<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

творения столетий.
Каждому руководящую должность не дашь. Но снимать
напряжение нужно. Лучше всего это сделать следующим
образом. Собрать недовольных людей в толпу, дать им
выкричаться под солидной охраной милиции. Потом они
будут всю неделю успешно работать и подчиняться. Такой
толпой могут быть болельщики на стадионах, участники
дискотек, посетители популярных шоу-программ. К сожа-
лению, все это могут сделать руководители крупного мас-
штаба, которые книжек моих не читают. Но вы, мой до-
рогой читатель, когда станете таким руководителем,
учтите это. Может быть, в Северной Осетии у нас долго
было все спокойно, потому что там их футбольная коман-
да процветала. Болельщики разряжались радостью, а не
гневом, а после игры неделю хорошо работали. На поли-
тику сил и времени не хватало.
Почему сейчас возникают толпы? Сейчас социальные
связи легко разрываются. Информация передается быст-
ро, ритм городской жизни ускоряется, а беспрерывная
миграция населения разрушает человеческие сообщества.
Все это способствует созданию новых, которые воссозда-
ются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Спо-

106
ГЛАВА I
Психология управления

собствуют такому сплочению и средства массой информа-
ции, особенно телевидение. Кстати, через них можно бы
было и организовывать и воспитывать людей. Но на этом
много денег не заработаешь. Да и умные люди в толпу не
сбиваются и шума не поднимают.
Я так много говорил о толпе только для того, чтобы вы
не слились с нею. Я не хотел бы, чтобы вы становились
вождями. Вспомните судьбу всех вождей. Их убивали, как
только они делали ошибку («Акела промахнулся») Но если
вам и захочется таковым стать, то запомните, что для этого
следует делать и каким должен быть вождь.
Следует помнить, что вождь толпы — это всегда узур-
патор, признанный ею.

2. Как быть, если хочется стать вождем,
или Психологическая характеристика вождя
Вот некоторые сведения, которые дает современная
наука, занимающаяся психологией толпы (Московичи, Ле
Бон, Тары, Фрейд и др.)
Вожди, прежде всего, должны быть такими, как и вся
масса, но, кроме того, должны иметь в себе магические
свойства пророка, заставляющие восхищаться каждым их
шагом и пробуждать энтузиазм. Толпу можно сравнить с
шаткой грудой кирпича, сложенной без специальной
кладки и раствора, которая может рухнуть от порыва вет-
ра. Эту связь и дает вождь. Что же ему для этого нужно
сделать? Достаточно дать нескольких броских образов,
одну или две формулы, ласкающие слух и доходящие до
сердца или напоминающие о великой коллективной
вере, — это и есть цемент, связывающий людей и поддер-
живающий целостность массового сооружения.
Вождя можно делать из человека с необычной внешно-
стью, или необычными поступками, или необычным пе-
режитым. Тогда можно стать действующим образом, об-
разцом для подражания.
107
Командовать или подчиняться?

Вождь дает человеку ощущение личной связи, вынуж-
дая его разделить общую идею, одно и то же мировоззре-
ние. Вождь фактически предлагает суррогат общности,
видимость непосредственной связи человека с человеком.
Вот почему, когда станете вождем, устраивайте грандиоз-
ные церемонии, беспрестанные собрания, демонстрация
силы и веры, проекты будущего, одобряемые всеми, и т. п.
Все это приводит к экзальтации.
Выделяясь на фоне человеческой толпы, вождь зачаро-
вывает ее своим образом, Обольщает словом, подавляет,
опутывая страхом. В глазах такого раздробленного люд-
ского множества индивидов он является Богом, ставшим
человеком. Он дает ей свое имя, свое лицо и активную
волю.
Наполеон, Сталин, Гитлер, Мао Дзедун и пр., все они
смогли воплотить для своих подданных «согласие народа в
одном человеке». Превращение многочисленной толпы в
единое существо придает притягательную силу, столь зри-
мую, сколь и необъяснимую. Результатом этого особого
сплава становится единое целое — обаятельный персонаж,
который пленяет и увлекает, стоит вождю заговорить или
начать действовать. И хотя членам толпы объективно пло-
хо, они готовы умереть за своего вождя. Примером могут
служить Ирак, Северная Корея, террористы. Здесь затра-
гиваются, прежде всего, чувствительные струны сердца,
затем момент веры и, наконец, заветные чаяния. Разум
здесь играет вспомогательную роль. Нужно помнить ука-
зание Ф. Ницше, который говорил, что полузнание все-
гда победоноснее истинного знания из-за краткости и
простоты формулировок. Поэтому, если хотите овладеть
толпою, не очень умничайте. Когда не хватает ума, тогда
человеку нужна новая религия, поскольку старая уже не
может выполнить функции объединения. Ее и дает толпе
вождь. Такое искусство возбуждения толп есть не что


108
ГЛАВА I
Психология управления

иное, как религия, вновь обретшая почву под ногами. В об-
щем, если хотите стать вождем, не очень умничайте.
Что же связывает вождя и толпу? Власть! Народ ее за-
воевал и удерживает. Вождь ее домогается. Признайтесь в
этом хотя бы самому себе и боритесь за власть. Вначале
эту борьбу ведите в лояльном духе. Заявите, что вы хоти-
те упразднить несправедливости прошлого, найти пути
излечения расточительной и неэффективной экономики,
обеспечить обездоленным благосостояние, без которого
жизнь убога, и тем самым утвердить авторитет нации.
Обычно полагают, что хаос там, где царит анархия.
Хочу напомнить вам прямой смысл слова АНАРХИЯ.
Анархия — это состояние общества, в котором отсутству-
ет всякий авторитет. Хаоса в таком обществе быть не
может, ибо тогда люди подчиняются объективным зако-
нам своей биологической и социальной природы. Неда-
ром анархисты говорили, что — анархия мать порядка, но
их неправильно поняли их безграмотные последователи.
Это заблуждение, и под его прикрытием руководитель
может укреплять свою власть за счет соперников, наводя
порядок в учреждениях и на производстве. Это позволяет
ему сплотить массы, втянуть их в борьбу и требовать от
них необходимых жертв. Если бы у нас была анархия, у нас
был бы порядок. Мы бы свои решения основывали на
интеллекте и поступали в соответствии с собственной
природой, которая в принципе у нас, у всех, одинакова.
Первая жертва, которую следует добиться от толпы, —
это отказ от контроля над властью и того удовлетворения,
которое дает свобода. Это приводит к тому, что соратни-
ки начинают лучше управлять, а управленческие шаги ста-
новятся сокращенными и ускоренными. Вначале в каче-
стве исключения, потом это станет правилом. Помните,
вначале Ельцин просил доверия на короткий срок. Так
форсируется захват власти.


109
Командовать или подчиняться?

После того как появились первые успехи, следует до-
биться того, чтобы народ в избытке доверия допустил и
узаконил противоестественные приемы надсмотра, подо-
зрение и гнет. И это происходит во всех сферах: начина-
ется с принятия принципов, а заканчивается их фальси-
фикацией. История свидетельствует: все, поначалу
казавшееся уступкой обстоятельствам, заканчивается не-
изменной сдачей позиций — законодательными ассамбле-
ями при Наполеоне, Советами при Сталине.
Все эти уловки должны иметь свои нюансы, которые
должны соответствовать фигуре вождя и идеям, которые
взвели его на вершину. Ведь без таких идей — это мечи из
картона, а власть — лишь мимолетная вспышка. Любые
выборы, любые повседневные дела становятся лишь пле-
бисцитом его имени. Его влияние основывается на всеоб-
щем одобрении, т. е. принимает форму демократии. Даже
Гитлер и Муссолини стали главами государства в резуль-
тате законных выборов. Короче говоря, во всех случаях
социальная анархия изгоняется для того, чтобы надежнее
внедрить насилие и зависимость.
Вождь должен превратить внушаемую толпу в коллек-
тивное движение, сплоченное одной верой, направляемое
одной целью. Это его святая обязанность. Иначе у власти
не удержаться. Именно вождь формирует толпу, готовит
ее к идее, которая наполняет эту толпу плотью и кровью.
В чем секрет искусства вождя? В глазах толпы он вопло-
щает идею, а по отношению к идее — толпу, и в этом обе
искры его власти. Он опирается не на насилие, а на веро-
вание. Для толпы вера, как атомная энергия — для мате-
рии. И тот, кто ею владеет, обладает возможностью пре-
вратить множество скептически настроенных людей в
массу убежденных индивидов, легко поддающихся моби-
лизации и еще более легко управляемых.
Народ каждодневно отказывается от бремени самосто-
ятельности, подтверждая это при очередном опросе и на

110
ГЛАВА I
Психология управления

проводимых выборах. Завоевание лидером права каждо-
дневно действовать самостоятельно никогда не приобре-
тается окончательно. «Вожди толп» проделывают обычно
такой обмен и побуждают принять эти решения с энтузи-
азмом. Они следуют принципу — толпа царит, но не пра-
вит.
Что же делать, когда толпа уже налицо?
Открыть вожака в их среде и управлять ими, взывая к
их страстям, верованиям и фантазиям. Таким образом,
психология толп отвечает на вопрос «что делать?» Следует
помнить одно: стихийно толпы стремятся не к демокра-
тии, а к деспотизму. Психология толп в отличие от тра-
диционной истории считает, что исторические процессы
часто зависят от одной личности. Может быть, и история
права в глобальном масштабе. Но судьбы некоторых стран,
городов, районов, учреждений и семей зависит от конк-
ретных личностей. Для меня лично малоутешительным
будет знание, что, в конце концов, лет этак через 100 мы
в материальном плане будем жить не хуже американцев.
Да и вообще никто не живет в Америке или России, Рос-
тове или Нью-Йорке, в вузе или на заводе. Каждый жи-
вет с самим собой и в круге своих 10—15 близких людей.
А этот круг можно создать практически в любой стране,
и, думаю, что практически в любом городе. Вот этом я и
хотел бы вам помочь, мой дорогой читатель. Знание пси-
хологии толпы вам не помешает сделать это.
А теперь несколько слов о вожаках, вождях, фюрерах,
лидерах, как вам это больше нравится. Это для того, что-
бы вы их узнали и не шли за ними.
Конечно, эти люди — выходцы из толпы, захваченные
верой. Они превращают ее в страсть. Вождь вначале сам
был загипнотизирован идеей, а потом уже становился ее
апостолом.
Вот как Московичи описывает их психологический
портрет: «Подобные люди, больные страстью, полные со-

111
Командовать или подчиняться?

знания своей миссии, по необходимости являются свое-
образными индивидами. Аномальные, с психическими от-
клонениями, они утратили контакт с реальным миром и
порвали со своими близкими. Значительное число вождей
набирается среди этих невротизированных, перевозбуж-
денных, этих полусумасшедших, которые находятся на
грани безумия. Какой бы абсурдной ни была идея, кото-
рую они защищают, или цель, которую они преследуют,
любое рациональное суждение блекнет перед их убежден-
ностью. Презрение и гонение еще более возбуждают их.
Личный интерес, семья — все приносится в жертву. Ин-
стинкт самосохранения у них утрачивается до такой сте-
пени, что единственная награда, которой они домогают-
ся, — это страдание».
Вожди — это своеобразный сгусток толпы. Но они так-
же радикально отличаются от нее своим упорством, энер-
гией, твердостью. Здоровый человек предпочтет компро-
мисс. Вожди же готовы пожертвовать даже своей жизнью
ради триумфа идеалов.
Таким образом, вождю надо быть человеком веры, до
крайностей, до коварства. С появлением вождя в массе
всякая неуверенность исчезает. Сектантский фанатизм
исходит от вождя, и любой великий вождь — фанатик.
Массы заражаются фанатизмом с поразительной легкос-
тью. Несокрушимая уверенность фанатиков порождает
безмерное доверие других. Они говорят себе: «Он знает,
куда идет, тогда пойдем туда, куда он знает». Когда он
говорит языком силы, озаренной светом веры, все его слу-
шатели покоряются. Вы никого при этом не вспоминае-
те, дорогой мой читатель?
Есть разница между политическим деятелем и вождем.
Первый — оратор-лицедей, второй — пророк. У вождя
идет слияние индивидуальной судьбы и судьбы толпы.
Вождь выполняет миссию, как загипнотизированный вы-
полняет приказания. Ему тоже не чужды закулисные ком-

112
ГЛАВА I
Психология управления

бинации и коварство. Но в качестве задних мыслей у него
только мысли, открыто им выдвигаемые. Он всегда дела-
ет то, что говорит, и готов идти этим путем до конца. Те,
кто поддерживал Гитлера, верили, что Гитлер останется
пленником союзов, которые он заключил, утаит ненависть
против евреев и социалистов и пр., и верили в то, что они
смогут его сместить. Но получилось все наоборот.
Второе качество вождя проявляется в преобладании
смелости над интеллектом. Смелость — это качество, ко-
торое превращает возможность в реальность, рассуждение
в действие. В решающие моменты смелость, а значит ха-
рактер, берет верх над интеллектом и ей принадлежит
последнее слово.
Это свойство позволяет ему не бояться насмешек, ос-
меливаясь делать то, на что не осмеливалась бы уравно-
вешенная мысль, например, встать на колени, чтобы по-
целовать землю концентрационного лагеря. Вопрос отваги
всегда является центральным в управлении. Великие вож-
ди всех эпох, главным образом революционных, были
людьми ограниченными и, однако, совершали великие
деяния, ибо ум, как писал Ларошфуко, всегда в дураках у
сердца.
Вот неизменный постулат: не бывает слишком много
характера, но можно обладать избыточно большим умом,
т. е. слабостью, которая обескровливает отвагу и рассеи-
вает ослепление, необходимое, чтобы действовать.
Примерами тому могут быть Гитлер и Сталин, которые
уступали по уму и развитию своим соратникам.
Есть одна мета, которая отличает вождя от других, —
это авторитет. Человек, обладающий авторитетом, осу-
ществляет неотразимое воздействие, естественное влия-
ние. Одного его жеста, одного слова достаточно, чтобы
заставить повиноваться, добиться того, для чего другим
понадобилась бы армия в состоянии войны.


113
Командовать или подчиняться?

Примером тому может быть возвращение Наполеона с
острова Эльба и поход Лже-Димитрия. Если есть автори-
тет, то нет нужды в красноречии. В авторитете слиты два
качества вождя: его убежденность и отвага. Когда вождь
исчерпал свой авторитет, ему ничего не остается, кроме
грубого насилия завоевателя.
Есть два вида авторитета: авторитет должности и авто-
ритет личности.
Авторитет личности независим от всяких внешних про-
явлений власти. Он целиком исходит от личности, кото-
рая с первого жеста или даже самим появлением очаровы-
вает, притягивает, внушает.
В стабильных обществах преобладает авторитет долж-
ности. На толпу может действовать только авторитет лич-
ности.
В обществе толп авторитет вождя является почти един-
ственным козырем власти, единственным рычагом, кото-
рый есть в его распоряжении для воздействия на толпы.
Уберите авторитет, и останется возможность управлять
ими с помощью полиции, администрации, оружия или
компьютера. Вместо блеска авторитета кровь и серость.
Авторитет основан на даре. Но над ним нужно рабо-
тать, направлять его, развивать, разрабатывать, пока он не
станет истинным талантом, социально полезным и при-
менимым.
Здесь есть несколько правил. Осанка, правильная и
повелительная речь, простота суждений и быстрота реше-
ний — вот главные составляющие воспитания вождей.
Кроме того, нужно иметь способность уловить и передать
эмоцию, привлекательность манер, дар формулировки,
которая производит эффект, вкус к театральной инсцени-
ровке. Примененные разумно, эти правила порождают
подражание, возбуждают восхищение, без которого нет
управления.


114
ГЛАВА I
Психология управления

Авторитет действует при условии, если вождь, как гип-
нотизер или чародей, сумеет сохранить определенную
дистанцию, окружить покровом тайны, сделать манеру
своего поведения фактором успеха. Расстояние, отделяю-
щее его от толпы, пробуждает в ней чувство уважения,
покорной скромности и возводит его на пьедестал, вос-
прещая делать обсуждения и оценки. Специалисты по
психологии толп отмечают, что необходимо позаботить-
ся о том, чтобы не было фамильярности.
Они же указывают, что желание вождя, вышедшего из
толпы, отдалиться от своих приближенных соответствует
желанию порвать с прошлым. Отделяясь от соратников,
он превращает отношения взаимности в подчинение, от-
ношения равенства в неравенство. Став властителем, он
не знает больше друзей, у него есть только подчиненные
или соперники. Огромная пропасть, которую он создает,
способствует этому изменению. В противном случае он не
будет свободен в своих решениях, не сможет руководить
по своему усмотрению.
Одиночество человека у власти возникает из того раз-
рыва и отказа от взаимности там, где больше ему нет рав-
ных. На вершине пирамиды есть место только для одно-
го. Оно ему необходимо, чтобы подчеркнуть его авторитет,
создать вокруг него атмосферу тайны, питающей все ил-
люзии. Тогда массы могут награждать его всеми желаемы-
ми качествами. Авторитет не может обходиться без тайны,
поскольку то, что слишком хорошо известно, мало почи-
тается. Эта идея хорошо иллюстрирована в фильме «Пир
Валтасара».
Вожди должны выполнять миссию. Без них массы не
смогут выжить.
Авторитет есть разделяемая иллюзия.
Единственные вожди, сохраняющие свой авторитет
безупречным и вызывающим безграничное восхищение
толп, — это мертвые вожди. Живых боготворят и питают

115
Командовать или подчиняться?

к ним отвращение, любят или ненавидят. Но мертвым
создается безграничный культ. Они — боги. Именно по-
этому мертвые вожди опаснее живых: невозможно беско-
нечно править в их тени, разрушать их легенду, обожеств-
лять, не ранив сами толпы. Поэтому, если вы хотите быть
вождем, лучше, если на вашем знамени будет авторитет-
ный покойник.
Для толп нужно быть богом или никем.
Авторитет, целиком основанный на личностных осо-
бенностях, страдает ущербностью: ему недостает законно-
го основания. Должностной авторитет переходит по на-
следству, приходит с богатством, на основе избрания. Он
почти не зависит от самих людей. Первый приобретается
собственными силами, здесь нужен дар, и он действует
ровно столько, сколько продолжается действие дара. Он
может быть низвергнут в любой момент. Для его поддер-
жания нужен авторитет, а авторитет возможен, если есть
успехи. Вот почему Моисею нужны были скрижали зако-
на, Иисусу — чудеса, Наполеону — его победоносные вой-
ны, Фрейду — новые идеи. Вот почему все вожди боролись
за законную власть. Но если они ее захватывали незакон-
но, то становились узурпаторами. Чтобы стереть этот до-
садный образ, вождь старается или уничтожить предста-
вителей законной власти, или создать видимость своей:
двор, ордена, знаки отличия.
Но узурпатора может легко оттеснить любой другой
узурпатор. Вот почему вождь все время должен одерживать
победы. Это происходит и в более мелких масштабах. Н.,
главный врач одной из больниц, вынужден был все время

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>