<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

121. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
122. Образование и XXI век. М.: Наука, 1999.
123. Колин К.К. Вызовы ХХI века и проблемы образования: Лекция-доклад. М.: Иссл. Центр проблем подготовки качества специалистов, 2000.
124. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater (Вестник высшей школы). М., 1999, № 10.
125. Кол ил К.К. Социальная информатика: Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. М.: МИРЭА, 2000.
126. Кузнецов Н.А. Полонников П.И., Юсупов P.M. Состояние, перспективы и проблемы развития информатики // Проблемы информатизации. М., 2000, № 1.
127. Колин К.К. Региональные проблемы конверсии оборонного комплекса России // II Международный симпозиум «Открытое общество и устойчивое развитие». Зеленоград: Изд-во МИДА, 2000.
128. Мизин И.А., Колин К.К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России //' Сб.н. тр. «Системы и средства информатики». М.: Наука, 1996, вып. 8.
Словарь основных терминов

Настоящий Словарь содержит наиболее распространенные в современной научной литературе толкования основных терминов, использованных в тексте данной книги.
Термины расположены в Словаре по главам, т. е. в той последовательности, в которой они впервые встречаются в тексте книги.
В конце определения каждого термина даны ссылки на первоисточники, а также на те разделы книги, в которых содержание данного термина раскрывается более полно.

Аннотация, Предисловие, Введение

Социальная информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в обществе. Раздел информатики, представляющий новую междисциплинарную область научных исследований. См. 1.3, [23,24].
Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. См. 2.2, [32].
Информатизация — комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности [33].
Инфосфера — информационная сфера общества. Включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе.
Информационное общество — общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Отличительными чертами информационного общества являются: доступность необходимой информации для всех членов общества, способность общества производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию, а также обеспечить всех членов общества средствами доступа к этой информации. См. 5.1, [32].
Информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе. Комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. См. 1.2, [2, З].
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. См. 1.2, [17].
Информационное неравенство — новая проблема развития цивилизации, суть которой заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества. См. 6.2, [66].
Информационная война — открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах. См. 5.8, [89].
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). См. 3.1, [32].
Информационный потенциал общества — совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы. См. 4.1, [69, 70].

Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
«Социальная информатика»

Информационный подход — фундаментальный метод научного познания. Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их состояние и развитие. См. 1.3, [5].
Биологическая информатика — наука, изучающая общие закономерности и особенности реализации информационных процессов в биосфере — живых организмах и растениях. Раздел фундаментальной информатики, получивший свое развитие в России в конце XX века. См. 1.2, [2, 3, 25].
Социальная когнитология — наука о закономерностях формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала общества. См. 1.2, [3, 54].
Общая теория информации — наука об общих свойствах информации и информационных процессов в природе и обществе. Одна из перспективных фундаментальных областей научного знания о наиболее общих закономерностях проявления информационной реальности, которые лежат в основе развития природы и общества. См. 1.2, [2, 3, 25].
Средства информатизации — инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества. См. 1.2, 4.2, 4.3, [4, 80].
Электронная библиотека — документальная автоматизированная информационная система, в которой документы (статьи, монографии, отчеты, рефераты и т. п.) хранятся, как правило, в полнотекстовом виде на электронных машинных носителях и могут представляться пользователям по их запросам в автоматизированную систему также в электронной форме, например, путем передачи текстов этих документов по электронной почте. См. 3.1, [57, 58].
Информационная инфраструктура общества — совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам. См. 3.2.
Информационная техносфера — инструментально-технологическая среда общества, представляющая собой совокупность технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их социального использования. См. 4.2.
Информационная культура общества — способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в
области развития средств информатизации и информационных технологий. См. 4.4, [33].
Информационная экономика — новый сектор экономики, возникший благодаря развитию глобального процесса информатизации. Включает в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок. См. 5.2, [52, 63].

Глава 2. Роль информации в развитии общества

Технологическая революция — радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада под воздействием развития научно-технического прогресса, в результате которого коренным образом изменяются не только способы организации общественного производства, приемы и методы труда, но и его инструментальная основа — орудия производства. См. 2.1, [31].
Информационная революция — радикальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. См. 2.1, [31].
Технология — представленное в проектной форме, т. е. в виде формализованных представлений (технических описаний, чертежей, схем, инструкций, представлений и т. п.), концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющие рациональным образом организовать производственный, социальный или информационный процесс с целью экономии затрат труда, энергии, материальных ресурсов или же социального времени. См. 2.4, [12, 35].
Информационная технология — представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для социального использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. См. 2.4, [12].
Новые информационные технологии — информационные технологии, для реализации которых используются последние достижения в области развития средств информатизации общества, в том числе — электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта. См. 2.4, [38].
Социальное время — универсальная мера затрат общественного труда, предложенная академиком В. Г. Афанасьевым для использования в области экономики с целью получения объективных количественных оценок экономических процессов. В работе[12] предложено использовать эту меру в качестве общего количественного показателя для количественной оценки любых видов технологий. Таким показателем является экономия социального времени, достигаемая при использовании данной технологии. См. 2.4, [12, 36].
Когнитивные технологии — информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является когнитивная компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и различные математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение человека и его ассоциативное мышление. См. 2.4, [18].
Эвоинформатика — новое научное направление в области теоретической информатики, имеющие целью создание новых информационных метатехнологий для решения задач глобального моделирования сложных природных явлений на основе эволюционного подхода. См. 2.4, [39].
Дистанционное обучение — новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять «обучение на расстоянии» без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися. См. 2.5, [50, 51].
Дистанционное образование — современный комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на основе использования способов дистанционного обучения. См. 2.5, [49,50, 51].

Глава 3. Информационные ресурсы общества

Информология — наука будущего, объектом изучения которой являются информационные ресурсы общества, а предметом — основные свойства этих ресурсов, закономерности их формирования и эффективность использования. См. 3.1, [3, 27].
Информография — наука будущего, изучающая топологию распределения информационных ресурсов в пространстве мирового сообщества, а также на территории той или иной страны, их особенности, принадлежность, доступность, возможности эффективного использования. См. 3.1, [3, 27].
Информационный продукт — совокупность данных, подготовленная производителем для последующего распространения в вещественной документальной или электронной форме в качестве товара или услуги. См. 3.3, [70].
Информационная услуга — предоставление в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов в документальной или электронной форме, а также распространение по информационным сетям принадлежащей пользователям информации или информационных продуктов. См. 3.3, [70].
Информационный рынок — система экономических, правовых и организационных отношений в обществе, которая обеспечивает торговлю средствами информационной техники, информационными технологиями, информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям. См. 3.4, [59].
Информационный бизнес — новое направление деловой активности общества, связанное с реализацией функций торговли и посредничества на информационном рынке, а также организацией производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств массовой информатизации общества. См. 3.4, [61].

Глава 4. Информационный потенциал общества

Сеть связи — совокупность каналов связи (проводных, радио- или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети. См. 4.3, [73].
Телекоммуникационные технологии — способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем. См. 4.3, [73].
Информационная супермагистраль — высокоскоростной тракт передачи информации, используемый в современных информационно-телекоммуникационных системах и обладающий повышенными характеристиками надежности и качества передачи информации. См. 4.3, [73].
Глава 5. Информационное общество

Постиндустриальное общество — общество, в котором сфера услуг получила приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. См. 5.1, [78].
Глобальная информационная инфраструктура — качественно новое информационное образование, формирование которого началось в 1995 году группой развитых стран мирового сообщества. По их замыслу будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. См. 5.3.
«Всемирная паутина» (WWW) — гипертекстовая информационная подсистема международной информационно-телекоммуникационной сети Internet. Обеспечивает возможность поиска информации по ключевым словам и ссылкам во многих базах данных, подключенных к сети Internet и находящихся в различных странах мира. См. 5.3.
Технология «ТВ—Информ» —телекоммуникационная технология, основанная на уплотнении телевизионного сигнала уже существующих телевещательных центров дополнительной цифровой информацией, которая подается в составе телевизионного сигнала и может восприниматься компьютерными системами. См. 5.4, [81].
Электронный архив — архив документов, представленных в электронной форме, пригодной для использования в автоматизированных информационных системах. См. 5.5, [57].
Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. См. 5.7, [8б].
Интеллектуальная безопасность — состояние защищенности интеллектуальной сферы общества, его когнитивных структур (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов и т. п.), а также интеллектуальных способностей человека от разрушительных воздействий. См. 5.6, [83].
Информационная угроза — факторы и совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества. См. 5.7, [86].
Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне. См. 5.8, [89].
Глава 6. Человек в информационном обществе

Информационное надомничество — выполнение производственных заданий в домашних условиях с использованием современной информационной техники и информационных технологий. См. 6.1.
Телеработа — производственная деятельность на дому или же в специальных локальных телецентрах сотрудников одной организации, при которой обеспечивается их взаимодействие посредством использования телекоммуникационных систем. См. 6.1, [98].
Виртуальное предприятие—совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же организации, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям. См. 6.1, [98].
Виртуальная реальность — новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзии наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного (виртуального) мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики. См. 6.6, [118—120].
Социальный интеллект — совокупный творческий потенциал общества, определяющий способности
людей производить и усваивать новые знания, формы и методы организации труда и новые технологии. См. 6.1, [54 ].
Информационная свобода личности — возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе. См. 6.4.
Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере общества, нарушающие установленные законом права личности, организаций или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб. См. 6.5, [107, 108,109].
Компьютерные преступления — противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно-телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем. См. 6.5, [107—111].
Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий. См. 6.6, [112, 115].
Информационно-энергетическая безопасность — состояние защищенности человека и общества, а также всей биосферы планеты от негативного воздействия энергетических, электромагнитных полей природного и техногенного происхождения, способных оказывать вредное влияние на биологические процессы в живых организмах и растениях, а также на их генетическую основу. См. 6.6, [96, 112—114].
Психотропное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять целенаправленное разрушительное дистанционное воздействие на психологические функции и работу физиологических органов и систем человека. См. 6.6, [96].
Нейролингвистическое программирование — метод манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм словесного внушения, которые создают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие впоследствии ко вполне определенным действиям. См. 6.6, [112, 115, 117].
Система виртуальной реальности — техническая система, обеспечивающая формирование виртуальной реальности в сознании человека. См. 6.6, [118].
Технологии виртуальной реальности — новые информационные технологии, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики. См. 6.6, [118],
Киберкультура — новое технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [118,119].
«Компьютеромания» — патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [118—120].
«Киберболезни» — новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [117, 118].
Приложение
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА БАЗОВАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов университетов и представляет собой методическое пособие, которое может быть использовано при подготовке учебных программ по курсу «Социальная информатика» в системе высшего образования.

1. Введение
1.1. Назначение курса «Социальная информатика»

Учебный курс «Социальная информатика» является принципиально новым в системе высшего образования. Основная задача этого курса заключается в том, чтобы сформировать у обучаемых достаточно полное системное представление о современных процессах развития глобального информационного общества, о возникающих при этом информационных, социально-экономических и психологических проблемах, а также о путях их решения на основе использования современных средств информатизации и перспективных информационных технологий.

1.2. Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате изучения этого курса учащиеся получат следующие знания:
• о роли и месте социальной информатики в современной системе научного знания, изучаемых ею проблемах и основных направлениях дальнейшего развития этой новой научной дисциплины;
• об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;
• об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для его дальнейшего социально-экономического, научно-технического и духовного развития;
• об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;
• об основных чертах и особенностях уже формирующегося глобального информационного общества, а также об основных проблемах и тенденциях его становления;
• о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем. Успешно изучившие данный курс слушатели будут уметь:
• достаточно свободно ориентироваться в структуре основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблем современного общества, связанных с его глобальной информатизацией;
• понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для проблемной области социальной информатики;
• самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и процессов демократизации общества.

1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса

При разработке содержания базовой модульной программы учебного курса «Социальная информатика» были приняты во внимание следующие основные соображения:
• Информатизация общества является неизбежной закономерностью развития цивилизации. В ближайшие десятилетия она распространится на все страны мирового сообщества. Поэтому изучение основных закономерностей развития этого процесса и его воздействия на социально-экономические структуры общества является одной из важнейших задач современной системы образования.
• Процесс информатизации развивается неравномерно не только в различных странах мирового сообщества, но также и в их различных регионах. Поэтому в системе образования важно выделить наиболее важные черты этого процесса, наглядно показать основные закономерности его развития и влияния на социально-экономические процессы в обществе. При этом необходимо объективно представлять как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса.
• Предлагаемый для изучения курс является сравнительно новым, а его предметная область достаточно быстро развивается в соответствии с динамикой развития глобального процесса информатизации общества. Поэтому при разработке базовой программы этого курса не ставилось задачи полностью охватить все аспекты данной проблемы. Наоборот, внимание слушателей предполагается сосредоточить на ключевых аспектах, которые представляются наиболее важными как в теоретическом, так и в прагматическом плане, но, к сожалению, практически не изучаются сегодня в системе образования.
• При структурировании предметной области курса «Социальная информатика» в максимальной степени использовался более чем десятилетний опыт его преподавания в ряде университетов России, в системе продолженного образования государственных служащих Российской Федерации, а также в системе повышения квалификации преподавателей педагогических университетов.

1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»

Предлагаемая для системы высшего образования базовая модульная программа изучения курса «Социальная информатика» имеет ряд принципиальных особенностей, на которые хотелось бы обратить внимание преподавателей.

Главные из них состоят в следующем:

1. При формировании общей структуры базовой программы ее автор считал своей главной задачей сконцентрировать внимание педагогов на изучении тех основных проблем становления глобального информационного общества, которые являются сегодня уже достаточно хорошо выраженными, освещаются в научной печати, но все еще слабо изучаются в традиционных курсах системы образования. Сюда относятся проблемы изучения роли информации в истории развития цивилизации, стратегического значения информационных ресурсов общества и его информационного потенциала, а также ряд других информационных аспектов социально-экономических проблем развития современного общества.
2. В то же время при определении содержания как основных, так и дополнительных проблемных блоков широко использовался принцип опережающего образования. Суть использования этого принципа в данном случае заключалась в том, что при определении содержания проблемных блоков, а также при отборе рекомендуемой для их изучения литературы главным критерием являлась ориентация на будущее. Другими словами, внимание преподавателя обращалось не только на уже очевидные проблемы, но также и на те новые тенденции, которые выявлены в результате научных исследований и которые в самые ближайшие годы могут стать причиной новых серьезных социальных проблем и явлений. К числу таких проблем относятся, например, проблема информационного неравенства людей в новой информационной среде, проблемы информационной безопасности личности и общества, некоторые другие.
Нам представляется, что изучение этих проблем в системе высшего образования сегодня крайне необходимо для того, чтобы своевременно подготовить специалистов и педагогов к новым условиям их жизни и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе.
3. Изложенный ниже текст базовой программы не следует рассматривать как окончательно завершенную разработку. Скорее всего, это лишь новый этап большой работы коллектива ученых и преподавателей, которые поставили перед собой цель создать достаточно гибкую структурно-тематическую основу для изучения новой для системы высшего образования учебной проблематики.
При этом они старались найти рациональное соотношение фундаментальности и прагматичности в подходах к структуризации и изложению новых научных и социальных проблем.
Автор будет признателен за все замечания и предложения по существу данной работы, которые будут учтены на последующих этапах реализации проекта.

2. Состав и общая структура программы

2.1. Модульная структура программы

Рассматриваемая ниже базовая модульная учебная программа нового курса «Социальная информатика» предназначается для преподавателей, студентов и аспирантов системы высшего образования.
Программа имеет модульную структуру. При этом в ее состав входят:
• семь проблемных модулей, раскрывающих основное содержание изучаемого курса «Социальная информатика»;
• список литературы по данному курсу, хранящейся в базе данных электронной библиотеки.
Общая структура программы представлена на рис. 1. (стр. 357).
Необходимо отметить, что внутри каждого проблемного модуля программы имеются отдельные подразделы (проблемные блоки), а также собственные указатели литературы, которая может быть использована педагогами или учащимися при изучении тематики данного модуля.
Кроме того, в состав каждого модуля программы включены контрольные вопросы и задания, предназначенные для проверки усвоения знаний учащимися.
Модульная структура базовой программы курса «Социальная информатика» делает процесс формирования учебных программ достаточно гибким. Она позволяет педагогу варьировать состав и содержание проблемных модулей в зависимости от особенностей использования этого курса в каждом конкретном случае с учетом имеющихся ресурсов времени на проведение занятий, а также уровня подготовленности контингента обучаемых.
Реализация этих возможностей облегчается за счет поддержки процесса формирования учебных программ современными информационными технологиями. При этом предполагается, что кроме бумажной копии базовой модульной программы курса «Социальная информатика» преподаватели будут иметь в своем распоряжении также и электронную версию этой программы, которая реализована в гипертекстовой форме на персональной ЭВМ.
Помимо текста базовой программы изучаемого курса в памяти ЭВМ хранятся указатели литературы для каждого модуля этой программы, сводный перечень основной и дополнительной литературы по этому курсу, а также полнотекстовые базы данных электронной библиотеки первоисточников.
Использование перечисленных выше средств информационной поддержки педагогического процесса может осуществляться не только преподавателями, но и самими обучаемыми при их самостоятельной работе по изучению курса «Социальная информатика». Это создает дополнительные возможности для углубленного изучения этого курса и, следовательно, повышения качества образования.

2.2. Краткое содержание проблемных модулей

Программа построена таким образом, чтобы преподаватели и учащиеся смогли получить достаточно четкое иерархически структурированное общее представление о новой для них проблемной области курса социальной информатики. На достижение этой цели и ориентировано, в основном, содержание первого проблемного модуля программы «Предмет и основные задачи учебного курса «Социальная информатика».
Главная педагогическая задача второго проблемного модуля «Развитие общества как информационная проблема» состоит в том, чтобы дать обучаемым необходимые знания об основных информационных закономерностях истории развития цивилизации, показать роль и значение информации и средств ее активного социального использования — информационной техники и информационных технологий — в осуществлении очередной технологической революции, результатом которой является переход общества на новый уровень общественного производства.
Последующие два проблемных модуля («Информационные ресурсы общества» и «Информационный потенциал общества») содержат материалы, которые позволяют преподавателю достаточно убедительно и на конкретных примерах показать обучаемым социальную роль и проблематику двух важнейших факторов развития процесса информатизации общества — его информационных ресурсов и средств их активизации и эффективного использования.
Пятый и шестой модули посвящены проблемам становления информационного общества, а также роли и положению человека в этом обществе. Эти проблемы сейчас глубоко волнуют многих людей нашей планеты. Поэтому одна из важнейших задач системы образования заключается в том, чтобы своевременно подготовить людей к новым условиям их существования в информационном обществе, сформировать у них новое, информационное мировоззрение. При этом должны быть вскрыты не только новые возможности для профессиональной деятельности и социальной активности человека в новой быстро развивающейся информационной среде, но также и те новые проблемы и опасности, которые влечет за собой глобальная информатизация общества.
Последний, седьмой модуль программы специально посвящен новым глобальным проблемам становления информационной цивилизации. Осмысление этих проблем необходимо осуществлять уже сегодня. Поэтому знакомство с этими проблемами преподавателей, аспирантов и студентов вузов представляется актуальным и полезным.

2.3. Типовая структура проблемных модулей

Типовая структура проблемных модулей базовой программы представлена на рис. 2 (стр. 358). В состав каждого модуля могут входить:
• несколько основных проблемных блоков, каждый из которых является самостоятельным фрагментом учебной программы и посвящен изучению того или иного вопроса учебного курса;
• несколько дополнительных проблемных блоков, также являющихся законченными фрагментами учебной программы и предназначенных для изучения дополнительных вопросов рассматриваемой в данном модуле проблемы или же для более углубленного изучения тех вопросов, которые рассматриваются в основных проблемных блоках;
• указатели основной и дополнительной литературы по тематике данного проблемного модуля.
• вопросы для обсуждения и проверки степени усвоения обучаемыми полученных ими знаний;
• темы рефератов для самостоятельной работы учащихся по изучению проблематики данного модуля.















Проблемные модули программы


Электронная библиотека


Рис. 1. Общая структура базовой модульной программы учебного курса «Социальная информатика»

Рис. 2. Типовая структура проблемного модуля базовой программы

3. Структура и содержание проблемных модулей

3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»

3.1.1. Педагогические задачи

Данный модуль представляет собой вводный раздел учебного курса. Его главная задача состоит в том, чтобы обучаемые смогли получить достаточно четкое и иерархически структурированное представление о целях, задачах и предметной области курса социальной информатики. При этом должна быть раскрыта роль этого курса как общеобразовательной дисциплины, которая имеет целью подготовку людей к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях постиндустриального информационного общества.

3.1.2. Основные проблемные блоки

Структура данного проблемного модуля представлена на рис. 3 (стр. 360).
Он содержит четыре основных проблемных блока. Основные проблемные блоки имеют следующие наименования:
1.1. Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования.
1.2. Современные представления о предмете информатики.
1.3. Научно-методические проблемы развития социальной информатики.
1.4. Современная структура предметной области курса социальной информатики.

3.1.3. Краткое содержание основных проблемным блоков

Проблемный блок 1.1. Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования.
1.1.1. Современное состояние и тенденции развития курса информатики в средней и высшей школе России и других стран мирового сообщества.

Рис. 3. Структура проблемного модуля «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего экономического образования».

1.1.2. Возрастание социальной потребности в изучении проблем информатики в системе образования, обусловленное глобальной информатизацией образования. Распространение курса информатики на сферу гуманитарного образования.
1.1.3. Актуальность изучения социальных аспектов проблемы информатизации общества и формирование специальной учебной дисциплины «Социальная информатика» в системе высшего образования.
Проблемный блок 1.2. Современные представления о предмете информатики.
1.2.1. История формирования термина «информатика».
1.2.2. Информатика в современной системе научного знания.
1.2.3. Перспективы развития информатики в ближайшем будущем.
1.2.4. Вклад ученых России в развитие информатики как науки и учебной дисциплины.
1.2.5. Международное сотрудничество России в области новых проблем теоретической и социальной информатики.
1.2.6. Характеристика информатики как образовательной области в Государственных образовательных стандартах России.
1.2.7. Мировоззренческая роль курса информатики в системе
образования.
Проблемный блок 1.3. Научно-методические проблемы развития социальной информатики.
1.3.1. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина.
1.3.2. Зарождение социальной информатики как фундаментальной науки.
1.3.3. Место социальной информатики в современной структуре научного знания.
1.3.4. Научная методология социальной информатики.
Проблемный блок 1.4. Современная структура предметной области социальной информатики.
1.4.1. Социальная информатика как один из разделов нового курса «Фундаментальные основы информатики», рекомендуемого ЮНЕСКО для перспективной системы образования.
1.4.2. Общая структура предметной области учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования.

Указатель литературы

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.— М.: Академический Проект, 2000.— 350 с.
2. Колин К.К. Фундаментальная информатика и качество образования: Лекция-доклад.— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.— 59 с.
3. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М., 2000.— № 1.
4. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование.— М., 2000.— № 10.— С. 5- 10.
5. Колин К.К. Курс информатики в системе образования:
современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1996.— Вып. 8.— С. 74-79.
6. Колин К.К. фундаментальные проблемы информатики // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.— М.: Наука, 1995.— Вып. 7.— С. 5-20.
7. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. Доклад на 11-ом Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники.—М., 1996.— № 3.— С. 19-39.
8. Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука и комплексная проблема // Проблемы информатизации.— М„ 1999.—№ 1.—С. 3-7.
9. Колин К.К. Информатика на пороге XXI века // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.—М.: Наука, 1999.— Вып. 9.— С, 56-66.
10. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика // Информационные ресурсы России.— М., 1995.— №3,
11. Колин К.К. Социальная информатика — новое направление научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов.—М.: Наука, 1995.—Вып. 7.— С. 20—37.
12. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику.—М.,1990.

Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются основные тенденции развития курса информатики для системы образования?
2. Охарактеризуйте объект и предмет исследований информатики как фундаментальной науки.
3. Каковы цели и задачи учебного курса «Социальная информатика» для системы высшего образования?
4. Определите предметную область курса «Социальная информатика». Каковы дальнейшие направления ее развития?
5. Охарактеризуйте место информатики в современной системе научного знания.
6. Каковы перспективы развития информатики в ближайшем будущем?
7. В чем заключается вклад ученых России в развитие информатики как науки и учебной дисциплины?
8. Какова научная методология социальной информатики?
9. В чем состоит мировоззренческая роль курса информатики в системе образования?
10. Как характеризуется информатика в образовательных стандартах России?
Темы рефератов

1. Эволюция информатики как фундаментальной науки.
2. Кибернетика и информатика: этапы становления новой науки.
3. Информатика как общеобразовательная дисциплина.
4. Фундаментальная информатика и качество образования.
5. Структура и содержание образовательной области «Информатика»
6. Структура предметной области социальной информатики.

3.1.4. Дополнительные проблемные блоки

Для углубленного изучения содержания некоторых проблем данного модуля в его состав включены следующие дополнительные проблемные блоки:
1.5. Конгресс ЮНЕСКО о новых принципах изучения информатики в системе образования.
1.6. Опыт России в изучении курса «Социальная информатика».

3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков

Проблемный блок 1.5. Конгресс ЮНЕСКО о новых принципах изучения информатики в системе образования.
1.5.1. Политика в области образования и новые технологии — основное направление деятельности II Международного Конгресса ЮНЕСКО «Образование и информация». Основные темы Конгресса и его значение для информатизации образования.
1.5.2. Национальный доклад России Конгрессу ЮНЕСКО и ее предложения о новой концепции преподавания информатики в системе образования.
1.5.3. Роль и позиция российской делегации на конгрессе ЮНЕСКО.
1.5.4. Итоговые материалы и рекомендации Конгресса. Международные проекты ЮНЕСКО в сфере образования, реализуемые в соответствии с рекомендациями Конгресса.
1.5.5. Международный проект ЮНЕСКО «Информатика—2000». Его цели и содержание.
Проблемный блок 1.6. Опыт России в изучении курса «Социальная информатика».
1.6.1. Основные этапы формирования социальной информатики как учебной дисциплины в системе образования России.
1.6.2. Создание специализированных кафедр и факультетов социальной информатики в российских вузах.
1.6.3. Создание Ассоциации кафедр социальной информатики российских вузов.
1.6.4. Опыт изучения социальной информатики в Московском государственном социальном университете, в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, в системе повышения квалификации преподавателей педагогических университетов.

Указатель литературы

1. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. 11-ой Международный конгресс ЮНЕСКО « Образование и информатика».— М., 1996.— С. 20-25.
2. Колин К.К., Соколова И.В., Суслаков Б.А. Социальная информатика в системе высшего образования России:
Сб. научных трудов 11-ого Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика».— М., 1996.
3. Колин К.К. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина // Социальная информатика — 97: Сб. научных трудов.— М., 1997.— С. 4—11.
4. Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты).— М.: Союз, 1999.— С. 1-208.
5. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы — факторы социального развития // Проблемы социальной информатики.— М.: Союз, 1996.— Вып. 2.
6. Петров А.В. Системный аналитик//Интеллектуальный мир.— М., 1995.— № 6.
7. Соколова И.В. Проблемы становления социальной информатики как учебной дисциплины // «Вестник РО-ИВТ.— М., 1995.— № 4.
8. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» / Манушин Э.А., Колин К.К., Петров А.В., Христочевский С.А., Богданова Д.А. // Образование и информатика. Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям.— М., 1996.— С. XV-1 - XV-36.
9. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики.— М.: Союз, 1999.— 208 с.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие проблемы изучения курса информатики рассматривались на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика»? В чем состоят основные рекомендации Конгресса по этим проблемам?
2. Охарактеризуйте структуру предметной области нового курса «Фундаментальные основы информатики», предложенную в Национальном до кладе России на конгрессе ЮНЕСКО.
3. В чем заключается опыт России по изучению курса «Социальная информатика» в системе высшего и дополнительного высшего образования?
Темы рефератов

1. Социальная информатика как общеобразовательная дисциплина.
2. Социальная информатика и качество образования.
3. Опыт России в изучении проблем социальной информатики.

3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
в развитии общества»

3.2.1. Педагогические задачи модуля

Главная педагогическая цель данного проблемного модуля заключается в том, чтобы показать определяющую роль информации в развитии современного общества и дальнейшее возрастание этой роли в XXI веке. При этом должна быть кратко рассмотрена история развития цивилизации и раскрыта роль основных информационных революций в развитии научно-технического прогресса, образования, науки и культуры, расширения масштабов производства и распространения знаний.
Информатизация общества должна рассматриваться как глобальный процесс современности, обусловленный закономерностью развития цивилизации. При этом необходимо осветить современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества, акцентировать внимание слушателей на основных направлениях развития процесса информатизации и показать роль информационных технологий как катализатора научно-технического и социально-экономического развития современного общества.
В качестве дополнительных проблемных блоков данного модуля рекомендуется рассмотреть проблему информатизации сферы образования (как в инструментальном, так и в содержательном аспектах), а также проблему развития информационного пространства страны, как одного из важнейших условий обеспечения ее национальной безопасности.

3.2.2. Основные проблемные блоки

Общая структура данного проблемного модуля представлена на рис. 4 (стр. 368). В его состав входят четыре основных и два дополнительных проблемных блока.
Основные проблемные блоки имеют следующие наименования:
2.1. История развития цивилизации и основные информационные революции.
2.2. Информатизация общества как глобальный процесс.
2.3. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.
2.4. Информационные технологии — катализатор развития современного общества,
3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков

Проблемный блок 2.1. История развития цивилизации и основные информационные революции.
2.1.1. Информационный подход к истории развития цивилизации как к последовательности информационных революций.
2.1.2. Основные информационные революции в развитии человеческого общества, краткая характеристика их содержания и последствий.
2.1.3. Информатизация общества как социотехническая революция.

Проблемный блок 2.2. Информатизация общества как глобальный процесс.
2.2.1. Определение понятия «информатизация».
2.2.2. Объективная обусловленность информатизации общества.
2.2.3. Информатизация общества как социотехническая революция.
2.2.4. Основные направления развития информатизации как
глобального процесса.
Проблемный блок 2.3. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.
2.3.1. Основные этапы развития процесса информатизации общества.
2.3.2. Современное состояние информатизации в России и передовых странах мирового сообщества.
2.3.3. Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития процесса информатизации в мировом сообществе.
2.3.4. Возрастание роли информации на современном этапе развития общества.


Рис. 4. Структура проблемного модуля «Роль информации в развитии общества».

Проблемный блок 2.4. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества.
2.4.1. Развитие общества и перспективные технологии.
2.4.2. Социальные технологии.
2.4.3. Информационные технологии.
2.4.4. Важнейшие свойства информационных технологий.
2.4.5. Критерии эффективности информационных технологий.
2.4.6. Информационные технологии массового применения.
2.4.7. Перспективные направления развития информационных технологий в XXI веке и их ожидаемые результаты.
2.4.8. Информационная технология как наука: современное состояние и перспективы развития.
Указатель литературы.

1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.— М.: Мысль, 1991.—С. 1-280.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.— М.: Владос, 1994.— С. 1-336.
3. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях.— М.: ИНИОН РАН, 1998—С. 1-34.
4. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации.— М.: Луч, 1993.— С. 1-275.
5. Колин К.К. Социально-экономическое развитие как информационная проблема // Межотраслевая информационная служба.— М., 1995.— № 1.— С. 3-9.
6. Колин К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии.— М.: Машиностроение, 1995.—№ О,—С. 2-8.
7. Колин К.К. Информатика на пороге XXI века: Сб. научных трудов // Системы и средства информатики.— М.: Наука, 1999.—Вып. 9.
8. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации.— М.: CONNECT, 1996.— Сент.-окт.
9. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика».—М., 1996.
10. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» / Манушин Э.А., Колин К.К., Петров А.В., Христочевский С.А., Федосеев А.А. // Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика».— М., 1996.
11. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»//Вестник РОИВТ.—М., 1995.— № 1-3.
12. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист.— М., 1988.— № 2.
13. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества.— М.: Союз, 1995.
14. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М., 2000.— № 1.
15. Колин К.К. Информационная технология как научная дисциплина // Информационные технологии.— М., 2001.—№ 1.—С. 2-10.
16. Состояние и перспективы развития информационных технологий. Круглый стол в редакции журнала ИТ // Информационные технологии.— М., 1999.— № 1.— С. 44-46.

Контрольные вопросы, и задания

1. Охарактеризуйте основные информационные революции в развитии общества.
2. В чем заключается социальная роль информационных революций в развитии цивилизации?
3. Чем обусловлена объективная закономерность процесса глобальной информатизации общества?
4. Каковы основные тенденции современного этапа развития процесса информатизации общества?
5. Почему информационные технологии являются катализатором процесса развития современного общества?
6. Дайте определение понятия «информационная технология».
7. Каковы критерии эффективности технологий?
8. Каковы основные признаки высокоэффективных технологий?
9. Укажите перспективные направления развития информационных технологий.
10. В чем заключаются проблемы развития информационной технологии как науки?

Темы рефератов

1. Информационные революции в развитии цивилизации.
2. Основные направления современного процесса информатизации общества.
3. Новые информационные технологии и социально-экономическое развитие общества.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>