<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

каналы, это тряпка, которая стирает с доски все, что на
ней только что было написано. Как отмечает Изард, вне-
запное появление ядовитой змеи или мчащегося автомо-
биля на пути человека, находящегося в депрессии, могло
бы означать верную смерть, если бы удивление не способ-
ствовало изменению его состояния.


5.5. Целенаправленное
моделирование эмоций
А теперь перейдем к технике целенаправленного мо-
делирования эмоций. Она не раз вас выручит в трудных

290
ГЛАВА V
Психологическая диета

ситуациях, как выручала меня и тех, кто обращался ко мне
за помощью.

Основные принципы
Целенаправленное моделирование эмоций осуществ-
ляется по следующей схеме: удивление — интерес — ра-
дость. Если человек, занимающийся целенаправленным
моделированием эмоций, беспокоится о том, как он бу-
дет выглядеть, у него ничего не получится. Удивление я
должен вызвать своим собственным нетрадиционным по-
ведением.
Как-то я проводил занятия с кандидатами в депутаты. Мне
дали слово последнему. Совещание шло уже четыре часа. Иногда
кандидаты в депутаты переходили на крик и взаимные оскорб-
ления. Все очень устали и на меня смотрели, как на врага. На-
чал я свою речь так: «Дорогие товарищи! Я попал в уникальную
ситуацию. Обычно на собрании присутствует один кандидат в
депутаты и 100—150 избирателей. Сейчас же имеется 178 канди-
датов в депутаты и один избиратель — я. Должен сказать, что
никого из вас я не избрал бы, по крайней мере из тех, кто выс-
тупал здесь». Сразу же установилась мертвая тишина. Я говорил
около полутора часов. Проводили меня аплодисментами.

Довольно часто после удивления возникает интерес, и
дальше можно продолжить контакт и решить конкретные
вопросы, что принесет вашему партнеру по общению ра-
дость (удовлетворение). Многие в ходе целенаправленного
моделирования эмоций делают одну принципиальную
ошибку: они стараются сразу же вызвать к себе расположе-
ние, а иногда и стать кумиром, понравиться с первого раза.
Это очень опасно, на цыпочках долго не простоишь. Через
некоторое время в вас разочаруются (вспомним, что к хоро-
шему люди быстро привыкают). За интересом иногда целе-
сообразно вызвать у партнера гнев. Вспомним, что гнев дер-
жит человека в настоящем и стимулирует мышление и силы.
Как это сделать? Самый простой и безопасный при-
ем — не согласиться с какими-то его доводами, высказать

291
10*
Командовать или подчиняться?

прямо противоположное мнение, в общем «уколоть» его.
Здесь будьте внимательны и не доведите своего партнера
до такого состояния, что он бросится на вас с кулаками.
Снять гнев очень легко — согласитесь с партнером (это
принцип амортизации, который подробно описан в «Пси-
хологическом айкидо»). У партнера возникнет ощущение
победы над вами, что вызовет у него чувство радости. Он
станет снисходительным и в чем-то уступит вам при ре-
шении тех или иных вопросов. Кроме того, радость спо-
собствует отдыху, восстановлению сил.
Интерес и радость могут меняться местами. Если вам
надо, чтобы ваш партнер работал, основные усилия сле-
дует направить на поддержание устойчивого интереса. Как
только он падает, развивается скука. При первых ее при-
знаках необходимо начинать новый цикл по предло-
женной выше схеме.

Клиническая практика
Ко мне на прием пришла О. — интересная женщина 42 лет,
болеющая уже около трех лет. Симптоматика развилась во вре-
мя длительной болезни свекрови, за которой ей пришлось дол-
го ухаживать. Смерть свекрови привела к ухудшению состояния.
О. стала подавленной, много плакала, появились неприятные
ощущения в области сердца. Вначале наблюдалась у терапевта,
потом у невропатолога, в последний год — у психиатра. Было
использовано почти все: транквилизаторы, общеукрепляющая
терапия, аутогенная тренировка, гипноз, рациональная психо-
терапия с элементами утешения и т. д.
О. вошла вся в слезах и протянула мне два листка тетрадной
бумаги со списком препаратов.
О.: Вот что я уже принимала. Никто меня не вылечит, и вы
не вылечите!
Я: И я вас не вылечу.
Наступила пауза. Больная перестала плакать. На лице появи-
лось удивление, а потом гнев.
О.: Как это не вылечите?!
Я (спокойно): А как я могу вылечить, если вы убеждены, что
вылечить вас нельзя? Кроме того, назначения делались правиль-
ные, а я ничем не отличаюсь от тех врачей, которые лечили вас
раньше.

292
Психологическая диета ГЛАВА V

О. (несколько успокоившись): А говорили, что вы можете
лечить такие болезни.
Я: Да, иногда получается, если больной активен во время
лечения и верит мне.
О. (несколько напряженно): Так что же, вы отказываетесь
меня лечить?
Я: Да, так как вы мне не верите. Вам лучше найти такого
врача, которому вы бы доверяли. Я могу помочь вам в этом. У
меня определенные связи в медицинском мире. Назовите мне
имя врача, и я сведу вас с ним.
О. (по-прежнему напряженно, но уже с некоторым ин-
тересом): Доктор, может быть, все-таки попробуем?
Я: Можно попробовать. Только потребуется ваша ак-
тивность.
О. (с облегчением и энтузиазмом): Я буду выполнять все
ваши инструкции.
Я: А вот этого как раз делать не следует.
О. (удивленно, но с интересом): А как же лечиться?
Я: Мы будем работать вместе. Из моих рекомендаций вы
выберете те, которые вам по душе и понятны. Прежде всего мы
должны разобраться в механизме вашей болезни.
Дальнейшая беседа вызвала у больной большой интерес.
Когда удалось определить истинную причину заболевания (на-
пряженные отношения с мужем) и возможность коррекции си-
туации, настроение у нее стало приподнятым.

А вот вариант вводной беседы при групповой терапии.

Я: Для чего вы здесь собрались?
А.: Чтобы вылечиться от невроза.
Я: Это ясно. А для чего здесь я?
Б.: Чтобы нас лечить.
Я: Конечно, и для этого. А для чего еще? Какая моя основ-
ная цель?
Больные (недоуменно): Какая?
Я: Подумайте сами. Два-три дня тому назад я даже не подо-
зревал о вашем существовании. У меня в жизни свои задачи,
связанные с семьей, работой и т. п.
Напряжение в группе нарастает. Раздаются возмущенные
голоса.
В. (гневно): Так зачем вы взялись лечить нас, если заняты
своими задачами?
Я: Дело в том, что решить эти задачи я смогу только в том
случае, если удастся добиться вашего быстрого и стойкого выз-

293
Командовать или подчиняться?
доровления. Это для меня единственный путь, так как ничего
другого толково делать я не умею. Поэтому буду стараться вы-
лечить вас как можно лучше, но не для вас, а ради себя.
Г.: Так что, вы больных не любите?
Я (твердо): Нет, терпеть не могу. А за что вас любить? По-
стоянные жалобы, приставания. Другое дело, когда вы попра-
витесь! Тогда мне с вами будет очень интересно, ведь невроза-
ми болеют чаще всего люди со способностями выше среднего
уровня. А от больных я стараюсь поскорее избавиться. (Среди
больных — оживление.)
Д.: Как?
Я: Ну, вылечить, конечно.
Е.: А если не удается?
Я: Тогда я их убиваю. Не могу же я позволить портить мои
показатели.
Больные смеются.
3.: И как же вы их убиваете?
Я: Ну, это уже секрет фирмы.
После того как затихает смех, в группе возникает живой ин-
терес. В ходе дискуссии наглядным становится положение о том,
что личные интересы неотделимы от общественных, что решить
их можно, только продуктивно взаимодействуя со своими парт-
нерами, и что этому нужно учиться.

И еще один пример целенаправленного моделирования
эмоций в практике групповой психотерапии.
При ролевом тренинге больные и врач выбирают себе опре-
деленные роли. Врач обычно бывает солнцем или луной (чтобы
нельзя было вовлечь его в игру, а он мог бы обогреть, осветить).
Как-то в группе было дано задание: на корабле отправиться в
далекое путешествие и вести себя в соответствии с избранной
ролью. Когда пригласили меня на корабль (им стал стол, на-
ходящийся в кабинете), я отказался, ссылаясь на свою роль.
Тогда один из больных велел мне, раз я солнышко, залезть на
шкаф, что я и сделал. Со шкафа я и управлял игрой.
В этой группе была Т., учительница математики 55 лет. За-
болела она около года назад. Причиной заболевания был семей-
ный конфликт: муж привел другую жену, и в течение года они
жили втроем. После острого шока у Т. наступила депрессия,
ночи превратились в пытку из-за стойкой бессонницы, во вре-
мя которой в голову лезли мысли о неудавшейся жизни: «Всю
себя посвятила работе и мужу. В результате — черная неблаго-
дарность».

294
ГЛАВА V
Психологическая диета

В клинике состояние Т. улучшилось. Перед выпиской я по-
просил, чтобы она рассказала мне, как шел ход выздоровления.
Послушайте ее рассказ.
«Первые три дня в клинике осматривалась. Днем как-то от-
влекалась, как и дома, но ночи были мучительными. Первое за-
нятие в группе меня ошарашило. Когда началась игра и больные
полезли кто на стол, кто под стол, у меня возникла мысль, что
здесь все сумасшедшие, а я одна нормальная. Но когда вы залез-
ли на шкаф, я подумала, что из всех больных самый тяжелый —
мой лечащий врач (ведь говорят, что все психиатры чокнутые).
Когда легла спать, все эти мысли крутились у меня в голове. Я
удивлялась, возмущалась порядками клиники, но в то же время
и немного радовалась, что нормальная... Сама не заметила, как
уснула. Потом я, конечно, во всем разобралась, и мне стало гру-
стно. Поняла, что не так прожила свою жизнь. Почему нам не
дали верного воспитания? Боже мой, какую ерунду я говорила
своим ученикам! Но теперь, если не отправят на пенсию, я смогу
поработать по-настоящему. А мужа мне надо было бросить че-
рез три дня после свадьбы!»

В комментариях такой случай не нуждается. Удивле-
ние, которое вначале возникло у пациентки, отвлекло ее
от болезненных переживаний. После группового занятия
появились гнев и радость, создавшие оптимальные усло-
вия для последующего развития интереса. На фоне этой
эмоции произошло усвоение психотерапевтического ма-
териала и изменение отношения к себе и окружающим,
что в конечном итоге привело к выздоровлению.

Педагогическая практика
Не знаю, как готовятся педагоги для школы, а в медин-
ституте педагогику не преподают. Аспирант или врач, при-
влеченный к педагогической работе, посидит на несколь-
ких занятиях у опытных преподавателей, а потом начинает
вести занятия сам. И довольно часто последние превраща-
ются для него в каторгу. Многие преподаватели говорят,
что волнуются перед каждой лекцией, а это очень плохо.
Нельзя повседневную работу делать с большим напряже-
нием.

295
Командовать или подчиняться?
Я начал работать педагогом в вузе в 42 года. Работа ста-
ла приносить радость, когда я решил использовать в пе-
дагогическом процессе приемы психотерапии. Я даже
выработал такой критерий: если я от занятия устал, то
провел его плохо, студенты тоже устали и практически
ничего не усвоили, и наоборот, если после занятий я чув-
ствую себя отдохнувшим, бодрым, то занятие я провел
хорошо, студенты от занятий не устали, и усвояемость
материала высокая.
Когда ведешь занятия, прежде всего надо знать, как ты
выглядишь в глазах студента. Кроме того, важно самого
себя оценивать объективно. Студент в своих собственных
глазах — академик. На пятом курсе статус этот становит-
ся несколько ниже, но все равно остается значительно
выше моего... В его глазах — я старая седая обезьяна, ко-
торая до сих пор всего-навсего кандидат наук, тянущий
свою лямку, едва обеспечивая семью. Кроме того, с его
точки зрения, он вполне может обойтись без моего пред-
мета. Понимая все это, я должен с почтением относиться
к моим слушателям, с гораздо большим, чем они ко мне.
Итак, группа студентов пятого курса впервые приходит
на занятия по психотерапии. Сейчас я предложу вам два
варианта вступительной беседы, а вы решите, какой из
них лучше.

I вариант:
— Дорогие коллеги! Психотерапию начинают изучить на пя-
том курсе не случайно. Психиатрия — самая сложная наука.
Чтобы ее узнать, необходима предварительная длительная под-
готовка, но зачастую и она мало помогает в освоении предмета.
Да и больные у нас особые. Если вы пройдете мимо больного со
смехом, он может подумать, что вы смеетесь над ним, и поведет
себя агрессивно. Если у вас будет грустный вид, он вообразит,
что дела его совсем плохи, и после вашего ухода может покон-
чить жизнь самоубийством. Кроме того, наши специалисты
пользуются своей, отличной от других, терминологией, и экза-
мен у нас успешно сдать трудно, и т. д., и т. п.


296
ГЛАВА V
Психологическая диета

II вариант:
— Дорогие коллеги! Я рад приветствовать вас на нашей ка-
федре. По институту ходят слухи, что психиатрия — трудная на-
ука. Так вот, не верьте этому. Конечно, у нее есть свои особен-
ности, своя терминология. Но, уверяю вас, на первом курсе
освоить анатомию было значительно труднее. А ведь вы ее ус-
пешно сдали! Особенность же нашей науки заключается в том,
что здесь не надо напрягать память, а следует использовать мыш-
ление. А с ним у вас все в порядке, раз вы дошли до пятого кур-
са. А теперь давайте попробуем рассмотреть одно психопатоло-
гическое состояние. Больной видит перед собой не
существующих на самом деле чудовищ, которые ему угрожают.
Этот симптом называется зрительными галлюцинациями.
Поставьте себя на место больного и представьте, что вас дей-
ствительно преследуют. Какие чувства у вас возникнут?
Студенты: Страх.
Преподаватель: А что вы будете делать?
Студенты: Убегать, наверное?
Преподаватель: Правильно. Остается дать название этому
симптому: «психомоторное возбуждение». А сможете ли вы убе-
дить больного, что чудовищ нет на самом деле? Смогу ли я вас
убедить, что здесь нет стола, если вы его видите?
Студенты: Конечно, нет! Теперь понятно! Больной будет счи-
тать, что чудовища действительно существуют.
Преподаватель: Но ведь это ошибка суждения, нелепая по со-
держанию и дезорганизующая поведение. Такая идея называется
бредом. А будет ли замечать такой больной, что делается вокруг?
Студенты: Нет.
Преподаватель: Вы описали еще один симптом — «дезориен-
тировка в окружающей обстановке». Теперь подведем итог. Сей-
час вы без подготовки разобрались в одном из наиболее слож-
ных психопатологических состояний, которое называется
«делирий»!

Да, дорогой читатель, второй вариант лучше. Ведь в
первом варианте преподаватель запугивал студентов и воз-
величивал себя. Во втором же активно стимулируется
мышление, в результате чего возникает интерес. Внима-
ние обычно не рассеивается. Занятие сразу становится
проблемным, студенты как бы сами делают открытие, ис-
пытывая при этом чувство радости.



297
Командовать или подчиняться?

Организационный процесс
На факультете усовершенствования врачей целе-
направленное моделирование эмоций помогает нам и
организовать педагогический процесс, и поддерживать
дисциплину на цикле.
Раньше наша вводная беседа имела примерно такую форму:
«Дорогие коллеги! Вы сюда приехали для того, чтобы пополнить
свои знания, а потом еще более эффективно лечить больных и
тем самым способствовать процветанию нашей Родины... Наша
кафедра вполне способна...» Пока мы говорили эти общие фра-
зы, внимание слушателей ускользало, их души оказывались в
другом месте. Когда же мы начинали рассказывать о содержа-
нии программы, большинство слушателей уже находились в
психологическом сне, т. е. не жили «здесь и теперь», а мыслен-
но были в прошлом или будущем.
Теперь наша беседа протекает следующим образом.
Преподаватель: Для чего мы здесь собрались?
А.: Для того, чтобы пополнить знания, а потом лучше лечить
больных.
Преподаватель (скучным тоном): Нет, это неинтересно. Мы
не сможем успешно работать, если не найдем ту единственную
цель, которая объединит всех нас.
Б. (с легким возмущением): Ну, для чего же еще?
Преподаватель: Подумайте!
На лицах курсантов — удивление и недоумение.
Преподаватель: Каждый руководитель должен запомнить, что
успешно можно руководить только таким коллективом, где у
всех его членов общая цель. Так вот, общая цель, которая объе-
диняет всех нас, — это получить бумагу. Вы заинтересованы ее
получить, а мы выдать.
Б.: Нет, мы не такие, мы приехали за знаниями!
Преподаватель: Верно. Что касается вас, то вы приехали за
знаниями. Но не ручайтесь за всех. Многие, может быть, знают
предмет не хуже нас, а не исключено, что и лучше, но для даль-
нейшего продвижения аттестации бумажка нужна. Вот они и
приехали за ней, а заодно немного отдохнуть.
Курсанты (почти хором): Нет, мы приехали за знаниями! Мы
слышали о вашей кафедре много хорошего!
Преподаватель: Ладно. Давайте проведем эксперимент. Зна-
ния мы вам дадим, а удостоверение нет. Поднимите руки, кто
останется.

298
Психологическая диета ГЛАВА V

В аудитории — смех, затем восстанавливается тишина.
Преподаватель: Мы постараемся организовать наш педагоги-
ческий процесс так, чтобы получить удостоверение смогли толь-
ко те, кто овладеет знаниями.

Руководителю необходимо иметь достоверную инфор-
мацию не только о производственных показателях или
показателях успеваемости, но и о психологическом кли-
мате в коллективе. К сожалению, многие пользуются ус-
лугами осведомителей. Это очень опасно, ведь даже доб-
росовестный осведомитель излагает свою точку зрения.
Кроме того, осведомителей довольно быстро разоблачают
и подсовывают им для передачи дезинформацию.

Один командир части, пройдя у нас специальный тренинг,
научился получать объективную информацию, не прибегая к
помощи осведомителей. В неформальной обстановке он беседу-
ет с несколькими военнослужащими. Говорит примерно следу-
ющее: «Мне очень приятно приходить к вам. Вы такие дружные,
никто никого не подсиживает, любого офицера хоть сейчас по-
вышай в должности...» Здесь кашу маслом не испортишь. Через
пять— десять минут он уже имеет полную информацию. При
этом участники беседы даже не замечают, что они сами обо всем
рассказали. Проведя две-три такие беседы, командир получает
довольно объективное представление о делах и взаимоотноше-
ниях в своей части.
Конечно, лучше приглашать для этой цели в коллектив пси-
холога, но если нет такой возможности, подойдет и такой при-
ем. Ход моделирования эмоций здесь не нуждается в разъясне-
ниях.

Спортивная работа
Скука подстерегает спортсмена, когда ему приходится
тренировать выносливость, нудно наматывая километры
на велотренажере. Кроме того, у него нарушаются и не-

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>