<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ра, мечтающие создать свою научную школу и стать ака-
демиками. Для этого некоторые из них стремятся стать
ректорами или проректорами, чтобы участвовать в распре-
делении материальных ресурсов и оснастить свои лабора-
тории современным оборудованием.
Но есть и культурно-развлекательная группа. Это те
старшие лаборанты, которые потеряли надежду стать ас-
систентами и кандидатами наук. Это те доценты, которые
не стремятся стать докторами и профессорами. Это те за-
ведующими кафедрами, профессора, которые уже не стре-
мятся создать научные школы и просто дорабатывают до
пенсии, но выгнать с работы их совершенно невозможно.
Конечно, ими недовольны сотрудники учебно-карьерист-
ской группы. Поэтому групповой процесс (интриги, аги-
тация, пропаганда, революции и дворцовые перевороты)
в институте идет весьма интенсивно.
Заведующий кафедрой, относящийся к учебно-карье-
ристской группе, старается избавиться от ассистентов и
доцентов, принадлежащих к культурно-развлекательной
группе. Заведующий кафедрой, относящийся к культурно-
развлекательной группе, старается избавиться от препода-
194
ГЛАВА III
Где есть кто

вателей, которым еще что-то надо. Нет, все делается веж-
ливо, корректно и интеллигентно: «Дорогой Иван Ивано-
вич, я вам удивляюсь. Вы ведь уже много лет работаете
доцентом! Посмотрите, как вы оформили протокол! Не-
ужели вам неизвестно, что «слушатели» следует печатать
большими буквами, а... (остальное доверяю вашей фанта-
зии) Все придется переделать!».

Как-то один заведующий кафедрой попросил соискателя
представить все рефераты иностранной литературы. Так как за-
писи эти соискатель вел для себя, чтобы придать им читабель-
ную форму, необходимо было работать несколько месяцев (ведь
делать это он мог только по вечерам). Но формально руководи-
тель был прав. Соискатель отказался дальше работать над темой,
у него развилась реактивная депрессия. К активной научной
работе он смог вернуться через несколько лет, когда его руко-
водитель ушел на пенсию.

Таких примеров очень много. Поскольку, как я уже
говорил, некомпетентность не является основанием для
увольнения, то во многих институтах имеется немало ка-
федр, где весь коллектив представляет собой культурно-
развлекательную группу, где кое-как идет педагогический
процесс, но развалена научная работа. А если еще и рек-
тор принадлежит к ней, происходит утечка лучших кадров,
и институт постепенно теряет свое лицо. Изучив матери-
ал по психологии управления, я понял, насколько много
в коллективе зависит от первого лица. И если первое лицо
не на месте, все усилия творческих работников уходят на
то, чтобы убедить первое лицо в перспективном деле.
Педагогам, еще не достигшим конечной остановки, я не
советую бороться с такими руководителями и вообще с
застрявшими на должности. Нужно их обходить или со-
здавать свои структуры. Один преподаватель внял моему
совету. Запланировал свои работы с другими кафедрами и
стал довольно часто публиковаться.

195
7*
Командовать или подчиняться?

Культурно-развлекательная группа, если она оконча-
тельно справится с учебно-карьеристской, может стать
алкогольно-сексуальной. В коллективе начнут регулярно
отмечать праздники, дни рождения и пр.
Антисоциальных групп в институтах обычно не быва-
ет. Факты коррупции, по-видимому, имеют место, но это
уже не имеет никакого отношения к психологии управ-
ления.
Я так подробно говорил о педагогических коллективах,
потому что у меня есть тайный расчет. Да, не надежда, а
расчет, что когда-нибудь станет ясно: все дело в личнос-
ти. Если читателя проймут мои рассуждения, он не пожа-
леет сил и средств для воспитания своего ребенка, чтобы
потом не беспокоиться о его будущем. Если читателя
проймут мои рассуждения, он не будет надеяться на шко-
лу, институт и другие государственные учебные заведения,
а займется воспитанием своего ребенка сам или найдет
соответствующих педагогов. Если моим читателем окажет-
ся реформатор и его проймут рассуждения, то реформу он
начнет с реформы образования, как Петр Первый, по-ви-
димому, единственный реформатор в России. Но это уже
вряд ли...



3.3. Армия
В офицерском корпусе приходилось наблюдать все три
группы, как среди молодых офицеров, так и среди тех, кто
близок к завершению своей карьеры.
Учебно-карьеристская группа хлопот командованию не
доставляет. Входящие в нее офицеры стараются нести
службу как можно лучше.
Культурно-развлекательная группа среди молодых
офицеров представлена выпускниками вузов, которые

196
Где есть кто ГЛАВА III

пошли в армию по принуждению или поддавшись на про-
паганду. Некоторые, хотя и пошли добровольно, убе-
дившись, что решить своих задач они не смогут, начина-
ют тяготиться службой и, не сумев уволиться, выполняют
свои обязанности так, чтобы только не попасть в тюрьму.
Часто они заболевают и по болезни увольняются из армии.
А до увольнения они коротают время, посещая вечера в
Доме офицеров, или встречаются на квартирах, обсуждая
свою несчастливую судьбу. Если не происходит никаких
изменений в судьбе и их не посещает тяжелая болезнь, они
могут так и протянуть лямку, «не бросивши векам ни мыс-
ли плодовитой, ни гением начатого труда». В последую-
щем они нередко переходят в алкогольно-сексуальную
группу.

Э., 23 лет, после окончания мединститута был призван в ар-
мию. Его мечтой в институте была научная работа, сочетающа-
яся с практической деятельностью. В армии он получил назна-
чение на руководящую должность, что не входило в его планы,
да и не соответствовало его способностям. Э. считал, что три
года он обязан отслужить. Вот он и тянул лямку. Когда прошло
три года, Э. стал настаивать, чтобы его перевели на лечебную
работу. Ему было отказано, так как был мал стаж практической
работы. Он подал документы в адъюнктуру. Их не приняли,
объяснив, что для занятий научной работой следовало бы быть
помоложе. Э. подал заявление об увольнении — его повысили в
должности, но должность дали опять руководящую, ибо успехи
у него были неплохие. Он этим не удовлетворился и еще раз
попросился на лечебную работу. Ему опять отказали. Тогда он
еще раз подал рапорт на увольнение в запас. Его опять повыси-
ли в должности и дали квартиру. Он... В общем, заболел Э. от
всех этих дел и по болезни был уволен в запас.

Есть такие и среди тех, кто заканчивает службу. Это
капитаны, майоры и подполковники, не сумевшие про-
биться выше и не знающие, что им делать на гражданке.
Если они не собираются менять место жительства после


197
Командовать или подчиняться?

ухода на пенсию, они пытаются взять от армии то, что
можно взять, например, построить дачу. К этой же кате-
гории можно отнести и сверхсрочников. Особенно психо-
логически тяжело тем, кто не имеет хорошей гражданской
профессии. После службы в 42—45—50 лет придется на-
чинать жить сначала. Этот контингент нуждается в пси-
хологической подготовке, иначе риск перейти в алкоголь-
но-сексуальную группу слишком велик.
Трудно представить, что среди солдат есть учебно-ка-
рьеристская группа. Если она и есть, то это, как правило,
недоучившиеся, не имеющие четких планов на будущее
юноши, которые полагают, что, оставшись на сверхсроч-
ной службе, они смогут устроиться не хуже своих образо-
ванных ровесников. Конечно, они будут стараться, но
цена-то их невелика!
Культурно-развлекательная группа среди солдат до-
вольно многочисленная. Хлопот начальству она не до-
ставляет, хотя особого служебного рвения ее представители
не проявляют. Естественно, в армии есть алкогольно-сек-
суальные группы среди солдат, что и проявляется в изве-
стной всем дедовщине.
Следует приветствовать то, что в армии ввели психо-
логическую службу.



3.4. Спорт
Здесь имеются в виду профессиональные команды. В
них сильна учебно-карьеристская группа, состоящая из
молодых спортсменов. В команде наблюдается конку-
ренция между отдельными спортсменами и группиров-
ками, что проявляется интригами, агитацией, пропагандой.
Спортивные команды редко достигают уровня развития
коллектива. Спортивная жизнь короткая. Умные спорт-

198
ГЛАВА III
Где есть кто

смены понимают, что в период выступлений на со-
ревнованиях следует обеспечить материальную базу. После
ухода из большого спорта им необходимо иногда не-
сколько лет адаптироваться, ибо дипломы, которые они
получают, «учась» в институтах, как правило, никакой
цены не имеют.
Есть в большом спорте и культурно-развлекательная
группа. Это профессионалы, которые играют в командах
низкого ранга исключительно ради заработка, О технике
работы с ними я писал ранее.
Имеется здесь и алкогольно-сексуальная группа. Воз-
никает она не от хорошей жизни, а из-за конфликтов.
Даже в знаменитых спортивных коллективах психологов
и психотерапевтов нет и при нынешнем отношении к ним
руководства, похоже, и не будет. Отговорка одна: нет де-
нег. А жаль. Еще Гомер писал: «Многих воинов стоит один
врачеватель искусный...».
Об эффективности психологической могу рассказать
два случая.

Ведущий вратарь женской гандбольной команды выступала
нестабильно. Заменить ее было некем, хотя поиски велись по
всей стране. Психологическая работа в течение одного месяца
привела к тому, что в конце года она стала лучшим вратарем
тогда еще существовавшего Советского Союза.

Вратарь футбольной команды СКА, когда она была в зените
славы, завоевала кубок и участвовала в международных матчах,
запил. Беседы эффекта не давали. Он объяснил свои пьянки
бессонницей и головными болями. Несложное психологическое
обследование установило, что он не мог остроумно отвечать на
насмешки товарищей по команде и стал бояться играть на вы-
ходах. Кроме того, не ладились отношения с женой. После за-
нятий он несколько раз удачно «отбрил» своих обидчиков, на-
ладились отношения с женой, прекратились головные боли,
улучшился сон. Уже в первые дни тренер заметил, что он «стал
похож на человека». Потом восстановилось и качество игры.

199
Командовать или подчиняться?


3.5. Производственные коллективы
Я больше всего знаком с психологическим состояни-
ем в больничных коллективах. Здесь учебно-карьеристс-
кая группа в основном представлена врачами и старшими
медсестрами. Они регулярно занимаются, мечтают о про-
движении. У большинства из них материальное благопо-
лучие и социальное положение зависят от служебного по-
ложение и авторитета.
Но даже у врачей имеется большой культурно-развле-
кательный корпус: это врачи-женщины, жены крупных
начальников. Работают они неплохо, но часто от и до.
Есть остановившиеся в своем росте. Но все-таки таких
немного. У медсестер культурно-развлекательная группа
весьма многочисленна. Здесь также у многих материаль-
ное благополучие зависит от заработков других членов
семьи. Медсестры имеют практически непреодолимые
ограничения для своего роста. Вот почему многие из них,
увольняясь из лечебного учреждения, не поступают на
работу в другое, а вообще уходят из медицины. Часто это
далеко не плохие медсестры. А что делать, если на зара-
боток медсестры нельзя прожить даже одной? Отсутствие
перспектив для личностного и служебного роста делает их
весьма ранимыми. Между тем врачи нередко «срывают
зло» на медсестрах (а те потом — на больных).
К большому сожалению, в больничных коллективах
имеется алкогольно-сексуальная группа, представители
которых постепенно скатываются на менее престижные
должности, а потом вообще вытесняются из медицины.
Наш центр имеет опыт работы в банках, строительных
организациях, на заводах, я долгое время был кон-
сультантом при областном Совете, а потом при Адми-
нистрации области. Могу утверждать, что не только и не

200
OCR 2006 Alex Fritzler
Где есть кто ГЛАВА III

столько несовершенство законодательства, сколько недо-
учет руководителями вопросов психологии управления
приводил к тому, что в коллективах процветал групповой
процесс. Борьба между группировками, агитация и про-
паганда приводили к тому, что времени на выполнение
основной задачи не хватало, люди были издерганы, что в
конце концов приводило к заболеваниям и утечке кадров.
Это свидетельствовало о том, что производственная груп-
па не стала коллективом. Руководители практически не
учитывали настроения работника, их больше беспокоили
собственные амбиции.
К сожалению, эту книгу вряд ли будут читать первые
лица, так как многие из. них входят в культурно-развлека-
тельную группу. Я же призываю к действию и перестрой-
ке, перестройке прежде всего себя. А это так трудно! По-
мните, удав Каа из «Маугли» говорил, что трудно менять
кожу. А тут нужно менять хребет. Поэтому я больше на-
деюсь на тех, кто еще не достиг «конечной остановки».
Они поймут, что каждый хоть когда-нибудь, хоть где-ни-
будь должен чувствовать себя Королем. Тогда у нас не бу-
дут пустовать стадионы, бассейны, дворцы культуры, где
человек, если ему не удалось стать руководителем, хоть на
какое-то время почувствует себя первым.



3.6. Семейные группы
В годы застоя довольно часто произносили, и не без
основания, слова Ф. Энгельса: «Семья — ячейка госу-
дарства». Взгляните на рис. 8.
Если семья прочная, если между мужем и женой совет
да любовь, то объединяются их семьи, производственные
коллективы и друзья. Как я могу отказать жене прокон-
сультировать кого-нибудь с ее работы? Мои друзья ста-

201
Командовать или подчиняться?




Рис. 8

новятся друзьями жены, и наоборот. Рис, 8 можно услож-
нять до бесконечности и дальше. Ведь появляются дети.
Приходится ходить в школу. Все мои группы и группы
жены могут начать сотрудничать со школьными коллек-
тивами. У детей появляются свои группы, которые при
благоприятных условиях контактируют со всеми вышеназ-
ванными группами.
Примеров таких связей каждый из нас может привес-
ти множество. Знаю много случаев, когда мужья-произ-
водственники помогали оборудовать рабочие места жен-

202
ГЛАВА III
Где есть кто

врачей. В школе, где учились мои дети, я сам помогал ре-
монтировать классы, нередко читал лекции родителям и
учителям. Сейчас, когда дети уже выросли, контакты со
школой стали реже, но и до сих пор кое-какие просьбы я
выполняю.
Разве все это можно наблюдать тогда, когда в семье
идут раздоры? Семьи не очень часто дорастают до коллек-
тива. Нередко это кооперация, о чем свидетельствуют ча-
стые разводы, которые являются следствием интриг, аги-
тации, пропаганды и дворцовых переворотов. Идет борьба
за власть между мужем и женой, между стареющими ро-
дителями и взрослеющими детьми. А сколько сил и вре-
мени занимают дела о разделе имущества? Примеров тому
множество как в жизни, так и в искусстве. Во всем этом
много комичного и трагичного.
Вообще-то между комедией и трагедией большой раз-
ницы нет. Комедия — это то, что происходит с другими,
а трагедия — это то, что происходит со мной. Один и тот
же факт: человек приподнялся, а какой-то шутник убрал
из-под него стул... Если это произойдет со мной, для меня
это будет трагедия, а если с другим, то не исключено, что
я над этим фактом посмеюсь. Нет, сейчас я этого не де-
лаю. Я даже не иронизирую над другими. Ницше сравни-
вал иронического человека с собакой, которая кусает и
при этом улыбается. От этого портится характер. У иро-
ничных людей повышен уровень тревоги. Позднее иро-
ничный человек может стать садистом. Да он и так по
большому счету садист. Ведь он вышучивает самые интим-
ные, трудно уловимые другими недостатки своего партне-
ра по общению. Хочется отметить, что это безопасная для
ироничного человека форма садизма. Ведь на шутку
нельзя даже обидеться. Но в каждой шутке доля правды.
Вы, может быть, думаете, что я против шуток? Отнюдь! Но
если хочется шутить, шутите над собой! Шутка ведь
шлифует. Так шлифуйте себя.
Но вернемся к семье. Литературы на эту тему очень
много. Я буду ссылаться на работы Э. Берна и иллюст-

203
Командовать или подчиняться?

рировать некоторые положения своими примерами, так
как имею большой опыт семейного консультирования.
Как и любую группу, человек создает семью для того,
чтобы удовлетворить свои потребности, и если при этом
он удовлетворяет потребности другого человека, не за-
трачивая при этом дополнительных усилий, он чувствует
себя счастливым. Если же человек должен прилагать ка-
кие-то дополнительные усилия, в отношениях обяза-
тельно возникает дискомфорт.
Поскольку в семье удовлетворяется большая часть по-
требностей человека, ее можно считать основной группой.
Без всех остальных можно обойтись. Даже без про-
изводственной (семья может организовать свое собствен-
ное дело). С другой стороны, если нет семьи, ни одна дру-
гая группа не может ее заменить. Ведь сколько бы вы ни
ели овощей и хлеба, без белковой пищи питание полно-
ценным не будет. На одной же белковой пище можно до-
вольно долго безбедно существовать.
Каждый из нас вступает в брак с определенными экс-
пектациями. (Хочу коротко напомнить психологическое
содержание личностных позиций: Родитель — принципы,
Взрослый — ум, Дитя — чувство. Подробнее об этом см.
в «Психологическом вампиризме».) Я жду, что жена будет
моей единомышленницей, что она будет определенного
возраста, определенного социального положения, с опре-
деленным сексуальным опытом или без такового, опреде-
ленной национальности и пр. (совпадение по Родителю).
Кроме того, я хочу, чтобы моя жена обладала определен-
ными практическими навыками, которые дадут нам воз-
можность вместе заниматься общим делом, вести хозяй-
ство и воспитывать детей (совпадение по Взрослому). Ну
и, наконец, я должен любить ее (совпадение по Дитяти).
Если того же самого ждет и она от меня, я делаю ей
предложение без всяких сомнений, а она дает мне со-
гласие безо всяких колебаний. Если оказывается, что все
это правильно и подтверждается опытом дальнейшей жиз-
ни, такая семья счастливо проживет долгую жизнь без раз-

204
ГЛАВА III
Где есть кто

доров и волнений. На консультацию такие семьи не при-
ходят, но слышать о них мне приходилось. Такой была
семья Николая и Елены Рерихов. Вы знаете, что он стал
великим художником, она — создателем Живой Этики.
Они воспитали хороших детей, все время были вместе,

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>