<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

матери деньги и купила мороженое. С ее точки зрения, она не
крала, а удовлетворяла свои потребности. Но в доме поднялся
такой грандиозный скандал на тему «Не укради», что этот слу-
чай запал ей в душу и она потом всю жизнь боялась быть ули-
ченной в краже. Никогда не оставалась одна в классе, когда была
ученицей, а потом в учительской, когда стала педагогом. Всегда
следила, чтобы коллеги не оставляли на виду деньги и ценные
вещи. Все это было известно коллективу, и когда в учительской
пропали деньги, то, конечно, все в первую очередь подумали на
Е. Она стала оправдываться, что только усугубило дело. Уволить-
ся Е. побоялась, так как считала, что тем самым как бы докажет
свою вину, и продолжала долгие годы работать с репутацией
воровки.

Что можно противопоставить заповеди «Не укради»?
Конечно, умение зарабатывать. Ведь чаще всего крадут
тогда, когда денег нет, а хочется удовлетворить какую-то
потребность. Когда человек умеет зарабатывать, да к тому
же еще и работа у него творческая, интересная, ему и
мысль о краже в голову не придет, а потребности не будут


280
Психологическая диета ГЛАВА V

слишком высокими. В детстве — занимательные игры, в
школьные годы — интересная учеба, у взрослых — твор-
ческая работа сделают лишней заповедь «Не укради». Слу-
чай, когда человек ворует из зависти, гораздо сложнее. Он
может быть богатым и, тем не менее, воровать. Но тогда
его надо избавлять от зависти. Зависть делает человека
несчастным, и помочь избавиться от нее — одна из задач
психотерапии.
Кому нужна заповедь «Не прелюбодействуй»? Конечно,
человеку, у которого есть сексуальные проблемы. Если
они решены, нет необходимости хранить эту заповедь в
душе. Если же не решены, то для того, чтобы я не ухажи-
вал за вашей женой, вы обязательно будете призывать
меня соблюдать эту заповедь. Итак, решение опять-таки
не в слепом следовании заповеди.
«Мораль маскирует нашу низость и злобу, как одеж-
да — физические недостатки. Мораль делает нас ручными
зверями, наряжает во что-то благородное», — писал Ниц-
ше. Великим драконом называл он мораль. «Ты должен»
называется дракон... Чешуйчатый зверь «ты должен», ис-
крясь золотыми искрами, лежит... на дороге, и на каждой
чешуе блестит, как золото, «ты должен». И «я хочу» не
должно существовать.
Возражать морализирующему человеку очень тяжело,
потому что он прав, но что-то делать надо. Ведь на самом
деле он неправ. Конечно, мы должны делать зарядку, хо-
дить на работу, мыть руки, чистить зубы, платить за услу-
ги, быть благодарными, почитать родителей и т. п. Но
проглоченные в детстве без всякой оценки и непереварен-
ные, эти правила требуют стопроцентного исполнения,
что весьма затрудняет жизнь. Так, вы надели плащ вмес-
то куртки, сели в трамвай и поехали на работу. Через две
или три остановки вы обнаружили, что у вас нет денег.
Они остались в куртке. Бесплатно ехать нельзя, просить
деньги или талон у незнакомых людей нельзя! Возвратить-

281
Командовать или подчиняться?

ся домой или встать и пойти пешком? Но нельзя опазды-
вать на работу! Как ни поступи, все равно нарушаются
правила, и вы начинаете испытывать чувство вины. Так
вот, мои наблюдения показывают, что последнее возника-
ет тогда, когда человек нарушает правила, привитые ему
родителями и обществом, а не выработанные на основе
собственного опыта. Я вам советую провести ревизию ва-
ших правил. Те из них, которые вытекают из опыта, сле-
дует оставить, остальные же отрыгнуть или переварить. В
противном случае вы рискуете заболеть, а также испортить
жизнь не только себе, но и окружающим.
Приведу в связи с этим один типичный случай.

У моей 45-летней клиентки Г., директора школы, матери тро-
их детей, страдала хроническим психическим заболеванием
мать. Ухаживая за ней, она совершенно измучилась. Но состоя-
ние больной ухудшилась, и требовался все больший уход. Г. ста-
ла раздражительной на работе и невыносимой дома. Кроме того,
нарушился сон, побаливало сердце, трудно было справляться с
обязанностями на работе. Когда я предложил решить вопрос в
принципе, т. е. поместить мать в больницу для психохроников,
она категорически отказалась: «Я себе этого никогда не прощу!».
Не хотела нарушить некоторые свои заповеди, а то, что из-за
этого косвенно страдает около тысячи человек, в расчет не при-
нималось!

Итак, надо с помощью разума избавляться от мораль-
ных догм и тем самым от чувства вины. И Боже мой! Ка-
кое облегчение испытываешь, когда это случается! Я всю
жизнь руководствовался идеей, которая заложена в посло-
вице: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генера-
лом». Ее я понимал как необходимость продвигаться по
службе. И как мне стало легко, когда я понял, что должен
мечтать стать генералом только для того, чтобы быть хо-
рошим солдатом, что успех — это побочный продукт пра-
вильно организованной деятельности, что нужно думать
только о своем личностном росте! Как мне стало легко,

282
ГЛАВА V
Психологическая диета

когда я понял, что надо просто делать свое любимое дело
и что чудака от человека, добившегося успеха, отличает
только то, что второй добился успеха. Но самое интерес-
ное, что после этого я начал продвигаться по лестнице
успеха, хотя пока еще слыву чудаком. Мне очень хочется,
чтобы эта книга и, конечно, самоанализ помогли вам пе-
реварить хотя бы некоторую часть ваших догм.



5.4. Безэмоциональные состояния
Название подраздела, и я сам понимаю это, неудачно.
Дорогие читатели! Если вы найдете более удачное, при
втором издании книги я воспользуюсь вашим пред-
ложением, а вы получите часть моего гонорара. Вначале
я назвал этот подраздел «Эмоциональный нуль», а затем
«Эмоциональный переключатель». Но все это тоже не то.
Дело в том, что в норме так, чтобы у человека не было
никаких эмоций, не бывает. Эмоциональный тон, кото-
рый отражает состояние наших внутренних органов, на-
зывается настроением. Что-то случается, и эмоциональная
жизнь становится более выраженной, возникают чув-
ства — положительные или отрицательные. Значительные
события часто вызывают аффект, при котором бурное
выражение чувств сопровождается двигательными реакци-
ями, некоторой дезорганизацией поведения. Вспомним,
как иногда ведут себя футболисты, выигравшие важный
матч. Выраженное и длительное заострение эмоционально-
сти называется страстью (любовь, ненависть, горячее увле-
чение каким-либо видом деятельности и т. д.). «Страсти —
это ветры, надувающие паруса корабля, иногда они его то-
пят, но без них он не мог бы плавать», — писал Вольтер.
И лишь при тяжелых психических заболеваниях все
чувства могут пропасть, наступает апатия. У здорового

283
Командовать или подчиняться?

человека апатии как таковой не бывает. То, что в быту
называется апатией, — просто нерезко выраженная тоска.
Но все же есть два состояния, которые условно можно
назвать безэмоциональными. Это скука и удивление.

Скука
Бодлер не без оснований называл скуку величайшим
пороком. Скука возникает тогда, когда на мозг не воздей-
ствуют эмоционально значимые раздражители (а для на-
шего нормального самочувствия необходимо, чтобы их
было 40%, о чем уже говорилось выше) и он лишен необ-
ходимой стимуляции. Это состояние можно уподобить
тому, когда в пище нет калорий, а в воздухе кислорода и
углекислого газа. Вот почему скуку долго не может выдер-
жать никто. Шопенгауэр считал, что человечество мечет-
ся между нуждой и скукой. Тех, кому удается избежать
нужды, на каждом углу подстерегает скука. Лучше всего
от скуки спасают неприятности. Надо как-то выкручи-
ваться, выходить из положения! Раздражители, вызываю-
щие положительные эмоции, помогают от скуки ненадол-
го, а постоянная удача может привести к большому горю.
Очень показательна в этом отношении такая легенда,
дошедшая к нам из античного мира.

Правителю острова Самоса Поликрату всегда и во всем со-
путствовала удача. В любом деле он преуспевал. В военных по-
ходах неизменно одерживал победы. Самос стал одним из самых
сильных и богатых эллинских государств. Блестящие успехи
Поликрата встревожили его друга и союзника египетского фа-
раона Амасиса. И он направил самосскому правителю послание:
«Конечно, приятно узнавать, что твой друг и союзник счастлив
и дела идут у него хорошо. Но все же твои постоянные удачи не
очень радуют меня. Я ведь знаю: боги завистливы. Поэтому я
желаю тебе, как желаю всем своим друзьям, которых люблю и
уважаю, чтобы одно удавалось, а другое нет. Я и себе пожелал
бы, чтобы мне на моем веку сопутствовали как успехи, так и

284
Психологическая диета ГЛАВА V

неудачи. Я еще не встречал такого человека, которому бы все-
гда все удавалось и с которым бы потом не приключилась беда.
Выслушай мой совет и ради своего же счастья поступи так,
как я скажу: самое ценное для тебя постарайся потерять или
уничтожить. Эта потеря нарушит твое однообразное счастье,
которое, я уверен, к добру не приведет».
Очень удивился Поликрат, прочитав это послание. Как мо-
жет человек пойти против своей судьбы? Но чем больше раз-
мышлял, тем больше убеждался в мудрости слов Амасиса. Взгляд
его упал на большой изумрудный перстень в золотой оправе,
который он носил на среднем пальце. Он верил, что именно этот
перстень приносит ему удачу. После долгих сомнений Поликрат
решил последовать совету Амасиса.
Он снарядил большой корабль и вышел со своей свитой в
море. Когда корабль достиг середины моря, Поликрат снял свой
любимый перстень, поцеловал его и бросил в море, и опечален-
ный вернулся во дворец.
Вскоре в царские палаты явился рыбак. Он принес в дар
Поликрату необыкновенную рыбу огромных размеров: — Я по-
думал, царь мой, что такая рыба — достойный тебе подарок.
Прошу тебя, не откажись принять мой скромный дар.
Поликрат обрадовался столь редкому подарку. Он был в хо-
рошем расположении духа и пригласил рыбака на обед. Пред-
ставьте себе, как удивились придворные, узнав, что слуги, по-
троша рыбу, нашли в ее брюхе Поликратов перстень, который
он выбросил в море!
Сомнений быть не могло: это боги посылают Поликрату уда-
чу за удачей. Все придворные славили своего царя, самою сча-
стливого человека в мире. Так Поликратов перстень вошел в
историю.
Случившееся еще более убедило Амасиса в том, что челове-
ку от судьбы не уйти. Он послал на Самое вестника объявить,
что разрывает дружбу с Поликратом. А поступил Амасис так
потому, что не хотел сокрушаться о Поликрате как о друге, ког-
да его постигнет страшная беда.
Летевшая по свету слава о необыкновенной удачливости
Поликрата сделала его дерзким и алчным. Многие могуществен-
ные правители возненавидели самосского царя. Слепо веря в
удачу, Поликрат попался на обман, хотя все близкие его предуп-
реждали. В результате он был убит и распят.

285
Командовать или подчиняться?
Узнав о кончине Поликрата, многие заключили, что хотя
Амасис и не был баловнем судьбы, зато был проницательным и
предвидел, какие беды сулит чрезмерное везение.

Вспомним еще раз судьбу Евгения Онегина, которому
все стало скучно. Вспомните, как жаловался на свою судь-
бу Собакевич. Даже хорошее здоровье ему было в тягость,
и он мечтал, чтобы у него хоть прыщик какой-нибудь
выскочил.
Обычная жизнь скучна и плоска. Об этом хорошо зна-
ют опытные военачальники. В армии бытует поговорка:
«Если нет войны, держи войска занятыми». Я начинал
свою карьеру врачом войсковой части и могу подтвердить,
что большая часть нарушений происходила в выходные и
праздничные дни. Если праздники продолжались три—че-
тыре дня, жизнь офицерского состава превращалась в ад.
Сегодня, когда у нас идет интенсивное расслоение на
бедных и богатых, можно заранее предсказать судьбу бо-
гатых. Когда закончится период первичного накопления,
во время которого скуки, конечно, не будет, когда денег
станет столько, что можно будет удовлетворить практичес-
ки любую потребность и дальнейшее накопление с целью
удовлетворения «продающихся» потребностей будет ли-
шено смысла, многими богатыми овладеет скука.
Если в воздухе отсутствует кислород, человек погибает
через пять минут, а если его достаточно, все будет благо-
получно. И кислороду меняться не надо. Что же касается
эмоциональных раздражителей, то здесь дело обстоит со-
всем другим образом. Если эмоционально значимый раз-
дражитель не меняется ни качественно, ни количествен-
но, через некоторое время он становится нейтральным.
«Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть!»— говорил лер-
монтовский Максим Максимыч. Еще быстрее привыкают
люди к постоянно действующим раздражителям, которые
вызывают положительные эмоции. Вспомните, как быст-
ро выходит из моды одежда, а также мелодии, фильмы и
книги, которые еще недавно были так популярны! Моно-
286
ГЛАВА V
Психологическая диета

тонность, бездуховность отношений в семье приводит к
скуке, и тот же самый супруг (тот же самый раздражитель)
вызывает уже не радость, а гнев. Довольно часто вся жизнь
становится бегством от скуки. Скука не имеет своего лица,
но через нее идет переключение на отрицательные эмоции —
тревогу, страх, вину, которые часто комбинируются с чув-
ством одиночества.
Большинство людей считают источником скуки от-
сутствие внешних впечатлений, интересных людей или
событий, тогда как источником скуки, как справедливо
считал Шопенгауэр, является внутренняя пустота. Она все
время требует, чтобы ее заполнили хоть чем-нибудь. Если
человек неинтересен самому себе, он пускается в погоню
за внешними впечатлениями, пытаясь расшевелить свой
ум и душу, скрыть дефекты своей психической организа-
ции. Отсюда низкопробные развлечения (вино, азартные
игры), отсюда постоянная жажда общения, попытка на-
питаться духовностью других. Это явление описано в
«Психологическом вампиризме».
Ничто так не спасает от этих бед, утверждает Шо-
пенгауэр, как внутреннее богатство, богатство духа — ори-
гинальное мышление, интеллект, умение видеть новое в
знакомом и т. д. Все это делает человека интересным
прежде всего для самого себя. Он не боится одиночества.
Оно для него так же желанно, как и общение с другими.
Так как же бороться со скукой? Путь один — само-
усовершенствование, обогащение своей духовной жизни.
Дорогой мой читатель! Я надеюсь, что вы получили вели-
колепное воспитание и образование, что у вас никогда не
было духовной пустоты, что вы всегда были интересны
самому себе. Мне, к сожалению, не повезло. Окончив
школу с медалью, побеждая во дворе своих сверстников в
шахматы и усвоив, что Татьяна Ларина отвергла Онегина,
потому что не решилась бросить вызов обществу, а Анна
Каренина этот вызов бросила, что Печорин чуть ли не
революционер, что до И. П. Павлова физиологии не су-

287
Командовать или подчиняться?

ществовало, что генетика — «продажная девка», что пси-
хоаналитическое направление психотерапии — прислуж-
ница капитализма, а сам я являюсь представителем само-
го передового, что только может быть, я очень заскучал.
При этом я чувствовал себя великим, одиноким, неприз-
нанным и непонятым. В результате заболел. Болезнь ока-
залась достаточно долгой. Но я не остался один: моими
друзьями стали 3. Фрейд, Ф. Перле, А. С. Пушкин, Джек
Лондон, Данте, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и мн. др. И вот
мир преобразился.
Я увидел убогость и пошлость приведенных выше трак-
товок литературных образов. Понял, что в свое время учи-
тельница незаслуженно поставила двойку моему одно-
класснику за то, что он написал в сочинении следующее:
«Татьяна не ответила на чувства Онегина, потому что уже
не любила его и считала пародией на модных тогда лите-
ратурных героев:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной...
... Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?»
Можно с этой мыслью не согласиться, но она по-сво-
ему оригинальна и имеет право на существование.
Занявшись серьезно шахматами, я увидел, что красота
шахматной партии не только в ходах, но и в вариантах.
Понял, что И. П. Павлов — великий физиолог и вполне
заслуженно получил Нобелевскую премию за ис-
следование пищеварения, но кроме него есть Анохин,
Селье и мн. др. И физиология перестала быть для меня
288
ГЛАВА V
Психологическая диета

скучной наукой. Стало ясно, что генетика совсем не «про-
дажная девка», но она ставит передо мной определенные
границы (дай Бог мне дойти до них), я перестал делать то,
что не соответствовало моей природе, и начал развивать
те качества, которые у меня имелись. Это позволило сэ-
кономить много сил, которые раньше растрачивались впу-
стую.
Я осознал, что психотерапевты психоаналитических
направлений никогда никому не прислуживали, и стал
изучать их работы. Это были ученые, которые честно выс-
казывали свое мнение. Среди них были гении, которые
если чего-то и не сделали, то просто потому, что уровень
развития науки того времени им этого не позволил. Их
труды дали мне ценнейшие знания. И каждый раз, возвра-
щаясь к той или иной работе, я нахожу в ней новое.
Я оценил совет Франкла: поступайте по своей совести,
но при этом помните, что ваша совесть может ошибать-
ся. Вот тогда-то и возникнет приятие других людей, бу-
дет легче изменить свою позицию, если вдруг факты по-
кажут, что вы были неправы, станет исчезать упрямство.
Тогда же я понял, что никаких принципиальных из-
менений в нашем обществе не произойдет до тех пор, пока
будет большое количество людей с духовной пустотой,
пока не начнется настоящая работа по ее ликвидации.
Призываю вас к самоусовершенствованию. Это очень ин-
тересная работа! Она себя не исчерпает, и вам никогда не
будет скучно.

Удивление
Удивление, как и скуку, нельзя назвать эмоциональным
состоянием. Удивление знакомо каждому, но описать его
трудно. Оно возникает при неожиданном событии, длит-
ся недолго, и в этот момент кажется, что мыслительные
процессы остановились. Человек не знает, как ему реаги-
ровать, имеет глуповатый вид. На самом деле в это время
мышление интенсивно работает над принятием решения.
289
10.Зак. 129
Командовать или подчиняться?
Удивление способствует умственному развитию. Когда че-
ловек перестает удивляться, оно прекращается.
При удивлении человек расположен к объекту, при
скуке — нет. Вот почему состояние удивления боль-
шинство людей оценивает положительно, и если попро-
сить вас припомнить случай, когда вы удивились, вы рас-
скажете о ситуации приятной и радостной.
Через удивление в нашей обычной жизни происходит
переключение с одного эмоционального состояния на
другое. Представьте себе, что вы только что посмотрели
по телевизору особо грустную серию фильма «Дикая роза».
Весь ваш организм, все ваши мысли работают в режиме
печали, поэтому вы несколько расслаблены. Но вот вы
вышли на улицу и увидели, как дерутся на мужской ма-
нер две женщины. Вы удивились, остановились на какое-
то мгновение. И печали уже как не бывало. Надо разоб-
раться! Ваше мышление включено уже в новую ситуацию
после того, как вы разобрались, разгневались, или испу-
гались, или заинтересовались.
Итак, удивление выполняет функцию вывода нервной си-
стемы из того состояния, в котором она в данный момент
находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в
нашем окружении. Удивление — это эмоция, очищающая

<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>