<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

киоске. Вот она, трусость, под маской щедрости и вели-
кодушия!
На одного из моих слушателей такое занятие произвело
большое впечатление. Послушайте его рассказ.

«До того как начались инфляционные процессы, я доволь-
но часто пользовался услугами такси и обычно оплачивал весь
проезд полностью и даже несколько переплачивал. Когда я по-
нял, что это проявление трусости, все пошло по-другому. Нет,
я еще не был настолько храбр, чтобы просить сдачу, но всегда
давал таксисту под расчет, а если были попутчики, то только
свою долю оплаты. И вы знаете, конфликтов практически не
было. Иногда, правда, у таксиста вытягивалось от удивления
лицо. И лишь один водитель в гневе сказал мне, что сегодня он
возит бесплатно (я был на подсадке), и денег не взял. Я сказал
«спасибо»...
Теперь я торгуюсь на базаре, спокойно отношусь к навязчи-
вой рекламе продавцов и не поддаюсь их внушению. В общем,
от психологии я получил материальную выгоду».



260
Психологическая диета ГЛАВА V

Гостеприимство
Я вас не отговариваю ходить друг к другу в гости. Но
внимательный анализ показывает, что выставлять на стол
в десять раз больше еды, чем это требуется желудку чело-
века, тоже идет от страха, страха осуждения. Но кто вас
осудит? Те, кто пришли ради вас? Ни в коем случае! Осу-
дят вас обжоры. Но ведь это же прелесть! В следующий раз
к вам придут только друзья, для которых вы сами по себе
представляете ценность. Двойная выгода! Материальная и
психологическая.

Галантность
Мой друг, очень храбрый человек, готовый отстаивать спра-
ведливость, честный и великодушный, тем не менее был психо-
логическим трусом. Как-то у него заболела поясница. Естествен-
но, он побоялся остаться на больничном, чтобы не подвести
коллег, хотя коллеги, безусловно, подменили бы его. На работе
была довольно большая нагрузка. Он прочел трехчасовую лек-
цию и не позволил себе принять вынужденную позу, которая
щадила бы его нервные стволы. Нет! Он держался так, что ник-
то не догадался, как ему больно!
Возвращаясь домой, он, как это делал обычно, помог нести
довольно тяжелые кошелки соседке по подъезду, которая под-
нималась с ним по лестнице: «Не объясняться же с ней по по-
воду моей поясницы». После поднятия тяжести боль стала еще
сильнее, но он продолжал ходить на работу. В это время в Каза-
ни должна была состояться научная конференция. Ему бы ос-
таться. Но нет, он поехал! С собой, чтобы не нагружаться, взял
минимум вещей.
А теперь отгадайте, что он сделал, когда приехал в Казань?
Вы угадали! Донес до остановки такси тяжелые чемоданы одной
из женщин, с которой вместе ехал. В общем, дело кончилось
тяжелейшим радикулитом. Проболел он около восьми месяцев.
И вы думаете, это его чему-нибудь научило? Правильно! Ничему
не научило.




261
Командовать или подчиняться?

Доброта
Однажды на занятии мы играли в игру «Волшебный мага-
зин». Суть игры заключалась в следующем. Каждый мог приоб-
рести в волшебном магазине любое недостающее ему свойство
(черту характера), но за это отдать полностью или частично то
или иное свое положительное свойство. Так вот, одна участни-
ца игры продавала доброту, причем отдавала ее полностью, а
приобрести хотела немного решительности. После того как сдел-
ка состоялась, я решил (продавцом обычно выступает психоте-
рапевт) выяснить, какого качества товар получил от нее.
Между нами произошел такой диалог:
Я: Приведите пример вашей доброты.
Она: Я не могу отказать мужу и часто готовлю ему что-ни-
будь из теста. У меня это хорошо получается.
Я: А сколько весит ваш муж?
Она: Сто пять килограммов.
Я: А не кажется ли вам, что это не столько доброта, сколько
трусость? Вы просто боитесь портить отношения с мужем!
Она (после некоторого раздумья): Да, пожалуй, вы правы. Я
как-то пробовала более рационально организовать его питание,
исключив мучные блюда, а он устроил мне скандал.
И такими оказались все примеры ее доброты.

Подумайте, а от каких положительных качеств хотели
бы избавиться вы? При внимательном анализе вам станет
ясно, что избавиться вы хотите от страха. Хорошие вещи
не продают!

Заботливость
Одна больная жаловалась на хроническую усталость. У нее
ныли суставы, побаливало сердце и иногда были приступы уду-
шья. Однако серьезной болезни выявлено не было. В беседе
выяснилось, что всю домашнюю работу ока делает одна: «Муж
очень занят на работе. Не буду же я кухней загружать сыновей.
Ведь мужчины растут. Да я как-то уезжала, так они мне все ру-
башки застирали. А если они будут ходить в грязном, кого бу-
дут осуждать? Меня!». Нетрудно понять, что и за этим стоит
страх: страх осуждения.

262
ГЛАВА V
Психологическая диета

Скромность
Мой клиент присутствовал на собрании, где бурно обсуждал-
ся какой-то вопрос. Он знал, как решить его, но выступать не
стал. «Я человек скромный», — ответил он, когда я спросил,
почему он не взял слова. Так ли это? Приведу наш диалог, ко-
торый состоялся с ним тогда, когда ему все же необходимо было
выступить.
Он: Завтра я должен выступить и уже взволнован, так как
могу провалиться.
Я: Ну и что?
Он: Я этого никогда не переживу!
Я: «Никогда» — это очень долго. Сколько времени вы буде-
те плохо себя чувствовать?
Он: Дня два—три.
Я: А потом?
Он: Потом все будет в порядке.
Я: Так чего же вы боитесь? Может быть, из-за этого вас бро-
сит жена или мать от вас откажется?
Он: Нет, это чудесные люди.
Я: Может быть, зарплату уменьшат?
Он: Ну конечно же, нет!
Я: Так в чем же дело?
Он: А вдруг неправильно поймут?
Я: Почему вы людей считаете дураками?
Он: Ну, что вы, доктор! Почему вы так решили?
Я: Вы сами мне об этом сказали! Не понимают дураки. В
противном случае у вас не было бы повода для волнения.
Он: Мысли о том, что мои слушатели дураки, я в своей го-
лове не имел.
Я: Конечно, не имели! Дело в том, что наша психическая
жизнь напоминает айсберг, где надводная часть — наше созна-
ние, а подводная — наше бессознательное. Движение айсберга
зависит от того, что делается под водой. Наше поведение, да и
судьба, в большей степени зависят от бессознательного, чем от
сознания. Вот и сейчас я пытаюсь выяснить, какие неосознава-
емые мысли управляют вашим поведением и вызывают чувство
дискомфорта, которое может привести к болезни.
Он: Нет, доктор, я с вами категорически не согласен!
Я: Вот и сейчас ваше бессознательное назвало меня дураком!

263
Командовать или подчиняться?
Он: Ну, что вы, доктор! Я так много о вас наслышан, я был
на ваших лекциях, именно их логика и убедительность привели
меня сюда. Ведь я уже разуверился, что смогу избавиться от стра-
хов! Я вас считаю умным, даже выдающимся в этой области че-
ловеком!
Я: Правильно, это на уровне сознания. Ваша реплика: «Я с
вами категорически не согласен!» свидетельствует о том, что
ваше бессознательное считает меня дураком, но сознание, как
цензор, в таком чистом виде это пропустить не может. Отсюда
и ваш ответ. В социальном плане все культурно. Оскорбления
как будто и нет.
Он (с некоторым недоумением): Я как-то никогда над этим
не думал!
Я: Не страшно. Подумайте сейчас! Я уже много дет изучаю
эту проблему, даже считаюсь знатоком. Вы сознательно пришли
ко мне и признаете это. Если бы в вашем бессознательном не
было мысли о том, что окружающие — дураки, то реплики: «Я с
вами категорически не согласен!» — тоже не было бы. Вслушай-
тесь в нее внимательно: «Я с вами категорически не согласен!».
Это означает примерно следующее: «Весь ваш опыт, все ваши
знания — ерунда, и вы беретесь не за свое дело. Я в этом разоб-
рался в течение доли секунды».
Он (с некоторым сомнением): Вроде убедительно, но как-то
странно.
Я: Вы раньше просто не задумывались, а теперь задумайтесь.
Ведь если мы разберемся, какие мысли в вашем бессознатель-
ном мешают вам жить, то будем знать, с чем бороться. Ответьте
мне, вы знаете, что гимнастикой по утрам заниматься полезно?
Он: Да, конечно.
Я: А теперь скажите откровенно, занимаетесь ли вы гимнас-
тикой по утрам?
Он: К сожалению, нет.
Я: Вот еще один пример, что не сознание управляет вашим
поведением. Но вернемся к вашим страхам. Представьте себе,
что вы выступили успешно. Как бы вы выступали в следующий
раз?
Он: Точно так же!
Я: Раз точно так же, два точно так же, три, четыре... Не ка-
жется ли вам, что постоянный успех может привести к застою?
Он: Да, что-то в этом есть!

264
Психологическая диета ГЛАВА V

Я: Вот видите! Успех — это, конечно, приятно, им надо на-
сладиться, но следует помнить, что иметь успех всегда невозмож-
но. Вы согласны со мной?
Он: Да, конечно.
Я: А что будет в случае провала?
Он: Плохое самочувствие.
Я: Но ведь у вас есть возможность проанализировать срыв и
в следующий раз выступить успешней. Правильное отношение
к ошибкам способствует нашему росту.
Он: Да, это правильно. Но надо мной могут смеяться!
Я: Правильно, могут. Но кто будет над вами смеяться? Ум-
ный будет смеяться?
Он: Нет.
Я: Вы сами бы смеялись, если бы кто-нибудь провалился?
Он: Конечно, нет!
Я: Вот видите! Опять мы получили доказательство того, что
ваше бессознательное плохо думает о людях! Но пойдем дальше.
Действительно, кто-то поднял вас на смех. Но если бы вы не
провалились, как бы вы узнали, что он к вам плохо относится?
Еще одна польза от провала! При помощи неудачи вы верно
оцените свое социальное окружение. Ведь только по поступкам
мы узнаем человека! А теперь скажите, не кажется ли вам, что в
вашем бессознательном есть мысль, которая управляет вами: «Я
такой человек, что моя жизнь должна протекать без ошибок,
огорчений и неудач! У меня всегда все должно получаться! Мною
все должны быть довольны, в том числе и дураки!!
Он: Ну что вы, доктор! Я человек скромный. Ой, а сейчас я,
кажется, назвал вас сумасшедшим.
Я (с облегчением): Ну вот, теперь у нас установилось полное
взаимопонимание. Можно подвести итоги. У нас получился эта-
кий слоеный пирог. В самой глубине подсознательного — нечто
вроде идей величия — «Другие хуже». Такую дикую мысль в со-
знание не пускают. А раз я великий человек, то те, кто хуже
меня, могут принести вред. Идеи величия прикрываются стра-
хом. Но мысль «Я трус» тоже в сознание не пускают. Трусость
на пути из бессознательного в сознание трансформируется в за-
стенчивость, застенчивость — в скромность. А скромность уже
положительное качество.
Он: Так что же делать?


265
Командовать или подчиняться?

Я: Убрать идеи величия, ибо этот гвоздь в подметке проткнет
любую подкладку. Как только исчезают идеи переоценки значи-
мости своей личности, все остальные слои пирога исчезают
сами. Если я понимаю, что я такой же человек, как и все дру-
гие, то, следовательно, осознаю, что у меня будут неудачи. Свой
неудачный доклад я проанализирую, приму меры, и в следую-
щий раз выступление будет лучше. Застенчивость исчезнет. У
меня нет необходимости декларировать, что я скромный.
Он: Так, с вашей точки зрения, застенчивость — это плохое
качество?
Я: Конечно! В народе уже давно было замечено, что «в тихом
болоте черти водятся». Да и как я могу считать застенчивость поло-
жительным качеством, когда я считаю ее одной из масок страха?
Он: А скромность?
Я: Каждый понимает ее по-своему. С моей точки зрения,
скромность — это полное осознание человеком своих возмож-
ностей. Пушкин говорил, что он гений, и это было скромное
заявление, так как соответствовало действительности. Ну а те-
перь попробуйте избавиться от идеи величия.
Он: А как возник этот слоеный пирог? Ведь воспитывали
меня в скромности и держали в строгости.
Я: Скажите пожалуйста, когда вы были маленьким, не было
ли у вашей мамы чрезмерной тревоги по поводу вашего здоро-
вья, не было ли у нее страха, что вас побьют, изнасилуют, не
слишком ли ограничивала она ваши действия?
Он: Да, все это было!
Я: Если ребенка ставить в исключительные условия, то у него
и появляется неосознаваемое чувство собственной исключитель-
ности. А к великой личности нужен особый подход.
На следующем приеме мой клиент отметил, что очередное
выступление прошло неплохо. Чувство дискомфорта было, но
прошло гораздо быстрее, чем раньше. В настоящее время он
выступает довольно свободно и вместо дискомфорта испытывает
удовольствие от выступлений.

Описанный выше диалог проводился в стиле когни-
тивного (познавательного) тренинга, который позволил
выявить скрытый страх. А успешно бороться можно толь-
ко тогда, когда ясно, с чем ты борешься.


266
ГЛАВА V
Психологическая диета

Солидарность
Весь класс ушел с урока. Родители упрекают своего ребен-
ка: «Ты же знаешь, что этого делать нельзя!» — «Знаю!» — «По-
чему же ушел?» — «Из солидарности!».

Чего только не делается из солидарности! «Почему по-
ступила в пединститут?» — «Все подружки туда поступали,
ну и я вместе с ними». «Какая нужда была торопиться
выходить замуж?» — «Все уже повыходили». Половая соли-
дарность, сословная, национальная, возрастная... Одеваем-
ся из солидарности, пьем из солидарности, любим и чув-
ствуем из солидарности, убиваем тоже из солидарности.
За всем этим стоит страх отстать от стада. Ницше пи-
сал: «В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут
вслед за тобой. Такая солидарность превращает сообще-
ство в булыжную мостовую. Все одинаковы! А раз одина-
ковы, то все автоматы, то есть духовно мертвые». Сколь-
ко несчастий происходит от того, что человек живет не
своей жизнью, а из солидарности! Уберите страх! И тогда
вы не побоитесь высказать свое мнение, тогда есть воз-
можность стать личностью, есть возможность стать счас-
тливым. В стаде можно быть только удовлетворенным.

Храбрость
Ленский вызвал Онегина на дуэль:
Онегин с первого движенья,
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.
В душе же Евгений боится осуждения старого дуэлянта: «Он
зол, он сплетник, он речист...». И вот страх скрылся под маской
гордости.




267
Командовать или подчиняться?

Страдание
Страдание — наиболее часто испытываемая человеком
отрицательная эмоция. Это глубинный аффект, который
может быть вызван голодом, холодом, болью, разочарова-
нием, потерей и т. д. Свою жизнь человек начинает со
страдания. При акте рождения ребенок лишается рая внут-
риутробного существования и выражает свое возмуще-
ние громким криком. И в дальнейшем, как указывает Изард,
страдания становятся неотъемлемой частью жизни.
Страдание зависит от личностных установок. Вот по-
чему для одних увольнение с работы, конфликт на произ-
водстве, лишение девственности вне законного брака,
неудача в любви являются глубокой драмой, другие пере-
носят это спокойно. Но существует много причин для
страданий, которые совершенно не зависят от личности.
Это кризисы экономические, война, тяжелая болезнь, ка-
тастрофа, внезапная смерть любимого человека. Часто мы
начинаем осознавать, что были счастливы, когда наступает
страдание.
Печальное выражение лица знакомо всем. При явном
страдании брови поднимаются вверх и сдвигаются. Если
человек часто находится в состоянии печального раздумья,
то между бровями закладываются вертикальные морщи-
ны. В наиболее выраженные моменты страдания человек
плачет. Слезы облегчают страдание, не находя выхода, они
душат. Как только человек заплакал, выраженность стра-
дания становится меньше. Однако с самого детства ребен-
ка приучают сдерживать слезы. Поэтому одной из задач
психологического тренинга является возвращение челове-
ку способности плакать при страдании.
Страдающий человек чувствует себя покинутым, оди-
ноким, никому не нужным, бессильным, глупым и т. д., в
общем, он чувствует себя несчастным. Но страдание вы-
полняет и полезную функцию. Оно дает знать человеку,

268
ГЛАВА V
Психологическая диета

что ему плохо, заставляет действовать, решать проблемы
и тем самым спасает человека от разрушения. Кроме того,
страдание сплачивает людей.
Не следует, не разобравшись в причинах страдания,
пытаться облегчить его. Когда страдание возникает при
утрате близкого человека, необходимо время, чтобы при-
выкнуть к отсутствию того, с кем провел долгие годы.
Довольно часто человеку, находящемуся в горе, предла-
гают взять себя в руки. Но у человека, который все время
держит себя в руках, возникает своеобразная болезнь. Как
пишет Ницше, «... он постоянно пребывает в оборони-
тельной позе, вооруженный против самого себя, вечный
вахтер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он
может достичь величия в этом! Но как ненавистен он те-
перь другим, как тяжек самому себе, как истощен и отре-
зан от прекраснейших случайностей души!». А часто мы
слышим такую «поддержку»: «Тебе бы мои беды!».
Как же поддержать человека, находящегося в горе? Я
предлагаю такой вариант: «Я восхищен твоим мужеством,
тем, как ты переносишь свое горе! Я бы давно не выдер-
жал и разревелся!». Это, по-моему, настоящая поддержка,
тогда как «Возьми себя в руки», — это фактически восхва-
ление самого себя: «У меня обстоятельства потяжелее, но
я держусь». Дорогой мой читатель! Я уверен, что вы уже
научились расшифровывать истинное значение бессозна-
тельного, прошедшего цензуру сознания.
В этой связи хочу рассказать вам один случай.

У нас в клинике лечился 18-летний юноша. Кто-то из боль-
ных его обидел, и он самовольно ушел домой. Родители верну-
ли его. Он был весь в слезах. Медсестра подошла к нему и с пре-
зрением сказала: «Что разнюнился! Ты же мужчина! Прекрати
плакать! Возьми себя в руки!» Я спросил сестру, чего она доби-
вается от больного. Она мне ответила, что хотела бы, чтобы он
прекратил плакать. Как вы думаете, чего хотела сестра на самом
деле, чего хотело ее бессознательное? Когда я ей сказал, что она

269
Командовать или подчиняться?
добивается того, чтобы он попытался ночью ее изнасиловать,
она очень удивилась. А как иначе он сможет доказать ей, что он
мужчина?

Человека надо не стыдить, а учить переносить стра-
дание. Как указывала Изард, если родители выказывают
к ребенку презрение, когда он плачет, он может привы-
кнуть сгорать от стыда всякий раз, когда ему захочется

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>