<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

плакать. Все это может сделать ребенка боязливым, бо-
лезненно застенчивым. По мнению Томкинса, отношение
к страданию воспитывается посредством наказания, по-
ощрения, неполного поощрения и смешанным способом.
Если родители наказывают ребенка, не обращая внимания
на причину его страдания, и у него нет возможности
объясниться, это может привести к притворству, слабой
выраженности индивидуальности, чрезмерному избега-
нию страдания, апатии и усталости. Если еще при этом
ребенка бьют, он начинает плохо переносить боль. Вот
почему мужчины хуже переносят боль, чем женщины
(мальчиков ремешком наказывают чаще, чем девочек).
Если родители поощряют ребенка проявлять свои стра-
дания, пытаются успокоить его и уменьшить действие
фактора, вызывающего страдание, устранить его, то ре-
бенок будет иметь возможность выражать страдание, бо-
роться с ним и побеждать его. Он будет больше доверять
людям, будет благополучно переживать страдания, кото-
рые обычно сопровождают радость и любовь, у него сфор-
мируется более оптимистическое отношение к жизни.
При неполном поощрении родители целуют, обнимают
и гладят плачущего ребенка, вместо того, чтобы объяснить
ему причину страданий. Такой ребенок будет не преодо-
левать страдание, а искать успокоения. Из таких детей
могут вырасти алкоголики и наркоманы.
При смешанном способе маленького ребенка поощря-
ют плакать, чуть подрос — начинают наказывать. Мать

270
Психологическая диета ГЛАВА V

требует одно, отец — другое. В результате замедляется раз-
витие личности, возникает неудовлетворенность при кон-
тактах с другими людьми, зависимость в межличностных
отношениях и боязнь конфликтов.
Тяжелей всего переносить страдание, когда оно ка-
жется бессмысленным. Поэтому нужно найти в нем
смысл. «Потерпите немного, — говорит врач больному,
ощупывая его живот. — Я хочу определить, аппендицит у
вас или просто колит». Страдание приобрело смысл. Ведь
надо решать, делать операцию или нет, и больной терпит.
Как утверждает Франкл, если в потере найти что-то по-
ложительное, страдание станет легче. «Никакие деньги не
бывают помещены выгоднее, чем те, которые Вы позволи-
ли отнять у себя обманным образом: ибо на них мы не-
посредственно приобретаем благоразумие», — писал
А. Шопенгауэр.

Гнев
Длительно существующая депрессия (тоска), давая из-
вестный отдых организму, является врожденным возбу-
дителем гнева. Большинству людей знакомо чувство гне-
ва, наступающего после страдания. На работе его
отругали, что вызвало страдание. Он пришел домой и с
гневом набросился на ребенка. Гневался он не столько на
ребенка, сколько на источник страдания, но, к сожале-
нию, часто не осознает этого. В результате такая ситуация
повторяется довольно часто.
Гнев возникает обычно тогда, когда появляются пре-
пятствия для удовлетворения потребностей. Это могут
быть физические помехи, правила, законы и, наконец,
собственная неспособность. Если препятствия незначи-
тельны и легко преодолеваются, гнев может не возни-
кнуть. Иное дело, когда препятствие преодолеть не уда-
ется, а желание сохраняется. Часто низкий уровень гнева


271
Командовать или подчиняться?

в течение длительного времени подавляется, что наносит
вред здоровью. Я в гневе на партнера. Но в обществе мне
надо скрыть это. Я весь напрягаюсь, с яростью сжимаю
кулаки и вместо того, чтобы уничтожить источник гнева,
уничтожаю себя.
Когда животное приходит в ярость, оно оскаливает
зубы, широко раскрывает глаза. Вся поза выражает го-
товность напасть. Такое проявление гнева можно видеть
только у ребенка. У взрослого человека она наблюдается
только в экстремальных ситуациях. А чаще всего нам при-
ходится гасить свой гнев. Тогда зубы стискиваются, губы
сжимаются, брови сводятся, ноздри расширяются и кры-
лья носа приподнимаются. При гневе кровь кипит, лицо
горит. Происходит мобилизация нервной системы и все-
го организма. Человек чувствует себя сильным, у него по-
является потребность в немедленных действиях, которые
могут быть иррациональны, если человек не предпримет
чего-нибудь для контроля над гневом. Гнев подавляет
страх и страдание.
Связку страх — страдание — гнев можно проследить на
следующем примере, который приводит Изард.

Мать пошла за покупками и оставила маленького сына дома.
Вначале он чувствовал себя хорошо. Но мать задержалась. Ста-
ло темно. Ребенок испугался и стал плакать. Страх вызвал чув-
ство заброшенности и страдание, которое усилило страх. Но
если мальчик рассердится на мать, у него уменьшатся и страх, и
страдание.

В эволюции человека гнев имел большое значение для
выживания. Сейчас гнев часто выполняет отрицательную
функцию. Когда он возникает, ему сопутствует чувство
несправедливости, ощущение, что тебя обманули, преда-
ли, унизили, а иногда появляется мысль и о всеобщей
несправедливости. Если гнев долго сдерживается, часто
возникает отвращение к объекту, который его вызывает.

272
ГЛАВА V
Психологическая диета

Родители, педагоги, начальники, часто конфликту-
ющие со своими детьми, учениками, подчиненными! Хо-
рошо запомните это положение. Если зависимый от вас
партнер кричит на вас в ответ, он относится к вам еще
более или менее сносно. Но те, кто молчит и сдерживает
свой гнев, испытывают к вам отвращение. Вот так-то!
Если удается справиться с опасным соперником, к гне-
ву часто примешивается радость, и в результате возника-
ет чувство презрения к сопернику. Эта сложная эмоция
представляет собой смесь гнева и радости. Презрение —
самая холодная и разрушительная эмоция. Если доля гнева
в презрении начинает падать и такое состояние становится
хроническим, человек может превратиться в садиста.


Социальные отрицательные эмоции
Стыд
Когда человек чувствует стыд, он, как правило, стара-
ется как бы уменьшиться в размерах, отводит взгляд, крас-
неет, опускает или вообще закрывает т а з а . Широко
открытые глаза и стыд — явления несовместимые. «Бес-
стыжие твои глаза! Отвернись!» — так часто говорят ребен-
ку и воспитывают у него стыдливость. Психологические
исследования показывают, что стыд испытывают практи-
чески все. При этом сознание человека заполнено им са-
мим, но осознает он в себе только то, что ему кажется
неприличным. В это же время он чувствует себя несосто-
ятельным, некомпетентным.
Вот как пишет о стыде Томкинс: «Хотя ужас обраща-
ется к жизни, а смерть и страдание окутывают мир по-
крывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу.
Хотя страх и страдание причиняют боль, они наносят уда-
ры, которые смягчаются самоанализом и са-
мооправданием; но стыд переживается как внутреннее

273
Командовать или подчиняться?

мучение, болезнь души. Безразлично, были ли причиной
унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек
высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя буд-
то нагим, потерпевшим поражение, отвергнутым, поте-
рявшим достоинство». Стыдясь, человек видит себя объек-
том презрения и насмешки, ребенком, слабость которого
выставлена на всеобщее обозрение, считает, что другие
над ним будут смеяться.
Отсюда сразу же практический вывод: никогда не надо
стыдить партнера. Если у него нет совести, ваши стрелы
пролетят мимо. Если вы попадете в цель, то наживете вра-
га. Но как часто мы стыдим зависящего от нас партнера
вместо того, чтобы потребовать прямого выполнения за-
дачи. «Как тебе не стыдно! Опять не помыл обувь!» — вме-
сто: «Помой обувь». «Как вам не стыдно! Опять оставили
рабочее место в беспорядке!» — вместо: «Приведите, по-
жалуйста, в порядок рабочее место». Еще лучше в таких
случаях начать так: «Я уверен, что с сегодняшнего дня...».
Но самое главное, что человек, которого стыдят, теряет
самоуважение. Застенчивый человек чересчур озабочен
тем, как он выглядит в глазах других.
Стыд возникает у человека только в процессе воспи-
тания. У животных стыда нет. Некоторые ученые счита-
ют, что стыд все-таки приносит какую-то пользу. Так, че-
ловек, как правило, старается избегать ситуаций,
вызывающих стыд, лучше учиться и работать, прилично
вести себя. Говорят, что стыд способствует мысленному
проигрыванию трудных ситуаций, что приводит к усиле-
нию «Я» и самокритики, облегчает развитие самостоя-
тельности.
Но я, как практикующий врач, больше вижу вреда от
стыда и согласен с теми, кто утверждает, что стыд со-
держит враждебный импульс по отношению к мышлению.
Гинекологи, сексопатологи, урологи и хирурги знают, как
часто стыд и застенчивость приводят к тому, что многие

274
ГЛАВА V
Психологическая диета

люди поступают на лечение в клинику уже с запущенны-
ми формами таких болезней, как рак прямой кишки и
грудной железы, фибромиома матки, простатит, геморрой
и т. п. А сколько несчастий происходит из-за того, что
мужчина стыдится обратиться за помощью к врачу по по-
воду импотенции, а женщина по поводу половой холод-
ности.
Приведу в этой связи один пример.

Моему клиенту В. было 57 лет, и он встречался с женщиной
моложе его на 21 год. Оба они были разведены. Она потянулась
к нему, но он боялся углублять отношения, так как всю жизнь
считал себя в сексуальном плане слабым мужчиной.
Вот вкратце его история.
Женился он по любви в возрасте 23 лет. Жена была года на
три моложе. Оба не имели опыта половой жизни. Вначале сек-
суальные отношения как будто были нормальные. Но потом
понял, что его супруга относится к категории так называемых
Холодных Женщин (см. об этом в «Психологическом вампириз-
ме»). Удовлетворения от интимных отношений она не испыты-
вала и старалась их избегать. На этой почве стали возникать кон-
фликты. Как-то раз, когда муж, настаивая на близости, сказал
ей, что жена должна выполнять свои супружеские обязанности,
она легла на спину, раздвинула ноги и сказала, чтобы он делал
свое дело. Естественно, у него ничего не получилось. Она выс-
меяла его. С тех пор неуверенность при интимных отношениях
В. не покидала.
Семейная жизнь проходила в конфликтах. Дети их не сбли-
зили. Развестись с женой при такой потенции В. не решался. Так
хоть иногда, хоть и неполноценно, он жил половой жизнью.
Встречались женщины, которые ему нравились, но рассказать
им о своем «дефекте» он не мог, а обратиться к врачу стеснялся.
В 54 года почувствовал себя полным импотентом. Дети были уже
взрослые, и он разошелся с женой. Высвободилось время, и В.
стал посещать изостудию, вспомнив увлечение детства. Там он
и познакомился с женщиной, о которой шла речь выше.
Я посоветовал В. рассказать все этой своей приятельнице и
объяснил, что беспокоящие его нарушения имеют функцио-
нальный характер и, конечно, обратимы. Вот уже три года я с

275
Командовать или подчиняться?

удовольствием встречаюсь с этой счастливой парой. Как-то В.
сообщил мне, что никогда не подозревал, что у него такая вы-
сокая потенция. Он даже внешне помолодел, а когда я с ним по-
знакомился, он выглядел стариком.

А вот случай не с таким счастливым концом.

Есть такая категория людей, которые даже у хороших знако-
мых стесняются ходить в туалет. Так вот, наш герой принадле-
жал к таким людям. В молодости он полюбил. Они были одно-
курсниками. Дело шло к свадьбе. Однажды во время свидания
у него случилось расстройство желудка. Следовало бы сказать
своей любимой, что ему нужно срочно разыскать туалет, но он
постеснялся. Настроение сразу упало. Чтобы быстрее расстать-
ся с девушкой, он придрался к какому-то пустяку. Они поссо-
рились. Все получилось, как в комедии. Только в комедии в кон-
це концов герои все-таки сходятся. Здесь же был окончательный
разрыв. У каждого потом была своя неудавшаяся жизнь. Судьба
свела их через 20 лет на традиционной встрече выпускников, и
только тут выяснилось то старое недоразумение.

Я мог бы привести еще много таких случаев. Они ку-
рьезны, комичны и трагичны. Вот почему я думаю, что у
человека не должно быть ни чувства стыда, ни застенчи-
вости. Не нужны такие стимуляторы и ограничители для
развития личности. Что же тогда нужно? Вы уже догада-
лись. Развивать мышление! Оно должно стать и нашим
стимулятором, и нашим ограничителем. Оно подскажет,
когда не стоит раздеваться донага, но заставит пойти к
врачу при болезни половых органов и будет сохранять
нейтралитет в вопросах любви.

Вина
Одна из основных задач современной психотерапии —
это снятие чувства вины. Оно является не врожденным, а
воспитанным состоянием души, как и связанная с ним
мораль. Чувство вины ребенку навешивается в первые

276
ГЛАВА V
Психологическая диета

годы жизни, когда мышление его не развито и предлага-
емые нормы морали («что такое хорошо, а что такое пло-
хо») принимаются без критики. Когда же нормы морали
нарушаются, человек начинает испытывать чувство вины.
Тот, кто читал мою книгу «Психологическое айкидо»
(1992), уже знает, что нормы морали являются содержани-
ем Родителя. В нем и наша совесть. Но требования мора-
ли меняются. То, что морально сейчас, было аморально в
прошлом и, может быть, будет аморально в будущем.
Жизнь меняет свои очертания и суть. Но требования ус-
таревшей морали жестко накладывают на человека чувство
вины, и он перестает быть самим собой. Моральное по-
ведение необходимо. В этом нет никакого сомнения. Ина-
че человечество перестало бы существовать. Кроме того,
правила морали облегчают жизнь: многие действия стано-
вятся автоматическими, не надо думать — следуй прави-
лам морали!
Но нужна ли мораль нашей душе? Вспомним Мои-
сеевы заповеди: «Не убий», «Не укради», «Не прелю-
бодействуй» и т. д. Но именно запреты делают для чело-
века желанным то, что запрещено. Дайте себе зарок во
время чтения не смотреть на правый верхний угол стра-
ницы, все время помните, что вы не должны смотреть на
правый верхний угол страницы, пристыдите себя за то, что
вам все время хочется посмотреть на правый верхний угол
страницы (там есть что-то такое, на что смотреть нельзя).
И вот вас уже неудержимо тянет туда посмотреть. И если
вы удержитесь, тянуть все равно будет. Итак, бессозна-
тельно отрицание не воспринимается.
«Нашему полку запретили читать, — рассказывал
Швейк, — и через две недели полк стал самым чита-
ющим». Причем солдаты читали все, в том числе обрывки
газет, в которые торговки заворачивали покупки. «Не
смотрите на графин с водой», — сказал я как-то на лек-
ции. Одна слушательница тут же взглянула на него. Я ее

277
Командовать или подчиняться?

упрекнул. Она ответила: «Но должна же я посмотреть на
то, на что не должна смотреть!». Запрещая, мы создаем
образ запрещаемого, и через некоторое время у человека
появляется желание сделать то, что запрещено. А желание
надо удовлетворять, и он делает то, что запрещено. А если
не делает, то его раздирает противоречие между желани-
ем и запретом, между чувством и долгом. Так недалеко и
до болезни.
Сухой закон увеличивает потребление алкоголя, сексу-
альные запреты усиливают разврат, а строгие законы —
тяжесть преступлений. Все идет по Закону — Закону при-
роды. Будем помнить, что писаные законы, если они не
соответствуют ему, паутина — только для слабых, сильный
ее прорвет.
Когда Иисуса Христа упрекнули, что он разрушает за-
поведи, он ответил, что пришел не разрушить закон, а
усилить. Так, Иисус Христос прелюбодеяние «в сердце
своем» тоже называет грехом.

Во время семейной ссоры жена одного моего пациента ска-
зала ему: «Я тысячу раз могла тебе изменить, но только моя по-
рядочность меня удерживала!» Так сколько же раз она изменя-
ла ему «в сердце своем»? И после этого эпизода они разошлись,
хотя прожили вместе 23 года. Понятно, что вместе были их тела,
а душа у жены была в другом месте. Но ведь любовь — функция
души. Именно она делает нас людьми.

У счастливого человека душа не расстается с телом.
Когда же мы охвачены страхом, душа устремляется в бу-
дущее, когда мы в депрессии — в прошлое. При лич-
ностных контактах следует беспокоиться, чтобы прежде
всего душа партнера была с нами. Своим ученикам я все-
гда говорю, чтобы они не ходили ко мне на занятия, если
у них идет борьба мотивов. Пусть идут туда, а не ко мне.
Если там будет интереснее, я порадуюсь за них, а если
нет, душа их останется со мной, и потом она приведет

278
ГЛАВА V
Психологическая диета

тело. Когда число моих учеников заметно уменьшится, это
будет сигналом того, что я стал неинтересным человеком.
Я начну интенсивнее работать над собой. Может быть, я
не верну ушедших, но смогу удержать вновь прибывших.
Я постараюсь лучше вести занятия, и мне не надо будет
апеллировать к морали и твердить, что нужно регулярно
заниматься; что без учебы нельзя стать хорошим специа-
листом. Им будет интересно, и они станут хорошими спе-
циалистами. Будут поступать морально и даже не будут
подозревать, что поступают морально. Вот это и есть, с
моей точки зрения, истинная свобода: я делаю то, что
хочу, а нужно это всем. Именно она нужна душе, а не
мораль.
А теперь хочу обратиться к вам, дорогой читатель! Если
я вам наскучил, бросьте читать, пойдите туда, куда влечет
вас душа. Ваш уход принесет мне пользу: я постараюсь
писать лучше.
Спасибо, что вы остались со мной! Большое спасибо!
Итак, поведение должно быть моральным, а мораль
душе не нужна. Нет ли здесь противоречия? И если нет
морали, то что же обеспечивает моральное поведение?
Какие качества следует развивать, чтобы избавление от
моральных догм не дезорганизовало поведения?
«Не убий!» Я хочу убить ближнего, но мораль не пуска-
ет. Не убиваю, сдерживаю себя, но тогда убиваю себя, а это
тоже аморально. И себя нельзя убивать. Итак, давайте ду-
мать! Ну хорошо, вы мне не понравились, и я вас убил.
Мне стало легче. Но что дальше? Конечно же, у вас есть
друзья, родственники, они начнут выяснять обстоятель-
ства вашей гибели. В конечном итоге они меня разыщут
и убьют. Предположим, мне удалось избежать разоблаче-
ния. Но ведь я живу в страхе, нарушая эмоциональную
диету и тем самым убивая себя. Как-то я смог преодолеть
страх разоблачения. Теперь я начну убивать все чаще. В
конце концов люди объединятся и убьют меня. Итак, если

279
Командовать или подчиняться?

у меня хорошо развито мышление, я не буду вас убивать.
Если вы мне не понравились, я могу постараться с вами
не общаться. Но и это не выход. Ибо люди с подобными
качествами могут встретиться и в будущем. Поэтому луч-
ше всего научиться общаться с вами и не наступать на
вашу больную мозоль. А так как у вас есть достоинства,
попытаюсь выявить их и использовать. Нет, я не буду вас
убивать не потому, что я хороший, а потому, что это глу-
по. Постараюсь сделать вам хорошо не потому, что я хо-
роший, а потому, что мне это выгодно.
Ребенка с ранних лет учат заповеди «Не укради», часто
при этом калеча его психику.

Именно это и произошло в детстве с моей пациенткой Е.,
интеллигентной женщиной 45 лет.
Однажды, когда девочке было лет пять-шесть, она захотела
мороженого. Родителей дома не было. Она взяла из сумочки

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>