<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

блемы в группе. Если этого не делать, то перестаешь слу-
шать, что происходит в группе, или группа улавливает
настроение врача и думает, что она в чем-то виновата».
К. Роджерс пытается предостеречь руководителя груп-
пы от ошибок.

227
8*
Командовать или подчиняться?

1. Необходимо настороженно относиться к тем лич-
ностям, которые, эксплуатируя интерес публики к груп-
повой терапии, надеются быстро приобрести популяр-
ность.
2. Руководитель менее эффективен, когда он толкает
группу, манипулирует ею, пытаясь управлять ею в своих
невысказанных целях.
3. Есть руководители, которые оценивают успех или
неуспех группы по ее драматичности — они считают лю-
дей, которые плачут или раскрываются. Это ведет к лож-
ной оценке.
4. Следует придерживаться одной-единственной линии
в групповом процессе.
5. Нельзя быть руководителем, если собственные про-
блемы столь велики, что все время толкают его в центр
группы. Ему надо быть не руководителем, а участником.
6. Не рекомендуется быть руководителем тому, кто ча-
сто дает интерпретацию мотивов или причин поведения
членов группы. Если они неточны, то не помогут. Если
точны, то приведут к ухудшению.
7. Руководитель не должен сдерживать свое эмоцио-
нальное состояние в группе. Ему не следует считать себя
экспертом, который способен анализировать групповой
процесс и реакции членов.
Роджерс в деталях рассматривает социальные отно-
шения и в этом плане поднимает проблему одиночества,
в которой выделяет два аспекта.
1. Одиночество как основная часть человеческого су-
ществования. Вы можете никогда не узнать обо мне, а я о
вас. В этом плане обособленность есть основа для твор-
ческого самовыражения. Если человек боится такого оди-
ночества, то это свидетельствует о его духовной пустоте.
2. Одиночество, которое часто не осознается личностью
и которое проявляется тогда, когда она теряет что-то из
своего «фасада».


228
Групповая психотерапия ГЛАВА IV

Каждый человек знает, что его будут любить, если он
будет вести себя определенным образом, а сам он как та-
ковой никому не нужен. Поэтому он начинает форми-
ровать скорлупу внешнего поведения. Эта скорлупа может
быть относительно тонкой, и он понимает, что роль, ко-
торую он сознательно играет, отлична от его сущности. Но
она может стать грубой, как броня, за которой он забудет
о своей сущности. Человек боится быть самим собой пе-
ред самим собой. Он уверен, что никто не сможет принять
спрятанную за броней его противоречивую сущность и
полюбить его. Так вот, когда разрушается броня, развива-
ется глубокое чувство отчуждения от других (другие же
броню не сняли).
Итак, одиночество существует на многих уровнях и
бывает разной степени. Острее всего оно у индивида, ко-
торый обнаруживает себя в состоянии самого себя и уве-
рен в том, что не будет в таком состоянии принят миром.
В группе он открывает свое одиночество и излечивается
от него.
В процессе терапии, как считает К. Роджерс, следует
говорить не о терапевтическом эффекте, а о росте лич-
ности. Он предлагает опираться на стремление индиви-
дуума к росту, здоровью и приспособлению. Лечение —
освобождение клиента от защит для нормального роста и
развития. Этот метод больше акцентирует эмоциональные
аспекты ситуации, нежели интеллектуальные, и опирает-
ся больше на непосредственную ситуацию, чем на про-
шлое индивида. Роджерс всю свою жизнь занимался кли-
нической практикой, но вместо традиционного «пациент»
он использует слово «клиент». Клиент — это тот, кто нуж-
дается в услуге. Пациент — это тот, кто нуждается в по-
мощи. В представлении о клиенте содержится идея равен-
ства, отсутствующая в представлении о пациенте. В этом
отношении терапия Роджерса сродни бихевиоральной. Но
при поведенческой терапии новые формы поведения вы-
бираются врачом, а у Роджерса эти формы выбирает кли-

229
Командовать или подчиняться?

ент. Его критиковали, но он к этой критике относился
спокойно. Его методы как нельзя больше подходят демок-
ратически настроенным людям, для которых равенство
является незыблемой основой существования, и гнет врача
они переносят плохо.
Человек так или иначе идет к смерти. Болезнь — это
короткий, прямой, энергоемкий и эмоционально непри-
ятный путь, на котором то и дело падаешь в пропасти обо-
стрений, на тебя сваливаются глыбы огорчений. Здесь нет
ни минуты покоя. Вся жизнь заполнена посещениями
врачей, сдачей анализов и пребыванием в много-
численных стационарах; и все время слышишь дыхание
смерти за своей спиной и чувствуешь ее запах и в конце
концов уходишь в небытие. И после тебя остается пухлая
многотомная история болезни, которая, возможно, помо-
жет кому-то из врачей защитить кандидатскую диссерта-
цию, но, скорее, будет сожжена через 25 лет, когда исте-
чет срок ее хранения. Путь самоактуализации — это
длинная, обходная, энергоэкономичная и эмоционально
приятная дорога. Здесь и плоды творческих успехов, и
цветы радости и любви. На этой дороге гарантировано
бессмертие. И хотя ты рано или поздно лишишься своего
тела, дух твой останется в твоих трудах.
В этом свете идеи К. Роджерса заслуживают более при-
стального изучения и внедрения в психотерапевтическую
практику. Они помогают личности самоактуализировать-
ся и тем самым отвести энергию организма от болезнен-
ных образований. Они как бы обесточивают страдание,
которое гибнет, лишаясь энергетической подпитки. Идеи
гуманистической психологии послужили мостиком для
развития экзистенциального направления в психотерапии.




230
М етод целенаправленного моделирования эмоций,
который разрабатывается мною в течение мно-
гих лет и применяется при лечении неврозов, помогает не
только больным, но и находящимся в стрессовой ситуа-
ции. С его помощью такие люди избавляются не только
от мешающих им некоторых форм поведения, недомога-
ний, но и решают многие жизненные проблемы, выходя-
щие за пределы медицины.
В этой главе я расскажу об эмоциональном питании и
его нормах, дам практические рекомендации, которые
помогут создавать соответствующие эмоциональные блю-
да. К счастью, за продуктами для них на рынок ходить не
нужно, все есть дома. Помогу вам освоить технику целенап-
равленного моделирования эмоций, покажу его связи с
общением, мыслительными процессами и деятельностью
внутренних органов. Дам конкретные рецепты целенап-
равленного моделирования эмоций в той или иной сфере
деятельности.



5.1. Эмоциональные потребности
Слово «эмоция» знакомо каждому. А вот его научное
определение: эмоция — это психический процесс, отража-
ющий отношение человека к самому себе и окружающему
миру. Я обедаю, и обед мне нравится или не нравится, я
что-то делаю, и то, что я делаю, мне нравится или нет, я
вынужден с кем-то общаться, и тот, с кем я общаюсь, мне
нравится или не нравится. В то же время в каждой ситуа-
ции я доволен собой или недоволен. Бывают, правда та-
кие моменты, когда мне все безразлично (т. е. к событи-


233
Командовать или подчиняться?

ям людям, делам, которыми занимаюсь, нет никакого от-
ношения).
Когда мне что-то нравится, то возникает положитель-
ная эмоция, когда не нравится — отрицательная. Если мне
все безразлично, то становится скучно, а скука приводит
к раздражению, а это уже эмоция. Отсутствие эмоцио-
нальности является признаком такого тяжелого психичес-
кого заболевания, как шизофрения. Человека без эмоций
можно уподобить выжженной пустыне. Эмоции возника-
ют по разным причинам. Это и завершенное дело, и по-
теря друга, и лишение каких-либо благ, и чтение книг, и
занятия спортом, и мн. др. Когда появляется эмоция, из-
меняется не только внешний вид человека, но и деятель-
ность внутренних органов, обменные процессы, состояние
нервной системы.
Эмоции окрашивают окружающий мир. Нам скучно, и
все вокруг серо. Девушка не пришла на свидание, и «все
прохожие на дьяволов похожи, дурно пахнет резеда». Но
вот она появилась, и «все прохожие на ангелов похожи,
чудно пахнет резеда». Отсутствие раздражителей, вызыва-
ющих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если
он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к бо-
лезни, а потом к смерти. Самый лучший способ избежать
этого и в том и в другом случае — это накормить челове-
ка.
При рациональном питании он получает определенное
количество белков, жиров, углеводов, витаминов и т. д.
Какие же требования предъявляются к рациональному
эмоциональному питанию? Для нашего благополучного
существования необходимо, чтобы на мозг действовали
три рода раздражителей: вызывающие положительные эмо-
ции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмо-
ционально-нейтральные, или балластные (60%). Эти данные
получены учеными в ходе практических экспериментов
(раздражение определенных участков головного мозга и

234
ГЛАВА V
Психологическая диета

изучение эмоциональной реакции на него), которые по-
зволили составить соответствующую эмоциональную кар-
ту головного мозга.

Какие выводы можно сделать
на основе этих данных?
1. Человек запрограммирован на счастье. Он обязан
быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и
долго жить.
2. Человек, не имеющий соответствующей эмоцио-
нальной пищи, как автомобиль, который заправляется не
тем горючим, быстро изнашивается, двигается с мед-
ленной скоростью по жизни, его часто приходится «ре-
монтировать» во время многочисленных болезней.
3. Человек, вступающий в общение, должен знать: что-
бы партнер продуктивно работал, он должен получить
соответствующую положительную эмоцию. Руководители,
педагоги, воспитатели, родители, можно ли кричать на
своего подопечного? Можно. Но тогда не стоит ждать от
него хорошей работы. Довольно часто утренние производ-
ственные совещания проводятся на фоне ругани и оскор-
блений, в результате к работе люди могут приступить лишь
через полтора-два часа после него.
4. Если вы не сдержались и обругали партнера, то для
того, чтобы его работоспособность восстановилась, вам
надо его похвалить. Сколько раз? Это нетрудно вы-
числить, вспомнив соотношение положительных (35%) и
отрицательных (5%) раздражителей. Итак, похвалить надо
7 раз! На это уходит много времени. Вы можете спросить:
«А если я не буду ругать их, то где же они получат отри-
цательные эмоции?». Не волнуйтесь! Где-нибудь в другом
месте. У нас еще не так много психологически подготов-
ленных людей! Зато к вам начнут тянуться люди.



235
Командовать или подчиняться?

Я уже говорил, что волевой руководитель — глупый
руководитель. Если бы он мог хорошо мыслить, он убе-
дил бы своего подчиненного и тем самым создал бы у него
положительную эмоцию.
А для чего нужны отрицательные эмоции? Если их не
чрезмерно много, они стимулируют нас, заставляя искать
новые решения, подходы, методы. Ведь отрицательные
эмоции возникают тогда, когда наша деятельность не дает
нужных результатов. Отрицательные эмоции играют та-
кую же роль, как углекислый газ в процессе дыхания. Он
стимулирует вдох. Для дыхания необходим кислород (по-
ложительные раздражители), углекислый газ (отрицатель-
ные раздражители) и азот (эмоционально нейтральные
раздражители). Но если доля углекислого газа становится
больше, мы говорим об экологической катастрофе. Если
же не соблюдено соотношение положительных и отрица-
тельных эмоций, наблюдается психологическая катастро-
фа. Изучая эмоциональную жизнь больных неврозами,
психосоматическими заболеваниями (инфаркт миокарда,
гастрит, колит, язва желудка, бронхиальная астма и др.),
я убедился, что все они задолго до развития заболевания
жили в состоянии психологической катастрофы, т. е. в их
жизни было мало интереса и радости, зато в избытке —
тревоги, страха, раздражительности и тоски. Отрицатель-
ные эмоции необходимы, но, как перец в пище, в неболь-
шой дозе.
Для чего же нужны эмоционально нейтральные раз-
дражители? Если эта книга окажется для вас интересной,
ее относительная дороговизна придаст ей дополнительную
прелесть, усилив впечатление от ее содержания. Вы буде-
те читать ее с большим вниманием, чем читали бы копе-
ечную брошюру. Итак, вы полностью поглощены книгой,
вы уже поняли, что навыки, которые в ней описаны, сде-
лают вас счастливее и богаче. Но если окружающая обста-
новка нейтральной не является, возникает дискомфорт.

236
Психологическая диета ГЛАВА V

Роль нейтральных раздражителей такая же, как балласт-
ных веществ в питании. Когда же они становятся эмоци-
онально значимыми, развивается неврастения. У меня
наблюдалась одна женщина, которая не выносила даже
малейшего беспорядка. Начать шить или читать книгу она
могла лишь в том случае, если в доме была идеальная чи-
стота. Но когда она этого добивалась, на чтение или ши-
тье сил уже не было. Через некоторое время у нее на этой
почве возник сексуальный конфликт с мужем: она не мог-
ла лечь в постель до тех пор, пока не сделает все дела по
дому.



5.2. Положительные эмоции
Надеюсь, я убедил вас в том, что к эмоциональной ди-
ете следует отнестись серьезно. А теперь более подробно
рассмотрим положительные эмоции.
Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в
выраженном виде в творческом труде и любви. Только в
творческом труде преобладает интерес, а радость является
как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот:
для того, чтобы получить большую радость, надо немно-
го потрудиться.

Интерес
Интерес — наиболее часто испытываемая человеком
положительная эмоция. Заинтересованный человек выг-
лядит так, как будто он прислушивается или при-
сматривается. Интерес, как указывает американский пси-
холог К. Изард, является исключительно важным в
развитии навыков, знаний и интеллекта. Интерес способ-
ствует развитию последнего и позволяет индивиду зани-
маться какой-либо деятельностью или вырабатывать на-

237
Командовать или подчиняться?
выки, пока он ими не овладел. Это единственная эмоция,
которая позволяет выполнять повседневную работу дол-
жным образом. Интерес помогает завязывать и поддержи-
вать дружеские отношения, а также сохранять брачный
союз. Если супруги интересуют друг друга как личности
и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но
следует отметить, что интерес возбуждается незнакомым.
Поэтому муж и жена должны постоянно меняться, при-
чем в лучшую сторону, т. е. необходим постоянный лич-
ностный рост.
Вот как оценивает значение интереса известный пси-
холог Ф. Томкинс: «Интерес является необходимым фак-
тором не только для нормального течения процесса
восприятий, но и для поддержания бодрствования.
Действительно, бессонница может возникнуть не только
при беспокоящем отрицательном чувстве, но и устойчи-
вом интенсивном возбуждении. Без интереса мышление
было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между
интересом и функциями мышления и памяти так обшир-
ны, что отсутствие интереса угрожает развитию ин-
теллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга
(выделено мною. — М. Л.). Чтобы думать нужно пережи-
вать, быть возбужденным, постоянно получать подкреп-
ление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы ов-
ладеть без устойчивого интереса».
Прочитайте эту цитату еще раз и запомните: отсут-
ствие интереса разрушает мозг! Без постоянного интере-
са не может возникнуть представления об объекте со
сложными свойствами.
Интеллектуальная активность ребенка направляется и
поддерживается интересом. Ребенок не может заниматься
предметом, которым не интересуется «Он может запом-
нить факты, чтобы избежать позора поражения, но такое
обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог про-
явить воображение и творческий подход в данной облас-

238
ГЛАВА V
Психологическая диета

ти, он должен быть глубоко захвачен ею, — пишет
Изард, — а это может быть обеспечено сильным интере-
сом. Если постижение глубин предмета становится для
ребенка жизненно необходимым, постоянное стремление
выйти за пределы существующих знаний станет для него
волнующим приключением». Продолжительный прогресс
возможен лишь там, где действия стимулируются интере-
сом и поиском.
Интерес играет важную роль в развитии творчества.
«Творческая личность в состоянии вдохновения утрачива-
ет прошлое и будущее, — писал психолог А. Маслоу, —
живет только в настоящем. Она полностью погружена в
предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей си-
туацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих
занятий». А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: пер-
вичной и вторичной. Для первой характерны импровизация
и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая —
разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дис-
циплины и тяжелой работы. Практически все люди пере-
жили первую фазу, но не у всех хватило сил для второй.
Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил
идею в жизнь, прославился и получил материальные бла-
га. Многие утешают себя тем, что они еще раньше при-
шли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал:
«... взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между
вдохновением и конечным продуктом заключается в ог-
ромном количестве тяжелой работы». Последняя очень ча-
сто сопровождается разочарованием, подавленностью. И
только сила устойчивого интереса позволяет их преодо-
леть.
Эмоция интереса сопровождается оптимальным функ-
ционированием всех органов и систем. Человека, испы-
тывающего интерес, можно сравнить с автомобилем, ко-
торый 90 километров в час едет по гладкой дороге, что
приводит к минимальному расходу топлива, снашиванию

239
Командовать или подчиняться?

ходовой части и максимальному пробегу. Однако надо
помнить, что при длительном устойчивом интересе мож-
но «загнать» себя. Вспомните, как с неослабевающим
интересом вы могли всю ночь читать захватывающий де-
тектив, не чувствуя сонливости. Но на другой день продук-
тивность вашей работы снижалась. И хотя вам сейчас и
интересно, но уже полночь, идите спать. А завтра мы по-
говорим о второй положительной эмоции.

Радость
Радость нельзя вызвать произвольно. Это не пережи-
вание, за которым можно гнаться и которого можно до-
биться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои
читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>