стр. 1
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

OCR, корректура и создание e-book
2006 Alex Fritzler
aldan@inbox.ru

ВНИМАНИЕ!
После ознакомления с данной книгой в течение
одного месяца Вы обязаны удалить ее с Вашего
компьютера.
В случае нарушения данного обязательства, Вы
нарушите закон "Об авторском праве и смежных
правах".
Электронная версия данной книги создана исклю-
чительно с ознакомительной целью.
Право на частное или коммерческое использование
принадлежит авторам и организациям правообла-
дателям.
По вопросам приобретения печатной или электронной
версии данной книги обращайтесь непосредственно
к законным издателям, их представителям либо
в соответствующие организации торговли.
М. Е. Литвак




КОМАНДОВАТЬ
или
ПОДЧИНЯТЬСЯ?
Издание четвертое




Ростов-на-Дону
«Феникс»
2004
ББК Ю952
Л 64




Редактор Г. И. Медведева




Литвак М.Е.
Л64 Командовать или подчиняться? Изд. 4-е. — Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 2004. — 384 с, (Серия «Психологи-
ческие этюды».)

Книга отражает клинический опыт автора по проведению
групповой психотерапии и психологическому консультиро-
ванию. В ней описаны структуры неформальных групп и
групповые процессы (интриги, агитация, пропаганда и пр.).
Даны приемы превращения различных групп в творческие
коллективы, в которых основные задачи решаются без из-
лишнего эмоционального напряжения и волевого давления.
Показано, как управлять группой, даже если не являешься ее
руководителем.
Рассчитана на врачей-психотерапевтов, психологов, пе-
дагогов, руководителей, а также всех тех, кого не удовлетво-
ряет то положение, которое они занимают в своих группах.
Может быть использована в качестве учебного пособия по
психологии управления.

ISBN 5-222-04524-2 ББК Ю952

© Литвак М.Е., 2004
© Оформление, изд-во «Феникс», 2004
Предисловие
ко второму изданию

П ервое издание этой книги вышло в 1997 году и бо-
лее не переиздавалось. Однако в последнее время
издательство и я стали получать письма с заказами на эту
книгу, а цена, за которую можно было приобрести ее на
книжных рынках, стала доходить до 200—300 руб. Все это
побудило выпустить книгу новым изданием. Но за это
время появился новый материал. В частности, появились
наработки по управлению толпой, четче сложились пред-
ставления о работе с алкогольными группами, появились
новые материалы о проблемах управления в семье, наме-
тилась типология руководителей и подчиненных, лидеров
и ведомых, вождей и масс.
Кроме того, появилась мысль о том, чтобы эту книгу
превратить из научно-популярного издания в практичес-
кое руководство по психологии управления. В связи с этим
в книге иначе структурированы главы, появились новые
разделы, что поможет читателю сразу найти нужный ма-
териал. Увеличилось количество производственных афо-
ризмов. В конце книги приведен список использованной
литературы.
Книга в основном рассчитана на тех, кто считает, что
не дошел до своей конечной остановки, согласен менять
себя и свой алгоритм поведения.
Книгу нельзя считать учебником. Она не привязана ни
к какой вузовской программе по управлению. Она не мел-
ко перемолотая котлета, а скорее бифштекс, разжевать
который можно довольно крепкими интеллектуальными
зубами. В ней, может быть, не так много ответов, но дос-
таточно много вопросов. Но и суть современной психоло-
гии и психотерапии не столько в том, чтобы отвечать на
вопросы, а сколько в том, чтобы их задавать. Ответы на
них вы найдете сами, мой дорогой читатель. Кроме того,
3
OCR 2006 Alex Fritzler
Командовать или подчиняться?
здесь больше материала, который позволяет понять, где
корень проблемы, основной узел, который следует развя-
зать, чем конкретных рекомендаций, куда ударить.
В книге встречаются просторечные обороты, и очень
мало научной терминологии, за что прошу прощения у
представителей чистой науки. Моя задача быть понятным
тем, ради кого я работаю, а что обо мне подумают те, ко-
торые моих книг не читают и не используют для своей
работы, для меня не столь важно. Кроме того, в ней мало
специфической научной терминологии. За это мои рабо-
ты часто считают примитивными. Но то, что просто, не
всегда примитивно.
В этой книге также я старался в новом свете показать
некоторые вещи, на которые мы зачастую вообще не об-
ращаем внимание. Глупость, вошедшая в привычку, уже
не воспринимается как глупость и не замечается как глу-
пость. Меры не принимаются. Дело страдает. Маленький
пример. Многие студенческие аудитории построены в
виде амфитеатра. Но это затрудняет усвоение материала.
Трудно принять информацию гномика, который что-то
там делает внизу. Но не могу же я ставить вопрос о пере-
стройке всех аудиторий. Я стал читать лекции, став на
стол, т. е. сравнявшись по размерам с сидящими наверху
студентами. Внимание слушателей увеличилось, следова-
тельно, и усвояемость стала большей.
Так вот, я стараюсь быть понятым вами, мои дорогие
читатели, вами, которые не знают научной терминологии.
И я использую все имеющиеся для этого средства. А про-
сторечные слова и обороты довольно часто основную
мысль делают более ясной. Как говорил Э. Берн, «иногда
в светлой комнате легче ориентироваться, чем в потем-
ках». Кроме того, некоторые мои герои именно так гово-
рили» Я просто записал их речи. Здесь я последовал при-
меру А. С. Пушкина, Я. Гашека и многих других наших
классиков, использовавших народную речь. В качестве
защитника я беру себе Я. Гашека, который в ответ на кри-
тику писал следующее: «Люди, которых коробит от силь-

4
Предисловие

ных выражений, просто трусы, и такие слабые люди на-
носят наибольший вред культуре и общественной морали.
Они хотели бы превратить весь чешский народ в сенти-
ментальных людишек, онанистов псевдокультуры... Такие
люди страшно негодуют, но ходят по общественным убор-
ным читать непристойные надписи на стенах... Правиль-
но было когда-то сказано, что человек, получивший здо-
ровое воспитание, может читать все. Осуждать то, что
естественно, могут лишь люди духовно бесстыдные, изощ-
ренные похабники, которые, придерживаясь гнусной лже-
морали, не смотрят на содержание, а с гневом набрасы-
ваются на отдельные слова».
А теперь несколько слов о том, чем отличается второе
издание от первого.
Существенным образом переработана первая глава. Ее
объем составит чуть ли не половину книги. Подробно опи-
сана психология толпы и вождя. Детально описаны струк-
туры карьеристских групп, культурно-развлекательных и
алкогольных. Даны практические рекомендации как с точ-
ки зрения начальника, так и подчиненного. Но все-таки
много места уделяется диагностике. С нашей точки зре-
ния, это самое важное. Еще Козьма Прутков нам рекомен-
довал смотреть в корень. Важность выяснения причины
подчеркивается еще и одним американским анекдотом.
Некто пригласил к себе механика починить котел, обогре-
вающий его дом. Механик долго обследовал котел, что-то
измерял, а потом взял молоток и ударил по котлу один раз.
Котел заработал. Механик выставил счет в 100 долларов.
Заказчик попросил дать калькуляцию. В ответ он получил
следующий счет:
1. Удар молотком по котлу — 1 доллар.
2. Определение места, куда ударить — 99 долларов.
Всего 100 долларов.
У меня, конечно, рекомендаций больше. Я даже в при-
ложение вынес раздел «Как устроиться на работу».



5
Предисловие
к первому изданию


Э ту книгу я написал специально для Вечных Прин-
цев, постоянно подающих надежды и постоянно не
оправдывающих их (психологический портрет Вечного
Принца дан в моей книге «Психологический вампиризм»
(1997). Это отличники, которые, не столкнувшись с дей-
ствительностью, блестяще окончив школу и институт,
неплохо овладевшие специальными знаниями, вдруг
затормаживаются в своем развитии. Их начинают обхо-
дить бывшие троечники, которые раньше еле-еле тянули
в школе, были недоразумением в институте и бедствием
в семье. К сожалению, Вечные Принцы, как правило. Ко-
ролями не становятся.
В чем дело? Я мучительно искал ответ на этот вопрос.
Как теперь понимаю, я сам был Вечным Принцем. Отлич-
но учился по всем предметам без особого напряжения.
Больше, пожалуй, других интересов не было. По-видимо-
му, они пресекались моими родителями. Как-то я пошел
в секцию спортивной гимнастики. Моя мать, как потом
выяснилось, подговорила врача, который снял меня с тре-
нировок, сказав, что у меня порок сердца. О каком поро-
ке сердца можно говорить, когда потом я достиг второго
разряда по штанге, да и сейчас могу пробежать пять—семь
километров? Большой проблемой было вырваться на сту-
денческий вечер. В общем, «учись, сынок...».
К чему это приводит? К одиночеству! Неловкие физи-
чески, погруженные в занятия, не умеющие веселиться, не
пользующиеся успехом у противоположного пола. Вечные
Принцы становятся объектом насмешек со стороны свер-
стников. Компенсацией являются книги. Уровень образо-
вания у них повышается, что еще более отдаляет их от

6
Предисловие

сверстников. Учителя их ставят в пример другим, родите-
ли ими не нахвалятся, что делает их одиночество еще бо-
лее глубоким. Фон настроения становится подавленным,
на лице можно заметить следы постоянной легкой печа-
ли. Но в школе и институте у них еще есть надежда, что
когда они приступят к работе, то тут уж покажут себя. Но,
как вы понимаете, надеждам этим не суждено сбыться.
Во-первых, им не удается устроиться так, как хотелось
бы, во-вторых, вскоре выясняется, что их знания с пере-
дового фронта науки никому не нужны. Начальник, быв-
ший двоечник, которого часто раздражает высокий куль-
турный уровень молодого специалиста, показывает ему,
что «работать — это не в институте учиться». Они вы-
полняют самые невыгодные и непрестижные работы. Их
обходят более бойкие двоечники и троечники. Кроме того,
Вечные Принцы не умеют обращаться с противополож-
ным полом, скучны в компаниях.
Когда усердие и способности Вечных Принцев замеча-
ются умным начальником и они получают повышение,
успеха все равно нет. Неумение управлять людьми приво-
дит к тому, что им садятся на голову подчиненные. При-
ходится все делать самим. Рано или поздно дела начина-
ют идти плохо. Результат — их снимают с руководящей
должности как не справившихся или они заболевают и
уходят на свою прежнюю работу и в свое страдание. Хо-
чется отметить, что болезнь носит упорный характер и
нередко приводит к инвалидности. Излечить их трудно,
так как болезнь является оправданием того, что из Прин-
цев они не смогли попасть в Короли. Некоторые находят
утешение в алкоголе. Тематика пьяных разговоров — «как
мне не повезло в жизни с (начальником, женой, детьми,
обстоятельствами и т. д.)».
После института я попал на кадровую службу в армию,
что не соответствовало моим представлениям о карьере.
Там действительно пришлось лихо. Была и чума, и холе-

7
Командовать или подчиняться?

ра, и крупные аварии, о которых тогда не писалось в га-
зетах. Но если бы я не ныл, а старался приспособиться к
обстоятельствам, как советовал коллега по несчастью, мой
первый сосед по общежитию, то, может быть, я бы не за-
болел, а стал бы космонавтом, как он. Будем помнить, что
в любых обстоятельствах у нас есть возможность выбора.
Как писал В. Франкл, видный психолог и психотерапевт,
узник фашистских концентрационных лагерей, одни ста-
новятся свиньями, другие в тех же условиях святыми, ибо в
горниле страданий выковывается личность.
Но я вас не призываю страдать, дорогие мои Вечные
Принцы. Наоборот, хочется, чтобы вы страдали помень-
ше. Вот поэтому и пишу про психологию управления.
Может быть, эти знания помогут вам избежать многих
неприятностей и общество не потеряет своих гениев. Ду-
мается, они пригодятся и руководителям, которые не счи-
тают, что уже достигли совершенства в искусстве управ-
ления.
Конечно, я не претендую на полное изложение социаль-
ной психологии, но если вас заинтересует психология уп-
равления, буду считать свою задачу выполненной. Хотелось
бы, чтобы процесс управления доставлял вам наслаждение,
а не приводил к неврозам и психосоматическим заболе-
ваниям. Ведь каждый из нас бывает и начальником, и под-
чиненным, если не на производстве, то в семье. Вначале
определю основные понятия социальной психологии.
Потом расскажу, как приспособить коллектив к себе, как
вести себя во вновь организованной группе, как избавить-
ся без конфликтов от конфликтного подчиненного, как
снять начальника Все примеры взяты из реальной жизни.




8
Введение

В начале я хотел назвать эту книгу «Администри-
ровать или управлять?» Сейчас задаю этот вопрос
вам. Если вы предпочитаете администрировать и у вас это
получается, и вы достигли того, чего добивались, вам не-
зачем приобретать эту книгу. Но прошу вас прочесть еще
пару страниц.
В книге обсуждаются вопросы управления. Но внача-
ле поясню, как я понимаю администрирование и управ-
ление. Сразу же приведу конкретный пример.
«Немедленно купите эту книгу. Обязательно прочтите
от корки до корки и законспектируйте, потом при всяких
затруднениях обращайтесь за помощью к ней. Если вы это
не выполните, будете строго наказаны!»
Это, вы сами понимаете, пример грубого администри-
рования. Здесь такой номер не пройдет. Но на производ-
стве некоторое время им можно пользоваться. Даже иног-
да создается впечатление, что администрирование дает
более быстрый результат. Но ко мне за помощью обраща-
лись жертвы такого администрирования, и не только под-
чиненные, но и начальники, использующие такой метод
работы со своими подчиненными, нередко уже в качестве
пациентов. (Статистика показывает, что администраторы
очень часто болеют неврозами и психосоматическими за-
болеваниями.)
Так вот, дорогой читатель, у меня нет возможности ад-
министрировать с вами. Поэтому приходится управлять
вами, что я и пытаюсь сейчас делать. Я очень хочу, чтобы
вы немедленно купили эту книгу. Я очень хочу, чтобы вы
прочли ее от корки до корки и законспектировали. Я
очень хочу, чтобы вы при всяких затруднениях обраща-
лись за помощью к ней. Более того, я хочу, чтобы в тех

11
Командовать или подчиняться?

случаях, когда вы не найдете в книге ответов на возник-
шие у вас вопросы, вы обратились ко мне.
Поэтому я должен был написать книгу так, чтобы она
действительно помогала вам удовлетворять ваши потреб-
ности, тогда у вас появится желание приобрести ее. Если
вам будет интересно, вы ее прочтете от корки и до корки.
А если она поможет вам хотя бы раз решить проблемы,
при всяких затруднениях вы будете обращаться за помо-
щью к ней. И если в книге вы не найдете ответов на ин-
тересующие вас вопросы, вы обратитесь ко мне. Таким
образом, вы будете делать то, что хочется мне, но вы даже
не заметите, что я вами управляю, ибо это вы будете де-
лать не по моему приказу, а по своей воле.
При управлении, таким образом, мне удается сделать
так, что мой партнер (подчиненный, ученик, больной,
член семьи и т. п.), выполняя мое распоряжение, одно-
временно исполняет свои желания и удовлетворяет свои
потребности.
Идеальным управленцем следует считать Императора,
с которым общался Маленький Принц, герой одно-
именного произведения французского писателя Экзюпе-
ри. Этот Император не без оснований считал, что у него
неограниченная власть над всем. Маленький Принц по-
просил его приказать Солнцу закатиться. Он отказался
отдать такое распоряжение, тонко подметив, что еще не
появились условия для исполнения такого распоряжения.
И если Солнце его не выполнит, оно не будет виновно в
неисполнении, а будет виноват он, Император. Но когда
появятся для этого условия, он отдаст приказ и убежден,
что его приказ будет выполнен без возражений и немед-
ленно.
Трудности процесса управления заключаются вот в чем.
Управленцу приходится брать ответственность за неудачу
только на себя. Ведь если мой подчиненный не выполня-
ет мои распоряжения, за это несу ответственность я. Нуж-

12
ГЛАВА I
Психология управления

но знать свои кадры и не давать распоряжения тем сотруд-
никам, которые не могут их выполнить. Если я плохо чи-
таю лекцию и студенты меня не слушают, то несу ответ-
ственность за это я. Я не нашел нужных слов. В одном
институте ввели свободное посещение лекций. Вскоре
посещаемость у многих преподавателей стала приближать-
ся к нулевой отметке. Вы думаете, что что-то стали сове-
товать преподавателям? И зря! Просто опять ввели обяза-
тельное посещение лекций.
При таком подходе нельзя обижаться на жену. Ведь сам
ее выбирал. Так же не годятся гневные слова в адрес сво-
их детей. Ведь это же мои дети. Ведь у них мои гены и мое
воспитание. Будем помнить, что отсутствие воспитания —
это тоже метод воспитания. Вот почему, мой дорогой чи-
татель, если вы администрируете в семье и на производ-
стве, и у вас все в порядке, то ради бога не начинайте за-
ниматься управлением.
Администрирование имеет ряд достоинств: быстрота
выполнения, отсутствие возражений и ощущение соб-
ственной силы и значительности. Можно не думать, не
подбирать нужных слов. Но только помните, что админи-
стрирование всегда вызывает сопротивление, иногда не-
осознаваемое. Нередко приходится прибегать к принуж-
дению, подавлять инициативу, руководитель не получает
обратной связи от подчиненных и то и дело оказывается
дезинформированным. Может развиться наушничество. В
коллективе обязательно будут идти сплетни.
В глубине коллектива будет назревать бунт. Если вы
администрируете, не удивляйтесь, что после получения
квартиры, защиты диссертации, крупного материального

стр. 1
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>