<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1) приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
2) смета представительских расходов;
3) первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;
5) отчет о представительских расходах (составляется конкретно по проведенным представительским мероприятиям), в котором указывается:
- цель представительских мероприятий и результаты их проведения;
- дата и место проведения;
- программа мероприятий;
- состав приглашенной делегации;
- участники принимающей стороны;
- величина расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
Следовательно, если расходы на транспортное обеспечение доставки участников переговоров, участников заседания руководящего органа организации к месту проведения мероприятия и обратно отмечены в отчете и подтверждены первичными документами, то их можно учесть при налогообложении.
Причем в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Если транспортировка участников переговоров, участников заседания руководящего органа организации к месту проведения мероприятия и обратно осуществлялась специализированной сторонней организацией, то первичными документами будут являться:
- договор;
- двусторонний акт об оказании транспортных услуг, подписанный заказчиком и подрядчиком;
- счет на оплату транспортных услуг;
- счет-фактура на сумму оказанных транспортных услуг.
Организация (принимающая сторона) также может воспользоваться услугами такси. Эти расходы могут быть включены в транспортные затраты при наличии заполненного бланка заказа и, желательно, чека ККТ.
При использовании организацией собственного транспорта документами, подтверждающими факт осуществления представительских расходов, будут являться:
- путевые листы автомобилей, задействованных в этом мероприятии;
- авансовые отчеты водителей на приобретение ГСМ с приложением чеков АЗС.
В бухгалтерском учете представительские расходы (транспортные расходы), в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99), принимаются к учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Принимая к учету транспортные расходы, бухгалтер организации отражает их по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счетов 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Если организация занимается торговой деятельностью, то данные затраты могут отражаться на счете 44 "Расходы на продажу".
Для признания расхода в бухгалтерском учете согласно п. 16 ПБУ 10/99 должны быть выполнены следующие условия:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
В случае неисполнения хотя бы одного из названных условий в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Пунктом 18 ПБУ 10/99 установлено, что расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). При этом датой признания представительских расходов является дата утверждения руководителем организации авансового отчета, представленного в бухгалтерию фирмы сотрудником, ответственным за проведение встречи.

Пример. Организация "Н" провела в сентябре 2009 г. деловые переговоры с представителями организации "С", в результате которых было достигнуто соглашение об организации совместного производства мебели. При обслуживании участников встречи был оплачен счет транспортной организации за предоставленные услуги. Сумма выставленного счета по транспортным услугам составила 2360 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС). Услуги транспортной организации были оплачены с расчетного счета.
Бухгалтер организации "Н" отразит в бухгалтерском учете следующее:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 2000 руб. - приняты к учету услуги по транспортному обслуживанию участников переговоров;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 360 руб. - учтен НДС по транспортным расходам;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - 360 руб. - принят к вычету НДС по транспортным услугам;
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета" - 2360 руб. - оплачен счет за транспортное обслуживание.

В целях налогообложения транспортные расходы (представительские расходы), согласно п. 2 ст. 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Затраты включаются в состав косвенных расходов, которые в полном объеме уменьшают доходы от производства и реализации текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).
При расчете налога на прибыль транспортные расходы учитываются в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
В части превышения предельного размера, установленного НК РФ, эти расходы относятся налогоплательщиком в состав расходов, не учитываемых при налогообложении (п. 42 ст. 270 НК РФ).
При этом учитываются транспортные расходы при расчете налога на прибыль только в том случае, если они документально подтверждены и экономически обоснованны (ст. 252 НК РФ).
В отношении НДС налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС, но только в размере, соответствующем нормативу представительских расходов, установленному п. 2 ст. 264 НК РФ.
При этом сумму "входного" НДС по представительским расходам организация может предъявить к налоговому вычету, если выполнены условия, перечисленные ст. ст. 171 и 172 НК РФ:
- представительские расходы приняты к бухгалтерскому учету;
- имеется счет-фактура, в котором указана сумма НДС;
- представительские расходы относятся к деятельности, которая облагается НДС.

10.4. Представительские расходы - необоснованные расходы

При проведении официальных приемов, зачастую организация несет расходы, не входящие в перечень представительских расходов, определенный Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с этим у организации, осуществившей такие расходы, возникают проблемы с их учетом.
Пункт 2 ст. 264 НК РФ помимо определения "представительских расходов" содержит и их перечень.
Согласно этому пункту представительские расходы - это расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием следующих лиц:
представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

Обратите внимание! Место проведения указанных мероприятий не имеет значения.
В перечень представительских расходов входят:
расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
буфетное обслуживание во время переговоров;
оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом НК РФ четко установлено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Таким образом, приведенный выше перечень расходов дает основание считать его закрытым, а все, что в нем не поименовано, к представительским расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не относится.
Такой вывод подтверждается и Письмом Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/235, в котором рассматривается ситуация, когда организация произвела расходы на официальный прием и обслуживание делегации иностранной компании. Ею были оплачены счета за проживание президента и других представителей иностранной компании в гостинице г. Москвы. На вопрос, вправе ли организация учесть в составе представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль расходы на оплату проживания участников иностранной делегации, Минфин России отвечает, что такие расходы не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, так как данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ.
Если организация кроме проживания оплачивает еще и проезд деловых партнеров, то также может возникнуть конфликт с проверяющими. Такой вывод можно сделать на основании разъяснения столичных чиновников, приведенных в Письме УФНС России по г. Москве от 14 июля 2006 г. N 28-11/62271.
Однако существует ряд судебных решений, в которых несколько иначе трактуется норма п. 2 ст. 264 НК РФ. В частности, суд в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. N Ф04-9370/2006(30552-А81-27) по делу N А81-1259/2005 пришел к выводу, что понятие "обслуживание" в смысле п. 2 ст. 264 НК РФ имеет широкий спектр, куда в соответствии с положениями ст. 11 НК РФ можно отнести в том числе и обеспечение жильем прибывшего из другого населенного пункта.
Поэтому требования налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа в части отнесения на расходы при исчислении налога на прибыль представительских расходов, в том числе на проживание в гостинице представителей других организаций, были удовлетворены.
К аналогичному выводу пришел суд в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16 марта 2006 г. по делу N N А72-5629/05-6/435, А72-5959/05-6/450.
Таким образом, учитывая мнение арбитров, можно сделать вывод, что у налогоплательщиков есть шанс доказать свое право на включение в состав представительских расходов сумм на оплату гостиничных услуг и билетов для приглашенных партнеров.
Нередко организации, устраивая официальный прием, несут расходы по оформлению помещений для проведения встречи, вручают прибывшим гостям сувениры или подарки. Однако не всегда такие затраты налоговые органы считают обоснованными.
Так, по мнению Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, высказанному в Письме от 22 января 2004 г. N 26-08/4777, расходы на приобретение цветов с целью оформления помещений организации для проведения официального приема лиц, участвующих в переговорах, не являются экономически оправданными, в связи с чем не учитываются для целей налогообложения прибыли.
К такому же решению пришел суд в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15 марта 2006 г. по делу N А29-1822/2005а. Суд указал, что хотя НК РФ и не содержит ограниченного перечня представительских расходов, но при разрешении вопроса об отнесении затрат к таковым, прежде всего следует исходить из их экономической оправданности. Поэтому если налогоплательщик не смог доказать, что затраты на приобретение цветов, использованных для украшения места проведения переговоров, обусловлены необходимостью соблюдения обычаев делового оборота, касающихся организации встреч деловых партнеров, то такие расходы считаются судом экономически необоснованными.
Прямо противоположное решение по аналогичным затратам принял ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11 мая 2006 г. N Ф04-2610/2006(22165-А46-40) по делу N А-1700/05. Суд установил, что организация произвела расходы, связанные с приобретением цветов, шоколадных конфет, которые были отнесены к расходам по организации встреч представителей других предприятий. В подтверждение обоснованности указанных расходов организацией были представлены в материалы дела сметы, авансовые отчеты, чеки, акты на списание представительских расходов, содержащие сведения о предмете переговоров и приглашенных лицах, о дате и месте проведения переговоров, величине расходов. Возражений относительно представленных налогоплательщиком документов налоговый орган не выдвинул. Поэтому суд сделал вывод, что все необходимые условия для признания данных расходов представительскими выполнены, в связи с чем кассационная инстанция поддержала выводы суда относительно необоснованности доначисления налоговым органом налога на прибыль по указанному эпизоду.
Что касается сувенирной продукции, то согласно Письму Минфина России от 16 августа 2006 г. N 03-03-04/4/136 расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.
Налоговые органы не столь категоричны, о чем свидетельствует Письмо МНС России от 16 августа 2004 г. N 02-5-10/51 "О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль стоимости сувенирной продукции", в котором разъясняется, что расходы на вручение сувенирной продукции, содержащей символику фирмы, не могут быть признаны расходами на рекламу, но могут быть признаны в качестве представительских расходов.
Аналогичное мнение высказано в Письме УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 г. N 20-12/041966.2, где УФНС России разъясняет, что если сувенирная продукция с символикой вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, то ее стоимость при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль рассматривается в качестве представительских расходов и подлежит нормированию в установленном для этой категории расходов порядке.
При этом расходы в виде стоимости сувениров, не содержащие логотипа организации и безвозмездно передаваемые организациям-контрагентам, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.
В отношении учета стоимости спиртных напитков в составе представительских расходов организации следует проявлять осмотрительность, целесообразность расходов на алкоголь и разумность, несмотря на то что сейчас Минфин России не возражает по поводу их признания для целей налогового учета (Письмо от 16 августа 2006 г. N 03-03-04/4/136).
Кроме перечисленных выше расходов у организации могут возникнуть проблемы с местом проведения официальных встреч.
НК РФ прямо указывает на то, что место проведения встреч не имеет значения для принятия к учету представительских расходов, что дает право налогоплательщику проводить переговоры не только на территории принимающей стороны, но и в любом другом месте.
Однако налоговики считают, что места, связанные с организацией развлечений и отдыха, не могут являться местом проведения деловых переговоров. На это указывает существующая арбитражная практика, в частности Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 октября 2005 г. по делу N А56-3124/2005, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. по делу N А05-14160/03-13, Постановление ФАС Московского округа от 12 сентября 2005 г., 5 сентября 2005 г. по делу N КА-А40/8426-05, и другие.

Обратите внимание! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. При этом суммы НДС по таким расходам подлежат вычету только в размере, соответствующем установленным нормам.

10.5. Налог на прибыль организаций: налог на прибыль
и представительские расходы

Представительскими расходами признаются расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика. Такое понятие представительских расходов содержит Налоговый кодекс Российской Федерации.
Из данного раздела читатели узнают, какие именно расходы относятся к представительским расходам, об их документальном оформлении, а также о том, как учитываются такие расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Итак, согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся:
расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
расходы на транспортное обеспечение доставки участвующих в приеме лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
расходы на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Обращаем ваше внимание на то, что расходы на официальный прием и (или) обслуживание лиц, о которых мы сказали выше, согласно п. 2 ст. 264 НК РФ, устанавливающей порядок учета представительских расходов, относятся к представительским расходам независимо от места проведения указанных мероприятий.
А могут ли быть учтены при налогообложении прибыли расходы на проведение переговоров с физическими лицами - клиентами организации, в том числе в неофициальной обстановке (во время завтраков, обедов или иных аналогичных мероприятий), проводимые в целях развития взаимовыгодного сотрудничества? В ответе на такой вопрос сотрудники Минфина России в Письме от 27 марта 2009 г. N 03-03-06/2/64 высказали мнение, что к представительским расходам, помимо расходов на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами-клиентами организации.
По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 16 августа 2006 г., в целях налогообложения прибыли в составе представительских расходов могут быть учтены расходы на приобретение в том числе спиртных напитков. Указанные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены, то есть должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Возможность учета в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение спиртных напитков подтверждается и судебной практикой. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30 октября 2008 г. N Ф08-6557/2008 по делу N А53-2231/2008-С5-34 сказано, что законодательством не предусмотрен норматив, согласно которому запрещено приобретение спиртных напитков, по стоимости составляющих 51 процент от всей суммы затрат на проводимый официальный ужин.
Судом указано, что п. 2 ст. 264 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня расходов на представительские цели. Реальные затраты организации на проведение ужина члена Совета директоров, в том числе приобретение спиртных напитков, связаны с проведением официального приема, что в силу пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ относится к представительским расходам, уменьшающим полученные доходы налогоплательщика.
Разъяснения о том, какие документы могут служить подтверждением представительских расходов, даны сотрудниками Минфина России в Письме от 13 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/807. Как сказано в Письме, документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
смета представительских расходов;
первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
отчет либо акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.
В отчете о представительских расходах, составленном конкретно по проведенным представительским мероприятиям, отражаются:
- цель мероприятий и результаты их проведения;
- дата и место проведения;
- программа мероприятий;
- состав приглашенной делегации;
- участники принимающей стороны;
- величина расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
Если товары (услуги) на представительские цели приобретены подотчетным лицом, то подтверждающими документами будут являться первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу. Например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг), и так далее, а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.
При заключении договора со сторонней организацией, например, с предприятием общественного питания, документальным подтверждением осуществления представительских расходов, по мнению УФНС России по г. Москве (Письмо от 12 апреля 2007 г. N 20-12/034115) будут служить:
договор с данной организацией;
акт выполнения работ (оказания услуг);
счет-заказ;
счет-фактура.
Если организация привлекает переводчиков, не состоящих в штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными документами.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должны оформляться первичными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету при условии того, что они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых определен Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Такими реквизитами являются: наименование документа и дата его составления; наименование организации, от имени которой документ составлен; содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления, а также их личные подписи.
Если акт комиссии на списание представительских расходов будет иметь все необходимые реквизиты, то, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 29 декабря 2006 г. N 02-14-10/4056, он будет рассматриваться как первичный учетный документ, необходимость составления которого может быть установлена приказом руководителя организации или иными организационно-распорядительными документами, регулирующими порядок списания представительских расходов.
При отсутствии документального подтверждения представительские расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций как не соответствующие принципам признания расходов в целях налогообложения, установленным ст. 252 НК РФ.
Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой. Согласно решению налогового органа в результате неправомерного включения в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, документально не подтвержденных представительских расходов организации доначислен налог на прибыль. Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что организация документально не подтвердила фактическую величину произведенных расходов, и отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа.
Обращаясь в арбитражный суд, организация сочла, что подтвердила произведенные расходы, представив счета предприятий общественного питания, а также авансовые отчеты подотчетных лиц.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 августа 2006 г. по делу N А29-4238/2005а указано, что из п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов при условии документального подтверждения понесенных затрат, то есть подтверждения их документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как свидетельствуют материалы дела и установлено судами, организация относила на затраты представительские расходы на основании счетов предприятий общественного питания. Между тем данные документы в соответствии с законодательством не относятся к платежным документам, подтверждающим факт осуществления расчетов.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что организация документально не подтвердила произведенные представительские расходы, соответствуют нормам права и не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Суды правомерно отказали организации в признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль.
Как вы помните, ст. 252 НК РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого расходы были произведены.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Помимо расходов на официальный прием и обслуживание иностранных делегаций, организации нередко оплачивают счета за проживание представителей иностранных компаний. Расходы на оплату проживания участников иностранной делегации, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/235, не могут учитываться в составе представительских расходов, так как данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ. Аналогичное мнение содержит Письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2007 г. N 20-12/034115.
Как отмечено в Письме УФНС России по г. Москве от 6 декабря 2007 г. N 21-11/116748, действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность признания в качестве представительских расходов затрат на проживание в гостинице членов совета директоров, прибывших на заседание совета директоров. При этом стоимость авиационных и железнодорожных билетов, оплата проезда любым другим транспортом таких лиц (кроме транспортного обеспечения доставки этих лиц непосредственно к месту проведения заседания) также не учитываются для целей налогообложения российской организации.

Обратите внимание! Не относятся к представительским расходам расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний.

Нормирование представительских расходов.
Представительские расходы в целях налогообложения прибыли относятся к нормируемым расходам. В течение отчетного (налогового) периода они, согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
В части превышения предельного размера, установленного НК РФ, представительские расходы следует относить в состав расходов, не учитываемых в целях исчисления налога на прибыль организаций, что установлено п. 42 ст. 270 НК РФ.
Датой признания представительских расходов у налогоплательщиков, использующих метод начисления, согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ, является дата утверждения авансового отчета.
Не следует забывать о том, что база для исчисления предельной суммы представительских расходов, которые могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, что установлено п. 3 ст. 318 НК РФ.

Пример. Организацией "Альфа" в мае проведены переговоры с представителями организации "Дельта". Целью переговоров является достижение соглашения об организации совместного производства товаров народного потребления.
Затраты принимающей стороны - организации "Альфа" - на проведение переговоров составили (суммы без учета налога на добавленную стоимость) 25 350 руб., в том числе:
официальный прием (обед в ресторане) - 16 450 руб.;
транспортное обслуживание участников переговоров - 3700 руб.;
расходы на организацию развлечений (посещение театра) - 5200 руб.
Расходы на оплату труда за 4 месяца текущего года у организации "Альфа" - 236 430 руб.
Из состава представительских расходов, учитываемых в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, следует исключить расходы на организацию развлечений, отдыха, в примере это расходы на посещение театра, так как эти расходы не относятся к представительским расходам в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, из всех расходов на проведение переговоров с представителями другой организации представительскими расходами будет признана сумма 20 150 руб. (25 350 руб. - 5200 руб.).
Расходы на оплату труда за период с января по апрель составили в организации "Альфа" по условиям примера 236 430 руб. Норматив представительских расходов составит 9457,20 руб. (236 430 руб. x 4%). Поскольку норматив расходов меньше суммы фактически произведенных представительских расходов, в целях налогообложения прибыли организация "Альфа" может учесть только 9457,20 руб., а оставшаяся сумма 10 692,80 руб. (20 150 руб. - 9457,20 руб.) не может быть учтена в целях налогообложения прибыли организации.

Подписано в печать
10.08.2009



<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ