<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

защищают. Тут действует механизм идентификации: они
тоже воюют со своими подчиненными. Мало кто догады-
вается, что если хочешь снять своего начальника, его сле-
дует... хвалить. А если уж ругать, то ругать начальника сво-
его начальника, который чинит последнему препятствия,
не дает ему, прогрессивному, сделать все, что тот задумал.
Хвалите своего начальника равным ему по должности.
Хорошо ли идут дела в группе, плохо ли, при таком под-
ходе ваш начальник приобретает врагов более могуще-
ственных, чем вы. Правда, если дела идут успешно, своей
деятельностью по снятию начальника вы сделаете ему хо-
рошую рекламу.
А теперь подумайте, какая реакция будет у тех, кому вы
хвалите своего начальника? Вышестоящий начальник ни-
когда не поверит вашему начальнику, что тот не органи-
зовал кампанию в свою защиту. Равные вашему начальни-
ку по должности будут завидовать ему, потому что его
любят подчиненные. На очередном совещании кто-нибудь
из них выступит и скажет, что дела в вашем подразделе-
нии идут плохо потому, что ваш начальник распустил сво-
их подчиненных, т. е. вас. Несколько месяцев планомер-
ной работы, и вашего начальника снимут. К вам же не
будет никаких претензий. Вы же его хвалили!
А вообще-то лучше всего не тратить время на такие
дела, а заниматься собою, своим личностным и профес-

171
Командовать или подчиняться?

сиональным ростом. Это растение, когда ему становится
тесно, не может само перейти на другое место и зависит
от садовника. Вы же можете уйти с того производства,
которое мешает вашему росту, а сейчас можно создать и
свое собственное. Только уходить следует тогда, когда
пребывание в данной группе становится тормозом для
личностного роста, а не из-за конфликтных отношений.
Во втором случае следует оставаться в группе до тех пор,
пока не станут ясны, механизмы конфликта и он не будет
изжит. Если эта работа не проведена, то и на новом месте
конфликты неизбежны, потому что, в принципе, законы
общения везде действуют одинаково.
Х очется высказать свое мнение об особенностях
коллективов, с которыми мне приходилось иметь
дело. Как и раньше, я просто высказываю свое мнение и
не настаиваю на том, что это истина в последней инстан-
ции. Я здесь буду говорить о своем опыте работы с этими
коллективами не для того, чтобы читатель узнал мою био-
графию, а для того, чтобы он мог решить, в какой степе-
ни мне можно доверять при изложении тех или иных тем.
Иногда это будет взгляд изнутри, иногда со стороны. За-
мечу, что взгляд со стороны иногда подмечает то, что са-
мим участникам группы примелькалось и стало незамет-
ным, но, тем не менее, имеет решающее значение. Не
исключены некоторые повторы.
Я знаю медицинские коллективы, неплохо изучил и
военные: все-таки за спиною — шесть лет кадровой служ-
бы в войсках в качестве старшего врача части. Конечно, я
не был рядовым, но со всеми жалобами солдаты обычно
идут в медпункт: больше идти им некуда. Два года солда-
том был мой старший сын, и я его навещал. В качестве
профессора некоторое время работал на кафедре военной
психологии в высшем военном училище. Эпизодически
приходилось консультировать в военных госпиталях. Ду-
маю, мне знакома педагогика высшей школы. Десять лет
я преподавал студентам, последние двадцать лет работал
на факультете усовершенствования врачей. Полагаю, к
моему мнению можно прислушаться, когда я буду вести
речь о спортивных коллективах. Сам я когда-то участво-
вал в соревнованиях по штанге. Уже будучи спортивным
психологом, участвовал в областных соревнованиях по
настольному теннису. Как спортивный психолог консуль-
тировал футбольную и гандбольную команды, выступав-
шие тогда в высшей лиге, готовил отдельных спортсменов
(имеется в виду психологическая подготовка) к участию в

175
Командовать или подчиняться?

чемпионатах страны, Европы и мира. Консультировал так-
же на заводах, в банках, строительных объединениях и
книжных издательствах. Со средней школой у меня до-
вольно тесные связи. Десять лет учился я сам, пятнад-
цать — мои сыновья. Во время их учебы, да и потом я ак-
тивно выступал с беседами и лекциями перед родителями,
учениками. Вел семинары для учителей. Моими пациен-
тами были ученики, родители и учителя, чьи болезни так
или иначе были связаны с психотравмирующим влияни-
ем школы. Сейчас в некоторых школах психологами ра-
ботают мои ученики, так что в своем изложении я пользу-
юсь также их информацией и выводами.
Что касается семьи, то я уже справил серебряную свадь-
бу. У меня двое взрослых сыновей, которых я в свое вре-
мя испортил, сам того не понимая, и которым в какой-то
степени помог исправиться после того, как занялся пси-
хокоррекционной и психотерапевтической работой. Здесь,
думаю, мой опыт наиболее значителен, и, если хватит сил,
я когда-нибудь напишу книгу о воспитании и перевоспи-
тании детей. Сегодня большую часть лечебной работы
приходится посвящать коррекции семейно-сексуальных
отношений.



3.1. Лечебные учреждения
Схема межличностных отношений в лечебных учреж-
дениях представлена на рис. 6.




176
Где есть кто ГЛАВА III

Да простят меня коллеги за то, что я в научно-попу-
лярной литературе раскрываю тайны цеха. Но я в основ-
ном рассказываю о своих работах и работах своих уче-
ников. И после того как над медиками поиздевались
некоторые представители средств массовой информации,
обвиняя нас в том, в чем на самом деле виноваты не мы,
я думаю, что критический взгляд изнутри привлечет вни-
мание серьезных деловых людей к нашим трудностям.
Общеизвестно, что здоровье человека только на 10 про-
центов зависит от состояния дел в медицине, но к наше-
му голосу стоит прислушаться. Ведь мы находимся на
вершине дерева неблагополучия и нам видны корни урод-
ливого воспитания, ствол издевательств в молодом воз-
расте, ветви конфликтов и кризисов периода зрелости и
плоды болезней.
Итак, отношения между медиками и больными, если
они не налажены, могут вести к серьезным последствиям,
ятрогениям. Обычно приводятся примеры, когда не-
осторожные слова врача приводят к развитию тяжелого
нервного расстройства.
Лаборантка по ошибке на рентгенограмме больного
раком легкого поставила фамилию другой больной. Узнав
о том, что у нее подозревают рак легкого, больная дала
тяжелый нервный срыв, и хотя недоразумение было лик-
видировано, больная еще много лет болела неврозом на-
вязчивых состояний, о чем с возмущением писала одна из
центральных газет в годы застоя. Медиков примерно на-
казали, а авторитет врачей по механизмам идентификации
упал по всей стране. И у нас в лечебных учреждениях мно-
гие тревожные больные доставляли беспокойство меди-
кам, но главное, сами длительное время находились в
большой тревоге.
Если бы корреспондент не гонялся за сенсацией и знал
истинное положение вещей, он увидел бы и другую сто-
рону проблемы. Конечно, лаборантка допустила воз-

177
Командовать или подчиняться?

мутительную халатность, и ее следовало наказать. Но есть
и другая сторона конфликта — личность больной. Это тре-
вожно-мнительный человек, для которого данный эпизод
оказался последней каплей. Не этот случай, так другой
привел бы ее к этой форме невроза. В своей книге «Не-
врозы» (1993) я пишу о том, что корни невроза уходят в
ранее детство. И это не только мое мнение. Данное поло-
жение доказано 3. Фрейдом, А. Адлером, К. Хорни,
Э. Берном, В. М. Мясищевым и мн. др. Но ведь вся кри-
тика направлена на лаборанта, рентгенолога и главного
врача. Государство, школа и общественные организации,
не научившие родителей правильно воспитывать детей, да
и сами родители остаются в стороне.
Досталось и моей родной психиатрии. Но искажения
в профессиональной деятельности допускали только те
психиатры, которые выполняли специфический заказ
партийно-правительственного аппарата. Большинство
психиатров действовали в соответствии со своей квали-
фикацией и руководствовались собственной совестью. Но
тень пала на всех. Стационирование психических больных
с социально опасным поведением сейчас затруднено. Не
исключено, что их жертвами могут стать и сами коррес-
понденты.
Как-то мы проводили исследования психологического
состояния больных в хирургической клинике, возглав-
ляемой хирургом мирового класса профессором Вадимом
Ивановичем Русаковым. И что же оказалось? На неосоз-
наваемом уровне у многих больных было недоверие к вра-
чу, страх при общении с ним, хотя на уровне сознания они
испытывали уважение к врачу и сами его выбирали. Пси-
хологическая подготовка таких больных перед операцией
способствовала более благополучному течению послеопе-
рационного периода.
К сожалению, нередко нарушены отношения между
врачами. Иногда заведующий отделением ругает в при-

178
ГЛАВА III
Где есть кто

сутствии больного лечащего врача, подрывая его автори-
тет и свой собственный в глазах больного. Но главное то,
что у больных при этом повышается уровень тревоги.
Нередко нарушены отношения между врачом и мед-
сестрой. И это тоже отрицательно влияет на состояние
больного. Последнему трудно разобраться в квалифика-
ции медработника. Чаще больной оценивает ее по ду-
шевной теплоте, которая исходит от последнего. Как пра-
вило, больной получает больше душевной теплоты от
медсестры. Не надо вам объяснять, чей авторитет падает,
когда врач ругает медсестру, к которой больной относит-
ся хорошо. А если авторитет врача падает, тревога боль-
ного усиливается.
Совершенно не изучен групповой процесс, который
идет среди больных. К сожалению, здесь дело пущено на
самотек. Беседы среди больных и воздействия антилиде-
ров иногда оказывают решающее влияние на судьбу боль-
ного.
Вот один из примеров, взятых из лечебной практики.

На лечение в хирургическую клинику поступил больной со
стриктурой уретры (сужение мочеиспускательного канала, в ре-
зультате которого затруднено или невозможно мочеиспускание).
Ранее он безуспешно лечился во многих больницах страны.
Поступив на лечение в клинику, он радостно сказал в палате о
том, что теперь быстро выздоровеет. Первый этап операции про-
шел успешно. Он спокойно ожидал второго, но кто-то из боль-
ных сказал ему: «Зря радуешься! Еще десять будет!». Больной
очень расстроился. У него возник вегетативный приступ. При-
ступ сняли. Операция прошла успешно, но развился невроз на-
вязчивых состояний со страхом повторения приступов. Невроз
протекал настолько неблагоприятно, что больной был переве-
ден на вторую группу инвалидности, и только длительное лече-
ние у психотерапевта помогло ему избавиться от невроза. Те-
перь, когда в клинике налажена психологическая помощь, таких
казусов больше не встречается.



179
Командовать или подчиняться?

Следует учесть, что практически любой больной боле-
ет сразу двумя болезнями. Одна телесная болезнь, по по-
воду которой он обращается за помощью врачу, Другая
нервная — это его психическая реакция на эту болезнь,
которая проявляется в виде необоснованных страхов и
тревог по поводу исхода заболевания. Эта реакция может
больному приносить больше беспокойства, чем сама бо-
лезнь. Снять эти реакции помогает управленческая дея-
тельность заведующего отделением по организации груп-
пового процесса среди больных.
К сожалению, психотерапевтическая помощь даже в
медицинских учреждениях налажена плохо. Наш опыт,
описанный выше, позволил свести практически на нет
случаи ятрогении.
Приведу один из примеров положительного влияния
психологической работы на пациентов.

К нам поступила больная в состоянии периодической спяч-
ки. С больными была проведена беседа. Их успокоили, сказав,
что больная обязательно проснется. Но если сказать честно, тог-
да мы еще не знали, как ее лечить. А когда не знаешь, что де-
лать, то идешь в библиотеку. Три дня упорных поисков дали поло-
жительные результаты. В книге, опубликованной в 1911 году, был
описан лечебный прием, с помощью которого нам в течение
пяти минут удалось вывести больную из пятидневной спячки.
Радость была общей, так как больные принимали активное уча-
стие в уходе за пациенткой, когда она спала. Следует отметить
что после этого случая у многих больных отделения резко улуч-
шилось состояние.

Большое значение в выздоровлении больных имеет
психологическое состояние родственников, среди которых
тоже идет групповой процесс. И его следует взять под кон-
троль. Поэтому мы регулярно беседуем с родственниками
больных и стараемся эту работу вести сразу со всеми род-
ственниками. Во-первых, используется положительное
эмоциональное влияние родственников друг на друга, а

180
Где есть кто ГЛАВА III

затем и на больных, во-вторых, экономится время. Ведь
тревожные родственники стараются видеться с врачом
почаще и говорить с ним подольше.



3.2. Педагогические учреждения
Школа
Модель межличностных отношений в школе напоми-
нает таковую в лечебных учреждениях (рис. 7).




Рис.7

К сожалению, наша школа пока еще работает на тро-
ечника, посещение ее является обязательным, престиж
учительской профессии низкий, а зарплата учителя ма-
ленькая. Вот почему никто из школьников не идентифи-
цирует себя с учителем, а в пединститут идут лишь в край-
нем случае.
Постоянная работа в атмосфере принуждения школь-
ников к приобретению знаний формирует весьма типич-
ный портрет педагога, находящегося в состоянии нераз-
ряженного гнева, которое им самим уже не замечается. По
этому портрету мы безошибочно узнаем учителя в любой
обстановке.
Невротизация учительского корпуса самая высокая.
Массовые обследования показывают, что у учителей на-
блюдается до 400 невротических реакций в год. Это озна-
чает, что по два-три раза в день, а иногда и чаще, учитель
181
Командовать или подчиняться?

или разряжает свой гнев на ученике, или плачет где-ни-
будь в закутке, или думает о бессмысленности своего су-
ществования, или мысленно продолжает доказывать пра-
воту своему начальнику, а все это отвлекает от работы. Вы
можете спросить, почему два-три раза? А вы из 365 дней
года уберите двухмесячный отпуск, выходные, а из числа
учителей тех, которые вообще не дают невротических ре-
акций, для которых педагогическая работа в радость.
Между тем профессия учителя может приносить боль-
шую радость. Помочь в этом может овладение психоло-
гией управления. Все описанные выше группы и психоло-
гические процессы можно наблюдать в классе. О приемах
работы с антилидером я уже рассказывал. Некоторые из
них разработали сами учителя, которые проходили психо-
логический тренинг в нашем центре.

Один учитель рисования, когда демонстрировал репродук-
ции картин в классе, не только рассказывал об их художествен-
ной ценности, но и просил учеников определить стоимость про-
дуктов на натюрморте или же туалетов на прекрасных дамах.
Дети подолгу смотрели на картины и привыкали к прекрасно-
му. На уроках была творческая атмосфера. Исчезла не-
обходимость в окриках. А антилидера учитель делал центром
внимания в классе. Так, например, он сажал его перед ученика-
ми и просил, чтобы весь класс попробовал его нарисовать.

К сожалению, большинство школьников, даже стар-
шеклассников, нередко не имеют представления о том,
чем они будут заниматься в этой жизни. Мальчики недо-
уменно пожимают плечами, девочки говорят, что хотели
бы «найти человека». Не стать человеком, а найти чело-
века! Спрятаться за спину мужа! На прием ко мне часто
приходят (или их приводят родители) девушки и юноши
в депрессивном состоянии. Они уже разочарованы в жиз-
ни, не видят никакой перспективы и говорят о бессмыс-
ленности дальнейшего существования.

182
Где есть кто ГЛАВА III

Можно сказать, что в школе учебно-карьеристская
группа весьма малочисленна. В культурно-развлекатель-
ную входит большое количество школьников. То же мож-
но сказать и об алкогольно-сексуальной группе (в млад-
ших классах — разгильдяйской).
К сожалению, в школе психологи чаще занимаются
диагностической работой, тестированием. А лучше сделать
упор на тренинговую работу. Мы имеем положительный
опыт работы, но только тогда, когда в группы приходят
добровольно, а цели ставятся вполне определенные. Так,
например, подготовка к службе в армии. Тематика — как
уберечься от дедовщины. Популярны школы красоты для
девочек и т. п.
Приведу пример.

Девушке 16 лет. На прием ее привела мама. Девушка в пос-
леднее время стала раздражительной, неуправляемой, дерзит
родителям и учителям, снизилась успеваемость в школе. На при-
еме держится напряженно и с высокомерием. Весь ее вид как бы
говорит: «Знаю я вас всех! И ты будешь сейчас учить жить!». Во
время беседы удалось выяснить, что учеба ей стала неинтерес-
на, планов на будущее нет, друзья примитивны, родители нудят.
С другом, семейным мужчиной, который обещал разойтись с
женой и жениться на ней, когда ей исполнится 18 лет, в после-
днее время отношения стали неопределенными. Создается впе-
чатление, что он хочет ее бросить. Девушка разочаровалась в
жизни и в любви.
Вот как протекала наша беседа:
Я: Так, значит, ты разочаровалась в любви? А как ты пони-
маешь любовь?
Она: Любовь — это когда тебя понимают.
Я: Что ты еще ждешь от любимого?
Она: Ну, чтобы он был умным, красивым, чтобы с ним не
стыдно было показаться в обществе, чтобы он был интересным
собеседником...
Я: Наверное, чтобы еще хорошо зарабатывал?
Она: Конечно!
Я: Да, хочешь ты многого. А что ты можешь дать любимому?

183
Командовать или подчиняться?

Она (несколько растерянно): Ну, не знаю...
Я: Я, правда, несколько иначе понимаю любовь. Любовь —
это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта
любви. Давай мы сейчас проведем небольшой эксперимент. Тебе
подошел бы молодой человек, который в конечном итоге дос-
тиг бы такого положения, как я? Сбрось с меня лет 35. С вне-
шностью тогда у меня все было в порядке, я, похоже, неглуп, не-
плохо зарабатываю и достаточно интересный собеседник, даже
лекции читаю и книги пишу. В обществе со мной тоже не стыд-
но показаться. Подходит тебе такой кавалер?
Она: Да.
Я: А что ты можешь мне дать?
Она: А что вам нужно?
Я: Редактировать мои работы, делать переводы, встретить
гостей, в том числе и из-за рубежа. На приемах и конференци-
ях определить, с кем стоило бы начать сотрудничество. В мину-
ты отдыха поиграть со мной в теннис или в шахматы. Следить
за периодической литературой.

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>