<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

помогая друг другу, но не затмевая. Каждый «крутился»
вокруг своего дела, как крутятся два электрона в атомном
ядре вокруг своей оси. И это вращение удерживало их друг
подле друга. Каждый был самим по себе, и в то же время
они были вместе. Такую семью Э. Берн называл семьей I.
Всего он выделил семь типов семей и обозначил их бук-
вами латинского алфавита I, A, H, О, S, Y, X. Коротко
остановимся на них.

Семья I. Встречается крайне редко. Это коллектив со
всеми его признаками. Из 400 обследованных мною семей,
которые считали себя счастливыми, истинно таковыми
оказались только 3. Здесь супруги придерживаются еди-
ного мировоззрения, активно сотрудничают друг с другом
и великолепно налажен секс. В книге «Секс в семье и на
работе» я подробно описываю структуру такой семьи, как
сделать ее такой, если в семье не все благополучно.

Семья А. Семью связывает только одна нить. Здесь
можно выделить три варианта.
1. Родитель — Родитель. В основе такой семьи лежат
принципы. В формировании участвует мама, папа, да
внутренний Родитель также влияет на выбор супруга. Не-
редко молодых знакомят сами родители. Конечно, тут
учитывается и требование Взрослого — приданое, заработ-
ки будущего супруга, деловые связи, но все-таки самое
главное, чтобы он подходил по Родителю, чувства не об-
суждаются. Не исключено, что под давлением Родителя
они и не возникают. Мой друг мусульманского вероиспо-
ведания, очень хороший человек. Дружил он с христиан-
кой, но жену привез со своей родины. Исповедовала она,
как вы сами понимаете, ислам. Семьи хорошей не полу-

205
Командовать или подчиняться?
чилось. Он продолжал наведываться к своей прежней под-
ружке. Что происходило в семье, можете представить
сами.
2. Взрослый — Взрослый. Этот вариант хорошо описан
в комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой». Там
главный герой поинтересовался только размером прида-
ного. А так как он его устроил, остальные вопросы им и
не обсуждались. В жизни такие случаи тоже бывают. Один
мой клиент бросил свою любимую, которая подходила ему
по линии Дитя — Дитя, и женился на женщине весьма
богатой, но прожить с ней смог всего три месяца.
3. Дитя — Дитя. Это может быть не любовь, а просто
чувственность, поскольку часто в брак вступают эмоцио-
нально незрелые люди. Проходит короткое время, и от-
сутствие общих дел и принципов приводит к быстрому
распаду семьи.
Нередко связи бывают Родитель (опекун) — Дитя;
Взрослый (учитель) — Дитя. В первом случае женщина-
мать (мужчина-отец) берет на воспитание мужа-сына
(жену-дочь). Такой была бы семья у Ленского с Ольгой.
Второй случай несколько мягче. В реальной жизни это
приходится наблюдать, когда преподаватели женятся на
своих ученицах.
Семья А при благоприятных условиях может разви-
ваться так, что интересы супругов сблизятся и она при-
обретет структуру семьи I. На это уходит обычно лет пять,
если супруги не проходят психологической подготовки.
Последняя значительно сократит этот мучительный пери-
од адаптации и облегчит его. В ряде случаев семья А все-
таки распадается.
Хочу заметить, что здесь говорится не о юридическом,
и даже не о фактическом, распаде семьи, а о психо-
логическом, когда люди, хотя и живут вместе, но на самом
деле чужие друг другу.

Семья Н. Интересы супругов не сближаются. Каждый
из них ведет свою жизнь, но брак выгодно сохранить обо-

206
Где есть кто ГЛАВА III

им партнерам. В принципе, они остаются просто хороши-
ми знакомыми и добрыми соседями. Я знал одну семью,
где супруги конфликтовали только в случае, если кто-либо
из супругов нарушал утвержденный ими график привода
друзей и подружек. Все бы ничего, но вот их ребенка мне
пришлось лечить. Такая семья описана в романе А. Дюма
«Королева Марго». Брак между героиней романа и коро-
лем Наваррским фактически был политическим союзом
(Взрослый — Взрослый) и был выгоден обеим сторонам.

Семья О. Супруги ходят по кругу, т. е. играют в одну и
ту же игру, пока тяжелая болезнь, тюрьма или смерть не
разведут их. Типичным примером такой семьи является
семья, где один из супругов — алкоголик. Детально все
ходы игры описаны в «Психологическом вампиризме».

Семья S. Супруги переходят от одного вида психо-
логического вампиризма к другому, но они стремятся как-
то сохранить брак и приходят на консультацию. Я знал
такую семью, где муж был видным спортсменом, а жена
очень красивой женщиной и по совместительству психо-
логическим вампиром. Холодная Женщина. Пока он
разъезжал по соревнованиям и совместная жизнь была
весьма кратковременной, состояние семьи было ком-
пенсированным. Когда муж стал вести «оседлую жизнь»,
зарплата резко уменьшилась. Довести его до импотенции
жене не удалось, и она поставила вопрос о разводе. Ребе-
нок был тогда на стороне мужа. Жена играла в игру «Если
бы не было тебя...». Муж обращался ко мне за консульта-
циями. Брак удалось сохранить. Но через некоторое вре-
мя уже он стал ставить вопрос о разводе, так как в резуль-
тате приобрел иммунитет против маневров вампира и
нашел другую женщину. Тогда на консультацию ко мне
пришла жена. К сожалению, она не согласилась на серь-
езную психотерапевтическую коррекцию, а пыталась со-
хранить брак, обращаясь в партком. Ребенок принял ее
сторону. Дело кончилось разводом, а у ребенка развился

207
Командовать или подчиняться?
тяжелый невроз, который, к счастью, удалось вылечить,
но в психологическом плане он отдалился и от отца, и от
матери.

Семья Y. Супруги на первых порах живут дружно. Скла-
дывается впечатление, что это семья I. Но затем интере-
сы начинают расходиться, и семья распадается. В таких
семьях на первом месте стоят интересы дела. Ему посвя-
щается все время, любовь постепенно выгорает. К 40—50
годам муж и жена расстаются.

Семья X. Начинает как семья А, затем продолжает как
семья Y.

Наш рассказ о семье был бы неполным, если бы мы не
коснулись взаимоотношений между родителями и детьми.
Довольно часто это отношения драматического треуголь-
ника. Родители играют роль «преследователя» или «изба-
вителя», а затем закономерно становятся «жертвами». Но
особенно тяжело бывает детям, когда ссорящиеся между
собой родители пытаются привлечь их каждый на свою
сторону. Сами муж и жена ведут себя как дети, а детям
навязывают роль арбитра. Дело абсолютно бесперспектив-
ное. Почти все больные неврозом, которые проходили у
нас лечение, отмечали, что в семье были разлады между
родителями. Они боялись сильной стороны и презирали
слабую. Как с такими установками не заболеть?
Несколько слов о роли бабушек и дедушек в семье.
Нередко именно они становятся препятствием в вос-
питании своих внуков. Мешает их «любовь», а точнее,
вампиризм. К внукам привязываются сильнее, чем к де-
тям. В результате наносится двойной вред и детям, и вну-
кам.




208
Э ту главу я написал специально для врачей, кото-
рые занимаются групповой психотерапией. У ис-
токов данного метода стоит Морено, а его развитие и
практические детали просматриваются в работах Род-
жерса. Думается, читателю будут интересны сведения о
жизни этих корифеев психотерапевтической науки.
Джекоб Леви Морено (1892—1974) родился в Бухаресте,
окончил Венский университет, где получил два образова-
ния — философа и врача. В период учебы им был разра-
ботан проект организации групп самопомощи и взаимо-
помощи для одиноких проституток Вены, который, как
считал сам Морено, положил начало движению групповой
психотерапии. Он отметил, что групповые занятия выяви-
ли четыре основных элемента, которые затем стали крае-
угольным камнем групповой психотерапии: автономность
группы, наличие определенной групповой структуры,
проблема коллективности и проблема анонимности. В
1916 году Морено стал работать над вторым проектом
организации групп самопомощи для итальянских крестьян,
которые вынуждены были поменять место жительства. Им
надо было адаптироваться в новых условиях. Полученные
при этом данные послужили основой для разработки мето-
дики групповой социометрии, которая стала фундаментом
его системы психодрамы и групповой психотерапии.
В 1925 году Морено переехал в США. В Нью-Йорке в
Плимутском институте он работал с детьми, используя
психодраматический подход. Кроме того, он проводил
обследование заключенных государственной тюрьмы в
Нью-Йорке и детей-правонарушителей, обучавшихся в
подготовительной школе. Результатом исследований по
групповым взаимодействиям явилось построение социо-
граммы. В 1929 году Морено приступил к осуществлению
программы «открытой» психодрамы в любительской труп-

211
Командовать или подчиняться?

пе Карнеги-холла. В 1934 году вышла в свет его моногра-
фия «Применение группового метода для клас-
сификации», в которой он определил содержание терми-
нов «групповая терапия» и «групповая психотерапия»,
подробно описав специфический комплекс операций. Так
было привлечено внимание Американской психотерапев-
тической ассоциации к групповой психотерапии.
Большое влияние на формирование мировоззрения
Морено оказали идеи Фрейда. Морено был в гуще науч-
ной и общественной жизни, был знаком с работами
К. Маркса и Ф. Энгельса и критиковал их, чем можно объяс-
нить тот факт, что в нашей стране в годы застоя о нем даже
не упоминали. Так, в фундаментальной книге М. Г. Яро-
шевского «История психологии» издания 1985 года о нем:
не сказано ни одного слова. Между тем его можно считать
создателем современной социальной психологии и груп-
повой психотерапии.
Еще Салливен указывал, что развитие личности обус-
ловлено сетями межличностных отношений. Морено пы-
тался создать процедуры для описания и измерения этих
сетей и вместе со своими коллегами разработал социомет-
рические методы. Он указывал, что как судьба организма
зависит не столько от формы тела (анатомии), сколько от
состояния клеток (гистологии), так и в обществе судьба
людей зависит не от социального устройства, а от того, в
какой реальной группе живет человек. Он призывал изу-
чать «гистологию» человеческого общества — структуру и
функцию малых групп.
Первые исследования Морено проводил в детских са-
дах. Ребятам разрешалось садиться в столовой за те сто-
лики, которые они сами выбирали. Все передвижения
фиксировались на кинопленку. Киноаппарат был подве-
шен к потолку. Оказалось, что возле одного ребенка (ли-
дера) собиралось большое количество детей, другой же
оставался в одиночестве. Так формировались «звезды»

212
ГЛАВА IV
Групповая психотерапия

(первичные неформальные группы) и выявлялись и отвер-
женные.
Морено был первым, кто провел эмпирическое иссле-
дование межличностных отношений. Его методика срав-
нительно проста. Каждого человека спрашивают о каждом
другом в группе. При этом задаются вопросы о пред-
почитаемых и нелюбимых и устанавливается некий по-
казатель интенсивности чувства. Полученная информация
переносится на диаграмму.
Между участниками группы может возникнуть вза-
имное притяжение и взаимное отталкивание; возможно,
что человек привлекателен и неприятен для одних и без-
различен для других; возможно также взаимное безраз-
личие. Диады (группки из двух человек) возникают вся
кий раз, когда существует обоюдный выбор. Триады (груп-
пки из трех человек) могут возникнуть, когда все три че-
ловека нравятся друг другу, или когда один привлекает
двух других, которые не особенно интересуются друг дру-
гим, или когда два человека зависят от третьего, который
эксплуатирует их.
Устанавливая взаимоотношения каждого участника с
каждым другим, Морено оказывался в состоянии харак-
теризовать группу в целом. Он указывал, что в каждой
первичной группе существует превалирующая эмоцио-
нальная атмосфера, от которой часто зависит самочув-
ствие человека и его поступки. В группе может быть ат-
мосфера сочувствия и ненависти, она может быть
мрачной, серьезной и т. д. в зависимости от сложивших-
ся межличностных отношений. Действия, которые согла-
суются с превалирующим настроением, облегчаются, а те,
которые не согласуются, сдерживаются. Сети меж-
личностных отношений являются агентами социального
контроля. Сейчас понятие «психологический климат» уже
вошло в повседневный обиход. «Групповой процесс»,
«групповая динамика», «диагностика группы» и многие

213
Командовать или подчиняться?

другие понятия связаны с именем Морено. Опытные ру-
ководители без социометрии не формируют временные
трудовые коллективы, не пытаются разобраться, что про-
исходит в группах. Периодически повторяемые исследо-
вания позволяют судить о развитии группы: превращается
ли вновь создаваемая группа в коллектив, где «один за всех
и все за одного» или становится корпорацией, где ее чле-
ны напоминают пауков в банке.
К основным понятиям психодрамы следует отнести
следующие: «ролевая игра», «спонтанность», «теле», «ка-
тарсис», «инсайт».
Ролевая игра — прием, который состоит в исполнении
какой-либо роли в любительском представлении. Но здесь
не должно быть ничего заранее подготовленного. В пси-
ходраме используется естественная способность людей к
игре. При этом создаются такие условия, при которых
индивидуумы, играя роли, могут творчески работать над
личностными проблемами и конфликтами.
Морено указывал, что в психодраме актерство является
помехой, ибо тогда исчезает спонтанность. К сожалению,
вся беда в том, что в жизни люди улыбаются, когда хочет-
ся плакать, пожимают дружески руку человеку, которого
хотели бы убить. В психодраме члену группы разрешает-
ся играть любую роль: злодея, обольстителя, хищного
животного и пр. При этом поощряется выражение истин-
ных чувств. На моих занятиях один из участников психо-
драмы, играя роль медведя, с удовольствием «загрыз» ге-
роиню придуманной сказки, отреагировав свое негативное
отношение к теще. Ему стало легче.
Спонтанность и родственное ему понятие «твор-
чество» — ядро теории действия и личности Морено. В пси-
ходраме нет специально написанных сценариев и ролей.
Члены группы могут следовать по любому, пусть даже и не
изведанному ими пути. Спонтанность, таким образом, явля-
ется противоядием возрастающей ригидности социально-

214
Групповая психотерапия ГЛАВА IV

ролевого поведения. Благодаря спонтанности члены групп
расширяют свой ролевой репертуар и по мере разыгрывания
представления находят решение своих личностных проблем.
Благодаря спонтанности им удается изменить привычные
поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, акти-
визировать свой творческий потенциал. С точки зрения
Морено, выжить смогут только творческие личности.
Спонтанность — это ключ, который открывает дверь
понимания, что такое творчество. «Творчество — это спя-
щая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуж-
дается в катализаторе. Таким хитрым катализатором твор-
чества является спонтанность», — писал Морено. Другими
словами, идеи возникают во время спонтанного действия,
а если повезет, они могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются
«культурные консервы» — язык, литература, искусство и
пр. Они связывают людей с прошлым и помогают решать
новые проблемы. Поэтому спонтанность не исключает
привычных действий. В спонтанности есть две пе-
ременные: адекватный ответ и новизна. Таким образом,
поведение, с одной стороны, должно быть новым, с дру-
гой стороны, адекватным данной ситуации. Понятно, по-
чему творческие люди часто не могут добиться признания
своего творчества. Их поведение бывает новым, но, к со-
жалению, неадекватным ситуации, и их отвергают. Чело-
век, который не знает социальных норм и ведет себя спон-
танно, может показаться психически ненормальным.
Тогда отвергаются не только его идеи, но и он сам. По-
этому люди боятся непосредственного и эмоционального
общения так же, как дикари боялись огня до тех пор, пока
не научились добывать его. Психодрама и обучает чело-
века спонтанному поведению.
Спонтанность сближает психодраму с другими груп-
повыми подходами, делающими упор на принцип «здесь
и теперь». Проблемы не обсуждаются, а переживаются в

215
Командовать или подчиняться?

реальном действии в настоящий момент. В психодра-
матическом действии нет прошлого и будущего, есть толь-
ко настоящее.
Теле — это позитивные и негативные чувства, воз-
никающие у людей в процессе психодраматического дей-
ствия. Теле — это вчувствование людей друг в друга, это
взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса,
контрпереноса и эмпатии.
Катарсис — это эмоциональное потрясение и внут-
реннее очищение не только для зрителей, но и для само-
го актера, «который разыгрывает драму и одновременно
освобождает себя от нее». Различие между зрителями тра-
диционного театра и зрителями психодрамы можно срав-
нить с различием между человеком, который смотрит
фильм об извержении вулкана, и человеком, который не-
посредственно наблюдает у подножия вулкана за его из-
вержением.
Инсайт — это конечный результат психодрамати-
ческого процесса, который приводит к немедленному ре-
шению или новому пониманию имеющейся проблемы.
Инсайт может возникать во время психодраматического
действия, во время обсуждения, а иногда уже дома. Как
выражаются больные, «вдруг пробивает».
Основные роли в психодраме — это режиссер, прота-
гонист, «вспомогательное Я» и аудитория. Психодрама
начинается с разминки, затем наступает фаза действия, во
время которого протагонист организует представление, и
заканчивается психодрама фазой обсуждения.
Режиссер, будучи продюсером, терапевтом и ана-
литиком, управляет групповым занятием и помогает чле-
нам группы их мысли перевести на язык драматического
действия. В роли терапевта он пытается помочь пациен-
там изменить неудачные шаблоны поведения, не вмеши-
ваясь в групповой процесс. В роли аналитика он интер-
претирует и комментирует поведение участников.

216
ГЛАВА IV
Групповая психотерапия

Протагонист — это член группы, который является
конкретным субъектом психодраматического действия.
Он «изображает» события из конкретной жизни.
Участник, занятый в работе с протагонистом, выпол-
няет роль «вспомогательного Я», которое олицетворяет
всех значимых других в жизни протагониста.
Аудитория состоит из тех членов группы, которые не
играют ролей в данном действии. В заключительной ста-
дии они демонстрируют свое отношение к происшедшему
и раскрывают свои собственные конфликты и проблемы.
Разминка нужна и режиссеру, и членам группы. Члены
группы задают друг другу нетравмирующие вопросы, ре-
жиссер высказывает свои идеи. Цель разминки — снять
тревогу у членов группы. Это может быть хождение по
комнате, разглядывание партнеров, рисование, упраж-
нение «волшебный магазин», где продавец (режиссер)
продает членам группы положительные качества за дру-
гие положительные качества.
В фазе действия выбирается протагонист, который выс-
казывает свою проблему. Затем он организует сцену и под-
бирает «вспомогательных Я», которым предлагаются под-
ходящие роли.

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>