<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

95
Командовать или подчиняться?

Понятия «дворцовый переворот», «революция» стоят в
ряду таких понятий, как интрига, пропаганда, агитация,
лидер, руководитель и т. д.
Мне хотелось бы, дорогой мой читатель, чтобы вы точ-
но определяли, что означает то или иное общественное
явление для вас. Тогда легче будет планировать свое по-
ведение. Так вот, когда в стране началась перестройка в
1985 году и к власти пришел Горбачев, то для него это,
может быть, и была и революция, а вот для меня был двор-
цовый переворот. А в 1980-м я перешел на должность пре-
подавателя с должности ординатора с увеличением окла-
да вдвое. Так для меня тогда это было революцией, хотя в
стране царила эпоха застоя. Так вот я и хотел бы, чтобы
вы делали свои революции для себя и не участвовали в
чужих революциях. Я даже знаю, как это делать. Расти
профессионально, т. е. вверх, выше вырастете, с более да-
леких мест будете заметны, да и попадете в другие груп-
пы. Вот вам и будет революция.
Так вот, с этой точки зрения я понимаю революцию с
позиций диалектического материализма как переход ко-
личественных изменений в качественные. И поэтому, если
процесс развития идет правильно, то революция — явле-
ние бескровное или почти бескровное. Если вечером я
захожу в сад и вижу, что расцвела роза, которая еще ут-
ром была бутоном, то понимаю, что произошла револю-
ция. Я, конечно, много сделал, чтобы она произошла по-
быстрее: удобрял землю, укрывал куст от заморозков и т. д.
Но я ничего не делал бутону, не раздергивал его, чтобы
побыстрее увидеть лепестки. Вот если бы я это делал, то
совершил бы дворцовый переворот. Ничего путного из
этого не вышло бы, хотя цветок, может быть, появился бы
на день раньше.
При дворцовых переворотах с приходом нового на-
чальства становится несколько лучше. Но потом стано-
вится еще хуже, чем было. При революциях, наоборот,

96
ГЛАВА I
Психология управления

вначале становится немного, а иногда значительно хуже,
но потом идет настоящее развитие. С революции начи-
нается наше появление на свет. Вначале мы кричим, про-
тестуем против того, что нас лишили благ материнской
утробы, а потом привыкаем жить самостоятельно и уже в
утробу нас не загонишь.
Знание отличий революции от дворцового переворота
позволяет правильно налаживать отношения. Если бу-
дущий партнер сразу же сулит массу благ от сотрудни-
чества, то, возможно, здесь таится обман. Примером мо-
жет служить реклама акционерных обществ. Если же
видны принципиально преодолимые трудности, то мож-
но попробовать.



1.4. Групповая динамика
Когда люди находятся вместе, между ними возникают
те или иные отношения. При этом меняется по своему
качеству и сама группа, меняются ее возможности. И каж-
дому из нас полезно знать не только свою роль в группе,
но и уровень развития группы.
Масса людей на улице не способна на коллективные
действия, потому что у нее нет известного всем общего
интереса. Но если эта масса существует достаточно дол-
го, обязательно выработается общая цель, и она превра-
тится в толпу.

1. Психология толпы.
Общая характеристика толпы
К сожалению, в наше время люди склонны образовы-
вать толпы. Отсутствие близких связей приводит к тому,
что человек уходит в толпу, где теряет свою индивидуаль-
ность. Толпой управляет вождь. Вот о толпе-то я хочу по-

97
4. Зак. 129
Командовать или подчиняться?

говорить. Но не для того, чтобы вы стали вождем, а для
того, что бы вы не растворились в толпе, когда в нее по-
падете, и чтобы она вас не смяла, что тоже очень важно.
Знание законов толпы может принести и существенную
практическую пользу. Ле Бон пишет: «История учит нас,
что толпы чрезвычайно консервативны. Несмотря на их
внешне революционные побуждения, они всегда возвра-
щаются к тому, что разрушили». Толпа, как и ребенок,
скорее добра, чем зла. Злою ее делает вожак, так же как
злым ребенка делают его родители.
Гипноз для психологии толп является основной моде-
лью социальных действия и реакций. Вождь же — это эпи-
центр, от которого исходит первая волна. Потом другие
концентрические волны сменяют ее, все дальше и даль-
ше как при землетрясении, распространяя ту же идею.
Процесс внушения развивается уже сам собой, активизи-
руемый лидерами второго ряда, ускоряемый средствами
массовой информации, подобно клевете, остановить ко-
торую не могут никакие доводы и никакие оправдания.
Однако гипноз в большом масштабе требует инсцени-
рования. Ле Бон превозносит театральные приемы в по-
литической сфере. Именно в них он видит модель общест-
венных отношений и своего рода плацдарм для изучения.
Необходим гипнотический театр. «Ведь ничто в боль-
шей степени не поражает воображение народа, чем теат-
ральная пьеса. Весь зал переживает одни и те же эмоции,
и если они тотчас не переходят в действие, это потому что
даже самый несознательный зритель не может не пони-
мать, что он является жертвой иллюзий и что он смеялся
и плакал над воображаемыми перипетиями. Однако порой
чувства, внушенные образами, бывают достаточно силь-
ны, чтобы, как и обычные внушения, превратиться в дей-
ствия» (Ле Бон).



98
ГЛАВА I
Психология управления

Ле Бон предлагает оратора заменить гипнотизером,
красноречие — на внушение, парламентские дебаты — на
пропаганду. Вместо того чтобы убеждать массы и что-то
им доказывать, их держат в узде с помощью организации
и завоевывают средствами прессы или радио. Пропаган-
да становится технологией, позволяющей нечто внушать
людям и гипнотизировать их в массовом масштабе. Она
становится средством серийно производить массы.
Послушайте рассказ одного из моих подопечных, ко-
торый случайно попал в толпу.

«Мне нужно было попасть по делам в соседний город, куда
я выехал ночным поездом. Но в этом же поезде ехали фанаты
нашей городской футбольной команды на матч, который долж-
на была играть их любимая команда в том городе, куда ехал и я.
Уже на вокзале я заметил довольно большую группу людей, ко-
торая громко разговаривала, эмоционально жестикулировала.
Все они, мягко говоря, были необычно одеты. На них были лен-
ты непонятно какого цвета. Но все было относительно тихо,
пока не началась посадка на поезд. Эта масса дружно, с крика-
ми «ура» и угрозами в адрес команды соперников двинулась в
переходной тоннель. Толпа подхватила и меня. Хорошо, что я
правильно оценил ситуацию и не начал делать им замечания, как
это пытались делать люди моего возраста. Более того, когда они
ко мне обращались с вопросами и призывами, а некоторые и с
извинениями, я выразил им полное сочувствие и согласие с их
взглядами. Потом начался штурм вагонов, которые были специ-
ально прицеплены, как дополнительные. Кстати в один из этих
вагонов попал и я. Мое сочувственное к ним отношение приве-
ло к тому, что они меня как человека старшего пропустили, по-
могли сесть с одобрительными восклицаниями — это правиль-
ный дед, наш человек. Попав в купе, я расспросил их, в чем дело.
Они мне охотно все рассказали. Объяснили, почему их команда
выиграет. Я даже расспросил их, где и когда начнется матч, и
сказал, что если успею сделать свои дела, то постараюсь прибыть
на игру. Они обещали мне свое покровительство и сказали, на


99
4*
Командовать или подчиняться?

какую трибуну нужно брать билет. Не знаю, как бы я доехал,
если бы их штаб располагался бы в нашем купе. Но не исклю-
чено, что именно потому, что я вел себя психологически грамот-
но, они не избрали наше купе как штаб. Со мной был еще один
попутчик, не имевший отношения к фанатам. Так мы весь путь
провели вдвоем в купе. Наши же соседи куда-то делись. Всю
ночь в вагоне шло какое-то брожение, песни, крики и даже по-
тасовки, но я лично вполне благополучно доехал. Ранее, когда
я не имел психологической подготовки, я считал своим долгом
делать замечания в подобных ситуациях и наставлять молодежь
на путь истинный, что, кроме неприятностей, мне ничего не
приносило».

Московичи писал, что «в конце концов, мы полностью
оказываемся в плену вождей. Все меняется и рассыпается
в прах, остается неизменным лишь стремительное возвы-
шение вождей. Поначалу, когда большинство захватывает
власть, она временно переходит в руки меньшинства, но
только до того момента, пока один человек не отнимет ее
у всех остальных. По приказу вождя толпа его привержен-
цев беспрекословно идет на преступления, потрясающие
воображение, совершает бесчисленные разрушения, при-
нося ему в жертву свои собственные интересы и нужды,
вплоть до собственной жизни. Такая власть не может осу-
ществиться, не лишив людей ответственности и свободы.
Более того, она требует их искренней вовлеченности».
Толпа — это временная совокупность равных, аноним-
ных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи
и эмоции каждого имеют тенденцию выражаться спонтан-
но. Толпы представляют скопления людей, которые объе-
диняются вне учреждений и вопреки ним на временных
основаниях. Одним словом, толпы асоциальны и асоци-
альным образом сформированы. Они являются результа-
том временного или непрерывного разложения групп и
классов. Рабочий или любой наемный работник, покида-

100
OCR 2006 Alex Fritzler
Психология управления ГЛАВА I

ющий мастерскую или контору на час или два, ускольза-
ет из обычных рамок общества и становится частичкой
кишащей многочисленной толпы.
Основной чертой толп является слияние индивидов в
единые разум и чувство, которые затушевывают личност-
ные различия и снижают интеллектуальные способности.
Каждый стремится походить на ближнего, с которым об-
щается. Это скопление своей массой увлекает его за собой,
как морской прилив уносит гальку. При этом все равно,
каков бы ни был социальный класс, образование и куль-
тура участвующих. «С самого момента, когда люди оказы-
ваются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково
неспособными соображать».
Состояние человека находящегося в массе, всегда срав-
нивали с сумеречным состоянием. Его сознание, утратив-
шее активность, позволяет ему предаться мистическому
экстазу, видениям или же в состоянии помрачения пре-
даться панике или наваждению.
Когда человеческий рассудок берет верх, толпа разбе-
гается. В толпе человек поступает не в соответствии со
своим опытом, а в соответствии с мнением большинства
или вождя.
Толпа беспрерывно бывает в состоянии, окрашенном то
черным, то розовым в зависимости от получаемых из
внешней среды импульсов. Этим объясняется их вечная
переменчивость. Можно наблюдать мгновенный переход
от самой кровавой свирепости к благородству и героизму
в высшем смысле. Толпа легко становится то палачом, то
также и мученицей.
Ее черты: равнодушие и альтруизм. Толпы больше спо-
собны на жертвы и альтруистические действия, чем от-
дельно взятый человек.
Такие скачки коллективного настроения происходят
тем резче, чем более критической становится ситуация.

101
Командовать или подчиняться?

Будучи непостоянными, массы тем самым становятся
легковерными. И как им не быть таковыми? Они не уме-
ют извлекать из уроков опыта. Живя в воображаемом
мире, толпы готовы проглотить все, что им преподносит-
ся, и действовать в соответствии с этим.
Толпа не отличает сна от реальности, утопии от науки.
Она не признает препятствий, которые преграждают до-
рогу ее желаниям! Тем более она не понимает слов, пред-
назначенных для того, чтобы ее разбудить, заставить ее
отказаться от того, что она требует. Погруженную в гип-
нотический сон, ее можно не только заставить все при-
нять, но необходимо ей также и все пообещать, посколь-
ку именно это тот единственный язык, который действует
на нее и ей подходит. Рецепт ясен: «Если толпа просит
луну, надо пообещать ей луну».
Непостоянство, легковерие, скачки настроения — о
чем они заставляют нас задуматься? О ком, как не о жен-
щине? Ле Бон пишет: «Толпы повсюду обладают женским
началом, но наиболее женственны из всех романские толпы.
Тот, кто опирается на них, может подняться очень высо-
ко и очень быстро, но постоянно чувствует под собой от-
весную скалу и уверенность, что однажды будет низвергнут
с нее».
Хочу высказать свою точку зрения. Я бы не называл
толпу женщиной. Разные бывают женщины. В реальной
жизни мы имеем дело с конкретным человеком, и нужно
выяснять, какими он обладает качествами. Но Ле Бон по-
лучил патриархальное воспитание. Кстати, этим миро-
воззрением поражено много людей в наше время, в том
числе и женщины. Нередко женщину не пускают на руко-
водящую должность только потому, что она женщина. Но
я знаю много женщин, которые сами сдерживают свой
карьерный рост. Способностей у них много, их выдвига-
ют, но они отказываются от выдвижения, ссылаясь на свой
пол.

102
Психология управления ГЛАВА I

Так вот, Ле Бон сделал вывод, что толпа — это женщи-
на. Предполагается, что эмоциональный и капризный ха-
рактер толпы подготавливает ее к внушению так же, как
пассивность и терпеливость готовят ее к благочестию,
Наполеон описывал толпы, как император-любовник:
«У меня только одна страсть, одна любовница — Франция.
Я ложусь с ней». Ле Бон писал: «Толпа любит сильных муж-
чин. Толпа как женщина».
Ну а теперь давайте говорить о качествах толпы, не
сравнивая ее с там или иным полом.
Толпа наделена экстремизмом. Для его реализации из-
бирается центр притяжения, кумир или козел отпущения.
Толпы исключают колебания, сомнения и отклонения,
которые вели бы к риску породить разногласия и раздро-
бить массу. В перевозбужденной и разгоряченной атмос-
фере толпы сомневающиеся начинают верить, нереши-
тельные становятся полны решимости, а умеренные —
экстремистами. Ораторы вдалбливают толпе утрирован-
ные суждения, они требуют освистать или устроить ова-
цию определенному человеку. Заражение завершает свое
дело: как только толпа начинает соскальзывать к прояв-
лениям крайности, всеобщее одобрение идеи увеличива-
ет шанс исключить все остальные. Нюансы исчезают по
мере того, как общество поляризуется. Толпы тогда уст-
ремляются к крайностям. Высказанное подозрение пре-
вращается в бесспорную очевидность. Зарождающаяся ан-
типатия или осуждение у отдельно взятого человека
осталось бы слабовыраженным. В толпе у этого же чело-
века тотчас становится лютой ненавистью. Толпа старается
избавиться от сомнений и неуверенности и сформировать
неподвижность и стабильность. А неподвижность и ста-
бильность надежно ведут к крайностям.
Несмотря на временные эксцессы типа революций,
прошлое управляет толпой. Але Бон пришел к выводу, что

103
Командовать или подчиняться?

толпа контрреволюционна по своей сути, а взрывы бунта
и разрушений всегда мимолетны. А все революции, в кон-
це концов, приводят только к изменениям названий.
Не нужно принимать за чистую монету баррикады, раз-
махивание красными знаменами и выкрикивание револю-
ционных лозунгов. В действительности толпа хочет вер-
нуться к первобытному состоянию. «Стадное чувство
ориентировано на косность и консерватизм, в нем нет
ничего творческого», — писал Ле Бон.
Итак, толпы внушаемы и склонны к экстремистским
установкам. На поверхности они легко меняются. Их мож-
но увлечь из одной крайности в другую, не встречая серь-
езного сопротивления. Но прошлой славой и почитани-
ем памяти мертвых завершается всякая революция. Рецепт
прост, и психология толп дает ему удачное объяснение. А
применение его приводило к редкостным эффектам.
Для формирования толпы необходим не разум, а вера.
Соединенные с массами верования создают организован-
ные психологические толпы; если верования нечеткие, то
строение рассыпается. Толп без верований не существу-
ет, так же как не существует дома без архитектуры и це-
мента. Лишенные верования, основополагающей цели,
человеческие группы инертны и пусты. Они разлагаются
и впадают в апатию, подобно человеку, который не имеет
смысла жизни.
Не ученые и философы устанавливают психологичес-
кое единство массы. Это делает вера, от которой невоз-
можно скрыться. Человеческие массы не могут вести себя
согласно разумным правилам, ни действовать, опираясь на
науку. Они нуждаются в цементе верований. В целом вера
должна быть догматической или утопической. Посмотри-
те, кому сейчас верят: Кашпировский, Чумак, армия це-
лителей и астрологов, экстрасенсов и биоэнергетиков.
Толпы испытывают постоянную потребность в интел-
лектуальной связности и эмоциональной убежденности.

104
Психология управления ГЛАВА I

Когда действительность объясняется с помощью простой
и наглядной причины (рабочие, евреи, капиталисты, им-
периализм, демократы), даются понятные и безусловные
ответы на вопросы, утверждается «Это хорошо, это пло-
хо», тогда становятся возможными искомые связность и
убежденность.
Постепенно верования становятся нечувствительными
к доводам рассудка, непогрешимыми и нетерпимыми к
другим верованиям. Любое коллективное верование бес-
компромиссно. Попробуйте что-нибудь доказать толпе. Ее
можно только возбудить.
Толпы, оставаясь нечувствительными к опыту, все же
надеются. Эта надежда рождает колоссальную энергию,
которая приводит их к совершению лучшего или худше-
го. Она делает толпу или героической, или преступной.
«Люди всех рас поклоняются одному божеству, называя
его разными именами, — надежде. Ведь все их боги были од-
ним-единственным богом», — писал Ле Бон.
А надежду, с моей точки зрения, следует убивать. Тог-
да человек будет прислушиваться к голосу рассудка.
Поклоняясь надежде, толпы оказываются восприимчи-
выми к верованиям, обращенным к ней и рисующим до-
стижение на земле счастья, к которому они стремятся.
Толпа тогда считает себя облеченной миссией, которую
должна выполнить, чтобы спасти мир. Она верит, что мо-
жет спастись и спасти мир. Эта миссия оправдывает все
их действия, возвышенные и гнусные. Человек попирает
мораль разумом, массы — из-за своей веры.
Вспомните, не приходилось ли вам стать членом тол-
пы. Быть в толпе — это еще не стать членом толпы. Член
толпы вовлечен эмоционально во все действия толпы. Он
теряет свою индивидуальность. Он не замечает тех глупо-
стей, которые он совершает и совершают другие члены
толпы. Он может позволить себе сделать то, что никогда
бы не сделал, находясь вне толпы. Другой член толпы вне-

105
Командовать или подчиняться?

запно становится самым близким человеком, с которым
ты разделяешь нахлынувшие на тебя чувства. Вне толпы
ты, может быть, с этим человеком и в туалет даже вместе
не пошел. Если вы не болельщик футбола, то, в целях изу-
чения психологии толпы, пойдите на стадион и посмот-
рите на болельщиков.
Толпа — это социальное животное, сорвавшееся с цепи.
Моральные запреты сметаются вместе с подчинением
предрассудку. Социальная иерархия ослабляет свое влия-
ние, стираются различия между людьми. И люди выплес-
кивают, зачастую в жестоких действиях, свои страсти и
грузы. Эта неукротимая и слепая сила в состоянии преодо-
леть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>