<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Во время разыгрывания действия режиссер должен
уметь помочь протагонисту достичь нового понимания
себя без подавления актуально переживаемых чувств. «Мы
не должны разрушать стены, мы должны просто трогать
ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из
них открыта». Если у протагониста проблема с отцом, то
вначале «вспомогательное Я» играет «плохого» отца, затем
«хорошего». Как только действие приходит к завершению
и, возможно, достигаются катарсис и инсайт, действие
заканчивается.
Во время обсуждения — интеграции — члены группы
рассказывают о своих эмоциональных реакциях и дают
протагонисту обратную связь.

217
Командовать или подчиняться?

На всем протяжении психодрамы режиссер помогает
протагонисту развивать действие, используя следующие
методики: «Монолог», «Двойник», «Обмен ролями», «Ото-
бражение».
Во время монолога протагонист выражает свои скрытые
мысли и чувства как самому себе, так и аудитории.
Двойник — «второе Я» — пытается повторить позы и
привычки протагониста, пытаясь стать им. А если про-
тагонист не может продолжать действия, то это делает
двойник. Двойник может выполнять функцию внутрен-
него голоса. Но «вспомогательные Я» реагируют только на
голос протагониста. Двойник может быть «бесцветным»,
«ироническим», «страстным», «возражающим».
При обмене ролями протагонист играет роль «вспо-
могательного Я», а «вспомогательное Я» — роль прота-
гониста. Это помогает понять другого человека, да и са-
мого себя.
При отображении протагонист наблюдает, как дублер
в лице «вспомогательного Я» играет его собственную роль.
Это помогает индивиду понять, как его воспринимают
другие люди. Кроме того, вырабатываются некоторые по-
веденческие навыки.
Морено образно описал структуру личности. Он пола-
гал, что каждая личность имеет свой социальный атом. А
в этом атоме есть ядро и протоплазма. В ядро входит сама
личность и круг близких, к которым имеется опре-
деленное эмоциональное отношение, в протоплазму вхо-
дит круг знакомств. Жизнь устроена так, что социальный
атом постоянно терпит тот или иной урон, и человеку,
когда из его окружения уходят эмоционально значимые
люди (окончание школы или института, переезд на дру-
гое место жительства, смерть близких, переход на другую
работу и т. п.), необходимо заменить их другими, т. е., по
Морено, произвести ремонт социального атома. Если он
не в состоянии это сделать, то наступает социальная

218
ГЛАВА IV
Групповая психотерапия

смерть, которая очень тяжело переносится личностью.
Поэтому Морено призывает учиться «ремонтировать» со-
циальный атом. И действительно, ведь моя физическая
смерть не должна меня волновать. Понятно, что меня по-
хоронят, а если даже не похоронят, то я страдать от этого
не буду. Иное дело — социальная смерть. Жизнь становит-
ся нестерпимой. Личность начинает искать себе друзей и
согласна терпеть «уколы», лишь бы не быть одинокой. Но
если она обладает связями и состоянием, то она их ис-
пользует как средство, чтобы с ней общались. Примерно
так поступил дядя Евгения Онегина, заставив своих на-
следников сидеть с ним «и день и ночь, не отходя ни шагу
прочь». Довольно часто, когда наступает социальная
смерть, человек заканчивает жизнь самоубийством. Во
многих супружеских парах смерть одного супруга быстро
приводит к смерти другого. Причем не всегда это счаст-
ливые семьи. В клинической практике нередко наблюда-
лись случаи, когда депрессия с последующим самоубий-
ством развивалась у женщин, много лет проживших с
мужем-алкоголиком, который над ними издевался. Неред-
ко дети в своих семьях чувствуют себя одинокими, т. е.
социально мертвыми, и ищут эмоциональные связи на
стороне, иногда попадая при этом в криминальные груп-
пировки.
Что касается групповой психотерапии, то здесь заслуга
Морено заключается в создании театра спонтанности. Сам
он говорил, что у него еще в молодости возникла идея
фикс, которая стала постоянным источником вдохнове-
ния. Суть ее в следующем: существует своего рода перво-
природа, бессмертная и заново возрождающаяся в каждом
поколении, первовселенная, включающая в себя все су-
щее, и происходящее в ней священно. «Я возлюбил это
колдовское царство, — писал Морено, — и решил не по-
кидать его более никогда». Эта идея осталась его гидом на
всю жизнь. «Стоило мне увидеть какую-либо семью, шко-

219
Командовать или подчиняться?

лу, церковь, палату конгресса или любой социальный ин-
ститут, я всякий раз восставал против него; я ощущал их
внутренние противоречия, и у меня уже была готова но-
вая модель для их замены».
Стоит согласиться с Морено. Я своим пациентам со-
ветую при сомнениях подумать, как бы в аналогичном слу-
чае поступил бы их далекий предок 50—60 тысяч лет тому
назад, когда он жил в соответствии с законами первопри-
роды. И тогда сразу становится ясна нелепость таких огра-
ничений, как пол, возраст, национальность, сословная при-
надлежность. Исчезают слова «должен», «нельзя», остаются
«хочу», «могу», «вынужден», «целесообразно». Если я хочу,
но не могу, то следует научиться, а пока я не могу, я вынуж-
ден воздержаться от реализации своих потребностей и де-
лать то, что мне навязывают, ибо это целесообразно. Но как
только я научился делать то, что мне хочется, то тогда мож-
но приступить к реализации своего «хочу».
Думается, Морено оказал более значительное влияние
на групповое движение, чем кто-либо еще. Морено раз-
работал игровые методики, которые впоследствии стали
широко применяться в современных группах встреч, геш-
тальт- и Т-группах, группах трансактного анализа. Мно-
го нового в работу групп вводилось различными исследо-
вателями, но Морено настаивал на том, чтобы все
достижения в области групповой психиатрии были при-
писаны именно ему. На протяжении всей жизни он борол-
ся за основные гуманистические ценности и человеческое
достоинство, критикуя дискриминационную социальную
практику и рассматривая психодраму в качестве универ-
сального подхода к лечению людей.
В клинической практике психодрама применяется для
лечения алкоголиков, наркоманов, при работе с делинк-
вентами и детьми. Кроме того, психодрама используется
для расширения самосознания человека и коррекции на-
выков межличностного общения.

220
ГЛАВА IV
Групповая психотерапия

Карл Роджерс (1902) родился в религиозной семье. Он
рано почувствовал себя одиноким и впоследствии был
доволен, что в школьные годы не попал на консультацию
к психиатру, так как тогда бы ему поставили диагноз ши-
зофрении. Переходя из университета в университет, Род-
жерс в конце концов окончил Колумбийский университет,
отказался от запланированной ранее карьеры священника
и стал заниматься психотерапевтической работой, разра-
батывая недирективный подход групповой психотерапии.
В 1951 году в книге «Терапия, центрированная на клиен-
те» он изложил свои основные теоретические положения.
Роджерс считал, что основная фигура в терапии — паци-
ент, а врач — только лишь пособник (facillitater). В это
время он работал в Чикагском университете. В 1957 году
он перешел в Висконсинский университет, где препода-
вал психиатрию и психологию. Там он был в конфликте с
администрацией университета, ибо резко возражал против
репрессий в отношении студентов. В 1963 году Роджерс
ушел из университета и стал работать в Калифорнии. Его
опыт психотерапевтической работы обобщен в моногра-
фии «Группы встреч», которая, к сожалению, еще не вы-
ходила у нас. Правда, имеется технический перевод.
Свою позицию невмешательства он подчеркивает ци-
татой из Лао Дзи:

Если я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они сами заботятся о себе.
Если я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они правильно ведут себя.
Если я ничего не навязываю людям,
они становятся сами собой.

К. Роджерс считал, что главное — то, что происходит
внутри организма. И этот внутренний мир часто не соот-
ветствует внешнему. Главное — не реальность, а то, как
человек воспринимает реальность. Обычно поле опыта ог-

221
Командовать или подчиняться?

раничено тем, что мы обращаем внимание или на опасность,
или на приятное вместо того, чтобы воспринимать все сти-
мулы среды. Он выдвинул понятия конгруэнтности — не-
конгруэнтности. Конгруэнтность — это соответствие мира
внутреннего миру внешнему. Тогда мои наблюдения совпа-
дают с наблюдениями другого. Конгруэнтность — это соот-
ветствие чувств и их внешних проявлений.
Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнт-
ность. Они выражают свои чувства сразу и всем своим су-
ществом. Поэтому они быстро переходят из одного эмо-
ционального состояния в другое. Полное выражение
чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, и они
не хранят в себе эмоциональные отходы предыдущего
опыта. «Когда я голоден, тогда я ем; когда я устал, тогда я
сижу; когда я хочу спать, я сплю». Эта дзэн-буддистская
формула лучше всего показывает, что такое конгруэнт-
ность.
Наблюдая за детьми до пяти лет, можно заметить, как
постепенно формируется неконгруэнтность.
А вот пример.

Как-то я гулял со своими детьми, четырех и девяти лет. К нам
подошел сосед с авоськой, наполненной мандаринами. Старший
сын стоял и с вожделением смотрел на мандарины, но молчал.
Младший же спросил: «Дядя Ваня, а что у тебя в сетке?» (Мож-
но подумать, что этого не было видно!) Далее диалог развивал-
ся следующим образом:
Дядя Ваня: Мандарины.
Сын: Дядя Ваня! А я люблю мандарины! (Вместо «Дай ман-
дарины».).
Дядя Ваня дает ему несколько мандаринок. Сын их быстро
съедает, не делясь со старшим братом, и опять обращается к дяде
Ване: «Дядя Ваня, а я уже съел мандарины» (вместо «Дай еще»).
Позже он стал «воспитанным» и больше так себя не вел, но
зато потерял остатки конгруэнтности.
И тогда...


222
Групповая психотерапия ГЛАВА IV

Довольно часто люди говорят одно, думают другое, чув-
ствуют третье, а делают четвертое. Им скучно в гостях, но
они продолжают сидеть, улыбаются, когда грустно, и едят
при отсутствии аппетита. Неконгруэнтность определяет-
ся как неспособность не только воспринимать мир, но и
точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощу-
щаться как тревожность, напряжение, а иногда — как
внутреннее замешательство. Постепенно расхождение
между реальностью и тем, что переживается субъективно,
столь значительно, что человек не может нормально жить.
Большинство симптомов при неврозах, по К. Роджер-
су, это те или иные формы неконгруэнтности. Неконгру-
энтный человек не может разобраться, чего ему хочется,
и не понимает, чего от него требуют. Им все недовольны,
но и он недоволен всеми. Он себя считает скромным — его
считают высокомерным. Он думает, что он расчетли-
вый, — его считают трусливым. Он видит себя принципи-
альным, — его считают дураком.
Но каждый индивид стремится к конгруэнтности и,
следовательно, к более эффективной жизни. Как семя
стремится стать деревом, так и каждый человек хочет са-
моактуализироваться, т. е. развить свои способности,
Маслоу считал стремление к росту и самоактуализации
слабым внутренним голосом, который легко заглушить.
Роджерс же считает стремление к росту и самоактуализации
единственным мотивом, который движет человеком. Не-
обходимо только убрать искажающие и задерживающие
рост препятствия — психологические защиты.
Препятствия, по К. Роджерсу, возникают в раннем дет-
стве и являются нормой. Но так как дети конгруэнтны то
они не отличают свои действия от себя в целом. Если их
хвалят за то или иное действие, они считают, что их при-
нимают целиком, а если наказывают за проступок, то на-
казание воспринимается ими как неодобрение в целом.
Любовь для детей настолько важна, что они, чтобы уго-
дить другим, начинают действовать против собственных

223
Командовать или подчиняться?
интересов и приходят к представлению о себе, как о пред-
метах, созданных для того, чтобы удовлетворять потреб-
ности других. Эти представления не развиваются, если
ребенок всегда чувствует себя. Трудно представить, чтобы
такая ситуация когда-либо наблюдалась в практике. Вспом-
ните традиционное замечание родителей: «Я тебя такого не
люблю!». Но только в условиях полного приятия ребенок
не испытывает побуждения отторгнуть от себя непривле-
кательные для родителей и воспитателей, но подлинные и,
может быть, самые ценные части своей личности.
К. Роджерс приводит пример, когда в семье появляет-
ся второй ребенок. Первому приходится подавлять свои
враждебные чувства к малышу, чтобы мама продолжала
его любить. Он прячет свою «злую волю» и обнимает ма-
лыша так крепко, что тот плачет. Роджерс считает, что
лучше найти таким чувствам какое-то более полезное вы-
ражение, чем отрицать их или вытеснять. Если этого не
происходит, то ребенок взрослеет, а проблемы остаются.
Задерживается рост. Чтобы поддерживать ложные пред-
ставления о себе, приходится искажать свой опыт. Оши-
бок становится все больше. Ребенок попадает в порочный
круг. Защит становится все больше.
Иногда защиты не срабатывают, и человек осознает
разрыв между своим поведением и своими представле-
ниями о себе. В результате — паника, хроническая тре-
вожность, неврозы, а иногда и психозы.
В группах встреч Роджерса создается атмосфера при-
ятия, и разрушение защит освобождает энергию, которая
используется для личностного роста.
Роль руководителя (пособника) — создать особый пси-
хологический климат, климат безопасности, в котором
постепенно развивается свобода в выражении чувств и
разрушаются защиты. Взаимное доверие вытекает из вза-
имной свободы выражать истинные чувства, позитивные
и негативные. Каждый член группы идет к все большему
восприятию своего собственного бытия — эмоци-

224
ГЛАВА IV
Групповая психотерапия

онального, интеллектуального и физического как таково-
го, включая и потенциальные возможности. В результате
личность становится более устойчивой в работе, взаимо-
отношениях и т. п.
Развитие обратной связи приводит к тому, что человек
начинает понимать, как он выглядит в глазах других. По-
является свобода отношений, и коммуникативность улуч-
шается. Перед личностью возникают новые возможности,
мысли и направления. Нововведения становятся скорее
желанными, чем угрожающими. Навыки общения, полу-
ченные в группе, переносятся на отношения с близкими,
подчиненными, начальниками.
Заслугой К. Роджерса является то, что он в деталях раз-
работал групповой процесс. Этапы, описанные им, про-
слеживаются и в других методиках.
1. Ознакомление. Руководитель заявляет, что эта груп-
па с необычайно большой свободой и что он не тот, кто
берется дать прямые ответы на имеющиеся вопросы. Воз-
никает период смущения, вежливых контактов, молчания.
Все это ведет к тому, что люди в течение нескольких ча-
сов будут задавать себе примерно такие вопросы: Кто бу-
дет нами руководить? Кто нам будет говорить, что делать?
Кто отвечает за нас? Какая цель группы?
2. Сопротивление. Участники группы пытаются скрыть
свои чувства, иногда имеет место амбивалентное отноше-
ние.
3. Описание прошлых чувств. Постепенно люди начина-
ют рассказывать о себе и начинается дискуссия. Но учас-
тники становятся все более откровенными.
4. Выражение негативных чувств. Первые чувства все-
гда негативные. Чаще всего это негативная реакция на
руководителя за то, что он не хочет брать на себя ответ-
ственность за ведение группы. Выясняется, что сказать «Я
тебя ненавижу» легче, чем сказать «Я тебя люблю».
5. Выражение и исследование личностно значимого ма-
териала. Этот этап связан с предыдущим. Так как гнев и

225
8. Зак. 129
Командовать или подчиняться?

негативные чувства не вызвали катастрофических послед-
ствий, люди начинают рассказывать о себе то, что никог-
да не рассказали бы даже близкому другу.
6. Выражение непосредственных межличностных
чувств. Появляется обратная связь. Это могут быть и по-
ложительные, и отрицательные чувства, но они создают
климат доверия.
7. Развитие излечивающей способности группы. Посте-
пенно становится очевидным терапевтическое влияние
группы. Один старается помочь другому.
8. Самовосприятие и начало изменений. Больные начи-
нают себя критиковать.
9. Разрушение «фасада» и психоаналитических защит. Не
всегда это приводит к чувству радости, иногда развивает-
ся подавленность от осознания того, что неверно жил.
10. Конфронтация. По Роджерсу, это вариант обратной
связи, когда друг о друге дают негативную информацию.
11. Помогающие взаимоотношения. Этот этап раз-
вивается при успешном завершении предыдущего. Чело-
век становится восприимчивым к критике. Он начинает
понимать, что это критика не против него, а за.
12. Выражение позитивных чувств и близости. Начина-
ет меняться поведение в группе, наступает успокоение,
иным становится даже тон голоса. Исключаются самоко-
пание и садизм.
К. Роджерс неоднократно подчеркивал свою позицию
невмешательства в работу группы. «Мне группа напо-
минает организм, имеющий чувство собственного само-
управления. Подобно тому, как лейкоциты узнают бакте-
рии и движутся к ним, так и группа узнает нездоровые
элементы в процессе своего развития, фокусируется на
них, очищается от них или элиминирует их и движется по
направлению к тому, чтобы стать здоровой группой. В
этом я вижу мудрость организма. Я не ставлю целей для
группы. Для меня также не имеет значения, как мой стиль
поведения выглядит в глазах другой личности, хотя и знаю

226
ГЛАВА IV
Групповая психотерапия

по опыту, что временами я выгляжу подозрительно для
врача другого стиля».
Основной задачей руководителя К. Роджерс считает со-
здание эмоционального климата в группе. «Я не думаю, что
может что-то случиться, я думаю, что все будет хорошо.
Я думаю, что мое спокойствие и отсутствие желания ру-
ководить имеет освобождающее влияние на других. Я слу-
шаю, как могу, каждого индивида, который выражает
себя, не имеет значения, поверхностно или глубоко. Для
меня ценен индивид, который говорит, хотя бы потому,
что говорит и тем самым заслуживает внимания.
Безусловно, он чего-то стоит, раз что-то выражает.
Этим я придаю значительность личности.
Я сосредоточен на члене группы, который говорит. И
меня интересуют не сами детали его ссоры с женой или
его трудности на работе, или его несогласие с тем, что
было сказано в группе, а то, какое это значение для него
имеет сейчас, и то, какие чувства у него вызываются.
Именно этим значениям и чувствам я хочу найти ответ. Я
хочу сделать психологический климат безопасным для
индивида. Я хочу, чтобы он почувствовал, что если он
рискнет сказать что-либо сугубо личное или абсурдное,
будет, по крайней мере, один человек, который его уважа-
ет достаточно, чтобы выслушать его и прислушаться к та-
кому состоянию, как достоверное выражение самого себя.
Я знаю, что никто не может защитить его от боли нового
инсайта или от боли честной обратной связи от других.
Тем не менее мне бы хотелось, чтобы индивид чувствовал,
что что бы ни случилось с ним и в нем, я буду с ним в
момент радости и боли или в комбинации этих состояний
в момент роста... Врач должен решать собственные про-

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>