это нечто новое и непохожее, правда? И потому, возможно, не¬много пугает... но и дает испытания. И ты можешь научиться использовать эти испытания, чтобы научиться делать новое по-новому, в точности так же, как ты научился делать старое по-новому и новое по-старому [прибегает к прошлому научению, чтобы выстроить новое научение].
Эта процедура применялась для преодоления сопротивления Майка (которое основывалось на его ригидном когнитивном стиле) и суггести-рования ему новых возможностей и научения. Эти новые возможности были приурочены к его прошлому учебному стилю и сформулированы

202 Часть II. Лечение психологических расстройств
как продолжающие этот стиль. Следующим шагом должно было стать применение гипноза с целью помочь Майку снизить уровень тревоги в соответствии с принципами и техниками, рассмотренными в главе 5.
Резюме
Человеческая когнитивная система глубоко консервативна и склонна интерпретировать входящие данные в соответствии с имеющейся ког¬нитивной структурой. Уместно было бы спросить, почему люди вообще изменяются, а не почему они этого не делают. Чем больше привходящие несовпадающие данные затрагивают основные когнитивные конструк-ты, тем более резистентным к новым данным оказывается индивид. Кро¬ме того, определенные люди обладают особым характерологическим сопротивлением изменению, и мы можем называть их психологически реактивными. Изменение вызывается переменными факторами соци¬ального влияния психотерапевта, которые выступают против этих за¬стойных сил. Для работы над этим характерологическим сопротивле¬нием предложено несколько суггестии, равно как и приведен пример гипнотической процедуры, направленной на преодоление сопротивле¬ния.

Эпилог
Мы подошли к концу нашей гелиотерапевтической одиссеи. Из этой книги вы узнали о разнообразных моделях когнитивной психотерапии и гипнотерапии, познакомились с примерами и иллюстрациями твор¬ческих способов, которыми та и другая могли бы быть сведены воедино при лечении многих психологических расстройств. Вы также узнали не¬которые способы, которыми можно использовать гипноз для достиже¬ния лучшего психологического функционирования. Однако никакая книга не в силах сделать больше, чем дать вам только некоторые приме¬ры. Гипнотерапия — чрезвычайно творческое предприятие, и вам оста¬ется применить эти принципы и иллюстрации в построении и разработ¬ке ваших собственных гипнотических процедур для лечения клиентов, которых вы наблюдаете, во всем их неповторимом блеске. Клиенты по¬добны снежинкам: среди них не встретишь двух одинаковых, и те гипно-терапевтические процедуры, которые вы будете создавать для их лече¬ния, также будут неповторимыми. Поэтому, если вы планируете исполь¬зовать гипнотерапию в своей профессиональной деятельности, я советую вам посещать рабочие семинары, внимательно следить за специальной гипнотерапевтической литературой и вступить в одно или несколько обществ гипноза. Подразделение 30 (психологический гипноз) Амери¬канской ассоциации психологов (American Psychological Assssociation) представляет особый интерес для всех интересующихся этим вопросом. Кроме того, существует Общество экспериментального и клинического гипноза (Society for Experimental and Clinical Hypnosis — SECH), Амери¬канское общество клинического гипноза (American Socdety for Clinical Hypnosis — ASCH) и Фонд Милтона Эриксона в Фениксе, штат Аризо¬на. Последний имеет филиалы по всей стране. Другими словами, вклю¬чайтесь в процесс и постоянно расширяйте свои знания!
Я надеюсь, что вы усвоили также и то, что гипноз не является маги¬ческой интервенцией, которая способна устранить психологическое страдание и улучшить психологическое функционирование без серьез¬ных усилий со стороны клиента. Нам всем этого хочется, правда? Как клиентам и как индивидам. Но гипнотерапия, как любой другой аспект человеческого функционирования и изменения, отчасти является при¬обретенным навыком, который улучшается с практикой. При том впе¬чатлении, что некоторые люди учатся лучше и быстрее других, в конеч¬ном счете мы все можем выиграть благодаря упорным упражнениям.

204 Эпилог
Здоровье, счастье и хорошее функционирование не приобретаются да¬ром, и к ним не приводят кратчайшие пути.
Поэтому я желаю вам счастья и хорошего функционирования по ходу того, как вы будете совершенствоваться в ваших знаниях и практике когнитивной гипнотерапии.
И вы можете продолжать расти и развиваться, становясь все уверен¬нее и увереннее по мере того, как испытываете все новые и новые тех¬ники, обретая комфорт в своей способности учиться и расти... чувствуя себя все увереннее, когда ощущаете все больший комфорт... ощущая все больший комфорт по мере того, как становитесь увереннее... испытывая все большее желание опробовать новые техники, новые интервенции, но¬вые и творческие способы мышления о ваших клиентах и себе, по мере того как вы становитесь увереннее и ощущаете комфорт... по мере того как вы растете и развиваетесь, развиваетесь и растете... так что в итоге это сливается воедино, когда вы становитесь наилучшими профессиона¬лами, какими только можете стать. Ибо никто из нас не становится луч¬ше, чем он может, не так ли? Но мы сумеем быть такими молодцами!

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ