<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

положения подчиненный вдруг увольняется. Он в душе
своей уже уволился. Просто он выжидал до тех пор, пока
не решит ту задачу, удовлетворяющую его интересам, ко-
торую можно решить на вашем предприятии.


13
Командовать или подчиняться?

Если вы администрируете, не удивляйтесь, что после
того как вас снимут с должности, то через несколько дней
подчиненные забудут, как вас зовут, а вы сами будете счи-
тать, что вас предали.
Если вы администрируете, не удивляйтесь, что ваш
бывший подчиненный, став вашим начальником, попы-
тается как можно быстрее от вас избавиться.
Если вы добиваетесь одиночества, как финала вашей
жизни, то администрируйте. Администрируйте везде. На
производстве и в семье, на отдыхе и во время поездок на
транспорте. Чем чаще и интенсивнее вы будете админис-
трировать, тем быстрее достигнете заветного результата.
Но имейте в виду, дорогие администраторы, что вы и
сейчас одиноки. Ведь на равных общаться вы не умеете.
Вам нужно всех давить. Ваш девиз: «Боится — значит, ува-
жает». Внутри у вас глухая, иногда неосознаваемая свобод-
но плавающая тревога. И вы чувствуете себя спокойно
только тогда, когда администрируете, когда люди беспре-
кословно выполняют ваши распоряжения, иногда с оттен-
ком подобострастия, лести и славословия. Вам приходит-
ся допоздна задерживаться на работе. Для вас проблема —
уехать в отпуск. А чувствуете вы себя более или менее
сносно только тогда, когда видите, как люди подобостра-
стно выполняют ваши распоряжения. Но делают они это
только под вашим неусыпным оком. Ваша болезнь пре-
вращается в праздник для всего коллектива. А когда вы от-
дыхаете в санатории, то по одной путевке отдыхают все
ваши подчиненные.
В общем, продолжайте. И вот почему. Если вы перей-
дете на управление, то на первых порах дела пойдут по-
хуже, а иногда очень плохо, как при капитальном ремон-
те. Тогда, если вы не выдержите этого этапа, вам снова
придется брать бразды правления и кнут в свои руки. Но
после некоторых послаблений это приведет к тому, что
ваша репутация изменится. Если сейчас о вас думают, что

14
ГЛАВА I
Психология управления

человек вы жесткий, или жестокий, или что-то в этом
роде, Но после неудачных управленческих опытов вы при-
обретете репутацию человека коварного.
Управление имеет недостаток — нужно специально
учиться менять себя, а не партнера. А это так трудно! Ведь
хочется перевоспитать другого! Однако это невозможно.
А теперь расскажу о тех достоинствах, которые имеет
управление. Овладейте искусством управления, может
быть, понравится.
Управленец, в отличие от администратора, если под-
чиненный не выполнил его распоряжения, ответствен-
ность за это берет на себя. Он начинает думать, где он
ошибся. Здесь могут быть три варианта. Первый: вовремя
ли я отдал приказ, созрели ли условия для его испол-
нения? Второй: того ли я выбрал исполнителя? А если
человек в принципе не может выполнить этого распоря-
жения, то зачем же на него сердиться? Третий: может
быть, я непонятно сформулировал приказ? Такой подход
сохраняет психическую энергию и здоровье, а также спо-
собствует росту самого руководителя.
Управленцу не обязательно продвигаться по админис-
тративной линии. Ведь можно управлять и своим на-
чальником. Управленцу необходимо обеспечивать только
свой собственный личностный и профессиональный рост.
Что же касается должностного роста (а он у моих учени-
ков, ставших управленцами, довольно значителен), это
происходит как бы само собой.
Управленец может спокойно уйти в отпуск и не вол-
новаться, что в это время его снимут, как Н. С. Хрущева.
Кстати, управленец всегда бодр, весел и здоров и, в прин-
ципе, в отпусках не нуждается.
В коллективе управленца любят и не хотят другого ру-
ководителя. У подчиненных создается впечатление, что
коллективом управляют они, а он только несет ответ-


15
Командовать или подчиняться?

ственность. При этом управленец не внакладе. Он-то по-
нимает, что проводится его линия.
Посмотрев на действия администратора и управленца
со стороны, можно заметить, что администратор ко-
мандует, а управленец подчиняется. Но если на произ-
водстве и можно быть администратором, то администри-
рование в семье превращает жизнь в ад. Владение
приемами управления делает ее счастливой. Прочтите
книгу и сами решите, что лучше: командовать или подчи-
няться? Я своей позиции не скрываю и считаю, что луч-
ше быть управленцем. Очень хотелось бы, чтобы искусст-
вом управления овладели и администраторы, но в
основном здесь я обращаюсь к тем, кто по своим психи-
ческим данным не может администрировать или не хочет
этим заниматься.
Я убежден, что будущее за управленцами. Но если я
ошибаюсь, то тогда забудьте о счастье. Администраторы
и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если
добиваются неплохих производственных показателей.



1.1. Основные понятия
социальной психологии
Социальная психология — наука, изучающая поведение
человека в группе.
Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без
других людей мы жить не можем, так как одни мы не в
состоянии удовлетворить свои биологические и социаль-
ные потребности. Человек идет в группу для удовлетво-
рения своих потребностей. Он думает об укреплении груп-
пы, когда уверен, что группа встанет на его защиту, если
он попадет в трудную ситуацию, что его не обойдут при


16
ГЛАВА I
Психология управления

распределении материальных благ, полученных группой
при выполнении той работы, в которой он участвовал.
Опытный руководитель знает, что человек приходит
укреплять не могущество фирмы, а свое благосостояние,
Но если работник уверен, что укрепление фирмы приве-
дет к улучшению его благосостояния, он все сделает для
укрепления фирмы. Тот руководитель, который усвоил это
положение, не будет говорить о патриотизме, а укажет на
выгоды, которые получит сотрудник при проведении тех
или иных мероприятий. И если слова не будут расходить-
ся с делом, его всегда будут слушать с огромным внима-
нием и ему не надо будет овладевать ораторским искусст-
вом. Группа, где не удовлетворяются потребности ее
членов, лишена здравого смысла, ведь человек живет для
себя! На эту тему я написал статью, которую и приведу
здесь с небольшими купюрами.

ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС И ИНТЕРЕС ДЕЛА

В этой статье я хочу обосновать тезисы: есть только личный
интерес, и нет интереса дела. И я не верю тому, кто говорит, что
он живет интересами дела, ради детей, друзей, общества. Иног-
да сложный, а иногда и довольно простой анализ показывает, что
все это камуфляж. На поверку все-таки оказывается, что чело-
век живет ради себя. Просто он не всегда это осознает. Но если
он не осознает или неправильно осознает свои интересы, то на-
носит вред прежде всего ce6e, а потом и тому (чему), ради кого
(чего), как он считает, живет.
Поясню это положение примером.
Моя клиентка жаловалась на то, что ее десятилетний сын
совсем отбился от рук и «сел ей на шею». Ведет себя как
«неблагодарное животное», хотя она посвятила ему всю жизнь.
Она хотела, чтобы он вырос достойным и образованным чело-
веком. Для этого определила его в музыкальную школу, застав-
ляла учить английский язык и посещать спортивную секцию.
Все домашние заботы взяла на себя. Сама убирала квартиру, сти-
рала, готовила. Ей даже некогда было купить себе хорошую
одежду, хотя материальное положение вполне позволяло это
17
Командовать или подчиняться?
сделать. Сын же с неохотой ходил в музыкальную школу, про-
пускал уроки английского языка и спортивные занятия, а к ма-
тери относился, мягко говоря, неуважительно. В школе жалова-
лись на его поведение, учителя музыки и английского языка
отказались заниматься с ним, а на занятиях спортом он получил
травму. Во всех своих бедах сын обвинял мать.
Я не согласился с ее тезисом, что она живет для сына, и ска-
зал ей, что она живет для себя, но только сама не осознает сво-
их подлинных интересов. Посоветовал ей начать жить для себя
и предложил для начала прекратить ухаживать за сыном и, в ча-
стности, перестать стирать ему рубашки. Она с возмущением
отвергла это предложение.
Далее последовал следующий диалог:
•••
Она: Я мать, и стирать рубашки сыну — моя обязанность. Я
экономлю ему время для того, чтобы он мог развиваться. Кро-
ме того, он может целую неделю ходить в грязной рубашке!
Я: Ну и что ж!
Она: Но ведь тогда меня вызовет учительница и будет ругать!
Я: Так значит, вы действуете в собственных интересах, и вам
наплевать на интересы сына! Пусть он остается неумехой, пусть
с ним потом мучается жена, пусть в армии над ним издеваются
командиры и сослуживцы, а если в части есть дедовщина, пусть
избивают, лишь бы вам учительница не сделала замечания!
Она (несколько растерянно): Я как-то не думала об этом...
Я: А теперь подумайте!
Она (после значительной паузы, по-прежнему растерянно):
Так что же мне делать?
Я: Не стирать, пусть ходит в грязной рубашке! Конечно, если
он будет ходить в грязном, то учительница сделает ему замеча-
ние, да и одноклассники могут начать подсмеиваться.
Она: Но он все равно стирать не будет. Он тогда меня попро-
сит!
Я: И то дело! Хоть какой-нибудь навык выработается! Про-
сить тоже надо уметь.
Мне удалось убедить клиентку жить для себя, и она провела
маленький эксперимент. И вот что она мне рассказала.
•••
«Сын действительно больше недели ходил в грязной рубаш-
ке. Над ним стали смеяться некоторые девочки, и учительница

18
ГЛАВА I
Психология управления

сделала ему замечание. Было трудно не вмешиваться, но я дер-
жалась, И вот вечером, когда я занималась своими делами, он
подошел ко мне и смущенно попросил постирать ему рубашку.
Я сказала, что мне некогда, и попросила его налить в таз теп-
лую воду и насыпать туда стиральный порошок. Тут я и убеди-
лась в его беспомощности. Он не знал, сколько надо налить в таз
воды, где находится стиральный порошок, сколько нужно насы-
пать в воду порошка и т. д. Он мне задавал вопросы, а я отвеча-
ла. Когда он опустил рубашку в воду, я попросила его потереть
ее, потом прополоскать, потом отжать и, наконец, повесить на
веревку. Когда он уснул, я перестирала рубашку, а утром сказа-
ла, что он постирал ее лучше меня. Я убедилась, что когда на-
чала больше внимания уделять себе, и сын, и муж стали меня
больше уважать».
Таких примеров можно привести сколько угодно: начальник,
издевающийся над подчиненным только за то, что тот не очень
красиво оформил документ; учитель, выдающий сердечную тай-
ну подростка; инквизитор, направляющий влюбленную пароч-
ку на костер за то, что они при помощи креста вытащили его из
склепа, в который его заточили противники. Все они говорят,
что живут для других. Начальник считает, что он приучает под-
чиненного к аккуратности, учитель убежден, что помогает под-
ростку избежать раннего сексуального интереса, а инквизитор
говорит, что спасает души влюбленных от вечных мук в аду. И
их не волнует, что у подчиненного после разноса развился ин-
фаркт, девочка, подруга подростка, отравилась, приняв таблет-
ки, а влюбленные лишились жизни. Несложный анализ
позволяет понять, что здесь преследовались личные интересы.
Начальник, учитель и инквизитор приобретали репутацию
принципиальных людей, и их служебное положение упрочива-
лось.
Воздержитесь еще немного от возмущения (это я тем, кто
знакомится с моими взглядами по этой статье и не читал других
моих работ) и прочитайте еще несколько страниц. Я попытаюсь
доказать вам, что когда человек начинает правильно жить для
себя, то все от этого только выигрывают. Если я живу для себя
и хочу жить хорошо, то должен следить за своим здоровьем, стать
профессионалом высокого класса. Тогда свое дело я буду делать
легко. Думаю, общество от этого не пострадает. Если я буду ле-
чить больного для себя, его выздоровление станет для меня

19
Командовать или подчиняться?
моим кровным интересом, ибо успешная работа позволит мне
решить свои личные проблемы. И больной от такого подхода не
пострадает. Если я живу для себя, то никогда не буду брать день-
ги за плохо сделанную работу, потому что буду понимать, что
мне это невыгодно: приобретя плохую репутацию, я вообще
лишусь заработка. А если придется работать бесплатно, я все
равно буду стараться сделать все как можно лучше, потому что
если схалтурю раз-другой, то выйду из формы. И когда появит-
ся выгодное дело, не смогу его сделать как следует.
Если я живу для себя, то не буду кричать на подчиненного,
потому что знаю, что после этого его производительность упа-
дет и я не смогу получить максимальной прибыли.
Если я живу для себя, то буду заботиться о своей жене, буду
стараться сделать так, чтобы она была здоровой, отдохнувшей,
веселой. Нет, не для нее, а для себя. Ведь мне нужно, чтобы она
меня любила. А как она сможет проявить свою любовь ко мне,
если будет больной, уставшей или в плохом настроении?
Если я живу для себя, то постараюсь как можно быстрее из-
бавиться от своих детей. А как это можно сделать, не испыты-
вая особого беспокойства? Воспитывать их так, чтобы они как
можно быстрее стали высококвалифицированными специалис-
тами. Думаю, от этого они тоже не останутся внакладе.
Если я живу для себя, то буду хорошо относиться к своим
родителям, хотя бы потому, что понимаю: дети мне подражают.
Если они будут видеть мое плохое отношение к родителям, то
потом будут плохо относиться ко мне.
Если я живу для себя, то буду стремиться укрепить свою от-
чизну, потому что знаю, что только крепкое государство сможет
защитить меня от преступников. Но если я в своем пра-
вительстве не уверен, то потрачу свои силы для собственной за-
щиты.
Если я живу для себя и стал главой государства и хочу остать-
ся им, то все сделаю, чтобы моему народу было хорошо. Тогда
он не пожалеет сил и средств, чтобы укрепить свое государство.
Вы можете спросить, а существуют ли бескорыстные поступ-
ки, существует ли благодеяние?
Да, существуют! Это тогда, когда «правая рука не знает, что
делает левая». Если я знаю, что совершил благодеяние, то это
знание и есть награда за мой поступок. Тогда я не буду требовать
благодарности, ибо если требую благодарности, это уже не

20
ГЛАВА I
Психология управления

благодеяние. Тем, кому сделал что-то хорошее, я должен сказать
спасибо за то, что они приняли от меня благодеяние.
Поэтому я хочу сказать спасибо моим детям за то, что они с
моей помощью выросли достойными людьми, ибо если бы они
этого не сделали, как бы я мог считать себя хорошим отцом? Я
хочу сказать спасибо моим больным за то, что они выздорове-
ли, ибо иначе как бы я мог узнать, что я хороший врач? Я хочу
сказать спасибо моим ученикам за то, что они стали высо-
коквалифицированными специалистами, иначе как бы я мог
знать, что я хороший педагог?
Я хочу сказать спасибо моей жене за то, что она уже почти
тридцать лет живет со мной и не собирается уходить от меня, и
даже говорит, что я хороший. Если бы она этого не делала, как
бы я узнал, что я хороший муж?
А вот вам и примеры благодеяний.
В 1979 году, находясь в состоянии душевного надлома, я слу-
шал лекции профессора С. С. Либиха. Они меня потрясли и
совершили переворот в моем сознании. Я стал жить иначе, пре-
одолел душевный кризис, и сегодняшние успехи начались с того
момента. Но знал ли он, что оказывал благодеяние? Конечно,
нет. И когда я сказал ему спасибо в 1992 году, когда нас опять
свела судьба, он меня не узнал. Ведь когда он читал лекцию, то
просто жил для себя.
Я хочу здесь вспомнить своего научного руководителя про-
фессора Б. Д. Петракова. Он услышал мое выступление на од-
ной из конференций в 1986 году. Некоторые высказанные мною
идеи его заинтересовали. Он сам предложил стать моим научным
руководителем. Знал ли он, что совершает благодеяние? Конеч-
но, не знал! Это он делал для себя. Ему нужно было больше уче-
ников, чтобы стать академиком.
У меня было еще много благодетелей. Всех не перечислишь.
Назову некоторых. Главный врач Дворца здоровья Б. Л. Утев-
ский, мои друзья и коллеги В. М. Коваленко, Ю. А. Кутявин,
А. О. Бухановский, О. Я. Силецкий, редактор моих книг Г. И. Мед-
ведева и мн. др. Всем им я говорил и сейчас говорю спасибо и
стараюсь при случае оказать им помощь. Правда, большинство
из них в этом не нуждается.
Они, мои благодетели, разные и по полу, и по возрасту, и по
темпераменту, и по образованию, и по социальному положению.
Но объединяет их одно. Никто из них ни разу не сказал мне, как

21
Командовать или подчиняться?
много он для меня сделал, и не требовал благодарности. А сей-
час я им говорю спасибо. И если я кого-то из своих благодете-
лей здесь не назвал, то он не обидится на меня. Ведь если он
оказал благодеяние, то может и не подозревать об этом. А если
он знает, что оказал мне благодеяние, то это знание и есть ему
награда.
А когда кто-то упрекает меня в том, что что-то для меня сде-
лал, я выясняю, сколько это стоит, расплачиваюсь и больше не
имею с ним дела.
Недавно один из моих учеников подсказал мне, кого еще
нужно благодарить, тогда мне вдруг стала ясной фраза, которую
я вычитал, по-моему, в Библии. «Благословляйте преследующих
вас, ибо они, сами того не подозревая, гонят вас к светлому буду-
щему». Он выступил с прощальной речью, в коллективе, где дос-
тиг больших успехов, где более совершенствоваться не мог и вы-
нужден был уйти, хотя его оттуда никто не гнал. Более того, его
просили остаться. Привожу эту речь так, как я ее запомнил. Мо-
жет быть, мое изложение и не дословно, но основную мысль от-
ражает точно. Назвал он свое выступление «Судьба и сценарий».
Под сценарием Э. Берн понимает психологическую силу,
которая тянет человека к его судьбе независимо от того, счита-
ет ли он это свободным выбором и или яростно тому сопротив-
ляется.
Сценарий имеет огромный энергетический заряд. Все сце-
нарии трагичны и имеют три исхода: больница, тюрьма, моги-
ла. Человек, находящийся в сценарии, напоминает актера, ко-
торый по своей сути человек хороший, но в этой пьесе ему
досталась роль злодея, или шута, или слабого растерянного че-
ловека. И он играет ее помимо, а может быть, против своего же-
лания.
Как известно, сценарий формируется в первые пять лет жиз-
ни под влиянием родителей или лиц, их заменяющих, и явля-
ется фактически вектором задатков и системы воспитания. Мне
представляется, что сценарий влияет на жизненный путь, а судь-
бой я определил бы то, кем человек должен был бы стать, если
бы он смог полностью развить свои задатки. То есть он должен
стать тем, кем он должен стать в соответствии со своими способ-
ностями, талантом, или гениальностью. То есть поэт должен
стать поэтом, музыкант — музыкантом, художник — художни-
ком, математик — математиком, то есть стать самим собой.

22
ГЛАВА I
Психология управления

Человек рождается счастливым. По крайней мере, это отно-
сится к пациентам и клиентам, которыми занимаются врачи те-
рапевтического профиля, психотерапевты и психологи. С таки-
ми людьми имеют дело и руководители. Может быть, к таким
относитесь и вы, мой дорогой читатель. Я имею в виду больных
неврозами и психосоматическими заболеваниями, а также тех,
которым не везет в этой жизни, но с генетикой у них все в по-
рядке. Все-таки в самом начале своей жизни чтобы завоевать
свое право на жизнь, вам пришлось выдержать конкуренцию и
занять первое место в гонке со 150 миллионами участников. (Я
имею в виду количество сперматозоидов, который выбрасывает
здоровый мужчина во время одной эякуляции.)
Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх в соответ-
ствии со своей судьбой. Но даже если ему не удается расти ров-
но, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них
выйти и опять расти вверх. Растениям все-таки лучше. Обычно
из помидора стараются вырастить помидор, из огурца — огурец.
И только в случае человека из актрисы стараются сделать сче-
товода, из математика — врача, из музыканта — финансиста и
т. п. Вначале это делают родители, затем прикладывает свою
руку школа, а потом производство, а раньше партия.
И совсем плохо, когда в результате сформировавшего сцена-

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>