<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

134. Человек подобен дереву.
Корни и ствол — это он сам, ветви — орудия общения.
По мере роста нижние ветви со ствола сбрасываются. И
духовно выросшему становится неинтересно общаться с
духовно отставшим. Он вынужден к нему наклоняться. По
мере роста приходится отказываться от общения с отстав-
шими. Тот, кто этого не делает, того старые знакомые
могут задержать в развитии. Это отставшие должны тя-
нуться вверх. Кстати, наклоняться труднее, чем тянуться.
135. Некоторые не грешат только потому, что не имеют воз-
можности. Не стали начальниками.
136. Нужно каяться и тогда, когда согрешил против самого
себя.
Но помни, что частое покаяние, подобно часто упот-
ребляемому лекарству, перестает действовать. Дети у нас
привыкают просить прощения и тут же нарушают данное
слово.
137. Профессионал делает свое дело и не испытывает при
этом никакого напряжения. Ты можешь считать себя про-
фессионалом, когда свое дело ты делаешь не испытывая
никакого напряжения. А если испытываешь, значит, еще
учишься.
138. Раз тебя запрограммировали по образу и подобию Бога,
то и стань богоподобным, но только не стремись стать
богом.
139. Общайся со всеми так, как будто ты общаешься с Бо-
гом. (Не мое. — М. Л.)

357
Командовать или подчиняться?
140. Общайся со всеми людьми так, как будто они знают все
твои тайные помыслы, даже те, которых лучше бы было
не иметь вовсе.
141. Путь у каждого один. Нельзя свернуть ни вправо, ни
влево. Болезни и несчастья как раз и указывают нам, что
мы сбились с пути.
142. Веди себя дома как в гостях, общайся с женой как с
невестой, а с подчиненными — как с начальником, с уче-
никами — как с учителями.
143. Самый лучший свет — свет собственного ума.
144. Часто тот, кто боится украсть, выдает себя за честно-
го.
145. Хочешь сделать вред кому-нибудь, хвали его, и ты на-
травишь на него врагов своих.
146. Скажи мне, кого ты хвалишь, и я скажу, кто ты.
147. Скажи мне, на кого ты обижаешься, и я скажу, кто ты.
148. Скажи мне, как ты переносишь одиночество, и я ска-
жу, кто ты.
149. Если обещали незначительное — обязательно выполни-
те, если что-то значительное, выполните, если можете
выполнить. Умный человек не будет рассчитывать на зна-
чительное, но на незначительное будет. (По мотивам Ф.
Ницше.)
150. Хочешь жить спокойно, не давай слова, что сохранишь
тайну. Хочешь жить спокойно, отказывайся брать тайну
на хранение.
151. Хочешь стать счастливым, сделай хоть что-нибудь.
152. Ум у нас часто на службе правил, а надо бы, чтобы он
формировал и исправлял правила.

358
Приложения

153. Личностный рост — лекарство от всех болезней, реше-
ние всех проблем и путь к счастью.
154. Скажи мне, кто твои враги, и я скажу, кто ты.
155. Мщение это деятельность бездельника. Мстит тот, кому
нечего делать.
156. Откажись от мщения — и у тебя появится огромный
энергетический резерв.
157. Стремится к победе надо над теми врагами, которые
сидят в тебе самом. Враги эти суть правила и принципы,
не соответствующие нашей природе, но тиранически уп-
равляющие нами и живущие за наш счет, оставляя нам
одни объедки.
158. Грызи гранит науки, а не глотку своему ближнему, если
уж хочется что-то грызть.
159. Кто сам хорош, то и о других думает хорошо.
160. Когда общаетесь с человеком, решите, хорош он или
плох. Если решили, что человек плох, то перестаньте с
ним общаться. Если решили, что хорош, то не придирай-
тесь к мелочам.
161. Древние говорили, что застенчивый не ученик, вспыль-
чивый не учитель. Первый не спросит, второй не объяс-
нит.
162. Путь человека является вектором сил природы и прин-
ципов, которым его научили. Хорошо, когда силы приро-
ды и принципы тянут в одну сторону. Если в разные, то
продвижение замедляется, а если между ними угол в 180
градусов, то человек стоит на месте.
163. Вначале попроси то, в чем тебе не откажут, а затем то,
что тебе нужно.



359
Командовать или подчиняться?

164. Человек, гордящийся только своей национальностью,
совсем не имеет личных достоинств. (По мотивам А. Шо-
пенгауэра — М. Л.)
165. Не понял — спроси. Еще раз не понял — переспроси.
Если опять не понял, больше не спрашивай, не пытай
партнера и не ставь его в идиотское положение, а пойди
и спроси у другого. Этот уже лучше объяснить не смо-
жет — или, может быть, тебе еще не дано это понять.
166. Объясняй не более двух раз. Далее ссылайся на свою
некомпетентность.
167. Если человек завидует твоему добру, он самое большее,
что может тебе сделать — отобрать твое добро. Если он
завидует твоим личностным качествам, то он убьет тебя,
ибо не сможет их приобрести.
168. И те, кто придерживается истины, и те, кто выступают
против нее, считают, что они придерживаются истины. Но
те, кто придерживаются истины, допускают, что они мо-
гут ошибаться, и спокойно относятся к человеку, имею-
щему другое мнение. Те же, кто выступают против исти-
ны, ни на секунду не сомневаются в своей правоте и
ненавидят всех тех, кто придерживается другого мнения.
169. Рассказывай о своих успехах всем знакомым. Друзья
обрадуются, враги огорчатся. Рассказывай о своих успе-
хах незнакомым. Ленивые посчитают тебя хвастуном.
Люди успеха захотят подружиться. О несчастьях говори
только профессионалу, который сможет помочь. Друзьям
о них не говори, ибо это их огорчит, врагам тоже, ибо это
их обрадует.
170. Цель дискуссии — понять позицию партнера, цель спо-
ра — утвердить свою. Цель дискуссии — найти слабости
в своей позиции, цель спора — найти слабости в позиции
партнера. Итак, дискуссия — это сотрудничество, спор —

360
Приложения

это война, борьба. В дискуссии истина проявляется, в
споре выкипает.
171. Идти на дискуссию (конференцию) нужно c любопыт-
ством, а не с позицией. Позиция — все равно, что наде-
тый на голову презерватив — искажает восприятие исти-
ны. Детям хорошо, так как у них нет позиции. Лучше ее
не иметь вообще, а каждый раз решать задачу с точки
зрения разума.
Правильная позиция только одна — та, что соответ-
ствует законам природы. На нее и следует всем равнять-
ся, ее искать, ее отстаивать. Если уже и есть позиции, то
лучше, чтобы они были рыхлыми.
Необходимо расчищать авгиевы конюшни принципов
и позиций.
172. Нельзя кормить ребенка через ягодицу, нельзя вести
обучение в повелительном и даже повествовательном тоне
и при этом надеяться, что что-то будет переварено и ус-
воено.
173. Нужно не производить впечатления, а выражать себя.
174. Нужно стараться выполнить, но нельзя стараться про-
извести хорошее впечатление при выполнении. На дело
сил всегда хватит, усилия на впечатления всегда приво-
дит к излишней трате энергии, в результате дело страда-
ет, а впечатление портится. Когда забираешься в гору,
тебе некогда думать о том, какое впечатление ты произ-
водишь.
175. Аморально только одно — быть плохим специалистом.
Профессионал не может быть аморальным. У него на это
просто не будет времени. Но если он даже с кем-то зай-
мется сексом, то партнеру от этого будет двойная польза.
Он получит сексуальное удовлетворение и вырастет про-
фессионально; в крайнем случае, вырастет только про-
фессионально.
361
Командовать или подчиняться?

176. Легко быть бескорыстным, когда тебе нечего дать.
177. Шанс всегда есть. Но кроме шанса еще необходимо не
только умение его увидеть, но и умение его использовать.
178. Не бойся ошибок. Ошибки — не грехи. Ошибки — это
способы создания чего-то нового, возможно, творчески
нового.
179. Где живешь, тем и живи.
В академической атмосфере — публикациями, степеня-
ми, званиями, продвижениях по службе. В Армии — звез-
дочками. В издательстве — книгами. В торговле — цена-
ми. На бирже — курсами. И т. д. А не можешь этим
жить — уходи. А не хочешь этим жить — съедят.
180. Когда один — думай, когда с кем-то — чувствуй и дей-
ствуй.
181. Нарушать правила тоже нужно по правилам.
182. Плохо, когда изобретаешь велосипеды. Но лучше изоб-
ретать велосипеды, чем ничего не изобретать. После того,
как изобретешь несколько велосипедов, осознаешь свое
собственное невежество, и прежде, чем изобретать, пой-
дешь в библиотеку.
183. Отсутствие детей не может нервировать. Нервировать
может только их присутствие. А если нервирует их отсут-
ствие, то это свидетельствует о неудовлетворении чувства
собственной значительности, которую следует удовлетво-
рять через продуктивную деятельность, а не через рожде-
ние ребенка.
184. Не всякий великий человек известен, не всякий извест-
ный человек велик.
185. Когда хочешь возвысить себя, предложи партнеру ус-
лугу. Когда хочешь возвысить партнера, попроси его об
услуге.

362
Приложения

186. Серьезный человек — это снаряд, выпушенный в опре-
деленном направлении и не меняющий его.
187. Не можешь управлять собою, не сможешь управлять и
другими.
188. С волками жить, по-волчьи выть. Но волком для этого
становиться необязательно. (Сергей Лавренков, мой
ученик)
189. Лучше говорить правду. Все равно никто не поверит.
190. Есть люди, с которыми в историю не попадешь, но в ис-
торию влипнуть можешь.
191. С ребенком нужно разговаривать как с взрослым, но не
требовать от него как от взрослого.
192. Когда идешь к начальнику по собственной инициативе,
реши все вопросы за 5 минут. У начальника не проси, а
предлагай. Идя к начальнику, подготовь письменную речь.
Растеряешься, так прочтешь. В крайнем случае, конспект
или тезисы. И не бойся их держать перед своими глаза-
ми. Ведь второго раза может и не быть.
193. Не приходи к начальнику раньше времени. Обязатель-
но благодари начальника, но по делу, а это всегда можно
найти, хотя бы за то, что принял.
194. Принимай подчиненного как можно быстрее. Это вы
тратите на прием подчиненного 5 или 10 минут. Он тра-
тит на вас все время, которое ждет вашего приема. И все
это время он работает плохо.
195. Лучше сделать так, чтобы тебя вызвал начальник.
196. Здоровое сердце не ощущается, хороший начальник не
заметен.
197. Позаботься о том, чтобы узнать, правильно ли тебя по-
няли.

363
Командовать или подчиняться?
Проводил я как-то семинар. Одна из его участниц по-
просила меня помочь ей вернуть мужа-алкоголика, кото-
рый уже много лет причинял ей одни неприятности. Мы
начали с ней работать на эту тему. В это время кто-то из
участников спросил, не бывают ли у меня романы с мои-
ми подопечными, нередко очень привлекательными жен-
щинами. Я вместо ответа на этот вопрос рассказал следу-
ющий анекдот.
Некто, новоявленный Робинзон, попал на необитае-
мый остров. Он кое-как оборудовал себе жилье, смог на-
ладить процесс питания. Тогда стал актуальным сексуаль-
ный вопрос. И он решил поймать для этих целей обезьянку.
Но сделать ему это никак не удавалось. Подошел он к бе-
регу моря, пригорюнился, и вдруг увидел, как коршун на-
падает на лебедя. Наш Робинзон убил коршуна, а лебедь
превратилась в прекрасную девушку. И, как в известной
сказке, в благодарность предложила свою службу и выра-
зила готовность выполнить любое его желания. Он немно-
го подумал и попросил поймать обезьяну.
Далее у нас шла работа с этой подопечной. Где-то она
поддакивала вроде бы по делу, где-то не соглашалась. Но
желание заказчика — закон для психолога. Написали мы
всей группой амортизационное письмо с целью вернуть ей
этого алкоголика. Вечером она пожаловалась на то, что
она почти все забыла, своей подружке, с которой она про-
живала в одной комнате. Та с удивлением спросила: «Не-
ужели все?». «Нет, запомнила только анекдот». Подружка
попросила пересказать его. Вот этот пересказ, который
шел под гомерический хохот всей группы.
«На необитаемом острове появился принц. Вдруг он
захотел есть. Он взял лук и стрелы и погнался за зеленой
обезьяной. Выбежал он на берег моря и видит там лебедя.
Вдруг лебедь стал принцессой и говорит принцу: «Я твоя,
я тебя люблю и хочу, бери меня». А он ей ответил, что она
ему не нужна и побежал дальше за зеленой обезьянкой».



364
Приложения

Психологическая атмосфера в группе была хорошей,
моя подопечная не обиделась, более того, после этого оз-
доравливающего смеха она осознала суть своей проблемы.
Итак, позаботься о том, чтобы узнать, правильно ли
тебя поняли.
198. Главное — чувствовать себя королем, а не быть на «ко-
ролевской должности».
199. Бьют в одну щеку — убирай другую.
200. Говори так, чтобы тебя мог понять хотя бы тот, кто хо-
чет тебя понять, и так, как ты хочешь, чтобы тебя поня-
ли.
201. Человек устает делать не свое дело, а когда он делает
свое дело, он не устает, сколько бы он ни работал.
202. Лучшая борьба с больной совестью — развитие своего
ума. Умному человеку совесть не нужна. Заповеди нуж-
ны глупцам.
203. Бог ключ от Рая спрятал вовнутрь человека. Но тот не
хочет искать его там.
204. Нет ни одной женщины, которая бы вышла замуж за хо-
лостяка. Часто сыновья являются психологическими му-
жьями своих мам.
205. Невротическая роза часто не замечает, что она роза, а
видит у себя только шипы. Невротичный человек, обща-
ясь с розой, не видит, что она роза, а видит у нее только
шипы.
206. Сексуальной проблемы не существует, а существует про-
изводственная, решение которой перешло на террито-
рию сексуальной проблемы.
Истинно сексуальная проблема проявляется не страда-
ниями, а отсутствием яркости жизни. Нерешенная сексу-
альная проблема напоминает комнату, где не произведе-

365
Командовать или подчиняться?
ны малярные работы. Жить вполне удобно, но некраси-
во. Это не значит, что не нужно ее решать, но ее нужно
решать только после того, как проведены основные стро-
ительные работы.
207. Не спрашивай разрешения у родителей. А вдруг не раз-
решать? Все равно же следует поступать по-своему.
Не спрашивай разрешения у родителей. Вдруг не раз-
решат? Но всегда спрашивай разрешения у начальников,
если не собираешься увольняться с работы.
208. Идеи величия — основной бич людей. Человек живет
так, как будто весь мир вращается вокруг него. Это дей-
ствительно так. Но вокруг меня вращается мой мир, А ваш
мир вращается вокруг вас. Это нужно все время помнить.
Каждый человек думает о себе, а не обо мне.
209. Лучший способ отомстить врагу, не мстить ему и тем са-
мым держать его в состоянии эмоционального напряже-
ния в течение длительного времени. Он-то будет ждать
мести. Здесь как на войне. Затишье вызывает наиболь-
шую тревогу.
210. Мстить можно только равному себе или стоящему выше
тебя, ибо, если ты мстишь кому-нибудь, ты делаешь его,
как минимум, равным себе.
211. Хочешь, чтобы тебя любили, дай на себе заработать, не
лезь в чужие дела, помогай только тогда, когда об этом
просят.
212. При сомнениях лучше себя переоценить, чем недооце-
нить.
213. Не занимайся самообманом. Если сам себя не разобла-
чишь, то люди тебя разоблачат.
214. Преданность — это честолюбие, направленное в буду-
щее (В. Гюго).

366
Приложения

215. Вера и разум должны иметь одно и то же содержание.
216. Будь вождем для самого себя.
217. Когда я боюсь порвать с кем-нибудь, я нуль, который
не хочет стать единицей.
218. Общаясь с другим человеком, помни, что ты не только
видишь в нем себя, но и модифицируешь его поведение.
В присутствии других он вел бы себя иначе, может быть,
гораздо лучше.
219. Если тебя страстно желают, то ненадолго.
220. Творчество возможно на вершине горы знаний, создан-
ной другими, иначе это превратится только в творчество
для себя. Прежде чем изобретать, сходи в библиотеку.
221. Если человек плохо переносит одиночество, то он или
сольется с массой, толпой, или заболеет неврозом. Отсю-
да суть правильного воспитания — научиться использо-
вать одиночество, коль избежать его нельзя.
222. Если ты осознаешь или считаешь, что человек ниже
тебя, и продолжаешь жить с ним, то ты унижаешь, прежде
всего, себя тем, что живешь с человеком, который ниже
тебя.
Мысль возникла, когда мы рассуждали, кто лучше —
мужчины или женщины. Постановка вопроса неправо-
мерна. Практика показывает, что в браке многие мучают-
ся оттого, что считают своих партнеров ниже себя. Боль-
ше всего они наносят вред себе. Если их партнер примет
это положение, он будет расти, а он сам нет. Мне, как учи-
телю, думать, что мои ученики ниже меня, по сути, делать
свою жизнь ужасной. Лучше думать, что они равны мне,
а в некотором плане (возможностей) и выше меня. Про-
сто на сегодня они кое в чем мне уступают по знаниям.




367
Командовать или подчиняться?


2. Тосты
Известные, но смешные
***
Купался молодой человек в море и потерял плавки.
Нырял, нырял и вместо плавок достал кастрюлю. При-
крылся он этой кастрюлей и вышел на берег. Возле его
одежды сидела незнакомая девушка, которая читала кни-
гу и не собиралась уходить. Молодой человек (явно не
прошедший психологической подготовки) решил завести
разговор и намекнуть девушке, чтобы она отошла от его
одежды. И между ними произошел следующий диалог.
— Девушка, что вы читаете?
— Логику.
— А что такое логика?
— Логика — это наука, которая учит угадывать чужие
мысли.
— А о чем я сейчас думаю?
— Вы думаете, что у вашей кастрюли есть дно.
Парень ахнул, у него опустились руки. Но кастрюля не
упала.
Так выпьем же за ту силу, которая удержала кастрюлю!
***
Заказал хан портрет художнику. А хан был кривой на
один глаз и хромой. Художник же нарисовал его без этих

<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>