<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

которой они руководят, которую вдохновляют на осмыс-
ленную деятельность. Секты и толпа, отделенные друг от
друга, опасности не представляют, но, соединенные вме-
сте, они становятся преступными, ибо от слабой заквас-
ки озлобленности легко поднимается тесто глупости.
Еще древние римляне придумали поговорку, до сих пор
имеющую большой успех: «Senatores omnes boni viri, senatus
romanus mala bestia» (сенаторы — мужи очень достойные,
римский сенат — скверное животное).
Эта концепция распространяется на все народы. Так,
Солон утверждал, что отдельно взятый афинянин — это
хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные
собрания, уже имеешь дело со стадом баранов. Фридрих
Великий очень высоко ценил своих генералов, когда бе-
седовал с каждым из них по отдельности. Но при этом
говорил о них, что собранные на военный совет, они со-
ставляют не более чем кучку имбецилов.

137
Командовать или подчиняться?

К сожалению, и мне приходилось наблюдать, как дос-
тойные мужи, заседающиеся в различных комитетах, уче-
ных советах и даже в экспертных советах ВАКа, превра-
щаются в толпу, заклевывающую жертву, а в кулуарах
отдельные мужи и дамы этих собраний сочувствуют тому,
кого несколько минут назад клевали, и признают, что по-
ступили несправедливо.

Как не попасть в толпу, или хотя бы не
раствориться в ней
Я пишу книгу для индивидов, которые хотят быть сча-
стливыми. В толпе счастливым быть нельзя. Можно толь-
ко быть в упоении, экзальтации или экстазе. А эти фено-
мены быстро проходят. Потом возникает в лучшем случае
разочарование, в худшем — ощущение пустоты и зря рас-
траченной жизни.
Я здесь привел небольшие отрывки из работ Ле Бона и
Московичи по психологии толпы для того, чтобы вы смог-
ли отличить толпу от сообщества, группы и не смешались
с нею, с одной стороны, и не стали ее вожаком — с дру-
гой.
Но в то же время, если у вас нет другого выхода, то тог-
да лучше научиться управлять ею, став ее вожаком, вож-
дем, организовать ее, превратив в сообщество. Но для это-
го следует овладеть приемами вождя, который является
всегда узурпатором, признанным толпою, организовать ее
и разбить на группы. Еще 300 лет назад философы утвер-
ждали, что будущее принадлежит толпам и тем личностям,
которые смогут доступно объяснить им некоторые вещи.
Я с сожалением вынужден констатировать, что умные
люди, которые могли вывести нашу страну из хаоса, не
могут объяснить свои идеи простым и понятным для масс
языком. Вот почему успех их весьма сомнителен. В своей
работе мне удается сложные психологические понятия


138
ГЛАВА I
Психология управления

объяснить непосвященным понятным языком. И я заме-
чаю, как они выходят из толпы и становятся счастливы-
ми. Но ко мне приходят неудачники, которые ничего не
умеют, и охотно учатся. Как мне объяснить человеку ус-
пеха, который его добился без особой учебы, что и ему
следовало бы поучиться, если он хочет идти дальше, я не
знаю. Хочется верить, что рано или поздно и в политике
и в администрации будет работать психологически грамот-
ные люди, знающие теорию и несколько десятков или со-
тен приемов работы с толпой, а не два-три, которые они
сами для себя открыли в процессе практической работы
и становятся сразу в тупик, когда эти приемы не срабаты-
вают. Я как-то намекнул одному ответственному работни-
ку, что есть такая наука. Он тут же стал мне рассказывать,
как он успокаивает разъяренную толпу. Он похвастался,
что он изобрел этот прием сам. Честь и хвала ему. Но этот
прием описан был 120 лет тому назад вместе с еще десят-
ком других. Доказать ему мне ничего не удалось. Мне
вспомнился тогда один эпизод. Один мой приятель до-
вольно ловко печатал на пишущей машинке одним паль-
цем. Я посоветовал ему овладеть навыком печатания всле-
пую. Он попробовал. Получилось еще медленнее, да и
опечаток стало больше. Он махнул рукой и снова стал пе-
чатать одним пальцем. Некоторые из общественных дея-
телей приходили ко мне за месяц до выборов за консуль-
тациями. Скрипя сердце, они стали пользоваться теми
приемами, о которых узнавали от меня. У них многое по-
лучалось (талантливые ведь люди!). Но после выборов они
опять возвращались к прежней технике общения, как тот
мой приятель, который снова вернулся к печатанию од-
ним пальцем. Вот почему я сейчас не консультирую изби-
рательные кампании, если до выборов осталось меньше
года.
Как же все-таки вам, мой дорогой читатель не попасть
в толпу, не стать ни ее вождем, ни членом толпы.

139
Командовать или подчиняться?

Фрейд в свое время дал хорошие рекомендации. Он го-
ворил, что этой жизни стоит делать только две вещи: лю-
бить и работать.
«Секс дает наглядное доказательство против стадного
инстинкта. Чем больше парочка влюблена друг в друга,
тем легче они обходятся без посторонней помощи», —
писал Московичи. Это очень точное наблюдение. На
танцы ходят, чтобы найти пару. Как только находят друг
друга, перестают ходить на танцы. А если продолжают, то
и любви-то нет. Второе лекарство — творческий труд в
коллективе, ибо нормальная общность людей — это общ-
ность производственная.
Психология великого человека отличается от психоло-
гии обычных людей тем, что великий человек может кон-
тролировать различные сферы своего сознания, он специ-
ализирован, он сознателен, он умеет сопротивляться
инстинкту, он может контролировать каждый из своих по-
ступков. Я бы добавил, что великий человек сам по себе,
он подобен себе, тогда как обычные люди подобны дру-
гим.
Обычный человек не хозяин самому себе. Все его су-
щество становится жертвой малейшего из впечатлений
или малейшего психического представления.
Для человека толпы любовь других — главное, и не
потерять эту любовь — его огромная забота. Она делает его
зависимым от тех, кто может предложить ему свою лю-
бовь. И он готов склониться под требованием своих вле-
чений. А нужно не склоняться, а удовлетворять их.
Становитесь великими, т. е. станьте тем, кем вы долж-
ны стать, и никто тогда не сможет заставить вас быть в
толпе. А если и попадете туда, то не растворитесь в ней.
А теперь продолжим рассказ о группах.
Так, у толпы в магазине уже намечен пусть и нечетко
сформулированный, но общий интерес. Когда очередь
выстраивается за каким-либо товаром, она сразу пре-

140
ГЛАВА I
Психология управления

вращается в ассоциацию. Ассоциация — это такой уровень
развития группы, при котором определена общая цель. Если
ассоциация без особых изменений держится достаточно
долго, она начинает структурироваться, происходит рас-
пределение ролей, появляются неформальные группы и их
лидеры, назначается руководство, и группа становится
кооперацией. Кооперация — это такой уровень развития
группы, когда группа уже приступила к выполнению своих
целей и произошло распределение ролей.
Итак, любая вновь создаваемая группа является ассоци-
ацией. Это первый класс средней школы, первый курс сту-
денческой группы, туристическая группа на отдыхе, да и
та же пресловутая очередь. В ассоциации на начальных
этапах у всех практически равные возможности. После
структурирования в классах и группах выбирается актив,
да и в очередях, если они существуют долго, появляются
руководители. Руководителей всегда меньше, чем испол-
нителей. Распределение ролей происходит быстро, и если
ни в одной из ассоциаций вам не удается стать ни руко-
водителем, ни лидером, то дело не в обстоятельствах, а в
вас. Но когда вы попадете в ассоциацию, постарайтесь
стать там лидером и тем самым повысить свою психоло-
гическую компетентность.
Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и нача-
ла выполнять свои задачи. Учебная группа стала проводить
занятия, туристическая выступила в поход, произ-
водственная стала выпускать товары. И тут выясняется,
что руководители не могут выполнять своих функций.
Между группами начинаются недоразумения. Вовсю идет
групповой процесс: интриги между неформальными груп-
пами, конфликты между отдельными членами. Меняется
состав групп и группировок, начинается агитация и про-
паганда, происходят революции и дворцовые перевороты.
Между группами происходит борьба за место под солн-
цем. Приходится доказывать, что именно моя футбольная

141
Командовать или подчиняться?

команда достойна играть в высшей лиге, именно мой
класс заслужил премию — поездку в горы. Именно мой
коллектив может построить завод быстрее, дешевле и ка-
чественнее, чем конкуренты. Групповой процесс и борь-
ба с другими группами отвлекают от выполнения основ-
ных задач, так как в один период времени приходится
заниматься улаживанием отношений между членами груп-
пы, бороться за себя и за само существование группы.
Если в группе преобладает групповой процесс, она назы-
вается процессуальной. Группа, в основы которой заложе-
ны законы рынка, которая сама зарабатывает средства на
существование, длительно процессуальной быть не может.
Она просто распадется. Непомерно большой групповой
процесс снижает активность группы. Если он сводится к
минимуму, эффективность группы повышается.
Длительное существование процессуальных групп
можно наблюдать в бюджетных коллективах. Тогда в на-
учно-исследовательских институтах не до науки, в школах
не до учеников, в больницах не до больных. Нередко в
интриги впутывают учеников, больных, родственников,
для решения спорных вопросов привлекаются представи-
тели других организаций. Идут и едут комиссии, следова-
тели, прокуроры... Каждого надо встретить, накормить,
ублажить... Удивительно (но не для знатока психологии
управления), но такая группа не распадается. Если я по-
бедил, зачем мне уходить из группы? Если я потерпел по-
ражение, все равно не уйду, и, чтобы отомстить, натрав-
лю на руководителя другую комиссию. Квалификация
сотрудника растет только в той деятельности, которой он
отдает не только время, но и душу. Там он станет профес-
сиональным интриганом, но не станет хорошим учителем,
врачом, слесарем, сапожником и будет жаловаться на пло-
хие заработки. Профессионал всегда хорошо зарабатыва-
ет, даже если его труд плохо оплачивает государство. Когда
мои дети готовились к поступлению в институт, я нани-

142
ГЛАВА I
Психология управления

мал репетиторов, которые были настоящими профессио-
налами. Их уроки стоили дорого. Если бы такую подготов-
ку могли провести учителя, у которых сыновья учились в
школе, эти деньги получили бы они, и я не искал бы дру-
гих учителей.
Опытный руководитель должен уметь гасить групповой
процесс, сводить его к минимуму, использовать в позитив-
ных целях. Группа, где преобладает групповой процесс,
никогда не превратится в коллектив (определение дам
несколько позже), а при изменении условий существова-
ния распадется, как распались многие учреждения, когда
мы перешли к рынку.
Группа, которой постоянно приходится защищать свою
большую наружную границу, называется сражающейся.
Когда группа в сражении, члены ее удивительным обра-
зом сплачиваются. Я работал консультантом в спортивных
командах высокого уровня. Часто там шел интенсивный
групповой процесс. Спортсмены ненавидели друг друга.
(Я как психолог был доверенным лицом, и поскольку ни
разу не подводил, то знал многое.) Так вот, каких только
гадостей они друг другу ни делали! Но как только начи-
нался матч, их отношения резко изменялись. Да, это были
настоящие профессионалы. Филигранный пас недавнему
врагу, передвижение без мяча, согласованные выходы и
подстраховка. Но как только заканчивался матч, опять
начинались склоки, которые прекращались с новым мат-
чем.
Руководители, которые хотят сплотить группу, должны
знать, что легче всего это сделать, превратив ее в сражаю-
щуюся. Для этого следует найти общего врага: коммунис-
ты, евреи, демократы, империализм, цурипопики или
профитразмы. Какая разница! Лишь бы каждый член
группы был убежден, что это действительно его личный
враг, что стоит его уничтожить, и все пойдет как по мас-
лу. Большинство людей верят в чудо. Так что это нетруд-

143
Командовать или подчиняться?

но сделать. Но тем руководителям, которые хотят спло-
тить группу, сделав ее сражающейся, следует помнить, что
она обязательно распадется. Распадется независимо от
того, победит или потерпит поражение. Если потерпит
поражение, распадется из-за поисков виновного, если
выиграет, то из-за дележа добычи.
История нашей страны является блестящим подтверж-
дением этого положения. Коммунисты победили в ок-
тябрьском перевороте и передрались при дележе добычи.
У нас был общий враг — мировой империализм, и мы
дружно сплотились вокруг лидера. Сейчас этот враг исчез.
Многие хорошо помнят август 1991 года. Какое было еди-
нение! А что потом? То же происходит и в маленьких кол-
лективах. Я знал одну кафедру, где коллектив был очень
дружным и сплоченным... против своего руководителя. В
конце концов им удалось его снять. И что же случилось?
Коллектив распался! Нет, они не разругались друг с дру-
гом. Они остались приятелями. Это были интеллигентные
люди. Просто они разошлись, поскольку у каждого были
свои интересы.
Следует ли знать все эти законы всем нам? Конечно!
Это помогает принимать решения. После августа 1991 года
начался активный раздел партийного имущества. Я, вхо-
жий во многие кабинеты как консультант и главный пси-
хотерапевт области, не включился в этот дележ. Естествен-
но, мне ничего и не досталось, хотя были необходимы и
психотерапевтический центр, и отделения для лечения
неврозов, и психосоматическая больница. И правильно
сделал. Думаю, все это будет, но у меня не будет врагов, и
я быстро все наверстаю!
Вариант поражения можно не рассматривать. Каждый
на себе испытал, что происходит, когда его обвиняли и
когда он сам обвинял. Вспомним, что излюбленная игра
во многих невротических семьях — «Все из-за тебя!».


144
Психология управления ГЛАВА I

Ну, и наконец, если группа выполняет свои цели весь-
ма успешно, ее можно назвать активной. Активная груп-
па дает продукцию высокого качества, отношения между
ее членами доброжелательные, и в процессе своего разви-
тия она превращается в коллектив. Коллектив — это такой
уровень развития группы, при котором ее член может пожер-
твовать своими интересами ради интересов группы и через
интерес группы реализовать свой собственный интерес.
Немного громоздкое определение, но после разъясне-
ний все станет ясно. Болельщикам я предлагаю с позиции
групповой динамики определить, является их любимая
футбольная команда коллективом или нет. Понаблюдайте
за игрой ваших любимцев. Первый вариант: футболист А.,
находясь в выгодной позиции, забивает гол. В более вы-
годной позиции находился его товарищ, но пас ему А. не
послал. Второй вариант: футболист А. находится в выгод-
ной позиции, но его товарищ находится в еще более вы-
годной позиции. И он, вместо того, чтобы забить гол са-
мому, делает пас товарищу, который и забивает гол. Где
коллектив? Нетрудно догадаться, что во втором случае. В
первом — перед нами кооперация, где члены группы ре-
шают свои задачи. На группу как таковую футболисту А.
наплевать. Если команда вылетит из высшей лиги, то ему,
забивающему голы, это ничем не грозит. Он перейдет в
другую команду. К сожалению, коллективы встречаются
настолько редко, что многие не знают, что такое коллек-
тив, и думают, что работают в коллективах. Нередко и се-
мьи не образуют коллектива.
Крайне важно знать, на каком уровне развития нахо-
дится группа, членом которой ты состоишь, которой ру-
ководишь или в которую собираешься вступить, ибо меж-
ду кооперацией и коллективом имеются существенные
различия. Кооперация в трудные времена распадается, а
коллектив сплачивается. В кооперации не возникают дру-
жеские эмоциональные связи. Выход из кооперации

145
Командовать или подчиняться?

обычно означает и разрыв с людьми, с которыми работал.
Пребывание в коллективе делает работу радостью. Если
приходится по тем или иным причинам выйти из коллек-
тива, эмоциональные связи сохраняются, и даже после
длительного отсутствия тебя там встретят с радостью. В
трудные минуты туда можно прийти за поддержкой.
Должен сказать, что слово «производственный коллек-
тив» произносится гораздо чаще, чем встречается в дей-
ствительности. По крайней мере, я не встречал ни одно-
го пациента, который бы работал в коллективе. Да это и
понятно, в коллективе не болеют люди неврозами. Да и
те, кто обращались ко мне за помощью в производствен-
ных конфликтах, в коллективах не работали. Иначе им не
нужно было бы обращаться за помощью на стороне. В
коллективе конфликты неизбежны, но они разрешаются
в самом коллективе. К сожалению, даже такая группа, как
семья, в своем развитии редко доходит до уровня коллек-
тива. Вот вам факты. Во время Великой Отечественной
войны были случаи, когда мужья выдавали своих жен, а
жены — мужей. К чести женщин, последние это делали
реже. А это уже наблюдение из моей практики. Жены
больше заботились о своих больных мужьях, чем мужья о
женах. Хотя были случаи трогательной заботы мужей о
своих заболевших женах. Но только в том случае, если
семья в своем развитии достигла уровня коллектива, воз-
можно семейное счастье.
Дорогие мои читатели, которым сейчас уже более 40
лет. Вспомните по имени-отчеству своих школьных и ин-
ститутских педагогов, и вы поймете, в каких группах вы
учились.
Кооперация, если она не превращается в коллектив, ста-
новится корпорацией, существенным признаком которой
является групповой эгоизм. Между собой ее члены могут
находиться во враждебных отношениях, но сплачивают-
ся, если в их среду пытается проникнуть чужак. Приме-

146
ГЛАВА I
Психология управления

ром такой корпорации был наш партийный аппарат. По-
пасть в члены корпорации дело весьма трудное, но если
это удалось, то можно не беспокоиться о своем личност-
ном росте. Главное — не противоречить корпоративным
нормам.
Коллектив — открытая система. Попасть в него легко.
Положение в коллективе определяется личностной ком-
петентностью, и если она отсутствует, то ни старые зна-
комства, ни заслуги и дружеские связи не помогут
удержаться на месте. Но, с другой стороны, если ты спот-
кнулся, тебя не затопчут, как в корпорации, а помогут под-
няться.
Многие люди с большим трудом вспоминают своих
одноклассников. И если это была кооперация, вспоми-
наются только враги. От коллектива остаются воспоми-
нания, что там были только друзья. Многие не помнят
сослуживцев, с которыми работали бок о бок многие годы.
Значит, работал в кооперации. Тот, кто работает в коопе-
рации, тот всегда чувствует себя временным и по-
дыскивает новое место работы, хотя в конечном итоге
может проработать здесь очень долго. Супружеские из-
мены бывают, как правило, в семьях, которые не достиг-
ли степени развития коллектива.
Японцы давно уже поняли все преимущества коллектива
и ввели систему пожизненного найма. Для японских слу-
жащих фирма сама по себе представляет ценность. Амери-
канцы удивились, когда организовали в Японии свое про-
изводство. А удивились они тому, что, несмотря на высокие
оклады, которые они предложили, им не удалось перема-
нить к себе сотрудников из уважаемых японских фирм.
К сожалению, многие люди не знают, что такое кол-
лектив, и впервые в своей иногда долгой жизни начина-
ют это понимать, когда проходят тренинговую подготовку
в психотерапевтической группе или группе личностного

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>