<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Критерии эффективности информационных технологий

В качестве достаточно универсального общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере информационных технологий. Какие же виды информационных технологий представляются с точки зрения этого критерия наиболее перспективными сегодня и в ближайшем будущем? Необходимость экономии социального времени ориентирует наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, и должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.

Информационные технологии подготовки текстов

К массовым технологиям современного общества прежде всего относятся информационные технологии подготовки, хранения, обработки и копирования текстовой информации. Здесь в первую очередь необходимо выделить компьютерные технологии подготовки текстов при помощи персональных ЭВМ. Эти технологии в настоящее время являются наиболее массовыми, так как охватываемые ими процедуры занимают более половины рабочего времени большинства работников информационной сферы. Заметим, что к числу таких работников сегодня можно отнести не только различного рода конторских служащих, но и многих специалистов в области финансов и экономики, а также административно-управленческий аппарат предприятий и учреждений.
В качестве перспективных направлений дальнейшего развития этих технологий можно указать следующие.
Скорейшее и все более широкое распространение этих технологий на все сферы деятельности общества, так как в настоящее время в России и странах СНГ большое количество текстовых документов все еще продолжает подготавливаться традиционным способом при помощи пишущих машинок. Это не только увеличивает затраты труда, времени и бумаги на подготовку и редактирование документов, но также существенно затрудняет последующее хранение и передачу этих документов в электронной форме.
Социально-технологическая проблема здесь заключается в том, что, вступая в информационное общество,
мы, тем не менее, продолжаем плодить колоссальное количество бумажных документов, значительную часть которых затем придется переводить в электронную форму для архивного хранения, компьютерного анализа или же для передачи по каналам связи удаленным пользователям. Для решения этой проблемы необходимо на общегосударственном уровне всемерно поддерживать развитие и широкое внедрение в социальную практику автоматизированных информационных технологий подготовки текстов, сделать их освоение обязательной принадлежностью учебных программ школьного и специального образования, а также переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала.
Необходимо также более решительно и широко применять организационные меры, регламентирующие обязательное представление авторами электронных копий документов, когда речь идет о научных статьях, отчетах, диссертациях, проектах законодательных актов, технической документации и т. п.
Представляются перспективными также работы по «интеллектуализации» этого, казалось бы, хорошо освоенного вида технологий путем включения в их состав программ самообучения операторов и автоматического контроля за их работой, а также различного рода программ поиска и устранения ошибок, внесения редакторских правок, монтажа текстов, перенумерации страниц и т. п.
Исключительно важной является также проблема создания дружественных (в том числе пиктографических) интерфейсов различных текстовых редакторов с пользователями, а также автоматизация перекодировки файлов из формата одного текстового редактора в другие.
Все эти, казалось бы, совершенно малозначительные технологические усовершенствования на самом деле могут в совокупности дать серьезную экономию социального времени, так как они будут содействовать скорейшей ассимиляции этих массовых технологий культурой нашего общества, которое становится все более и более информационным.
2.5. Информатизация общества и проблемы образования

Современный мир и проблема образования

Условия существования человечества на пороге третьего тысячелетия настоятельно требуют скорейшего перехода к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.
Именно поэтому в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко осознаваться возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального кризиса [40, 122].
Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, стремительно приближающемуся и ставящему перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию [123].
Над проблемой определения стратегии реформирования и дальнейшего развития системы образования работают сейчас специалисты многих стран мира. Так например, Япония формирует свою новую национальную программу развития системы образования на период до 2015 года, а Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приступила в 1998 году к подготовке прогнозного доклада: «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года», в котором значительное внимание уделяется облику перспективной системы образования.
Предложения по реформированию системы образования в последние годы активно разрабатываются и обсуждаются в России. В настоящее время разработана «Национальная доктрина образования в Российской федерации», которая будет утверждена федеральным законом и станет концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 года [42].
Стратегические цели образования впервые рассматриваются в доктрине в тесной увязке с важнейшими проблемами развития российского общества и определяются следующим образом:
— преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
— восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
— преодоление глобального кризиса цивилизации и переход мирового сообщества на путь устойчивого развития.
Естественно, что достижение этих целей требует качественно нового уровня развития интеллектуального, духовного, технологического и экономического потенциала России, который должен соответствовать характеру, масштабам и значимости решаемых ею проблем. Обеспечение достижения этого уровня и является главной стратегической целью развития российской системы образования на период до 2025 года.

Вызовы XXI века и новые задачи системы образования

Проект национальной доктрины образования в Российской Федерации был рассмотрен и, в основном, одобрен на парламентских слушаниях, которые были организованы и проведены Комитетом по науке и образованию Государственной Думы в ноябре 1999 года. Этому событию предшествовала большая работа специалистов в области науки и образования, в результате которой было подготовлено несколько различных вариантов проекта доктрины. В разработке одного из них, подготовленного Международной академией наук высшей школы, принимал активное участие и автор настоящего пособия [41].
В этом проекте были проанализированы наиболее важные вызовы XXI века и определены те новые задачи, которые должны определять ценностные ориентации системы образования на ближайшие десятилетия XXI века.
Применительно к содержанию проблем социальной информатики наибольший интерес представляют следующие вызовы.
• Информационный вызов (необходимость перехода к информационному обществу и адаптации людей к новой информационной среде обитания, проблема информационного неравенства). Он требует усиления информационной ориентации системы образования, развития информационной культуры общества, расширения подготовки специалистов для широкого применения информационных технологий, в том числе в сфере образования и дистанционных форм обучения.
• Динамический вызов (отставание общественного сознания от динамики развития глобальных проблем). Он требует усиления фундаментализации образования, реализации идей и принципов опережающего образования, формирования у обучающихся планетарного мышления, введения новых дисциплин: глобалистики, прогностики, синергетики, методов системного моделирования и прогнозирования, фундаментальных основ информатики.
Таким образом, наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования, которая оказалась бы способной найти необходимые ответы на вызовы XXI века, должны стать следующие [43]:
• фундаментализация образования, что должно существенным образом повысить его качество;
• опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы наступающей постиндустриальной цивилизации и развитие творческих способностей человека;
• существенно большая доступность системы образования за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.
В перспективной системе образования особое место должно быть уделено проблеме существенного расширения высшей школы, которое и должно обеспечить необходимое для условий XXI века количество специалистов с высшим образованием. Ведь для успешного технологического развития страны уже в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 20—25% от общей численности занятого населения. Это требование обусловлено высоким уровнем современных технологий, которые аккумулируют в себе передовые достижения научно-технического прогресса.
Основные направления формирования компонентов перспективной системы образования
Что же касается качественных сторон дальнейшего развития системы образования, то здесь на первый план выступают проблемы его фундаментализации и преодоления существующей в настоящее время разобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования, а также сложившейся в последние годы слишком узкой специализации многих учебных дисциплин, их чрезмерной прагматической ориентации. Эти особенности существующей системы образования затрудняют формирование у людей целостностных представлений о многих явлениях природы и общества и о закономерностях их дальнейшего развития.
Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда сталкиваются с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.
Под термином фундаментализация в дальнейшем понимается существенное повышение качества образования и уровня образованности людей, его получающих, за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учебного процесса.
Для достижения целей фундаментализации образования представляется необходимым [44]:
1) переместить фокус внимания преподавателей и учащихся с проблемы изучения прагматических знаний на проблемы развития общей культуры человека на основе познания лучших достижений цивилизации, а также на формирование научных форм системного мышления;
2) изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы, помимо изучения истории развития культуры общества и процесса формирования современной науки, которые безусловно необходимы для общего развития каждого человека, значительная часть времени уделялась выработке современных представлений о целостном содержании системы наук, перспективах ее дальнейшего развития.
Другими словами, акцент должен быть сделан на изучении наиболее фундаментальных законов природы и общества в их современном понимании. С этой целью представляется целесообразным уже сегодня разработать и ввести в систему образования ряд новых учебных дисциплин, обобщающих последние достижения фундаментальной науки в таких областях научного знания, как синергетика, глобалистика, ноосферология, теоретическая и социальная информатика, геополитика и безопасность, информационная безопасность и некоторые другие.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о простом увеличении количества изучаемых дисциплин, а о формировании принципиально новых фундаментальных учебных курсов для системы образования, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания;
3) сегодня представляется исключительно важным, чтобы специалисты любой квалификации имели хорошие экологические знания. Высококачественное всеобщее экологическое образование позволит не только сформировать новые мировоззренческие установки, необходимые для людей XXI века, но также и более эффективно использовать профессиональные знания и практический опыт специалистов из самых разных сфер социальной практики для совместного решения многих экологических проблем современности;
4) нет никакого сомнения в том, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Ведь жить и работать выпускникам этой системы придется уже в информационном обществе, где приоритетную роль будут играть фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе и новые информационные технологии;
5) весьма важным и перспективным направлением развития системы образования должно стать широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно-технической и учебно-методической информации. Развитие этого направления является особенно важным для стран, имеющих обширную территорию. К числу таких стран относится и Россия.
Создание эффективных систем дистанционного обучения в таких странах не только существенным образом повысит доступность качественного образования для значительной части их населения, но также и будет содействовать решению проблемы образования для людей с ограниченной подвижностью, а для той части населения, которая по тем или иным причинам не может воспользоваться услугами системы очного обучения.

Концепция опережающего образовании

Идея опережающего образования принадлежит известному российскому ученому, президенту международной академии ноосферы, профессору А.Д. Урсулу [45] и является логическим следствием его философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и формирования ноосферной цивилизации. Эта идея нашла определенное отражение и в национальном докладе России на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [19] и в докладах на этом Конгрессе ряда представителей российской науки [18].
Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего XXI века. Таким образом, ориентация на будущее — ключевая идея опережающего образования.
При формировании концепции опережающего образования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми должны обладать люди наступающего XXI века, но и, в первую очередь, понять, какими именно качествами должны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, использовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных среди этих качеств можно выделить следующие [20]:
•ноосферное сознание;
•системное научное мышление;
•экологическую культуру;
•информационную культуру;
•творческую активность;
•толерантность;
•высокую нравственность.
Нам представляется, что именно эти качества людей будущего должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опережающего образования.

Информатизация образования как
фундаментальная проблема современности

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие — «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.
Пять лет спустя, в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества [46]. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования — это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.
В концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой педагогических кадров нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.
Сегодня, по истечении почти десятилетнего периода развития процесса информатизации образования в России, можно отметить, что основные цели, направления и этапы реализации этого процесса были определены в концепции, в основном, правильно.
Если же говорить о современном состоянии процесса информатизации образования в России, то можно отметить, что он развивается по следующим четырем основным направлениям.
1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие образовательного процесса, как в системе высшего
образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.
2. Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.
3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования — нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.
4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.
Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему.
Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.
В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы [47]. Свидетельством этому является создание в 1995 году новой научной общественной организации — Академии информатизации образования. Сегодня эта академия насчитывает в своем составе около 300 действительных членов и членов-корреспондентов, которые направляют свои усилия на создание научно-методической базы решения данной проблемы с учетом уже имеющегося международного опыта и достижений отечественной науки.
Академия имеет более 10 региональных отделений, в состав которых входят ученые, представляющие как академический сектор науки, так и сферу образования. Главной опорой академии информатизации образования в регионах России являются государственные университеты, которые и выполняют там функции научных центров исследования и практической апробации новых методов информатизации сферы образования.
Основным печатным органом Академии информатизации образования сегодня является журнал «Педагогическая информатика». В нем публикуются материалы ежегодных конференций этой академии, которые традиционно проводятся в одном из ее региональных отделений.
Хотелось бы также отметить ту важную роль, которую играет в развитии информатизации образования федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы» (ФЦП «Интеграция»). Так, например, в рамках этой программы реализуется сегодня научно-образовательный проект «Создание учебно-научного центра "Фундаментальная информатика" в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики».
В реализации этого проекта участвуют:
• Институт проблем информатики РАН (научный руководитель — профессор К.К. Колин);
• Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (научный руководитель — профессор Л.Г. Титарев);
• Ивановский государственный энергетический университет (научный руководитель — профессор В.Н. Нуждин).
Координатором проекта и руководителем Учебно-научного центра «фундаментальная информатика» является профессор Ж.Н. Зайцева.
Проект имеет целью разработку и внедрение в систему высшего образования новых принципов изучения информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины и по существу является пилотным проектом в России, цели которого совпадают с основными целями международного проекта ЮНЕСКО «Информатика—2000», который был предложен автором данной монографии на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [21].
Ход реализации российского этапа этого проекта, который был начат в 1998 году, показывает, что его результаты могут быть использованы не только в системе экономического образования России, но также и в других сферах гуманитарного, технического и университетского образования, в том числе и в системе дистанционного обучения. Проблема здесь заключается лишь в одном — в сохранении государственной финансовой поддержки этого проекта на уровне, который позволил бы привлечь к его реализации ученых и преподавателей из ведущих университетов России.
Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации сферы образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.
Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также Пензенский технологический институт (ПТИ), функционирующий в составе Пензенского государственного университета.
Процесс создания системы комплексной информатизации ПТИ, по информации его ректора профессора В.Б. Моисеева, осуществлялся в течение шести лет, начиная с 1993 года, и в настоящее время находится на завершающей стадии. В институте этой системой охвачены все факультеты и кафедры, как общеобразовательные, так и специализированные. Созданы четыре мультимедийных центра по информационной поддержке образовательного процесса, разработана и внедрена собственная методология и технология подготовки электронных версий учебных программ и пособий, а также электронных учебников, доля которых в общем объеме используемых учебных материалов в 1999 году приблизилась к 90%. В институте функционирует центр подключения к международной информационной сети Internet, а также специальный класс для повышения компьютерной подготовки преподавателей.
Переход на комплексную информатизацию потребовал от педагогического коллектива института не только профессиональной переподготовки, но и значительной психологической перестройки, которую смогли осуществить не все преподаватели «старой школы». Некоторым из них пришлось в результате этого сменить место своей работы. Однако теперь, когда преподаватели ПТИ представляют собой сплоченный коллектив энтузиастов процесса информатизации, эффективность работы этого коллектива существенно возросла. По оценке ректора, экономия затрат времени преподавателей на подготовку к занятиям возросла не менее чем на порядок.
Что же касается дальнейших перспектив развития педагогической информатики, то наиболее важным здесь представляется развитие методов и новых информационных технологий для целей развивающего образования. Эти методы должны содействовать развитию у обучающихся таких качеств, как пространственное воображение , ассоциативная память, интуиция и других. Тем более, что быстро возрастающие функциональные характеристики средств информатики представляют для достижения этих целей все новые и новые возможности.

Информационное обеспечение системы образования

Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методологической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Причинами этого являются появление ряда новых учебных дисциплин, связанных с фундаментализацией и гуманитаризацией сферы образования и недостаток необходимой для ее изучения литературы в библиотеках учебных заведений. Все это вынуждает преподавателей и учащихся вузов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем.
Так, например, по сведениям из дирекции Российской государственной библиотеки к ее услугам обращаются ежедневно около пяти тысяч учащихся вузов г. Москвы, и это количество имеет устойчивую тенденцию к возрастанию, что создает для работы библиотеки серьезные проблемы. Попытка дирекции РГБ как-то снизить остроту этих проблем путем временного отказа в пользовании читальным залом студентам начальных курсов вызвала справедливое возмущение с их стороны. Дошло до курьеза: студенты юридического факультета одного из вузов обратились с иском в городской суд, усмотрев в действиях руководства библиотеки нарушение своих конституционных прав на доступ к необходимой им информации.
Выход из положения был найден на пути информатизации библиотеки. Сегодня в ней создан и введен в эксплуатацию электронный читальный зал, возможности которого достаточно быстро расширяются. Уже сегодня он позволяет не только осуществлять поиск и работу с электронными версиями наиболее часто используемых первоисточников, но также и выходить в сеть ИНТЕРНЕТ, а при необходимости — и получить ксерокопии необходимых документов. Аналогичные автоматизированные информационные центры создаются и во многих других библиотеках России.
Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился и сегодня уже но удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты вузов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.
Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально
распределенных автоматизированных информационных систем, специально ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так например, в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых:
• государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;
• межведомственная программа « Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;
• межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»;
• межведомственный проект « Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России».
Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-телекоммуникационной среды для науки и образования. Однако их практическое осуществление существенным образом затруднено финансовыми ограничениями.
Еще одним важным направлением информатизации образования является развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для использования в сфере образования. Сегодня в России создан и достаточно активно используется такой фонд, основными задачами которого являются пропаганда и внедрение новых информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования. В настоящее время этот фонд содержит уже несколько тысяч сертифицированных программных средств учебного назначения, отвечающих требованиям российских образовательных стандартов. Перечень этих средств регулярно публикуется в специальном каталоге «Компьютерные учебные программы», который издается Институтом информатизации образования Министерства образования России [48].
Исключительно острой для системы образования является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети ИНТЕРНЕТ, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ». В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть «ТВ-информ—образование», основанная на передаче компьютерной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения [81].
Практика показала, что использование таких сетей является весьма перспективным для условий России с ее громадной по протяженностью территорией и большой разницей в часовых поясах. Тем более, что и по стоимости пользования услугами этой сети получается значительный выигрыш по сравнению с другими видами информационных телекоммуникаций.

Дистанционное образование

Одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. Термин «дистанционное образование» появился в нашей стране сравнительно недавно и означает возможность реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от образовательных центров на значительные расстояния и используют для взаимодействия современные информационно-телекоммуникационные сети.
Развитие таких сетей в передовых странах и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования для все большей части их граждан. Ведь оно позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.
Дистанционное образование открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для людей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах.
В условиях России это могут быть жители Сибири и Крайнего Севера, военнослужащие и члены их семей, проживающие в удаленных от центра воинских гарнизонах, а также заключенные, находящиеся в исправительных колониях. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.
В настоящее время в передовых странах мира уже имеется несколько десятков учебных заведений, в которых количество учащихся, использующих дистанционную форму обучения, измеряется несколькими десятками тысяч человек. В основном, это крупные университеты в системе высшего образования.
В самые последние годы XX века появились даже так называемые «мегауниверситеты», количество студентов в которых превышает 100 тысяч человек именно благодаря использованию методов дистанционного обучения.
К таким методам для подготовки и повышения квалификации своих сотрудников в последние годы все чаще прибегают и крупные производственные фирмы, которые используют для этих целей сеть ИНТЕРНЕТ или же свои собственные корпоративные сети. Так например, американская компания Sun Health-care Group, занимающаяся оказанием медицинских услуг и имеющая годовой оборот в 3 млрд долларов, создала сеть дистанционного обучения своих сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы, разбросанных по всему
миру. Это позволило компании не только существенно сократить свои затраты на обучение, но и повысить его качество. Аналогичные системы обучения создаются также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard.
По оценкам аналитиков исследовательской корпорации IDC (США), совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения в США может достигнуть в 1999 году значения в 1,1 млрд долларов [49].
Что же касается системы дистанционного образования в России, то она начала активно развиваться лишь в последние годы. Однако сегодня эта форма образовательного процесса используется уже в десяти крупных вузах, которые имеют более 500 региональных центров и филиалов. При этом в качестве основных видов технологий дистанционного образования используются:
• кейстехнологии, когда учащемуся выдается портфель с полным комплектом учебных материалов по каждой дисциплине. При этом используются как обычные учебные пособия, так и их электронные версии на CD-ROM, аудио-, видеокассетах, а также в виде мультимедийных компьютерных программ;
• сетевые технологии (через ИНТЕРНЕТ или же региональные телекоммуникационные сети);
• телевизионные технологии, реализуемые через систему спутникового телевидения.
В основных задачах Министерства образования России на ближайшие годы определены меры по дальнейшему развитию системы дистанционного образования. В 1999 году начала осуществляться межвузовская программа «Научно-методическое обеспечение дистанционного образования». Продолжается и начатый ранее всероссийский эксперимент в сфере дистанционного образования.
Признанным лидером в системе дистанционного образования России является сегодня Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в составе которого создан Институт дистанционного образования. Этот институт разработал и внедрил сетевую технологию дистанционного образования через сеть ИНТЕРНЕТ, которая используется в его региональных центрах. Их сейчас насчитывается более 200.
В МЭСИ создана сетевая электронная библиотека научной и учебно-методической литературы, издаются фундаментальные монографии по теории и практике дистанционного образования и дистанционных образовательных технологий [50, 51]. С 1997 года в России издается специализированный журнал «Дистанционное образование», а в 1998 году создан Координационный совет в сфере дистанционного образования при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
Все эти меры создают хорошую научно-организационную и технологическую основу для дальнейшего развития системы дистанционного образования в России.

2.6. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности

Понятия общего информационного пространства страны и мирового сообщества
Происходящая в последние годы все большая глобализация экономического пространства, безусловно, базируется на глобализации мирового информационного пространства в результате информатизации технологически развитых и развивающихся стран мирового сообщества.
Анализ тенденций этих процессов показывает, что дело идет к формированию в XXI веке единого мирового информационного пространства, которое будет основано на развитии глобальных информационно-телекоммуникационных систем, использовании унифицированных международных протоколов информационного обмена и методов удаленного доступа к базам данных и знаний различного назначения.
Включенность той или иной страны в это мировое информационное пространство, а также уровень развития собственного национального информационного пространства будут теми двумя важнейшими необходимыми условиями, выполнение которых и позволит этой стране вступить на путь ускоренного научно-технического и технологического развития.
Однако вследствие неравномерности социального и экономического развития, а также в результате отставания в сфере образования, многие страны мира, по-видимому, не смогут обеспечить выполнения этих основных условий и поэтому будут вытеснены на обочину мирового технологического и научно-образовательного пространства и надолго займут место на скамейке аутсайдеров.

Проблема информационного неравенства

Прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что глобальная информатизация общества в XXI-м веке существенно усилит технологическую и экономическую дифференциацию между передовыми странами и странами, «отсталыми навсегда». При этом категория развивающихся стран будет все быстрее размываться, так как многие из них перейдут в категорию отсталых стран.
Таким образом, сегодня уже совершенно четко просматривается совершенно новая глобальная геополитическая и цивилизационная проблема — проблема информационного неравенства различных стран мирового сообщества в новой высокоавтоматизированной мировой информационной среде [66]. Эта проблема была сформулирована автором настоящего пособия в 1998 году, а предложения по ее решению были направлены им в ЮНЕСКО для включения в прогнозный доклад «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года». Ведь данная проблема является общецивилизационной. Поэтому ее решение должны искать не только национальные лидеры, но и международные организации.

Современное состояние и проблемы интеграции
России в мировое информационное сообщество

По известным причинам Россия длительное время была лишена возможности вхождения в единое мировое информационное пространство и поэтому ее наука, образование, экономика и культура развивались в условиях строгих ограничений в сфере информационного взаимодействия с другими странами, особенно с США и странами Западной Европы. Искусственно созданные по идеологическим соображениям информационные барьеры для научных работников, инженеров и преподавателей по контактам со странами Запада стали одной из главных причин замедления научно-технического прогресса нашей страны, которое стало все более заметно проявляться уже в начале 70-х годов XX века. В последующие годы, несмотря на то, что в развитие технологий, в особенности в оборонных отраслях промышленности, в СССР вкладывались весьма значительные бюджетные средства и привлекались огромные людские ресурсы, наше отставание от мирового уровня технологического развития становилось все более заметным.
В начале 90-х годов XX века в результате перестройки и демократических преобразований российского общества многие информационные барьеры были сняты или же существенным образом ослаблены. Десятки тысяч наших специалистов получили возможность свободно контактировать со своими зарубежными партнерами, входить в состав уже действующих на Западе распределенных творческих коллективов, приобретать зарубежную научно-техническую литературу и информационную технику и даже выезжать в заграничные командировки.
При этом особенно остро выявились те негативные последствия нашей длительной изоляции от мирового информационного пространства, которые стали реальным тормозом на пути интеграции России в это пространство на правах равноправного партнера. Главными из этих последствий являются следующие:
— неразвитость национальной информационной инфраструктуры России и отсутствие в ней собственного единого информационного пространства;
— несоответствие используемых в нашей стране стандартов и протоколов информационного обмена в телекоммуникационных системах и международных стандартов и протоколов;
— недостаточный уровень развития информационной культуры российского общества, прежде всего в области знания иностранных языков, а также правил использования международных автоматизированных информационных систем.
В настоящее время все перечисленные выше проблемы в той или иной степени решаются. Однако темпы и масштабы их решения оставляют желать много лучшего, так как они много ниже соответствующих темпов и масштабов этих процессов в передовых странах.
Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности
Произошедший в 1991 году распад Советского Союза на ряд самостоятельных независимых государств нанес удар по дальнейшему развитию уже сложившегося к тому времени единого информационного пространства этого региона. Разрушились не только традиционные экономические связи России со странами СНГ и Балтии, но также и научно-технические связи, а самое главное — каналы информационного обмена в сфере науки, образования и культуры. А ведь без этого невозможно сохранить на необходимом уровне ту степень экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, которая отвечала бы современным требованиям и интересам развития как России, так и окружающих ее молодых независимых государств.
Мало того, в последние 5—7 лет во всех странах «ближнего зарубежья» (за исключением Республики Беларусь и Кыргыстана) проводится весьма агрессивная и целенаправленная политика по вытеснению русского языка не только из государственной сферы, но также из сферы образования, науки и культуры. Достаточно сказать, что даже в современной Армении, которая всегда сохраняла с Россией прочные традиционные научно-технические и культурные связи, около 40% школьников уже не знают русского языка. В Казахстане уже нет ни одной русской школы, а в Киеве количество русских школ сократилось практически в 10 раз.
Проведенные в 1998 году парламентские слушания в Государственной Думе России по анализу состояния русского языка и русскоязычного образования в странах СНГ и государствах Балтии показали, что в этих странах проводится активная и целенаправленная политика по сокращению русскоязычного пространства и замене русского языка английским, немецким, арабским или турецким. В результате этой политики возникли серьезные проблемы с изучением русского языка как в русских, так и в национальных школах стран ближнего зарубежья. Отсутствуют необходимые учебники и методические пособия для преподавателей, не готовятся педагогические кадры, хорошо владеющие русским языком.
Последствия этой недальновидной информационной политики национального сепаратизма нетрудно спрогнозировать. Пройдет еще 7—8 лет, и в ближайшем окружении России вырастет целое поколение людей, не знающих русского языка. И это будет трагедия, это будет информационная катастрофа, от которой пострадают, в первую очередь, сами молодые независимые государства. Пострадают не только их наука, образование и культура, но также и их экономика. Будет нанесен непоправимый ущерб интеллектуальному потенциалу этих стран, а, следовательно, и их обороноспособности и национальной безопасности [68].
Лишая своих граждан возможности изучать и свободно владеть русским языком, современные недальновидные национальные лидеры не только перекрывают им доступ к сокровищам русской культуры, но и резко ограничивают их возможности в области научной и профессиональной деятельности. Ведь при современных объемах новой научно-технической информации практически невозможно осуществить ее своевременный перевод на национальные языки новых независимых государств. Гораздо проще и дешевле было бы обеспечить гражданам этих стран возможность самим знакомиться с необходимой им информацией непосредственно на русском языке. Но ведь для этого русским языком нужно достаточно свободно владеть!
Нельзя забывать также и о том, что сегодня в странах «ближнего зарубежья» проживает около 25 миллионов человек русских, которые в результате распада СССР неожиданно для себя оказались за пределами своей этнической родины. Много проживает в этих странах и таких людей, которые, не являясь русскими по национальности, выросли в русскоязычной среде и поэтому считают русский язык своим родным языком. Драматизм положения этих людей заключается не только в том, что им теперь насильственно, под угрозой различного рода социальных ограничений навязывается изучение государственного национального языка страны пребывания, но также и в том, что они теперь лишены возможности дать своим детям необходимое образование на русском языке, практически оторваны от своей национальной культуры. А это уже нарушение важнейших прав человека.
Таким образом, впервые за всю свою историю русский народ находится сейчас в положении разделенной нации. Решению этой проблемы могла бы служить интеграция стран СНГ и государств Балтии в единое русскоязычное научное, образовательное и культурное информационное пространство [67].
Осуществить такую интеграцию позволяют уже современные средства информатики, информационно-телекоммуникационные сети и информационные технологии.
Глава III ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

3.1. Виды и классификация информационных ресурсов

Понятие информационного ресурса

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
В современной экономике наиболее распространенными являются представления о следующих основных видах ресурсов:
• природные ресурсы — объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных);
• энергетические ресурсы — носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;
• материальные ресурсы — сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;
• трудовые ресурсы — люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;
• финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества.
Необходимо заметить, что финансовые ресурсы являются лишь некоторым условным эквивалентом других видов ресурсов. Поэтому финансовые ресурсы, строго говоря, не могут служить самостоятельным
источником для удовлетворения потребностей общества. Непонимание этого привело к опасным деформациям в экономике многих стран мира, в результате чего возникла так называемая монетаристская экономика, основанная на спекулятивных операциях с ценными бумагами [52]
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году [32], даны следующие определения понятий информация, информатизация и информационные ресурсы:
• информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
• информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
• информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
• документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Таким образом, как следует из приведенных в федеральном законе определений, информационные ресурсы понимаются в нем прежде всего как массивы документов с зафиксированной на них информацией. При этом разработчики данного закона руководствовались не столько научными подходами, сколько прагматическими соображениями необходимости юридической трактовки основных категорий, связанных с процессом информатизации общества.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства —-новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
При этом необходимо подчеркнуть, что в соответствии с определенными данным законом юридическими нормами информационные ресурсы понимаются как документы или базы данных, содержащие некоторую информацию, а сама информация — как содержание этих документов или баз данных.

Информационные ресурсы как форма представления знаний

Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной науки. Этот термин стал все более широко использоваться в отечественной научной литературе после выхода в свет хорошо известной специалистам монографии Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования» [53]. Однако в мировой научной литературе понятие информационного ресурса все еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.
Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как «знания», «информация», «информационный процесс», «когнитивный процесс». Поэтому одной из важнейших проблем дальнейших научных исследований в области социальной информатики является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.
Для решения этой проблемы, по-видимому, потребуется не только новое понимание информационных процессов в обществе, но и новые подходы к пониманию процессов формирования знаний.
Необходимо отметить, что в настоящее время в когнитологии и теории интеллектуальных систем принято различать следующие основные виды знаний:
• понятийные знания, которые раскрывают смысл понятий и терминов, используемых в той или иной сфере человеческой деятельности;
• конструктивные знания, позволяющие понять конструкцию (т. е. устройство) тех или иных объектов природы и общества, а также принципы их функционирования;
• процедурные (алгоритмические) знания, определяющие порядок действий для достижения определенных целей или же рациональной реализации тех или иных процессов;
• фактографические знания, представляющие собой некоторые факты, справедливость которых установлена теоретическим или экспериментальным путем.
В современном обществе перечисленные выше виды знаний могут быть представлены в нескольких различных формах. При этом информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Поэтому можно предположить, что в результате развития исследований, обусловленных потребностями теории и практики процессов информатизации общества, на стыке теоретической и социальной информатики могут возникнут две новые научные дисциплины: информология как совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования информационных ресурсов и информдинамика -— наука о закономерностях преобразования одних форм информационных ресурсов в другие и о процессах их распространения в обществе [24].
«Информационный ресурс -— это знания, представленные в проектной форме», — такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение, предложено профессором Ю.М. Каныгиным в работе [54]. Оно представляется нам вполне приемлемым для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики в рамках настоящей работы. При этом мы будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей — членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей. Эти важные факторы будут проанализированы нами при рассмотрении других проблем информатизации общества и, в частности, проблемы интеллектуализации общества.

Основные проблемы теории информационных ресурсов

Сформированная выше проблема изучения свойств информационных ресурсов как формы представления знаний является одной из важнейших проблем будущей теории информационных ресурсов — информологии.
Вторая проблема этой науки заключается в необходимости разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов. В настоящее время такая методология должным образом не разработана, что не позволяет определять оптимальную стратегию и тактику процесса информатизации страны, ее регионов и мирового сообщества в целом. Это безусловно снижает эффективность процессов информатизации общества и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к новому, информационному обществу.
Третья проблема данного направления исследований заключается в необходимости создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по отдельным регионам страны, а также в глобальном масштабе, с учетом других стран мирового сообщества. Существо этой проблемы заключается в том, что, как уже показал опыт стран, вступивших на путь информатизации, региональный аспект имеет в процессе информатизации исключительно важное значение. Это обстоятельство необходимо учитывать именно сейчас, на начальных этапах информатизации Российской Федерации, регионы которой существенно различаются как по своим информационным и экономическим показателям, так и по составу населения, уровню образования и профессиональной подготовки кадров.
При этом мы исходим из теперь уже все более очевидного положения о том, что, если информационные ресурсы страны или региона рассматриваются как стратегически важная экономическая категория, сопоставимая по своей значимости с такими категориями, как запасы энергии, сырья или природных ископаемых, то для того чтобы эффективно использовать информационные ресурсы, необходимо точно знать, где именно они находятся, кто ими владеет и кто в них заинтересован, а также насколько эти ресурсы доступны и подготовлены для практического социального использования.
Естественно, что для ответа на все эти вопросы необходимо будет не только создавать автоматизированные информационные системы, включающие в себя банки данных и знаний об информационных ресурсах, но также разработать научные методы для изучения характеристик источников и технологии формирования информационных ресурсов, методов описания их структуры и топологии размещения. Совокупность знаний в этой области и предлагается рассматривать как новую научную дисциплину— информографию [27].

Знание как национальное достояние

В статье 9 федерального закона России « Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Тем самым признается общегосударственная значимость этих ресурсов аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Данный правовой акт представляется нам исключительно важным в общенациональном плане, так как он ориентирует общественное сознание в направлении признания ценности информации, а также сохранения и развития информационных достижений общества.
Следует подчеркнуть, что информационные ресурсы, хотя и содержат достаточно важную часть уже накопленных и используемых в обществе знаний, однако они не исчерпывают эти знания полностью. Существует еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Ведь знания о конструкции и принципах функционирования многих из этих объектов могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях, как это делалось многие тысячелетия на ранних этапах развития истории человеческого общества.
Этот метод передачи знаний активно используется в обществе и сегодня. Свидетельством этому являются широко практикуемые в последнее время международные, национальные и региональные выставки достижений.
Другая форма представления знаний в обществе — это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения — человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.
Социальные аспекты данной проблемы заключаются не только в том, чтобы создать в обществе такие условия, которые стимулировали бы носителей живых знаний к их отчуждению и фиксации в формализованном виде, пригодном для широкого социального использования. Исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе живых знаний, предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры [55]:
• тематика хранящейся в них информации — общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и пр.;
• форма собственности — государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
• доступность информации — открытая, закрытая, конфиденциальная;
• принадлежность к определенной информационной системе — библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
• источник информации — официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
• назначение и характер использования информации — массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
• форма представления информации — текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
• вид носителя информации — бумажный, электронный.
Количественные характеристики некоторых
видов информационных ресурсов России

В работе [55] приводятся результаты переписи баз данных, проведенной Госкомитетом России в 1996 году и охватившей около 54 тыс. предприятий. Базы данных в этот период имели более половины охваченных переписью предприятий, а общее количество баз данных а России составило около 800 тысяч. При этом половина из них оказалась базами данных собственного производства.
Общий объем баз данных в России составил свыше 160 терабайт. При этом в государственной собственности находилось около 30% всех БД, в муниципальной — 10%, в частной — 15%, а в иностранной или же смешанной собственности — менее 3% баз данных.
Распределение информационных ресурсов по регионам России оказалось неравномерным. Так, например, около 20% баз данных находятся в Центральном регионе (из них около 10% — в Москве). Затем следует Западно-Сибирский регион (15%), Северо-Западный регион (12%), а потом остальные регионы страны (по 4—6% в каждом).
Что же касается ведомственной принадлежности, то здесь лидером оказался Миноборонпром (более 6%), а аутсайдером — Министерство образования (менее 1,5%).
При анализе приведенных выше статистических данных следует иметь в виду, что именно в последние годы в России реализуется ряд федеральных, межведомственных и региональных программ, направленных на развитие информационных ресурсов в сфере науки, образования и культуры. Поэтому современная ситуация в этой области может существенно отличаться от ситуации 1996 года.
Электронизация информационных ресурсов
общества как актуальная проблема

Стратегическим направлением процесса глобальной информатизации общества, результатом которого должно стать существенное повышение доступности информационных ресурсов общества для их широкого социального использования, является перевод всех социально значимых информационных ресурсов на электронные носители. Именно это должно позволить обеспечить возможность доступа многочисленных удаленных пользователей к необходимым им ресурсам в сетевом режиме, осуществлять компьютерный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий, а также осуществить вхождение России в современное международное информационное пространство.
Для решения этой проблемы в стране необходимо обеспечить опережающее развитие базовых информационных технологий «электронизации.» информационных ресурсов общества, которые должны сыграть исключительно важную роль для его дальнейшего социально-экономического и духовного развития.
Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами и другими устройствами технической информатики носители позволит создать реальные возможности для обеспечения доступа к этой информации всех членов общества. А ведь именно это является сегодня необходимым условием дальнейшего научно-технического и культурного развития общества, его подлинной демократизации.
Отрадно отметить, что понимание важности и социальной значимости этой проблемы, на которую в свое время указывал еще академик А.П. Ершов, начинает, наконец, проявляться и на уровне правительственных органов России. Так, например, в 1995 году по заданию Правительства России была разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» [56]. Эта концепция предполагает разработку и реализацию целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национальных информационных ресурсов.
Еще один пример представляет собой «Межведомственная программа создания, развития и эффективного использования информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов фундаментальной науки и образования». В соответствии с уже разработанной концепцией эта программа должна интегрировать усилия организаций и ведомств России на решении ключевых проблем информационной поддержки фундаментальной науки и образования.
Предполагается, что в результате ее реализации в России будут достигнуты качественные изменения в области формирования в электронной форме информационных ресурсов, необходимых для фундаментальной науки и образования. Это планируется осуществить, в первую очередь, за счет развития региональных информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, а также за счет определенного «выравнивания» существующего распределения информационных ресурсов по территории страны путем тиражирования и распределения в электронной форме из центральных регионов страны тех видов информационных ресурсов, которые необходимы для использования в региональных научных и образовательных центрах.
Появление этих двух федеральных программ означает коренной поворот в государственной политике России в сфере информатизации. Суть его заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к ее содержательной части, т. е. к развитию и интеграции национальных информационных ресурсов. Это очень важный момент, который, безусловно, не только найдет свое отражение в стратегии технологического развития нашего государства, но и окажет существенное влияние на дальнейшее информационное развитие стран СНГ и ближнего зарубежья.
В последние годы в России появилась социальная потребность в создании базовых промышленных информационных технологий, предназначенных для «электронизации» информационных ресурсов, т. с. переноса их на машиночитаемые электронные носители. Одна из таких технологий разработана в Институте проблем информатики РАН и успешно прошла опытную эксплуатацию во Всероссийском научно-техническом информационном центре Министерства науки и технологий Российской Федерации.
Эта технология разработана по заданию Фонда технологического развития Миннауки. Она обеспечивает возможность многотерминального автоматизированного факсимильного ввода в ЭВМ авторефератов диссертаций по различным областям знаний. Практически, это одна из первых отечественных промышленных информационных технологий в данной области применения. Ее достоинство заключается в том, что, не требуя для своей реализации высокой квалификации операторов, она, тем не менее, обеспечивает необходимую производительность технологического процесса, а главное — хорошее качество факсимильных изображений в памяти ЭВМ.
Первое из этих качеств достигается за счет программного управления процессом сканирования текстов авторефератов и оптимизации многотерминального режима работы системы, а второе — за счет использования специальных алгоритмов повышения качества факсимильного изображения текстовых документов.
Промышленное внедрение этой технологии позволит перевести на оптические диски типа CD-ROM авторефераты диссертаций, хранящиеся в различных информационных фондах России и, следовательно, сделает эту достаточно важную часть научных информационных ресурсов России доступной не только для широкого использования в различных регионах страны и за рубежом, но и для последующего компьютерного анализа.
3.2. Информационная инфраструктура общества

Понятие и основные компоненты информационной
инфраструктуры общества

Основными целями информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности. Результатами этого должны стать улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, повышение социальной стабильности в обществе, развитие науки, культуры и образования.
Однако процесс информатизации общества развивается во многих странах, в том числе и в России, крайне неравномерно. Передовыми здесь являются центральные области. В то же время удаленные от них периферийные регионы существенным образом отстают в информатизации, что влечет за собой усиление диспропорций между центром и регионами и в других направлениях научно-технического и социально-экономического развития со всеми проистекающими из этого последствиями.
Магистральным направлением решения этой проблемы является формирование единого информационного пространства России, основными компонентами которого являются:
• информационные ресурсы страны, которые содержат подготовленную для социального использования информацию;
•информационная инфраструктура общества, обеспечивающая возможность использования этих ресурсов и дальнейшее развитие информационного пространства.
Под информационной инфраструктурой общества в дальнейшем понимается совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.
Основными компонентами информационной инфраструктуры общества являются:
в организационные структуры общества (государственные, региональные, ведомственные), которые обеспечивают формирование и реализацию политики в сфере информатизации, развитие средств информационной техники и информационных технологий, создание и развитие информационно-телекоммуникационных систем;
• федеральные, региональные и ведомственные, акционерные и другие информационные центры, обеспечивающие генерацию, хранение и распространение информационных ресурсов'
• средства информатики и информационные технологии, обеспечивающие доступ органов управления, предприятий и организаций, а также отдельных граждан к информационным ресурсам.

Центры-генераторы информационных
ресурсов современного общества

Развитие процесса информатизации общества привело к формированию нового понятия — центра-генератора информационных ресурсов. В качестве таких центров в современном обществе выступают:
• когнитивные структуры общества — научные и образовательные организации, аналитические центры и другие структуры, в которых собственно и формируются новые знания;
• органы государственного, регионального и муниципального управления, формирующие различного рода правовые и управленческие документы;
• органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки экономико-статистической информации;
• информационные центры различных министерств и ведомств, формирующих и распространяющих информационные ресурсы соответствующего профиля, а также межведомственные информационные центры и системы;
• предприятия промышленности, сферы обслуживания, культуры;
• средства массовой информации (редакции журналов, газет, рекламных объявлений, а также телевизионных и радиопрограмм).
Многие из перечисленных выше центров-генераторов информационных ресурсов выполняют также и функции их хранения и распространения в обществе. В качестве конкретных примеров таких систем в России могут являться [55]:
•государственная система научно-технической информации;
• государственная система статистики;
• государственная библиотечная сеть;
• государственный архивный фонд;
• государственный картографический фонд;
• единая информационная система природопользования;
• система гидрометеоинформации.
Федеральное значение имеют также следующие информационные системы:
• система правовой информации;
• система Пенсионного фонда и социального обеспечения;
• система информации по трудоустройству;
•система информации по здравоохранению.
Необходимо отметить, что значительная часть информационных ресурсов России сегодня сосредоточена в субъектах Федерации. Их доля в государственных информационных ресурсах составляет около 25%.
Здесь хранится информация по населению, имуществу, градостроению, землепользованию и т. п.
Основные тенденции изменения информационной инфраструктуры общества
В последние годы в динамике информационной инфраструктуры российского общества наблюдаются следующие весьма устойчивые тенденции.
По мере развития процесса информатизации в регионах России происходит все большая децентрализация владения информационными ресурсами. Так, например, в последние годы на финансирование из местных бюджетов перешли многие библиотеки, архивы и другие информационные организации.
В России развиваются не только федеральные и ведомственные информационно-телекоммуникационные системы, но и системы регионального назначения. При этом наблюдается тенденция к созданию таких систем на базе отечественных разработок.
Для управления процессом информатизации в регионах России создаются специальные органы (управления, отделы, центры), находящиеся в структуре региональной администрации или же в ее непосредственном подчинении.
В составе инструментальных средств информатики все шире используются современные модели и информационные технологии, удовлетворяющие международным стандартам.
Происходит постепенная интеграция информационной инфраструктуры России с основными информационными структурами Западной Европы и других стран мирового сообщества.
3.3. Информационные продукты и услуги

Определение основных понятий

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.
Информационный продукт представляет собой совокупность данных, подготовленную производителем этого продукта для последующего распространения.
Информационные продукты являются результатом интеллектуальной деятельности людей и отражают их представление о той или иной предметной области социальной активности общества. Характерными примерами информационных продуктов могут служить аналитические обзоры, статьи, доклады, монографии, справки и т. п.
Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например, по информационно-телекоммуникационным сетям.
Предоставление в распоряжение пользователя необходимых им информационных продуктов называется информационной услугой.
Для оказания информационных услуг необходимо наличие у владельцев информационных ресурсов баз данных в документальной или же электронной форме.
Основные виды информационных продуктов
В современном обществе используются следующие основные виды информационных продуктов:
• в библиотечной системе — первоисточники и их копии, обзоры, каталоги, справки, указатели, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений;
• в системах научно-технической информации — обзоры, переводы, реферативные сборники, бюллетени новых поступлений, комплекты технической документации, статьи, журналы или их копии, в том числе электронные;
• в информационных центрах различного назначения — базы данных по определенным направлениям деятельности общества, а также мультимедийные продукты, образовательные программы и методики. 111
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция перевода все большей части информационных продуктов в электронную форму для обеспечения возможности их последующего распространения на компьютерных компакт-дисках типа CD-ROM или же по информационно-телекомуникационным сетям типа ИНТЕРНЕТ [58].

Современные информационные услуги

Возможности оказания информационных услуг пользователям существенным образом определяются следующими основными характеристиками информационных систем общества:
• объемами имеющихся в них информационных ресурсов и степенью их доступности для пользователей с правовой точки зрения (открытая или закрытая информация);
• формой представления информационных ресурсов (обычная или электронная);
• уровнем развития информационно-телекоммуникационных сетей, обладающих возможностью предоставления пользователям удаленного доступа к информационным ресурсам;
• удобством интерфейсов пользователей при их взаимодействии с информационными системами;
• стоимостью информационных услуг в сопоставлении с доходами населения;
• информационной культурой общества, которая в значительной степени определяет уровень развития его информационных потребностей, а также информированности членов общества о возможностях использования его информационной инфраструктуры в своих интересах.
Таким образом, уровень развития информационных услуг в том или ином обществе существенным образом зависит не только от развития его информационной инфраструктуры, но также и от уровня развития самого общества, его информационной культуры.
3.4. Информационный рынок

Назначение информационного рынка и его основные функции

В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что «информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений — информационного рынка [59].
Информационный рынок включает в себя следующие основные компоненты:
• рынок информационной техники и информационных технологий;
• рынок информационных продуктов и услуг.
При этом под рынком информационных продуктов и услуг понимается система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Субъектами информационного рынка могут являться:
• производители, собственники или владельцы информационных ресурсов, информационных систем и информационных технологий;
• пользователи (потребители) информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий.

Структура информационного рынка современного общества

Формирование информационного рынка в капиталистических странах началось еще в 50-х годах и осуществлялось параллельно с развитием процесса их информатизации. В начале пользователям предоставлялась в основном лишь различного рода справочная информация. Затем стали предоставляться услуги по электронной обработке информации на ЭВМ, а также по ее передаче по сетям связи. В середине 70-х годов в качестве информационных услуг пользователям стали предоставляться и электронные базы данных, содержащие упорядоченную информацию по различным направлениям деятельности.
Что же касается современных тенденций развития информационного рынка, то здесь все большую популярность приобретает диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных через глобальные национальные или же проблемно-ориентированные информационные сети. Такие сети сейчас имеются во всех развитых странах мира и обеспечивают информационную поддержку сфер бизнеса, науки, образования, культуры и промышленного производства.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы [60].
Информационный бизнес

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Так, например, объем информационной отрасли промышленности в мировой экономике в 1993 году составил 2850 млрд долларов США, в два с половиной раза превышая объемы производства в автомобильной промышленности и более чем в 3 раза —объемы производства в машиностроительной и оборонной промышленности.
Столь высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес [61].
Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.
В соответствии с приведенными в работе [61] подходами можно выделить следующие основные функции информационного бизнеса:
• маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке;
• организация производства средств информатизации;
• материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации;
• лизинговые операции;
• страховые операции;
• консультационное обслуживание;
• организация службы информационной безопасности;
• управление финансовыми операциями;
• подготовка кадров для работы в информационной сфере.
Что же касается дальнейших перспектив развития информационного бизнеса в мировой экономике, в том числе и в России, то здесь наблюдаются следующие основные тенденции:
• появление специализированных фирм и организаций, профессионально занимающихся информационным бизнесом;
•развитие системы правового обеспечения информационного бизнеса как в системах национального законодательства, так и в сфере международного права;
•уголовное преследование незаконного копирования и распространения информационных продуктов, а также правонарушений в сфере информационной безопасности;
•развитие аналитического направления и прогнозных исследований развития информационной сферы общества.

3.5. Государственная политика в области информационных ресурсов

Цели и задачи государственной политики
в области информационных ресурсов

В основу государственной политики в сфере информатизации общества должна быть положена гуманистическая ориентация ее основных целей. Конечной целью процесса информатизации общества является построение информационного общества, которое должно обеспечивать всем его членам, трудовым и общественным коллективам гарантированную возможность получения с достаточной оперативностью и в удобном виде любой не ограниченной законом информации (сообщений, документов, данных и знаний), а также возможность информационных коммуникаций, которые необходимы им для трудовой, творческой и общественно-политической деятельности, образования, научных исследований, быта и отдыха, удовлетворения своих интересов и практической реализации гражданских прав и свобод [62].
Цели информатизации должны быть ориентированы на удовлетворение информационных потребностей: человеческой личности, трудового или общественного коллектива, региона (района, города, республики, страны), человеческого общества в целом.
Исходя из этого можно сформулировать следующие три главные цели государственной политики в области информационных ресурсов общества.
1. Обеспечение достаточности информационного обеспечения общества необходимыми для его научно-технического, социально-экономического и духовного развития информационными ресурсами (внутренними или внешними);
2. Обеспечение доступности информационных ресурсов общества для всех его членов (как физической, так и юридической) на основе развития национальной информационной инфраструктуры и обеспечения правовых гарантий.
3. Обеспечение достоверности информации, предоставляемой членам общества, на основе законодательства и эффективного контроля.

Основные направления и принципы государственной
политики в области информационных ресурсов

Перечисленные выше цели определяют и основные направления государственной политики, которая должна практически обеспечить их достижение. Так, например, для обеспечения достаточности доступных обществу информационных ресурсов государство должно осуществлять:
• регулярный анализ и прогноз потребностей общества в информационных ресурсах и информационных коммуникациях, разработку стратегии и тактики удовлетворения этих потребностей;
• стимулирование развития «внутренних» источников информации и центров-генераторов информационных ресурсов, адекватных потребностям общества;
• подключение к международным источникам информации (глобальным и корпоративным информационным системам) на основе соответствующих международных соглашений.
В результате практической реализации данного направления государственной политики должен быть достигнут необходимый уровень информационного обеспечения, в первую очередь, органов государственного управления, работников бюджетной сферы, а затем уже — и субъектов рыночной экономики.
С этой целью государство должно всемерно содействовать развитию и эффективному функционированию следующих базовых элементов информационной инфраструктуры общества:
• источников общественно необходимой информации (информационных и аналитических центров, систем наблюдения и сбора информации, социологического, экономического и экологического мониторинга и т. п.);
• центров хранения и распределения информационных ресурсов общества (библиотек, архивов, фондов, автоматизированных банков данных и т. п.);
• средств и методов «информатики второго контура», используемых в информационных системах для электронизации документов, ввода, вывода и отображения информации, создания электронных библиотек, фондов и архивов;
• средств издательской техники, оперативной полиграфии и ксерографии, основанных на использовании новых информационных технологий и обеспечивающих возможность создания и сохранения электронных копий формируемых документов.
Для решения проблемы обеспечения доступности информационных ресурсов общества для всех его членов государственная политика должна обеспечивать:
1) развитие законодательства, направленного на практическое осуществление конституционных прав граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4 Конституции Российской Федерации);
2) контроль за соблюдением прав граждан на получение информации из государственных, ведомственных и общественных фондов и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые эти права нарушают;
3) проведение антимонопольной политики в области формирования, хранения и распространения общественно значимой информации;
4) содействие развитию и эффективному функционированию информационного рынка, в том числе рынка собственных информационных продуктов и услуг.
Если же говорить об основных принципах государственной политики в области информационных ресурсов, то здесь с учетом современной ситуации с развитием процесса информатизации в России можно сформулировать следующие три наиболее важных.
1. Государственная политика должна исходить из необходимости достижения и поддержания некоторого оптимального баланса государственных, общественных и личных интересов граждан в области информационных ресурсов. Причем этот баланс должен обеспечивать социальную стабильность в обществе, а также его дальнейшее научно-техническое, социально-экономическое и культурное развитие [63].
2. Государственная политика должна исходить из многоукладное™ российской экономики и признания права собственности на информацию, которая может выступать в качестве объекта рыночных отношений. Поэтому государственная политика должна обеспечивать защиту прав собственности на информационные ресурсы, продукты и услуги, а также защиту информации в целях безопасности граждан, юридических лиц и государства.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>