<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пользовал эти, приобретенные у нас навыки.

«Я никогда не принимал участия в собраниях нашего садо-
водческого товарищества. Обычно на них, кроме криков, ниче-
го не было. Мне это даже напомнило собачий лай, когда все про-
сто гавкают. Председатель товарищества не смог провести
совершенно верную идею. Дело в том, что власти хотели через
садовое товарищество провести магистральный водопровод. Для
этого пришлось бы пожертвовать 8 делянками, а сама террито-
рия товарищества разделилась надвое. Но требовалось согласие
общего собрания. Всего было 144 делянки. Водоканал обещал
всем провести на участки водопровод, и большинство склоня-
лось к тому, чтобы пожертвовать этими 8 делянками, выделив им
материальную компенсацию, тем более что одна из них принад-
лежала проворовавшемуся и снятому с поста бывшему предсе-
дателю товарищества. Тогда мне и пригодились навыки вождя,
наработанные за время обучения. Этому также способствовало
и то, что меня практически мало кто знал. Ходили слухи, что я
где-то при власти, и думали, что я поддерживаю идею отчужде-
ния участка в пользу водоканала. Мне удалось отложить собра-
ние. Когда оно состоялось, меня избрали председательствую-
щим, и мне удалось минут за 10, взывая к чувству благородства,
изменить настроение собрания. Было принято решение отказать
водоканалу».

Я застенографировал весь рассказ моего подопечного.
Он охарактеризовал собрание садоводов как дружную се-
мью, которая никогда не бросит в беде, что на собраниях
мы ведем дисциплинированно, никогда никого не пере-
биваем и пр. Не привожу его просто из-за нехватки мес-
та. Но он использовал все описанные выше приемы. Мо-
ему подопечному блестяще удалось развернуть на 180°
настроение толпы. Она вначале была кровожадной, а по-
том стала благородной.

127
Командовать или подчиняться?

Наивно думать, что единоличное господство изживет
себя. И если после всего, что вы прочли здесь, вам все-
таки хочется быть вождем, читайте следующий раздел. Но
делайте это осознанно.
Что нужно знать, если хочешь стать вождем?
Прежде всего, нужно знать, что вождь становится ре-
шением проблемы существования масс. Даже если созда-
ются партии, то и они рано или поздно обзаведутся каким-
нибудь вождем, живым или умершим. Необходимо
выяснить причины этого явления. Есть точка зрения, что
источником и прототипом каждого авторитета является
отец. Его влияние возникло с незапамятных времен вме-
сте с семьей. История всех политических режимов — это
медленное изменение власти отцовского типа.
Вождь разрешает проблемы так же, как отец решает
проблемы патриархальной семьи. Этим объяснением мож-
но возмущаться. Но что мы видим на экранах телевизо-
ров: люди приветствует Президента (подставьте любое
имя); люди спешат на встречу с папой римским. Вам мало
этих примеров? Посмотрите телепрограмму с новостями.
А на производстве разве мало сотрудников, поющих ди-
фирамбы своему шефу на светском рауте? Я сам видел и
слышал, как сотрудник, занимающий довольно высокую
ступень в своей иерархии, может, даже более достойный
занять первое место, с пеной у рта славил своего шефа.
Один в верноподданническом раже назвал его чуть ли не
Богом. Вы думаете, этот руководитель возмутился, пре-
рвал докладчика? Ошибаетесь. Он слушал это благосклон-
но. Идолопоклонство перестало быть экзотикой. Толпа с
неимоверной скоростью переносится от восторженного
свободолюбия к жесткому подчинению. Его аморфная
структура превращается в структуру, сосредоточенную
вокруг одного человека. Надо полагать, массы находят
удовольствие в каком-то бессознательном побуждении
гнуть на кого-то спину. Более того, у меня создалось впе-

128
Психология управления ГЛАВА I

чатление, что толпа, устав от свободы сама требует, что-
бы на нее надели узду. Когда у нас была мода на выборы
руководителей, я присутствовал на одних из них. Все при-
ветствовали нового лидера демократического толка, но
большинство призывало его быть жестче и круче.
Много и красиво говорят о свободе. Но Тард подчер-
кивает, это благородное чувство встречается крайне ред-
ко, но декларируется часто. Для большинства людей не-
изъяснимая прелесть связана именно с подчинением,
доверчивостью, чуть ли не с влюбленной услужливостью
обожаемому властелину.
Такая тесная связь с вождем возникает потому, что он
просто и наглядно предлагает толпам ответы на их вопро-
сы, он дает имя их анонимности. Не рассудочно, не по
расчету, а гораздо глубже, интуитивно, они хватаются за
него, как за абсолютную истину, дар нового мира, обеща-
ние новой жизни. Сказав «да» вождю, экзальтированная
масса меняет веру и преображается в полном смысле сло-
ва. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придает
ей мужество как переносить страдания, так и бесчувствен-
ность, необходимую для совершения насилия.
Энергию, которую массы черпают в своих иллюзиях,
лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управле-
ния государством и вести множество людей к цели, про-
диктованной иногда разумом, а иногда наукой.

Типы вождей
Я сейчас вам опишу типы вождей, а вы сами решите, к
какому типу принадлежат известные вам политические
деятели и ваши начальники.
Вожди харизматического типа
К вождям этого типа относятся пророки, создатели
республик, общественных и религиозных течений (Маго-
мет, Ганди, Линкольн). С другой стороны — тираны, де-

129
5. Зак. 129
Командовать или подчиняться?

магогические риторы, магические короли и шаманы об-
ществ, называемых примитивными.
Харизматические вожди делают все, чтобы поддержать
культ их личности. Чтобы упрочить свою власть, церкви
практически всех оттенков учредили пышные блестящие
церемонии и магические ритуалы.
Как только вожди вступают на этот путь, они строят
живой пантеон, в котором располагают знаки своей влас-
ти. Сами они там занимают центральное место. Хороший
прием стать таким вождем — сделать трудным доступ к
себе в кабинет. В приемной будет толкаться много людей.
Мало кто из них вслух будет вас критиковать. Скорее все-
го, будут хвалить и объяснять, что вы заняты важной ра-
ботой. Так можно управлять толпой, не выходя к ней.
Если вы приобретете харизму, то править вам будет
удивительно легко.
Харизматическая власть — власть на основе духовного,
личного влияния. В традиционном плане слово «харизма»
относится к священной личности.
Харизма означает дар, некое качество отношения меж-
ду верующими и последователями и учителем, в которого
верят, которому подчиняются. Этот дар, это качество —
способность излечивать, которую раньше приписывали
королям, — определяется верой, обыденными представле-
ниями.
Будучи однажды признанным, этот дар действует как
символическое плацебо. Несмотря на успехи науки, посто-
янно убеждаешься, что лекарством для одного человека яв-
ляется другой человек, самый универсальный наркотик. И в
медицине это заметно. Авторитетный врач теми же лекар-
ствами лечит успешнее, чем его менее авторитетный кол-
лега. Несомненно, харизма основывается в большей час-
ти на верованиях, нежели на личных талантах человека. Я
знавал одного не очень квалифицированного врача. Боль-
ные без заметной помощи лечились у него десятками лет.

130
ГЛАВА I
Психология управления

Случайно попав на прием к другому и быстро исцелив-
шись, они, тем не менее, при повторном ухудшении сно-
ва шли к тому, кто им не помогал, но обладал сильной
харизмой. Это я к тому, чтобы вы не очаровывались и
мною тоже, а думали.
Но и личностные качества играют не последнюю роль.
Не всякий может быть шаманом или вождем! Неподвлас-
тная разуму харизма вызывает противоречивые чувства
любви и ненависти, поклонения и неприятия. Харизма
пробуждает толпу от спячки, возбуждает их и приводит в
движение.
Считается, что харизматический вождь обладает особы-
ми качествами. Но отношения, которые устанавливают с
ним, личного порядка — отношения субъективные и ос-
нованные на иллюзии взаимности. Они позволяют каж-
дому индивиду в толпе представить, что он находится в
непосредственном контакте с человеком, которым он вос-
хищается. Чтобы убедиться в этом, ему достаточно однаж-
ды увидеть его, приблизиться, дотронуться до него. И че-
ловек возвращается, говоря: «Я Его видел, я до Него
дотронулся, ОН со мной говорил».
Другими словами, власть вождя распространяется по-
верх всех промежуточных инстанций. Вокруг личности
вождя создается некоторая общность верности и надеж-
ды, неподвластная иерархии. Каждый может объявить
себя учеником, приверженцем, сторонником, не чувствуя
себя униженным или ущемленным. «Властное объедине-
ние — это эмоциональная общность».
Кажется, что вождь и его последователи выбирают друг
друга. Харизма признается всеми.
Обратная сторона медали: подчинение. При этом под-
чиненное существо не ждет награды и оплаты. Дар вождя
распространяется еще дальше: на возможность распола-
гать личностью, на ее отказ от собственной воли в пользу
воли другого.

131
5*
Командовать или подчиняться?

Люди готовы отдаться волне энтузиазма и ярости. Они
склонны одним ударом решать проблемы, застаревшие от
компромиссов и беспрерывных обсуждений.
Толпы ищут, сами того не понимая, человека, способ-
ного оказать влияние на ход вещей, связать идеальное и
реальной. И лидеры, обладающие харизмой, отвечают
этой необходимости. Кто же они?
Узурпаторы с отклонениями в поведении или приехав-
шие с периферии — Наполеон с Корсики, Сталин из Гру-
зии, Гитлер из Австрии.
Харизма — это власть пророка. Пророки создают новые
правила для общества. Их почитают, им подчиняются,
признавая их исключительные заслуги.
У харизмы больше пророческая сторона, у авторите-
та — эмоциональная. Почему харизматический элемент
соблазняет толпы? Это практически важно знать. Вместо
того чтобы искать харизму, ее можно создавать.
Некоторые исследователи считают харизматического
вождя явлением архаичным и что в наше время он невоз-
можен. Думаю, что и сейчас у нас много харизматических
вождей, если не в политике, то в сектах, бизнес-шоу, це-
лительстве.
Харизматический лидер, с одной стороны, герой, вос-
противившийся власти отца, с другой стороны убийца. Он
вызывает страх и восхищение. В этой двойственности его
сила. Он производит впечатление и на тех, кто «другие»,
и на тех, кто «над другими». Вот почему его притяжение
неодолимо.
Нужно, чтобы вождь был одновременно человеком вла-
сти, идеи и убеждения или веры. Тогда он сможет пере-
плавить людей в толпу, которая может предстать в виде
партии, движения или нации. Он внушает им чувство при-
надлежности к особой группе, имеющей определенную
миссию, и что как индивид он сможет раскрыться в этой
группе. В толпе, которой управляет харизматический

132
ГЛАВА I
Психология управления

вождь, индивид становится частью целого. Отсюда и по-
теря рассудка у толпы.
Харизматические вожди хотят идентифицировать массу
с собой, выдвинуться в ее центр.
Используйте эти рекомендации. Все будет великолеп-
но. Вас будут славить, вам будут подчиняться, более того,
будут стараться угадать и выполнить ваши желания. Чего
только не будет? Инициативы, мысли. Все будут думать
одинаково. Вы впадете сами в психологический сон. До-
гадайтесь только, что будет после пробуждения.
Вожди типа Моисея
Вожди типа Моисея запрещают сотворение образов.
Вспомните вторую заповедь. «Не делай себе кумира и ни-
какого изображения того, что на небе вверху, и что на зем-
ле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20,4). Этой за-
поведью Моисей хотел помешать возвращению того, кого
изгнал: магов, фетишистов — создателей иллюзий, тех, кто
гипнотизировал людей.
Московичи считает, что запрет на изображение Бога
очень важен. Это означало, что чувство было отодвинуто
на задний план в пользу того, что можно назвать абстрак-
тной идеей — победой духовности над чувственностью,
отказом от инстинктов со всеми психологическими по-
следствиями, которые из этого вытекают. Тягу к образам
Фрейд рассматривает как возвращение в царство инстин-
ктов. И тогда вместо безличного повиновения богу, пови-
нуются тому, кто его представляет, — вождю. Вождь типа
Моисея такими приманками не пользуется, а дает место
разуму. Только при этом условии можно надеяться жить
в таком мире, каким он должен быть.
Еще один критерий: изгнать или поощрить свое соб-
ственное представление в образах.
Когда станете руководителем, воздерживайтесь от ис-
пользования образов, ни в коем случае не разрешайте,

133
Командовать или подчиняться?

чтобы в кабинетах вывешивали ваши портреты. Учтите,
это могут сделать только льстецы. Уважающие вас подчи-
ненные этого делать не будут. Вожди типа Моисея не стре-
мятся обрести лучезарную силу «великого человека».
Сдерживайте стремление других подражать вам, видеть
реальность вашими глазами. Вожди этого типа не хотят,
чтобы вера обратилась в суеверие, харизма — в амулет, а
их личность — в псевдобога, объект обожания. И не слу-
чайно, что этот запрет многократно возрождался в ходе
истории.
Я это учел в своей работе, и тех, кто славословит, к себе
не приближаю. У меня есть ученики и учащиеся. Учени-
ки — это те, кто создали свои направления и работают
сами. Учащиеся — это те, кто пока делают или стараются
делать как я. Такой этап необходим. Но если этап подра-
жания длится более двух лет, постарайтесь избавиться от
такого ученика или подчиненного.
Второе различие состоит в том, что вожди типа Мои-
сея хотят идентифицировать массу с религией, идеей, а
сами отойти в сторону. Они стараются уничтожить вне-
шние атрибуты власти. Скромностью своего поведения
они пытаются утвердить свою принадлежность к множе-
ству обычных людей. Их поведение остается сдержанным,
а власть незаметной. Они стараются умалить себя, осоз-
навая непрочность выполняемой ими работы. Библия го-
ворит о Моисее: «Человек был смиренный, больше чем лю-
бой другой человек на земле».
Эта черта стала критерием, по которым судят о свой-
ствах великого человека. Ленин, кстати, действительно
был скромным человеком. Хороший образ создал Моско-
вичи. Так, он писал, что вожди типа Моисея напоминают
ветку, которая несет много плодов и склоняется к земле,
а харизматические вожди напоминают ветку без плодов,
которая высоко держит голову, как тополь.


134
ГЛАВА I
Психология управления

Моисей является ярким тому примером. Он «был не
только политическим лидером среди евреев, он был также
их законодателем, воспитателем, и это он принудил их сле-
довать новой религии, которая еще сегодня называется Мо-
исеевой». Моисей — это зеркало, в котором массы могут
видеть свою сущность.
Для того, кто держит в своих руках судьбу народа, нет
лучшего примера, чем пример Моисея. Московичи писал,
что внушение и уважение этики обеспечило верность
толп. Это позволило Моисею не питать их иллюзиями, но
распространять истину. Эта этика помогла выковать и со-
хранить хорошо закаленный человеческий характер, ко-
торый помог выстоять в бурях Истории. Жестокость, пре-
зрение людей, силу и магию — все это он отбрасывает.
Более того, он возобновляет запрет на них. Несколько
простых правил, высеченных в сознании народа, приве-
ли к очень широким последствиям. В сравнении с подоб-
ной метеору судьбой каких-то Гитлеров, Муссолини и
Сталина, постоянное присутствие Моисея на арене исто-
рии является доказательством этого. В конце концов, все
человеческие ценности основаны на нравственных прин-
ципах.

Виды толп
Толпы бывают естественные и искусственные.
Спрашивается, а как формируются толпы?
В общественной жизни мы имеем дело с изобретения-
ми и подражаниями. Один изобретает и нарушает порядок
вещей. Другой, который подражает, этот порядок восста-
навливает. Первый совершил последовательные измене-
ния, т. е. эволюцию, второй — повторяющиеся монотон-
ности, короче говоря, традицию, моду.
Мы видим цикл: вначале индивидуальные творческие
акты, затем имитирующие иррадиации. Этот цикл беско-
нечен.
135
Командовать или подчиняться?

Мы следуем за другими потому, что склонны беречь
свою энергию и экономить усилия. Для чего брать на себя
труд открывать или изобретать то, что уже открыто или
изобретено другими?
Другими словами, в недрах каждого дремлет овечья на-
тура, заставляющая избегать страданий и риска изобрета-
теля и просто с наименьшими затратами воспроизводить
изобретение, которое потребовало значительной энергии.
Само общество создает гипнотическую среду. Но многие
внушенные идеи мы, как и сомнамбулы, считаем соб-
ственными. Внушаемость и есть показатель того, что че-
ловек — социальное животное. Внушаемость делает чело-
века конформистом. Природа и организация общества
способствует этому конформизму. Конформизм объединя-
ет людей и погружает их в туманный мир сновидений.
Они подражают подобно автоматам, они подчиняются как
сомнамбулы, и все вместе растворяются в огромном чело-
веческом море. «Общество — это подражание, а подража-
ние — род сомнамбулизма».
Согласиться с этим трудно, но, тем не менее, это так.
Толпы бывают спонтанные и организованные.
Спонтанные толпы возникают в связи с различными
физическими обстоятельствами. Толпа на стадионе, проб-
ка на дороге, большая очередь.
Толпы организованные развиваются в силу внутренних
обстоятельств под действием верований и коллективных
желаний, когда люди постепенно не делаются похожими
друг на друга и на их общую модель — вождя. Эти превра-
щения не зависят от физических факторов. Они приспо-
соблены к соответствующим обстоятельствам — сессиям
парламента, религиозным праздникам и пространствам.
Искусственные толпы отличаются от естественных толп
способностью к подражанию (церковь, партия).
Но и спонтанные толпы, если будут существовать дол-
го вместе, начнут постепенно организовываться. Приме-

136
ГЛАВА I
Психология управления

ром тому могут быть наши очереди времен застоя, обще-
ство фанатов любимой футбольной команды.
Еще раз напомню различие между толпой и группой. У
толпы цели иррациональные, у группы — рациональные.
Естественные толпы повинуются механическим зако-
нам, искусственные — законам подражания. Искусствен-
ная толпа, превращаясь в корпорацию, воспроизводит в
тысячах экземпляров одного человека: Де Голля, Эйнш-
тейна, Маркса, Иисуса Христа. Масса — тесто, вожди —
дрожжи.
Вожди — движущий элемент партии. Вообще-то легче
создать армию, чем полководцев. Но если есть полково-
дец, армия всегда сформируется.
Московичи считает, что толп пролетариата нечего бо-
яться. Эти толпы переходные и быстро опадают как тес-
то. В конечном итоге они остаются бессильными. Толпы
становятся опасными, если они становятся искусственны-
ми (секты, партии). Секты и партии суть ростки толпы,

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>