<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Государственная политика должна исходить из необходимости и стратегической важности участия России в международном информационном пространстве, в том числе в деятельности мирового информационного рынка. С этой целью она должна стимулировать создание отечественных конкурентоспособных на мировом рынке средств информационной техники, а также информационных продуктов и услуг.
Хотелось бы подчеркнуть, что сформулированные выше основные принципы государственной политики имеют важное значение для дальнейшего развития нашей страны и ее места в мировом сообществе, где в настоящее время идет острая информационно-технологическая борьба. Это не пустые декларации, а вполне конкретные направления деятельности правительственных структур [65].
Последние годы XX века убедительно свидетельствуют, что несоблюдение этих принципов ведет к весьма быстрому обострению внутренних и геополитических диспропорций.
Рассмотрим некоторые примеры. В декабре 1999 года российское телевидение сообщило о том, что Конституционный суд Украины принял постановление, которое практически запрещает использование русского языка в государственных учреждениях. При этом был признан неправомерным указ президента Украины Леонида Кучмы, которым русскоязычным абитуриентам было разрешено сдавать вступительные экзамены в вузы Украины на русском языке.
Таким образом, на наших глазах начался новый этап глобальной «украинизации» информационного пространства Украины. При этом предпринимаются все более настойчивые попытки административного вытеснения русского языка, которым сегодня владеют все жители республики, и его замены английским языком, которым сегодня на Украине практически никто свободно не владеет.
К чему приведет такая государственная политика в ближайшем будущем? Последствия ее легко прогнозируются. Это не только нарушение прав человека для значительной части населения страны, а именно — русскоязычного населения, которое сегодня не владеет свободно украинским языком и поэтому не сможет эффективно использовать формируемые на этом языке государственные и общественные информационных ресурсы. Это также и большой ущерб для национальные интересов самой Украины, граждане которой через 8—10 лет уже не смогут воспользоваться без перевода русскоязычными информационными ресурсами.
Кроме этого, серьезная информационная проблема создается этой политикой и в научно-технической сфере. Ведь практически вся научная терминология, которую используют сегодня украинские ученые в области естественных наук, сформировалась на русском языке. И если кто-то думает, что всю эту терминологию и соответствующий понятийный аппарат можно в одночасье перевести на украинский язык, то он глубоко и опасно заблуждается. А следовательно, ущерб будет нанесен и украинской науке, которая и без того переживает сегодня не самые лучшие дни.

Некоторые перспективы развития
информационных ресурсов России

Ранее уже отмечалось, что в результате неравномерности развития глобального процесса информатизации общества формирование нового высокоавтоматизированного информационного пространства происходит также крайне неравномерно. Наибольших успехов здесь достигли развитые страны, такие, как США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. За ними вплотную следуют Финляндия и Швеция, а затем уже и «азиатские страны» — Южная Корея, Сингапур и Таиланд. Активно развиваются процессы информатизации и в Китае, Турции, Мексике, Аргентине.
Что же касается России, то сегодня она по уровню развития своих электронных информационных ресурсов занимает промежуточное положение между новыми индустриальными странами и развивающимися странами, в которых процессы информатизации общества еще только начинаются. Объемы российского рынка информационных продуктов и услуг сегодня несопоставимы с рынками западных стран. Поэтому сегодня Россия еще не может на равных партнерствовать с развитыми странами на мировом информационном рынке. Однако это не означает, что здесь у России нет перспектив и она уже «отстала навсегда».
Анализируя сложившуюся ситуацию, можно было бы указать несколько перспективных направлений, развитие которых могло бы обеспечить не только равноправное вхождение нашей страны в мировой информационный рынок, но даже и возможность занять на нем по некоторым позициям приоритетное положение.
Одним из таких направлений является дальнейшее развитие отечественной системы патентной информации и ее более полное включение в мировую патентную систему с соблюдением всех действующих в этой области международных норм и стандартов.
В настоящее время Роспатент уже внедрил и активно использует современную отечественную информационную технологию, которая обеспечивают не только формирование полнотекстовых баз данных патентной информации на компакт-дисках типа CD-ROM, но также и эффективный поиск этой информации по различным признакам. Эта технология была разработана в результате тесного научно-технического сотрудничества специалистов Роспатента с Институтом проблем информатики РАН и по своим функциональным возможностям не только не уступает западным разработкам, но и превосходит их по многим параметрам (поиск информации по структурным химическим формулам, сжатие данных, работа пользователей с изображениями и т. п.).
Сейчас планируется проведение еще одного проекта, который даст возможность доступа отечественных и зарубежных пользователей к патентной информации через сеть ИНТЕРНЕТ.
Второе направление представляет собой создание проблемноориентированных баз данных о нашей планете, полученных в результате наблюдений с космических аппаратов. Ведь Россия — это одна из двух крупнейших космических держав мира, в которой уже накоплены колоссальные массивы информации по наблюдениям из космоса. Эта информация крайне необходима другим странам мира для решения своих экологических, сельскохозяйственных, мелиоративных и других проблем. И за нее будут платить хорошие деньги, если соответствующие информационные ресурсы будут подготовлены по международным стандартам и станут поставляться на мировой информационный рынок.
Мало того, нетрудно спрогнозировать, что спрос на такого рода информацию в дальнейшем будет возрастать в связи с обострением во многих регионах мира экологических проблем и необходимостью их скорейшего решения.
Третье направление связано с формированием электронных информационных ресурсов по различным объектам российской культуры, к истории и достижениям которой проявляется большой интерес народов всего мира. Наши музеи, картинные галереи, а также фонды наших библиотек и архивов — поистине необозримое поле деятельности для внедрения новых информационных технологий для того, чтобы достижения российской культуры стали более доступными для всего мира, и прежде всего — для ее собственного народа, который в результате распада СССР стал разделенной нацией.
Можно было бы назвать еще целый ряд направлений развития национальных информационных ресурсов России, которые являются сегодня уникальными и поэтому безусловно могут быть востребованы на мировом информационном рынке.
К их числу относятся палеонтологическая информация, банк данных и знаний по диагностике и лечению острых химических отравлений и многие другие.
Перечисленные выше примеры приведены затем, чтобы показать, что государственная политика России в области информационных ресурсов может и должна быть направлена на то, чтобы обеспечить ее вхождение в мировой информационный рынок в качестве равноправного партнера. Эта проблема имеет для нашей страны первостепенное стратегическое значение. И не только потому, что ее решение принесет России значительные прибыли от продажи соответствующих информационных продуктов и услуг. Она также даст возможность развить собственную национальную информационную инфраструктуру, создать тысячи новых рабочих мест в информационной сфере общества, будет содействовать развитию его информационной культуры.
Кроме того, в силу глобальности мирового информационного пространства Россия получит возможность приобрести те же информационные преимущества, которые имеют сегодня развитые страны мира, поддерживающие это пространство.
3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов

Цели и задачи правового регулирования в
области информационных ресурсов

Информационные ресурсы сегодня признаются в качестве одного из важнейших ресурсов страны. Поэтому во всех развитых странах мира они являются объектом особого внимания, контроля и управления со стороны государства. Так, например, в США в настоящее время действует специальная федеральная программа «Национальная информационная инфраструктура», которой руководит вице-президент Альберт Гор. Главными приоритетами этой программы являются следующие виды национальных информационных ресурсов:
• государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
• библиотечные информационные ресурсы;
• информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.
Реализация этой программы должна обеспечить государственную поддержку производителей указанных выше видов ресурсов, а также обеспечение доступа к ним массового пользователя на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Аналогичная программа «Европейская информационная инфраструктура» принята и Европейским союзом. При этом вице-президент США А. Гор выступил с инициативой создания глобальной информационной инфраструктуры, целью которой является максимальное развитие мировых информационных коммуникаций. Создание такой структуры по оценке американских специалистов обеспечит не только экспансию американских информационных продуктов, услуг и технологий в глобальном масштабе, что сулит для США немалые экономические выгоды. Гораздо важнее другое — гегемония США в новом мировом информационном пространстве гарантирует им и стратегическое превосходство в политической области. Ведь давно известно, что тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны в информационной сфере на современном этапе является создание благоприятных условий для ее максимального развития, поддержки производства информационных продуктов и их продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок. Важным средством для достижения этой цели является правовое регулирование в области информационных ресурсов.
Основными задачами правового регулирования в этой области являются:
• упорядочение имущественных отношений в области информационных ресурсов, юридическая защита прав собственности на эти ресурсы государственных, общественных и коммерческих структур, а также физических лиц;
• распределение полномочий и ответственности в области информационных ресурсов между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации;
• обеспечение формирования государственных информационных ресурсов страны и выделение необходимого для этого финансирования;
• содействие развитию внутреннего и внешнего рынка информационных продуктов и услуг путем создания благоприятствующей этому правовой базы;
• обеспечение сохранности государственной и коммерческой тайны, а также информационной безопасности страны и ее граждан.
Одной из серьезных правовых проблем в области информационных ресурсов является проблема преодоления необоснованного монополизма на информацию со стороны отдельных государственных органов, министерств и ведомств. Эта проблема, конечно же, не нова. Она была всегда и сохранится впредь, по крайней мере до тех пор, пока обществом будет управлять бюрократия. Ведь монополия на информацию всегда дает ее обладателям значительные материальные выгоды или же политические преимущества. Поэтому, решая эту проблему, нельзя обольщаться. Реалистический подход здесь состоит в том, чтобы не пытаться ликвидировать эту проблему полностью, а в том, чтобы ослабить ее влияние.
Другими словами, уровень экономических и социальных диспропорций, который обусловлен влиянием данной проблемы, должен быть таким, чтобы он не наносил существенного ущерба стратегическим интересам государства и общества.
Одной из эффективных мер борьбы с монополией на информацию является децентрализация системы информирования общества. Она может проявляться в виде демонополизации информационных фондов, а также средств массовой информации (печати, радио, телевидения, киностудий). В эффективности этой меры мы сегодня убеждаемся в своей повседневной практике. Можно что угодно говорить об ангажированности отдельных газет или каналов российского телевидения. Однако вряд ли кто может оспорить тот факт, что сегодня мы являемся гораздо более информированными о происходящих в стране и за рубежом событиях, чем это было при тоталитарном режиме, где правом на информацию обладали лишь государственные органы.
И это произошло благодаря тому, что сегодня граждане России имеют реальную возможность получать информацию из нескольких источников.

Законодательные и нормативные акты России
в области информационных ресурсов

Информационное законодательство России начало формироваться в середине 90-х годов XX века и в настоящее время еще находится в стадии становления. Помимо уже упоминавшегося ранее федерального закона
«Об информации, информатизации и защите информации» в нашей стране сегодня действует еще целый ряд законодательных и нормативных актов, которые и составляют правовую основу деятельности государства, а также юридических и физических лиц в области информационных ресурсов.
В числе этих документов необходимо отметить следующие:
• федеральный закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23.11.1994 г.
• федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (23.12.1994г.);
• постановление Правительства РФ от 01.12.1994г. «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»;
• положение о Российском государственном историческом архиве;
• федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».
В настоящее время подготовлены и рассматриваются Государственной Думой России проекты законов о защите персональной и коммерческой тайны. Начата подготовка законопроектов «Об информационном обеспечении органов государственной власти» и «Об электронной цифровой подписи». Однако всех этих правовых актов для нормального функционирования общества в новой информационной среде, конечно же, еще недостаточно. Остро необходимы законодательные акты, которые должны обеспечить:
• правовое регулирование процессов функционирования российских сегментов международных глобальных информационных систем и в первую очередь — сети ИНТЕРНЕТ;
• охрану прав потребителей информационных продуктов и услуг;
• защиту населения России от вредного воздействия отдельных видов информационной продукции;
• правовую основу применения новых информационно-телекоммуникационных технологий в таких сферах,
как дистанционное обучение, медицина, досуг населения и т. п.
Таким образом, проблема правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов в настоящее время находится в России еще в начальной стадии своего решения. Многое здесь зависит от уровня развития информационной культуры общества, которая должна стимулировать развитие его информационных потребностей.
Глава IV ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

4.1. Структура информационного потенциала общества

Для успешного развития процесса информатизации общества, который, как уже отмечалось ранее во второй главе, представляет собою ни что иное, как социотехнологическую революцию, недостаточно иметь в стране только развитые информационные ресурсы. Необходимо также иметь инструментальные средства и социальные условия, которые создавали бы возможности для широкомасштабного и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях социальной активности населения. Именно эти средства и условия и образуют в своей совокупности то новое качество, которое мы будем в дальнейшем называть информационным потенциалом общества.
Под информационным потенциалом общества мы в дальнейшем будем понимать всю совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы.
В эту совокупность должны быть включены не только все инструментальные средства информационной техносферы (технические и программные средства информатики и вычислительной техники, средства информационной коммуникации и информационные технологии), но также средства, методы и социальные структуры, содействующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала.
Таким образом, в понятие «информационный потенциал общества» предлагается включить не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует активизации и эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующей квалификации.

Стратегическое значение развития
информационного потенциала общества

Понятие «информационный потенциал общества» было впервые предложено автором настоящей монографии еще в 1993 году [69] и с тех пор стало все более широко применяться в отечественной научной литературе [70,122,126].
Нам еще предстоит разработать необходимый понятийный и методологический аппарат для анализа структуры, динамики и закономерностей формирования информационного потенциала общества. Однако уже сейчас совершенно очевидна необходимость целенаправленных исследований в этой области, так как на современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения.
Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т. е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабных задачи:
• проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей;
• организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения;
• создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удаленный доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов;
• организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.).
Только развитие и широкомасштабное внедрение перечисленных выше средств информатизации позволит снизить остроту проблемы «информационного бума», которая сейчас принципиально не может быть решена за счет дальнейшего увеличения количества работников информационной сферы. Доля таких работников в США уже превышает 60% от общего количества занятых, а аналогичный показатель для региона бывшего СССР составляет 40%.
4.2. Информационная техносфера

Понятие информационной техносферы
современного общества

Совокупность создаваемых человеком технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их использования, образуют новую инструментально-технологическую среду общества — информационную техносферу.
Возможности той или иной страны формировать информационные ресурсы и эффективно использовать их для целей своего жизнеобеспечения и дальнейшего развития существенным образом зависят от уровня развития ее информационной техносферы, использования в ней последних достижений науки и техники, передовых технологий.
Основными компонентами информационной техносферы общества, в ее современном понимании, являются:
• средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность электронного представления, хранения и обработки информации и формирования на ее основе информационных ресурсов общества;
• все средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающих передачу данных по каналам связи;
• системы телевидения, радиовещания, а также телефонной, телеграфной и радиосвязи;
• полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации;
• оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура, а также средства записи и воспроизведения звука;
в первичная сеть проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации.
Таким образом, информационная техносфера представляет собой всю ту совокупность новых инструментальных средств, которые созданы человеком, в основном в течение XX века, для овладения информацией и ее использования в интересах жизнеобеспечения и дальнейшего развития общества.

Некоторые оценки уровня современного
развития информационной техносферы

Длительное время для грубой, обобщенной оценки уровня развития информационной техносферы в той или иной стране использовалась степень ее телефонизации, обычно определяемая количеством телефонов, приходящихся на одну тысячу человек населения данной страны.
В последние годы, начиная с 70-х годов XX века, к этому показателю добавился еще один — количество персональных ЭВМ на тысячу жителей. Сегодня же, в условиях стремительного развития систем телевидения, мобильной связи и информационно-телекоммуникационных систем, а также полиграфической техники, этих двух показателей уже явно недостаточно.
В работе [71] приведена сравнительная оценка уровня информационного развития пяти стран мира (США, Финляндии, ФРГ, Великобритании и Франции) уже по шести показателям, которые представляют собой приходящиеся на тысячу человек населения количества: газет, телевизоров, домашних ПЭВМ, подключений к сети ИНТЕРНЕТ, телефонов и мобильных телефонов.
Значения этих показателей для указанных стран на период 1997 года приведены в нижеследующей таблице. Их анализ позволяет выявить ряд весьма характерных закономерностей.
1. Развитие телевидения во Франции и США привело к значительному сокращению количества газет, т. е. печатные средства массовой информации вытесняются электронными.
2. Происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых уже достигает 30—45% от количества телевизоров в ФРГ, Великобритании и Франции и 45—55% — в США и Финляндии.
3. По уровню телефонизации страны и использованию сети ИНТЕРНЕТ Финляндия намного опережает сегодня другие страны Запада, что и вывело ее на второе после США место в мире по совокупности шести показателей.

Таблица некоторых показателей состояния
техносферы в развитых странах на 1997 год
№ п/п
Показатели
Страны






США
Финляндия
ФРГ
Великобритания
Франция
1
Количество газет
213
464
317
321
156

Количество телевизоров
790
511
560
439
591

Количество домашних ПЭВМ
360
280
170
200
160
4
Количество
подключений к сети ИНТЕРНЕТ
30
77,2
14,1
22,8
8,9
55
Количество телефонов
602
558
483
489
547
66
Количество мобильных телефонов
149,5
420
60,6
106,1
33,7
77
Место в мире по шести показателям
1
2
13
14
20

Основные этапы развития информационной
техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества

Ключевыми базовыми элементами информационной техносферы современного общества безусловно являются средства цифровой вычислительной техники и системы информационных коммуникаций (телефонная и радиосвязь, телевидение и компьютерные телекоммуникационные системы).
Радикальные изменения в этой области начались в середине XX века, когда в 1951 году в США была создана первая ЭВМ коммерческого назначения UNIVAC, которая использовалась компанией «General Electronic» и американским Бюро переписи населения.
В период до 1960 года общее количество ЭВМ в мире не превышало 6 тыс. единиц. В основном, это были разработки различных компаний, программно и технически между собой не совместимые. Использовались они, как правило, для проведения различного рода математических расчетов в интересах оборонного комплекса промышленности и фундаментальной науки. Особо важную роль сыграло использование ЭВМ для разработки атомного и термоядерного оружия, а также для создания ракетных систем и космических аппаратов.
С началом 70-х годов XX века связывают новый этап развития вычислительной техники, который был ориентирован, в основном, на информационное обеспечение промышленного производства. В этот период создаются и все более широко используются большие и средние ЭВМ, которые оснащаются устройствами памяти на магнитных барабанах и магнитных дисках, алфавитно-цифровыми печатающими устройствами, а самое главное — алфавитно-цифровыми дисплеями, которые существенным образом облегчили работу пользователей.
В этот период основная масса средств вычислительной техники была направлена в промышленность. С ее помощью были созданы системы автоматизации проектирования (САПР), гибкие автоматизированные производства (ГАП), а также автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Все это произвело подлинную революцию в области организации значительной части информационных ресурсов в сфере промышленности.
Следующий, третий этап развития информационной техносферы начался в 80-х годах, когда Япония объявила о своей национальной программе создания ЭВМ пятого поколения. Эта программа произвела в мире эффект разорвавшейся бомбы, так как в ней ставились не только далеко идущие технологические цели (например, реализация в ЭВМ ряда функций систем искусственного интеллекта), но и социальные. Одной из таких целей было решение проблемы занятости на дому 20 миллионов японских пенсионеров путем их обеспечения персональными компьютерами.
Японская программа сыграла исключительно важную роль в психологическом плане. Она заставила специалистов и руководителей многих стран задуматься над возможными социальными последствиями процесса информатизации общества. Результатом этих размышлений стали крупные национальные программы развития вычислительной техники в США, в странах Западной Европы, а также в СССР.
Кроме того, начала осознаваться необходимость системного подхода к процессу развития информатизации общества, в результате чего в начале 90-х годов в СССР была разработана и принята «Концепция информатизации общества» [72], а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».
Самым значительным событием этого периода развития информационной техносферы следует считать появление и все более широкое распространение в научной и деловой сферах общества персональных ЭВМ. Объем их производства к 1993 году достиг значения 34,5 млн единиц и превысил мировой объем производства легковых автомобилей. Одновременно с этим начался период сетевого использования ПЭВМ, которые стали все чаще использоваться на предприятиях и в учреждениях в составе локальных сетей, ядром которых служили большие или же мини-ЭВМ.
В этот период стали создаваться и все более широко использоваться автоматизированные банки данных различного назначения, что привело к необходимости перевода в электронную форму значительной части информационных ресурсов в финансово-экономической и деловой сфере.
Началом следующего, четвертого периода развития информационной техносферы можно считать середину 90-х годов XX века, когда началось массовое создание глобальных и корпоративных информационно-телекоммуникационных сетей. Количество ПЭВМ в мире к 1995 году достигло 60 млн единиц, а созданные на их основе локальные сети начали все чаще интегрироваться в региональные, корпоративные и глобальные информационно-телекоммуникационные системы (ИТКС).
Экономическим стимулом для этого явилась глобализация деятельности многих финансовых и промышленных структур развитых стран мира и появление транснациональных промышленных корпораций (ТИК), которые сегодня и являются основной движущей силой в мировой экономике.
Если же говорить о настоящем этапе развития информационной техносферы, то здесь необходимо отметить следующие основные тенденции.
1. Продолжается производство и все более широкое распространение ПЭВМ во всех сферах общества. При этом их функциональные возможности быстро растут, а стоимость и габариты снижаются. В настоящее время в США производится и продается большее количество ПЭВМ, чем телевизоров. При этом каждая третья ПЭВМ приобретается для использования в домашних условиях.
2. Началось промышленное производство портативных и сверхпортативных ПЭВМ размером не более записной книжки. Такие компьютеры умещаются на ладони и используются в качестве персональных электронных помощников деловых людей, обеспечивая функции переводчиков с иностранных языков, записных книжек, телефонных справочников и т. п. Прогнозируется появление в ближайшие годы наручных компьютеров, которые будут сообщать последние новости, прогнозы погоды, биржевые курсы и т. п.
3. В сфере информационного производства отмечается устойчивая тенденция к доминированию
информационных продуктов и технологий (55%) над производством информационной техники (45%). В ближайшие годы эта тенденция, безусловно, сохранится.
4. В развитии связи и телекоммуникаций доля производства технических средств составляет сегодня не более 20%, в то время как доля информационных услуг уже достигла 80% и продолжает нарастать.
Все это свидетельствует о том, что процессы информатизации общества на современном этапе развития принимают все более глобальный характер, что с неизбежностью приведет к формированию и становлению на нашей планете новой постиндустриальной цивилизации — информационного общества.
На мировом информационном рынке сегодня устойчиво доминируют технические средства, информационные продукты и технологии, разработанные фирмами США. И происходит это не только потому, что они обладают более высокими функциональными характеристиками и относительно меньшей стоимостью по сравнению с аналогичной продукцией стран Западной Европы или Японии. Создавая все новые средства, продукты и технологии, Соединенные Штаты Америки широко их распространяют в различных странах мира. При этом формируются именно американские форматы, интерфейсы и протоколы взаимодействия, которые, благодаря их широкому распространению, вначале становятся «стандартами де-факто» в информационной сфере, а затем получают международные сертификаты и становятся международными стандартами.
В последние годы экспансия США на мировом информационном рынке становится все более агрессивной. Она активно поддерживается правительством этой страны, которое считает гегемонию США в информационной сфере важнейшим фактором достижения мирового господства и в других сферах — экономической, политической, культурной, оборонной.
Современное состояние, проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России
Современное состояние и актуальные проблемы развития информационной техносферы в России трудно понять, не зная предыстории развития этого важного компонента информационного потенциала нашей страны, по крайней мере, за последние 15—20 лет.
В 1983 году в нашей стране по поручению ЦК КПСС и Правительства СССР была принята комплексная программа развития вычислительной техники и автоматизированных систем управления на период до 2000 года. Идеологическую основу этой программы формировала специальная комиссия Академии наук СССР, которую возглавлял вице-президент АН СССР академик Е.П. Велихов. Автору настоящего пособия довелось в течение трех месяцев активно участвовать в работе этой комиссии, и поэтому ситуация в нашей стране в области вычислительной техники в этот период ему хорошо известна.
По своему содержанию «Программа—2000» представляла собою «советский ответ на японский вызов». В ней впервые был сделан комплексный системный анализ состояния практически всех основных видов вычислительной техники в стране и в мире, а также дан прогноз развития мирового парка вычислительной техники на период до 2000 года. Сегодня уже можно заявить о том, что этот прогноз практически полностью оправдался.
Так, например, в программе указывалось на неизбежное сокращение доли «больших» ЭВМ в структуре мирового парка средств вычислительной техники и прогнозировался быстрый рост персональных ЭВМ, а также встраиваемых микропроцессоров. Подчеркивалась необходимость приоритетного развития всех видов программного обеспечения и создание в стране на этой основе нового вида промышленности — индустрии программных продуктов.
Отличительная особенность данной Программы от всех ранее создававшихся комплексных программ развития страны заключалась в том, что в ней с использованием знаний и опыта ведущих специалистов страны (академиков, главных конструкторов, руководителей отраслей промышленности) были проанализированы основные потребности страны в тех или иных видах средств вычислительной техники и уже на этой основе определены основные этапы и количественные параметры развития парка отечественной вычислительной техники.
В 1984 году эта программа была рассмотрена на расширенном заседании Президиума АН СССР, передана в Государственный комитет СССР по науке и технике и затем утверждена Правительством. Несмотря на то, что впоследствии эта программа в полном объеме не была выполнена (умер генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, который активно поддерживал идею информатизации страны), однако она сыграла колоссальную роль не только в развитии отечественной вычислительной техники, но и в отношении российского общества к проблемам информатизации.
В период до 1985 года основную долю отечественного парка СВТ составляли машины класса ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ, которые использовались автономно или же в многотерминальном режиме на промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, вычислительных центрах и оборонных министерствах. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что эти два наиболее массовых типа вычислительной техники не были программно совместимыми, их производство, распределение и использование находилось под строгим контролем Госплана СССР и Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР.
Оснащение предприятий промышленности этими средствами осуществлялось практически принудительно по заранее утвержденным пятилетним планам. При этом предприятиям выделялись не только фонды той или иной вычислительной техники, но и деньги для ее оплаты производителям. Если учесть, что этот планомерный процесс осуществлялся на десятках тысяч предприятий, то можно себе представить масштабы тех изменений в информационной технологии, организации планирования и производства, а также в области подготовки кадров для работы с новыми средствами информатики, которые произошли в стране за этот период времени.
Информатизация промышленности, особенно ее оборонных отраслей, дала мощный импульс для распространения средств и методов информатики и на другие сферы нашего общества — науку, образование, финансовую и административную деятельность.
После 1985 года начался период освоения и все более широкого применения в нашей стране персональных ЭВМ. Вначале это были совсем примитивные модели восьми- и шестнадцатиразрядных ПЭВМ, в основном европейского или же японского производства. Затем появились модели, произведенные различными фирмами США, сначала 16-разрядные, а затем и 32-разрядные.
Параллельно с этим в стране велись разработки и собственных моделей ПЭВМ. Причем развивались сразу три различных архитектуры этих моделей, программно между собою не совместимые. В начале 90-х годов, когда была разработана и принята концепция информатизации советского общества, стало понятно, что потребности страны в оснащении средствами ПЭВМ исчисляются десятками миллионов единиц и в этих условиях продолжать разработку и выпуск их программно несовместимых моделей недопустимо, как с экономической точки зрения, так и по стратегическим соображениям.
Поэтому по предложению Института проблем информатики РАН, который являлся в то время головной организацией межотраслевого научно-технического комплекса «Персональные ЭВМ», было принято важное правительственное решение о переходе в стране на единую архитектуру ПЭВМ, которая должна обеспечивать аппаратную и программную совместимость с моделями IBMPC. Это решение положило конец ведомственным противоречиям в дальнейшем развитии персональной вычислительной техники и, самое главное, создало возможность широкого использования в нашей стране программных продуктов зарубежного производства.
Что же касается отечественных разработок персональных ЭВМ, то такие разработки в России также осуществлялись, в основном, в интересах предприятий оборонного комплекса. Сегодня уже мало кто знает, что в России была успешно разработана собственная 32-разрядная ПЭВМ, в которой использовался микропроцессор Intel-386. Эта ПЭВМ была разработана специалистами Института проблем информатики РАН по заказу МНТК «Персональные ЭВМ» и оснащена отечественной лицензионно чистой операционной системой УОС-32, которая имела возможность поддерживать многотерминальный режим работы. Серийное промышленное производство этой ЭВМ не было осуществлено из-за распада СССР.
Осуществлялась в нашей стране и разработка собственного микропроцессора для ПЭВМ, который должен был обеспечивать выполнение всех функций микропроцессора Intel-386. Эта разработка уже находилась в завершающей стадии, когда произошел распад СССР и прекратилось финансирование многих отечественных НИОКР, в том числе и этой стратегически важной разработки.
Приведенное выше конкретные примеры и факты из истории развития отечественной вычислительной техники свидетельствуют о том, что в нашей стране имеется серьезный научный и технический потенциал для развития собственных разработок современных средств вычислительной техники. Для их реализации нужна лишь государственная поддержка и соответствующее финансирование. Что же касается квалификации наших специалистов, то благодаря все еще высокому уровню российской науки и образования, она находится на уровне современных требований.
В настоящее время по уровню оснащенности современными средствами информационной техники Россия далеко отстает не только от США, но и от стран Западной Европы. По данным исследовательской группы European Information Technology Observatory (EITO, Франкфурт), в 1997 году на информационный рынок Западной Европы было поставлено более 15 млн настольных и более 3 млн портативных ПЭВМ, а также около 400 тыс. мини-ЭВМ и рабочих станций. В то время как объем продаж на всем рынке Восточной Европы (включая Россию) составил лишь 1,8 млн единиц. Как видим, разница здесь в объемах практически на порядок.
Поэтому сегодня в России приходится лишь 60 ПЭВМ на 1 тысячу человек населения страны. Из них в домашних условиях используется порядка 10— 15% компьютеров. И спрос в этой сфере их применения в последние годы имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Если же говорить о современных проблемах России в области развития ее информационной техносферы, то наиболее важным из них являются следующие.
1. России необходима крупномасштабная национальная программа развития собственной индустрии информационной техники и в первую очередь персональных настольных и портативных ЭВМ, а также серверов, способных поддерживать автоматизированные банки данных, локальные сети и терминалы пользователей. Эта программа должна иметь приоритетную поддержку Правительства России и обеспечить страну современной информационной техникой не только за счет развития сборочных производств из импортных комплектующих изделий, но и в конечном итоге и главным образом, — за счет собственных отечественных разработок.
2. Необходимо возрождение отечественной электронной промышленности, которая сегодня включает в себя более 250 заводов, 130 НИИ и КБ, а также ряд технических университетов. Общая численность персонала в этой отрасли в 1995 году составляла более 300 тыс. человек.
3. В России имеется значительное количество предприятий и специалистов, способных организовать разработку и промышленное производство современных программных продуктов, удовлетворяющих международным стандартам.
Все эти средства в первую очередь можно было бы направить на внутренний информационный рынок страны для информатизации органов государственной власти, оборонных промышленных предприятий и наиболее ответственных финансовых учреждений. А затем уже наиболее конкурентоспособные информационные продукты и технологии подвигать и на внешние рынки, сначала Белоруссии, стран СНГ, а затем уже и на информационные рынки стран Запада и Востока.
Таким образом, развитие и использование собственного информационного потенциала России представляет собой не только актуальную научно-техническую проблему. Это также и важнейшая социально-экономическая проблема, решение которой будет иметь важные геополитические последствия.

Информационная техносфера и проблема
развития системы образования

Сформулированные выше проблемы развития информационной техносферы российского общества, конечно же, требуют и подготовки кадров соответствующей квалификации, которые были бы способными не только эффективно использовать возможности этой техносферы, но также и активно участвовать в ее формировании и развитии.
Основную роль в решении этой проблемы должна сыграть система образования России и, в первую очередь, ее высшая школа, технические университеты. Стратегическим направлением в решении этой проблемы должна стать опережающая информатизация системы технических университетов России. Причем не только тех, которые готовят специалистов по созданию и использованию средств информационной техники, но также образовательных учреждений, от деятельности которых зависит уровень развития нашей страны в области микроэлектроники, особо чистых технологических материалов, а также специального оборудования для информационной промышленности.
Сегодня в России осуществляется реформа системы образования, которая охватывает также и сферу подготовки научных кадров высшей квалификации —
докторов и кандидатов наук. Поэтому именно сейчас должны быть учтены интересы перспективного развития информационной техносферы нашего общества как базы для его глобальной информатизации.
4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Основные этапы развития ИТКС и сетевых
технологий в передовых странах мирового сообщества

Уровень развития информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала той или иной страны. Именно эта характеристика определяет сегодня не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство, т. е. возможность использования мировых информационных ресурсов.
Развитие телекоммуникационного пространства страны определяется двумя основными факторами:
• развитием первичной сети связи данной страны;
• уровнем развития сетевых информационных технологий.
Необходимо отметить, что оба указанных выше фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это означает, что более развитая и совершенная сеть связи позволяет использовать и более эффективные сетевые информационные технологии. В свою очередь, появление более совершенных технологий стимулирует общество к развитию сети связи.
Под сетью связи следует понимать совокупность каналов связи (проводных, радио или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети.
Необходимо отметить, что сеть связи является самым дорогостоящим элементом телекоммуникационной инфраструктуры. Стоимость ее создания сопоставима со стоимостью строительства автодорожных или же железнодорожных транспортных сетей. Именно поэтому практически во всех странах мира развитие сетей связи осуществляется не скачкообразно, а эволюционным путем. При этом новые, более современные участки сети связи интегрируются с уже существующими или же постепенно их заменяют.
Таким образом, практически во всех современных сетях связи, используемых для создания информационно-телекоммуникационных систем, практически всегда одновременно присутствуют и работают совместно несколько различных по своим техническим характеристикам и функциональным возможностям участков сети. Эти обстоятельства и определяют стратегию и тактику создания и использования сетевых информационных технологий, которые также, как правило, являются комплексными, т. е. включают в свой состав несколько видов сетевых технологий, отвечающих требованиям и ограничениям сети связи и работающих одновременно.
Сетевые информационные технологии развивались параллельно и взаимоувязано с развитием каналов связи. В начале XX века основу телеграфных и телефонных сетей связи составляли аналоговые проводные и радиоканалы электросвязи, которые затем с развитием микроэлектроники стали все больше заменяться цифровыми волоконно-оптическими линиями связи, обладающими существенно более высокими характеристиками по скорости передачи информации.
В связи с этим в середине XX века возникло новое самостоятельное понятие телекоммуникационные технологии, которое означает способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем.
Это направление развития информационных технологий бурно развивается в последние десятилетия и оказывает существенное влияние не только на развитие процессов информатизации общества, но также и на весь характер формирующейся в последние годы новой информационной среды обитания.
Один из ведущих специалистов в области телекоммуникационных систем академик И.А. Мизин выделяет следующие шесть основных этапов развития телекоммуникационных технологий [73]:
• телеграфные и телефонные сети (докомпьютерная эпоха);
• передача данных между отдельными абонентами по выделенным и коммутируемым каналам с использованием модемов;
• сети передачи данных с коммутацией пакетов: дейтаграммные или использующие виртуальные соединения (типаХ.25);
• локальные вычислительные сети (наиболее распространенные — Token Ring);
• цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN) — узкополосные, а затем широкополосные;
• высокоскоростные локальные сети — Fast Ethernet, FDDI, FDDII (развитие FDDI для синхронной передачи речевой и видеоинформации);
Приведенные в скобках англоязычные наименования и аббревиатуры представляют собой названия различных видов телекоммуникационных технологий, которые будут пояснены ниже при рассмотрении содержания отдельных этапов их развития.
Информационно-телекоммуникационные сети в зависимости от уровня их развития могут предоставлять пользователям различные виды информационных услуг. Наиболее распространенными из них являются сегодня следующие:
• передача данных;
• передача факсимильной информации;
• передача речевой информации;
• передача видеоизображений;
• электронная почта;
• служба новостей и конференций;
• доступ к файлам;
• доступ к документам;
• удаленная обработка данных.
Естественно, что каждая из перечисленных выше услуг требует определенного уровня скоростей передачи данных по каналам связи, которая в значительной степени определяется широтой полосы пропускания этих каналов. Поэтому современные сети связи сегодня принято условно разделять на узкополосные и широкополосные. Узкополосные сети обеспечивают передачу информации по каналам связи со скоростью не более 2 Мб/с, т. е. до уровня так называемого двухмегабайтного барьера. Что же касается широкополосных сетей, то здесь сегодня используются два скоростных стандарта —155 Мб/с и 622 Мб/с, что обеспечивает передачу разнородной информации (речи, видеотекста, телевизионных изображений), а также реализацию режима распределенной обработки информации.
Технология Х.25. Одной из наиболее распространенных телекоммуникационных технологий в узкополосных сетях является технология пространственно-временной коммутации пакетов данных Х.25. Обозначение Х.25 соответствует аббревиатуре одной из рекомендаций МКТТ для сетей передачи данных.
Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что в телекоммуникационной системе между абонентами организуются так называемые виртуальные каналы, по которым и осуществляется передача пакетов данных. При этом на сеть возлагаются достаточно сложные функции управления процессом передачи информации с целью повышения надежности ее доставки пользователям.
Технология Х.25 и ее различные модификации удовлетворительно работают в телекоммуникационных сетях даже при использовании каналов связи низкого и среднего качества. Именно поэтому они и получили весьма широкое распространение в мировой практике. Используется эта технология и в наши дни, особенно в России и странах СНГ, где, как известно, качество каналов связи пока еще оставляет желать много лучшего.
Технология Х.25 используется на абонентском уровне, т. е. в трактах подключения абонентского оборудования к центральным элементам телекоммуникационной сети, которые и обеспечивают транспортировку информации между ее основными центрами коммутации, часто располагающимися на значительных расстояниях друг от друга. Однако эта же технология может использоваться и при обмене информацией между самими центрами коммутации сообщений (ЦКС). При этом на каждом ЦКС осуществляется обнаружение и исправление ошибок, которые возникают в сообщениях в процессе их передачи по каналам связи.
Технология Х.25 обычно используется для передачи данных на низких и средних скоростях (1,2 —128 Кб/с) по аналоговым каналам связи.
Технология TSP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol) характеризуется тем, что она реализует независимую маршрутизацию пакетов сообщений (дейтаграмм), не создавая между абонентами сети виртуальных соединений. Эта технология успешно конкурирует с технологией Х.25 благодаря тому, что она обеспечивает более высокий уровень адаптации сети передачи данных к возможным нарушениям в ее работе. Достигается это за счет возможности оперативного изменения маршрутов дейтаграмм в каждом узле сети.
Именно поэтому технология TSP/IP часто используется при организации функционирования телекоммуникационных систем военного или же другого специального назначения. Так например, она была использована в сети ARPANET, которая принадлежит министерству обороны США.
Необходимо отметить следующие важные особенности технологии TSP/IP. Обеспечивая достаточно широкий диапазон скоростей передачи данных (от 1,2 Кбит/с до нескольких десятков Мбит/с), эта технология допускает возможность использования каналов связи низкого, среднего и высокого качества. Однако при этом функции обнаружения и исправления ошибок должны обеспечиваться оконечным оборудованием пользователей.
Технология ISDN представляет собой телекоммуникационную технологию интегрального обслуживания пользователей, которая стала активно развиваться, начиная с середины 80-х годов XX века в связи с появлением и все более широким распространением цифровых сетей связи.
Вначале эта технология использовалась на узкополосных сетях, а в последние годы — главным образом реализуется на широкополосных сетях связи. Она обеспечивает возможность предоставления пользователям узкополосных информационно-телекоммуникационных сетей таких информационных услуг, как передача речи, телетекст, видеотекст и электронная почта.
В широкополосных сетях реализуются также телеконференции, передача телевизионных изображений и распределенная обработка данных.
Технология Frame Relay (трансляция кадров) является одной из разновидностей технологии пакетной коммуникации. Она обычно используется в сетях с каналами связи высокого и среднего качества и скоростью передачи данных от 56 до 2048 Кбит/с. Телекоммуникационные сети на основе этой технологии обеспечивают предоставление пользователям услуг по передаче данных, речевой и факсимильной информации, а также видеоинформации.
Эта технология очень часто используется для объединения локальных сетей передачи данных. Ее характерной особенностью является частичный отказ от реализации сложных процедур обнаружения и исправления ошибок, которые возлагаются на оконечное оборудование пользователей. Это дает возможность максимально использовать пропускную способность каналов связи и характеристики коммутационных центров, в которых осуществляется стирание искаженных кадров передаваемой по сети информации.
Технология АТМ (Asynhronous Transfer Mode) используется в тех случаях, когда по телекоммуникационной сети необходимо передать разнородную информацию (данные, речь, видеоинформацию, в том числе телевизионную информацию высокой четкости).
Для реализации этой технологии необходимы широкополосные сети связи с каналами высокого качества, а также хорошие линии связи для подключения пользователей. Основой АТМ-технологии служит единый цифровой формат и единые правила транспортировки и коммутации для всех перечисленных выше видов информации.
АТМ представляет собой разновидность технологии пакетной коммутации с виртуальными каналами и в некотором смысле использует достоинства как метода коммутации каналов, так и метода коммутации пакетов. При этом контроль целостности информации осуществляется на узлах сети, а обнаружение и исправление ошибок — на оконечном оборудовании пользователей.
Опыт показал, что использование АТМ-технологий оказывается экономически выгодным в тех случаях, когда имеются достаточно большие потоки цифровой информации. Именно поэтому АТМ-технологии широко используются в транспортных высокоскоростных сетях с кольцевой структурой.
Технология SMDS (Switched Multimegabit Data Service) используется в высокоскоростных коммутационных системах передачи данных. На современном этапе их развития пользователям предоставляется доступ к выделенной линии со скоростью передачи 1.544 Мбит/с (версия DS1) или же 45 Мбит/с (версия DS3).
По своим функциональным возможностям SMDS-технология аналогична технологии АТМ, однако в ней используется дейтаграммный метод коммутации.

Основные проблемы и перспективы развития
сетевых информационных технологий

Главной проблемой для развития и широкого использования сетевых информационных технологий в России, странах СНГ и государствах Балтии является современное состояние их сетей связи. В настоящее время эти сети все еще имеют значительное количество аналоговых каналов связи с низкой пропускной способностью, а также устаревшую коммутационную аппаратуру. Для того, чтобы охарактеризовать грандиозные масштабы этой проблемы, достаточно указать, что еще в 1990 году среди 300 тысяч населенных пунктов Советского Союза около 100 тысяч, т. е. около одной трети из них, вообще не имели телефонной связи. Все это существенным образом затрудняет возможности применения современных телекоммуникационных технологий и создание информационно-телекоммуникационных систем с интеграцией услуг.
Поэтому в тех случаях, когда реализуется та или иная программа развития телекоммуникационных сетей регионального или общенационального масштаба, как правило, приходится также проводить и реконструкцию первичных сетей связи.
Наиболее перспективными направлениями такой реконструкции являются:
• создание распределенных систем связи на оптоволоконной технике;
• использование возможностей спутниковых систем космической связи;
• создание беспроводных систем связи для мобильных абонентов.

Использование оптоволоконной техники в распределенных информационно-телекоммуникационных системах позволяет получить практически неограниченные скорости передачи информации и создать высоконадежные и высококачественные информационные супермагистрали.
Еще одно их важное свойство заключается в том, что они обладают высокой устойчивостью ко внешним помехам. Это позволяет широко использовать оптоволоконные тракты передачи информации в городских условиях и даже на территории предприятий, обладающих повышенным уровнем электромагнитных излучений. Так, например, на территории московского металлургического завода «Серп и молот» вот уже более 10 лет успешно функционирует локальная сеть передачи данных на оптоволоконной технике, которая обеспечивает обмен информацией между тремя мини-ЭВМ и более чем 100 терминалами, установленными в различных цехах этого завода.
В последние годы в России начался также процесс создания междугородних и международных оптоволоконных супермагистралей, а также ведомственных кольцевых оптоволоконных систем. На оптоволоконной технике создаются сегодня и общегородские телекоммуникационные системы, которые открывают совершенно новые возможности для оказания информационных услуг населению (начиная от развития кабельного телевидения и кончая компьютерными системами передачи информации). Нет никакого сомнения в том, что этот процесс будет и далее продолжаться по мере развития и модернизации отечественного телекоммуникационного пространства. Тормозом здесь является лишь отсутствие в России производства собственного современного телекоммуникационного оборудования. Использование же зарубежных разработок делает Россию зависимой от других стран и создает основу для их вмешательства в ее информационное пространство.
Кроме того, поскольку практически все средства телекоммуникационных сетей и телекоммуникационные технологии являются, как правило, средствами двойного применения (в гражданских и оборонных целях), то вполне естественно, что западные страны поставляют в Россию лишь уже устаревшие модели этих средств. А это закрепляет технологическое отставание России от передовых стран мира.
Выход здесь видится лишь в одном — создавать информационно-телекоммуникационное пространство страны в основном на базе отечественных разработок. Тем более, что в области развития теории информационно-телекоммуникационных систем и телекоммуникационных технологий Россия сегодня не только не уступает передовым странам Запада, но и по ряду направлений их существенно опережает. Свидетельством этому являются наши информационно-телекоммуникационные системы оборонного назначения, которые сегодня удовлетворительно работают на каналах связи низкого и среднего качества и при этом обеспечивают высокую достоверность передачи информации.
Использование достижений России в области освоения космического пространства является еще одним важным направлением развития информационного потенциала российского общества. Мало того, если учесть огромные размеры территории нашей страны, а также размещение многих объектов ее промышленной и социальной инфраструктуры в малодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, то станет понятным, что развитие и использование систем космической связи — это единственный перспективный путь решения проблем информатизации России.
Потенциальные возможности нашей страны здесь таковы, что их использование может не только позволить России догнать развитые страны Запада по уровню развития информационно-телекоммуникационных систем, но и на несколько лет опередить их. Для того, чтобы аргументировать это достаточно сильное утверждение, приведем следующий конкретный пример.

Перспективные интегрированные системы
связи на базе тяжелых космических платформ

В 1990 году автору настоящей монографии довелось участвовать в качестве научного эксперта в проведении государственной экспертизы комплексного научно-технического проекта, который предусматривал создание в СССР на базе отечественных разработок принципиально новой спутниковой системы связи [74]. Экспертиза проекта была организована Госпланом СССР и проводилась большой группой специалистов в области информации, связи, космической и оборонной техники.
Проектом предусматривалось выведение на геостационарную орбиту четырех тяжелых спутников (весом около 18 тонн каждый) и создание на их основе принципиально новой по своим техническим решениям и функциональным возможностям космической системы связи, которая и должна была стать перспективной базой для решения многих проблем информатизации нашей страны и ряда других стран мирового сообщества.
В проекте было показано, что создание этой системы обеспечивает:
• решение проблемы телефонизации страны (количество телефонных абонентов — свыше 60 млн);
• создание более 300 тыс. дуплексных телефонных каналов связи с неподвижными абонентами и 1,4 тыс. — с подвижными абонентами (количество одновременно обслуживаемых подвижных абонентов — до 30 тыс.);
• создание на всей территории страны новой системы цифрового телевидения высокой четкости (от 4 до 10 ретранслируемых программ телевидения);
• создание системы цифрового стереофонического радиовещания по 16 программам;
• создание систем экологического мониторинга, сбора и передачи экологической информации, медицинской информационно-консультативной системы, а также единой системы управления воздушным движением над территорией страны.
Решение столь разнообразных и впечатляющих по своим масштабам задач достигалось в этом проекте благодаря принципиально новому подходу к организации системы связи и увеличению в ней доли каналов космической связи с 2% до 70%. Эти возможности обеспечивались за счет следующих оригинальных технических решений, основанных на использовании преимуществ отечественной космической техники.
1. Головная организация по проекту НПО «Энергия» спроектировала унифицированную тяжелую космическую платформу, которая должна была использоваться на всех четырех орбитальных спутниках и обеспечивать их стабилизацию на орбите, а также снабжение электроэнергией. При этом общая мощность солнечной электростанции на борту спутника достигала 16 квт, из которых 12 квт отводилось для питания модулей полезной нагрузки. Столь высокая мощность энергии на борту спутника позволяла резко сократить необходимые размеры приемных антенн у наземных комплексов системы связи, что повышало удобство их эксплуатации и давало значительный экономический выигрыш.
2. Значительные объемы и масса космических модулей полезной нагрузки позволяли разместить на их борту необходимое коммутационное оборудование системы связи. Таким образом, космический аппарат из обычного ретранслятора превратился в активный центр системы связи, который способен осуществить не только функции управляемого с Земли коммутатора каналов связи и информационных потоков, но и функции передачи различных видов информации, характерных для широкополосных систем связи.
3. На спутнике предполагалось установить несколько крупногабаритных (до 30 м в диаметре) многолучевых антенных систем отечественной разработки, использование которых решало весьма острую для космических систем связи проблему переполнения частотных диапазонов, а также позволяло создавать региональные зоны связи и телекоммуникаций.
4. В процессе дальнейшего развития бортового оборудования космических модулей предполагалось создание широкополосных каналов межспутниковой связи в миллиметровом и оптическом диапазоне. Такое решение открывает возможности создания принципиально новой структуры системы космической связи, которая может охватывать как отдельные географические регионы, так и глобальную зону нашей планеты в пределах между 80° северной широты и 80° южной широты. Это решение может быть реализовано только на базе использования тяжелых спутников.
По экспертным оценкам, в развитии своей системы связи современная Россия отстает от развитых капиталистических стран на 10—15 лет. Однако приведенное выше краткое описание проекта создания глобальной интегрированной космической системы связи на базе тяжелых платформ показывает, что наша страна обладает колоссальным научно-техническим потенциалом. Его использование может радикальным образом изменить ситуацию не только в России, но и во всем мире. Ведь даже сегодня, через 10 лет после разработки указанного проекта, ни одна страна в мире, кроме России, не способна предложить ему сколько-нибудь серьезной альтернативы.
К сожалению, несмотря на положительные результаты государственной экспертизы данного проекта, он все еще не реализован, хотя до сих пор остается исключительно актуальным. Ведь его реализация означала бы мощный прорыв в будущее не только для России, но и для многих других стран мира. Интерес к этому проекту проявили такие зарубежные страны, как Франция, Австралия, Саудовская Аравия. Высокая экономическая эффективность и новые функциональные возможности космических информационно-телекоммуникационных систем предопределяют неизбежность их практической реализации в ближайшем будущем.
И это коренным образом изменит привычные формы и методы информационного общения людей на нашей планете, позволит создать качественно новые формы всей информационной инфраструктуры нашей цивилизации.

Региональные информационно-телекоммуникационные системы

Длительное время, практически до начала перехода к рыночной экономике, информационно-телекоммуникационные системы в России имели радиальную структуру, так как они отражали централизованный характер существовавшей в нашей стране экономики. Ведь для каждого промышленного предприятия, административной или финансовой организации в тот период времени гораздо важнее было иметь хорошую связь с областным или столичным центром, чем с другими организациями регионального уровня.
С переходом к рыночной экономике ситуация изменилась коренным образом. Децентрализация экономики привела к необходимости существенного усиления информационных связей на региональном уровне, для чего в стране создавались необходимые социально-экономические условия. Реакцией на них и явилось создание региональных информационно-телекоммуникационных систем (РИТКС).
В 1992—1993 гг. Институтом проблем информатики РАН был проведен системный анализ основных информационных потребностей страны в создании РИТКС, а также тех условий и особенностей регионов России, которые являются принципиально важными для выработки Концепции разработки и внедрения РИТКС и проведения государственной научно-технической политики в этой области. Результаты этого анализа показали следующее [75].
1. Основными потребителями информации в регионах России на современном уровне ее информатизации являются:
• организации федерального ведомственного подчинения (органы МВД, ФСБ, налоговой инспекции, таможни и т. п.);
• администрации областей, городов и районных центров;
• управления Центрального банка России в областных центрах, а также коммерческие банки;
• отдельные коммерческие организации.
Ведомственные организации, как правило, лучше других подготовлены к использованию РИТКС и готовы принять долевое участие в их создании или же абонировать соответствующие информационные услуги. Практически каждая из этих организаций испытывает сегодня острую потребность в надежной документальной связи со своим центральным органом в Москве. Однако их требования к оперативности и разнородности передаваемой по сети информации, как правило, достаточно скромны.
Органам административного управления областного, городского и районного уровней требуются более разнообразные информационные услуги. Это и передача файлов данных достаточно большого объема, и передача факсимильной информации, и доступ районных центров к областным базам данных правовой и финансовой информации, а также электронная почта. Поэтому информационные потребности именно этой группы абонентов в основном и определяют облик и функциональные характеристики создаваемых РИТКС.
Кроме того, в современных экономических условиях России только администрация региона (области или республики) способна решить (частично или полностью) проблему финансирования проектов по созданию РИТКС. Поэтому ее участие в таких проектах является важнейшим необходимым условием.
Третья группа абонентов — банки и финансовые компании — имеют хорошие финансовые возможности для создания РИТКС, а также достаточно высокие требования по оперативности, надежности и конфиденциальности передаваемой информации. Очень часто эти организации пытаются самостоятельно создавать свои корпоративные информационно-телекоммуникационные системы, закупая для этого соответствующую импортную технику.
Однако во многих случаях эти попытки заканчиваются весьма плачевно и оборачиваются для этих организаций значительными убытками. Причины этого заключаются в том, что зарубежные разработки ИТКС, как правило, требуют высококачественных и достаточно скоростных каналов связи, которых в России пока еще очень мало. Кроме того, уровень загрузки арендуемых каналов связи в собственной корпоративной сети оказывается весьма низким (порядка 20%), что делает эксплуатацию таких сетей убыточной. Поэтому в ряде областей России были предприняты попытки создания региональных банковских сетей на основе использования возможностей уже функционирующих в нашей стране телекоммуникационных систем «Роснет» и «Роспак».
Четвертая группа абонентов — коммерческие организации—нуждается, как правило, лишь в периодическом получении различного рода справочной информации по типу той, что циркулирует сегодня по сети Relcom.
Таким образом, потребности региональных абонентов в информационных услугах РИТКС можно сегодня сформулировать следующим образом:
• возможность передачи факсимильной информации как внутри региона, так и за его пределами;
• возможность избирательной или циркулярной связи между абонентами региона;
• доступ к региональным базам данных (по ограниченному перечню);
• передача данных в виде отдельных файлов как в центральные органы страны, так и из районных центров в областные;
• электронная почта;
• доступ к некоторым глобальным системам (например, ИНТЕРНЕТ) для получения информации по ограниченному перечню;
• конфиденциальность передачи некоторых видов информации.
Нетрудно заметить, что перечисленные выше информационные потребности региональных абонентов России сегодня достаточно скромны и не выходят за рамки стандартного набора информационных услуг, которые сравнительно легко реализуются в уже разработанных отечественных и зарубежных ИТКС.
2. Создание РИТКС должно учитывать фактическое состояние развития сети связи в регионах России, которое существенным образом отстает от процессов развития сети связи в развитых странах. Так, например, телефонная сеть общего пользования в регионах России использует сегодня аналоговые каналы связи низкого качества и устаревшее коммутационное оборудование. Хотя практически во всех областных центрах страны имеется также и оборудование для цифровой передачи данных, однако используется оно еще в ограниченных объемах. Только в самые последние годы в России начался переход на цифровые каналы связи, который требует больших капитальных вложений и поэтому осуществляется недостаточными темпами.
Наиболее развитой в областях является телеграфная сеть связи, которая используется не только внутри районов, но и для информационного взаимодействия районных центров с областными. Это обстоятельство также необходимо учитывать, если подходить к созданию РИТКС с реалистических позиций.
В отдельных регионах России ведутся работы по созданию городских волоконно-оптических сетей связи (Псков, Новгород, Воронеж, Нижний Новгород). Эти системы, как правило, создаются на коммерческой основе и ориентированы, в основном, на развитие кабельного телевидения и цифровой телефонии.
3. Существующие в России ведомственные системы передачи данных, как правило, имеют свои оконечные пункты в областных центрах. Поэтому вся предоставляемая по этим системам информация доходит лишь до областных абонентов и в районные центры практически не поступает. Кроме того, ведомственные системы построены на различных оригинальных технических решениях и в большинстве случаев информационно между собой не совместимы.
4. Важной организационной проблемой является обеспечение эксплуатации РИТКС, которая может оказаться экономически выгодной лишь при условии достаточно высокой загрузки каналов связи, особенно на транспортном уровне передачи информации между отдельными центрами системы. Именно это и определяет стоимость информационных услуг РИТКС и сроки ее окупаемости.
На основе приведенных выше результатов системного анализа условий и особенностей создания РИТКС в России Институтом проблем информатики РАН была разработана концепция и системный проект разработки и внедрения РИТКС, которые учитывали как основные тенденции развития сетевых телекоммуникационных технологий в мировой и современной практике, так и реальное состояние и перспективы развития сети связи в Российской Федерации.
На основе этих документов были разработаны типовые проектные решения по созданию РИТКС, которые были успешно внедрены и практически испытаны в ряде регионов России. Так, например, на базе этих решений в 1993—1995 гг. была создана РИТКС Псковской области, которая включила в себя:
• базовую коммуникационную сеть на основе технологии Х.25;
• четыре центра коммутации пакетов (ЦКП);
• пакетные адаптеры данных (ПАД), через которые и осуществляется доступ абонентов к сети;
• пункт управления сетью (ПУС).
РИТКС охватывает 24 административных центра Псковской области, имеет шлюзы сопряжения с телеграфной сетью АТ-50 и сетью передачи данных РОСПАК и предоставляет своим пользователям следующие информационные услуги:
• передача файлов данных в диалоговом и фоновом режимах;
• электронная почта;
• удаленный доступ к базам данных и другим информационным ресурсам;
• информационное взаимодействие с федеральными сетями РОСПАК и Relcom через шлюзы;
• защиту информации (путем использования средств разграничения доступа, криптографических средств и средств защиты баз данных в абонентских пунктах).
При этом пользователям предлагаются три типа унифицированных абонентских пункта, обладающих различными функциональными возможностями.
Опыт эксплуатации РИТКС Псковской области подтвердил правильность принятых проектных решений при ее создании и показал следующее.
1. Работы по созданию РИТКС областного масштаба при нормальном уровне их финансирования могут быть выполнены в течение периода времени, не превышающего одного года.
2. Срок окупаемости РИТКС при условии подключения к ней 100—150 абонентов составляет 1,5—2 года.
3. Около 90% обращений региональных абонентов к РИТКС связано с использованием услуг электронной почты.
4. Для обеспечения эксплуатации РИТКС наиболее целесообразным вариантом является создание специального акционерного общества с обязательным участием в нем в качестве учредителя органов администрации области.
5. РИТКС должна создаваться как открытая система с возможностью развития ее функциональных возможностей и, в первую очередь, — увеличения пропускной способности транспортной сети передачи данных.
6. Создание и внедрение РИТКС позволяет отказаться от многих других ведомственных и корпоративных сетей и является экономически выгодным. Однако оно требует и развития соответствующей информационной культуры пользователей.
Опыт системного подхода в создании региональной информационно-телекоммуникационной системы Псковской области послужил хорошей основой для создания аналогичных систем в других регионах России.
ИТКС в системе информационной поддержки развития науки и образования России
Перспективным направлением информатизации сферы образования является использование современных средств телекоммуникации и сетевых информационных технологий. Применение этих средств открывает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса в высших учебных заведениях, в общеобразовательных и специальных школах и особенно — в системе заочного обучения.
Использование телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям следующие дополнительные возможности:
• удаленный доступ к банкам данных и знаний по научной и учебной информации, которая необходима для углубленного изучения предметов в высшей и средней школе, а также в системе заочного обучения и самообразования;
• оперативный обмен учебной, методической и научной информацией между учебными заведениями, научно-
методическими центрами, отдельными преподавателями и студентами высшей и средней школы;
• проведение телеконференций, семинаров, лекционных занятий и открытых уроков, в которых могут одновременно принимать участие преподаватели, студенты или школьники из различных регионов страны, а также из нескольких стран мирового сообщества;
• организация научно-методической работы «распределенных» творческих коллективов ученых, преподавателей и студентов различных учебных заведений над проблемами, по которым у них имеются общие интересы.
Рассмотрим теперь, как используются эти возможности в системе образования России и какие здесь имеются перспективы на ближайшие годы.
Удаленный доступ по телекоммуникационным сетям к национальным и зарубежным банкам данных научно-технической и учебной информации сегодня более широко используется в высших учебных заведениях России, чем в общеобразовательных школах. При этом, как правило, используется режим электронной почты, предоставляемый пользователям такими телекоммуникационными сетями, как ИНТЕРНЕТ, Relcom и некоторыми другими. Однако в последние годы в России появляются новые возможности для телекоммуникационного обмена информацией в интересах системы образования. Здесь необходимо отметить два основных направления развития.
1. Создание глобальной национальной сети компьютерных телекоммуникаций для системы образования в России.
2. Создание интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем областного, городского и регионального масштаба, предназначенных, в основном, для обеспечения обмена информацией между абонентами данного конкретного региона.
В 1995 году в России была сформирована и принята к реализации «Межведомственная программа создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и образования на 1995—1998 годы». Участниками этой программы являлись научно-исследовательские организации Российской академии наук, Министерство науки и технической политики России, университеты и другие высшие учебные заведения России, крупные библиотеки и информационные центры.
Активную роль в формировании и реализации этой программы сыграл Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) —государственная организация, которая на конкурсной основе распределяет бюджетные средства финансирования научных проектов, выполняемых отдельными учеными или небольшими творческими коллективами,
Предполагалось, что в результате реализации данной программы уже в течение двух-трех лет в России будут достигнуты качественные изменения в области развития компьютерных телекоммуникаций, используемых в интересах фундаментальной науки и образования. В частности, предусматривалось создание в Москве узла Европейской транспортной телекоммуникационной сети и организация наземного канала передачи данных Москва—Париж с пропускной способностью до 2 Мб/сек.
Была также создана скоростная линия передачи данных Москва — Санкт-Петербург, которая позволяет оптимизировать распределение российского и международного графика между телекоммуникационными сетями Москвы и Петербурга.
В рамках этой программы началось и целенаправленное формирование региональных телекоммуникационных сетей, предназначенных для обеспечения потребностей науки и образования.
Крупный раздел этой программы ориентирован на создание и развитие в различных регионах России компьютерных банков данных информации, необходимой для научных и учебных организаций. Доступ к этой информации будет осуществляться через национальную и региональные системы телекоммуникаций.
Финансировалась данная программа в основном из средств федерального бюджета России. Однако эти средства в полном объеме не были выделены по известным причинам, обусловленным очередным финансовым кризисом. Тем не менее, многие задания этой межведомственной программы все же удалось реализовать и это является еще одним важным шагом на пути создания в России современного научно-образовательного пространства.
В результате выполнения данной программы в ряде регионов России созданы телекоммуникационные сети для организаций науки и высшей школы. Так, например, в рамках этой программы уже создана Московская опорная сеть, объединяющая целый ряд научных и учебных центров. Это, безусловно, облегчает решение проблемы интеграции образования и фундаментальной науки.
4.4. Информационная культура общества

Понятие информационной культуры общества
и основные факторы ее развития

Информационный потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техносферы и используемых в данном обществе современных информационных технологий. Многое зависит также и от уровня развития его информационной культуры. Ведь, как свидетельствует исторический опыт развития научно-технического прогресса, любые технические новшества и идеи становятся в социальном плане эффективными лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его общей культуры.
Под информационной культурой общества мы будем в дальнейшем понимать его способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:
• система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;
• информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;
• демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;
• развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т. п.).

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>