<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ООО "М" +-------+
------------------------------------------------ по ОКПО ¦ ¦
наименование организации L--------

----------T-----------¬
¦ Номер ¦ Дата ¦
¦документа¦составления¦
+---------+-----------+
КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ ¦ 03/4 ¦ 12.09.2009¦
L---------+------------

----------------¬
¦Табельный номер¦
+---------------+
Петров Олег Сергеевич ¦ 024 ¦
Работник ----------------------------------------L----------------
фамилия, имя, отчество
отдел снабжения ООО "М" (г. Москва)
------------------------------------------------------------------
структурного подразделения
инженер
------------------------------------------------------------------
должность (специальность, профессия)
РФ, г. Уфа, в ООО "Д"
командируется в --------------------------------------------------
место назначения (страна, город, организация)
__________________________________________________________________
заключения договора поставки сырья
для --------------------------------------------------------------
цель командировки
__________________________________________________________________
2 (Два)
на -------- календарных дней (не считая времени нахождения в пути)
15 сентября 09 19 сентября 09
с "--" ------------- 20-- г. по "--" ---------- 20-- г.

Действительно по предъявлении паспорта или заменяющего его
документа ________________________________________________________
наименование, номер

директор Сергеев Н.Д. Сергеев
Руководитель ---------------- ------------- ----------------------
должность личная расшифровка подписи
подпись

----------------------------------------------------------------

Оборотная сторона формы N Т-10

Отметки о выбытии в командировку, прибытии в пункты
назначения, выбытии из них и прибытии в место постоянной работы:

Москвы Уфу
Выбыл из ---------------------- Прибыл в ----------------------
15 сентября 09 16 сентября 09
"--" --------- 20-- г. "--" --------- 20-- г.
директор ООО "М" Сергеев директор ООО "Д" Манруков
---------------- -------------- ----------------- -------------
должность личная подпись должность личная подпись
Н.Д. Сергеев А.Б. Манруков
------------------------------- -------------------------------
расшифровка подписи расшифровка подписи
М.П. М.П.

Уфы Москву
Выбыл из ---------------------- Прибыл в ----------------------
18 сентября 09 19 сентября 09
"--" --------- 20-- г. "--" --------- 20-- г.
директор ООО "Д" Манруков директор ООО "М" Сергеев
---------------- -------------- ---------------- --------------
должность личная подпись должность личная подпись
А.Б. Манруков Н.Д. Сергеев
------------------------------- -------------------------------
расшифровка подписи расшифровка подписи
М.П. М.П.



Унифицированная форма N АО-1

--------¬
¦ Код ¦
+-------+
Форма по ОКУД ¦0302001¦
ООО "М" +-------+
---------------------------------------------- по ОКПО ¦ ¦
наименование организации L--------

УТВЕРЖДАЮ
Двенадцать тысяч
Отчет в сумме -------------------
00
------T-----¬ _________________ руб. ----- коп.
¦Номер¦ Дата¦ директор
АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ +-----+-----+ Руководитель --------------------
¦ 46 ¦23.09¦ должность
L-----+------ Сергеев Н.Д. Сергеев
---------- ----------------------
подпись расшифровка подписи
23 сентября 09
"--" ----------- 20-- г.

------------¬
¦ Код ¦
+-----------+
Отдел снабжения ¦ 03 ¦
Структурное подразделение ---------------------------+-----------+
Петров О.С. ¦ 024 ¦
Подотчетное лицо ------------------- Табельный номер ¦ ¦
фамилия, инициалы L------------
командировочные
инженер расходы
Профессия (должность) -------- Назначение аванса -----------------

------------------------T----------¬ -----------------------------------¬
¦Наименование показателя¦ Сумма, ¦ ¦ Бухгалтерская запись ¦
¦ ¦руб. коп. ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+-+-----------------T----------------+
¦ остаток ¦ - ¦ ¦ дебет ¦ кредит ¦
¦Предыдущий ----------+----------+ +-------T---------+------T---------+
¦ аванс перерасход¦ - ¦ ¦счет, ¦ сумма, ¦счет, ¦ сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦суб- ¦руб. коп.¦суб- ¦руб. коп.¦
¦ ¦ ¦ ¦счет ¦ ¦счет ¦ ¦
+-----------------------+----------+ +-------+---------+------+---------+
¦Получен аванс 1. из ¦ 12 000-00¦ ¦ 26(25)¦11 372-00¦ 71 ¦11 372-00¦
¦кассы 04.09.2009 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------T---------+----------+ +-------+---------+------+---------+
¦1а. в валюте ¦ ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(справочно) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+----------+ +-------+---------+------+---------+
¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+ +-------+---------+------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+ +-------+---------+------+---------+
¦Итого получено ¦ 12 000-00¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+ +-------+---------+------+---------+
¦Израсходовано ¦ 11 372-00¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+-+-------+---------+------+---------+
¦ Остаток ¦ 628-00¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----------------------+----------+-+-------+---------+------+---------+
¦ Перерасход ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+----------- L-------+---------+------+----------

3 2
Приложение ----- документов на ----- листах

Одиннадцать тысяч триста
семьдесят два
Отчет проверен. К утверждению в сумме ----------------------------
сумма прописью
00 11 372 00
руб. ----- коп. (------- руб. ---- коп.)

Иванова И.Н. Иванова
Главный бухгалтер --------------- ----------------------------
подпись расшифровка подписи
Савельева С.О. Савельева
Бухгалтер --------------- ----------------------------
подпись расшифровка подписи

Остаток внесен ----------¬ -----¬
---------------- в сумме ¦ 628 ¦ руб. ¦ 00 ¦ коп. по кассовому
Перерасход выдан L---------- L-----
258 23 сентября 09
ордеру N --- от "--" -------- 20-- г.

Ильина С.С. Ильина 23 сентября 09
Бухгалтер (кассир) ------- ----------------- "--" -------- 20-- г.
подпись расшифровка подписи

------------------------------------------------------------------
линия отреза

Петрова Олега
Сергеевича
Расписка. Принят к проверке от -------------------- авансовый
46 23 сентября 09
отчет N --- от "--" -------- 20-- г.
Одиннадцать
тысяч
триста
семьдесят
два руб. 00
на сумму ----------- руб. --- коп., количество документов
прописью
3 2
------- на -------- листах

Савельева С.О. Савельева 23 сентября 09
Бухгалтер ---------- ------------------- "--" -------- 20-- г.
подпись расшифровка подписи

Оборотная сторона формы N АО-1

Номер
по по-
рядку
Документ,
подтверждающий
производственные
расходы
дата
номер
Наиме-
нование
докумен-
та (рас-
хода)
Сумма расхода
по отчету
принятая к учету
в руб.
коп.
в
валюте
в руб.
коп.
в валюте
Дебет
сче-
та,
суб-
счета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
18.09.2009
303
счет
5 600-00

5 600-00

26
2
15.09.2009
491843
Билет
Москва-
Уфа
1 136-00

1 136-00

26
3
18.09.2009
881348
Билет
Уфа-
Москва
1 136-00

1 136-00

26
4
15.09.2009
Суточные
5 x 700

3 500-00

3 500-00

26
Итого
11 372-00

11 372-00


Петров О.С. Петров
Подотчетное лицо ----------------- -----------------------
подпись расшифровка подписи

3.2. Бухгалтерский учет расходов на командировку

Отправляя работника в командировку, организация оплачивает ему командировочные расходы. Эти расходы организация должна учесть как в налоговом, так и бухгалтерском учете. Мы рассмотрим бухгалтерский учет расходов на командировку.
Гарантии работника на возмещение ему расходов, связанных со служебными командировками, закреплены в ст. 167 ТК РФ.
К возмещаемым командировочным расходам относятся:
- расходы на проезд;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Вместе с тем признать в бухгалтерском учете расходы командированного сотрудника организация вправе только при наличии соответствующих первичных документов.
Как уже отмечалось, такое требование выдвигает п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в указанных альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Перед отправлением в командировку работнику выдается, как правило, из кассы аванс (денежные средства) на командировочные расходы. И оформляется этот аванс расходным кассовым ордером по форме N КО-2, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Каждая организация (кроме кредитных и бюджетных организаций) обязана вести учет хозяйственной деятельности методом двойной записи на счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета). Также организации следует руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом N 94н.
Сумма выданного аванса отражается в бухгалтерском учете организации по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" в корреспонденции с кредитом счета 50 "Касса".
Если организация отправляет работника в загранкомандировку, то она может выдать денежные средства в иностранной валюте, тогда к счету 50 "Касса" следует открыть два субсчета:
1 "Касса в рублях";
2 "Касса в иностранной валюте".
По возвращении из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней представить авансовый отчет об израсходованных суммах (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40). При этом авансовый отчет оформляется по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет".
К авансовому отчету должны быть приложены оправдательные документы:
- авиа- и (или) железнодорожные билеты (подтверждающие расходы на проезд);
- счета гостиниц (подтверждающие расходы на проживание);
- другие документы, подтверждающие произведенные расходы.
При заграничных командировках к авансовому отчету могут прилагаться ксерокопии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы (подтверждающие время пребывания работника в загранкомандировке).
На основании авансового отчета бухгалтер определяет порядок распределения командировочных расходов. Так, например, если командировка работника связана с приобретением материально-производственных запасов, то командировочные расходы будут включены в фактическую стоимость их приобретения. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".
Если же командировка связана с приобретением основного средства, то командировочные будут формировать первоначальную стоимость основного средства. Такое правило установлено п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
В общем случае командировочные расходы списываются на счет 26 "Общехозяйственные расходы" с последующим распределением на счет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж".
Обоснованность расходов, которые были произведены командированным работником, удостоверяется подписью руководителя организации, проставляемой на авансовом отчете. После этого бухгалтер разносит суммы затрат по счетам бухгалтерского учета. Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами", если есть необходимость, то к нему открываются субсчета:
1 "Расчеты с подотчетными лицами в рублях";
2 "Расчеты с подотчетными лицами в валюте".
Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", в бухгалтерском учете расходы на командировки включаются в состав расходов по обычным видам деятельности и отражаются на счетах учета затрат. А именно:
20 "Основное производство";
26 "Общехозяйственные расходы";
44 "Расходы на продажу".
Расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, который действовал на дату утверждения авансового отчета. Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте установлен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденному Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)".
Если в результате изменения курса иностранной валюты возникает курсовая разница за период от выдачи командированному работнику аванса и до утверждения авансового отчета, то эта разница относится на счет 91 "Прочие доходы и расходы". При этом положительную курсовую разницу следует отразить по Кредиту субсчета 1 "Прочие доходы" счета 91, а отрицательную - по Дебету субсчета 2 "Прочие расходы" счета 91. Помимо этого организация должна пересчитывать задолженность работника по подотчетным суммам, выданным в иностранной валюте, на каждую отчетную дату по официальному курсу ЦБ РФ. Возникающие при этом курсовые разницы следует учитывать в аналогичном порядке.
Рассмотрим на примере, каким образом в бухгалтерском учете организации отражаются командировочные расходы.

Пример. Организация для заключения договора поставки отправила своего работника в командировку на завод-изготовитель. Срок командировки с 1 сентября 2009 г. по 5 сентября 2009 г. Приказом по организации установлено, что суточные по командировкам на территории Российской Федерации выплачиваются в размере 700 руб. в сутки.
Работником получено под отчет 20 000 руб., в том числе суточные - 3500 руб.
Авансовый отчет по командировке представлен работником 8 сентября 2009 г. на сумму 23 200 руб. Перерасход связан с оплатой проезда.
Так как с 1 января 2009 г. нормирование суточных в целях исчисления налога на прибыль отменено, то в бухгалтерском и налоговом учете компании не будет возникать постоянных разниц.
Поэтому в бухгалтерском учете организации хозяйственные операции, связанные с командировкой сотрудника, будут отражены следующим образом.
Перед началом поездки:
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50 "Касса" - 20 000 руб. - выдана сумма подотчетных средств на командировочные расходы.
После утверждения авансового отчета:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 3500 руб. - списаны суточные командированного сотрудника.
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 19 700 руб. - командировочные расходы отнесены в состав общехозяйственных расходов;
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50 "Касса" - 3200 руб. - выдана сумма перерасхода по командировке.

Обратите внимание! Если бы эта командировка состоялась в 2008 г., то на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" за каждый день нахождения работника в командировке на территории Российской Федерации организация смогла бы учесть суточные лишь в размере 100 руб. В силу чего в бухгалтерском учете ей пришлось бы отражать постоянную разницу, так как в налоговом учете в составе командировочных расходов была бы признана сумма суточных в размере 500 руб.
Напоминаем, что согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02", возникшая в таком случае разница представляет собой постоянную разницу, ведущую к образованию постоянного налогового обязательства. Сумма постоянного налогового обязательства исчисляется как произведение постоянной разницы на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации на определенную дату.
В связи с этим бухгалтер организации в бухгалтерском учете обязан был отразить сумму постоянного налогового обязательства в размере 720 руб. (3000 руб. x 24%).
Для справки: в 2008 г. ставка налога на прибыль составляла 24%.
В бухгалтерском учете постоянные налоговые обязательства отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки", субсчет 2 "Постоянное налоговое обязательство", в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 4 "Налог на прибыль".
В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции в условиях 2008 г. должны быть отражены следующим образом:
До начала поездки:
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50 "Касса" - 20 000 руб. - выдана сумма подотчетных средств на командировочные расходы.
После утверждения авансового отчета:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 3500 руб. - списаны суточные командированного сотрудника.
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 19 700 руб. - командировочные расходы отнесены в состав общехозяйственных расходов;
Дебет 99 "Прибыли и убытки", субсчет 2 "Постоянное налоговое обязательство", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 4 "Налог на прибыль", - 720 руб. - отражена сумма постоянного налогового обязательства;
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кредит 50 "Касса" - 3200 руб. - выдана сумма перерасхода по командировке.

3.3. Экономическая обоснованность затрат на командировки

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" позволяет учитывать командировочные расходы при условии, что они обоснованны, документально подтверждены и связаны с получением дохода. Однако в НК РФ отсутствует понятие экономической обоснованности расходов, в силу чего у организации могут возникнуть вопросы по обоснованию командировочных расходов, учитываемых при налогообложении.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные:
- документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
- и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На практике бывают случаи, когда сотрудник, находясь в служебной командировке, не выполнил поставленные перед ним задачи. Например, командированный работник провел переговоры с потенциальным покупателем, однако впоследствии последний отказался от заключения договора. В такой ситуации может возникнуть законный вопрос о праве признания таких командировочных расходов в целях налогообложения.

Обратите внимание! По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем, как разъясняют финансисты, учитывая то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, то обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

В силу принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 320-О-П "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, производственный характер командировки и ее целесообразность организация может подтвердить, в частности, внутренними документами, утвержденными руководителем: приказами, а также оформленными в соответствии с установленными требованиями командировочными удостоверениями, заданиями и отчетами о результатах командировки и тому подобное.
Кроме того, как отмечено в Письме УФНС России по г. Москве от 16 мая 2006 г. N 20-12/41851, доказательством наличия результатов переговоров, проведенных в командировке могут быть и протоколы о намерениях и протоколы предварительных договоров, образцы рекламной продукции, прейскуранты, проспекты и буклеты или другие документы, прямо подтверждающие выполнение производственной цели командировки, направленной на получение дохода.
Бывает, что организация, планируя зарубежную командировку, оплатила сотрудникам визы, но сама командировка не состоялась. Можно ли в этом случае расходы по оплате визы учесть при расчете налога на прибыль и нужно ли учитывать такие расходы при налогообложении ЕСН и НДФЛ? Ответы на эти вопросы содержатся в Письме Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/2/134.
В указанном Письме финансисты разъясняют, что расходы на оформление и выдачу виз, в случае если по сложившимся обстоятельствам командировка не состоялась, не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
А вот столичные налоговики в Письме УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95309б считают, что при наличии "первички", подтверждающей расходы на командировку, учесть затраты на оформление и выдачу виз возможно.
В отношении налогообложения указанных расходов НДФЛ и ЕСН в Письме Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/2/134 сказано, что согласно п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, в частности сборы за выдачу (получение) виз.
Таким образом, стоимость виз, предназначенных для выезда в зарубежные страны с целью служебных командировок, оплаченных организацией сотрудникам, не подлежит налогообложению НДФЛ и ЕСН.
Отмена командировок не изменяет квалификацию данного вида выплат физическим лицам, следовательно, стоимость виз не подлежит налогообложению НДФЛ и ЕСН.
Статья 168 ТК РФ обязывает работодателя возмещать командированному сотруднику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сказать, что в коллективном договоре или локальном нормативном акте кроме расходов на оплату проезда, найма жилого помещения и суточных, работодателем может быть предусмотрено возмещение работникам других расходов, например оплаты за услуги вокзалов и аэропортов, оплаты питания, возможности совмещения командировки и отпуска и так далее.
Особое внимание хотелось бы уделить ситуации, когда перед командировкой сотрудник берет отпуск и после выполнения служебного задания остается в месте командировки на отдых. Можно ли в таком случае признать в качестве налогооблагаемых расходов расходы на оплату проезда из командировки? Сам НК РФ ответа на данный вопрос не дает.
Однако, по мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 01.04.2009 N 03-04-06-01/74 учесть такие расходы на проезд возможно, но только при наличии специального разрешения руководителя.
Как разъясняют финансисты, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения. Следовательно, вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения, расходы на приобретение проездного билета для проезда работника из места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, если дата выбытия работника из места командировки к месту постоянной работы совпадает с датой, на которую приобретен вышеуказанный проездной билет, а также если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.
Нужно сказать, что еще не так давно Минфин России по этому поводу давал совершенно противоположные рекомендации, о чем свидетельствует его Письмо от 10 ноября 2005 г. N 03-03-04/2/111.
Что касается налогообложения НДФЛ сумм оплаты работодателем расходов на проезд работника при нахождении его в командировке, то отметим, что не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов) (п. 3 ст. 217 НК РФ).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, не подлежащей налогообложению, включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Если после выполнения служебного поручения работник из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска, то днем окончания командировки работника следует считать последний день перед отпуском. Поэтому в случае приобретения обратного билета организацией, его стоимость будет являться доходом работника, полученным в натуральной форме, и, как следствие, подпадет под налогообложение НДФЛ. На это также указано в Письме Минфина России от 01.04.2009 N 03-04-06-01/74.
Отметим, что и среди судебных решений имеются примеры, в которых арбитры считают, что расхождение в датах, проставленных на командировочных удостоверениях и авиабилетах не влияет на порядок признания расходов в налоговом учете. Ведь действующее законодательство не предусматривает обязательного совпадения рассматриваемых дат в качестве условия для признания расходов экономически обоснованными и документально подтвержденными. Поэтому организация вправе признать в целях налогообложения прибыли расходы на оплату проезда к месту командировки и обратно, даже тогда, когда дата окончания командировки не совпадает с датой обратного билета. При этом возмещение стоимости перелета работнику, направляемому в командировку в интересах работодателя, не подлежит налогообложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку является компенсацией его расходов, а не получением им дохода (Постановление ФАС Уральского округа от 19 июня 2007 г. N Ф09-3838/07-С2 по делу N А50-17977/06). Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Уральского округа от 4 мая 2007 г. N Ф09-3119/07-С2 по делу N А50-16319/06.
Учитывая вышеизложенное, чтобы сократить возможность споров с проверяющими по данному основанию, организации и командированному сотруднику следует заранее побеспокоиться об этом. Организация должна оформить все необходимые первичные учетные документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, а именно: приказ об отпуске работника, служебную записку, документы, необходимые для учета командировочных расходов и другие. Если сотрудник решил задержаться в месте командировки для использования там своих отгулов, то необходимо оформить приказ, в котором следует указать количество дней отгулов, конкретные числа и за какие дни они полагаются работнику. Кроме того, по мнению автора, возможно и в служебном задании указать два срока командировки, к данной принимающей стороне, до отпуска и после отпуска, и получить в командировочном удостоверении две отметки, тогда у налоговых органов вряд ли возникнут претензии.
Иногда возникают ситуации, когда по производственным или другим уважительным причинам билеты приходится менять или сдавать. Так, например, в Письме Минфина России от 2 мая 2007 г. N 03-03-06/1/252 рассмотрена ситуация, когда организация приобретает своим командированным сотрудникам авиабилеты. После проезда командированным сотрудником определенной части пути организация в связи с производственной необходимостью меняет место командирования, в связи с чем сотрудник приобретает новый билет. За неиспользованную командированным сотрудником часть пути авиакомпания возвращает организации денежные средства. На вопрос, можно ли учесть при исчислении налога на прибыль расходы организации на авиабилеты для работников, направленных в командировку, в случаях, когда после проезда таким работником определенной части пути организация меняет место командирования, Минфин России отвечает, что организация может отнести к расходам для целей налогообложения прибыли как стоимость первоначально приобретенного (за минусом возвращенной авиакомпанией суммы), так и нового билета. Однако изменение места первоначального командирования сотрудника организации должно быть экономически обоснованно и оформлено соответствующими документами.
В другом Письме от 14 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/338 Минфином России было рассмотрено обстоятельство, когда в связи со смертью отца командированного сотрудника обратный вылет был перенесен на более ранний срок, а сдать имеющийся авиабилет не было возможности, так как он был оплачен в обе стороны без права возврата. Учитывая изложенное, Минфин России считает, что организация вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по неиспользованному авиабилету. С этой позицией Минфина России согласны и судьи. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24 марта 2006 г. по делу N А28-10790/2005-233/15 суд указал, что затраты на заказ и возврат билетов относятся к оплате проезда работника.
Если по объективным причинам работник прибыл из командировки с задержкой, то согласно Письму Минфина России от 16 ноября 2006 г. N 03-03-04/2/244 он должен представить помимо проездных билетов также оправдательные документы, подтверждающие причину задержки. В частности, таким документом может быть справка из аэропорта о причинах задержки вылета самолета из-за плохих метеорологических условий или аналогичная справка от железной дороги и так далее.

3.4. Суточные

Среди командировочных расходов, возмещаемых командированным сотрудникам на основании ст. 168 ТК РФ, поименованы и такие расходы как суточные. Особенностью таких расходов является их нормирование. О том, какие законодательные нормы в отношении суточных существуют сегодня, мы и поговорим далее.
Напомним, что в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение всех расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ). В перечень расходов, которые работодатель обязан возместить работнику, входят и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, то есть суточные.
Как указывает п. 11 Положения N 749, суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.
При этом днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки (п. 4 Положения N 749).
В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта.
Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы.
При командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
В случае временной нетрудоспособности, удостоверенной в надлежащем порядке, работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства (п. 25 Положения N 749).
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на выплату суточных относятся к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией.

Обратите внимание! С 1 января 2009 г. суточные и полевое довольствие не нормируются в целях исчисления налога на прибыль. Такие изменения в ст. 264 НК РФ внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>