<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Она: Но я этого ничего не умею.
Я: Следовательно, ты ничего не можешь сделать, чтобы спо-
собствовать моему росту и развитию, т. е. любить ты не умеешь.
Получается, единственное, что ты мне можешь предоставить, —
это твое тело.
Она: А вот это уж дулечки!
Я: Вот видишь, даже в этом ты мне отказываешь. Но если
честно сказать, и тело твое мне не нужно. Думаю, и в сексе от
тебя мало толку. Тебя еще учить и учить! Так вот, рыцарь на бе-
лом коне безусловно когда-нибудь явится, но в прекрасное да-
леко он увезет не тебя.
Она (задумавшись, с некоторой растерянностью): Так выхо-
дит, мне еще рано говорить о любви? Я ведь ничего хорошего не
могу дать любимому человеку!
Я: Правильно! Ты умная девушка!
Она: Так что же мне делать?
Я: Подумай!
Она: Выходит, мне нужно научиться любить! А как же быть
с сексом?
Я: Я не хочу морализовать. Решай сама. Но думаю, если ты
начнешь учиться любить, тебе будет не до секса. Ведь тебе нуж-
но будет стать хорошим профессионалом в каком-либо виде де-

184
Где есть кто ГЛАВА III

ятельности, изучить языки, овладеть хорошими манерами, на-
учиться играть в теннис, шахматы и т. д.
Девушка ушла от меня несколько подавленной, но уже око-
ло года ходит в группу личностного роста. Та проблема, которую
она ставила, перестала быть актуальной: прежний друг ей теперь
представляется примитивным человеком. Она собирается посту-
пить в медицинский институт и занимается с репетиторами.

В школе среди учеников младших классов большая
группа, которую условно можно назвать разгильдяйской,
к седьмому-восьмому классу она станет алкогольно-нар-
команической, а позже — алкогольно-наркомано-сексу-
альной. В этих группах не только тупицы. Среди них мно-
го способных ребят, им скучно плестись за двоечниками,
и неизрасходованная энергия пойдет на проведение вре-
мени в этих группах. Нередко последние начинают носить
антисоциальный характер.
Вот как описывает группы известный детский психи-
атр А. Е. Личко.
Группа может стать жестко регламентированной с на-
личием постоянного лидера, фиксированной ролью каж-
дого члена группы, его твердым местом в иерархии взаи-
моотношений между членами группы (одни помыкают,
другие подчиняются). Вожак завоевывает свое место в
борьбе с другими, изгоняя из группы тех, кого не удается
подчинить. Есть у него и Цепная Собака — обычно фи-
зически сильный подросток с невысоким интеллектом,
кулаками которого лидер держит группу в повиновении,
есть антилидер, мечтающий занять место лидера, есть
«шестерка», которым все помыкают, и т. п. Нередко такая
группа обладает своей территорией, тщательно оберегае-
мой от вторжения сверстников-чужаков, особенно членов
аналогичных групп, в борьбе с которыми протекает жизнь.
Состав группы довольно стабилен. Прием новых членов
нередко сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами.
Обнаруживается склонность к внутригрупповому симво-

185
Командовать или подчиняться?

лизму — условные знаки, свой язык, клички, особые от-
метки на одежде. Подобные группы образуются из подро-
стков мужского пола среднего и старшего возраста.
Свободные подростковые группы — другой тип групп,
отличающийся нечетким распределением ролей, отсут-
ствием постоянного лидера. Его роль исполняют различ-
ные члены группы в зависимости от того, чем в данный
момент заняты подростки. Состав группы нестабиль-
ный — одни уходят, другие приходят. Жизнь группы ми-
нимально регламентирована, нет каких-либо четких тре-
бований, которым необходимо соответствовать, чтобы
примкнуть к группе.
Описанные выше группы обычно многочисленны, если
педагогический процесс в школе поставлен неинтересно,
ребята не видят смысла в учебе. Нестабильность после-
дней группы позволяет при хорошем знании группового
процесса привлечь этих ребят к серьезной учебе, ибо ядро
здесь не столько лидер, сколько увлечения. А последних
может быть множество.
Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с
глубоким интересом к самому предмету (музыке, рисо-
ванию, искусству и т. п.). Сюда же относится склонность
к изобретениям, конструированию, сочинению стихов.
Окружающим подобные занятия могут показаться ненуж-
ными и даже странными. Но для ребят они чрезвычайно
важны. Иногда им безразлично, как на это смотрят дру-
гие, иногда они пытаются в свои увлечения вовлечь окру-
жающих.

Ко мне на консультацию привели девушку 16 лет с подозре-
нием на шизофрению. Она была так увлечена эстрадным пев-
цом Богданом Титомиром, что даже организовала группу из 60
подростков. Они собирали все записи песен певца, знали, где он
гастролирует. Заодно они имели представления и о многих те-
чениях эстрадной музыки. Моя клиентка (не поворачивается
язык назвать ее пациенткой) вступила в переписку с певцом,

186
ГЛАВА III
Где есть кто

Зная, что он не женат, она собиралась познакомиться с ним во
время гастролей и постараться выйти за него замуж. Неистовость
этого увлечения привела к тому, что она отдавала этому делу все
время в ущерб учебе, отдыху и другим развлечениям. Все это,
конечно, насторожило родных.

Я, вместо критики, пообещал ей содействие в ее попыт-
ках выйти замуж за Титомира и предложил освоить прак-
тическую психологию. Во время занятий ее кругозор на-
столько расширился, что она потом с улыбкой говорила о
своем увлечении. Я просто применил известный в психо-
терапии прием подстройки под пациента и его ведения.
Бывают группы, организующиеся вокруг телесно-ману-
альных увлечений. Школьники пытаются укрепить свою
силу, выносливость, приобрести ловкость, определенные
умения или ручные навыки. В таких случаях они идут за-
ниматься в спортивные секции, кружки ручного творче-
ства, автомобилизма и т. п.
К большому сожалению, некоторые подростки прово-
дят время в неутомимом поиске новой легкой информа-
ции. Они испытывают потребность в постоянных поверх-
ностных контактах, позволяющих обмениваться подобными
новостями. Когда появились видеосалоны, они стали бичом
для школы. Многие подростки все свое время тратят на
просмотр кинобоевиков, эротических фильмов, фильмов
ужасов и т. п. Контакты и знакомства предпочитаются та-
кие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все
усваивается на поверхностном уровне и главным образом
для того, чтобы передать другим. Полученные сведения
легко забываются, в их смысл глубоко не вникают, каких-
либо выводов из них не делается. Увлечения становятся
путем ухода от неприятностей, серости обыденной школь-
ной жизни и могут лежать в основе нарушений поведения.
Почему именно в подростковом и юношеском возрас-
те начинают наблюдаться реакции группировки и груп-
повой процесс идет особенно интенсивно? К сожалению,
187
Командовать или подчиняться?

бытует масса мифов. О мифах сексуальной жизни рас-
сказывается в «Психологическом вампиризме». Здесь хо-
телось бы рассказать еще об одном мифе, который назы-
вается «пубертатный криз». Раскроем учебник В. В.
Ковалева «Психиатрия детского возраста». В нем описы-
ваются две последовательно сменяющиеся фазы психичес-
ких, прежде всего личностных, изменений: негативная и
позитивная. Для первой фазы характерны: эмоциональная
неустойчивость, несдержанность, колебания настроения
по малейшему поводу, импульсивность, черты демонстра-
тивности и рисовки поведения. Очень характерны контра-
стные, противоречивые личностные проявления: сочета-
ние повышенной чувствительности по отношению к себе
с холодностью и отсутствием сострадания к другим, преж-
де всего к близким, сочетание упрямства, особенно «духа
противоречия», негативизма с повышенной внушае-
мостью, слепым подражанием формам поведения, ма-
нерам и высказываниям случайных «авторитетов» и «пред-
метов обожания», сочетание застенчивости и робости в
незнакомом обществе с показной развязностью и грубос-
тью. Подобная противоречивость личностных проявлений
и поведения подростка свидетельствуют об отсутствии
стабильности личности, о несформированности взаимоот-
ношения отдельных ее компонентов.
Вторая — позитивная — фаза пубертатного периода
отличается постепенной гармонизацией личности подро-
стка. Гармонизация проявляется в постепенном уравнове-
шивании эмоционально-волевой сферы, сглаживании
эмоциональной неустойчивости, возбудимости, импуль-
сивности, уменьшении контрастности и противоречиво-
сти эмоционально-волевых реакций. Теперь уже юноша
осознает свое место в обществе, у него появляются опре-
деленные цели в жизни. Ну, в общем, все становится хо-
рошо. А если хорошо не стало, значит, заболел.


188
ГЛАВА III
Где есть кто

Хочется не согласиться с такой трактовкой. При не-
правильном воспитании у ребенка в первые пять—семь
лет жизни под влиянием родительского воспитания фор-
мируется сценарий жизни. Человек становится рабом пос-
леднего, как артист становится рабом пьесы. Он сам хо-
роший человек, но в соответствии с пьесой должен
убивать, насиловать, стесняться, бояться, грубить, под-
чиняться и т. п.
Так вот, с моей точки зрения, в первой, негативной,
фазе подросток пытается выскочить из этого сценария.
Обычно взрослым удается вернуть подростка в него. Не
хочу сказать, что это относится к вам, дорогой мой чита-
тель, это то, что я наблюдал во время психотерапевтической
и психокоррекционной работы со своими больными и
клиентами. О, если бы коллектив учителей мог провести
эту работу по выходу наших детей из сценария, тогда,
может быть, меньше было бы у нас болезней и преступ-
лений, и не надо было бы развивать и расширять службы
психологической помощи. Ведь и в Библии говорится, что
следует наставить юношу на Путь.
Несколько слов о коллективе учителей. Прошу не су-
дить меня строго. Это взгляд со стороны. Здесь мало-
численна учебно-карьеристская группа. Среди моих па-
циентов было много учителей, но очень немногие из них
были довольны своей профессией и хотели бы, чтобы их
дети стали учителями. А раз так, то учить им детей труд-
но. Дети должны любить учителя, тогда они будут любить
и учить его предмет. Довольно многочисленна в школь-
ных коллективах культурно-развлекательная группа, дора-
батывающая до пенсии.
В одной школе я проводил психокоррекционную ра-
боту. Это был лицей, но порядки остались прежние. На
первое занятие пришел почти весь учительский корпус,
слушали меня с большим интересом. Когда же началась
психокоррекционная работа, в которой приходилось ме-

189
Командовать или подчиняться?

нять не ученика, а себя, группа стала таять (так всегда
бывает. Потом, когда будут видны успехи тех, кто остался,
группа начнет расти). Тогда директор школы отказался от
моих услуг. Отказался он именно в тот момент, когда груп-
па начинала расти. Сам он, конечно, на тренинг не ходил.

Вуз
Здесь также можно наблюдать все три группы как сре-
ди студентов, так и среди преподавателей.
Среди студентов учебно-карьеристская группа более
многочисленна, чем среди школьников. Многие студен-
ты во внеучебное время посещают кружки и факульта-
тивы, понимая, что специалистом во время академичес-
ких занятий не станешь.
Но тем не менее и культурно-развлекательная группа
достаточно велика. В ней можно выделить две группи-
ровки. Одна — студенты из обеспеченных семей. Основ-
ным мотивом для поступления в институт был не интерес
к избранной специальности, а успехи в этой специально-
сти у родителей. В мединститут поступают дети врачей, на
юридический факультет университета — дети адвокатов,
прокуроров, юрисконсультов, в институт народного хо-
зяйства — дети экономистов. Вторая — студенты, которые
имеют интересы и компании на стороне. В последние
годы этот интерес сдвинут в сторону бизнеса. К учебе та-
кие студенты прилагают минимум усилий, экзамены сда-
ют лишь бы не провалиться. Стараются иметь хорошие
отношения с преподавателями, оказывая им некоторые
услуги, связанные с бизнесом. Например, студенту, тор-
гующему запасными частями для автомобиля, легко най-
ти доступ к сердцу преподавателя, имеющего машину.
Беспокойства администрации вуза эти студенты не достав-
ляют, но специалисты из них получаются неважные. Для
членов второй группировки это не имеет никакого значе-


190
ГЛАВА III
Где есть кто

ния, ибо они по избранной специальности работать не
будут, а если будут, то станут организаторами. Например,
студент-психолог, окончив университет, возможно, со-
здаст психологический центр, а студент-медик — больни-
цу. Но судьба членов первой группировки бывает если не
трагичной, то весьма драматичной.

Ц., 25 лет, дочь главврача одной из больниц, окончила ме-
динститут. Мать оплатила ей обучение в интернатуре по избран-
ной ею специальности — психиатрии. Волею судеб я стал ее ру-
ководителем. Что же я выяснил? Училась она неплохо за счет
своих способностей. Но все интересы ее были связаны с компа-
нией таких же студентов и студенток, которые старались весело
проводить время. В сферу их интересов входили музыка, лите-
ратура, кино, вечеринки и межличностные отношения сексуаль-
ного плана. Она даже успела выйти замуж, родить сына и разой-
тись, оставаясь по сути дела ребенком. Когда Ц. приступила к
обучению в интернатуре и к ней стали предъявлять деловые тре-
бования, она растерялась. Кроме того, продолжались бесконеч-
ные объяснения с мужем (он каялся, просил ее вернуться, и
т. д.), что отвлекало ее от работы. К счастью, Ц. нашла интерес
в работе. В результате психологической подготовки и работы над
собой ей удалось перестроиться, личностно вырасти. Ей стали
неинтересны бесконечные выяснения отношений с мужем. Сей-
час — это специалист, который знает степень своей компетент-
ности. За ее судьбу можно не беспокоиться.

Эта группировка неустойчива. Некоторые ее участни-
ки, желая быстрого материального успеха и понимая, что
специалисты и научные работники этого достичь не мо-
гут, пытаются примкнуть к студентам-бизнесменам. Но
тут выявляется их слабая психологическая и личностная
подготовка. Оказывается, бизнес требует смелости, изво-
ротливости, быстроты в принятии решений и т. п., чего у
них не выработалось за время жизни за спиной у родите-
лей. Здесь они сразу начинают играть роль «шестерок»,
что их тоже не устраивает, ибо в семье они были кумира-


191
Командовать или подчиняться?

ми. К моменту окончания института их психологическому
состоянию не позавидуешь.

Ч., сын преуспевающего адвоката, после окончания школы
поступил на юридический факультет университета. Но там уче-
ба показалась ему неинтересной. Он увлекся бизнесом. Что-то
у него стало получаться, но зато стали появляться провалы в
учебе. Возник страх перед экзаменами и в то же время отвраще-
ние к занятиям. Учебники вызывали тошноту. К тому же Ч. же-
нился, и весьма неудачно. Дела в бизнесе пошли плохо, а отец
прекратил дотации, но согласился помочь, если он продолжит
учебу в университете. А у Ч. уже созрело желание бросить уни-
верситет. Психологическая подготовка дала эффект. Учебу он
продолжает, определил свое место в жизни. Но ведь сколько
промучился!

И еще один пример.
Ш., студент третьего курса мединститута, сын известного в
городе, но в силу своих личностных качеств не добившегося
большого материального благополучия врача, решил, что ему
лучше заняться бизнесом. Ш. сдружился со студентами-бизнес-
менами, заработки которых восхищали его, и решил примкнуть
к ним. Учебу Ш. забросил, но, поскольку ранее отлично учил-
ся, это на учебе сказалось не сразу. Отец, понимая ситуацию, за-
бил тревогу, но Ш. категорически отказался прийти ко мне на
беседу, так как некоторые мои лекции он слушал, но считал, что
ему это все не нужно. Тогда я посоветовал отцу, чтобы он не
мешал сыну, а помогал ему в делах бизнеса (подстройка под
партнера). Расчет был простой — быть в курсе событий и в удоб-
ный момент вывести сына из игры. Расчет, как вы увидите по-
том, оказался правильным.
Мой коллега стал знакомить сына со своими знакомыми-
бизнесменами, а на летние каникулы даже устроил его к одно-
му из них на работу с просьбой держать его там на общих осно-
ваниях. Ш. немного притих. Если раньше, судя по телефонным
разговорам, он «торговал» «КамАЗами», кондитерскими и ме-
бельными фабриками, крупными партиями мочевины, то сей-
час перешел на сигареты, спиртные напитки и конфеты мелкими
партиями (раньше были вагоны). Поскольку отец не иронизиро-


192
ГЛАВА III
Где есть кто

вал, Ш. вел эти переговоры открыто и даже давал ему какие-то
поручения. В общем, отец был в курсе всех дел и находился в
роли младшего компаньона. На завтраки сын «одалживал» у
отца, так как «временно был застой в делах». Распростился Ш.
с бизнесом после того, как выступил посредником при продаже
машины шампанского. Покупатели должны были приехать из
другого города, но уверенности у Ш. в том, что у его клиента есть
шампанское, не было. Ш. переживал, нервничал. Он понимал,
что ему грозит в случае, если товара не окажется, а покупатели
явятся. Мой коллега держал совет с сыном. В конце концов ему
удалось убедить Ш. выйти из игры, сообщить приятелю, нашед-
шему покупателей, о своих сомнениях и свести его напрямую с
поставщиком, отказавшись от своей доли в прибыли. Покупа-
тели за товаром приехали, а его не оказалось! Его друг выкру-
тился, найдя шампанское в другом месте. Этот случай произвел
на Ш. столь сильное впечатление, что он все свои интересы
сконцентрировал на учебе, выбрал специальность уролога, стал
посещать кружок, ходить на дежурства. Сейчас Ш. заканчивает
институт. О бизнесе пока не думает.

Дорогой мой читатель! Вы понимаете, что я не против
бизнеса. Но делать все надо профессионально. Сам биз-
нес забирает все силы, мысли и нервную энергию, явля-
ется творческим процессом, который доставляет удовлет-
ворение. Но всерьез заниматься при этом еще чем-то
Другим нет никакой возможности!
И последний пример, уже трагический.

Уже в течение года занимается со мной Щ., женщина 30 лет.
Она окончила институт народного хозяйства, международную
школу бизнеса, бухгалтерские курсы и еще что-то. Но везде она
входила в культурно-развлекательную группу и заботилась не о
том, чтобы стать человеком, а о том, чтобы найти человека. В
институте она «выгодно» вышла замуж. Несмотря на материаль-
ный достаток, вскоре вынуждена была уйти от мужа. В между-
народной школе бизнеса Щ. познакомилась с крупным бизнес-
меном, который ей в отцы годился. Вышла за него замуж,
естественно, не по любви, а по расчету. Жизнь не сложилась.
Она считала ею неблагодарной свиньей, устраивала ему истери-

193
7. Зак. 129
Командовать или подчиняться?
ки, он тоже, мягко говоря, был ею недоволен. В общем, оба луч-
ше! Щ. успешно прошла у меня подготовку, поняла, что следу-
ет стать человеком. Во время одной из бесед она с горечью ска-
зала: «Вот у меня есть все дипломы, а устроиться на работу не
могу, потому что ничего не умею». Сейчас она в депрессии.

Есть, к сожалению, среди студентов многочисленная
алкогольно-сексуальная группа, которая доставляет мно-
го хлопот деканату. Ее представители часто отчисляются.
Среди педагогов вузов учебно-карьеристская группа
значительно выражена. Это молодые старшие лаборанты,
аспиранты, врачи, мечтающие стать ассистентами и кан-
дидатами наук, это ассистенты, мечтающие стать доцен-
тами. Это доценты, мечтающие стать докторами наук,
профессорами и заведующими кафедрами. Это профессо-

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>