<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

прав является более предпочтительным, поскольку обеспечивает
восстановление избирательных прав. Обращения в суд общей
юрисдикции субъектов избирательного процесса за защитой из-
бирательного права, какими бы различными правовыми терми-
1
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 1. С. 13–14.
2
Патюлин В.А. Охранительный механизм в правовой системе социализма. Красно-
ярск, 1989. С. 43.




117
нами они ни назывались в регулятивном конституционном зако-
нодательстве (жалобами, представлениями, заявлениями и т. д.),
по своей природе являются исками публично-правового вида и
должны содержать все необходимые элементы этого института1.
Эти иски принято подразделять на два вида: а) о защите актив-
ного избирательного права; б) о защите пассивного избирательного
права. М.К.Треушниковым предложено деление избирательных
споров на две группы в зависимости от субъектов защиты: а) о за-
щите субъективных прав конкретных участников избирательного
процесса – граждан, избирательных объединений и блоков, наблю-
дателей избирательных комиссии, органов государственной вла-
сти, местного самоуправления и т. д.; б) о защите избирательных
прав неопределенного числа участников процесса.
По второму основанию избирательные споры он предлагает
делить: на возникающие во время формирования одномандатных
и федеральных избирательных округов, составления списков из-
бирателей, выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты,
проведения предвыборной агитации, проведения голосования и
подсчета голосов, закрепления результатов голосования2.
Г.О.Аболонин жалобы на несоответствие законодательству
или Конституции РФ федерального закона или иного норматив-
но-правового акта, изданного на территории Российской Федера-
ции, в силу юридической силы действия данных актов в отноше-
нии многочисленного и неопределенного круга лиц, предлагает
именовать административными исками о защите неопределенно-
го круга лиц или административными групповыми исками3.
Бесспорно, что действенность судебной защиты обусловлена,
прежде всего, временным фактором. Если за судебной защитой
экологических прав обращаться с задержкой или опозданием, то
она может оказаться неэффективной, наступят непоправимые
неблагоприятные последствия или будет причинен существенный


1
Треушников М.К. Судебная защита избирательного права // Журн. рос. права.
2000. № 3. С. 20.
2
Там же. С. 20–21.
3
Аболонин Г.О. Указ. соч. С. 102–103.




118
экологический вред. Для предупреждения незаконных действий и
решений может быть использован превентивный иск.
В зависимости от функционального предназначения иска как
средства превенции можно выделять также два вида исков: а)
превентивные; б) превентивно-компенсационные. На этих фор-
мах исков следует остановиться более подробно, поскольку они
могут быть успешно использованы, например, для предупрежде-
ния экологических правонарушений. Превентивные иски широко
используются наряду со «зрелыми исками» в судопроизводстве
зарубежных стран и получили там наименование исков о превен-
тивной защите.
Так, в США иск о превентивной защите может быть предъяв-
лен, если имеются достаточные основания считать, что лицо на-
мерено совершить определенные деяния1.
Зарубежная практика свидетельствует о том, что такие иски
принимаются и рассматриваются судом без уплаты пошлины,
судебных издержек или залога.
Впервые с предложением о введении в нашу правовую дейст-
вительность превентивных исков выступила Э.М.Мурадьян2. Не
согласна с этим Г.Л.Осокина. Она утверждает, что выделение
превентивных исков в качестве самостоятельной разновидности
нецелесообразно как с теоретической, так и практической точки
зрения.
Г.Л.Осокина считает, что целью иска превентивного является
не защита права или интереса, а «предостережение правонаруше-
ния», «выяснение разногласий до нарушения» субъективного
права или интереса и любой иск несет в себе превентивное нача-
ло (элементы общей и частной превенции)3. Однако объектом
предупредительного воздействия суда является спор, а не право-
нарушение. Посредством превентивного иска спор об угрозе на-
рушения субъективного права и предотвращении наступления

1
Свод законов США. – Титул 42, Глава 21. § 2000 а – 3 // США. Конституция и
законодательные акты. Т. 2 / Под ред. О.А.Жидкова. М., 1993. С. 353.
2
См.: Мурадьян Э.М. Социальное действие и резонанс судебного решения // Сов.
государство и право. 1983. № 3. С. 51–52.
3
См.: Осокина Г.Л. Указ. соч. С. 89.




119
вредных последствий или сведения их к минимуму передается на
рассмотрение суда.
Э.М.Мурадьян дает следующее определение превентивного
иска. Превентивный иск – это иск, опережающий во времени акт
ответчика, оцениваемый истцом как угрожающий его правам и
направленный на предотвращение такого акта; спор о праве заяв-
ленный в суд заблаговременно с целью обеспечить свободное,
беспрепятственное осуществление права истца, предупредить
реальные и формально – юридические осложнения, исключить
вероятные вредные последствия; иск лица, подготовившего сдел-
ку, предназначенную для исполнения в будущем, о судебной
проверке и подтверждении ее законности1.
Данное определение выглядит громоздким и все-таки не от-
ражает всех перечисленных случаев, когда превентивный иск
может быть заявлен. Определение понятия связано с выявлением
наиболее существенных признаков предмета, которые позволяют
отличить его от других. Это прежде всего: существование реаль-
ной угрозы нарушения права в будущем, то есть имеются осно-
вания опасаться совершения определенных действий ответчиком
(например, он высказал намерение о совершении определенного
деяния).
Превентивный иск – это иск, направленный на предотвраще-
ние угрозы деяния или предотвращение нарушения субъективно-
го права в будущем.
Превентивный иск может быть заявлен в защиту как частных,
так и публичных прав.
Так, в странах Европейского Союза принято выделять эколо-
гические права граждан в области публичного права: право на
судебную защиту от действий экологических нарушителей; право
оспаривать в суде действия правительства; право на участие в
принятии решений в области охраны окружающей среды.
В России в качестве конституционных гарантий предусмотре-
но право каждого на благоприятную окружающую среду, право
на достоверную информацию о ее состоянии и возмещение

1
Судебная власть / Под ред. И.Л.Петрухина. М., 2003. С. 656.




120
ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологиче-
ским правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
С целью предварительного контроля актов могут быть предъ-
явлены следующие превентивные иски в защиту права граждан
на благоприятную окружающую среду:
а) о проверке проектов международных договоров, правовых
актов Российской Федерации нормативного и ненормативного
характера, реализация которых окажет негативное воздействие на
окружающую природную среду;
б) о проверке актов, предусматривающих хозяйственную и
иную деятельность, последствия которой приводят к негативным
изменениям качества окружающей среды, действие которых еще
не началось;
в) о приостановлении действующего акта, разрешающего эко-
логически вредную деятельность, но имеется возможность пре-
дотвращения экологического вреда;
г) о необходимости издания акта, исключающего негативное
воздействие на окружающую среду.
Наряду с предварительным контролем актов возможно предъ-
явление превентивных исков о совершении или запрещении оп-
ределенных действий, а именно:
а) о предоставлении экологической информации;
б) о проведении экологической экспертизы;
в) об отселении граждан из зоны загрязнения окружающей
среды;
г) о запрещении использования природных ресурсов.
В зависимости от характера заявленного требования админи-
стративные иски можно классифицировать по способу судебной
защиты:
1) о признании недействительным акта государственного ор-
гана, органа местного самоуправления, организации или должно-
стного лица;
2) совершении действий;
3) присуждении к обязанности;
4) прекращении деятельности.
Иски о прекращении деятельности также именуются пресека-
тельными исками (исками о запрещении). Пресекательные иски




121
не нашли пока широкого распространения в России. Предъявле-
ние иска о ликвидации юридического лица предусмотрено РК РФ
(ст. 61).
Так, юридическое лицо может быть ликвидировано по реше-
нию суда в случае осуществления деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,
либо с иными неоднократными или грубыми и нарушениями за-
кона или иных правовых актов, либо при систематическом осу-
ществлении общественной или религиозной организацией (объе-
динением), благотворительным или иным фондом деятельности,
противоречащей его уставным целям…
В ФЗ «Об общественных объединениях» приводятся и другие
основания для ликвидации. Общественная организация подлежит
ликвидации в судебном порядке, если:
1. Цели и действия ее направлены на насильственное измене-
ние основ конституционного строя и нарушение целостности РФ,
подрыв безопасности государства, создание вооруженных фор-
мирований, разжигание социальной, расовой или религиозной
розни.
2. Виновна в нарушении своими действиями прав и свобод
граждан.
3. При допущении неоднократных или грубых нарушений за-
кона или иных правовых актов либо при систематическом осуще-
ствлении общественным объединением деятельности, противоре-
чащий его целям (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с пунктом 3 ст. 33 ФЗ «О некоммерческих ор-
ганизациях» некоммерческая организация может быть ликвиди-
рована по решению суда, если ей выносилось в письменной фор-
ме не менее двух предупреждений или представлений об устра-
нении нарушений.
Признание организации террористической и ее ликвидация
могут осуществляться судом и без вынесения предварительных
предупреждений и представлений.
Право обращения в суд с заявлением о признании организации
террористической и ее ликвидации по российскому законода-
тельству принадлежит прокурору (ст. 25 ФЗ «О борьбе с терро-
ризмом»). Ограничение круга лиц, обращающихся с требованием




122
о ликвидации террористической организации, представляется
безосновательным. Такая позиция законодателя противоречит
конституционным положениям о праве на судебную защиту, а
также процессуальному законодательству (ст. 3 ГПК).
По нашему мнению, право требования о ликвидации террори-
стической организации должно принадлежать не только прокуро-
ру, но и государственным органам, органам местного самоуправ-
ления, а также субъектам, осуществляющим борьбу с террориз-
мом (ст. 7 ФЗ «О борьбе с терроризмом»), другим заинтересован-
ным лицам.
Рассмотрение этих дел имеет свои особенности: так, по делам,
возникающим из публично-правовых отношений, суд устанавли-
вает лишь вопросы права, а не факты. При признании организа-
ции террористической требуется установление фактов, связанных
с террористическими акциями этой организации.
Существенное значение для разработки процессуальных
средств защиты публичных прав имеет опыт других стран.


§4 Защита публичных прав и интересов в зарубежных
странах континентального и общего права

Особенности и различия в организации защиты прав, свобод и
законных интересов разных стран отражают традиции и историю,
судоустройство, а также специфику систем права. Исходя из это-
го, выделяются две модели административной юстиции, сложив-
шиеся в западных странах: континентальную и англо-
американскую1. Механизмы защиты прав и законных интересов в
странах Западной континентальной Европы и стран общего права
имеют отличия. Так, во Франции в зависимости от характера ад-


1
В некоторых странах существуют и смешанные системы административной
юстиции. Так, в Голландии часть публично-правовых споров рассматривается
судами общей юрисдикции, а другая специализированными судами. Подробнее
см.: Хамонева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.,
1997. С. 115–130.




123
министративно-правового (публичного) спора заинтересованные
лица сами выбирают вид обжалования.
Различается несколько видов обжалования: а) неполное; б)
полное; в) коллективное и др. Самыми распространенными вида-
ми обжалования являются неполное (обжалование в связи с пре-
вышением власти) и полное. Рассмотрим каждый из этих видов
обжалования. При неполном обжаловании любое заинтересован-
ное лицо может добиваться через суд отмены незаконного адми-
нистративного акта. Предметом судебной проверки в этом случае
являются изданные акты исполнительной власти, имеющие це-
лью создать, упразднить или изменить правовое состояние или
субъективные права физических лиц, независимо от характера
акта1.
Заинтересованное лицо обращается с жалобой. Каких-либо
определенных требований к жалобе не предъявляется, лишь бы
до суда ясно была доведена ее суть. Единственным исключением
является то, что заявитель должен указать конкретную норму за-
кона, которая нарушена изданием обжалуемого акта. При рас-
смотрении жалобы задача суда сводится к нормоконтролю, то
есть суд выясняет, нарушает ли данный акт правовую норму, на
которую ссылается заинтересованное лицо. При удовлетворении
жалобы суд признает данный акт неудовлетворительным (полно-
стью или частично) с момента принятия.
При полном обжаловании заявитель ссылается на ущемление
своих прав действиями (бездействием) или решением. Его требо-
вания связаны не только с признанием решений незаконными и
действий неправомерными, но и возмещением ущерба. В этом
случае заявитель обращается по существу не с обычной жалобой,
а с жалобой-иском или административным иском. Здесь заяви-
тель вырастает до положения стороны, так же обеспечивается
равенство сторон в процессе. Разбирательство дела осуществля-
ется по правилам искового производства на основе состязатель-
ности, публичности, на основе письменности и устности. Все

1
Пилипенко А.Н. Административная юстиция во Франции // Право и экономика.
1996. № 1–2. С. 115.




124
письменные доказательства предоставляются на стадии подго-
товки дела к судебному разбирательству. В судебном заседании
могут принимать участие не только стороны и их представители,
но и представители государственных органов (не являющихся
стороной в деле), эксперты, свидетели. В ходе судебного разби-
рательства суд устанавливает правомерность или неправомер-
ность действий или законность решений, а также определяет ма-
териальное право заявителя, размер причиненного ущерба и по-
рядок его возмещения органом управления. В случае наложения
взыскания на заявителя может обязать административный орган
снять наложенные взыскания. Производство по жалобе осущест-
вляется поэтапно. На первом этапе осуществляется судебное рас-
следование. На этом этапе (стадии) суд направляет копию жало-
бы главе того ведомства, в систему которого входит орган, дейст-
вия или акты которого обжалуются. По заявлению заинтересо-
ванного лица действие акта может быть приостановлено судом,
если его исполнение повлечет за собой вред, который впоследст-
вии не может быть возмещен или исправлен1.
Срок для обжалования, установленный законом, равен двум
месяцам. Для актов, касающихся широкого или неопределенного
круга лиц, он исчисляется с момента их опубликования. Для ин-
дивидуальных актов – с момента их вручения или вручения из-
вещения об их издании. Для обжалуемых действий – с момента
их совершения. Термин «административная юстиция» практиче-
ски во Франции не используется ни в законодательстве, ни в су-
дебной практике. В основном речь идет о таких понятиях, как
судебное разбирательство административных споров и админи-
стративные судебные учреждения. В систему административных
судебных учреждений входит несколько органов.
1) Система административных судов, осуществляющих судеб-
ный контроль за функционированием аппарата государственного
управления, которая включает в себя:
а) административные трибуналы (суды первой инстанции);
б) апелляционные административные суды;

1
Пилипенко А.Н. Указ. соч. С. 116.




125
в) Государственный Совет, который выполняет функции кас-
сационной инстанции, но может осуществлять апелляционное
производство и рассматривать определенные категории дел в ка-
честве суда первой инстанции.
2) Иные учреждения (Счетная палата с региональными счет-
ными палатами, суд по вопросам бюджетной дисциплины, Сове-
ты профессиональных объединений и т. п., решения которых мо-
гут быть обжалованы в Государственный Совет1.
Круг лиц, имеющих право обратиться с жалобой, не ограни-
чен, и характер обжалуемых актов и действий достаточно широк,
поэтому возникают коллизии, связанные с разграничением под-
судности административных судов и общих судов. Споры о под-
судности разрешаются специально созданным органом – трибу-
налом по конфликтам2.
Во Франции административная юстиция сформировалась по
существу, из недр администрации, а потому влияние власти на
юстицию весьма существенно3.
В Германии производство в административных судах осуще-
ствляется на основе гражданского процессуального законода-
тельства. Основой административного процесса, как и граждан-
ского, является иск.
Правом на предъявление иска обладают только те лица, чьи
права нарушены изданием нормативного акта. Ограничение круга
лиц на предъявление иска создает определенные трудности на
практике. Суды исходят из положения о том, что у лица есть пра-
во на иск, если указанным актом нарушаются основные права
истца или он противоречит закону. До обращения в администра-
тивный суд обязательно обжалование акта в административном
порядке. Обращение в административный суд возможно только в
случае, если административный орган не удовлетворил жалобу.
1
Судоустройство во Франции, подсудность подробно см.: Бребан Г. Французское
административное право / Под ред. и со вступ. ст. С.В.Боботова. М., 1988. С. 399–
408; Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Источ-
ники, судоустройство, подсудность: Учеб. пособие. М., 2000. С. 83–98.
2
О трибунале по конфликтам см.: Ведель Ж. Административное право Франции.
М., 1973. С. 119–120.
3
Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 115.




126
Скорее здесь речь может идти об административном произ-
водстве, то есть предварительном производстве по отношению к
основному исковому производству, которое предусмотрено § 68
Положения об административном производстве1. Исходя из это-
го, производство по разрешению публично-правового спора под-
разделяется на два вида: а) производство предварительной защи-
ты; б) основное производство. Жалоба в течение одного месяца
подается в орган, издавший акт, и в течение одного года, если он

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>