<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

которые физиологические параметры.
Чтобы избежать этого, профессор Л. И. Калинкин ис-
пользовал идею целенаправленного моделирования эмо-
ций. Вот как это выглядело на практике.


299
Командовать или подчиняться?

К велотренажеру подключался монитор. Велосипедист начи-
нал вращать педали. Скорость постепенно увеличивалась, и на
мониторе появлялся неясный силуэт девушки. Велосипедист
крутил педали быстрее, и прорисовывались детали. Интенсив-
ность движений нарастала, и изображение становилось совсем
четким. При достижении очень высокой скорости девушка на-
чинала раздеваться. Если в это время велосипедист прекращал
вращать педали, девушка исчезала. Когда педали начинали вра-
щаться вновь, цикл повторялся.
Моделирование эмоций здесь началось с интереса, который
помогал довольно длительное время поддерживать работоспо-
собность на высоком уровне. Кроме того, при такой методике
артериальное давление, частота пульса и дыхание не достигали
таких высоких показателей, которые отмечались на обычной
тренировке.

Публичное выступление
(специально для политических
деятелей и работников торговли)
Школу ораторского искусства я веду уже в течение
восьми лет и вслед за Еврипидом говорю:
... Зачем,
О, смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны бы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб тайну слова
Познавши, убеждая, побеждать.

Ораторское искусство высоко ценилось в античном
мире в периоды расцвета демократии и было нацелено на
то, чтобы склонить аудиторию (собеседника) к своей точке
зрения. При автократических режимах ораторское искус-
ство обычно в загоне, так как уже имеется указание сверху
и аудитория (собеседник) ничего не решает. Если у нас
победит демократия, без умения говорить и убеждать по-
литическим деятелям трудно будет рассчитывать на дос-



300
OCR 2006 Alex Fritzler
Психологическая диета ГЛАВА V

тижение цели. Поэтому этот раздел стоит читать тем, кто
убежден, что демократия победит.
Цицерон считал, что оратор должен научить слушателя
доставить ему наслаждение и повести за собой. Если не-
чему научить, то нечего и выступать. Доставлять наслаж-
дение — честь, оказываемая слушателю. Если я об этом не
забочусь, значит, я своего слушателя не уважаю. Повести
слушателя за собой — это значит заразить его своей иде-
ей. Кто не выполняет этих условий, тот не должен выхо-
дить на трибуну.
Но, как писал А. П. Чехов (к сожалению, это харак-
терно и для наших дней), «ораторское искусство у нас в
совершенном загоне... На кафедрах у нас сидят заики и
шептуны, которые изводят своих слушателей и возбуж-
дают в конце концов к науке полнейшее отвращение. Мы
люди бесстрастные, скучные (здесь и далее выделено мною.
— М. Л.). Мы не гоняемся за наслаждениями, и нас поэто-
му нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ора-
торскому искусству, лишаем себя одного из высших и бла-
городных наслаждений, доступных человеку. Быть может,
и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профес-
сора и вообще должностные лица, обязанные по службе
говорить красиво, не станут оправдываться тем, что «не
умеют» говорить. В сущности для интеллигентного чело-
века дурно говорить считалось бы таким же неприличи-
ем, как не уметь читать и писать».
Многие, желая сделать свою речь эмоциональной, пе-
реходят на монотонный крик, к которому быстро при-
выкаешь и перестаешь слушать. Только постоянная игра,
моделирование эмоций делают речь выступающего успеш-
ной. В связи с этим выделю несколько моментов.
Начало речи. Не начинайте говорить до тех пор, пока
не установилась полная тишина. Откажитесь от общих
фраз. Если вы перед этой аудиторией выступаете впервые
и вас здесь не знают, прежде всего представьтесь. Можете
рассказать что-нибудь интересное о себе и о теме выступ-

301
Командовать или подчиняться?

ления. Таким образом легко вызвать и удивление, и ин-
терес.
Пауза. Умолкайте, когда в аудитории возник общий
гул. Помните С. Моэма: если взял паузу, держи ее как
можно дольше.
Манера выступления. Лучше всего беседовать с аудито-
рией. Вспомните, как вы говорите со своими близкими
друзьями. Говорите просто, следите, чтобы предложения
были короткими, а иностранных слов было немного. Чи-
сто ораторских приемов должно быть всего два: вопросы
и метафоры. Вопросы помогут возбудить интерес аудито-
рии. После небольшой паузы, если никто из слушателей
не ответит, отвечайте сами. В основе этой книги — мои
лекции. Внимательный читатель заметил, что вопросов в
ней очень много. Не так ли?
Если слушатели начнут отвечать вам, выступление мо-
жет перейти в диалог. При необходимости используйте
сократический диалог, при котором партнеру задаются
такие вопросы, на которые он будет давать утверди-
тельные ответы. Привыкнув соглашаться с вами, партнер
примет вашу точку зрения, с которой раньше был не со-
гласен.
Приведу пример.

Пришел к Сократу сенатор (по-нашему депутат Думы) и по-
просил совета, как ему составить речь, которую он хотел произ-
нести в сенате. Разговор шел следующим образом:
Сократ: Ведь ты не разбираешься в том вопросе, который
будет обсуждаться. Не так ли?
Сенатор: Да.
Сократ: Если вы спросите знатока по поводу вещи, в кото-
рой он разбирается, то он вам даст правильный совет. Не так ли?
Сенатор: Да, клянусь Зевсом, ты прав.
Сократ: А другой знаток, если он знаток, разве не посовету-
ет то же самое?
Сенатор: Да, то же самое.
Сократ: Так если никто из вас здесь не знаток, каким обра-
зом вы можете совещаться?
Сенатор: Да, действительно, трудно. Так что же делать?

302
Психологическая диета ГЛАВА V
Сократ: Выслушать одного знатока и разойтись. А сходиться
для того, чтобы выслушать невежд, как если бы от этого был
какой-то толк, разве не странно?
Сенатор: Да, ты прав. Ну, а если мы все-таки соберемся?
Сократ: Не кажется ли тебе, что ваша сходка будет собрани-
ем беспомощных людей, нуждающихся в советчиках, а голоса
будут подаваться так, как будто вы в советчиках не нуждаетесь,
но сами могли бы советовать и решать?
Сенатор: Да, пожалуй, ты прав.
Сократ: Так если никто из вас в этом вопросе не разбирает-
ся, то какой будет толк в вашем голосовании?
Сенатор: Так я вообще выступать не буду.

Вот видите, в процессе этого короткого диалога Сократ
убедил сенатора вообще не выступать.
Работа с бессознательным. Поскольку источником эмо-
ций является наше бессознательное, оратору надо знать,
как воздействует его речь на бессознательное партнера. В
этом суть тайны слова. Если я говорю собеседнику: «Вы
знаете, у меня радость, я помирился с женой!» — в его
бессознательное вводится ряд фактов. Ну, например, факт,
что у меня есть жена и я с ней ссорился. Хотя на самом
деле я могу быть холостым. Кроме того, вы можете ввес-
ти в бессознательное вашего партнера ту информацию,
которую пытались скрыть. В бессознательное всегда про-
никает то, что касается инстинктов человека. И если вы
имеете дело с сытым и защищенным человеком, самой
интересной темой для него будет секс. В публичном выс-
туплении много говорить о нем не стоит. Но есть два ана-
лога секса: деньги и скандал. 3. Фрейд говорил, что люди
к деньгам относятся как к сексу — хотят иметь как мож-
но больше, но стесняются об этом говорить. О скандале —
аналоге секса — я уже писал в «Психологическом айкидо».
Однажды во время занятия я вынул из кармана ключи
и обратился к своим слушателям: «Посмотрите, какое бе-
зобразие! Две недели назад приобрел кожаное пальто. И
вот, на тебе! Через неделю в кармане дырка. Неужели эту
зазубринку нельзя было заточить, а вот эту?..». И так ми-

303
Командовать или подчиняться?

нут пять. Слушали меня с большим вниманием. Когда же
я спросил: «Почему вы меня слушаете, ведь я ерунду го-
ворю?» — все рассмеялись. Почему же меня слушали с
интересом? Испортилась дорогая вещь. Вероятно, у меня
был или будет конфликт с женой. На следующем занятии
три человека сообщили, что купили защитные брелоки
для ключей, что явилось для меня неожиданностью. Но
потом я понял, что это закономерность, которую можно
использовать в рекламе. Вот одна из наиболее удачных
реклам моих лекций:

ЗДЕСЬ УБИВАЮТ СКУКОЙ!
ПРИХОДИТЕ, КОМУ НАДОЕЛО ЖИТЬ!
НО ЕСЛИ У НАС ВЫ ВСЕ-ТАКИ НЕ УМРЕТЕ, ТО ВАШИ
БЛИЗКИЕ И СОТРУДНИКИ ПОКАЖУТСЯ ВАМ МИЛЫ-
МИ ЛЮДЬМИ.

Иногда уместен рассказ о скандале.

Например, на одной академической довольно скучной лек-
ции я обратил внимание слушателей на портреты двух ученых:
«Посмотрите, как мирно А. и Б. уживаются на стене, но в жиз-
ни они конфликтовали друг с другом, что было связано с откры-
тием болезни П. А. говорил, что П. — это... и при этом оскорб-
лял Б. Последний утверждал противоположное. В конце концов
он оказался прав, но ведь можно было бы избежать оскорбле-
ний».

Итак, дорогой мой читатель, хотите вы этого или нет,
вы всегда вызываете у своего партнера по общению те или
иные чувства (эмоции). Так не лучше ли делать это целе-
направленно?




304
Д орогой читатель! Рассматривайте этот подраздел
как психологическую задачу. Попробуйте найти
здесь психологические приемы, которые я использовал,
чтобы превратить ассоциацию в коллектив.



6.1. Рассказ первый
В сентябре 1995 года директор лицея при нашем Ро-
стовском медицинском университете попросила меня,
кандидата медицинских наук, преподавателя психотера-
пии и медицинской психологии факультета усовершен-
ствования врачей, главного психотерапевта Ростовского
областного департамента здравоохранения, президента
Северо-Кавказской психотерапевтической ассоциации,
автора ряда достаточно популярных книг по психологии
и психотерапии, имеющего публикации за рубежом и пр.,
выручить их: пока они не подобрали постоянного препо-
давателя, поработать у них несколько месяцев на четверть
ставки преподавателем психологии во вновь сформиро-
ванных двух десятых классах.
Я самонадеянно и даже с радостью согласился, думая
показать класс работы учителям средней школы, которым
доказывал, что у них не хватает знаний психологии для
того, чтобы увлекательно преподавать и получать наслаж-
дение от педагогической работы, которое я получаю уже
15 лет, используя некоторые психологические и психоте-
рапевтические приемы воздействия на неосознаваемые
психические процессы своей аудитории. Я уже много лет
не делаю замечаний, но на занятиях слушатели сидят тихо,
разрешаю опаздывать, но практически никто не опазды-
вает, позволяю в любой момент уходить с занятий, но
никто не уходит, разрешаю не приходить на занятия, но
посещение почти стопроцентное.
307
Командовать или подчиняться?
В шумном успехе я не сомневался, ибо имел достаточно
большой и положительный опыт чтения публичных лек-
ций перед большими аудиториями (400—500 человек).
Причем люди за эти лекции платили деньги. Я уже видел
идиллическую картину, как 20 лицеистов, затаив дыхание,
слушают меня, лихорадочно записывая то, что я говорю,
а потом после занятий не дают мне уйти, засыпая вопро-
сами, толпы учителей просят разрешения присутствовать
на моих занятиях.
Жестокая действительность, как вы увидите, грубо раз-
рушила эти мечты? Детям было наплевать на мои регалии
и былые заслуги. И вскоре я почувствовал себя так, как
чувствовал себя незадачливый журналист в одном из рас-
сказов Джека Лондона, когда он решил изучить нравы
лондонского дна и попытался выжить, не используя сво-
его положения. Он выдержал дней пять. Мне же хотелось
бросить все чуть ли не сразу. Герой Лондона хотя бы до-
гадался переодеться в тряпье, — я же явился при всех сво-
их регалиях. И со мной поступили так, как поступают в
притонах с интеллигентами, которые туда заходят в поис-
ках острых ощущений.
Ученики меня «унизили, избили и ограбили». Конеч-
но, можно было прибегнуть к традиционному способу
наведения порядка, но тогда следовало отказаться от все-
го того, чем я жил последние 15 лет, писать опровержения
на свои собственные статьи и книги, извиняться перед
учителями за мои упреки в том, что они не желают зани-
маться психологией общения. Я почувствовал себя никем,
но не ушел, а став нищим, попытался разбогатеть, исполь-
зуя местные ресурсы.
Интерес к школьным проблемам у меня усилился в
последние два десятилетия, когда мои клинические и на-
учные интересы сконцентрировались на разработке новых
методов профилактики, лечения и реабилитации больных
неврозами. И тут высветилось то, что распространенность
неврозов среди учителей самая широкая. Почти не усту-


308
ГЛАВА VI
Взгляд изнутри человека со стороны

пают им и ученики. В остальных группах населения не-
вротизация пусть ненамного, но меньше.
Что же такое невроз? Это нервно-психическое за-
болевание, которое возникает после психотравмы, которая
нарушает значимые отношения личности и проявляется
специфической психопатологической симптоматикой и со-
матовегетативными расстройствами. Психопатологичес-
кая симптоматика чаще всего проявляется слабостью,
утомляемостью, раздражительностью, подавленным
настроением, слезами, навязчивыми мыслями, мешающи-
ми сосредоточиться на текущих делах, и т. п. Соматовеге-
тативная симптоматика проявляется подъемами
артериального давления, неприятными ощущениями в
области внутренних органов, бессонницей, сексуальными
расстройствами. Короче, нет таких симптомов, которые не
встречаются при неврозах. Поэтому многие наши пациен-
ты безуспешно лечатся у врачей практически всех специ-
альностей, только не у нас, психотерапевтов.
Изучение этой проблемы показало, что невроз — это
результат неправильного воспитания в первые пять— семь
лет жизни. А в школе как раз и выявляются дефекты вос-
питания. Если учителя могли бы их исправлять, то тогда,
может быть, и не было бы такого большого количества
больных. Так вот, в последние годы при лечении невро-
зов я не столько назначаю лекарства, сколько помогаю
своим пациентам устроить свои дела дома и на работе. По
сути, дело лечения неврозов стало сводиться к лечебному
перевоспитанию. Сейчас у меня уже накопился большой
опыт. Я уже написал на эту тему пять книг: «Психологи-
ческое айкидо», «Неврозы», «Психологическая диета», «Я:
Алгоритм удачи» и «Если хочешь быть счастливым». В них
освещены многие проблемы общения. Среди моих паци-
ентов были и учителя. Освоив приемы психологического
айкидо, они придумывали свои собственные приемы. В
результате педагогический труд стал приносить радость, и
они переставали болеть. В последние годы я проводил се-
минары с учителями. Кое-что они принимали, но кое к
309
Командовать или подчиняться?

чему относились с холодком и против многого возража-
ли. Мои приемы педагога факультета усовершенствования
врачей, основанные на принципах нестеснения, равно-
правных отношений, исключающих крик, наказания и
пр., они отвергали: «А вы сами с «ними» работали?».
Крыть было нечем, и вот тогда-то я решил попробовать,
приняв предложение директора лицея. Итак, я стал пре-
подавать психологию.
Первое занятие, на котором я рассказывал о значении
психологических знаний в современной жизни, о том, чем
мы будем заниматься, прошло относительно спокойно.
Ученики меня слушали, и я ушел после урока весьма до-
вольный собой. Но на втором занятии, когда я приступил
к изложению материала, который нужно было усвоить,
внимание мне удалось удержать не более трех минут. Что-
бы завладеть вниманием класса, мне пришлось применять
много ораторских приемов, отвлекаться на посторонние
темы. В результате — необходимый материал не был ра-
зобран. Может быть, при преподавании психологии это
еще и ничего. Кроме того, программу разрабатывал я сам
и понимал, что никто меня контролировать не будет. Но
это совершенно недопустимо при преподавании химии,
математики, физики и биологии. Ведь ученики не смогут
потом поступить в институт! И тут мне стало жалко
школьного учителя. Я понял, что от бессилия навести по-
рядок мирным путем хочется перейти на крик и к воен-
ным методам руководства (ими я неплохо владею, ибо
служил в армии офицером), но я крепился.
Я решил отойти от традиционного изложения мате-
риала, когда вначале рассказывается о психических функ-
циях, а потом уже о структуре личности, и сразу начал
говорить о личностных характеристиках человека (за-
датки, темперамент, характер и т. п.). И этот материал
часть учеников уже слушала. Но многие громко разгова-
ривали и смеялись, что-то малевали в своих тетрадях, один
ученик вальяжно развалился на стуле, другой лежал на
столе, всем своим видом показывая, что ему «до фонаря».
310
ГЛАВА VI
Взгляд изнутри человека со стороны

Но те ученики, которые все же хотели меня слушать, не
решались делать замечания нарушителям дисциплины.
Через 20 минут после начала урока (занятие продолжалось
два часа) я объявил перерыв на 40 минут, а тем, кто хочет
меня слушать, предложил остаться. Занятие прошло иде-
ально. Но самое интересное, минут через 15 стали прихо-
дить те, которых я отпустил на 40 минут, и через 20 ми-
нут класс был в полном сборе.
Как мне хотелось бы написать, что после этого все по-
шло нормально! Но нет, минут через 10 вернувшиеся
вновь стали нарушать дисциплину, а у меня появился но-
вый материал для размышлений. Во-первых, у меня сфор-
мировалось убеждение, что следует дать право на образо-
вание всем, но не делать это обязанностью человека.
Пусть, кто хочет, учится, а кто не хочет, не учится. Во-вто-
рых, необходимо дать право ученику выбирать учителя, но
и учителю дать право отказываться от того или иного уче-
ника. А зарплату учителю платить в зависимости от числа
учеников в классе. Думаю, что при таком подходе никто
не проиграл бы. Так, я преподаю в двух классах. 70 % уче-
ников хотят заниматься. Ну, а если бы никто не захотел,
я бы просто остался без зарплаты, и директору школы не
нужно было бы нервничать, как это часто бывает, когда
хочется избавиться от неквалифицированного учителя.
Пусть ученик учится у того, у кого хочет, и пусть учитель
учит того, кто хочет.
Не думаю, что при таком подходе количество учащихся
станет меньше, но то, что появится больше квалифици-
рованных учителей и знающих учащихся, не вызывает
сомнений. Опыт преподавания на факультете усовершен-
ствования врачей подтверждает это (у нас тоже образова-
ние бесплатное и в некотором роде обязательное, ибо без
него невозможно получить более высокую категорию и,
следовательно, прибавку к зарплате). Мы уже много лет
решительно избавляемся от нарушителей дисциплины. И
в результате наборы стали больше, а отчислений за нару-

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>