стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На правах рукописи




Колесова Ирина Семеновна



СОБОРНОСТЬ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО
ИСКУСТВА


Специальность 09.00.13 – философская антропология
и философия культуры




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук




Екатеринбург – 2002
2




Работа выполнена на кафедре культурологии
Уральского государственного университета им. А.М. Горького


Научный руководитель: доктор философских наук, А. В. Медведев.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, В. М. Князев;
кандидат философских наук, М. Ю. Гудова.

Ведущая организация:




Защита диссертации состоится 2002 г. в 15 часов на заседании
диссертационного совета К по присуждению ученой степени кандидата
философских наук в Уральском государственном университете им. А.М.
Горького по адресу: 620083, г. Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комн. 248.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского
госуниверситета им. А.М. Горького.



Автореферат разослан 2002 г.


Ученый секретарь диссертационного совета
3


Актуальность темы исследования. Россия сегодня проживает,
возможно, один из самых сложных и динамичных периодов своей истории,
который характеризуется радикальной сменой ценностных ориентиров и
общественных идеалов.
Этот процесс актуализировал поиски духовных ценностей, как
созидательной силы, без которых реформация жизни бессмысленна,
невозможна, и вызвал интерес к идейному национальному наследию: к
великой русской культуре, к русской религиозной философии, к
отечественной духовной традиции.
В связи с этим возникает необходимость показать архетипические
составляющие российской культурной целостности, обратившись к ее
духовным основаниям, ибо, как отмечал русский философ А. Ильин, никакая
“внешняя реформа не изменит, не спасет нас сама по себе независимо от
внутреннего душевно-духовного изменения человека”. “... никакой
государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни добродетели, ни
чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное
обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от
видимости к существу, а обратно. Все великое и священное идет изнутри”1 .
Среди феноменов русской духовной культуры, в котором видятся
основы будущего развития России, ученые и общественные деятели
называют соборность. Ее рассматривают как фундамент новой российской
государственности, “генетический код российского социума”. С соборностью
связывается вопрос о понимании сущности человеческой жизни, о ее
духовном характере, как корне бытия. В соборности видят стержень,
составляющий энергию России и русской культуры, опору, с которой
возможно поднять самый дух России и русской культуры, а значит спасти
страну от бездуховности. Эти мысли звучат в работах С.С. Аверинцева, А.В.
Гулыги, С.С. Хоружего.
1
Ильин А.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954г.г. В 2х т. М., 1992.
4


Этим объясняется активное использование понятия соборность в
средствах СМИ, в дисскуссиях последнего времени о русской национальной
идее, о взаимовлиянии церковных и государственных начал в русской
истории.
Одна из причин актуализации соборности, на наш взгляд, связана с
возникшим определенным интересом к религии, к ее истории и ценностям.
Несомненно, этому процессу способствовал и отказ от системы
атеистического воспитания, и признание религии в качестве органического
составляющего мировой и национальной культуры. Быть может, здесь
отражается, в определенной мере, и крах социалистических ориентаций,
ценностей, идеалов, веры в светлое будущее и поиски некоторого духовного
основания, необходимого для дальнейшего бытия России.
Потребность понять базовые духовные ценности прошлого,
возможность их реального возрождения и функционирования в нынешней
бытийной ситуации и определила целевую задачу данного исследования.
Ведущим мотивом, определившим исследовательскую задачу, а так же
ее актуальность, стал наблюдающийся ныне интерес к исследованию роли
церковного искусства и его культовых оснований, сменившей
преобладающую в отечественной науке тенденцию к сведению исследований
в данной области к искусствоведческому и узкосемиотическому анализам, не
затрагивающим религиозно – эстетических и философских аспектов этого
искусства.
В атмосфере кризиса духовности вновь актуализируется проблема
сущности и назначения искусства. Становится важным раскрыть его
высокую духовную миссию. Нам представляется, что анализ соборности
русского православного искусства, раскрывая его специфическую духовно-
эстетическую сущность и позитивную роль, позволит лучше понять
истинную суть и назначение искусства вообще.

Т2.с.40-41.
5


Степень научной разработанности проблемы Изучению проблемы
соборности в последние годы уделяется большое внимание. Однако активная
работа в этом направлении начата немногим более десяти лет назад.
Объясняется это прежде всего тем, что труды русских религиозных
философов, богословов,(в том числе и посвященные церковному искусству,)
не публиковались и потому не были доступны широкому кругу
исследователей.
Корни теоретического осмысления понятия соборность уходят в
античную философию, к первоисточникам таких авторов как Гераклит,
Платон, Парменид. Представление о корнях проблемы соборность и пути
решения в аспекте изучения ее генезиса нашли отражение в трудах
А.Ф.Лосева, С.С.Хоружего, В.В.Бычкова. Несмотря на определенный интерес
исследователей к неоплатоническому корпусу идей в отечественной науке,
этот аспект данной проблемы изучен недостаточно.
Систематическая разработка принципа всеединства-соборности была
продолжена в святоотеческих творениях греко-византийского направления и
была связана с проблемой постижения-познания тайны Святой Троицы. За
вопросом определения сути соборного единства Троицы, разрешаемого
отцами Церкви в 4 веке, стоял вопрос о кристаллизации всего христианского
мировоззрения, об утверждении особого жизнеотношения, вдохновляемого
идеалом соборной любви. Соборное единение в Духе в восточно-
православной традиции выступает условием, при котором только и возможно
познание идеальной соборности - святой Троицы. Об этом писали: Феофил
Антиохский, Плотин, Порфирий, Ориген, Арий, Афанасий Александрийский,
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама.
Троица и есть”совершенный по существу Собор”, “объемлющий и ангелов, и
человеков, и всякое дыхание”. Такое видение Троицы как идеальной
соборности представлено в работах В.Н. Лосского, С.Н. Булгакова, В.В.
Ильина, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, А. Шлемана, С.Л. Епифановича,
6


И. Мейендорфа. Последние авторы дают анализ философских и богословских
взглядов отцов Православия. Выстраивая свои религиозно- философские
концепции, они ориентировались на восточную патристику в плане
восприятия ими важнейших святоотеческих идей: соборности, вселенскости,
любви, добра, бессмертия души.
Современные теоретические и исторические исследования восточной
патристики способствовали формированию целостного видения
православной культуры. Особую значимость в этом плане имеют работы
таких авторов как С.С. Аверинцев, В.В. Бычков, А. Я. Гуревич, А.П. Каждан,
Ю. А. Кимелев, И.П. Медведев, С. С. Хоружий. В трудах этих ученых
раскрывается специфичность святоотеческого наследия, дается
общегносеологическая оценка святоотеческих текстов. Однако вопрос о
влиянии восточной патристики на идейно - смысловое содержание понятия
соборность практически не имеет историографической традиции.
Освещением соборных установок в отечественной духовной традиции
стало утверждение на Руси наследия исихастов. Изучению исихазма как
явления, оказавшего значительное влияние на русскую духовность,
посвящены работы О.И.Мейендорфа, Г.М.Прохорова, В.Н. Лазарева, Д.С.
Лихачева, В.Н. Лосского. Разные стороны этой крупной проблемы,
способствующие раскрытию своеобразия русско-православного понимания
соборности, рассматриваются у С.С. Аверинцева, С. Н. Булгакова,
А.В.Медведева, Г.П.Федотова, Л.А. Шумихиной, В.Н. Топорова,
С.С.Хоружего. Православная духовная традиция исходила из идеи
вселенского соборного человека осуществляемой как духовное единение
принадлежащих к церкви людей. Понятие соборность как одна из
характеристик православной Церкви разработано достаточно подробно в
трудах А.С. Хомякова, С.Н. Булгакова, А. Шлемана, И. Мейендорфа, а также
в работах В.В.Ильина, Л.П. Карсавина, А. Кураева, Н. А. Струве, П. А.
Флоренского, С. С. Хоружего.
7


В отечественной философии серьезный и всесторонний анализ
соборности был осуществлен в работах таких русских философов как Н. А.
Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В.Розанов,
В.С.Соловьев, А.С. Хомяков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк. Соборные начала
рассматривались ими через призму догматов Восточной Церкви не только
как норма церковной и социальной жизни, но и приобрели онтологический
статус, выступая важным элементом гносеологических построений. Анализ
философских, богословских, исторических взглядов этих мыслителей дается
в работах В. Н. Акулинина, А. Ф. Лосева, Н. С. Семенкина, А. В. Струве, С.
С. Хоружего, А. С. Гулыги, Л. Е. Шапошникова, а также в ставших
классическими общих обзорах по русской философии В. В. Зеньковского, Н.
О. Лосского, Г. В. Флоровского. Несмотря на большое позитивное значение
трудов последних авторов, они не лишены субъективизма и не учитывают
важнейших историко-философских изысканий.
Из современных авторов, исследующих взгляды русских философов на
соборность следует особо выделить Л.Е.Шапошникова, который дает
целостное представление об интересующем нас предмете; А.В.Гулыгу,
рассматривающего онтологический аспект соборности, и, наконец, С.С.
Хоружего. Этот ученый изучает соборность в аспекте ее генезиса, делая при
этом вывод о ее корнях, в связи с этим уделяя особое внимание патристике,
святоотеческим текстам. Аскетическая литература обосновывала
гносеологический базис художественного творчества в сфере культового
искусства. Гносеологические идеи и образы православных подвижников
воплощались в символы, ставшими основой литургического познания
высшей соборной Истины.
Среди теоретиков литургического символизма, необходимо назвать
Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Федора Студита, Григория
Константинопольского, Софрония Иерусалимского, патриарха Никифора.
Следует выделить Ерма, который в “Пастыре” четко вырисовывает архетип
8


церковной соборности; Дионисия Ареопагита, иерархическая система
которого в области литургии сохранила значение до наших дней; святого
Максима Исповедника, давшего классическое истолкование Евхаристии как
воплощения соборности. П. Флоренский обобщил “теорию” византийских
авторов на основе художественно-эстетического и духовного опыта своего
времени. У о. П. Флоренского храмовое действо православного культа
получает осмысление не только со стороны сакрально-литургической, но и
как эстетический феномен. В этом контексте мировоззрению П. Флоренского
близки взгляды В. Иванова, Н.О. Лосского, архимандрита К. Керна.
Важнейший вклад в разработку данной проблематики внес В.В.Бычков.
Ученый выявляет сущностные характеристики православного церковного
искусства и дает представление о создании системы литургических символов
и в богословском и в историческом аспектах.
Среди авторов, касающихся иконологической проблематики с
богословской точки зрения , следует назвать С.Н.Булгакова, Александра
Меня, Н. М. Тарабукина, Е.Н. Трубецкого, Л. Успенского, И. Языкову.
Теоретические исследования упомянутых авторов способствовали
формированию видения в русской православной иконе соборного феномена.
Глубокие исследования византийской и древнерусской иконописи
В.Н.Лазарева стали фундаментальными для изучения православного
искусства, однако иконопись у В. Н. Лазарева дается в отрыве от богословия.
Разнообразные аспекты иконописи освещены в работах таких авторов,
как Г. К. Вагнер, Н.А. Демина, Б.В.Раушенбах, Э.С.Смирнова, О.Ю.Тарасов,
Б.А. Успенский, Л. А. Шумихина.
Теоретические источники, прямо или косвенно касающиеся
“колокольной” темы, (А.Ф.Бондаренко, Н. И. Оловянников, Ю. В. Пухначев)
в основном касаются технологии обработки металлов и организации
литейного дела на Руси. Большая часть их ограничивается описанием
отдельных фактов без их должной систематизации и научных выводов.
9


Анализ литературы и научных статей позволил констатировать тот факт, что
духовная и художественная ценность колоколов представляет
малоисследованную в научном плане проблему.
Пение как один из видов богословия, как мелодическое отражение и
созерцание Божественного порядка, осуществляемое в процессе
аскетического подвига, рассматривается в трудах Дионисия Ареопагита,
Клемента Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, В.Н.
Лосского, П. Флоренского, В.И. Мартынова.
Взгляды на музыкальную основу богослужения изложены у М.В.
Бражникова, Т.Ф. Владышевской, А.Н. Кручининой, М.Г. Казанцевой, Н.С.
Серегиной, Н. Д. Успенского, Б. А. Шиндина, Н.П. и Н.В. Парфентьевых,
Н.Е. Денисовой. В работах этих авторов изучается не только музыкально-
теоретическое, но и философско- эстетическое содержание памятников
древнерусской музыкальной культуры.
В трудах Н.П. и Н.В. Парфентьевых, на примере усольских песнопений
показано каким образом осуществлялось соборное единство традиции и
новаторства на основе канонического архетипа в богослужебном пении. Этот
же аспект в древнерусской певческой традиции на примере старообрядческой
музыкальной культуры затрагивает в своей диссертации Н.Е. Денисова.
Глубокому пониманию изучаемого предмета помогло и личное участие в
мистерии храмого действа, пение в церковном хоре.
Успеху исследования в значительной степени способствовали
теоретические и исторические исследования культуры екатеринбургских
ученых. Работы В.А. Алексеевой, Г.В. Голынец, Б. В. Емельянова, А.Ф.
Еремеева, В.Е. Кемерова, А. В. Медведева, В.И. Колосницына, В.М,
Панпурина, Д.В. Пивоварова, Т.Л. Руневой, Л. А. Шумихиной не только
выявляют основания духовной культуры, но и концептуализируют русскую
культуру в ее идейно- смысловых константах.
10


Анализ существующих на сегодняшний день работ позволяет
констатировать тот факт, что те или иные авторы обращают внимание, как
правило, на отдельные аспекты и положения проблемы соборности, выделяя
наиболее важные с точки зрения их собственных научных интересов и
приоритетов.
В целом следует отметить, что несмотря на достаточно серьезную
разработанность вопросов о сущности соборности, об отдельных ее аспектах
до сих пор в отечественной историко-философской литературе нет
обощающего труда, рассматривающего этапы становления учения о
соборности, его влияния на идеологию русского православия и его отражения
в православном искусстве. Целью нашего исследования и является выявление
символического выражения идеи соборности в русском православном
искусстве.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
? Определить основные характеристики, типологические особенности и
формы соборности как целостного феномена православной культуры.
? Осуществить историко-философский анализ этапов развития соборной
идеи и построение собственной модели ее этапного развития.
? Рассмотреть гносеологическую проблематику патристики в качестве
конкретизации антропологии православия и в связи с развитием
представлений о соборности.
? Обозначить наиболее значительные направления философской разработки
соборности в русской философии.
? Показать образно-символическую специфику постижения идеальной
соборности-Троицы в соответствии с учением о возможности
Богопознания.
? Выявить специфику символического выражения соборных идей в русском
православном искусстве.
11


Теоретической основой диссертации являются труды философов
античности и средневековья, работы русских мыслителей конца 19-начала 20
в.в., труды по теории и истории русской и византийской культуры, по
истории православия и проблемам церковного искусства.
Теоретической предпосылкой работы является признание “генетической
связи”темы соборности , как феномена русской духовной культуры с
бытийным опытом церковной жизни и его осмысливанием в православной
экклезиологии.
Методология исследования. Для достижения поставленной цели были
применены несколько, дополняющих друг друга методов: метод
исторического обобщения, метод философского анализа сущности явления,
метод семиотического анализа.
Научная новизна исследования определяется тем, что выполненная
работа является одной из первых в отечественной философии попыткой
обозначить основные вехи в развитии понятия “соборность” от эпохи
античности до 20 века и выявления особенностей символического выражения
соборных идей в церковном искусстве.
-обозначены формообразующий принцип, статус и типологические
особенности православной соборности;
- обобщены философские концепции соборности и с опорой на них
создана авторская концепция этапного становления понятия соборность в
историко-философском аспекте;
-выясняется вопрос не только об онтологических основаниях соборного
единства, но и о необходимых условиях его реализации;
-означено место понятия соборность в православной гносеологии,
представляющей развитие антропологической концепции восточной
патристики;
-рассмотрена практика аскетизма как путь к осуществлению соборного
идеала;
12


- выявлены средства символического выражения соборных идей в
многобразных формах литургического действия, духовные образы которого
выражает “изюминку” православной соборности наиболее органично.
-доказано, что идея соборности представляет не только основное
содержание литургии, но явлется принципом организации и интеграции
элементов ее составляющих.
Произведенный в рамках поставленных задач анализ позволил сделать
следующие выводы:
1. Сущность понятия соборность может быть установлена только при
условии мыслительного приобщения к бытийному опыту той духовной
традиции, в рамках которой это понятие было сформировано, т.е. к Церкви.
2. Основные типологические черты соборности как целостного
феномена православной культуры определились под влиянием восточной
патристики. В тесной связи с православной антропологией и гносеологией
византийскими мыслителями была сконструирована иерархически
ступенчатая онтология, выстроенная по соборному принципу, где в роли
организующего духовно-нравственного начала выступает “совершенный по
существу Собор”- Божественная Троица. Таким образом, идея соборности
выводится из православного представления о Боге.
Символическое отражение христианско- мировоззренческая онтология
получила в литургическом действе и окружающих его искусствах,
развивающих литургию в сфере звука и зрелищ.
3. Русское православное искусство - это специфическая богословская
система, которую должно рассматривать только в соотношении с жизненной
целью, достижению которой оно должно способствовать: осуществление
соборного единения Бога и мира.
Образно-символический метод постижения соборной идеи Троицы суть
два различных аспекта Богопознания: аскетический (индивидуальный),
литургический При этом гносеологические идеи
(коллективный).
13


православных подвижников обуславливали гносеологический базис
художественного творчества.
4. Символическая реализация идеи “Собора всей твари, собранной во
Христе через таинство Евхаристии” осуществляется через организацию
богослужебных чинов по соборному принципу. Как правило, множество
богослужебных чинов, выстраиваясь в восходяще-нисходящем порядке,
стягиваются к единому образу Христа, показывая путь апофатического
восхождения для человека. В каждом из чинов, входящих в богослужение,
уловим соборного первообраза, выраженный различными
“отблеск”
средствами и передаваемый через канон.
5. Соборность организует богослужение не только в целом , но и в
деталях, наполняя все литургическое действо великим духовным смыслом.
Нарушение гармонии соборного принципа в творениях церковного искусства
ведет его к бессмысленности, а значит к гибели. Это позволяет определить
соборность неким смысловым ядром русского православного искусства,
выразительницей аутентичной духовности православия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы и
выводы диссертационного исследования позволяют представить соборность
не только как философское понятие, но и феномен духовной культуры.
Предлагаемый в диссертации подход дает возможность выявить специфику и
своеобразие понятия соборность, обосновать восточно-христианскую
онтологию и антропологию как важнейшую идейную базу православной

стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>