<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Верность себе - это первое и самое важное условие эффективной коммуникации.

Постоянный внутренний диалог забивает свободное пространство, необходимое для восприятия чужого сообщения. В чем предназначение цветочной вазы? В том, чтобы ставить в нее цветы. Какая часть вазы наиболее полезна? Конечно же, внутренняя: в ней есть пустота, которую можно заполнить. Внешний фасад, несмотря на всю свою привлекательность, не приносит никакой пользы. Учитесь видеть пустоту. Приходилось ли вам бывать в доме, где никто не живет? В его пустоте есть особая аура, не так ли? Возьмем другой пример. Когда несколько человек садятся в круг, общий климат группы определяется атмосферой, сосредоточенной в центре круга, в пустом пространстве. Так же и в общении с собой: голос высшего, внутреннего, "я" раздается в период пустоты, то есть в минуты затишья, паузы между мыслями. В случае если голос сознания заглушается внутренним диалогом, мы пропускаем важные элементы чужого сообщения1. Пропущенная часть постоянно возмещается оценкой и субъективным истолкованием услышанного.

1 Эта мысль строится на положении философии конфуцианства, согласно которому познание осуществляется сердцем (синь), исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя.

Четыре уровня восприятия
В первой главе я писал о том, что подчас для усвоения и принятия сообщения (в особенности новой идеи) нам необходимо услышать его несколько раз1. Информация, поступающая к нам извне, проходит через фильтр (парадигму), который формируется под воздействием обусловленного мышления. В связи с этим следует отметить, что человеческий слух не является единой формой восприятия: он распадается на четыре типа в зависимости от уровня личности. Мы слышим на физическом, эмоциональном, умственном и духовном уровне. Рот человека - это механизм выражения чувств и мыслей. С его помощью мы можем рассказать о них (открытое состояние) либо умолчать (закрытое состояние). Глаза и уши - это помощники ума и сердца, которые позволяют нам определить подлинный смысл того, что нам говорят. В случае гармоничного взаимодействия органов чувств характер восприятия становится глубинным, а не поверхностным. Мы слышим сообщение в целом, а не его часть2.

Первичное восприятие происходит на физическом уровне. За ним следует эмоциональное, интеллектуальное и духовное. Сначала мы воспринимаем слова и громкость речи (физический уровень), за-

1 См. главу 1, раздел "Смена парадигмы".

2 В основе этого утверждения лежит положение китайской философии (в частности, конфуцианства) о том, что человек представляет собой нерасчленимую совокупность душевно-духовных качеств и физической сути ("телесной природы"). Следовательно, человеческое познание и восприятие носят целостный характер и предполагают единство чувственного и рационального аспектов. О реализации принципа единства в познании и творчестве см. в главе 6, раздел "Четыре уровня".

тем - чувства и эмоции говорящего, его убежденность и воодушевление (эмоциональный уровень), затем отмечаем то, что важно для нас (интеллектуальный уровень), запоминаем или записываем интересующую информацию. В процессе интеллектуального восприятия наш мозг обрабатывает услышанное, и наступает понимание. В школьном образовании упор делается на развитие именно этого уровня восприятия. Следом за ним идет восприятие на духовном уровне. В чем оно состоит и как его распознать? Мы часто, пусть и неосознанно, прибегаем к нему. Вот как это происходит. Мы слышим некое сообщение и не понимаем того, что нам говорят. Между тем мы чувствуем, что сказанное разумно. И хотя мы не можем проверить справедливость услышанного, в глубине души мы ощущаем, что оно верно. Что же происходит на самом деле? Происходит следующее: новое сообщение напоминает нам о том, что мы уже знаем. Услышанные слова активизируют эту информацию. Они пробуждают участок сознания, который находился в состоянии сна на протяжении долгого времени. Дело в том, что в мире нет ничего нового. Все уже было, поэтому наша задача - пробудить свое сознание и вспомнить то, что мы знаем.

Восприятие на высшем, духовном уровне - это цель, к которой мы должны стремиться; последняя, завершающая ступень восприятия. Когда мы поднимаемся на эту ступень, мы "знаем, что мы знаем". Мы чувствуем, что сообщение разумно и верно. Это странное ощущение, потому что подчас мы испытываем его даже тогда, когда воспринимаем нечто совершенно новое, чего не слышали прежде. Происходит озарение, и нам открывается истина. Все уже известно. Знания распространяются посредством коллективного бессознательного (термин К. Юнга)1, или всеобщего единства (термин восточной философии)2. Признайте это положение как исходный принцип, и вы поймете сущность духовного восприятия. Если мы знаем все, значит, акт восприятия на духовном уровне есть акт воспоминания и опознавания. Наше глубинное, всезнающее духовное существо воспринимает сообщение и узнает его.

Следует отметить, что восприятие на всех четырех уровнях недоступно для нас, когда мы играем роль. Почему? Потому что мы не можем целиком сконцентрироваться на сообщении. Часть внимания отвлекается на то, чтобы собеседник не заметил нашей игры. Даже если это происходит неосознанно, наша способность к восприятию сообщения заметно снижается. Задайте себе следующие вопросы: "Что более важно: слова людей или их отношение к собственным словам? Что оказывает более сильное воздействие на слушателей?" Как вы думаете?

Подчас мы сомневаемся в сообщении, несмотря на все красноречие и убедительность говорящего.

1 Юнг, Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психиатр, ученик З. Фрейда, создатель аналитической психологии. Термин "коллективное бессознательное" в его концепции означает глубинный фундамент психики, связанный с биологическим механизмом наследственности. Для подтверждения своего учения о коллективном бессознательном К. Юнг использовал материал по китайской философии, религии, культуре.

2 Здесь: всеобщей взаимосвязи. О принципе единства в данном контексте см. главу 6, раздел "Единство" (принцип верности себе, или искренности). Духовная сущность каждого человека (индивидуальное дао) имеет исток в небесном дао, которое содержит в себе все знания. Следовательно, духовная сущность (подлинное "я") человека имеет доступ ко всем знаниям Вселенной.

Мы смутно чувствуем, что "здесь что-то не то", но не можем сказать, что именно. Знакома ли вам подобная ситуация? Обратитесь к своему опыту и найдите пример из собственной жизни. Поступки говорят красноречивей слов. Слова и поступки человека - это внешние проявления его мыслей. К сожалению, многие люди больше говорят и гораздо меньше делают, при этом слова подчас расходятся с делом.

Умение слушать
Эффективная коммуникация - это не просто набор специфических навыков, которые можно освоить посредством обучения. Это нечто гораздо большее. Подлинная коммуникация предполагает участие интуиции, передачу значительной части информации с помощью пауз и молчания, а не слов. Если в процессе общения наступает пауза, представители западной цивилизации чувствуют себя неуютно, поэтому они делают все возможное, чтобы предотвратить затишье. В ту минуту, когда собеседник заканчивает сообщение, европеец, как правило, готовит ответ (то есть вступает во внутренний диалог). И чем сильнее несогласие европейца с доводами партнера, тем активнее этот процесс.

Эффективная коммуникация предполагает подлинное понимание собеседника, его мира и уважение к нему. Это означает, что в процессе общения должен быть задействован не только слух, но и глаза, и сердце. Многие люди полагают, что слушать - значит критически воспринимать. Они ищут то, с чем согласны или не согласны, и считают, что тем самым проявляют внимание к словам собеседника. Затем они готовят ответ на основании собственного мнения и собственного опыта.

Человек, который усвоил навыки общения, способен проявить лишь внешний интерес к чужим словам: он будет молчать, когда собеседник говорит, будет кивать головой и поддакивать в знак того, что внимательно слушает, и, конечно же, не станет перебивать. Он сформулирует свой ответ таким образом, чтобы собеседник согласился с ним. Он постарается предвосхитить его возможные несогласия и представить доводы в пользу своего предложения. Он даст собеседнику совет, выскажет свое мнение, предложит выход из положения. Но во всех этих случаях он будет воспринимать слова собеседника исходя из собственного опыта. Этот факт становится причиной многих и многих проблем в области коммуникации. Мы не можем проявить подлинного участия к людям, потому что судим об окружающем мире по себе и не воспринимаем его таким, какой он есть на самом деле.

В психологии есть такой термин, как эмпатия. Эмпатия - это умение поставить себя на чужое место, понять чувства другого человека; это оценка переживаний других людей на основе их собственного, а не нашего взгляда на их жизнь и мир. Чтобы понять человека, мы должны войти в его сознание, в его сердце и увидеть мир его глазами. Эмпатия отличается от симпатии. Симпатия говорит: "Я знаю, что ты чувствуешь". Мышление, основанное на принципе рациональности, продолжает эту мысль: "И я знаю, как тебе помочь. Однажды я тоже столкнулся с такой проблемой, и вот как я поступил". Подчас нам просто не терпится рассказать собеседнику о том, как мы сами справились с подобными трудностями. Мы даем ему совет в двух словах, после чего приступаем к пространному описанию личного опыта.

Мы приучены думать, что самое главное - это высказать свою точку зрения, особенно в споре. Мы считаем, что молчание - знак согласия: если мы будем просто слушать без всяких критических замечаний и попыток оспорить суждение собеседника, мы заявим о согласии с его позицией. В результате этой парадигмы мы спешим изложить свою точку зрения, а затем повторяем ее до тех пор, пока собеседник не согласится с нашим утверждением. Восприятие чужих слов без возражения, искреннее желание понять состояние собеседника нередко считается проявлением слабости. Но даже если мы стараемся выслушать другого человека, мы вступаем во внутренний диалог, который сводит на нет всякое восприятие его слов. Если мы хотим, чтобы другие люди слушали нас, мы сами должны научиться слушать.

Доверие - непременное условие эффекгивной коммуникации . Если его нет , общение затрудняется . Если оно есть , общение возможно даже без помощи слов .

Доверие - непременное условие эффективной коммуникации. Если оно есть, общение возможно даже без помощи слов. Если его нет, слова бессильны передать необходимое значение, потому что значение нужно искать не в словах, а в людях. Прежде чем передавать определенное сообщение, мы должны завоевать доверие собеседника. Здесь уместно вспомнить одну очень известную фразу: "Наши знания безразличны людям до тех пор, пока они (люди) не почувствуют, что не безразличны нам"1. И это правда.

Если человек искренне стремится понять своего собеседника, это неизбежно проявится в его поступ-

1 Это высказывание принадлежит Зигу Зиглару, известному мотивационному писателю. ["До встречи на вершине" и др.]

ках. Для успеха общения необходимо доверие. Когда собеседники не доверяют друг другу, коммуникация затрудняется. Ключ к доверию - надежность. Надежным человеком становится тот, кто строит свою жизнь на основе принципа честности. Когда мы действуем в согласии с этим принципом, искренность наших намерений проявляется в поступках. Как и любой естественный процесс, коммуникация не терпит кратчайших путей и быстрых результатов. Если вы действительно хотите завоевать доверие собеседника, слушайте, прежде чем говорить.

Понять - значит поставить диагноз и только затем назначать "лекарство". Когда мы приходим к доктору, он не сразу выписывает рецепт - сначала он определяет заболевание. Представьте себе врача, который говорит своему пациенту: "Мне знакомо ваше состояние. Однажды у меня тоже было нечто подобное, и вот как я справился с этой проблемой". Можно ли быть спокойным и уверенным рядом с таким "специалистом"? Вы - не клон, и то, что помогло врачу, может не подойти для вас. Однако именно так мы и поступаем со своими близкими, друзьями и коллегами.

Вспомните случай, когда вы пытались дать совет коллеге исходя из собственного опыта. Рассмотрим пример. Руководитель финансового отдела замечает, что один из его молодых сотрудников чем-то обеспокоен. "Что случилось?" - спрашивает он у подчиненного. Служащий явно хочет высказаться, но смущается и не решается заговорить. Руководитель просит его поделиться и обещает выслушать. Наконец, служащий сдается на уговоры босса и рассказывает ему о своей проблеме. Молодой человек признается в том, что ему не по душе его работа. В ответ на слова подчиненного руководитель восклицает: "Не верю своим ушам! Вы просто не цените своего счастья. Если бы вы знали, как вам повезло! Устроиться в такую солидную фирму! То ли дело было у меня. Нашему поколению приходилось начинать в ужасных условиях: устаревшие методы, печатные машинки, никаких компьютеров. Сейчас все намного проще. Мой вам совет: почаще вспоминайте о том, что многие молодые люди вообще не имеют работы. Сделайте над собой усилие, включитесь в процесс, и со временем вы войдете во вкус. Не бросайте то, что начали, и все будет в порядке". После минутной паузы он добавляет: "Это все, что вас беспокоит? Может быть, вы хотите рассказать о чем-то еще?"

Руководитель "выписал рецепт", не поставив диагноза. Он, руководитель, старше и мудрее. Следовательно, он лучше знает, что делать, и спорить с ним бесполезно. Он выслушал подчиненного, выполнил свой долг и считает, что сделал все, "как надо". Он действовал рационально, но эффективно ли он поступил? Как сложатся его дальнейшие взаимоотношения с этим сотрудником? Сможет ли молодой человек довериться ему в будущем? К чему привел этот разговор? Фактически руководитель обвинил сотрудника в "неблагодарности" и внушил ему чувство вины. Однако с точки зрения подчиненного, "неблагодарность" здесь ни при чем: он иначе воспринимает ситуацию. В будущем он станет менее разговорчивым, и постарается не касаться этой темы. Между тем его фрустрация не исчезнет - просто она будет проявляться иначе.

Со временем руководитель встревожится: "Почему он все время замыкается в себе? Почему он не хочет поделиться со мной? Я же всегда внимательно слушал его!" Подчиненный в свою очередь подумает: "К чему говорить о своих проблемах? Он снова скажет, что я не ценю своего счастья, начнет рассуждать о том, как бы он сам поступил на моем месте, или приведет мне в пример кого-то другого". То, что мы думаем о самих себе, имеет большое значение. Наше самоощущение помогает нам выявить свои истинные способности и тем самым реализовать свой потенциал. Между тем оно во многом зависит от того, как с нами общаются.

Эмпатия и доверие
Спросите себя: "Сколько времени и энергии тратится на непродуктивное общение в моей семье или компании? Сколько моих собственных сил уходит на пререкания, интриги и межличностные конфликты дома и на работе?" Многие люди признаются в том, что эти пагубные привычки отнимают у них около трети времени.

Самоощущение человека помогает выявить его истинные способности и тем самым реализовать его творческий потенциал .

Манипуляция и соперничество между сотрудниками - это ложка дегтя в бочке внутрикорпоративной коммуникации. Руководители современных компаний стремятся преодолеть негативные явления, и с этой целью обращаются к новым программам эффективного общения. В основе этих программ - формирование навыков восприятия и создание действенных рабочих групп. Организаторы подобных курсов преследуют благие цели, но их усилия встречают мощное сопротивление со стороны культуры взаимоотношений, сформировавшейся в коллективе. Долгое время она питалась сама собой, и теперь скептические настроения сводят на нет

потенциал программ. Построение эффективной коммуникации должно начинаться с закладки фундамента, то есть с приведения корпоративной жизни в гармонию с объединяющими принципами,- только так мы сможем добиться изменений в долговременном плане.

Соответствие универсальным принципам на уровне компании начинается с ее сотрудников и отношений между ними. Если мы не заложим фундамент эффективного общения, все изменения будут недолговечными. Успешная коммуникация строится на доверии, но оно не может возникнуть в обстановке соперничества и интриг. Основа доверия - надежность. Когда мы доверяем своим коллегам, мы говорим свободно, не думая о формулировках, потому что наши взаимоотношения строятся на твердом фундаменте. И напротив, если взаимоотношения не крепки, в коллективе процветает подозрительность и недоверие. Общение затрудняется, людям приходится тщательно выбирать формулировки, чтобы не обидеть собеседника и не быть понятыми превратно.

Эффективная коммуникация на межличностном уровне предполагает правильную интерпретацию смыслов и значений, которая осуществляется за счет сочетания двух форм восприятия: логической и эмоциональной. Логика и эмоции говорят на разных языках, при этом язык эмоций оказывает более сильное воздействие, нежели язык логики. Вот почему сначала нужно воспринимать глазами и сердцем и только затем - ушами. Мы должны уловить смысл сообщения без предубеждения, без сопротивления. Для этого нам необходимо проявить терпение и постараться понять.

Эффективные навыки общения, как и любые другие навыки, формируются не сразу. Это процесс, который необходимо прожить. Чтобы получить достоверное представление о Франции, недостаточно просто прочесть о ней - нужно побывать во Франции. Чтобы освоить коммуникативный навык, нужно двигаться постепенно, поднимаясь с более низкого уровня на более высокий. Навыки не формируются за один день, и, если мы хотим стать хорошими коммуникаторами, нам необходимо одно: терпение, как во взаимоотношениях с другими людьми, так и с самими собой.

Мы должны осмыслять содержание и контекст всех своих взаимоотношений. Это очень важно, поскольку общение предполагает взаимопонимание. Мы должны научиться выражать то, что думаем, и понимать подлинный смысл чужих высказываний.

Поступая таким образом, мы научимся воспринимать мир не только чужими глазами, но и сердцем, и умом. Всякий раз, когда мы стараемся протолкнуть свою идею, мы поступаем по велению своего эго, а не подлинного "я". Такая схема ведет к непониманию и недоверию: мы неверно истолковываем чужие мотивы и с подозрением относимся к ним. Вместо этого мы должны стремиться понять другого человека.

Эффективное освоение коммуникативных навыков несовместимо с. парадигмой рациональности. Эта парадигма исключает глубокое общение и осмысленное взаимодействие с другими людьми. Рациональность предполагает стремление к быстрому результату, нежелание ждать. Стремление к рациональности велит нам делать то, что быстро и легко, а не то, что трудно и необходимо. Наше обучение будет поверхностным, если мы сконцентрируемся на методах, методиках и навыках в ущерб универсальным принципам, которые способны помочь нам в самых разнообразных ситуациях.

Чтобы стать эффективным коммуникатором и овладеть эмпатией, необязательно посещать тренинги и семинары. Все, что для этого нужно,- сформировать новую парадигму мышления: парадигму, которая предполагает верность себе, своему подлинному, а не эгоистическому "я", умение слушать его голос и реагировать сообразно его велениям. Если мы стремимся угодить каждому человеку, мы не свободны, и наша независимость - не более чем иллюзия. В общении с людьми мы руководствуемся принципом рациональности и ищем скорейшего результата. Между тем эта парадигма привела к нарушению равновесия в самых разных областях жизни общества, и она не может гарантировать качества долговременных взаимоотношений с людьми. Достижение этой цели возможно только с помощью эффективной коммуникации.

За минуту , которая предшествует нашему высказыванию , мы сообщаем гораздо больше , чем в последующие десять минут .

Качество нашей жизни определяется качеством взаимоотношений с людьми, и это факт. В них - источник нашей радости и источник печали. Развитие нашего "я" осуществляется только через "мы". Неискренность лежит на поверхности и хорошо видна со стороны. Искренность, напротив, идет из глубины и внушает доверие. Верность себе, искренность перед самим собой - это самая надежная дорога от "я" к "мы". Проявляя искренность, мы завоевываем доверие собеседника. Он открывается нам навстречу, и мы можем общаться далее без помощи слов. Не слова, а люди имеют значение. Вспомните об этом в момент беседы с новым, незнакомым человеком. За минуту, которая предшествует нашему высказыванию, мы сообщаем гораздо больше, чем в последующие десять минут.

Процесс коммуникации в значительной степени искажается за счет наших верований, потому что мы нередко считаем их частью собственной личности. Попытка оспорить наши верования подчас воспринимается нами как личное оскорбление. Давайте представим, что знания человека о том или ином предмете - это планеты. Чем ближе они к Солнцу (то есть к "эго"), тем сильнее нагреваются.

Температура планеты в нашем примере отражает степень важности, которую "эго" придает данному предмету. Два человека, смотрящие на один предмет с разных позиций, образно говоря, находятся с двух сторон огромной линзы. При этом одна будет выпуклой, а другая - вогнутой. Многие из нас общаются с другими людьми с единственной целью - быть понятыми и слушают собеседника только для того, чтобы ответить ему. Взгляните на рисунок: человек слева не очень хорошо осведомлен, но глубоко возмущен тем, что ему известно. Человек справа располагает исчерпывающей информацией, но достаточно спокойно относится к тому, что знает.

Если эти люди придут к согласию, Мистер Горячность будет возмущен тем, что его собеседник так спокойно относится к предмету: "Почему он не чувствует того же, что и я?" В случае несогласия Мис-


тер Горячность просто не сможет воспринять сообщение собеседника, потому что находится в состоянии активного внутреннего диалога. Его слух и сознание закрыты для восприятия, и он не в состоянии осмыслить точку зрения другого человека: "Я не желаю этого слушать!" В словах собеседника он видит личное оскорбление. Просто поразительно: мы не понимаем, как формируются наши верования, и при этом с таким рвением защищаем их от любых посягательств извне!

Чтобы добиться эффективной коммуникации, недостаточно освоить набор специфических навыков - нужно сформировать гибкую парадигму мышления, которая позволит нам проникнуть в мир другого человека и осмыслить его точку зрения. Следует отметить, что подчас мы боимся такого проникновения, потому что видим в нем угрозу собственным глубинным верованиям. Если мы увидим и прочувствуем все то, что ощущает другой человек, что произойдет с нашими собственными взглядами и убеждениями? Подчинение универсальным принципам устраняет всякие опасения подобного рода.

Механизм самонаблюдения позволяет нам оценить себя, свой образ мышления и восприятия, осознать, что наша жизнь подчиняется универсальным принципам, и понять, как именно они управляют нами. По мере углубления самопознания фокус нашего внимания в процессе коммуникации смещается: мы концентрируемся не на том, кто прав, а на том, что правильно. Мы ценим других людей и понимаем, что их сознание, как и наше, представляет собой вместилище правильных принципов. Точка зрения другого человека не менее ценна, чем наша собственная. Если каждый из участников диалога понимает позицию собеседника, они сидят не напротив, а рядом, и вместе ищут решения вопроса.

Если вы поймали себя на том, что не можете понять другого человека, проверьте себя. Возможно, вы просто замкнулись на своем собственном мирке и не признаете психологическую реальность чужого мира. И здесь неважно, насколько позиция собеседника отличается от вашей. Если собеседник ревностно защищает мнение, с которым вы не согласны, не спорьте с ним и не пытайтесь доказать свою точку зрения. Поставьте себя на его место и постарайтесь увидеть ситуацию его глазами.

Семь принципов эффективной коммуникации:
1. Мы не можем сообщить другому человеку больше, чем мы есть. Чтобы понять другого человека, нужно понять себя. Будьте собой - в этом ключ к эффективной коммуникации. Не угождайте людям и не старайтесь играть роли - это препятствует действенному общению.

2. Мы должны понять, что общение - это не просто обмен словами. Эффективная коммуникация предполагает умение выражать и воспринимать чувства, мысли и отношения. С помощью молчания мы сообщаем не меньше (если не больше), чем с помощью слов.

3. Коммуникация должна быть безусловной. Чтобы по-настоящему воспринять чужое сообщение, мы должны отложить в сторону все предположения, мнения и предрассудки.

4. Доверие и открытость в общении - это основа успешных взаимоотношений. Доверие возникает только в том случае, если коммуникация строится в соответствии с принципом честности. Чем меньше доверия, тем ниже степень взаимодействия между людьми (к примеру, сокращается длительность зрительного контакта).

5. Мы должны выявить свои верования, чтобы понять, как они могут отразиться на нашем общении с другими людьми. Знание собственных убеждений помогает нам понять верования собеседника.

6. Эффективная коммуникация строится по следующему принципу: прежде чем говорить, нужно слушать. Рот - это просто механизм, а уши и глаза - это помощники сердца и ума. Путь к эффективной коммуникации лежит через гармоничное взаимодействие этих трех элементов. Сначала мы должны воспринимать глазами и сердцем, и только затем - ушами. Это означает восприятие на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.

7. Старайтесь понять другого человека. Говорите так, чтобы вас поняли.

ГЛАВА ПЯТАЯ
МИССИЯ. ПРИЗВАНИЕ. ПРОГРАММА
Любая программа или концепция корпоративной деятельности останется на бумаге, если мы не сможем успешно донести ее до рядовых сотрудников. Философия бизнеса (творческий подход) должна строиться на двух принципах, которые проходят через всю мою книгу.

Первый состоит в том, что всякое развитие начинается изнутри. Прежде чем давать советы другим людям, мы должны привести в порядок собственный дом. Прежде чем судить об окружающих, мы должны проанализировать собственное мышление, суждения и оценки. Работая над собой, мы подаем положительный пример этим окружающим и естественным образом воздействуем на них. Самопознание меняет характер мотивации. Человек, который знает себя и живет в согласии со своим подлинным "я", не подвержен влиянию внешних обстоятельств - его поступки мотивированы изнутри. На смену парадигме "срочности" приходит парадигма подлинной эффективности: он делает то, что важно, а не то, что диктуется сиюминутной необходимостью.

Второй принцип - это принцип единства. Мы не должны играть различные роли и менять "костюмы" в зависимости от того, где находимся: дома, на работе или в других общественных местах. Одни и те же правила действуют в семье, компании или любой другой организации. Придя на работу, мы не можем отложить ценности, которыми пользуемся дома, и оправдываться: "Но это же бизнес!"

Корпоративная программа
Все больше и больше компаний стремятся к разработке собственной программы, которая отражает характер деятельности организации, причины выбора этой деятельности, направление и методы работы. К сожалению, слишком часто эта программа сводится к простой формулировке цели и составляется только для того, чтобы не ударить в грязь лицом: у каждой компании должна быть своя программа, и, если кто-то захочет ознакомиться с ней, нужно что-то представить. Целью, заявленной в такой программе, нередко становится достижение конкурентного преимущества, а не реализация подлинной корпоративной миссии. Программа превращается в талисман компании, в ее фетиш. Интересно, как часто это происходит? Сколько организаций руководствуются этим принципом? И сколько их постепенно отказывается от новой программы и возвращается к старой практике?

Корпоративная программа определяет направление деятельности компании. Если мы не знаем,

Люди не могут поверить в компанию , которая не знает своей миссии . Но может ли компания поверить в людей без убеждений и призвания ?

А теперь представьте, что вы - компания. Вы автономны. Вы уполномочены принимать самостоятельные решения и производить набор сотрудников. По объявлению к вам приходит человек, который не знает своего призвания. Он честолюбив, получил необходимую квалификацию и готов много работать, но не способен ощутить себя частью компании, неуверен в себе и не имеет четких ориентиров: цели, ценностей и убеждений. Вы возьмете в свой штат такого сотрудника? Люди не могут поверить в компанию, которая не знает своей миссии. Но может ли компания поверить в людей без убеждений и призвания? Когда у нас нет ориентира, нас легко обмануть.

Исходя из принципа, согласно которому всякое развитие начинается изнутри, я считаю, что для начала мы должны определить свое предназначение, составить личную программу, а затем согласовать ее с программой компании. Безусловно, это достаточно трудоемкий процесс, который требует эмоциональных и духовных затрат, но эти затраты неизбежно окупаются. Прежде чем продолжать, внимательно изучите схему на стр. 139:

Вы хотите определить свое предназначение, составить личную программу или пересмотреть существующую? В конце главы вы найдете раздел "Формулировка призвания", который поможет вам в этом. Постарайтесь ответить на все предложенные вопросы. Знание своего предназначения может изменить всю вашу жизнь, но, чтобы это произошло, вы должны найти время для размышлений и анализа. Только вы сами способны дать ответ на эти вопросы. Мы слишком часто склонны полагаться на чужие суждения в делах, от которых зависит наша жизнь. Мы слушаем других людей и не слышим голос своего "я": Если вы хотите найти свое призвание, отгородитесь от внешних воздействий - только так вы сможете узнать собственные мысли и чувства. Не полагайтесь на мнение близких, друзей и коллег. Слушайте себя: Эти люди могут помочь вам, оказать поддержку, но источник идей находится не в них, а в вашем внутреннем, интуитивном "я".


Призвание дает применение нашим дарованиям и способствует их дальнейшему развитию. Призвание помогает нам выбрать правильный путь. Когда мы знаем свое предназначение," все наши цели становятся ступеньками, ведущими к его осуществлению. Призвание и цель - это не одно и то же. Цели ограничены во времени и сменяются новыми целями, а призвание неизменно. Человек, который следует своему предназначению, подчас продолжает жить даже после смерти, в своих трудах и творениях. Как мы уже говорили, призвание, или миссия, компании отражается в ее программе. Многие предприятия считают своей миссией первенство в отрасли. На самом деле это не призвание, а цель. Подлинное/призвание дается на всю жизнь - это смысл существования компании, то, для чего она была создана. Корпоративная миссия нередко становится объединяющим началом, невидимой силой, ведущей вперед.

Призвание помогает нам выбрать правильный путь . Мы должны делать то , к чему предназначены .

Подлинное призвание всегда связано с мечтой, или видением. Мечта - это то, к чему мы стремимся всей душой. Она рождается в сердце человека и не может быть навязана со стороны. Поиск призвания предполагает размышление, ответ на вопросы. Люди, которые делают это впервые, нередко ориентируются на своих близких, знакомых, друзей, неосознанно стараясь угодить им или произвести впечатление. И формулировка призвания превращается в простой план действий, который нужно запомнить. На уровне компании это происходит в том случае, если корпоративная программа спускается сверху, после предварительной обработки в отделе связей с общественностью. Такая программа неизбежно превращается в простой листок бумаги, висящий на стене. Она не лсивет в сердцах людей, от которых - прямо или косвенно - зависит ее выполнение.

Сотрудники не примут корпоративную программу, если она будет составлена без их участия. Однако вернемся к личному призванию и личной программе. Чтобы определить призвание, нужно, во-первых, найти свою мечту, или видение (желаемую картину будущего и представление о себе), и, во-вторых, уточнить свои ценности. Эти факторы очень важны. Процесс формулировки призвания и составления личной программы поможет вам в выявлении и осуществлении своих подлинных стремлений.

Воображение
Мечта рождается в нашем воображении. Все созданное человеком начиналось с мысли. Мы творим то, что представляем. Между тем мы нередко блокируем силу собственного воображения посредством негативных верований и установок сознания. Мы концентрируемся на том, что диктует сиюминутная необходимость и другие люди. Искаженное восприятие порождает соответствующие мысленные образы и представления о себе. Ориентация на общественные нормы в ущерб принципам не может дать счастья, к которому мы стремимся. Мы действуем по указке других людей и в результате теряем свои мечты, испытываем разочарование. Мы становимся скептиками, и наше воображение ослабевает.

Если мы хотим, чтобы наша мечта осуществилась, мы должны оставаться собой. Мечта - это мысленный образ, и, чтобы его увидеть, нужны не усилия, а готовность его воспринять. Не напрягайтесь и не старайтесь понять, что нужно делать,- напряжение только затормозит процесс. Идеи, как радиоволны, пронизывают пространство вокруг нас, носятся в воздухе. Те из них, которые совпадают с нашими желаниями, доступны нам в любой момент. Все, что нам нужно,- это принять их и развивать дальше. Чтобы повысить свою восприимчивость, мы должны уединиться и войти в состояние молчания, или покоя. (Подробнее об этом состоянии см. в моей книге "Рожден, чтобы побеждать".) Медитация устраняет внутренние помехи, которые возникают в сознании и блокируют восприятие. Только открытое сознание способно воспринимать свежие идеи. Нередко мы так уверены в непреложности существующего порядка, что не видим новых путей и возможностей.

Многие из нас живут по сценарию, который составлен другими людьми и не отражает нашего подлинного "я". Иногда этот сценарий носит позитивный характер ("Ты - прирожденный дипломат"), но подчас, напротив, несет в себе разрушительную силу ("Почему ты не можешь быть таким, как твоя сестра?"). В любом случае он мешает нам стать собой и понять себя. Каждый день мы получаем массу информации из различных СМИ. Суть всех этих сообщений сводится к одной мысли: самые главные новости - это плохие новости.

Однажды я обедал с диктором британского телеканала Би-би-си Мартином Льюисом. Мартин - сторонник добрых новостей, и он рассказал мне следующий случай. Телеканал получил сообщение о пассажирском судне "Альтамира", затонувшем в Индийском океане. Благодаря самоотверженной работе спасателей около тысячи пассажиров (если не больше) были благополучно доставлены на берег. Погибли только два человека. И это притом, что спасателям пришлось работать в очень сложных погодных условиях. Мартин получил указания о том, как представить эту информацию: ни слова о спасателях, ни слова о сотнях спасенных людей - только о двух жертвах. Мартин убежден, что этот подход отражает определенную установку сознания. Журналисты не понимали, на чем делают акцент. Они видели только то, что хотели видеть. Цинизм, скептицизм, насилие, потворство своим желаниям, фатализм, материализм - это установки, которые подчас лежат в основе нашего представления о себе, нашего ведения. Можно ли удивляться, что столь многие из нас живут в разладе с собственным "я"?

Как рождаются мечты и возникают творческие образы? Говоря о новых идеях, мы должны помнить, что нет ничего нового под солнцем. Все идеи уже существуют - им нужно только проявиться, а для этого необходимо творческое воображение. Яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло Ньютона на мысль о законе тяготения. Семнадцать лет спустя Ньютон сформулировал этот закон и сделал его достоянием науки. Закон тяготения существовал всегда, но люди смогли воспользоваться его преимуществами только после того, как осознали этот принцип.

Люди открыли энергию огня, но огонь существовал и до этого открытия. Люди изобрели электричество, научились использовать энергию газа но источники этой энергии всегда находились в нашем распоряжении. Леонардо да Винчи сделал свои чертежи подводной лодки и вертолета за четыреста лет ДО создания этих технических средств. Закон вытеснения действовал задолго до того, как Архимед принял свою знаменитую ванну. Если мы не знаем о природном законе, это вовсе не означает, что его нет

Если человек сделал открытие - маленькое или большое - и смог убедить людей в преимуществах своей идеи, о нем говорят: "Он оригинально мыслит", или "Он не боится быть собой", или "Она - настоящая личность". Человек, сохраняющий верность себе, восприимчив к новым идеям. При этом он удивляется своему открытию ничуть не меньше чем другие люди. "Эврика!", - восклицает он потому что нашел то, что искал. Верность себе и знание своего предназначения помогает нам не сбиться с пути и высвободить подсознание из-под гнета сознания. Это освобождение открывает дорогу к неиссякаемому источнику новых идей

Следующая схема отражает соотношение сферы всех идей и сферы общепринятых идей (усвоенных обществом). Первая - бесконечна, вторая - ограничена. Общепринятые идеи находятся в определенном соотношении со всеми известными идеями. Прежде чем новая мысль становится принятой, она подвергается насмешкам и вызывает споры. И это наблюдается не только в случае с открытиями в области физики, но и с понятиями общественного или духовного характера. Принятие и усвоение нового представляет собой постепенный


процесс. Все, что не вписывается в рамки традиционного мышления, воспринимается обществом как "культурная революция", таящая в себе угрозу существующему порядку (см. первую главу)1.

Только тот , кто верен себе , своей природе , может найти и реализовать свое предназначение .

А теперь представьте, что каждый из нас родился на свет со своим собственным, неповторимым призванием, которое дано только ему и никому другому. Представьте, что в природе все взаимосвязано и развивается по одним и тем же законам и эти законы распространяются на нас. Представьте, что человек - часть природы, и потому не может идти против нее. Это означает, что способности, заложенные в нас от рождения, помогут нам в осуществлении призвания. Следовательно, мы должны быть

1 Раздел "Смена парадигмы".

верны себе, своей природе - только так мы сможем реализовать свое предназначение.

С точки зрения метафизики мы притягиваем волны, которые согласуются с нашими мыслями. Поэтому нам необходимо настраиваться на правильную волну и жить в гармонии со своим подлинным, а не обусловленным призванием. Колебания, происходящие в гармонии, наиболее высокоэнергетичны. Лазерный луч и электрическая лампочка обладают одной и той же энергоемкостью, но лазер способен резать сталь, потому что его энергия отличается высокой степенью концентрации. Этот принцип универсален.

Если мы пойдем против основополагающих законов жизни и будем механически заниматься тем, чем занимались всегда, если мы не найдем своего подлинного "я" и не определим своего призвания, наша личная энергия будет подобна энергии электрической лампочки. И напротив, если мы выберем другой, более разумный путь - даже если сейчас мы не готовы полностью принять эту истину,- она будет сходна с энергией лазерного луча.

Найдите свою мечту
В природе процесс развития происходит постепенно. Семя не может сразу же превратиться в деревце, а ручей - в море. Крохотное, хрупкое семя дает побег, который крепнет и набирается сил, чтобы однажды стать деревом. Тоненький ручей упорно движется по намеченному пути и становится частью огромной океанской стихии. Ручей не боится препятствий - он выходит на новый уровень, чтобы преодолеть их и выполнить свое предназначение. Постепенно разрастаясь, он превращается из ручья в реку, из реки - в море и/или океан, поднимаясь с более низкого уровня на более высокий, и никак иначе.

Непрерывный процесс развития - личности, семьи или компании - не терпит кратчайших путей и предполагает постепенность. Осуществление предназначения строится по тому же принципу. Не торопитесь. Каждый этап этого процесса требует внимания и заботы. Подлинная забота начинается с любви, в данном случае - с любви к своему призванию. Любовь - это великая сила, которая действует через нас. И мы можем воспользоваться ею для реализации того, к чему призваны. Любовь, понимание и успех тесно взаимосвязаны. То, какой будет наша жизнь, важно не только для нас и наших близких, но и в определенном смысле для мира в целом.

Не беспокойтесь о том , что подумают о вас люди. Это не должно вас интересовать .

Как найти свою мечту, свое видение? Как увидеть творческий образ, который уже существует в нас? Не пропустите минуту озарения - следите за своими мыслями и ощущениями, когда будете отвечать на вопросы (раздел "Формулировка призвания"). Двигайтесь постепенно, шаг за шагом. Слушайте голос своего "я" и действуйте в соответствии с ним. Тем самым вы укрепите веру в силу своего воображения. Мы нередко отбрасываем творческие идеи, способные дать нам необходимый толчок, а потом удивляемся, почему в нашей жизни нет места волшебству. Мы ощущали его в детстве, а теперь оно исчезло. Творческая идея дает толчок другим идеям и действиям, которые позволяют воплотить их в жизнь. Только постоянный поиск новых идей поддерживает и укрепляет изначальную, подчас нелепую мысль. Дети доверяют своему воображению и не боятся показаться смешными: самые лучшие и яркие идеи нередко представляются людям нелепыми в момент своего появления. Не беспокойтесь о том, что подумают о вас окружающие. Это не должно вас интересовать1.

Не исключено, что в вашей жизни уже были озарения, но вы прошли мимо них, потому что отбросили творческую идею. Подобные "изгнанники" редко возвращаются, поэтому я настоятельно рекомендую вам завести личный журнал и записывать свои мысли.

Творческая идея быстро ускользает из нашего сознания: мы нередко забываем, что за мысль осенила нас минуту назад. Мы силимся вспомнить, но не можем. Не сомневаюсь: вам знакомо подобное чувство. Но стоит нам записать изначальную идею, как в нашем сознании возникают новые мысли. Они выстраиваются, одна за другой, на фундаменте первой идеи. Не проходите мимо озарения. Фиксируйте свои мысли, и вы получите доступ к мощному источнику энергии, которым не пользовались до сих пор. Это поможет вам выразить свою глубинную, внутреннюю сущность.

На первой странице журнала запишите следующие слова: "Я открыт навстречу своему призванию и концентрируюсь на его выявлении. Чем больше я концентрируюсь, тем яснее вижу свои способности и дарования. Чем больше я концентрируюсь, тем сильнее они становятся". Эта установка подготовит ваше сознание к восприятию творческих идей. Теперь мы перейдем к ценностям и верованиям.

1 Ср. тезис даосизма и конфуцианства о необходимости сохранения "детского сердца", то есть чистоты и полноты восприятия, которое реализуется в должном действии.

Ценности
Ценности делятся на универсальные (общечеловеческие), культурные1 и индивидуальные. Универсальные ценности не зависят от времени, места, языка и культуры. Они представляют собой константы, неизменные ориентиры и упоминаются во всех великих книгах человечества: в Библии, Упанишадах, Бхагавад-Гите, Коране, Талмуде, Дхаммападе. Эти ценности не утратили своей актуальности в наши дни. Человек по-прежнему разрешает моральные дилеммы, ищет разгадку тайны пирамид, испытывает благоговейный трепет перед средневековыми соборами, восхищается картинами и музыкой, отождествляет себя с шекспировскими героями. Все эти факты подтверждают существование общечеловеческих ценностей и свидетельствуют о них красноречивее слов. Универсальные ценности поднимаются над многообразием социальных ролей и открывают нам необозримое пространство бесконечной реальности. Единство, самопожертвование, мир, помощь, Бог, любовь и братство - это универсальные ценности, которым сейчас уделяется мало внимания, потому что мы слишком заняты погоней за материальными благами. Культурные ценности создаются для поддержания и укрепления существующего порядка. Они отражаются в законах и форме государственного управления, философских доктринах и образовании, языке, общественных системах, правилах и нормах. Если вы знаете только свою культуру, ваши знания

1 В русском языке, словосочетание "культурные ценности" обычно используется для обозначения предметов искусства. В данном случае оно употребляется в другом значении: "ценности (духовные, моральные) той или иной культуры (народа, страны и т. д.)".

ограничены. Культура - это система социальных норм, отражающих то, что приемлемо или неприемлемо, по мнению представителей данного общества. Когда мы ошибочно принимаем культурные ценности за универсальные и объявляем их "общепринятыми", мы ставим функциональные ценности на место абсолютных.

Если культурные ценности выполняют определенную функцию, это еще не означает, что они - единственно верные. Между тем мы нередко впадаем в подобное заблуждение. Мы полагаем, что наши ценности - самые правильные, и выстраиваем свои верования в соответствии с ними. Когда две различные культуры приходят в соприкосновение, происходит конфликт, потому что каждая из них считает свои ценности единственно верными. Между тем творческое взаимодействие двух культур приводит к взаимному обогащению. Пример тому - нынешнее сближение Востока и Запада. Изучение чужих культур углубляет самопознание, помогает нам ощутить себя частью человечества и приближает нас к пониманию принципа единства. Познавая другие культуры, мы яснее видим универсальные ценности, которые одинаковы для всех людей.

Индивидуальные ценности каждого человека отражаются в его целях. Цели - это индикаторы наших ценностных систем, знание которых имеет очень большое значение. Индивидуальные ценности проявляются в наших взаимоотношениях с людьми, в решениях, обещаниях и предпочтениях. Они представляют собой результат воспитания, внешних воздействий и опыта. Личная система ценностей - это мерка, индивидуальная шкала, с помощью которой мы оцениваем различные предметы, события, идеи и взаимоотношения.

Представим себе следующую ситуацию. Два человека получили приглашение на одно и то же престижное мероприятие. Каждый из них отреагирует на приглашение в соответствии с собственной системой ценностей. Человек, который стремится к признанию, воспользуется приглашением, даже если для этого ему придется пожертвовать семейным торжеством. Он не пропустит возможности свести знакомство с "важными людьми". Другой, напротив, может отказаться от престижного приема в пользу семейного торжества. Он не будет мучиться вопросом "пойти или не пойти?" и поступит в соответствии со своими ценностями. Не исключено, что он предложит близким перенести семейное торжество на другой день. Подобные обсуждения нередко заканчиваются тем, что вся семья идет на незапланированное мероприятие.

До тех пор пока мы не приложим сознательного усилия и не определим своих ценностей, мы будем действовать механически, по программе, сложившейся под воздействием прошлого опыта. В детстве родители делали нам замечания и отчитывали нас. Они поступали из наилучших побуждений, но теперь эти замечания приобрели для нас особое значение, и мы проецируем их в повседневную жизнь. Приведу пример. Клиент отказался от нашего предложения, и мы приняли его отказ близко к сердцу, потому что на подсознательном уровне он напомнил нам о неприятии со стороны одного из родителей (критическое отношение, постоянные упреки и т. д.).

Подумайте и напишите, какие ценности вы считаете самыми главными в жизни, и почему. Составьте список из пяти пунктов.

Ценность № 1 ................................................................

Почему? ..........................................................

Ценность № 2 .................................

Почему? ......................................

Ценность № 3 ................................

Почему? ......................................

Ценность № 4.................................

Почему? ......................................

Ценность № 5 .................................

Почему? ......................................

Формулировка призвания (личная программа)
Лучший способ настроиться на поиск своего предназначения - составить собственный некролог. Впервые я нашел эту методику в книге Чарльза Хэнди "Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего"1, но она встречается и у других авторов.

Представьте себе, что вы только что умерли. Всю жизнь вы занимались любимым делом и добились всего, чего желали.

Что вы оставили после себя? Чем отличились и что сделали для других?

Чем вы запомнитесь людям? Подведите итог своей жизни и перечислите свои достижения. Объем "некролога" - не более двухсот слов.

1 Название в оригинале: "The Age of Unreason" by Charles Handy. Вышла на русском языке в издательстве "Питер" в 2003 г.




Какую эпитафию вы бы хотели увидеть на своей могиле? Составьте свой вариант. Условие: эпитафия должна состоять из одного предложения.



Поиск призвания.
Вопросы
Кем вы хотели стать больше всего, когда были ребенком?

Что причинило вам самую сильную душевную боль, когда вы были ребенком?

Что из того, чем вы занимались, показалось вам наиболее интересным и увлекательным?

Что вы считаете своим наивысшим достижением?

Какой момент своей жизни вы считаете самым счастливым?

Какие мысли (озарения) возникли у вас во время ответов на эти вопросы?

Почему вы испытывали чувства, о которых говорите?

Случалось ли вам сделать то, что, по мнению окружающих, было вам не под силу?

Что именно?

Что вы почувствовали, когда сделали это?

В какой момент своей жизни вы действовали с наибольшим усердием и упорством? Чем вы занимались в это время?

Что заставляло вас продолжать начатое дело, несмотря на все трудности?

Какие способности отмечают в вас окружающие?

Что вы сами считаете своими главными способностями?

Какое занятие доставляет вам наибольшее удовольствие?

Если бы вы располагали неограниченными денежными средствами и временем, вы бы продолжали этим заниматься?

Кто оказал на вас самое сильное положительное воздействие? Назовите трех человек.

Что восхищает вас в этих людях? Какие качества характера вы особенно цените в них?

Считаете ли вы, что причина положительного влияния этих людей - в их характере?

Почему это влияние росло?

Какая деятельность (профессия) вызывает у вас наибольшее уважение?

Можете ли вы назвать свои скрытые таланты, которые неизвестны окружающим?

Есть ли у вас цель, ради которой вы готовы поставить все на карту?

Что это за цель и почему вы к ней стремитесь?

Что вам лучше всего удается (в том числе и с точки зрения окружающих)?

Назовите три своих любимых фильма. Какие роли в этих фильмах вы бы хотели сыграть?

Почему вы отождествляете себя с этими героями?

Считаете ли вы, что в достаточной степени развиваете свое тело, занимаетесь физическими упражнениями?

Какие принципы помогут вам осуществить свои пожелания в этой области?

Считаете ли вы, что в достаточной степени развиваете свой интеллект?

Какие принципы помогут вам осуществить свои пожелания в этой области?

Считаете ли вы, что ваша потребность в общении вполне удовлетворена?

Какие принципы помогут вам осуществить свои пожелания в этой области?

Вы довольны уровнем своего духовного развития?

Какие принципы помогут вам осуществить свои пожелания в этой области?

Взгляните на результаты, которые вы получаете в жизни. Какие из них вызывают у вас чувство удовлетворения?

Какие парадигмы лежат в основе этих результатов?

Какие результаты вызывают у вас чувство неудовлетворенности?

Какие парадигмы лежат в основе этих результатов?

Если бы вы могли поделиться частичкой мудрости со всем человечеством, что бы вы поведали людям? Какую мысль вы бы постарались донести до них?

В чем заключается ваша философия жизни?

Какие принципы лежат в основе этой философии?

Чем бы вы хотели заниматься в жизни? Назовите свое самое искреннее желание.

Какими принципами вы руководствуетесь в жизни и работе?

Просмотрите свои ответы еще раз и напишите, в чем заключается ваше призвание. Можете писать прямо в книге, на странице 159 ("Мое призвание"). Это будет ваша развернутая личная программа.

Теперь прочтите текст и составьте сжатую формулировку из двух предложений.

Пишите вдумчиво, концентрируясь на своих способностях и дарованиях. Укажите свои ценности и стремления (чем вы хотите заниматься). По возможности, возьмите выходной, чтобы уделить этому процессу как можно больше внимания. Поиск предназначения - это слишком важная задача, чтобы выполнять ее между делом.

Пишите просто, чтобы облегчить запоминание. В дальнейшем я рекомендую вам как можно чаще возвращаться к своей программе и размышлять над ней. Длина первого текста не ограничена - главное, чтобы вы могли суммировать его суть.

Личная программа - это не план действий. И здесь не обязательно указывать способы ее выполнения. Личная программа составляется для того, чтобы определить свои верования и убеждения и направить их в нужное русло. Формулировка призвания - это не список целей. Это сборник руководящих принципов, или ориентиров.

Составление личной программы требует времени и усилий. Этот процесс предполагает анализ парадигм, самонаблюдение и самосовершенствование. Выявление внутренних стимулов и поиск деятельности, соответствующей этим стимулам,- непростая задача, и для ее реализации необходимо время и твердая решимость довести начатое до конца.

Люди по-разному приходят к осознанию своего предназначения. Толчком к этому может стать нежданная беда. Пережитое горе нередко повышает чувство ответственности человека и открывает ему смысл жизни. В качестве подтверждения приведу случай с исчезновением британского агента по недвижимости Сьюзи Лэмплаф. Это исчезновение причинило огромное горе матери Сьюзи, но и определило дальнейшее направление ее жизни. Миссис Лэмплаф поняла, что ее долг - помочь другим людям избежать подобной участи, и создала "Лэмплаф-трест". Эта организация информирует деловых женщин об источниках потенциальной опасности и тем самым предотвращает новые несчастья. Регулярный пересмотр личной программы повышает ее эффективность. Принцип - тот же, что и в занятиях спортом и физкультурой: чем чаще мы занимаемся физическими упражнениями, тем приятнее они становятся. Наша миссия не должна оставаться только



МОЕ ПРИЗВАНИЕ
............................................

............................................

............................................

............................................

............................................

............................................

............................................

на бумаге - в противном случае лучше вообще ее не иметь. Такое призвание ничего не дает, кроме чувства вины. Возьмите за правило пересматривать свою программу каждый месяц. Выбирайте день и отмечайте его в деловом блокноте или календаре. Личная программа - это наше индивидуальное руководство, путеводитель по жизни. Неужели мы не можем уделить ему полчаса в месяц?

Самые действенные личные программы строятся на универсальных принципах и ценностях. Они не зависят от культуры и являются межнациональными. Такие программы отражают самое лучшее в человеке - то, что находится в глубине его "я". Они заключают в себе цели и средства, ценности и мечты, которые формируются в результате ориентации на принципы, следование голосу совести и сознания. Они сводят воедино его потребности и способности на всех уровнях: физическом, социальном, умственном и духовном. Подобная программа направлена на то, чтобы воодушевлять своего создателя, а не производить впечатление на других людей. Формулировка призвания помогает нам выявить свое предназначение и приступить к его реализации. Призвание направляет нашу жизнь и придает смысл всему, что мы делаем. В нем - ответ на вопрос, почему мы занимаемся тем, чем занимаемся.

Планы действий эффективны только в том случае , если направлены на осуществление основного предназначения .

Люди без призвания, как правило, концентрируются на достижении сугубо материальных целей. И если цель достигнута, они сокрушаются: "И это - все?" Планы действий эффективны только в том случае, если направлены на осуществление основного предназначения. Всякий раз, когда мы ставим перед собой цель и определяем способ ее достижения (план действий), мы должны соблюдать определенные правила. Это очень важно. (Подробнее об определении целей и способов их достижения см. в моей книге "Рожден, чтобы побеждать".)

Более того, мы должны расставить все на свои места и действовать по порядку: формулировка призвания (личная программа с ее руководящими принципами), ценности, цели, планы и стратегия действий, положительные результаты и, наконец, твердая решимость не оставлять своего предназначения.

Ценность призвания
Призвание - это смысл нашего пребывания на Земле. Если достижение целей ведет нас к осуществлению основного предназначения, наши способности развиваются, а вместе с ними расширяются горизонты. Но что если мы уже выполнили свою миссию? Как это узнать? Очень просто: если мы живы, предназначение еще не реализовано - оно развивается и растет вместе с нами. Наше сознание устроено так, что мы склонны искать временные границы вещей и явлений. Нас интересует результат, достижимый в определенный срок, а таким результатом является цель. Если ваше предназначение превращается в прекрасную цель, что вы будете делать после ее осуществления? Предположим, что вы испытаете чувство удовлетворения. А потом? Как долго продлится ваша радость? Победа на парламентских или президентских выборах, получение желаемого статуса и т. д. не могут быть нашим призванием. Это не более чем цель на пути к осуществлению основного предназначения.

Люди, которые считали своей миссией послать человека в космос или высадить на Луну, на самом деле занимались реализацией конкретной задачи. Разве подлинное призвание исчерпывается достижением определенной цели? Я неслучайно подчеркиваю этот факт. Мне довольно часто приходится беседовать с людьми, которые не считают нужным осуществлять свое предназначение. Они исходят из убеждения, что призвание неосуществимо. Если так, рассуждают они, зачем суетиться? Установка нашего сознания диктует нам, что миссия должна быть измеримой. Почему? И чем ее измерить? Как вообще можно измерить и оценить то, что нематериально: силу характера, духовное просветление? Человек, который измеряет значимость своего предназначения и степень его реализации, ограничивает себя, свои способности и верования. Ставьте перед собой цели, и пусть они будут вашими ориентирами, помогающими оценить степень своего роста и развития. Найдите свое призвание, и пусть оно станет вашим руководством, источником вдохновения и смыслам жизни. Вы хотите оценить значимость своей миссии? Вы хотите знать, сколько людей будут восхищаться вами: десять, сто или тысяча? Как можно определить собственную ценность в чужих глазах, даже в глазах одного человека? Чем измерить эту значимость? Она неизмерима.

После определения собственного предназначения вы можете разработать или пересмотреть программу своей семьи, компании или организации с учетом новой информации, которую вы получили. Какой вклад вы можете внести в составление этой программы? Согласуются ли ваши ценности, верования и философия жизни с ценностями, верованиями и концепцией вашей компании? Не исключено, что вы не верите в свою способность влиять на корпоративную программу. Руководители компании уже составили ее, и вряд ли им понравится, если какой-то всезнайка будет лезть со своими предложениями. Но вы ошибаетесь. Если сотрудник искренне заинтересован в своей компании, его слова - не пустой звук, к ним прислушиваются. Проявите инициативу, и результаты удивят вас.

Вспоминается случай из моей практики. Однажды я предложил руководителю крупной организации пересмотреть корпоративную миссию. Он возмутился: "Послушай, Колин, мы потратили уйму времени на ее разработку, и я не собираюсь ничего менять. Все уже сделано". Я сказал, что рад за него, но только если он сам доволен результатом. Он спросил меня, что я имею в виду. В ответ я предложил ему оценить свою программу по десятибалльной шкале. После продолжительной паузы он сказал: "Семь". Мы побеседовали, и он наконец понял, что корпоративная миссия - это не план действий, а общее предназначение компании, смысл ее существования, и отношение к ней должно быть иным. Составление корпоративной программы - это не расход (времени, сил и денег), а вложение. Более того, ее пересмотр должен осуществляться при добровольном участии всех тех, кого она затрагивает. Пересмотр корпоративной программы - это не трата времени, сил и денег, а приятное и полезное упражнение. Что будет с компанией, если она потеряет свой raison d'etre1?

Важность корпоративной программы объясняется тем, что она отражает нужды и потребности всех тех, на кого распространяется. Для потребителей, клиентов, сотрудников, продуктов, владельцев

1 Смысл существования (фр.).

и инвесторов компании - это ключ к долгой жизни предприятия, к его стабильному процветанию и росту. Регулярное обновление и пересмотр корпоративной программы повышает эффективность деятельности компании. И наблюдается парадокс: усиление концентрации в одной точке (то есть корпоративной миссии) влечет за собой расширение горизонтов.

Чтобы стать подлинным стимулом к деятельности, эффективным способом мотивации, корпоративная программа должна быть осмысленной. В тексте программы должны отражаться ценности и картина будущего (видение), цели и средства их достижения, а также руководящие принципы организации. Программа не может не учитывать экономические, социальные, психологические и духовные нужды всех людей, которые работают в компании и потому заинтересованы в корпоративной миссии. Программа должна исходить из сути предприятия, из самых основ его деятельности. Только в этом случае она станет подлинной конституцией компании. Только в этом случае корпоративная миссия (а также связанные с нею распоряжения и стратегии) будет принята всеми сотрудниками организации.

Гармоничная "Солнечная система"
Успех компании зависит от степени ее надежности. Реализация принципа надежности на уровне организации начинается с каждого отдельного сотрудника (на индивидуальном уровне). Следующая схема ("Солнечная система") иллюстрирует эту мысль. Надежность достигается за счет соблюдения принципов честности, усердия и верности себе. Эти принципы должны стать основой личностного развития и про-


фессионального роста (области личностного развития и профессионального роста частично пересекаются) . В результате соблюдения трех указанных принципов в коллективе складывается атмосфера доверия и творческого взаимодействия, способствующая открытому общению и возникновению коллективных ценностей. Наличие коллективных ценностей позволяет сформировать культуру самостоятельности.

Корпоративная программа, видение, роли и стратегии представляют собой ориентиры, которые позволяют отдельным сотрудникам и рабочим группам (при условии предоставления им самостоятельности) постоянно совершенствовать свои методы. Последнее в свою очередь повышает эффективность корпоративной деятельности, которая строится на основе объединяющих принципов.

Следует подчеркнуть, что на самом деле самостоятельность не предоставляется, а взращивается изнутри. Самостоятельность - это результат воспитания личности, профессионального роста и развития лидерских качеств. Организация есть сумма личностей. Корпоративная культура начинается с мыслей и чувств отдельных людей, поэтому культура самостоятельности должна формироваться изнутри, на индивидуальном уровне. В основе самостоятельности лежит доверие и надежность. Надежность организации в целом начинается с надежности ее сотрудников, которая представляет собой результат личностного развития (воспитания характера) и профессионального роста.

Доверие - это естественное следствие надежности. Это объединяющее начало, которое позволяет свести воедино усилия разных людей. Когда люди работают в атмосфере доверия, ими движет стремление к взаимовыгодному сотрудничеству, а не к соперничеству друг с другом. Личностный и профессиональный рост сотрудников - это благодатная почва для внедрения культуры самостоятельности. Прежде чем предоставлять самостоятельность, нужно подготовить почву. В противном случае в коллективе сохранится парадигма соперничества, и, если напряженность возрастет, сотрудники вернутся к старой установке сознания.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>