<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рия сам человек уходит от своей счастливой судьбы в сторону
сценария, который приведет человека к несчастью. И тогда по-
пытки судьбы вернуть человека счастью сам индивид рассмат-
ривает как несчастье, и старается идти против своей судьбы.
Человеку в течение жизни представляется ежедневно до 10,
а иногда 100 счастливых случаев, но если он запрограммирован
на несчастье, то он выберет тот единственный, который приве-
дет к несчастью.
Здесь я привожу пример женщины с комплексом жены ал-
коголика. Позвольте мне кратко его повторить. Будучи студен-
ткой, она вышла замуж за алкоголика-студента. Сбежала с ре-
бенком от него к себе в деревню, Там работала механизатором.
Вышла замуж за механизатора, который оказался алкоголиком.
С двумя детьми сбежала от него в Ростов. Обустроилась, обжи-
лась. Стала подыскивать себе друга жизни. И каждый раз ей по-
падались алкоголики
Судьба привела эту женщину к нам следующим образом. Она
отравилась после того, как один из претендентов на ее руку и

23
Командовать или подчиняться?
сердце привел в ее трехкомнатную квартиру любовницу, пока
она была в командировке. После того как ее откачали, ее пере-
вели к нам. Но и у нас ей понравился мужчина, который лечил-
ся от алкоголизма. С этим диагнозом он был один из 19 паци-
ентов. В общем, мы ей помогли, вывели из сценария. Теперь она
близко к себе алкоголиков не подпустит.
Судьба всегда сигнализирует о неблагополучии, сигнализи-
рует обычно какими-то страданиями. Но часто люди остаются
глухими к ее голосу и упорно продолжают играть в своем сце-
нарии свою несчастную роль до логического конца, т. е. до боль-
ницы, тюрьмы или могилы.
Но бывают люди со столь счастливой судьбой, что она ока-
зывается сильнее тех глупостей, которые они делают под влия-
нием сценария с серьезным, тревожным или печально-драмати-
ческим выражением лица, а когда судьба их берет и не пускает
в пропасть, они еще и возмущаются, вместо того, чтобы благо-
дарить свою судьбу. И только после психотерапевтической ра-
боты они начинают сотрудничать со своей судьбой и достигают
определенных успехов, а иногда еще и признание общества или,
по крайней мере, какой-то ее части.
Тогда вдруг реконструируется прошлое, и получается, что вся
жизнь становится сплошным везением.
Если человек находится в сценарии, то она как бы в цугцван-
ге: что бы он ни сделал, он проигрывает.
Когда он выходит из сценария и начинает сотрудничать с
судьбой, то что бы он ни сделал, он остается счастливым чело-
веком.
Вот к таким людям со счастливой судьбой отношусь и я.
Когда я вышел из сценария, то стал с ней активно сотрудни-
чать, и у меня реконструировалось не только прошлое, но и на-
стоящее.
Выйти из сценария самому так же трудно, как вытащить себя
за волосы. Поэтому я сейчас хочу назвать тех людей, которые
мне подавали руки, когда я попадал в перипетии сценария. А я
в это время считал их врагами.
К 15 годам я был самым разнесчастным человеком в своих
собственных глазах. Волосы у меня был как у барана, глаза как
у жабы (так меня дразнили сверстники), толстым как поросенок
и неуклюжим как колбаса (это характеристика преподавателя
физкультуры). И тогда я не понял, как много они для меня сде-

24
ГЛАВА I
Психология управления

лали. Если бы они меня не дразнили, то я общался бы с ними и
разделил бы их в основном печальную участь. Я знаю их жиз-
ненные истории. А тогда я на них обижался. Теперь же я хочу
сказать им большое спасибо.
В это время судьба меня свела с одним студентом мединсти-
тута, который построил турник. Провисев и прокувыркавшись
на нем, я приобрел некоторую спортивную подготовку, но все
равно считал себя несчастным человеком. С этим человеком я
дружу до сих пор. Этот человек сейчас слушает мою прощаль-
ную речь.
Противоположным полом я заинтересовался рано. Уже, ког-
да мне было 11 лет, мне понравилась одна девочка. Но, к моему
счастью, она меня отвергла. Она предпочла меня другому, кото-
рый к 50 годам стал алкоголиком. Я же думал, что она меня от-
вергла, потому что во мне мало хороших нравственных качеств.
Я старался их приобрести, а когда приобрел необходимый ду-
шевный капитал, я потерял к ней всякий интерес. А сейчас я
хочу сказать ей спасибо за то, что она меня отвергла, хотя тогда
я очень переживал и обижался на нее.
Когда мне было 16 лет, мне опять повезло. Подарок судьбы.
Со мной не захотела встречаться одна девушка. Я знаю ее жиз-
ненный путь. Если бы моя судьба не вмешалась, а свела нас,
ничего путного из этого бы не вышло. Сейчас я хочу сказать этой
девушке, теперь уже очень больной и несчастной женщине, спа-
сибо за то, что она меня отвергла, хотя тогда я очень переживал
и обижался на нее.
Когда я оканчивал школу, мне опять повезло. Меня не утвер-
дили с золотой медалью. Если бы я получил ее, то поступал бы
на физмат. Но тогда я очень переживал, а надо было радовать-
ся. Сейчас я хочу сказать спасибо тому чиновнику, хотя я его в
глаза не видел, который не утвердил мне пятерку по математи-
ке, которую мне поставили школьные учителя. Конечно, это
опять защищала меня судьба. Ведь по всем данным мне долж-
ны были дать золотую медаль. Ведь все 9 классов я получал по-
хвальные грамоты, да и текущих четверок у меня было немно-
го, разве только по русскому письменному.
В институте я занялся хирургией на кафедре оперативной
хирургии и топографической анатомии. Там я сколотил группу,
и мы проводили довольно сложные операции на собаках. По
всем данным я должен был остаться в аспирантуре. Но мне опять

25
Командовать или подчиняться?
повезло. В аспирантуру меня не приняли. Но тогда я переживал
и проклинал всех, кого можно было проклинать, кто приложил
к этому руку. Теперь я знаю, что судьба того, кто занял мое ме-
сто, плачевна. А так бы на его месте был я. Опять-таки не знаю,
кого лично мне благодарить за это.
Я же был призван в армию, службой в которой я тяготился,
хотя теперь я понимаю, что без этого периода моя жизнь была
бы неполноценной. Я хотел быть хирургом, а меня продвигали
по административной лестнице.
Судьба нам подсовывает разные дары, но мы их часто не за-
мечаем. Так я в течение 2-х лет в упор не видел своего счастья в
виде одной девушки, с которой мы вместе работали. Слава богу,
что судьба толкнула меня, в конце концов, к ней. Я стал счаст-
ливым в семейной жизни. Более того, она стала моей главной,
а иногда единственной опорой в моей жизни, где я оказался ли-
аной. Я ее так оплел, что ее совсем не видно. Даже фамилию
свою потеряла и носит мою фамилию. А ведь убери ее, и все
рухнет. Все-таки я по своей сути лиана, которую только она и
может выдержать. Другим сил хватало только на несколько ме-
сяцев. А ведь можно было бы стать счастливым на два года рань-
ше. Правда, и понял я, что я счастлив и что у меня счастливая
судьба, еще позже.
Итак, в армии я в упор рвался в хирургию, но судьба опять
мне благоволила тем, что мое заявление в адъюнктуру просто не
принимали, да и в ординатуре тоже отказали. И опять я не знаю,
кому сказать спасибо. А ведь тогда я этих людей считал своими
врагами.
Служил я тогда старшим врачом полка, а затем заместителем
начальника госпиталя. Без этого опыта я не смог бы делать то,
что делаю сейчас. И разработать свою систему психологии уп-
равления. Эту систему управления и сейчас не принимает мое
ближайшее окружение. И я им за это благодарен. Мне удалось
ее внедрить в более солидные учреждения, где руководители ис-
пользуют эту систему и очень ею довольны. Но вернемся к моей
службе в армии. Вел я себя неверно, и после службы ходил опе-
рировать. Судьба тогда привела меня на больничную койку. Я
был уволен из армии. И только тогда я понял, что хирургия —
это не мое, но только потому, что заболел. Спасибо судьбе, что
выбила меня из моего сценария.


26
ГЛАВА I
Психология управления

После увольнения в запас я понимал, что хирургическая ка-
рьера для меня закрыта из-за, как я думал, болезни, и решил
заняться теоретической или лабораторной работой в 1967 году.
Хотел я стать патологоанатомом, но судьба опять мне благо-
волила. Какой-то чиновник в Москве не утвердил решение на-
шего института о зачислении меня в ординатуру на кафедру па-
тологической анатомии. Как я хотел бы сказать ему спасибо, но
поисками его заниматься не буду. Я переживал, хотя надо было
радоваться.
Находясь во взвешенном состоянии, я встретил своих одно-
кашников. Конечно, их мне подсунула моя судьба, хотя я никак
не могу умалить их заслуг. Они свели меня с моим Учителем.
Дело закончилось зачислением меня в психиатрическую клини-
ку. Мне бы радоваться, но я шел в клинику с настроением: «На
безрыбье и рак рыба». А ведь судьба мне подсказывала еще рань-
ше, что мне необходимо идти в психиатрию. Первых больных я
увидел при следующих обстоятельствах. 5 августа 1961 года как
медалиста меня зачислили в мединститут и, когда все абитури-
енты еще сдавали экзамены и переживали, я был направлен на
восстановление административного корпуса. Там я работал вме-
сте с еще одним медалистом. Он-то понял голос судьбы и пошел
сразу же в психиатрический кружок и стал психиатром после
окончания института. Меня же сценарий водил по кругу 12 лет
(6 лет учебы в институте и 6 лет службы в армии). Так вот, во вре-
мя перерыва мы из окон этого здания смотрели на дворик пси-
хиатрической клиники, по которому под присмотром санитарок
гуляли психические больные. Впечатления эти были настолько
яркими, что я, став психиатром, мог поставить некоторым зад-
ним числом диагнозы. Но, увы.
Итак, я пришел на работу в клинику, как я уже говорил, с
неохотой. Но буквально через неделю я понял, что попал туда,
куда следует. Я впервые по-настоящему увлекся. И этим увле-
чением была психиатрия. Вот бы этим мне только и занимать-
ся. Так нет, мне еще хотелось стать кандидатом наук. Без особого
интереса я стал заниматься дерьмом в прямом и переносном
смысле слова: «Микроэлементы в физиологических жидкостях
больных шизофренией в дефектном состоянии». Интереса к
теме у меня никакого не было, но было легко набрать матери-
ал, и тогда она была диссертабельна, т. е. в то время ее легко
было защитить. Кроме того, взялся я за нее по предложению

27
Командовать или подчиняться?
шефа, не изучив состояния проблемы. Потом у меня раскрылись
глаза. Вот бы и бросить, как велела мне судьба. Но сценарий за-
ставил дописать ее до последней строчки. Год проверки у науч-
ного руководителя. И запрет Высшей аттестационной комиссии
принимать к защите диссертации на эти темы. 1973 год. Депрес-
сия, опускаются руки. И опять мне повезло. Судьба дала мне от-
душину. Это были занятия настольным теннисом. Но я не по-
нял ее сигналов. Отношения с руководством становятся
напряженными.
И тут мне опять повезло. В 1978 году у меня случилось на-
рушение мозгового кровообращения в системе вертебробазиляр-
ных артерий. Лежишь — чувствуешь себя хорошо, но встать не
можешь. Много думаешь. И тут мне попалась брошюра по
трансактному анализу. Купил я ее в 1978-м, а понял и прочел,
лежа на больничной койке. Я принял решение уйти в спортив-
ную психотерапию. И тут в моей судьбе появился человек, ко-
торый привел меня в большой спорт в качестве психолога-
консультанта. Тут-то я и заметил, что мир — это не только
психиатры и психически больные. Работая в спорте, я понял, что
спортсменам нужна не AT, а умение избегать ненужных конф-
ликтов. Я помог им, а затем помог и себе. Так я стал развивать-
ся сбоку. В 1980 году я наладил отношения с руководством без
лизоблюдства и получил давно желаемое повышение и стал пре-
подавателем. Так стала зарождаться система психологического
дзюдо, которую потом использовал М. Литвак для создания си-
стемы психологического айкидо. Став педагогом, я вынужден
был взять на себя все темы па психотерапии, так как препода-
ватель, читавший эти темы ранее, отказался вести эти занятия.
Так совпали и требования производства и мои желания. Это
было великолепно. Ощущение счастья было столь полным, что
я забыл, что следует оформлять диссертацию. И в 1984 году мне
опять повезло. Конкурсная комиссия единодушно рекомендо-
вала меня не избирать на повторный срок. Я ее проклинал, а
только теперь благодарю. Так я стал оформлять кандидатскую
диссертацию. Тема у меня для тех времен была скользкая. У
меня было много советчиков. Все приветствовали мои резуль-
таты, но утверждали, что работу следует оформлять в традици-
онном виде. Иначе мне ее защитить не удастся. Но тут судьба
мне подала знак. Делай, как сам понимаешь. Я перестал сове-
товаться со всеми, за исключением Учителя № 2, который мне

28
ГЛАВА I
Психология управления

помог оформить идеи. Когда я подал к защите, то один Совет ее
не принял, второй провалил, а в третьем я с блеском защитил в
1989 году. И тут мне повезло и внешне и внутренне. Я встретил
организатора психологической подготовки союзного масштаба.
С его помощью я вскоре стал довольно известным в професси-
ональных кругах специалистом.
Далее я стал регулярно проводить циклы по психотерапии,
которые шли с неизменным успехом и собирали до 40 человек
вместо 18 по плану. И попытался организовать доцентский курс.
Но мне опять повезло. У меня ничего из этого не получилось. Я
почувствовал себя одиноким. Но судьба в 90 году подсунула пре-
красного собеседника — белый лист бумаги. ВЫ знаете. ОН во
всем был со мной согласен, выслушивал все мои глупости. НЕ
возражал, когда я отказывался от ранее сказанного. Так в 1991
году появилась книжка «Психологическое дзюдо». Вышла она
тиражом 100 экземпляров, потом 1000, потом в 1992 году —
50 тыс. Пришлось мне выпускать книги за свой счет. Я органи-
зовал свое издательство и выпустил 4 маленькие книжки по не-
врозам, ПД, АУ. И в 1994 судьба меня свела с моим теперешним
издателем, и издал в 1995 году книгу «Энциклопедия общения».
Судьба его словами советовала мне бросить институт и на-
чать заниматься писанием только книг. Но сценарий оказался
сильнее. Книги-то я писал, но для того, что бы быть более убе-
дительным при организации цикла психотерапии или кафедры.
И я благодарен судьбе, что мне это не удалось сделать. Так по-
явилось еще шесть книг. И хотя я понимал, что у меня все мень-
ше остается шансов стать хотя бы доцентом, я все же наделялся.
С 1994 года я стал писать заявления об увольнении. В 1996 году —
второе. Постепенно моя деятельность смещалась за пределы ин-
ститута. Когда мне стало 60, я понял, что мое положение стало
двойственным. Пока еще жил мой непосредственный началь-
ник, все как-то сводилось. Но когда он умер и началось кадро-
вое движение, меня без понятной для меня причины стала об-
ходить молодежь. Причем мне даже не объясняли, почему так
происходит. Почему не я стал начальником учебной части, по-
чему меня не проводят в доценты. Просить, как пенсионер, я не
имел права. Я должен был сам решить и выяснить причину. У
меня появилось две версии: или меня держат из милости, или
надо мной издеваются. Но милость мне не нужна, а издеваться
над собой я не могу позволить. С того момента, как умер мой

29
Командовать или подчиняться?
друг и начальник, у меня появились частые экстрасистолы (пе-
ребои в области сердца). Я никак не мог понять почему. Я по-
нял, что это сигнал судьбы, что мне нужно кардинально менять
свою деятельность. Я взял творческий отпуск, написал и защи-
тил докторскую диссертацию, которую, к моему счастью, ВАК
не утвердил, а то начались бы поиски профессорской должнос-
ти. Я делал еще кое-какие телодвижения. Но все без толку. Я ре-
шил уволиться. Что-то внутри моментально развязалось. И, как
только я подал заявление, экстрасистолы прекратились, исчез-
ла двойственность положения. Я понял, что это голос моей судь-
бы, и я уволился. Не хочу сказать, что мне сейчас легко. Но, как
говорят хирурги, состояние адекватно тяжести хирургического
вмешательства».
Вскоре после увольнения судьба осыпала его различными
милостями, перечислять которые не стоит. Он получил больше
того, чем мечтал, он получил даже то, о чем и не мечтал, но толь-
ко после того, как вышел из сценария и стал жить в соответствии
с собственной природой и собственной судьбой. О, если бы на
его пути стояли психологически грамотные руководители, кото-
рые бы пеклись не о благе общества, а о своем собственном!
Они, конечно же, ему бы помогли реализоваться чуточку рань-
ше, а он бы поспособствовал росту их коллективов и решению
их личных интересов. И таких людей, поздно реализовавшихся,
ведь много. А еще больше таких, которым так и не удается реа-
лизовать самих себя. Посчитайте, какой убыток несет общество!
Оказывал ли я благодеяния? По-видимому, да, потому что
совершенно неожиданно мне люди говорили спасибо через мно-
го лет после нашей встречи. Я их уже к этому времени не по-
мнил, так как все время жил для себя.
И вас, мои дорогие читатели, я благодарю за то, что вы при-
обрели эту книгу. Для меня это благодеяние, но вы о благодея-
нии не думали. Покупая ее, вы жили для себя!
И если мои тезисы: есть только личный интерес и нет инте-
реса дела — вы приняли, остается закончить статью призывом:
«Научитесь правильно жить для себя! Все от этого только выиг-
рают!».

А теперь приступим к изложению основных понятий
социальной психологии.

30
ГЛАВА I
Психология управления

Итак, что такое группа? Группа — это люди, объ-
единенные реальными отношениями. Класс, семья произ-
водственный коллектив, очередь, если она существует до-
статочно долго, — все это группы.
Если между людьми нет никаких отношений, назвать
их группой нельзя. Так, по улице идет масса народа. О
массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории
людей относится находящийся рядом с нами человек. На
стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не
масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где
можно предположить наличие общей цели. Поэтому на
стадионе я с большей долей вероятности могу предполо-
жить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я. Уже
есть тема для разговора, если мне захочется с ним пооб-
щаться. Когда собирается толпа на автобусной остановке,
легче познакомиться с человеком, начав беседу не о фут-
боле, а о неполадках на транспорте.
Толпе будет посвящена специальная глава. Основное ее
отличие от группы то, что ее объединяют эмоции, тогда
как у группы обычно имеется интеллектуальная цель. Но
если группу захлестнут эмоции, то она может превратить-
ся в толпу, которая вместо приобретения товаров может
начать драться, а целью станет тогда желание доказать свое
превосходство. Но толпу можно организовать.
О группе в собственном смысле слова можно говорить
тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без
исключения ее членов. Очередь является типичным при-
мером такой группы: покупатель имеет цель купить, а
продавец — продать. Я много лет работал на факультете
усовершенствования врачей. В процессе этой работы мне
приходилось наблюдать различные групповые явления.
Туда приходят курсанты на два-три месяца: у них цель —
получить документ, у нас — его выдать. Здесь нет никакой
описки. Если я хочу успешно руководить группой, то дол-
жен определить общую цель. Если я буду думать, что все

31
Командовать или подчиняться?

врачи приехали за новыми знаниями, то впаду в глубокую
ошибку, ибо одним они не нужны, другие знают (или ду-
мают, что знают) не меньше меня. Третьи вообще приеха-
ли для того, чтобы отдохнуть от семейных неурядиц. Вот
поэтому моя задача организовать педагогический процесс
так, чтобы получение диплома было возможно только в
том случае, если приобретены знания. Итак, определение
или формирование общей цели является основной и пер-
вой задачей руководителя.
Группы бывают формальными и неформальными. Фор-
мальная группа — это группа, сформированная на основа-
нии каких-либо документов: штатное расписание, список
приглашенных на свадьбу и т. д. Неформальная группа —
это группа, сформированная на основании личных при-
вязанностей, симпатий, общих потребностей, которые
невозможно удовлетворить в формальной группе. Фор-
мальной группой управляет руководитель, неформаль-
ной — лидер. Власть руководителя определяется служебны-
ми инструкциями, предварительной устной договоренностью
и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добро-
вольности участия членов группы. Вот почему, если руко-
водитель одновременно не является лидером, группа все-
гда будет раздираться противоречиями.
Сколько групп человеку нужно? Столько, чтобы удов-
летворить свои потребности. Если он все потребности
удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это
возможно только в таких семьях, где организуется свое
производство, и все члены семьи на этом производстве
работают, а между членами семьи совет да любовь. Кроме
того, и сама семья должна быть очень большой. Такое
раньше было возможно в большой патриархальной крес-
тьянской семье.
Поскольку таких семей немного, в большинстве слу-
чаев каждый человек входит в состав минимум двух групп:
семейной и производственной. Этого при правильной

32
ГЛАВА I
Психология управления

организации семьи и работы человеку бывает достаточно
для удовлетворения своих потребностей. Но если у чело-

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>