<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

если уделять ему слишком много внимания. Кроме того,
рассказал, как формируется личность алкоголика. Они
поняли, что все это происходит еще в раннем детстве. Ведь
наш ритуал от ритуала взрослых отличался только тем, что
вместо спиртных напитков в стаканах у нас была пепси-
кола и фанта. Ведь с детства ребята только и слышат: «Тебе
еще рано пить». Взрослые не задумываются, что из тезиса
«Тебе еще рано пить» естественно вытекает другой: «При-
дет время, и ты должен будешь пить». Дети весьма
послушны, и когда они полагают, что уже выросли, начи-
нают пробовать пить.
И женщина обучается обращению с мужем-алкоголи-
ком в раннем детстве. Посмотрите, как в своих играх де-
вочки накрывают на стол, ругают кукол мужского пола:
«Опять ты напился...». Нетрудно угадать, что такие де-
вочки растут в семьях, где пьют. Позднее им будут ин-
тересны парни, которые пьют. Ведь они знают, как с ними
обращаться! В современной психологии уже давно сказа-
но: «Если не хочешь, чтобы твои дети пили, не пей сам!».
Мы не заметили, как прошло два часа. Я сам был удивлен,
как много разделов программы мы прошли. Уверен, что
они сохранились у ребят в памяти.
Во втором, менее благополучном классе мы сели в кру-
жок и с большим интересом позанимались, но не тем, что
было положено по программе, а решением проблем уче-
ников. Одна девочка попросила помочь ей познакомиться
со студентом второго курса, который нравился ей уже не-

322
ГЛАВА VI
Взгляд изнутри человека со стороны

сколько месяцев. Он на нее не обращает внимания, хотя
на переменах она старается крутиться возле него. Когда я
попросил описать его внешность, выяснилось, что она
практически ничего не может о нем сказать: ни о его рос-
те, ни о сложении, ни о форме лица, ни о цвете глаз.
Единственное, что она заметила, что у него есть серьга в
одном ухе. Ребята недоумевали, для чего мне нужна его
внешность. Я объяснил, что имеется некоторая связь меж-
ду внешностью, чертами темперамента и характера, зача-
стую люди нравятся друг другу по признакам не столько
сходства, сколько различия (курносым нравятся горбоно-
сые, полным — худые, маленьким — высокие, круглоли-
цым — длиннолицые, разговорчивым — молчаливые и
т. п.). Слушали меня они очень внимательно.
Я настаивал, чтобы она вспомнила точно, была ли у
него серьга в ухе. Ребята не понимали, почему меня это
так интересует. Я им объяснил, что у человека имеется
врожденное стремление выделиться из окружения. Вы-
делиться при помощи достоинств очень трудно, их надо
наработать, да и то неизвестно, обратят ли на тебя вни-
мание, так как, может быть, рядом есть человек, у кото-
рого эти качества развиты лучше. Я, если хочу быть хоро-
шим преподавателем, должен очень много работать над
собой, но есть большой риск, что мои усилия не будут
оценены. Если же я вдену серьгу в ухо, то обо мне загово-
рят, ибо в нашей среде не принято, чтобы мужчины-пре-
подаватели носили серьги. Однако это сомнительный спо-
соб отличиться, что относится и к студенческой среде. И
если симпатия девушки носит серьгу, то можно с опреде-
ленной долей достоверности сказать о его не очень высо-
ких психологических качествах. Поговорили мы о психо-
логии восприятия моды и о психологической косметике.
После неудачных попыток девушки описать внешность
молодого человека его внешность описал я. Они мне, ко-


323
11*
Командовать или подчиняться?

нечно, не поверили. Я сказал им, что этот парень не очень
высокий, худой, с овальным лицом и т. п.
Далее они попросили меня подсказать им, как полу-
чить хорошую отметку, когда не знаешь материала. Я ска-
зал им, что ко мне обращались толковые ребята, которые
тушевались во время ответов и получали более низкие
отметки, чем могли бы получить. Здесь я могу помочь. А
из ничего сделать что-то я не умею. Они были несколько
разочарованы, а у меня эта просьба вызвала недоумение,
и я подумал, что беда нашей педагогики в том, что все
творческие усилия учителей уходят на двоечников, а отлич-
ники, наш золотой фонд, остаются без внимания. А ведь
именно с ними нужно работать. Моя педагогическая дея-
тельность будет оправдана, если я воспитаю одного гения,
а не потрачу всю свою энергию на то, чтобы несколько
двоечников получили хорошую тройку.
Ведь когда все внимание учителя сосредоточено на дво-
ечнике, способные дети не приобретают навыков упорной
работы. Кроме того, у них не вырабатываются навыки
общения со старшими, умение противостоять неудачам. А
вот двоечник за время обучения неоднократно общается
один на один с учителем, завучем, директором, его разби-
рают на педагогических советах. Таким образом он при-
обретает психологическую стойкость. Окончив школу и
институт, он скорее добьется руководящей должности, чем
бывший отличник. Я уже давно перестал реагировать на
двоечников, и откровенным разгильдяям со спокойной
совестью ставлю тройки, но зато у меня остается время и
энергия для работы с отличниками. Я руковожу их науч-
ной работой и по мере их успехов уделяю им все больше
и больше внимания. Мне уже удалось подготовить не-
скольких студентов так, что к моменту окончания инсти-
тута они закончили оформление кандидатской диссерта-
ции. Кстати, один из них был из бывших двоечников. Но ему
хотелось добиться моего внимания. А когда он стал зани-

324
ГЛАВА VI
Взгляд изнутри человека со стороны

маться наукой, академическая успеваемость перестала быть
проблемой. Думаю, что и в школе такое бы произошло.
Еще мы поговорили о взаимоотношениях детей и ро-
дителей. На занятиях были два врача, которые обсуждали
проблемы контактов со своими детьми. Завязалась инте-
ресная дискуссия, во время которой удалось изложить и
теоретический материал.
На следующее занятие пришло уже 13 человек. Уче-
ников поразило, что я правильно описал внешность сту-
дента, который понравился их однокласснице. У нас завя-
залась дискуссия на тему ссор и конфликтов. Я разъяснил
им одно из положений сценарного анализа, согласно ко-
торому исход общения можно заранее определить. Кроме
того, в ходе общения человек дает о себе достаточно мно-
го информации. Нужно только научиться анализировать
полученные данные. Ученики попросили дать характери-
стику каждому из них. Я стал рассказывать им, что они из
себя представляют. Описал не только то, как они ведут
себя в тех или иных ситуациях, но и то, что творится в их
душе.
Тут меня стали просить решить их проблемы, но толь-
ко один на один, те ученики, которые чаще всего срыва-
ли занятия. Я им отказал, объяснив, что я человек заня-
той и лишнего времени у меня нет. Если они хотят, то
можно обсудить их проблемы прямо здесь, в классе. А
потратить на них свое время я мог бы, если бы они вели
себя как следует на занятиях, тле. не делали бы мне гадо-
стей. Кроме того, они могут прийти ко мне на платный
прием с условием, что оплатят его из тех денег, которые
заработают сами. Я же готов принять их в кредит. Все
были поражены. И, может быть, впервые в жизни поня-
ли, что всегда наступает расплата, что в жизни за все нуж-
но платить. А ведь в семье они получают блага не за то,
что сделали что-то хорошее, а за то, что не сделали пло-
хого. Фактически с родителей собирают дань. Еще боль-

325
Командовать или подчиняться?

ше они были удивлены, когда я сказал, что мои дети за-
рабатывали на свои удовольствия уже с 10 лет.
Постепенно доверие ребят ко мне росло, и занятия ста-
ли проходить успешней. Вскоре и другие преподаватели
отметили, что положение в этих классах стало улучшать-
ся. К концу учебного года ученики знали не только тео-
рию. У многих произошли серьезные изменения личнос-
тной структуры в лучшую сторону, а я укрепился в мысли
написать учебник психологии для средней школы.
Желаю вам удачи! До новых встреч!
1. Правила-афоризмы и заморочки
Производство
1. Слушайся начальника глупого, потому что он глуп, слу-
шайся начальника умного, потому что он умен. С умным
договорись, глупого обдури.
А если не можешь обдурить, то не говори, что он глуп,
а подумай, не глуп ли ты сам. И если ты вдруг придешь к
такому неутешительному выводу, я тебя поздравляю: сде-
лан очень важный шаг для выхода из глупого состояния.
Если очень хочется ослушаться начальника, то лучше
ослушаться умного начальника. Если вдруг окажешься
прав, он скажет тебе спасибо. Но не дай Бог ослушаться
глупого начальника и оказаться правым — наживешь врага
на все время совместной работы. И зачем тебе спорить с
глупым начальником? Если он в результате поумнеет, то
его ждет повышение. Неужели это является целью твоей
жизни?
И вообще, чем больше глупых распоряжений своего
начальника ты выполнишь, тем быстрее его снимут.
Афоризм родился из библейского: «Не спорь с глупым
по глупости его, чтобы не стать подобным ему; не спорь с
глупым по глупости его, чтобы он не возвысил себя в гла-
зах своих».
Так, главный врач одной из психиатрических больниц
отдал распоряжение вести больных и делать врачебные
назначения психологам. Кто знает порядки в медицине,
тот сразу поймет, что глупее распоряжения придумать
нельзя. Ведение историй болезни — святая обязанность
врача, и только врача. Лечащие врачи моментально выде-
лили по нескольку больных для психолога. Но заведую-
щий отделением этих больных стал вести сам. Ругался он
с главным врачом около месяца, и стали они заклятыми
врагами. Ему бы выполнить его распоряжение и подстра-


329
Командовать или подчиняться?
ховать психологов в плане лекарственных назначений!
Больные не пострадали бы, но в историях болезни оста-
лось бы письменное подтверждение глупости главного
врача, которым воспользовались бы вышестоящие, прове-
ряющие больницу, если среди них были бы враги этого
неразумного начальника.
2. Не думай о деле, а думай о себе. Дело от этого только
выиграет, а ты тем более.
Я врач, но думаю только о себе и о получении для себя
большего количества благ. Могу я их получить только в
том случае, если буду хорошо лечить больных. Это будет
способствовать росту моего авторитета, рекламированию
моей деятельности. И я буду стараться хорошо лечить
больных не для них, а для себя. Их выздоровление для
меня более важно, чем для них самих. Я обратил внима-
ние на этот факт при лечении больных неврозами. Неко-
торые из них на неосознаваемом уровне не хотят излече-
ния. Но мне приходится преодолевать их сопротивление,
ибо мне важно, чтобы они выздоровели.
Я педагог, но думаю только о себе и о получении для
себя большого количества благ. Могу я их получить толь-
ко в том случае, если мои ученики будут успешно осва-
ивать программу, а после этого лучше устраиваться в жиз-
ни. Если этого не произойдет, то никто ко мне не будет
приходить учиться. Таким образом, усвоение новых зна-
ний и новых навыков становится не только делом моих
учеников, но и моим делом. Для меня это даже важнее,
чем для самого обучающегося. Поэтому от нерадивых уче-
ников я избавляюсь, даже если они предлагают мне вы-
сокую оплату.
Я писатель, но думаю только о себе и о получении для
себя большого количества благ. Могу я их получить толь-
ко в том случае, если мои книги принесут тебе пользу. Вот
почему я стараюсь их писать как можно лучше и каждый
раз прошу тебя воздержаться от покупки, если у тебя есть


330
Приложения

хоть малейшие сомнения в целесообразности ее приобре-
тения.
Если я думаю о себе, то всегда буду работать в полную
силу независимо от того, заплатили мне много или мало,
или вообще не заплатили. Даже оказавшись без работы, я
все равно буду трудиться, чтобы шлифовать старые навы-
ки и приобретать новые. Если этого не делать, произой-
дет деквалификация, и когда представится случай полу-
чить работу, я им не смогу воспользоваться.
Афоризм возник, когда я увидел на стадионе извес-
тного футболиста, который интенсивно тренировался,
хотя накануне его исключили из команды. Я поинтере-
совался, почему он так рьяно занимается, ведь его вы-
гнали. Ответ был таков: «Если я сейчас не буду трени-
роваться, то потом меня никуда и не пригласят». Вскоре
он играл в другой команде.
Очень важное замечание для нашего времени и для тех,
кто временно остался без работы.
3. Лучше искать ошибки у себя, чем у начальника. Свои
ошибки я могу исправить, и это будет способствовать мо-
ему росту.
4. С умным просто, с дураком сложно.
Это понятно без длинных разъяснений. Умный тебя
поймет. Не надо будет долго объясняться, оправдываться.
Умный как японская техника, сложная по конструкции,
но простая в управлении. Дурак устроен примитивно.
Сложность общения с ним заключается в том, что он не
осознает, что он дурак. Особенно опасен дурак обра-
зованный.
Афоризм подсказан изречением из Библии: «Лучше
встретить медведицу, потерявшую своих детей, чем дурака
с его глупостями», народным фольклором: «Лучше с ум-
ным потерять, чем с дураком найти» и житейской мудро-
стью. О том, что не следует связываться с дураками, на-
писано много. Но дурака не всегда легко определить.
Можно согласиться с Шопенгауэром, что не всегда на ду-

331
Командовать или подчиняться?
раке имеется дурацкий колпак. А Шекспир подметил, что
«обличив глупца — вот мудрость мудреца».
Из этого афоризма можно вывести примету: сложный
в общении человек глуп. Но если человек в общении
прост, это еще не значит, что он умен. Нужны еще и дру-
гие показатели, хотя умных следует искать только в этой
категории людей.
Итак, с глупым сложно.
Отсюда вытекает еще одна примета: глуп тот, с кем
сложно, умен тот, с кем просто; сложно устроен человек,
с которым просто; просто устроен человек, с которым
сложно.
5. Благословляйте преследующих вас, ибо гонят они вас, не
ведая сами, к светлому будущему.
Афоризм Елены Рерих. Жизнь многих моих клиентов
является полной иллюстрацией этого положения. По-
слушайте рассказ одного из них.
«Учился я в школе отлично, в мединституте почти так
же. Никто меня не преследовал, и вышел я совершенно
неподготовленным к жизни. Попал на кадровую службу в
армию. Был врачом военно-строительного отряда, кото-
рый был устроен по образу и подобию тюрьмы, где офи-
церы были надзирателями, а солдаты — заключенными.
Одна разница — биографии здесь не портили, так как это
была «почетная служба в армии». Там я подвергся гонени-
ям и издевательствам со стороны своего «любимого» ко-
мандира. Я научился отстаивать свои интересы, но зара-
ботал гипертоническую болезнь. Ко мне командир
перестал лезть после того, как я пригрозил его отравить
(разговор шел в присутствии секретаря парткома, который
разбирал мою жалобу на него) и написал рапорт вышесто-
ящему начальнику с просьбой освидетельствовать его у
психиатра, ибо его вспышки гнева вызвали у меня подо-
зрение, что у него психическое заболевание. Меня угово-
рили забрать рапорт, но больше он ко мне не цеплялся,
да и в моем присутствии на других не кричал. Были и дру-


332
Приложения

гие преследователи. Дело закончилось увольнением из
армии по болезни.
Сейчас я службу рассматриваю как положительное яв-
ление в моей жизни. Ругань руганью, но то, что пришлось
пережить и увидеть, не снилось моим более бла-
гополучным друзьям. Вот только жаль, что не смог вос-
пользоваться предоставленной возможностью: ведь я по-
пал на ракетодром. Моим соседом по койке был такой же
неудачник, как и я. Впоследствии он стал космонавтом.
В клинике после первых лет счастья я подвергся пресле-
дованиям со стороны заведующего кафедрой. У него были
любимцы. Сейчас не завидую их судьбе! Думаю, я достиг
большего, продвинулся дальше, но главное, доволен жиз-
нью, независим и знаю, куда идти».
6. Волевой руководитель — глупый руководитель.
Если у меня не хватает ума доказать своим подчи-
ненным, что мое распоряжение разумно, целесообразно,
что его исполнение выгодно для них и учреждения (а
именно такие распоряжения делают умные руководители),
то мне приходится прибегать к воле. Волю приходится
применять и глупому преподавателю, когда он не-
достаточно умен, чтобы увлекательно проводить занятия,
и заставляет зазубривать материал. Это глупо, ибо такое
знание непрочно и не приведет к умению. Кроме того, «в
чем нет услады, в том и толку нет». Это уже У. Шекспир.
Глупы и родители, которые усилиями воли добиваются от
своих детей послушания.
Итак, «волевой» — глупый руководитель.
7. Относись к своему подчиненному как к своему начальни-
ку, ибо подчиненный в душе своей видит себя твоим на-
чальником.
Может прийти время, и он действительно станет тво-
им начальником. Таких случаев достаточно много. Не буду
приводить примеры, они тебе и так известны. Даже не в
этом дело, а в том, что при таком подходе гораздо легче
работать и управлять подчиненным.

333
Командовать или подчиняться?
8. Не борись с подчиненным: в любом случае проиграешь,
даже если победишь.
Победа над подчиненным приводит к моральному по-
ражению («со слабым связался»); поражение — к полной
дискредитации и даже к снятию с должности.
Я разработал целую систему, как избавляться от не-
угодных подчиненных, объединив силы самих подчинен-
ных и оставшись в стороне от борьбы. Об этом рассказа-
но выше.
Приведу пример, как я борюсь с опозданиями.
Прежде всего я разрешаю опаздывать: «Ради Бога, не
суетитесь, когда едете на работу (занятия), а то попадете
под машину. Но если опоздаете, то зайдите, не спрашивая
разрешения, не объясняя причины опоздания, и не ста-
новитесь на цыпочки, когда проходите на место». Мое
дело так начать работу (занятия), чтобы увлечь ею всех
присутствующих. Опоздавший, стараясь побыстрее войти
в курс дела, начинает вопросами беспокоить окружающих,
и они с гневом велят ему не опаздывать. На меня они тоже
злятся за то, что я разрешаю опаздывать, но гнев все-таки
направляют на опоздавшего. Начальники! Если вам необ-
ходимо без шума избавиться от неугодного подчиненно-
го, приходите к нам в центр. Мы вам поможем.
9. Не увольняйся с работы из-за конфликта. Увольняйся,
если на ней нет перспективы для личностного роста.
Я разработал методику психологическое айкидо и на-
писал книгу с тем же названием, где дана техника выхода
из конфликта. Многочисленные примеры показывают,
что когда налаживаются отношения, тогда исчезает необ-
ходимость увольняться.
Есть еще один способ уйти от конфликтов — заняться
интересным делом.
«Когда я стал заниматься психологией спорта, меня
настолько увлекла эта работа, что я перестал реагировать
на ругань заведующего кафедрой. А так как я не реагиро-
вал, то он меня перестал ругать. Для меня открылся но-

334
Приложения

вый мир, в котором я жил даже тогда, когда меня в нем
не было».
Это рассказ одного из моих учеников, преподавателя
психологии, который по моему совету и при моем содей-
ствии ко всем своим нагрузкам добавил еще и занятия
психологией спорта. Он довольно быстро, наладив отно-
шения на кафедре, защитился, а вскоре тихо и мирно пе-
решел на более интересную, более перспективную и луч-
ше оплачиваемую работу, что тоже немаловажно.
10. Принимай предложение с первого раза, не заставляй себя
упрашивать. Принимай предложение с первого раза, вто-
рой раз могут не предложить.
Правило очень важное. Навеяно латинской пословицей

<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>